Руссин Павел : другие произведения.

Недобрый сказочник Тим Бертон

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья про режиссера Тима Бертона. Опубликована в журнале "Техно Бизнес Маркет"

  Недобрый сказочник Тим Бертон
  Стиль этого режиссера невозможно спутать ни с чьим другим. Уже первыми своими лентами он заявил о себе как о новом сказочнике конца ХХ - начала ХХI века. Известно, что сказки бывают добрыми, а бывают страшными. Так вот, Бертон - мастер пусть не всегда страшной, но уж точно недоброй сказки. Злыми их, правда, назвать тоже язык не поворачивается. Он мастерски играет на чувствах зрителей, заставляя их восхищаться и сопереживать героям. Он постоянно балансирует на тонкой грани, разделяющей смех и ужас, сатиру и тонкую лирику. А еще его фильмы - настоящие произведения кинематографического искусства, красочные и стильные.
  
  Тим Бертон (в другом переводе - Бартон) родился в 1958 г. в Калифорнии, штате, в котором расположен Голливуд. Немудрено, что свою жизнь он решил связать именно с Фабрикой грез. Закончив Калифорнийский институт искусств, он начинает работать художником-аниматором на студии Диснея. В 1982 г. появляется его первая самостоятельная картина - анимационная короткометражка "Винсент" (Vincent), получившая несколько призов на специальных фестивалях. Затем он работает еще над несколькими мультиками, а в 1984 г. снимает свой первый игровой короткометражный фильм "Франкенвинни" (Frankenweenie). Лента руководству студии показалась слишком мрачной, и ее не выпустили в прокат. Роман с "Диснеем" прерывается, но молодого режиссера замечает комедийный актер Пол Рубенс и приглашает снять фильм по его сценарию и с его же участием. Результатом их совместного творчества стало "Большое приключение Пи-Уи" (Pee-wee's Big Adventure, 1985 г.). Картина была замечена, и Бертон, вдохновленный успехом, снимает новую историю.
  В 1988 г. на свет появляется "Битлджус" (Beetle Juice). Рассказ о молодых супругах, в результате катастрофы ставших привидениями и пытающихся с помощью "экзорциста наоборот" Битлджуса прогнать новых владельцев их дома, стал первым шагом Бертона по пути поиска своего неповторимого стиля. Сочетание мистики, черного юмора, готических и в то же время ярких декораций - вот то, что впоследствии станет его неповторимой манерой. "Битлджус" стал настолько удачной работой, что когда Warner Bros. задумали снимать новую версию "Бэтмена" (Batman), одним из главных претендентов на кресло постановщика оказался Тим.
  Вот где ему удалось по-настоящему развернуться! Крупный по тем временам (1989 г.) бюджет и чуть ли не полная свобода в реализации сюжета, создания антуража и подборе актеров. На заглавную роль режиссер пригласил Майкла Китона, с которым так удачно сотрудничал в "Битлджусе", а в роли главного злодея Джокера снялся великий Джек Николсон. Основная женская роль досталась также блиставшей в то время Ким Бейсинджер. Но колоссальный успех фильма (уже за первую неделю проката он окупил себя с лихвой и стал лидером проката 1989 г.) состоялся не только благодаря участию отличных актеров. Бертон при участи художников создал Готэм-Сити - совершенно уникальный город, при этом похожий на все города мира. Кроме того "Вселенная Бэтмена" находилась как бы вне времени. Костюмы и автомобили явно намекали на "золотые 60-е", а декорации были футуристическими. Этот вневременной эклектический стиль режиссер развил в последующих своих работах, в частности, в фильме "Бэтмен возвращается" (Batman Returns, 1992), который хоть и не произвел такого фурора, как первая часть, но породил дальнейшие продолжения. Критики все же восприняли его "на ура". Кроме Китона в нем снялись Мишель Пфайффер, Кристофер Уокен и Дэнни Де Вито.
  В третьей части, получившей название "Бэтмен навсегда" (Batman Forever, 1995 г.), Бертон выступает уже как продюсер, уступив место постановщика Джоэлу Шумахеру. Шумахер, пытаясь сохранить созданную Бертоном "Вселенную Бэтмена", привнес в нее свои идеи, и фильм получился слишком вычурным, хотя новый исполнитель главной роли Вэл Килмер был признан самым сексуальным Человеком-Летучьей Мышью, а в других ролях были задействованы Джим Кэрри, Томми Ли Джонс и Дрю Бэрримор. Следующий фильм, "Бэтмен и Робин" (1997 г.), снятый Шумахером уже без участия Бертона, окончательно дискредитировал идею "Бэтменианы", несмотря на участие в нем таких звезд, как Арнольд Шварценеггер и Ума Турман.
  Но вернемся чуть-чуть назад. Между двумя "Бэтменами" Бертон снимает очаровательную романтическую сказку "Эдвард Руки-ножницы" (Edward Scissorhands, 1990 г.). Странноватая история про гомункула, созданного фантазией престарелого ученого перед смертью, а потому не закончившему свое творение, была поставлена Тимом по собственному рассказу. Но фильм замечателен не только тем, что в нем причудливым образом смешалась готика и гламур, американская глубинка и мрачный замок. В первую очередь главная заслуга этого кино в том, что на его съемках познакомились и подружились Тим Бертон и Джонни Депп. Депп, до того времени снимавшийся в основном в дурацких молодежных комедиях, оказавшись в роли получеловека Эдварда, был восхищен талантом режиссера. Их сотрудничество длится до сих пор (о чем чуть позже) и, будем надеяться, продолжится и дальше.
  В 1993 г. Бертон решает вернуться к истокам, то есть к анимации. Вместе с композитором Дэнни Эльфманом (написавшем музыку к большинству фильмов режиссера) они создали удивительный мюзикл "Кошмар перед Рождеством" (The Nightmare Before Christmas). Режиссером этого проекта стал Генри Селик, а Бертон в очередной раз оделся в продюсерский смокинг. Не так давно либретто этого мрачноватого, но веселого мультика про обитателей страны Хэллоуин, решивших узнать, что такое Рождество, было переведено на русский язык и спето нашими рокерами. Теперь будем ждать, когда показанная по телевизору русскоязычная версия будет издана на DVD и VHS.
  Очередным режиссерским проектом Тима стал "Эд Вуд" (Ed Wood, 1994 г.). Экранизировать биографию режиссера, признанного самым худшим в истории Голливуда - до этого надо додуматься! Это вам не "Эвита" или "Авиатор". Разумеется, только Бертон мог пойти на это, а заглавную роль режиссера-неудачника сыграть мог только Джонни Депп! Фильм примечателен тем, что прекрасно стилизован под 50-е годы XX века (время действия картины). Снят он целиком в черно-белой гамме, а антураж и декорации прекрасно передают атмосферу того времени. Разумеется, в прокате "Эд Вуд" проваливается, но зато собирает богатый урожай наград.
  После этого Бертон берется за совсем уж безумный фильм. Задумав жестоко поиздеваться над фантастическими блокбастерами, повествующими об инопланетной угрозе, он снимает "Марс атакует!" (Mars Attacks!, 1996 г.). По слухам, эта лента является экранизацией ни много ни мало - то ли вкладышей к жевательной резинке, то ли иллюстраций на коробках кукурузных хлопьев! Страшненькие марсиане, плеяда выдающихся актеров (Джек Николсон, Пирс Броснан, Сара Джессика Паркер, Дэнни Де Вито и Том Джонс), нарочитая примитивность спецэффектов, едчайшая сатира и обилие тонкого черного юмора делают это кино одним из лучших в жанре пародии. Куда там тупым поделкам с Лесли Нильсеном и семейкой Уайанс!
  В 1999 г. Бертон опять приглашает Деппа поработать вместе. На этот раз объектом их внимания стало переложение новеллы Вашингтона Ирвинга "Сонная Лощина" (Sleepy Hollow). Вот уж где проявился талант режиссера как мастера готического триллера. Никакой иронии, обилие хоррора, мрачный визуальный ряд, доскональная передача атмосферы провинциальной штатовской деревушки конца XVIII века - вот рецепт от Бертона. Констебль Крейн, приехавший расследовать череду странных убийств в местечке Сонная Лощина, в исполнении Деппа получился пусть немного холодным, но живым человеком. Не менее прекрасны и другие актерские работы: Кристины Риччи, например, или "мастера эпизода" Кристофера Уокена. При этом режиссеру удалось сделать вполне коммерческий проект, не наступив при этом на горло собственной песне.
  Новый резкий поворот Тим Бертон делает в 2001 г., когда берется за ремейк классического хита "Планета обезьян" (Planet of the Apes). К сожалению, фильм не получился. Да, прокат его был довольно успешен, но он разочаровал как поклонников первоисточника, так и фанатов самого Бертона. И это притом, что там были заняты такие звезды, как Тим Рот, Крис Кристоферсон и Хелена Бонэм Картер (последняя стала музой и супругой Бертона). Пойдя на поводу у продюсеров, режиссер отказался от своей фирменной манеры, поэтому лента получилась без изюминки, без фантазии, без красочной картинки. Ожидаемого продолжения, скорее всего, не будет, а если будет, то без участия Бертона. Ну и ладно.
  Зато в 2003 г. на экраны выходит "Крупная рыба" (Big Fish). Мастер вновь возвращается к тому, что ему удается лучше всего - к сказкам. "Крупная рыба", снятая по роману Дэниела Уоллеса, настоящая сказка для взрослых, повествующая о том, что важно оставаться ребенком даже на пороге смерти. История жизни старого умирающего фантазера, которую он поведал своему практичному сыну - причудливая смесь вымысла и реальности, в которой присутствуют великаны и сиамские близнецы, циркачи и жители абсолютно счастливого города. Кроме того, здесь опять присутствует фирменный вневременной антураж и яркие декорации. На главную роль была приглашена вспыхнувшая звезда - Юэн (или Эван) МакГрегор, а еще в "Рыбе" снялись Дэнни Де Вито, Альберт Финни и Джессика Ланж. Фильм стал настоящим подарком киноману, и все поклонники режиссера вздохнули с облегчением и восторгом.
  Последняя из вышедших в России работ Тима на лицензионных носителях - очередная экранизация, на этот раз детской сказки Роальда Даля "Чарли и шоколадная фабрика" (Charlie and the Chocolate Factory, 2005 г.). Книжка, повествующая о путешествии детей на волшебную шоколадную фабрику, сдобрена мрачным юмором и раскритикована, мол, нельзя такую чернушку писать для детишек. Но, как ни странно, именно такое детишкам и нравится. Книга эта уже экранизировалась в 1971 г. под названием "Вилли Вонка и шоколадная фабрика", но фильм прошел практически незамеченным. Бертону, разумеется, тот фильм не понравился, и он взялся за собственную версию. Парадоксальность, метафоричность и черный юмор Даля великолепно ложатся на авторскую манеру Бертона. А если учесть, что в роли эксцентричного конфетного гения Вилли Вонки занят Джонни Депп, композитором выступает опять Дэнни Эльфман, а художником - Алекс Макдауэлл (работавший над "Эдвардом Руки-ножницы", "Сонной Лощиной" и "Крупной рыбой"), то мы вправе ожидать феерического зрелища. И наши ожидания вполне оправдываются. Все, о чем сказано выше, что составляет фирменную манеру Бертона и его команды, - все это есть. Думается, что кино понравится не только взрослым поклонникам творчества мастера, но и детям, которым оно, собственно, и адресовано. Что мы ждем от Тима Бертона дальше? Ну, во-первых, скоро выйдет в прокат его новый анимационный проект "Труп невесты" (Corpse Bride, 2005 г.), одно название которого не позволяет надеяться, что мрачновато юморная эстетика режиссера будет им изжита. И слава Богу! А что еще? В своих интервью все тот же Депп неоднократно заявлял, что у них с Бертоном полное совпадение взглядов, поэтому он счастлив работать с ним. С другой стороны, ему надоели те роли смазливых безумцев, которые ему сейчас предлагают. Как-то он даже сказал, что они с Бертоном собираются сделать нечто совсем из ряда вон, например, снять жесткое порно. Шутил, конечно, но кто знает?..
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"