Все мы слышали и читали о благородном разбойнике Робин Гуде. Или про Али-Бабу и сорока разбойников. Ну а более продвинутые и про Ринальдо Ринальдини в курсе. В большинстве случаев мы информацию про разбойников черпали из литературных произведений: сказок, баллад, романов. Авторы этих произведений и создали господствующие в сознании читателя образы разбойников, их методы действия и детали разбойничьего быта. Но про многие детали, свойственные этому опасному бизнесу, они скромно умолчали. По сути дела нам предоставили описание сферического коня в вакууме. Но как известно, нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. А разбойники как раз и являются частью своего общества. Они привязаны многими нитями к этому самому обществу. Они не могут жить без этого общества. Будет очень интересно подергать за эти самые ниточки и проследить, куда они нас приведут.
Начнем с места обитания разбойников. Авторы завлекательных произведений с легкостью необыкновенной помещают их в разного рода густые леса и горные пещеры. Слов нет, прятаться в таких местах удобно. Но жить постоянно? Разбойничья деятельность подвержена тем же законам, что и партизанская война. Долго в дебрях, вдали от людей не проживешь. Разбойники тоже люди. Они нуждаются в разного рода развлечениях. Им охота и в кабаке посидеть, и девиц помять, и на праздниках повеселиться. Долго держать их в укрытии не выйдет. Скука, раздражение от созерцания одних и тех же рож рано или поздно подорвет дисциплину и банда разбежится во все стороны. Кроме того, им есть и пить что-то нужно. На одной лесной добыче не проживешь. Есть еще одно соображение. Наличие постоянного лагеря в тайне не удержишь. Спустя недолгое время его местонахождение станет известно всем. А там и карательная экспедиция нагрянет. И если вы считаете, что тогдашние бароны и шерифы не умели вести противопартизанскую войну, то вы заблуждаетесь. Хватало в их дружинах умельцев на все случаи жизни. Ведь эти люди воевали всю жизнь, а не только по праздникам. И потому, все эти знаменитые дубы или пещеры были лишь местом сбора или временными укрытиями. Большую часть своей жизни разбойнички проводили среди обычных людей. Жили среди них, заводили семьи и воспитывали детей. И вся деревня прекрасно знала, куда и зачем временами пропадает Махмуд Свиное Рыло.
Из этого следует другое. Самым страшным врагом для разбойников было местное население. Начни над ним издеваться, грабить его, как оно мигом сдаст тебя властям. Вот поэтому Робин Гуд и не трогал крестьян. И даже делился с ними добычей.
Оно конечно, были и целые разбойничьи деревни, жители которых совмещали крестьянский труд с разбойничьим ремеслом, но и они не в вакууме находились. И все в округе прекрасно знали, чем грешат соседи. Но даже власти не спешили пресекать на корню творимые безобразия. И на это были свои причины. Про них позже.
Теперь поговорим про сам процесс разбоя. Обычно описывают нападение на обоз или караван производимое из устроенной заранее засады. Но тут вопрос: как разбойники догадались, что овчинка стоит выделки? По большой дороге много кто в течении дня проезжает. И что, всех останавливать и грабить? Так ведь слухи о засаде быстро разнесутся по всей округе и караван со стоящим товаром просто сменит маршрут следования. А если под видом обоза следует карательный отряд? Такие вещи желательно знать наверняка. И потому, нужна предварительная разведка. У толкового атамана она имеется. Например, среди хозяев придорожных трактиров. Да и жители крупных сел могут быть информаторами. И потому, попусту в засаде никто не торчит. И если ее устроили, значит ждут конкретный обоз, про который много чего известно. Сколько людей в охране? Как вооружены? Опытны или нет? Что везут? Куда везут?
Но допустим взяли караван. Что делать с добычей? Вот тут и начинается самое интересное. Золото и серебро - это редкая добыча. В основном это товар разной степени ликвидности. Сам по себе он разбойникам не нужен. Его нужно суметь продать. Как это сделать? Ну не самому же Робин Гуду продавать на рынке в розницу фламандское сукно. Разбойнику удобней торговать оптом. А для этого нужен торговец с деньгами. И тут у атамана есть несколько вариантов. Либо награбленное скупает хозяин придорожного трактира, при этом часть сделки закрывается поставками продовольствия, либо скупщик краденого в ближайшем городе. И пан атаман этих людей знает. Более того, он с ними не только торгует. Иногда он оказывает им услуги криминального характера.
Но это не конец криминальной цепочки. Скупщик покупает по заниженной цене, а потому в разбойничьем логове мы не найдем сундуков полных золота и серебра. Прежде всего потому, что судьба разбойника неверная. В любую минуту удачливый шериф может его отловить да повесить высоко и коротко. Поэтому, мало кто из джентльменов удачи склонен к накопительству. Пожить хоть недолго, зато весело, вот и все их стремления. Хотя герой "Угрюм-реки" Данила Громов и списан с натуры, но все-таки мало кому удавалось открыть свое дело на накопленное с помощью разбоя. Но нам следует проследить за дальнейшей судьбой награбленного.
В те времена, когда фабричное производство отсутствовало, каждая вещь имела хорошо узнаваемые индивидуальные приметы. Пользоваться ей открыто - можно нарваться на неприятности. Поди докажи, что это не ты работал топором да кистенем на большой дороге. И потому, скупщики сотрудничали с теми, чьим ремеслом была переделка вещей сомнительного происхождения. Как правило, такие дела обделывали евреи. Живя в огороженном гетто, обладая правами самоуправления, они вполне способны были скрыть то, что следовало скрывать. С виду все тихо и благопристойно. Люди заняты сугубо мирными ремеслами: торговцы, ювелиры, портные, лекари, аптекари... Но это на первый взгляд. Ювелиры занимались переделкой украшений сомнительного происхождения, придавая им неузнаваемый вид. Портные перешивали одежду. Лекари лечили раненых или заболевших душегубов, аптекари готовили разного рода снадобья, за применение которых могли и казнить. Удивляться этому не стоит. У евреев того времени выбор был не особо богат. И криминальный бизнес был основным способом выживания и накопления средств. Подумайте сами, все городские ремесленники того времени были объединены в цеховые организации. И ни один цех не примет в свои ряды "собаку-жида". Только добрых христиан. И потому искусным еврейским мастерам оставался только нелегальный промысел. И даже ростовщичество не очень процветало в их среде. Ведь главным ростовщиком в те времена была католическая церковь. Чуть позже - тамплиеры. А это тоже мощные организации, враждебные к любым конкурентам.
Разбойнички наши тоже, как добрые христиане, любви к евреям не испытывали. Но как позже сказал вождь мирового пролетариата, иная сволочь полезна именно тем, что она сволочь. Вот и тут, рука руку мыла. И потому, где кончается Робин Гуд и начинается синагога, без поллитры не поймешь.
А что власти? Власти тоже при делах. Преступность до конца не искореняют лишь потому, что есть точки соприкосновения между ней и любой формой власти. Властители ведь не ангелы и грязными делишками не брезгуют. А потому не просто терпят, но и активно используют криминал в своих целях. Время от времени власти плотно занимаются теми, кто по ее мнению сильно обнаглел.