Russischer Angriff : другие произведения.

Мировой еврейский заговор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Весь мир в труху! На что только не пойдет человек с местечковыми амбициями.

  

Мировой еврейский заговор

  
  Речь пойдёт о событиях, связанных с Первой Иудейской войной, которая произошла в 66-71 гг н.э. Обычно эти события принято представлять в виде стихийного восстания "маленького, но гордого народа". И естественно, что современная израильская пропаганда именно в таком ключе и описывает столь давние события. Но пропаганда, она и есть пропаганда. Грех упрекать её за тенденциозность. У неё свои задачи и она их как может, так и решает. То, что при этом у народа складывается не совсем верное представление, её совершенно не волнует. Главной её задачей является подготовка народа своей страны к грядущим испытаниям. Поэтому она будет всячески выпячивать подвиги предков, затушевывая неблаговидные моменты. Тех же, кого интересуют подробности, пропагандист отошлет к историкам.
  Историки конечно снабдят любопытствующих всеми известными им фактами. Но в дополнение к фактам, они дадут и свои объяснения произошедшего. А вот тут как раз и таится засада. Полной объективности от историков ждать не стоит, ибо каждый из них отстаивает политику своего монастыря. Поэтому и они хоть в чём-нибудь, но будут пристрастны.
  Ещё хлеще поступают писатели. У них вообще с объективностью проблемы. Знаменитое "Я так вижу!" и есть их основной метод восприятия действительности. При этом, чем талантливей писатель, тем сильней он воздействует на читателя. Вот вам такой пример.
  Один из моих сетевых собеседников, проживает в Израиле. И когда мы с ним затронули тему Первой Иудейской войны, он высказался в том духе, что лично он считает иудейских повстанцев идиотами. Почему? А потому что они ввязались в заведомо проигрышное дело. Человек этот не является ни явным, ни скрытым антисемитом. Просто о событиях этой войны он читал в романе Леона Фейхтвангера. Ну и израильская пропаганда тоже повлияла на сделанные им выводы. Выводам этим не стоит удивляться. Если вам будут рассказывать про огромную Римскую империю и маленькую Иудею, то и вы решите, что схватка была неравной, а потому и на победу рассчитывать было глупо. А раз так, то и иудеи предстают перед вами как сборище самодовольных недоумков, не умеющих правильно оценивать свои шансы. Тот же Леон Фейхтвангер описывает своего героя, Иосифа бен Матитьягу (Иосифа Флавия), как ограниченного местечкового деятеля, ничего не знающего про окружающий Иудею мир. В частности, когда Попея Сабина спрашивает его о том, что он думает про события в Армении, то Иосиф даже не понял, о чем его спросили. Какая Армения? Какие армяне с парфянами? Для него за пределами родного кагала сплошная "терра инкогнита"! И это хорошо образованный иудей?
  На самом деле, упомянутый Иосиф, таким невеждой не был. Знал он и языки (греческий и латынь) помимо родного, и с географией дружил, и за международной политикой следил. И потому опростоволоситься подобным образом никак не мог. Более того, читая его "Иудейскую войну", можно понять, что в круг его интересов входила не только местечковая политика. Он обладал необходимой для учёного и политика широтой взгляда, что прекрасно понятно всякому, кто читал его книгу. А прочтя внимательно эту книгу, версию про неравенство сил и отсутствие всяческих шансов на успех, принять невозможно.
  
  

Поединок карлика с гигантом

  
  Прежде чем перейти к рассмотрению событий Иудейской войны, зададим себе вопрос: насколько велики шансы на победу у маленькой но гордой птички в борьбе с Империей?
  Начну с того, что чудес на свете не бывает. Маленькому народу могучей империи не одолеть, если она навалится на него всей своей силой. Но если война им выиграна, то причина этому простая - противник выделил недостаточные силы. Берём для примера анекдотичный случай: войну между русскими и чукчами, которая закончилась победой чукчей. Масштабы столь эпической битвы вряд ли кого впечатлят. Нами в этой войне задействован был небольшой отряд, немногим больше роты. Не думаю, что в Петербурге про это событие вообще узнали. Потому что никакого мирного договора на унизительных для России условиях заключать не довелось.
  В качестве второго примера можно привести Первую Англо-бурскую войну (1880-81 гг). Эту войну Британия проиграла. Страна, с населением в 29.3 млн. человек, не смогла справиться со страной, чье население составляло порядка 30 тысяч человек? Почему так? Сами посудите, против трех тысяч солдат буров, британцы задействовали 1200 своих солдат. И это было всё, чем Британия располагала в этих местах. Можно было прислать новые войска и продолжить войну, но видимо в это время англичанам было не до Южной Африки. Но спустя двадцать лет события в тех же местах развивались совсем по-другому.
  Буры, располагавшие в начале Второй англо-бурской войны примерно 45 тысячами солдат против 24-28 тысяч у англичан, бодро начали войну, видимо решив, что им это опять сойдет с рук. Не сошло. Англичане после первых неудач не пали духом и подошли к делу серьёзно. К концу войны у них на данном театре военных действий была 450-тысячная группировка против 83 тысяч буров и трех тысяч иностранных добровольцев. Результаты войны нам известны.
  Как видите, никаких чудес тут нет. Сколь бы сильна не была империя, но и врагов у неё немало. А потому войска приходится держать на всех угрожаемых направлениях. Бывает и так, что на части направлений, которые считаются второстепенными, держат явно недостаточные силы, причем не всегда есть возможность в случае обострения обстановки подкрепить их резервами. Именно в этот момент у карлика и появляется шанс одолеть гиганта. Правда, наслаждаться такой победой в большинстве случаев долго не выйдет. Стоит империи высвободить достаточное число сил, как недавний победитель становится побеждённым. Те же чукчи были завоеваны без всякой войны. Ну а буры сдались после трехлетнего сопротивления.
  Правда надеяться на то, что все в мире ни с того ни с сего создадут нужные угрозы, а ты этим с толком воспользуешься, не приходится. Хотя бы потому, что к борьбе нужно как следует подготовиться. Причем достигнуть готовности следует к вполне определенному времени. И время это нужно точно знать, потому что поддерживать готовность к борьбе и ждать благоприятного случая долго не выйдет. Имперские власти быстро устранят возникшую угрозу имеющимися в их распоряжении силами. Отсюда вывод: ситуацию, когда все силы противника связаны угрозами, нужно не ждать, а готовить самому. Это достигается за счет заключения союзов со всеми врагами твоего врага. Но и они так просто не станут рисковать своим благополучием ради каких то ваших целей. Союзников нужно долго уговаривать, заинтересовать, прежде чем они поддержат вас. Но кроме заинтересованных естественных союзников, неплохо заиметь и невольных союзников. Трудность в том, что они может быть и враги существующей власти, но и вам не друзья. И ради вас они ничего по доброй воле затевать не станут. Их на активные действия можно только спровоцировать. А для этого тоже нужна предварительная работа.
  Не исключён и такой вариант, что карлик продает свои услуги заинтересованным странам. Примеров этому тьма. Взять для примера ту войну на Кавказе, что Россия вела длительное время при царях. В начале этой войны военные силы Российской империи были незначительны. В частности мне встречалось уверение о том, что в 1785 году черкесам противостояло порядка семи сотен русских воинов. Зато в 1864 году в распоряжении князя Барятинского была уже 225-тысячная армия. Ровно столько, сколько в своё время противостояло вторжению такого противника как Наполеон. Продержаться столько времени против России горцы смогли благодаря тому, что были не одиноки. Во-первых, русские войска постоянно отвлекались на войны в других местах. Войны с Наполеоном, турками, персами, на Крымскую войну. Кроме этого приходилось отправлять войска на подавление восстаний поляков и венгров. Временами, горцы имели подавляющее превосходство в живой силе и владели инициативой. Но и это не всё. Персия, Турция и Англия, даже не воюя с Россией, основательно нам вредили. Большую часть всего того, что необходимо для ведения войны, черкесы получали из Турции. А за спиной Турции обделывала свои делишки Англия. Так что фактически на Кавказе мы имели дело не с одними только горцами, а вели войну с целой коалицией неслабых держав.
  Примерно тоже самое можно сказать и про Корейскую и Вьетнамские войны. Ни Северная Корея, ни Северный Вьетнам никогда бы не смогли устоять против США, если бы за их спиной не стояла вся сила стран социализма.
  И Афганистан, если хорошенько посмотреть, вел войну с нами вовсе не один. Вести войну "духам" помогали Китай и США, плюс практически весь Мир Ислама.
  Чечня. Она тоже не была одинока. И кстати, чеченцы не были главными участниками войны. Наши доморощенные либероиды давно заслужили прижизненные памятники на площадях чеченских населенных пунктов и именные фонари на улицах русских городов. Ну а про действенную помощь Запада и говорить нечего.
  Таким образом, глядя на подобного рода конфликты, можно смело делать общий вывод: в открытую борьбу против империи, малые народы вступают лишь заручившись поддержкой сильных держав. Без этого выдержать длительную борьбу они не в состоянии, да и не станут её затевать. Бывают конечно стихийные народные выступления, но они именно в силу своей стихийности и подавляются в самые короткие сроки. Причем, силами не самых лучших войск. Уже поэтому, на Первую Иудейскую войну стоит смотреть не как на стихийный бунт, а как на заранее подготовленную операцию. Причем, к этой операции привлекались достаточные для успеха силы и средства. О чем Иосиф Флавий и писал в Предисловии к своей книге:
  
   " Римское государство изнемогало от внутренних неурядиц, когда началось это, как уже было замечено, в высшей степени знаменательное движение. Иудеи же, стремясь тогда к созданию нового положения вещей, воспользовались тогдашними беспорядками для восстания; они были так богаты боевыми силами и денежными средствами, что надеялись даже завладеть частью Востока, которую те вследствие многочисленных смут считали для себя чуть ли не потерянной. Иудеев кроме того окрыляла надежда, что их соплеменники из-за Евфрата примкнут массами к их восстанию; римляне же, напротив, были заняты усмирением соседних галлов, да и кельты заставляли беспокоиться. Наконец, после смерти Нерона все пришло в волнение; многие, пользуясь благоприятным случаем, пытались завладеть престолом; войско в тоже время в надежде на добычу жаждало перемены в правлении".
  ( Иосиф Флавий "Иудейская война" Предисловие св.2)
  
  

Удачный дебют Маккавеев

  
  Итак, восстание против Рима не было стихийным. Все заранее планировалось и учитывалось. У повстанцев не было недостатка ни в людях, ни в оружии, ни в деньгах, ни в прочих материальных ресурсах. И политическая обстановка способствовала успеху.
  Только не стоит приписывать это особой гениальности руководителей восстания. Как мы увидим дальше, дураками они конечно не были, но и в гении их записывать не стоит. Тем более, что ничего нового тут выдумывать не пришлось. Всё было украдено до них. Оставалось лишь взять за образец проверенные на практике решения и приспособить созданный на их основе план к новым политическим реалиям. А кто послужил им образцом для подражания? Никто иной, как братья Маккавеи.
  Итак, что сделали эти самые братья? Начну с того, что никакой Иудеи во времена деятельности Маккавеев не было. Была провинция Келесирия. Со времён войн диадохов название Келесирия было распространено на Палестину и Финикию, которые долгое время являлись предметом споров между Птолемеями и Селевкидами. Провинция эта была заселена представителями разных племен и народов, имеющих к тому же совершенно разное происхождение. Были там и остатки населения Древнего Ханаана. Были остатки древних филистимлян. Галилею населяли пришлые ассирийские и греческие колонисты. Самарию населяли потомки переселенных ещё ассирийцами гутиев, халдеев, арамеев. К югу от Иерусалима жил народ идумеев - старые враги иудеев. Иудеи в этой самой Келесирии в тот момент не составляли большинства населения. Ну а в городах их и подавно было мало. Да и те что были, довольно основательно эллинизировались. Настоящая Иудея в тот момент - сельская местность вокруг Иерусалима, которую почти не затронул процесс эллинизации.
  Согласно официальной версии, причиной восстания стали гонения на иудаизм и языческие жертвоприношения в главной еврейской святыне - Иерусалимском храме. Оскорбленное религиозное чувство иудеев вызвало взрыв негодования в их среде. И они подняли вооруженное восстание в 166 году до н. э. Началом восстания стало убийство Маттафией еврея, принёсшего жертву на алтаре, построенном греками. После этого Маттафия с семьёй бежал в горы и вскоре объединил и возглавил ранее действовавшие в Иудее и Южной Самарии повстанческие отряды.
  
  
 []
  Израиль при Иуде Маккавее
  
  На деле, всё было совсем не так. Пока спорившие из-за Келесирии государства Лагидов и Селевкидов были сильны, евреи сидели тихо, как мышь под веником и старались ничем не раздражать греко-македонских владык. Более того, часть евреев была настолько очарована высокой эллинской культурой, что либо отходили от веры предков, либо придерживались облегченной версии иудаизма. Подобное сильно не нравилось религиозной верхушке, которая с потерей паствы теряла и часть доходов. Но до поры до времени она своё недовольство держала при себе. Впрочем, её лояльность те же Селевкиды до поры до времени покупали. А потому, устраивать смуту святоши не спешили. Все изменило появление на Востоке нового игрока - римлян.
  
  
 []
  Приобретения Ионафана
  
  Появились римляне на Востоке Средиземноморья не просто так, а вынуждено. Будь их воля, они пришли бы сюда намного позже, когда все насущные вопросы в Западном Средиземноморье были бы решены. Вот только борьба с Ганнибалом имела последствия. Сперва на стороне Ганнибала выступила Македония, а затем, Ганнибал, бежавший к Селевкидам, начал подбивать их на борьбу с Римом. Последнее обстоятельство настолько встревожило Рим, что он после победы над Македонией плотно занялся Селевкидами. Победа над Антиохом III Великим в битве при Магнесии, сразу превратила прежде мощное Сирийское царство, в государство рыхлое и раздираемое смутами. Хуже всего стало то, что если до проигранной Риму войны, Сирийское Царство было полностью самостоятельным государством, то теперь, даже сохранив независимость, оно стало подчиняться римскому диктату. Правда, сил на то, чтобы добить противника окончательно, у римлян тогда не было. Зато была велика опасность того, что пришедший к власти энергичный правитель сумеет восстановить прежнюю мощь своего государства.
  Именно поэтому стараниями римлян всячески поддерживалась грызня за власть как между самими Селевкидами, так и внутри греко-македонской элиты. А помимо этого, оказывалась всяческая поддержка разного рода сепаратистам. У иудеев появился шанс. И кстати не только у них. Описание самой войны, которую велась братьями Маккавеями, что Иосифом Флавием, что церковниками, производилось весьма однобоко.
  Во-первых, замалчивается то, что не одни иудеи вдруг захотели срочно обрести свободу. В восточных ираноязычных сатрапиях тоже хватало сепаратистов. Причем, возглавляли их назначенные Селевкидами наместники.
  Во-вторых, те же авторы молчат про вавилонскую еврейскую диаспору. А ведь вавилонские евреи были и многочисленней и богаче палестинских иудеев. И кто сказал, что они не желали избавиться от диктата эллинистических династов? У них как раз для этого было больше возможностей. И ещё вопрос: сами Маккавеи затеяли борьбу за независимость, или их соплеменники из-за Евфрата к этому подтолкнули? В любом случае, маленькая но гордая птичка сражалась за свободу не в одиночестве.
  
  
 []
  Завоевания Симона
  
  Картина этой борьбы выглядела примерно так. Восстановлением прежнего значения своего царства и наведением порядка, занялся энергичный Антиох IV Эпифан. И ничего хорошего евреям это не обещало. Попытка бунтовать была быстро подавлена. Причем дважды. В 170 г. до н.э. он ввел войска в Иерусалим и восстановил порядок.. В 168 г. до н.э. волнения, вызванные слухом о гибели царя, переросли в масштабное восстание. Антиох организовал карательный поход и жестоко подавил мятеж, Иерусалим был разграблен. В общем, ограничься Антиох восстановлением порядка лишь на территории своей державы, мы бы вряд ли что-нибудь знали про Маккавеев и их подвиги. Но Антиох допустил очень крупную ошибку - влез в Египет. Ошибка была в том, что на богатый Египет имели свои виды римляне. В ту пору, влезть в эту страну, значило тоже самое, что в начале 90-х влезть в страны Персидского залива. Вспоминаем про то, что случилось с государством Саддама Хусейна. Пока он бодался с Ираном, его поддерживал не только СССР, но и Запад вместе с арабами. Но стоило ему захватить Кувейт, как на него обрушились буквально все. И сразу Америка полюбила курдов. До которых ранее ей дела особого не было.
  Точно так же и с Антиохом. Стоило влезть в египетскую смуту, как сразу возникли римляне, потребовавшие очистить захваченные земли от сирийских войск. Упираться Антиох не стал, войска вместе с добычей вывел. Вот только это его не спасло. Римляне от него больше не отстали. Подступы к Египту - это как раз та самая Келесирия, которую среди прочих народов населяли иудеи. Обезопасить Египет от вторжения сирийских войск, образовав на месте этой провинции буферное государство - разумный для римлян шаг. Вот с этого момента иудеям и попёрло!
  Римляне той поры имели не только прекрасную армию, но и отличных дипломатов. Причем, своими внешнеполитическими успехами они обязаны были именно прекрасной работе этих дипломатов. В большинстве случаев армии оставалось лишь закрепить успехи своих посольств. Не стала исключением и Сирия, куда в эту пору римляне засылали не легионы, а посольства и резидентуры. Умение бороться с противником с помощью чужих армий, римляне продемонстрировали еще во Вторую Пуническую войну. Ну а с государство Селевкидов они именно чужими руками и добивали. В этой ситуации, Маккавеи для них были просто находкой. Лично я сомневаюсь, что римляне их вербовали. Слишком мелкие это были деятели по римским меркам. Зато мимо вавилонских евреев они никак пройти не могли. Просто потому, что у тех было больше причин и возможностей для дестабилизации обстановки в стране проживания. И расчеты эти оправдались. Восток забурлил. Иудея просто шла "прицепом" к общему замыслу.
  Если всё это понимать, то понятны и причины успеха Маккавеев. А они таковы:
  
  - Войска Антиоха понадобились вдруг и везде, а потому для подавления восстания их не хватило.
  - Иудейские повстанцы получали солидную материальную поддержку от своих вавилонских соплеменников.
  - Гибель Антиоха лишила сирийцев талантливого и энергичного правителя и породила смуты уже внутри правящей династии.
  
  Ну а дальше, ничего хорошего для Селевкидов не было. Им просто стало не до пузатой мелочи. Были проблемы и серьёзней иудейских. Поэтому борьба Маккавеев свелась к борьбе с местными эллинистами, что было сравнительно нетрудно, если учесть ту поддержку, которую оказали им и месопотамские соплеменники, и римляне. Конечно, на создание своего царства династии Хасмонеев пришлось потратить немало времени, но благодаря Риму, они с этой задачей справились.
  
  
 []
  Максимальная территория маккавейского государства
  
  Как иногда водится, в этой истории наибольшую славу получили не главные затейники, а те, кто выполнил самую грязную работу. Нет оснований считать эту интригу еврейской. По большей части, задумку и исполнение плана стоит приписывать римским дипломатам. Без них у евреев все выступления против сирийцев заканчивались разгромом. Правда, мы не найдем в античных источниках сведений, чтобы Рим оказывал прямую поддержку иудейским повстанцам. Римляне на мелочи не разменивались и работали масштабно. И при дворе Селевкидов, и в Армении, и в Месопотамии, и на территории нынешнего Ирана. Иосиф Флавий правда упоминает о заключении некого союза между Римом и Иудеей, но имён послов, заключавших этот союз не называет. И правда, что делать римским послам на том клочке земли, который сумели отвоевать малочисленные повстанцы? Максимум - послали тайного эмиссара в ранге центуриона, чтобы он порешал некоторые вопросы с местными разбойниками. Вот и весь союз.
  Как видим, чудес тут не было. Шел распад некогда могучей державы и сложились благоприятные условия для успешного восстания. В этих условиях даже небольшой аул сможет добиться независимости. Именно этим опытом, спустя два века решили использовать иудеи, когда приняли решение об организации восстания уже против Рима.
  
  

Сила и слабость Иудеи

  
  
  Повторить удавшуюся однажды интригу не так легко, как кажется. Тем более, намного сложней повторить чужую интригу. Хитрецов, на это способных, найдётся достаточно, но не всем светит успех на этом поприще. Потому что кроме ума и хитрости, нужно иметь и достаточную силу. Причем, желательно свою собственную, а не заимствованную.
  Простой пример. Некий офисный хомяк плёл интриги против коллег по работе. Сперва всё у него получалось и конкурентов на пути к карьерному успеху удавалось выжить. Но не всё коту масленица. Нашелся человек, который перевёл противостояние в иную плоскость. Проще говоря, набил ему морду без свидетелей и предупредил: не уволишься - морду буду бить ежедневно. И пришлось тому уходить. Мелкий интриган этим и отличается от мастера интриги: ему в голову не приходит простая мысль о том, что в его хитрую задницу, кто-то может вставить болт с анкерным креплением. И сделано это будет при отсутствии серьёзного сопротивления. Поэтому вывод: всякий хитрый план должен быть подкреплён достаточной силой, ибо без этого он превращается в обычный блеф. А бесконечно блефовать не выйдет. Для серьёзного политика это является неоспоримой истиной.
  А как с этим обстояло дело у иудеев? А они такие вещи понимали не хуже нас. Поэтому с самого начала стремились обрести собственную силу и по возможности её нарастить. Основою этой силы был сам иудейский народ. Вопреки воплям о том, что евреи были вечно гонимыми, в ту пору они не походили ни на классических терпил эпохи Холокоста, ни на истеричных местечковых интеллигентов. Всеми необходимыми качествами для той же военной службы они обладали.
   Будучи бодрым и воинственным народом, они частенько резались с соседними народами и друг с другом, энергично, с энтузиазмом, с огоньком. В описываемый исторический период, в Восточном Средиземноморье были распространены евреи-наемники. В V веке до н. э. в Египте на Элефантине стоял наемный пограничный корпус евреев для защиты от нападений нубийцев. Заодно те же евреи частенько привлекались для подавления восстаний местных египетских крестьян. Там они служили, пока те самые возмущенные крестьяне не разгромили их колонию. При Птолемеях, евреи в Египте служили в "речной полиции", и филактитах - внутреннем войске. Короче, тогда хватало евреев знавших, с какого конца нужно держаться за меч.
  Но в самой Палестине, во времена Маккавеев они были в явном меньшинстве, а потому другие местные жители могли являться угрозой для их существования и благополучия. Усилия Селевкидов по насаждению эллинизма приносили неплохие плоды. В ближневосточных полисах хватало людей, которые не являясь греками по крови, добровольно восприняли эллинскую культуру вместе с эллинским языком. Это были так называемые филэллины. И их с каждым днем становилось всё больше. Противопоставить эллинизму евреям было нечего. Более высокая культура уверенно одолевала примитивную религию иудеев. В мирном состязании культур, шансы на сохранение иудаизма были не очень велики. Доказательством этому служит то, что повстанцам пришлось физически расправляться с теми соплеменниками, которые соблюдали эллинские религиозные обряды. Впрочем, ничего кроме голого насилия Маккавеи предложить населению Келесирии не могли. Понимая это, восставшие помимо борьбы с Селевкидами, занялись тем, что сейчас называют этническими и религиозными чистками. Первый их главарь, священник Маттафия, совершал со своими бандитами набеги на соседние местности, разрушая алтари, производя обрезание, карая отступников от веры предков и евреев, лояльных новой политике. Сын его Симон, с завоеванных территорий изгонял греческое население, замещая его еврейскими поселенцами. Сын Симона, Иоанн Гиркан пошел дальше. Он не только вырезал и изгонял филлэлинов и прочих язычников. Он начал насильственную иудаизацию местного населения, ранее не входившего в "Дом Израилев". Подчинил себе самаритян и идумеян, насильственно принудил их принять обрезание и другие иудейские обряды. Был разрушен Храм самаритян на горе Гаризим. Таким образом Маккавеи искусственно увеличивали численность своего народа. На этом процесс увеличения собственной численности не остановился. Воцарившиеся в Иерусалиме цари Иудейские затеяли процесс инкорпорации населения Галилеи, Филистимского Пятиградья и Заиорданья в состав новообразованного Израиля. Метод инкорпорации был прост - иудейство или смерть! Как это ни странно, но потомки тех, кого насильственно втянули в своё сообщество, совершенно искренне уверовали. Правда, с самаритянами вышла осечка. У самаритян существовала своя версия иудаизма и менять её они не собирались. Уже одно это ослабляло Второе Иудейское царство. Но и эллинизм не до конца был побежден. Через Иудею чуть не со времен позднего неолита проходили торговые маршруты и никакие войны и потрясения их не уничтожили. Часть иудейской верхушки неизбежно втягивалась в процесс международной торговли. А она в ту пору контролировалась в основном греками. Чтобы получить доступ к участию в крупных торговых операциях того времени, следовало не отгораживаться от мира эллинизма, а активно с ним взаимодействовать. То есть, активно участвовать в его жизни. Влезать во все его интриги и склоки, оказываясь при этом в том культурном поле, которое так не нравилось фарисеям. Союз с Римом и совместная борьба против Селевкидов тут ничего не меняли. Суровый Лаций сам был пленен побежденной Элладой. В общем, правила игры во внешнем мире устанавливались вовсе не евреями. Поэтому иудейской верхушке приходилось меняться. Прошло совсем немного времени с момента обретения независимости, а потомки лидеров антиэллинистического восстания сами стали эллинистами. От чего ушли, к тому и пришли. В то же время, иудейская верхушка опасалась рвать с иудейской традицией до конца, потому что в те времена потеря связи со своим народом была очень опасна. Человек, за которым не стояла община, полис, муниципия, племя... был не личностью, а пищей для хищников-соседей. Его жизнь, свобода, достоинство и сохранность нажитого в этом случае ничем не гарантировалась. Такого человека любой мог запросто убить, ограбить, изнасиловать и при этом никто не призовёт злодея к ответу.
  В Иудее сложилась забавная ситуация. Её правящая верхушка вынужденно опиралась на фарисеев - ревнителей святоотеческих традиций. Но души этих ребят тянулись к Платону и Аристотелю, Софоклу, Гомеру и Сапфо. Они даже имена своим детям давали греческие. Но рвать с иудаизмом опасались. А потому, они нашли компромиссное решение: иудаизм-лайт. Ситуация, очень похожа на современную, когда евреи воспитаны в европейских традициях, а иудаизм - просто неизбежная плата за поддержку со стороны общины. Эти самые жидо-эллинисты являли собой обычных космополитов, пока ещё не безродных. Такое решение насущной для них проблемы не являлось идеальным. Как и всякие личности с двойным дном, они вызывали равное недоверие как у своих, так и у чужих. Обычное отношение к людям с двойной лояльностью. Со временем это аукнется, но и изначально это вносило раскол в не такое уж и монолитное образование.
  Второй бедой иудейской был не преодоленный племенной принцип. Впрочем, это свойственно было всем народам Античного времени. Преодолеть племенной принцип со временем смогли только римляне. Прочие народы старательно мерялись родословными и чистотой крови. Инкорпорировав через принятие иудаизма чуждые по происхождению племена, иудеи тем не менее не забыли про эту чуждость. Несмотря на то, что потомки насильно иудаизированных этносов искренне придерживались новой для них веры, это не избавило их от высокомерного отношения со стороны чистопородных иудеев. Да, к числу иудейской аристократии добавились представители идумейской аристократии. Более того, ставший царём идумей Ирод, прозванный Великим, много сделал для процветания Иудеи. Тем не менее в чисто иудейской среде он чувствовал себя очень неуютно. А детей от своей жены-иудейки очень даже опасался. Потому и тянуло его брать в свой гарем иноплеменниц. И это правитель! А как относились к рядовым идумеям, про то описал Иосиф Флавий. Только когда совсем припекло, иудеи решили, что единоверцы им братья. А до этого - не более чем чурки завоёванные. Точно такое же отношение было и к жителям Галилеи. Этих потомков ассирийских и греческих колонистов третировали как могли. Тому же Христу ткнули носом тем, что он не еврейских кровей. Помните: "Сын Божий из Галилеи?" И в самом деле, почетный статус "сынов божьих" имели лишь чистокровные иудеи. А новообращенные должны довольствоваться статусом "рабов божьих". И это тоже потом аукнется гордецам.
  Третья беда иудейская проистекала из их первоначального успеха. Дело в том, что державу Селевкидов крушили не только римляне. С восточной стороны ту же самую работу проделали парфяне. В результате этого, более многочисленная и богатая вавилонская община иудеев оказалась в составе другого государства. Связь с ней утеряна не была, но взаимодействовать стало значительно трудней.
  Отчасти это было компенсировано расселением части иудеев по городам стран Восточного Средиземноморья. Как правило, мигранты на новом месте группировались вокруг синагог и это способствовало формированию устойчивых общин. При этом, общины не теряли связи с метрополией и время от времени от них в Иерусалим приходили паломники.
  Вот собственно и все составляющие иудейской силы и слабости того времени. Правда, при Хасмонеях. Иудея не могла похвастаться какой-то особой значимостью. Даже в масштабах своего региона. И завоеванную независимость она сохраняла лишь потому, что серьёзным игрокам долгое время было не до неё. Тот же Рим, долгое время больше заботили свои внутренние проблемы да ситуация в западной части Средиземного моря. Востоку долгое время уделялось недостаточное внимание. При отсутствии серьёзных соперников на Востоке, римляне довольствовались тем, что порядок и стабильность в этих местах поддерживался небольшими государствами, с которыми были установлены союзнические отношения. Всё изменило внезапное усиление Парфянского царства.
  Как я уже писал, проникновение римлян в Восточное Средиземноморье было вынужденным и преждевременным. Одержав военные победы над ведущими державами этого региона, римляне не имели достаточно сил для аннексии большей части этих земель. Поэтому они оказывали влияние на ситуацию в регионе при помощи целой системы союзов с наиболее лояльными к Риму правителями ряда независимых государств. При этом, лишать независимости недружественные им государства они тоже не спешили. Система сдержек и противовесов основанная на непрекращающемся соперничестве одинаково слабых в сравнении с Римом государств, должна была поддерживать искусственно созданное равновесие и никому не дать усилиться до опасной величины.
  Насколько надежной была эта система? Да не очень. Как только у Рима возникали внутренние проблемы, как на Востоке немедленно находился кандидат в гегемоны. Чего только стоили Митридатовы войны. Четверть века ушло на усмирение слишком энергичного правителя Понтийского царства. А киликийские пираты? Они ведь тоже доставляли римлянам немало хлопот. В итоге, со всеми этими угрозами покончили, но спокойней на Востоке не стало. Потому, что появился новый сильный игрок - парфяне. И были они опасней всех предыдущих врагов Рима. Не только своей воинской силой. Главной опасностью была их способность притягивать к себе всех, кто был римлянами недоволен. А таких в Восточном Средиземноморье хватало. Не только отдельные личности. Целые страны мечтали избавиться от римской гегемонии. И в числе этих стран была и Иудея.
  Правда, решиться на борьбу за свою полную независимость, иудеи смогли не сразу. Просто потому что понимали: менять римское владычество на парфянское - это не выход. Следовало поступить так, чтобы ни одна из империй больше не смогла установить контроль за территорией бывшего Иудейского царства. Решить эту задачу, затевая локальное в масштабах Империи восстание, вряд ли выйдет. В Иерусалиме это прекрасно понимали. Поэтому, вспомнили о том, как такие вещи делались во времена Маккавеев.
  Итак, чтобы добиться своей цели, следовало прежде всего спровоцировать войну между Римом и Парфией. Задача вполне выполнимая, если привлечь к делу влиятельную вавилонскую диаспору, которая теперь входила в число поданных парфянских шахов. Но этого мало. Рим конечно больше уделял внимание Западу, нежели Востоку. Лучшие его войска воевали с германскими племенами, покоряли Британию, подавляли Паннонское восстание. На востоке он держал не самые лучшие свои легионы, но тем не менее сдерживать парфян получалось и этими войсками.
  Значит, парфянское вторжение должно произойти в момент, когда никакой стабильности на Востоке не станет. Серия мятежей в Азии, это то что нужно для того, чтобы парфяне решились на вторжение. Достичь этого было трудней, но возможно. Как-никак, но немало иудеев жило и за пределами своей страны, образуя устойчивые диаспоры. Что из этого вышло, поговорим ниже.
  Но парфянская интервенция и повсеместные мятежи, это еще не гарантия успеха. Пока Римская Империя в порядке, она справится и с этим. Значит, неплохо было бы еще устроить смуту. Да такую, чтобы Риму было не до Востока. Причем желательно, чтобы смута была длительной и ожесточенной. Чтобы соперники в борьбе за власть, использовали все лучшие римские легионы. Эта задача была еще трудней, но все-равно выполнимой. В общем, Рим должен был повторить судьбу государства Селевкидов, в котором чудесным образом сошлись внешние войны и восстания в провинциях с борьбой внутри правящей династии.
  Вопрос: а посильно ли это сделать маленькой стране? Ответ: маленькой стране такую программу не осилить. Но ведь активное участие в заговоре должна принять не только сама Иудея но и те иудеи, которые проживали за ее пределами. А их проживало немало. В том числе и в самом Риме. Причем, связь с общинами была устойчивой и поддерживалась через те синагоги, вокруг которой и группировались эмигранты. И нужно сказать, что синагоги оказались неплохим средством консолидации. Именно сюда стекалась та информация, без которой невозможна была практическая деятельность тех же купцов. Кроме того, здесь проводились собрания, на которых обсуждались и решались насущные дела общины. Заодно, она была и школой, и своеобразным дипломатической миссией, которая представляла и отстаивала интересы кагала и отдельных людей перед имперскими властями. Возможностей влиять не только на жизнь своей общины, но и на жизнь конкретного эллинистического полиса или италийской муниципии, у синагоги хватало. Взять ту же Александрию Египетскую, крупнейший из городов Античного мира. Население его на 50% состояло из греков, на 40% из евреев и лишь на 10% из египтян. А ведь хватало значительных еврейских общин и в других городах.
  Но не одними евреями сильны были эти общины. Недавно появившиеся христиане тоже могли стать союзниками. Не стоит этому удивляться. То, что между христианами и иудаистами в вопросах веры были разногласия, ещё ничего не значило. Разного рода сект, в чем-то не согласных с ортодоксальной версией иудаизма, среди евреев хватало. Христианство - это лишь одно из направлений. Религиозные споры, иногда ожесточенные, вовсе не приводили к отлучению от Храма вольнодумцев. То же самое касалось и христиан. Они еще не порвали окончательно с Храмом. Как и прочие иудеи, пусть даже сомнительного происхождения, первохристиане соблюдали те же самые обряды, например обрезание и празднование субботы. Им не запрещалось использовать синагоги в качестве места собраний, им даже оказывалась некоторая поддержка. И не случайно на первых порах, римляне путали христиан с евреями. Кстати, даже то обстоятельство, что природных евреев среди христиан было мало, в Иудее их все-равно считали союзниками, пусть и третьесортными.
  Поэтому, возможностей для явного и скрытого воздействия на обстановку как в Империи, так и вне ее, у руководителей заговора хватало. И масштаб затеянного вполне тянул на заговор мирового по меркам того времени масштаба. Но как говорится: гладко было на бумаге.
  
  

Мотивы

  
  Даже стихийный бунт не возникает без причин. А уж организованное восстание тем более. Обычно, в качестве причины чаще всего называют либо религиозную несовместимость иудеев с римлянами, либо грабительскую политику Рима в отношении Иудеи. Все это имело место быть и могло послужить причиной. Но эти причины не будут главными. Организацией мятежа с самого начала занималась иудейская верхушка. А это не восторженные идеалисты и романтики. Восстание ради восстания или независимость ради независимости, таким людям совсем не нужны. Рим был веротерпимой державой и чужие культы римлян не смущали. Запреты были, но они касались лишь тех культов, где практиковались изуверские обряды. В частности запрещен был друидизм и культ Кибелы. Возмущать римлян мог отказ иудеев почитать императора в качестве бога. По этой причине Калигула пытался запретить иудаизм. Однако римские чиновники и служители Йерусалимского храма смогли найти компромиссное решение и дело спустили на тормозах. То есть, при желании обеих сторон, спор решался мирным путем. Налоговый гнет - вещь неприятная. Но и тут были шансы на замену римских откупщиков иудейскими. Значит, было затронуто что то более важное, с чем иудейская верхушка мириться никак не желала. Но что именно?
  
  "Что бы вам не говорили, вам говорят не все.
  О чем бы с вами не говорили, с вами говорят о деньгах".
  
  Вспоминается один бородатый анекдот. Моисей водил евреев по пустыне, неоднократно предлагая евреям выбрать то или иное место для поселения. Но евреев не устраивал неприятный запах в этих местах. В итоге, Моисей их привел в земли, где не было противных запахов. В итоге, арабы получили земли где есть нефть, а евреи землю, где нефти нет.
  Уверяю вас, легендарный Моисей все понимал лучше сочинителей анекдота. Земли Израиля и без нефти являются настолько ценным активом, что во времена Крестовых походов смогли обогатить Европу. А ценного в этой земле? Собственно говоря, ценной является не только она. Расположенные рядом Ливан и Сирия столь же ценны для их хозяев. И если мы на карту этих земель наложим торговые маршруты, то увидим много интересного. Еще во времена Бронзового века через Древний Ханаан проходил торговый путь, по которому в Египет везли олово из Анатолийских и Кавказских месторождений. Позже, уже Железном веке, оттуда же везли железо. Через порты на побережье шли товары с Востока. Причем, очень важные для населения Европы и Северной Африки товары. Из Китая в Римскую империю шел шелк. Ценность его была в том, что под бельем из шелковой ткани не заводились вши. Из Бактрии поступало немало золота. Оно конечно имелось не только там, но из доступных месторождений они были самые изобильные. Из Индии поступали специи и опиаты. Ценность специй была в том, что при добавлении их в приготовленные блюда, организм человека намного лучше расщеплял съеденную пищу. Без них, можно было набить пузо и при этом не получить нормального насыщения. Опиаты уже в то время шли на врачебные цели и применялись при совершении религиозных обрядов. С юга Аравийского полуострова везли разного рода благовония, которые применялись в парфюмерии. Все это товары очень дорогие и широко востребованные. А помимо них шла торговля и менее дорогими товарами. В общем, Иудея, Финикия и Сирия сидели на таком мощном транзите, что быть бедными странами они просто не могли. Позже, у них появился мощный конкурент - Константинополь. Не просто так крестоносцы и его по случаю прихватили. Но в описываемые мной времена, стоявший на месте Константинополя Византий, такого значения еще не имел.
  Казалось бы, Иудея должна процветать. Тем более, что сами иудеи не чурались торговых дел их купцы много где были. Но не все так просто. У этих купцов были мощные конкуренты - греки, которые не только средиземноморскую торговлю под себя подмяли. Их полисы имелись и в Средней Азии, и в Индии, не говоря уже об эллинизированном Восточном Средиземноморье. А где только не было греческих торговцев? Именно греки держали в своих руках большую часть международной торговли и чужаков не очень-то терпели в своих делах. Даже римляне на востоке империи уступали им пальму первенства, подмяв под себя лишь ростовщичество. Вот поэтому многие богатства мира проходили через земли Леванта, но иудеям с этого доставались лишь жалкие крохи. Будь они независимы, все было бы иначе. Но чего не было, того не было.
  Исходя из этого, иудейская верхушка просто обязана была стремиться единолично владеть столь роскошным активом, каким являлась их страна. А если удача попрет, то и Сирию с Финикией прикарманить. Благо, что согласно Ветхому Завету, эти земли им обещаны самим богом. Местное население? Да не такая уж это и проблема. Опыт этнических и религиозных чисток имелся, как и опыт инкорпорации чужеродных элементов. Следовало только подготовить должным образом события и в нужный момент ударить.
  
  

Подготовка к ведению боевых действий

  
  
  Даже тщательное осмысление имеющегося опыта и столь же тщательная подготовка, не является гарантией полного успеха. Особенно в таком деле как масштабный заговор. С заговорами и сейчас не очень просто. А в те времена, даже верхушечные заговоры, в которых участвовало не очень много людей, в большинстве случаев либо своевременно раскрывались, либо оканчивались неудачей на стадии осуществления. А тайно подготовить восстание - это из области фантастики. Но его и не нужно было готовить в полной тайне. Часть мероприятий могла проводиться и проводилась совершенно открыто.
  Прежде всего, нужно иметь свое войско. Обладая полуавтономным статусом, Иудея какие-то воинские формирования содержала. Численность их была невелика. Нарастить ее планировалось за счет народного ополчения. А оно было? Нет, его не было. Зато были многочисленные партизаны, которые в разного рода источниках именовались разбойниками. Ничего нового для нас в этом нет. Во время Великой Отечественной войны, немцы тоже писали не о партизанах, а о бандитах. Конечно, партизаны частенько грабят собственное население, изымая в свою пользу средства, необходимые для борьбы. Главное их отличие от чистой воды криминальных элементов является идейная заряженность. И как раз у иудейских разбойников она имелась. Большинство их принадлежало разного рода сектам. Те же самые зилоты и сикарии. Эти ребята, помимо банального грабежа, не чужды были и политики. С патриотизмом у них был полный порядок, а значит они годились для службы в нормальном войске.
  Но не только разбойники могли стать частью иудейской армии. Были и вполне настоящие вояки. Как правило, они служили наемниками во вспомогательных римских частях или были на службе восточных династов. Стоит обратить внимание на более позднее событие - разгром XII Молниеносного легиона. Описание сражения наводит на некоторые мысли. Римлян атаковали вовсе не ремесленники и крестьяне, наспех похватавшие в руки все, что сойдет за оружие. Такое "войско" легион раскатает в тонкий блин, даже не вспотев. Против римлян воевал противник, имевший нормальное вооружение и умевший им пользоваться. Более того, слаженность действий наводит на мысль, что легионерами занялись опытные в военном деле ребята, объединенные в отряды, давно прошедшие боевое слаживание и прекрасно знающие возможности римских легионов, их сильные и слабые места. Да и руководивший ими Симон Бар-Гиора не производит впечатления человека, неопытного в военном деле. Обычно изображают как человека, для которого дело при Бет-Хороне было первой битвой. Позвольте не согласиться с этим. В ходе этого боя, иудеи провели серию атак на римские боевые порядки, чередуя засадные действия с боем на дистанции и параллельным преследованием отходившего легиона. Не имея практики в таком деле, подобную операцию не организовать. И получается, что кто-то заранее собрал отряды опытных вояк, притом эти вояки мгновенно подчинились полководцу, якобы возникшему из пустоты. Чего-то я не верю в подобную доверчивость.
  Но не только в Иудее внезапно и к сроку появилась военная сила в готовом виде. В эллинистических полисах Востока Римской империи проживали многочисленные еврейские общины. И когда до этих полисов дошла весть о восстании в Иудее, добрые граждане решили воспользоваться ситуацией и проявить свои верноподданнические чувства. То есть устроить еврейские погромы. И нарвались на хорошо организованную иудейскую самооборону. Конечно, при помощи правительственных войск сопротивление было подавлено, но повозиться пришлось. Здесь тоже есть на что обратить внимание. Были города, в которых "игра" шла в одни ворота. Погромщики поддержанные властями почти не встречали сопротивления. А если оно и случалось, то было стихийным, без малейших признаков организации. Но были и такие города, где погромщики столкнулись с хорошо организованными вооруженными отрядами иудеев. И это была вовсе не самооборона. Об этом говорит активное участие в событиях местного иудейского криминала. Конечно, городскому ворью деваться было некуда и вступить в борьбу они в любом случае были вынуждены, ведь как известно бьют не по паспорту. Но вот как оказались в городах банды разбойников, промышлявших до этого вне городских стен? Что они забыли в тесных городских кварталах, гарантированно становившимися ловушкой для их обитателей? Кто их туда заманил?
  Рассуждать о наличии у этого лихого люда какого либо иудейского патриотизма не стоит. Промышляя на большой дороги, они в паспорт не заглядывали, резонно полагая, что иудейские кошельки ничуть не хуже кошельков иноверцев. Патриотами они стали внезапно, когда поняли, что деваться им некуда. И явились они в города не для защиты соплеменников. Ни один пан Грициан Таврический не поведет своих хлопцев на дело, которое сулит не добычу а гибель. А вот если их нанимают для удара в спину защитникам города во время осады его врагом... Но кто будет осаждать сии города?
  Глядя на карту, начинаешь понимать, что организованная иудейская "самооборона" была в тех местах, что граничили с Парфянским царством. Но при чем тут парфяне? А при том, что между Римом и Парфией шла ожесточенная борьба за Армению. Борьба эта шла с переменным успехом. В самой Армении часть населения поддерживала Рим, а часть - Парфию. К 63 году н.э. враги пришли к необходимости прекратить войну и закончить дело миром. Начались переговоры о мире. Договаривались о варианте "Ни нашим, ни вашим". Парфян такой вариант вполне устраивал, ибо тогда Армения становилась буфером между враждующими империями. Однако спустя некоторое время, парфяне убедились в том, что Рим ведет нечистую игру. Мало того, что в Армении остались римские войска. Так вдобавок к этому римские войска готовили экспедицию в сторону Железных ворот (ныне Дербент) и ведутся переговоры с гирканскими сепаратистами (Южный берег Каспия).
  Сложилась странная ситуация. Пока одни римские политики стремятся покончить с напряженностью на Востоке и освободить часть войск для решения проблем на границах по Дунаю и Рейну, другая часть продолжает бредить Востоком и стремится повторить достижения Александра Македонского. Левая рука не ведала что творит правая. С одной стороны три года Рим и Парфия ведут переговоры о мире и в конце концов заключают мирный договор в 66 году н.э. А с дугой стороны, парфяне видят явные приготовления к продолжению войны. В итоге, шах-ин-шах Вологёз Первый начинает сам готовиться к войне. Для начала он наводит порядок в своих тылах. Эллинистические полисы на западе Парфянского царства, заинтересованные в развитии торговли с Римом, им подавлены. Что немедленно использует в своих интересах вавилонская община иудеев, традиционно лояльная парфянам. В 66 году н.э. на армянском престоле утвердился один из Аршакидов. Что исключало возможность использовать территорию Армении в качестве плацдарма для нападения на Парфию. Зато появлялась шикарная возможность для вторжения в Сирию с выходом на берега Средиземного моря. Учитывая, что действия парфян будут облегчены мятежом в Иудее...
  Сразу предваряю вопрос: а сами иудеи про это знали? Отвечаю: прекрасно знали. О делах в Парфии и Армении они получали информацию от вавилонской общины. Которая была не только многочисленна, богата и влиятельна, но и неравнодушна к тому, что творилось в Иудее. Иосиф Флавий, который достаточно много знал о тех событиях, прямым текстом пишет о том, что в Иудее рассчитывали на помощь со стороны соплеменников из Месопотамии.
  В том же, 66 году н.э., через земли Армении возвращалось из Рима на родину гирканское посольство, не сумевшее договориться о поддержке со стороны Рима. Это был ясный сигнал "для тех кто понимает": экспансия Рима на Восток откладывается. Ибо возникли проблемы на Западе. Вот тогда в Иудее и пришли к выводу о том, что "вчера было рано, а завтра будет поздно". Тем более, что на Иудею обратил пристальное внимание наместник в Сирии Цестий Галл, которому доложили о некой контрабанде, в которой участвует Йерусалимский храм. Была в реальности эта самая контрабанда или нет, о том история умалчивает. Вполне возможно, что прокуратор Иудеи заподозрил что то неладное и нашел предлог для обращения к сирийскому наместнику с просьбой о помощи.
  Тут уже заговорщикам бездействовать стало опасно. Конечно, идеальным вариантом было приурочить начало восстания к началу войны между Римом и Парфией. Но выбирать не приходилось. Оставался вариант, что масштабное восстание в Иудее подтолкнет парфян к войне.
  
  

Римские интриги

  
  Опыт войн Маккавеев говорил заговорщикам о том, что большая война конечно свяжет немалую военную силу империи, но тот же опыт говорил и о другом. У империи могут найтись войска и для карательной экспедиции. Поэтому неплохо будет, если внешние войны дополнит внутренняя смута. В случае с Селевкидами так и было. А что у нас в случае с Римом? Имелись ли у иудейских политиков возможности влияния на римскую политику? Да, имелись.
  Если на тех же Хасмонеев римляне смотрели как на ничтожества, недостойные даже вылизывать им задницы, то к Ироду Великому и его потомству отношение было иным, достаточно доверительным. Тому же Ироду доверялись в управление целые регионы, расположенные за пределами Иудеи. Правнука Ирода римляне возвели на армянский престол. Внук Ирода Великого, Ирод Агриппа I, воспитывался вместе с сыновьями императора Тиберия. Был другом Калигулы. Впрочем, это не помешало ему принять участие в заговоре против друга. А после убийства Калигулы, был близок к императору Клавдию. И это не единственный пример. Многие царевичи и царевны из потомства Ирода обитали при дворе принцепсов, добиваясь их благосклонности и заводя знакомства с представителями римской верхушки.
  Не брезговали Римом и менее знатные иудеи. Для них тоже все дороги вели в Рим. И потому, ко времени правления императора Нерона, в столице обитала многочисленная и достаточно влиятельная иудейская диаспора. Правда, чем то монолитным она не была. Были последователи Моисеева Закона, были иудео-христиане и были просто христиане. Впрочем, для римлян они все были на одно лицо и чистой воды христиан они не отделяли от евреев.
  Не только деловой и политический интерес связывал иудеев с римской знатью. Именно в это время римлян стали интересовать разного рода восточные культы. Кому то понравился митраизм, других интересовал культ Изиды, третьих - культ Кибелы. Христианство находило своих почитателей, но были и любители такой экзотики как иудаизм. Хотя в массе своей римляне воспринимали иудаизм как сущее извращение.
  Одной из таких увлеченных натур была вторая супруга Нерона Поппея Сабина. Согласно Тациту Поппея интересовалась иудаизмом и покровительствовала евреям. Она способствовала освобождению, по просьбе Иосифа Флавия, еврейских первосвященников, заключённых под стражу прокуратором Иудеи. Также она добилась от Нерона запрета на снос стены вокруг иерусалимского храма, которую по приказу наместника должны были разрушить.
  Так что влиять на расклады среди римского политикума возможности имелись. От появления еврейских жен у императоров, неплохо предохраняла та устойчивая аллергия, которую римляне после знаменитой Клеопатры, испытывали к восточным принцессам. Но иудеи обошлись и без института еврейских жен. К тому же, столкнуть лбами представителей римской элиты особого труда не составляло. Римляне и сами охотно грызлись между собой.
  Прежде всего, имело место постоянная вражда между императором и Сенатом. Сенат вовсе не был импотентным органом власти и очень многое в государстве зависело от его работы. Чего только не предпринимали принцепсы, чтобы подмять под себя Сенат. Вводили в его состав своих сторонников, император Клавдий даже представителей галльской элиты туда ввел, стремясь уменьшить влияние старых аристократических семей. Время от времени сенаторы подвергались разного рода репрессиям. Проходило не так много времени и Сенат вновь переставал быть ручным и послушным. Но вечное фрондерство сенаторов, это недостаточно для того, чтобы организовать смуту.
  
  ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"