У этого термина существуют и другие значения, см. Пантера (значения).
О новейшем немецком танке см. Panther KF51.
У этого термина существуют и другие значения, см. Panzerkampfwagen.
Пантера
Panzerkampfwagen V Panther Ausf. G (ранний)
Классификация Средний танк
Боевая масса, т 44,8
Компоновочная схема раздельная
Экипаж, чел. 5 чел.
История
Разработчик Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой MAN
Производитель Красный флаг, в центре которого находится белый круг с чёрной свастикой MAN, Daimler-Benz, Henschel, MNH
Годы производства 1943 - 1945
Годы эксплуатации 1943 - 1950
Количество выпущенных, шт. Около 6000
Основные операторы Нацистская Германия
Размеры
Длина корпуса, мм 6870
Ширина, мм 3420
Высота, мм 2980
Клиренс, мм 560
Бронирование
Тип брони Стальная катаная, гомогенная средней твёрдости. По германским спецификациям в толщинах от 16 до 100 мм
Лоб корпуса (верх), мм/град. 80/55№
Лоб корпуса (низ), мм/град. 60/55№
Борт корпуса (верх), мм/град. 50/30№
Борт корпуса (низ), мм/град. 40/0№
Корма корпуса (верх), мм/град. 40/30№
Корма корпуса (низ), мм/град. 40/30№
Днище, мм 17-30
Крыша корпуса, мм 17
Лоб башни, мм/град. 110/10№[1]
Маска орудия, мм/град. 110 (литая)
Борт башни, мм/град. 45/25№
Корма башни, мм/град. 45/25№
Вооружение
Калибр и марка пушки 75-мм KwK 42
Тип пушки Нарезная
Длина ствола, калибров 70
Боекомплект пушки 79 снарядов
Углы ВН, град. -8№... +18№
Углы ГН, град. 360
Прицелы Телескопический TZF 12a; Ночной с ЭОП (командирский и у мехвода)
Пулемёты 2 × 7,92 мм MG-34
Боекомплект пулемётов 4800 патронов
Подвижность
Тип двигателя V-образный, 12-цилиндровый, карбюраторный, жидкостного охлаждения Maybach HL 230 P30
Мощность двигателя, л. с. 700
Скорость по шоссе, км/ч 46 (до 55)
Скорость по пересечённой местности, км/ч 25-35
Запас хода по шоссе, км 200
Удельная мощность, л. с./т 14-15,6
Тип подвески Торсионная
Ширина гусеницы, мм 660
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,88
Преодолеваемый подъём, град. 30№
Преодолеваемая стенка, м 0,9
Преодолеваемый ров, м 2,45
Преодолеваемый брод, м 1,9
Логотип Викисклада Медиафайлы на Викискладе
"Пантера" (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. Pz.Kpfw. V Panther) - немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Боевым дебютом "Пантеры" стала битва на Курской дуге, впоследствии танки этого типа активно использовались Вермахтом и Ваффен СС на всех европейских театрах военных действий.
Танк был разработан фирмой MAN в 1941-1942 годах как ответ на появление на фронтах таких серьёзных противников, как танк Т-34-76. "Пантера" была вооружена орудием меньшего калибра, чем "Тигр", и по немецкой классификации считалась средним танком. В советских же документах "Пантера" по своим боевым и техническим данным, как правило относилась к тяжёлым танкам[2][3]. 75-мм пушка "Пантеры" по бронебойному действию превосходила основное вооружение танка "Тигр" - пушку 8,8 cm KwK 36 L/56[4]. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии "Пантера" имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года известен под обозначением Panzerkampfwagen V Panther.
По мнению многих специалистов, "Пантера" является лучшим немецким танком, и одним из лучших среди всех воюющих сторон периода Второй мировой войны, но при этом имел ряд недостатков, был сложен в производстве и эксплуатации. На базе "Пантеры" выпускались противотанковые самоходные артиллерийские установки "Ягдпантера", инженерный танк "Bergepanther", а также зенитные установки и ряд иных специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей германских вооружённых сил.
Содержание
1 История создания
2 Производство
3 Описание конструкции
3.1 Броневой корпус и башня
3.2 Двигатель и трансмиссия
3.3 Ходовая часть
3.4 Вооружение
4 Модификации
5 Машины на базе "Пантеры"
5.1 Jagdpanther (Sd.Kfz. 173)
5.2 Bergepanther (Sd.Kfz. 179)
5.3 Panzerbeobachtungswagen Panther (Sd.Kfz. 172)
5.4 Aufklärungspanzer Panther
5.4.1 на базе "Пантеры"
5.5 Проекты ЗСУ на базе "Panther"
6 Организационно-штатная структура
7 Боевое применение
7.1 Курская битва
7.2 Применение "Пантер" на советско-германском фронте в 1944-1945 годах
7.3 "Пантеры" в Красной армии
7.4 "Пантеры" в Италии
7.5 Применение "Пантер" на Западном фронте
7.6 "Пантеры" в других странах
7.7 Танкобашенные ДОТы (Pantherturm-ДОТ)
8 Оценка проекта
8.1 Конструкция и потенциал развития
8.2 Технологичность
8.3 Надёжность
8.4 Оценка танка "Пантера" советскими специалистами
8.5 Оценка боевого применения
8.6 Аналоги
9 Сохранившиеся экземпляры
10 См. также
11 Примечания
12 Литература
13 Ссылки
История создания
Работы по новому среднему танку, предназначенному для замены PzKpfw III и PzKpfw IV, начались в 1938 году. Проект такой боевой машины массой 20 тонн, над которым работали фирмы "Даймлер-Бенц", "Крупп" и MAN, получил индексацию: VK.30.01 (DB) - проект фирмы "Даймлер-Бенц", и VK.30.02 (MAN) - проект фирмы MAN. Работа над новым танком шла достаточно медленно, поскольку надёжные и проверенные в боях средние танки вполне удовлетворяли немецких военных. Тем не менее, к осени 1941 года конструкция ходовой части была проработана.[5]
После начала войны с Советским Союзом немецкие войска встретились с новыми советскими танками - Т-34 и КВ-1. Первоначально советская техника не вызвала большого интереса у немецких военных, но к осени 1941 года темпы немецкого наступления стали падать, а с фронта начали приходить сообщения о превосходстве новых советских танков - особенно Т-34 - над танками вермахта. По настоянию Гудериана для изучения советских танков была создана специальная комиссия, в которую входили ведущие немецкие конструкторы бронетанковой техники (в частности Ф. Порше и Г. Книпкамп). Немецкие инженеры детально изучили все достоинства и недостатки Т-34 и других советских танков, после чего вынесли решение о необходимости реализации в немецком танкостроении таких новшеств, как наклонное расположение брони, ходовая часть с большими катками и широкими гусеницами.[6] Работы над 20-тонным танком были прекращены, вместо этого 25 ноября 1941 года фирмам "Даймлер-Бенц" и MAN был выдан заказ на прототип 35-тонного танка с использованием всех указанных конструктивных решений. Перспективный танк получил условное обозначение "Пантера". Для определения наиболее подходящего для вермахта прототипа также была образована "Панцеркомиссия" из ряда видных военных деятелей нацистской Германии.
Прототипы будущего танка фирм MAN и "Даймлер-Бенц"
Весной 1942 года оба подрядчика представили свои прототипы. Опытная машина фирмы "Даймлер-Бенц" даже внешне сильно напоминала Т-34, было также предложено оснастить танк дизельным двигателем, хотя острая нехватка дизельного топлива в Германии (оно в подавляющем большинстве шло на нужды подводного флота) делала этот вариант бесперспективным. Адольф Гитлер проявлял большой интерес и склонность к этому варианту, фирма "Даймлер-Бенц" даже получила заказ на 200 машин. Однако в итоге заказ был аннулирован, а предпочтение было отдано конкурирующему проекту фирмы MAN. Комиссия отметила ряд преимуществ проекта MAN, в частности, более удачную подвеску, бензиновый двигатель, лучшую манёвренность, меньший вылет орудийного ствола. Также высказывались соображения, что схожесть нового танка с Т-34 приведёт к путанице боевых машин на поле боя и возможным потерям от своего же огня.[6] В результате недостроенный прототип "Даймлер-Бенц" простоял во дворе завода до конца войны.
Прототип фирмы MAN был выдержан целиком в духе немецкой танкостроительной школы: переднее расположение трансмиссионного отделения и заднее - моторного, индивидуальная торсионная "шахматная" подвеска конструкции инженера Г. Книпкампа. В качестве основного вооружения на танк устанавливалась указанная фюрером 75-мм длинноствольная пушка фирмы "Рейнметалл". Выбор относительно небольшого калибра определялся желанием получить высокую скорострельность и большой боезапас внутри танка. Интересно, что в проектах обеих фирм немецкие инженеры сразу же отказались от подвески типа Кристи, использовавшейся в Т-34, сочтя её конструкцию негодной и устаревшей. Над созданием "Пантеры" работала большая группа сотрудников фирмы MAN под руководством главного инженера танкового отдела фирмы П. Вибикке. Значительный вклад в создание танка внёс инженер Г. Книпкамп (ходовая часть) и конструкторы фирмы "Рейнметалл" (пушка).
После выбора прототипа началась подготовка к быстрейшему запуску танка в серийное производство, которое началось в первой половине 1943 года.
Производство
Серийное производство танков T-V "Пантера" на танковом заводе в Германии. 1944 г.
Серийный выпуск PzKpfw V "Пантера" начался с января 1943 года и продолжался по апрель 1945 года включительно. Помимо фирмы-разработчика MAN "Пантеру" выпускали такие известные немецкие концерны и предприятия, как "Даймлер-Бенц", "Хеншель", "Демаг" и MNH. Всего в производстве "Пантеры" участвовали 136 смежников, распределение поставщиков по узлам и агрегатам танка было следующим:
бронекорпуса - 6;
двигатели - 2;
коробки передач - 3;
гусеницы - 4;
башни - 5;
вооружение - 1;
оптика - 1;
стальные отливки - 14;
поковки - 15;
крепёж, прочие узлы и агрегаты - остальные предприятия.
Кооперация в производстве "Пантеры" была сложной и развитой. Поставки важнейших узлов и агрегатов танка дублировались, чтобы избежать перебоев в снабжении при различного рода нештатных ситуациях. Выпуск узлов и агрегатов "Пантеры" был организован в том числе в различного рода подземных укрытиях, ряд заказов был передан мелким предприятиям. Максимум серийного выпуска пришёлся на июль 1944 года, когда было сдано почти 380 танков.
Серийные номера и производители
Ausf. D - 842
MAN - 242 (No 210001 - 210124, 210137 - 210254)
Daimler-Benz - 250 (No 211001 - 211250)
Henschel - 130 (No 212001 - 212130)
MNH - 220 (No 213001 - 213220)
Ausf. A - 2200
MAN - 645 (No 210055 - 210899)
Daimler-Benz - 675 (No 151901 - 152575)
MNH - 830 (No 154801 - 155630)
Demag - 50 (No 158101 - 158150)
Ausf. G - 2961
MAN - 1143 (No 120301 - 121443)
Daimler-Benz - 1004 (No 124301 - 125304)
MNH - 814 (No 128301 - 129114)
Производство Pz.Kpfw. V Panther (по данным заводов)
Год Модель Производитель янв. фев. март апр. май июнь июль авг. сен. окт. ноя. дек. Всего
**Возвращены на заводы для модернизации, кроме одного танка выпуска января, который был отправлен на Куммерсдорфский полигон.
***30 танков.
Описание конструкции
Броневой корпус и башня
Схема бронирования танка "Пантера" полученная в НИИИ БТ методом обратной разработки.
Танки "Пантера" Ausf. D, 1943 год. Характерным для модификации D является командирская башенка цилиндрической формы.
"Пантера" Ausf. G Бронетанковый музей в Кубинке. Заимствования конструкторских решений танка Т-34: наклонное расположение брони бронекорпуса - лобовых деталей и верхних бортов; опорные катки увеличенного диаметра, широкие гусеницы.
Корпус танка собирался из катаной стальной брони средней твёрдости, плиты соединялись "в шип" и сваривались двойным швом. Верхняя лобовая деталь (ВЛД) толщиной 80 мм располагалась под углом 57№ от вертикали. Нижняя лобовая деталь (НЛД) толщиной 60 мм устанавливалась под углом 53№.
ВЛД и НЛД первых установочных партий танков были выполнены из поверхностно закалённых катаных плит (гетерогенная броня). Однако принятие на снабжение армий большинства стран снарядов с бронебойным наконечником из мягкой стали свело на нет преимущество гетерогенной брони, и с марта 1943 года это требование было снято. К августу 1943 года бронекорпуса танков "Пантера" собирались с ВЛД и НЛД, выполненных только из гомогенной стали[7].
Заместитель начальника НИБТ полигона ГБТУ КА, инженер-полковник А. М. Сыч в журнале "Вестник танковой промышленности" даёт о бронировании танка "Пантера" следующую информацию:[3]
"Заслуживает внимания корпус танка "Пантера", особенно его лобовая часть. Благодаря применению, по примеру Т-34, большого конструктивного угла (55№), бронестойкость лобового листа этого танка значительна. Так например, при обстреле корпуса танка "Пантера" из 75-миллиметровой пушки передний наклонный лист не пробивается ни с какой дистанции, в то время как эта пушка делает сквозную пробоину в броне 200 мм артиллерийской установки "Фердинанд" с дистанции 200 м. По сравнению со старыми танками Т-III и T-IV в корпусе танка "Пантера" меньше смотровых люков и лазов."
О химическом составе брони сказано следующее:[3]
"По данным химических анализов ... Броня танка "Пантера" легирована вводом никеля в количестве от 0,79 до 1,7 % в имевшиеся броневые хромомолибденовые стали. Химический состав брони танков "Пантера"... приведён в табл. 1"
Верхние бортовые листы корпуса толщиной 40 мм (на поздних модификациях - 50 мм) наклонены к вертикали на угол 42№ (30№ поздние), нижние устанавливались вертикально и имели толщину 40 мм. Кормовой лист толщиной 40 мм наклонён от вертикали на угол 30№. В крыше корпуса над отделением управления имелись люки-лазы для механика-водителя и стрелка-радиста. Крышки люков приподнимались вверх и сдвигались в сторону, как на современных танках. Кормовая часть корпуса танка разделялась броневыми перегородками на 3 отсека, при преодолении водных преград ближние к бортам танка отсеки могли заполняться водой, но в средний отсек, где находился двигатель, вода не попадала. В днище корпуса имелись технологические люки для доступа к торсионам подвески, спускным кранам системы питания, охлаждения и смазки, откачивающей помпе и спускной пробке картера коробки переключения передач.
Башня "Пантеры" представляла собой сварную конструкцию из катаных броневых листов, соединённых "в шип". Толщина бортовых и кормовых листов башни 45 мм, наклон 25№. В передней части башни в литой маске устанавливалось орудие. Толщина маски пушки 100 мм. Вращение башни производилось гидравлическим механизмом, осуществлявшим отбор мощности от двигателя танка; скорость вращения башни зависела от оборотов двигателя, при 2500 об/мин время поворота башни составляло 17 секунд вправо и 18 секунд влево. Также был предусмотрен ручной привод вращения башни, 1000 оборотов маховика соответствовала повороту башни на 360№. Башня танка неуравновешена, из-за чего её поворот вручную при крене более чем 5№ был невозможен. Толщина крыши башни составляла 17 мм, на модификации Ausf. G её увеличили до 30 мм. На крыше башни устанавливалась командирская башенка, с 6 (позднее с 7) смотровыми приборами.[6]
"Так например: форма корпуса и башни у танка "Пантера" в значительной мере заимствованы у наших танков Т-34 и Т-70; принципиальная схема механизмов управления танков "Тигр" и "Пантера" взята от французского танка "Сомуа"; ...; двухторсионная подвеска "Пантеры" выполнена по типу шведского танка "Ландсверк" и проч."
В разделе не хватает ссылок на источники (см. рекомендации по поиску).
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники в виде сносок. (30 декабря 2018)
На первых 250 танках устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель Maybach HL 210 P30 объёмом 21 л. С мая 1943 года его сменил Maybach HL 230 P45. На новом моторе были увеличены диаметры поршней, рабочий объём двигателя возрос до 23 л. По сравнению с моделью HL 210 P30, где блок цилиндров был алюминиевым, эта деталь у HL 230 P45 изготавливалась из чугуна, из-за чего масса двигателя возросла на 350 кг. HL 230 P30 развивал мощность 700 л. с. при 3000 об/мин. Максимальная скорость танка с новым двигателем не увеличилась, но запас тяги вырос, что позволило более уверенно преодолевать бездорожье. Интересная особенность: коренные подшипники коленчатого вала двигателя были не скольжения, как это принято повсеместно в современном двигателестроении, а роликовыми. Таким образом конструкторы двигателя экономили (ценой повышения трудоёмкости изделия) невозобновляемый ресурс страны - цветные металлы.
Трансмиссия состояла из главного фрикциона, карданной передачи, коробки переключения передач (КПП) Zahnradfabrik AK 7-200, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. Коробка передач - трёхвальная, с продольным расположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерён и простыми (безынерционными) конусными синхронизаторами для включения передач со 2-й по 7-ю. Картер коробки скоростей - сухой, масло очищалось и подавалось под давлением прямо в точки зацепления шестерён. Управлять машиной было легко: выставленный в нужную позицию рычаг КПП вызывал автоматический выжим главного фрикциона и переключение нужной пары. Механизм поворота обеспечивал 8 радиусов поворота на ходу (по одному на каждой передаче), плюс поворот на месте вокруг собственного центра масс (на нейтрали).
КПП и механизм поворота выполнялись в виде единого агрегата, что уменьшало количество центровочных работ при сборке танка, но демонтаж габаритного узла в полевых условиях был трудоёмкой операцией.
Приводы управления танком - комбинированные, с гидросервоприводом следящего действия с механической обратной связью.
Ходовая часть танка "Пантера"
Ходовая часть
Ходовая часть танка с "шахматным" расположением опорных катков конструкции Г. Книпкампа обеспечивала хорошую плавность хода и более равномерное распределение давления на грунт по опорной поверхности в сравнении с иными техническими решениями. С другой стороны, такая конструкция ходовой части была сложна в производстве и ремонте, а также имела большую массу. Так, для замены одного катка из внутреннего ряда требовалось демонтировать от трети до половины внешних катков. На каждый борт танка приходилось по 8 опорных катков большого диаметра. В качестве упругих элементов подвески использовались двойные торсионы, передняя и задняя пара катков снабжалась гидравлическими амортизаторами. Ведущее колесо - переднее, со съёмными венцами, и цевочным зацеплением гусениц. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, каждая из 86 стальных траков. Траки литые, шаг трака 153 мм, ширина 660 мм.
Основным вооружением танка являлась 75-мм танковая пушка KwK 42 производства "Рейнметалл-Борзиг". Длина ствола орудия 70 калибров / 5250 мм без дульного тормоза и 5535 мм с дульным тормозом. К основным конструктивным особенностям пушки относятся: