Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Курсовая работа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В помощь студентам; по теме конституционное право.

  Содержание
  
  Введение.......................................................................................3
  1 Классификация государств по признаку отношения к религии и религиозным объединениям........................................................................................7
  1.1Светское государство..................................................................7
  1.2Клерикальное государство............................................................8
  1.3Теократическое государство.........................................................9
  1.4Атеистическое государство...........................................................12
  2 Развитие светского государства в России..........................................13
  2.1 На чем строятся принципы светского государства в России...............13
  2.2Органы власти, сотрудничающие с религиозными объединениями и оказывающие им помощь.........................................................................19
  3Светское государство в современной России; понятие и содержание........23
  3.1 Россия - светское государство.....................................................23
  3.2 Особенности - светского государства в России................................25
  Заключение..................................................................................31
  Глоссарий....................................................................................34
  Список использованных источников...................................................38
  Приложения..................................................................................40
  Введение
  Религиозное самосознание возникло наверное с того момента, когда в еще покатой и низколобой голове питекантропа оформились первые осознанные мысли. Шло время развивалось сознание, технологии, процесс эволюции не мог оставить в стороне религию.
  С появлением государств религия неизбежно слилась с властью и во многом стала определяющим инструментом политики. Жрецы, шаманы, и прочие виды священников концентрировали в руках огромные богатства и влияние. Нередко даже верховный понтифик имел всю полноту власти и, тогда государство становилось теократическим.
  С широким распространением Христианства, а затем и Ислама, роль религии в управлении держав не только не снизилась, но и наоборот снизилась, так как монотеизм сделал всеохватной человеческую жизнь, как Бог, будучи в представлениях людей Всемогущем, стал всем, а для многих и единственным смыслом существования.
  В этих условиях власти священников подчинялись даже короли и султаны. Римский Папа был единственным, кто смешал монархов в Европе. Даже надменные деспоты Востока склоняли колена в храмах и подчинялись религиозным правилам.
  Но шло время, знания человека росли, население становилось все более грамотным.
  Уже в эпоху Возрождения непогрешимость Библии была поставлена под сомнение, чему также способствовала начатая Лютером реформация, породившая множество различных дискуссий. В том числе, а если вообще Бог, а если и есть, то почему мы должны верить именно в тот его образ, что нам предполагает Библия?
  Революция во Франции 1789-1794 года привела к мощному атеистическому всплеску, как впрочем, и ученые труды многих философов в первую очередь Дибро и Вольтера. Многие мыслители отмечали, что библейский образ Всевышнего Бога не соответствует гуманистическим представлениям о Высшем разуме.
  Научные открытия в первую очередь теория Эволюции Дарвина и естественного отбора, а также ряд археологических раскопок доказавших наличие различных слоев и куда более древний образ Земли, привело к тому, что уже в девятнадцатом века авторитет церкви среди интеллектуальной элиты сошел на нет.
  Первым по настоящему светским государством стала Франция, хотя после реставрации Бурбонов, и произошел временный откат клерикализму.
  Но настоящий расцвет светских представлений произошел после победы Великой Октябрьской Революции в России. Церковь реально была отделена от государства, власть стала по-настоящему светской. Даже пускай и сдержано насаждался атеизм в качестве официальной идеологии. Хотя во время ВОВ, во властной советской системе появились элементы клерикализма, в частности ограниченной поддержки церквей и частичного возврата ранее конфискованного имущества. Также был окончательно восстановлен институт патриархата.
  При Никите Хрущеве, наоборот, вопреки провозглашенной в советской конституцией свободе совести происходило преследование верующих с негласным запретом занимать высокие должности в государственном аппарате. В отношении не православных конфессий нередко дело доходило и до уголовного преследования.
  После краха коммунистической системы произошел откат в атеистических представлениях, кое-где клерикалы вернули свои позиции. Отдельные элементы клерикализма, не смотря на формальное закрепление светского государства в конституции, существуют и в России, что вызывает многочисленные дискуссии.
   В исторической перспективе представление о Боге, религии будет неизбежно меняться и Православию придется эволюционировать вместе со всей человеческой цивилизаций или уступить свои позиции. В этом плане существование религии может быть вечным, как человечества в целом, но формы и содержания постоянно меняться.
  Светская модель государства, в которой всем религиям и идеологиям обеспечены равные условия и существует свободная конкуренция между ними, наиболее подходит для эволюции и религиозных представлений. Тем более если равная конкуренция на политических выборах повышает качество власть то...
  Почему бы не перенести подобную аналогию и на вопросы вероисповеданий. Ведь даже глубоко верующий, но умный человек понимает - что раз Бог Творец допустил существования множества верований, то значит, это произошло по его Священной воле.
  То есть клерикализм, создающий льготные условия, той или иной религиозной концессии противоречит замыслу Всевышнего, желающего, чтобы у людей было свобода в выборе верований, и конкуренция представлений о Творце мирозданий. Ибо сам Бог нелицеприятен, и он хочет, чтобы люди развивались посредством борьбы и эволюции.
  Тем не менее, даже в либеральной Европе есть много клерикальных стран и одно теократическое государство Ватикан. По факту клерикальной страной можно назвать и США, несмотря на то, что первая поправка к конституции гласит: государство не имеет право устанавливать в государстве официальную религию.
  Очень сильна роль религии в большинстве исламских стран. В некоторых из них, например Саудовской Аравии, отказ от исповедования Ислама, карается смертной казнью. Во многих мусульманских государствах есть уголовная ответственность за критические высказывания в адрес тех или иных догматов Ислама.
  Традиционно более толерантны буддисты и сходные с ними верования. Как правило такие страны, являют реально светскими и например конкурирующие верования Христианство и Ислам активно увеличивают свои ряды.
  В части за последние семьдесят лет процент христиан в Южной Корее увеличился почти раз, достигнув половины населения. В десятки раз выросло количество христиан и в Китае, и в других странах Азии, а так же в Африке. Существенных успехов в миссионерской экспансии достиг и Ислам, особенно в странах африканского континента.
  В целом в мире растет понимание, что нет плохих религий, есть только нехорошие люди, а значит, Светская форма правления будет и далее завоевывать новые позиции, как и на государственном уровне, так и в сознания людей.
  Этому и просвещена данная работа, состоящая из ведения, трех основных глав;
  Первая классификация государств по признаку отношения к религии и религиозным объединением. Перечисляются;
  Светские государства
  Клерикальные государства
  Теократические государства
  Атеистические государства
  Вторая глава - развитие светского государства в России.
  Третья глава - светское государство в современной России понятие и содержание.
  Далее заключение и общие выводы, Глоссарий, список источников и приложения.
  Основная часть
  
  
  1 Классификация государств по признаку отношения к религии и религиозным объединениям
   1.1Светское государство
   Все виды религиозных организаций в светском государстве отделены от державной власти, они не имеют права выполнять ни политические, ни юридические функции. В них формально закреплен запрет вмешательства в дела страны. Можно перечислить ряд следующий признаков светскости :
  1) Отношение граждан к религии не контролируется государственными органами
  2) Нельзя вмешиваться в деятельность внутри церквей, кроме особых случаев предусмотренных законом
  3) Конфессии не получают от государства, материальной, информационной или других форм помощи
  4)Государство не поручает религиозным организациям выполнять те или иные юридические функции
  5) Политическая жизнь светских стран в тоже время свободная от влияния конфессий, их функция ограничена лишь удовлетворением религиозных потребностей определенных групп населения
  6)Членство в той или иной религиозной организации не дает каких либо привилегий, или наоборот поражения в правах.
   Конституционно статус светского государства закреплен в России, Германии, Франции и остальных странах СНГ.
  
  1.2Клерикальное государство
  
  Это такое государство, где церковь имеет государственный статус и является частью общей чиновничьей машины управления.
  Яркий пример в Британии англиканскую церковь возглавляет глава государства монарх имеющий огромный авторитет, что уже ставит конфессию в привилегированное положение.
   Вопреки желанию Лютера, ратовавшему за свободу совести, евангелическо-лютеранская церковь, стала государственной в различных европейских странах:
   1) Вот административным органом управления церковью в Швеции, является правительство, а гражданам навязали платить церковный налог. И это несмотря на то, что более 70 процентов населения данной Скандинавской страны являются агностиками или атеистами. В Швеции самый высокий процент атеистов в Европе, некоторые политологи относят даже её атеистической стране.
   2) Заставляют платить церковный налог и в Норвегии, а глава церкви король.
   3) Финансируют церковь за счет госбюджета и налогов в Финляндии.
   4) Статус госслужащих получили священники Дании, и у них король глава церкви.
   5) А кое-где и выборный президент глава церкви как например в Исландии( А если победит мусульманин?)
   Пресвитерианская церковь является государственной в Шотландии. В Испании католицизм до 1978 г. был государственной религией, при этом расходы церкви полностью покрывались государством.
  В Германии католицизм пользуется значительным влиянием, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Италии конституцией 1947 г. провозглашена свобода совести, но при этом сохранен государственный характер католицизма.
  В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако президентская власть освящается церковью и религиозное обучение является частью школьных программ при свободном посещении занятий. Бразильская церковь формирует государственные программы по образованию, экономическим, аграрным и законодательным вопросам. В Ирландии конституция гарантирует католической церкви особый статус, позволяющий ей контролировать системы здравоохранения и образования. Здесь запрещены разводы, аборты и продажа контрацептивных средств.
  1) в сфере экономических отношений - признание права собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и др.;
  2) церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь, налоговые льготы;
  3) церковь вправе участвовать в политической жизни страны и нередко имеет свое представительство в государственных органах;
  4) церковь наделяется рядом юридических полномочий, например правом регистрировать брак, рождение, смерть, а также регулировать брачно-семейные отношения;
  5) церковь осуществляет контроль в области образования, воспитания, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения и др.
  К клерикальным в настоящее время могут быть отнесены Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония и ряд других стран Европы и Азии.
  Для теократических государств характерны следующие признаки:
  1) государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус государственной религии;
  2) религиозные нормы составляют основной источник законодательства и регулируют все сферы частной и публичной жизни;
  3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха стоят выше законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.
  
  1.3Теократическое государство
  
  Определения государственной теократии;
  ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО (от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии.
  Теократия относится к числу исторически первых типов организации политической власти, появившихся на заре человеческой цивилизации. Пожалуй, в долголетии среди других видов государства теократическому нет равных. Сегодня можно встретиться с мнением, что теократическое государство - это "исторический анахронизм", реликт прошлого, напоминающий своим неестественным, алогичным существованием о временах безраздельного господства религии и необратимо разрушающийся под прогрессирующим воздействием секуляризации. Непредвзятый взгляд на мир, основанный на объективном анализе происходящего, показывает, что это далеко не так.
  Родившись на стадии перехода человечества от присваивающей экономики к производящей, приобретая в процессе становления и развития этноконфессиональное и цивилизационное своеобразие, теократическая модель власти пережила кульминационную фазу своего расцвета в эпоху средневековья, период обмирщения в Новое время и претерпевает динамичные, как секуляризационные, так и обратные, религиозно- возрожденческие, изменения в настоящем. Причем сегодня наблюдается своеобразный ренессанс теократии, при котором конфессиональные стереотипы и религиозная идеология превращаются в активный элемент политики, а проблема теократического государства приобретает особую актуальность.
  Многообразие способов формирования власти в теократическом государстве влечет его отождествление исследователями то с монархией, то с республикой, в то время как данный признак, на наш взгляд, должен рассматриваться в качестве самостоятельной характеристики теократического государства.
  Различным образом в монархии, республике и теократии решается вопрос о компетенции высших органов государственной власти. В республике и конституционной монархии действует принцип разделения властей. В теократии же вся полнота власти концентрируется в руках политического лидера, обладающего правом заниматься исполнительно-распорядительной, законодательной и судебной деятельностью. Но теократию не следует причислять к разновидности абсолютной монархии, так как глава теократического государства в своих действиях ограничен религиозными канонами и за их нарушение может нести ответственность. Власть абсолютного монарха нормативно и институционально не ограничена.
  Наиболее ярким примером теократической монахи представляет Израиль; В иудаизме теократическая монархия - единоличное управление царём, выполняющим волю Бога, которую Бог открывает ему в знамениях, снах, или через пророков. Примерами такого правления в Библии являются царь Давид, Соломон, Езекия и некоторые другие древние иудейские цари. Теократия имеет своё происхождение из древнейших времен, когда человек получил от Бога первые заповеди - то есть более 5700 лет тому назад (заповеди, данные Адаму и Еве). Установление теократии у евреев началось через Авраама и продолжилось в собрании еврейских племён, потомков Израиля у горы Синай в 1312 году до р. Х. через Моисея, учившего евреев следовать Божественным заповедям, в том числе посредством книг Торы (в виде Идеи). Ярким примером теократичекого правления является период Судей, которые сами были пророками и первосвященниками (как Самуил). Это продолжалось вплоть до воцарения царя Саула, о котором Бог сказал пророку Самуилу: "Внемли гласу народа во всем, что скажут тебе, ибо не тебя отвергли они, но Меня отвергли они от царства над ними" (1 Самуила 8:7).
  Показав, таким образом никчемность человеческой самонадеянности, Бог покарал нечестивого царя Саула со всем его потомством, и поставил царём евреев благочестивого Давида, который был пророком. Так в Иудее установилась реальная теократическая монархия. Главным принципом и достоинством теократической монархии является то, что ни народ непосредственно, ни какие-либо его представители или единовластный представитель народа перед Высшей Силой не придумывают законы своей жизни, а лишь беспрекословно следуют указаниям Бога.
  Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.
  
  1.4 Атеистическое государство
  
  В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:
  1) церковь лишается своей экономической основы - собственности порой путем изъятие без всякой компенсации;
  2) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем силовых или иных органов государства;
  3) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий;
  4) священнослужители и верующие за свои убеждения репрессируются или подвергаются иным формам гонения;
  5) запрещается под страхом уголовной или административной ответственности проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы;
  6) свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.
  Государствами воинствующего атеизма были Советское государство, а также некоторые бывшие социалистические государства при формальной свободе совести.
  Хотя открыто провозгласить атеизм стержнем государственного устройства и официальной идеологией осмеливались немногие.
  В частности Албания была единственным государством, в котором атеизм был законодательно провозглашен, начиная с 1967 года.
  Народная Социалистическая Республика Албания, во времена правления Энве́ра Хо́джи, провозгласила себя первым в мире атеистическим государством и вообще запретила практику любой религии. В 1991 году это положение Конституции было отменено.
  В современном мире официальными атеистическими государствами являются КНДР и Вьетнам, некоторые эксперты относят также Китай, хотя в Поднебесной империи, отношения к религии в последние годы стало очень либеральным.
  2 Развитие светского государства в России
  
  2.1На чем строятся принципы светского государства в России
  
  Избрание последнего на данный момент Патриарха Русской православной церкви, вызвало ожидание увеличения влияния РПЦ в стране. Началось обсуждение возможных в противовес мер со стороны мусульманской уммы России и возросшее число жалоб протестантских конфессий на притеснения, особенно в миссионерской деятельности. Процессы явной сакрализации активизировали в обществе интерес к теме светских основ Российского государства, места в нем религии и религиозных организаций, целесообразных и допустимых пределов "огосударствления" религии вне зависимости от конфессиональной принадлежности. При этом мнения в обществе часто высказываются диаметрально противоположные - от религия спасет нравственность и устои общества, до что современно Православие отстало от жизни и его Богословие смотрится архаично в век космоса, атома, интернета.
  В Российской Державе государственно-конфессиональные отношения базируются на подобающих современности принципах:
  - конфессионально нейтральный и светский характер государства и его институтов,
  - независимо от членства той или иной концессии, а также светских разного статуса объединений; равенство прав и обязанностей граждан,,
  - равноправие религиозных организаций перед недремлющим оком закона.
  - культурно-национальные традиции уважаются, менталитета многообразных коллективных групп населения, учет взаимной связи с религией; национальных обычаев, традиций и обрядов,
  - допустимость лишь таких ограничений в сфере свободы совести и вероисповедания, которые диктуются надобностью защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  (Правда по таким критериям, если их трактовать расширено, можно любую конфессию запретить или ограничить. Например исламский пост Рамадан не идет на пользу здоровью, а коллективное целование креста антисанитария).
  В светском демократическом государстве принято не делить своих граждан на верующих и неверующих, адептов той или иной религиозной конфессии.
  Совесть каждого конкретного человека определяет нравственный и мировоззренческий выбор. Тем более никто не может доказать, что его конфессия есть и непогрешимая истина.
   В отношениях светского государства и религии в условиях много конфессионального общества первоочередную важность приобретает соблюдение принципа логически обоснованного отделения религиозных объединений от государства (не религии от общества!). Один из примеров в Российской Федерации, на фоне многочисленной и сильной православной церкви имеющей исторический опыт государственной господствующей религии, проблема светского характера страны стала весьма серьезной.
  Прочие конфессии, и особенно мусульманские течения, протестанты, католики, нетрадиционные религии, являются сторонникам светского государства.
  Так же против сакрализации и многочисленные атеисты, чем процент особенно высок среди интеллектуальной элиты, агностики, и те, кто лишь номинально является верующим.
  Не все впрочем, хотят это понимать. В ряде публикаций СМИ, в выступлениях некоторых, безусловно уважаемых представителей духовенства время от времени озвучивается недовольство светскостью и демократичностью государственного устройства России и отделения культовых организаций от институтов державы.
  Почему то кажется им, что это мешает установлению нормальных отношений с государством, вернее таких отношений, чтобы можно было влиять на власть.
  Впрочем, составляющая светских принципов, отнюдь не мешает конструктивному влиянию религии.
  На самом деле скорее наоборот, стремление к навязыванию чего-либо, особенно в принудительном порядке, лишь оттолкнет народ от религии, или выхолостит Богословие. Ну что например с того, что Швеция клерикализское государство, если там самый высокий в Европе процент однополых браков. В данном случае, государственная поддержка религии, не способствовала росту духовности. Точно также как в других европейских странах, где от христианского учения, по сути, остались лишь внешние атрибуты.
  То есть сращивание религии о государства, часто ведет, что религиозное объединение становится бюрократическим и утрачивает духовность. Происходит следующее - церковь начитает болеть теми же болезнями что и государственный аппарат. То есть не нужно вводить церковный налог обязательные выплаты из бюджета, но при этом можно и нужно оказывать содействие вырабатыванию благотворительной и культурно-просветительской и иной социально важной деятельности традиционных или не совсем традиционных (если новые вещи лучше старых, то почему новые культовые течения обязательно должны быть хуже ветхих?) религиозных организаций.
  В светской системе взаимоотношений религии и общества, ничто не препятствует в реальности свободному развитию религиозных объединений, их духовной практике, тесному сотрудничеству с государственными и муниципальными органами по самому широкому кругу вопросов. Кроме того, законодательным путем провозглашенное формально равноправие религиозных объединений, чем плохо? В реальности оно, не противоречит практике налаживания теплых отношений государственных органов с традиционными в России религиями, которые играют колоссальную роль в нынешней жизни и истории общества.
  В современном устройстве России учтены интересы всех конфессий. Мусульмане имеют свои передачи на телевидении, получают содействие и совершении хаджа, и иных обрядовых мероприятий. Могут показывать фильмы и проводить евангелизацию протестантские конфессии, буддисты, и многие другие объединения, в том числе новейших идеологий включая, например "Новый век".
  Некоторые ограничения правда накладывались, на тех кто пропагандировал ваххабизм в террористической интерпретации, возможно не вполне обоснованными были запреты деятельности: Свидетелей Иеговы, по сути, своей безобидной пацифисткой секты. Хотя их навязчивость в проповеди, Слова Божьего, хождения по квартирам, конечно же, вызывает определенное раздражение.
  В нашей общей Родине (я как белорус своей Великой Родиной считаю Матушку-Россию), свои возможности религиозные объединения реализуют в рамках законодательства о свободе совести и Конституции различных национальных республик, краев и областей, которые, как и Конституция Российской Федерации, провозглашают именно светские позиции в деле устройства государства. Конституция и законы Российской Федерации предоставляют обширный потенциал для сотрудничества органов государственной власти, а также местного самоуправления и различных религиозных организаций. При этом устанавливая и возможные пределы взаимного влияния, запрещающие вторжение в компетенцию не определенную законодательством. Бурно протекающие в России процессы религиозного и культурного возрождения, рост воздействия религиозных организаций на наше общество, формирование лушчих нравственных и духовных ценностей. Не являются равнозначными выполнению религиозными объединениями тех или иных функций державы или замены компетенции органов местного самоуправления. Скорее наоборот идет взаимовыгодное сотрудничество.
  Важно отметить, что сами религиозные объединения, в первую очередь, крупнейшие конфессии страны признают верность светских принципов взаимоотношений государства и религиозных объединений. Это отражено, например, в документах, выработанных Русской православной церковью и Советом муфтиев России, в которых получили отражение наиболее актуальные вопросы взаимоотношений конфессий с государством и обществом в целом.
  Главное внимание в "Основах социальной концепции Русской православной церкви", принятой Архиерейским собором (13-16 августа 2000 года), уделено строительству новой модели государственно-церковных отношений. В документе записано "во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления, ...данные положения касаются не только исполнения административных властных полномочий, но и участия в представительных органах власти" (раздел 3, п.11). В то же время, среди важнейших принципов отделения церкви от государства выделены:
  - право и возможность оценивать государственную политику с духовных и нравственных позиций,
  - стремление не вовлекать в деятельность, противоречащую каноническим и внутренним установлениям церкви,
  - возможность ставить перед государственной властью вопросы о нуждах народных масс, правах и заботах отдельных граждан, особенно о нравственных проблемах,
  - свобода в проповедовании нравственных заповедей и т.д.
   В "Основах социальной программы российских мусульман", разработанных и обнародованных Советом муфтиев России, обращается внимание на то, что максимально полный учет интересов мусульман возможен только в рамках светского государства. В этом документе, в частности в разделах "Мусульмане и государство" и "Мусульмане в Российском государстве", создатели документа от имени исламских организаций делают важное предложение государственным органам решать все проблемы во взаимоотношениях друг с другом путем переговоров, компромисса с учетом баланса интересов различных социальных групп и религиозных организаций. В документе подчеркнуто, что ислам "устанавливает приоритет договора перед применением силы". При этом государство и его законы рассматриваются как результат договора всех социальных групп об общих нормах сосуществования на единой территории и в единой правовой и экономической системе, как средство обеспечения основных прав и свобод своих граждан. Соблюдение норм законодательства своей страны, отмечается в программе, является для всех мусульман не только гражданским, но и религиозным долгом.
  Светское законодательство России предусматривает деятельность государства в сфере отношений с религиозными объединениями в двух направлениях. Во-первых, это исполнение государством, органами власти и управления обязательных требований законодательства и контроль за исполнением этих требований религиозными объединениями, включая предотвращение и пресечение противоправных действий. Во-вторых, это осуществление разрешенных (предусмотренных) законодательством видов взаимодействия с религиозными объединениями и оказания им помощи.
  Основными субъектами реализации данной политики в нашей стране являются следующие органы.
  1.Высшие органы государственной власти, формирующие государственно-конфессиональную политику и обеспечивающие совершенствование ее нормативно-правовой базы.
  Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Президент РФ: в соответствии с конституцией определяет основные направления внутренней политики, в том числе государственной политики в сфере свободы совести; вносит в Государственную Думу законопроекты по вопросам свободы совести и религиозных объединений; издает указы и распоряжения, являющиеся составной частью законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет и уточняет положения государственно-конфессиональной политики.
  Федеральное собрание Российской Федерации формирует и совершенствует законодательную базу в области свободы совести, свободы вероисповедания и о религиозных объединениях, предоставления налоговых и иных льгот религиозным организациям.
  Правительство Российской Федерации - в пределах своих определенных законодательством полномочий руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также координирует работу органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с религиозными объединениями.Надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации. Надзор осуществляется в равной мере за соблюдением права и законности, как религиозными объединениями, так и органами власти.
  Министерство юстиции Российской Федерации ее территориальные органы в субъектах РФ осуществляют государственную регистрацию религиозных организаций и контроль за соблюдением зарегистрированными организациями устава относительно целей и порядка деятельности.
  Судебная власть осуществляет правосудие, рассматривает дела, связанные с нарушениями законодательства о свободе совести и свободе вероисповедания как органами государственной власти, так и религиозными объединениями.
  
  2.2Органы власти, сотрудничающие с религиозными объединениями и оказывающие им помощь.
  Разнообразным образом взаимодействуют с религиозными организациями, органы администрации многообразных уровней: от главы государства и высшими органами законодательной и исполнительной власти, отдельными федеральными министерствами и ведомствами, теми, кто осуществляет власть субъектов Федерации и муниципальных образований. Существуют различные государственные объединения, выполняющие данную цель.
  Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации по своему статусу является консультативным органом, обеспечивающим взаимодействие Президента Российской Федерации с религиозными объединениями. В состав членов Совета входят представители религиозных организаций.
  Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации образована в целях рассмотрения вопросов, возникающих в сфере государственно-конфессиональных отношений, в частности, касающихся передачи имущества религиозным организациям. Представители религиозных организаций приглашаются на заседания комиссии, но не являются ее членами. При данной Комиссии действует Совет по хаджу, занимающийся вопросами паломничества российских мусульман.
  В субъектах Федерации существуют подразделения и должности по связям с религиозными объединениями в структуре администрации региона. В качестве таковых они независимы от федеральных органов власти, отличаются многообразием организационно-правовых форм.
  В Республике Дагестан органом исполнительной власти, который образовали для реализации государственной политики в отношении религии и различных культовых организаций является Комитет Правительства Республики Дагестан по делам религий. При Президенте Дагестанской Республики с июля 2006 года действует Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, в который вошли руководители и представители всех традиционных конфессий республики.
  Потенциал религиозных организаций в деле сохранения в обществе духовности, высокой морали, веротерпимости, братских отношений между людьми различных национальностей, укреплении чувства патриотизма у верующих по отношению к своей Родине очень высок, это общепризнано. Тем важнее сегодня направить общие усилия государственных, муниципальных органов власти и религиозных организаций в единое, конструктивное русло, выработать такие формы сотрудничества, которые объединяли бы, а не противопоставляли духовенство и светскую интеллигенцию, верующих и общество в целом.
  Нельзя, конечно, не учитывать, что отношение к некоторым понятиям и жизненным проблемам не может быть одинаковым у государства, опирающегося на Конституцию, и у религиозных организаций, опирающихся на религиозные учения. Если Конституция предусматривает плюрализм и приоритет прав человека, то религиозные организации имеют достаточно строгие идейные рамки, и то, что выходит за эти рамки, воспринимается ими как грех, которому верующий человек должен противостоять. Поэтому иногда возникают разногласия между представителями религиозных организаций и светского общества по тем или иным вопросам. В этих случаях необходимы поиски общего, которые не возможны без взаимодействия, конструктивного диалога. Огульная критика, высказывание претензий в подобных вопросах бесперспективны и бесполезны. Тем более, что экстремистские силы стараются использовать подобные противоречия для сталкивания сторон, дискредитации их в глазах друг друга, ослабления объединенных усилий против маскирующуюся под религию террористическую идеологии. Роль религиозных лидеров, духовенства и богословов, сегодня состоит в немалой степени в том, чтобы сочетать реалии современной жизни с религиозным учением, сближать одно с другим, использовать возможности свободного развития в контакте с обществом и государством, с наукой и образованием.Случается, что некоторые представители исламской общины проявляют отрицательное отношение к светской культуре, образованию, искусству и другим нерелигиозным составляющим цивилизации. Но здравомыслящим людям понятно, что отказ от данных институтов светского общества фактически означал бы отречение от многих направлений высшего образования, профессионального и творческого роста и много другого, без чего немыслим инновационный путь развития, как и отдельных республик и Великого Российского государства в целом. Для тех кто внимательно изучает развитие человеческой цивилизации очевидно, что основные инвестиции в сегодняшний день должны быть вложены в человека, в интеллектуальный капитал, так как только умный, образованный, талантливый человек может поднять страну. Вместе президентом Российской федерации прошло много заседаний, в котором участвовали также премьер Дмитрий Медведев и основные религиозные лидеры страны. По их итогам было принято много различных заявлений, в том числе и по борьбе терроризмом, религиозной нетерпимостью.
  Но особенно ярко отмечается, что "именно молодым людям присущи активная жизненная позиция, творческая инициатива, новаторство, тяга к образованию, науке и инновациям, критическому познанию мира", и сегодня эти качества "востребованы как никогда".
  Это очень важное направление совместной работы. Именно здесь обществом утрачены многие позиции, отошли на второй план лучшие народные традиции, идет их подмена худшими образцами массовой культуры. Именно в этом направлении особенно ценны совместные усилия духовенства, интеллигенции, ветеранов и других общественных сил, поддержка их со стороны государственных и муниципальных органов.
  Нередко к сожжению движению в этом направлении мешает косность, стремление ничего не пускать, ко всему относится с подозрением. Часто чиновникам мешает элементарная лень и надежда на то, что все само сделается.
  Рост религиозного экстремизма показывает, насколько опасно игнорирование факторов и угроз в нашем сложнейшем и многогранном мире. Насколько может быть опасным слово в устах негодяя. В этой связи государственные органы должны прилагать все усилия ради блага, развития, без тяжелых потерь наше общества и Российской Державы.
  3 Светское государство в современной России: понятие и содержание
  
  3.1Россия - светское государство
  
  Это означает, что Россия такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается ни обязательным, ни предпочтительным.
  В светском государстве религиозные объединения, принадлежащие к любым вероисповеданиям, не вправе оказывать влияние на государственный строй, деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства. Религиозные организации, действующие в государстве, выполняют другие (негосударственные) функции, к числу которых относятся следующие:
  1)нравственное воспитание людей;
  2)психологическая поддержка верующих;
  3)социальная поддержка верующих, а также людей, не относящихся к таковым (благотворительная деятельность);
  4)борьба за мир;
  5)борьба за установление согласия в обществе и участие в качестве арбитра в разрешении социальных споров; экологическая функция и другие.
  Взаимоотношения церкви и государства на протяжении всего периода развития человечества постоянно трансформировались. Было время, когда церковь находилась над государством и оказывала решающее воздействие на государственную политику через государственные институты, а школьное' образование в обязательном порядке включало изучение духовных догматов. В Западной Европе это имело место в Средние века, в России - до правления Петра I, в странах арабского мира такие взаимоотношения церкви и государства существуют и в настоящее, просвещенное время.
  Затем чаще всего устанавливались, правда, как правило, на короткий срок, гармоничные отношения церкви и государства, отношения паритета, "двоевластия". Это связано с укреплением и усилением государства как социального института и расширением знаний людей об окружающем мире. На более поздних этапах развития человечества, в частности европейской цивилизации, церковь в сфере государственного управления оказывается "под" государством и не имеет уже определяющего, доминирующего влияния на ход общественного развития.
  В России, конституционно оформленном светском государстве, религиозные объединения отделены от государства. Они не вмешиваются в государственную политику. Государство, в свою очередь, не вмешивается в дела церкви: оно занимает нейтральную позицию в вопросах свободы вероисповедания и убеждений и не становится на сторону какой-либо религии.
  Религиозные объединения в России действуют на основании свода различных постоянно дополняемых законов. Суть, которых наиболее ярко можно охарактеризовать термином; "Конструктивная свобода вероисповеданий". Помимо этого они разрабатывают собственные нормы, которые в совокупности представляют, целую корпоративную нормативную систему. Религиозные нормы не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
  Хотя в отдельных национальных республиках и существуют, причем играют существенную роль элементы Этократии. Когда учитываются национальные особенности, традиции и обычаи, различных народов многонациональной Российской федерации.
  Деятельность религиозных объединений, нарушающая требования законодательства, их уставных документов или условия регистрации, влечет ответственность в соответствии с законодательством, и, в частности, она может быть прекращена решением суда.
  Светский характер государства отнюдь не препятствует ему в интересах обеспечения прав религиозных меньшинств оказывать отдельным конфессиям церкви и религиозным общинам материальную помощь из государственного бюджета.
  Хотя, наверное, это не совсем правильно, ведь бюджет формируется из налогов заплаченными разными людьми, в том числе и неверующими, атеистами, агностиками. Или теми кто придерживается диаметрально противоположных взглядов.
  
  3.2 Особенности светского государства в России
  
  Нынешняя Конституция России в ст. 14 впервые официально объявила Российскую Федерацию светским государством. Прошло совсем немного времени и взаимные отношения государства и религиозных организаций всех видов существенно изменились, а вместе с ними претерпело изменение представлений о светскости. Впрочем, Россия никогда и не была бездуховной страной, даже в тот период, когда подавлялись религиозные убеждения граждан. Однако сейчас на первый план выступают новые проблемы: обеспечение светскости органов государственной власти и государственной системы образования, юридической регламентации форм взаимодействия государства с религиозными организациями, обеспечение религиозной безопасности и предупреждение (пресечение) деятельности преступных сообществ, маскирующихся под религиозные объединения. Грамотность решения этих и многих других вопросов, связанных с религиозной жизнью в стране, зависит от степени наполнения принципа светскости реальным содержанием, отвечающим современному уровню развития государственно-конфессиональных отношений.В юридической литературе предлагаются самые различные определения термина "светское государство". При этом многие исследователи делают акцент на таком его признаке, как отсутствие государственной или официальной религии. Так, Е.И. Козлова, О.Е Кутафин, Ю.И. Стецовский рассматривают светское государство как государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным . Такого же мнения придерживается А.Е. Постников. Он пишет, что "Российская Федерация является светским государством, т.е. никакая религия не устанавливается в качестве государственной или обязательной .
  Ряд авторов выделяют другой признак светскости - отделение религиозных объединений от государства. Например, по мнению М.В. Баглая, данная характеристика означает, что "государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т.е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга" . В Энциклопедическом словаре по конституционному праву под редакцией Г.Г. Арутюняна находим: "Светское государство - государство, свободное от какого-либо влияния религии на его организацию и деятельность. В светском государстве последовательно проведено отделение церкви от государства" . Н.А. Придворов и Е.В. Тихонова также полагают, что "понятие "светское государство" характеризует отношение государства к религии и означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга" .
  Однако выделение при характеристике светского государства лишь признаков отделения религиозных организаций и отсутствия государственной или иной общеобязательной религии, с нашей точки зрения, не раскрывает полного содержания этого имеющего много аспектов правового явления.
  Как известно, в мировой практике при выстраивании государственно-конфессиональных отношений используются две основные модели: сепарационная и кооперационная. При первом типе отношений, который является достаточно жестким, между державой и культовыми объединениями устанавливаются категорические, непрозрачные границы. Но вот кооперационный тип при формальном отделении церкви от государства часто подразумевает в реальности их тесное сотрудничество.
  Современные реалии показывают, что в нашей стране складывается мягкая кооперационная, иными словами, партнерская модель отношений. Она означает, что отделение религиозных объединений от государства вовсе не исключает, а даже предполагает их сотрудничество и взаимодействие для решения общих социально значимых задач. Церковь является конструктивным( если она не придерживает чрезмерно консервативных и догматичных взглядов) институтом гражданского общества, выражающим духовные интересы личности, и поэтому непредвзято говоря её изоляция от государства невозможна и даже вредна. В современные времена сферы совместной конструктивной деятельности очень существенно расширились. Не только вопросы нравственности и воспитания патриотов, формирования культур, духовного возрождения и вхождения в нормальную жизно бывших заключенных. То есть исконно традиционных направлений взаимодействия, но возникают и другие сферы - осуждение с позиций Писания алкоголизма, дьявольского наркотического дурмана, борьба за религиозную безопасность и порядок в правовых вопросах.
  В частности священнослужители проводят консультации с профильными комитетами Государственной думы, и все более активно присутствие Православных и Исламских проповедников на телевизионных экранах.
  Правительство в частности активно взаимодействует с различным религиозными конфессия, связи, с чем происходят постоянные встречи министров и священнослужителей, широко освящаемые прессой.
  Поэтому принципиальное значение, на наш взгляд, имеет такой характерный признак светского государства, как объективное существование определенных форм взаимодействия между церковью и государством.Нельзя не сказать и о такой сущностной характеристике светского государства, как равенство религиозных объединений. Закрепление указанного свойства на конституционном уровне предполагает в равной мере распространение на религиозные объединения прав и свобод, предъявление одинаковых требований к их уставам, порядку создания, приостановления и ликвидации их деятельности, источникам денежных средств и иного имущества. Ни одна религия не пользуется в России никакими преимуществами и не может быть подвергнута никаким ограничениям по сравнению с другими.
  Вместе с тем обеспечить фактическое равенство конфессий невозможно. Во всем мире одна или несколько религий всегда занимают лидирующие позиции. Преамбула Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях" подчеркивает особую роль православия в истории России. Одновременно она призывает уважительно относиться к другим ветвям христианства, исламу, иудаизму и другим вероисповеданиям, которые часто называются традиционными.
  Вышеназванные признаки светского государства характеризуют его взаимоотношения с религиозными объединениями. Однако необходимо учесть, что Россия есть еще и демократическое правовое государство, которое в центр юридического регулирования общественных отношений ставит личность. Исходя из данного постулата, нам представляется, что невозможно раскрыть подлинное содержание светского государства без рассмотрения признаков, определяющих его отношения с человеком.
  Нейтральное отношение государства к религии не позволяет ему вмешиваться в систему религиозных взглядов и убеждений индивида, формировать у своих граждан определенное отношение к религии, обязывает уважительно относиться к различным формам проявления религиозности в обществе. Отсюда логически вытекает положение о гарантируемом равноправии всех лиц независимо от религиозной принадлежности.
  Таким образом, приходим к выводу, что существенными признаками светского государства являются:
  1) от государства реально отделены церковные организации;
  2) существуют различные формы сотрудничества между государственными органами и религиозными организациями что решают, представляющие социальную и культурную значимость задачи;
  3) религия обязательная или общегосударственная реально отсутствует;
  4) религиозные объединения абсолютно равны перед законом и правом;
  5) реальная свобода веры и совести;
  6) равенство прав и свобод граждан не имея значения от их отношения к религиям, мировоззрений, принадлежности к общественным объединениям.
  Принцип светскости, первую, лежит в основе построения и деятельности государственного аппарата. Причем светскость государственной власти является самой важной его составляющей. Она предполагает ряд дополнительных серьезных требований к организации и реальной работы государственных органов, особенностей профессиональной и внеслужебной деятельности должностных лиц.
  Содержание светскости органов государственной власти включает такие элементы, как:
  1) органы государственной власти формируются светским образом;
  2) функционирует государственная власть светским образом;
  3) лица имеющие властные полномочия имею исключительно светский конституционный и правовой статус;
  4) у должностных лиц светская этика;
  5) государственная символика носит сугубо светских характер.К сожалению, в современной действительности иногда происходят коллизии, свидетельствующие о нарушениях указанных требований. Например, становится нормой участие священнослужителей в различных светских мероприятиях, а также публичное осуществление государственными деятелями религиозных обрядов и церемоний. Безусловно, должностные лица могут исповедовать любое учение в частном порядке. Но когда на государственных телевизионных каналах, финансируемых из бюджетных средств, периодически транслируются православные богослужения с участием представителей государственной власти, в массовом сознании создается впечатление, что профессиональная деятельность чиновников наделяется непостижимым сакральным смыслом.
  Принцип светскости не всегда принимается во внимание депутатами. Законодательные (представительные) органы власти должны выступать выразителями воли и интересов людей разных верований и атеистов, проживающих на территории России или отдельно взятого региона. Это, в общем требование жизни, что бы законы регулирующие законы совести были корректны, тем более, что большая часть российских граждан, отнюдь не горит желанием стеснять свою жизнь религиозными рамками. Но все равно депутаты выступают с инициативами и разрабатывают законопроекты, которые иногда противоречат принципу светскости. В подтверждение сказанному приведем некоторые примеры.
  Так, на рассмотрение Госдумы неоднократно выносился законопроект об изменении статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" в части установления запрета на создание политических партий по признакам религиозной принадлежности . Его инициаторы не приняли во внимание даже разъяснения Конституционного Суда, который на тот момент уже подтвердил конституционность указанной нормы
  Много споров вызвало и предложение преподавания "Основ Православия" в школах и законов призванных защищать различные конфессии от надругательств. Особенно связи с расплывчатостью формулировок данных законопроектов, что дает различные зачастую противоположные по сути толкования, тех или иных норм.
  Связи с чем ряд депутатов Государственной Думы и в первую очередь Алферов, подали свой протест, опасаясь нарушения как конституционного принципа светскости, так торможения научных исследований неугодных религиозной верхушке.
  Они сравнивают подобное с попыткой создания в современной России аналога Цезарепапизма характерного для Православной церкви Византии. Когда президентская власть обретает особый сакральный смысл, выходя за рамки выборной должности слуги народа.
  Заключение
  В целом происходит борьба между прогрессивным и регрессивным, не имеющим логических обоснований догматизмом. В частности, какие основания есть у той или иной конфессии считать себя пупом мироздания?
  А раз так, то, конечно же, нет смысла сдерживать развитие человеческой цивилизации и конкретно России в целом, а также тратить ресурсы из-за тех или иных предрассудков. Запрещать инновационные технологии и проводить реакционную политику.
  Надо отметить, что чрезмерный религиозный фанатизм может увести человека от реальности, сделать для него главным не построение счастья на земле, а мечты о будущем "рае" после смерти, или второго пришествия.
  Особенно деструктивным в этом случае является учение о скором конце света, и то, что Земля и все деяния человека сгорят. Они отбивают у слабых людей охоту трудиться и учиться, строить реальный рай.
  Хотя конечно поступать как это делали римские императоры издавая эдикты против Христиан не следует, но разъяснительную работу проводить необходимо.
  Светское воспитание, без красочных иллюзий об добром дяде, который придет и решит все проблемы, в наибольшей степени способствует раскрытию потенциала человечества. Оно стимулирует творческий рост, путь к совершенству. Необходимость и понимание беречь Землю, и сделав главным приоритетом развитие науки вести активную космическую экспансию.
  Никто не сделает человека счастливым - кроме его самого! Как кстати и надежда на бессмертие и воскресение мертвых может быть связана именно с достижением научно-техническим прогрессов высочайшего уровня способно воплотить в реальность и эту давнюю человеческую мечту.
  Надо сказать что клерикалы навязывая, например церковный налог, который в общем-то идет на цели мало способствующие развитию науки и цивилизации. Фактически навязывают бремя, которое не приносить ни отдельному индивиду, ни держава, ни человечеству пользы.
  Основной минус клерикального государства: довольна значимая часть ресурсов страны, идет не развитие и улучшение конкретной жизни и технологий, а на весьма сомнительные мероприятия.
  В частности, чем может помочь в реальной жизни сотни учебных часов потраченных на изучения "Слова Божьего" написанного тысячи лет назад? Не лучше за это время более глубоко изучить физику, химию, математику, сконструировать летательный аппарат, или размяться физически в спортивной секции?
  Реальное светское государства не запрещая в отличие от атеистической страны этого, все же и не поощряет, отвлечение государственных ресурсов или денег налогоплательщиков на подобное.
  Светское государство обеспечивает-таки правила игры, при которых человек может добровольно пожертвовать частью своих материальных средств, или времени, в соответствии со своими убеждениями, но ни кто не в праве, принуждать или навязывать ему это.
  К сожалению, в некоторых странах, особенно исламских есть явное принуждение. Например, попробуй отказать от Намаза или поста в Рамадан. Часто даже западные туристы побаиваются открыто принимать пищу во время постов.
  Тоже можно сказать и о церковном налоге, когда отказ от его уплаты даже в некоторых странах демократической Европы может привести к увольнению или каким-то иным санкциям. В США, которые всех учат "демократии" еще в девятнадцатом века в некоторых штатах троекратный отказ от посещения религиозных служений карался виселицей!
  Однако неизбежная вследствие прогресса и просвещения секуляризация, постепенно заставляет переосмысливать, ранее кажущиеся незыблемыми догмы. Смотреть на мир глазами без штор и чрезмерного консерватизма. В заключение, очевидно, что именно светское государство знаменует высокий уровень гармонизации отношений государственных и общественных институтов, религиозных объединений и личности. К воплощению этой идеи в жизнь должна стремиться любая цивилизованная держава. Поэтому предстоит еще многое сделать по развитию и совершенствованию теории светского государства, ее законодательному закреплению, конкретизации и практической реализации ( что самое важное) в нашу суровую действительность.
  
  Глоссарий
  Љ п/п Понятие Определение
  1 Агностик человек, не отрицающий существование Бога, но считающий, Его непостижимым.
  2 Антиклерикализм
   общественное движение за освобождение политической и духовной жизни от власти религии и церкви.
  3 Атеист человек не верующий в Бога и сверхъестественные силы.
  4 Верующий человек, исповедующий ту или иную религию
  5 Государственная религия
  
   конституционно-правовой институт, означающий, что определенная церковь признается частью официальной организации государства. При этом государство:
  -1- финансирует церковь;
  -2- участвует в назначении священников;
  -3- утверждает акты, регулирующие
  6 Клерикальное государство форма организации государственной власти, при которой церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на государственную политику и все сферы общественной жизни.
  7 Сакрализация
   в политологии - подчинение политических и общественных институтов, социальной и научной мысли, культуры и искусства, бытовых отношений религиозному влиянию.
  8 Секуляризация
   процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают социальное значение.
  Другое определение - процесс освобождения общества от религиозной опеки, контроля.
  9 Синтоизм
   в Японии - традиционная религия, сложившаяся на основе древних анимистических культов, шаманства и буддизма. Для синтоизма характерно обожествление императорской семьи.
  Синтоизм - государственная религия Японии в 1868-1945 гг.
  10 Социология религии
  
   отрасль социологии, изучающая:
  - религию как социальный институт во взаимодействии с другими социальными институтами в обществе; а также
  - проблемы религиозности, секуляризации, психологии верующих.
  11 Теократическая монархия
   форма монархии, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру
  12 Теократия
  
   форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства
  13 Халифат система мусульманской феодальной теократии; совокупность прав и обязанностей халифа как носителя духовно-религиозной власти.
  14 Цезарепапизм
  
   система взаимоотношений светской и церковной власти, характерная для Византии, где императоры (цезари), по существу, управляли православной Церковью.
  15 Эдикт особо важный указ монарх.
  16 Этократия характеристика политического режима, базирующегося на силе народных обычаев.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"