Конечно, в нашу эпоху кажутся азбучными принципы, зафиксированные статье 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (паритетность участников, независимость договора и другое), но, безусловно, гражданское, и в наибольшей степени, авторское законодательство, требует ряда дополнений. Приходится учитывать специфику. Моя работа воспроизводит важнейшие тенденции формирования авторского права, что происходило в литературе России и иностранных государства, с определенной детализацией и росписью нюансов.
Авторский договор его; Понятие, свойства и признаки, разборка, что есть авторское право, в общем, зафиксированы еще прошлом веке - 9 июля 1993 года Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".
Хотя многие положения данного закона уже устарели, но для того времени, это был существенный шаг вперед.
То законодательство что действовало раньше об авторских правах и смежном праве, существенно модифицировалось. Законом оказалось предоставлено авторам юридическая возможность передавать собственные эксклюзивные имущественные права, так установлена свобода авторских договоров. Но, безусловно с некоторыми оговоркам или условиями, не столь обременительным как прежде. Помимо этого, авторские правомочия расширены Законом в больших возможностях и областях, где прежде авторские произведения реализовывались без договоров, то есть привольно. Это дало немало дополнительных возможностей авторам, хотя и породило определенные проблемы. В том числе и с навязыванием
Невыгодных договоров, начинающим творцам.
По параграфу 4 статьи 15 Конституции России; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы.
Данный закон хоть и принят до появления новой конституции утвержденной лишь на референдуме 12 декабря 1993 года. Впрочем, не смотря на это все равно по экспертным оценкам, авторский закон в целом соответствуем международным стандартам. А так же имеет массу сходных черт с похожими по смыслу правовыми актами развитых стран.
Так что можно считать, что костяк авторского права уже сформирован, а отдельные усовершенствования необходимы по мере развития общества.
Что, как правило, и происходило как в соответствии с международными стандартами, так и с учетом специфики Российской федерации. Хотя в целом это был исключительно косметический ремонт. Впрочем, бурное развитие электронных средств массовой информации в последнее заставляет проводить куда более основательные изменения. Особенно ввиду участившихся случаев Интернета-пиратства.
Я посвящаю свою работу видам, определениям и особенностям авторских договоров. Нужно подвергать анализу в утилитарном плане с авторской точки зрения творения и принадлежащего ему контрагента авторского договора.
Субстрат работы раскрывает глава о защите прав автора, решающая вопрос о правомерности того или иного использования творческого труда.
Безусловно, авторского законодательство, должно быть направлено на максимально возможное соблюдение интересов автора и его прав. Курсовая работа должна и раскрыть данную тему вывести формулировки.
Помимо авторского договора существуют и иные основания, для законного использования не нарушая прав произведений. В данном случае российским законодательством предусмотрены и бездоговорные отношения.
Но большая часть авторов предпочитает именно договорную основу. Так как в этом случае больше правовой защищенности как авторского права, так возможностей самому писателю рассчитывать на достойное материальное вознаграждение.
Отсутствие договоров оставляет издательствам слишком много возможностей для тех иных злоупотреблений и обделением авторов. Так же нет надежной защиты от интеллектуальных краж, обвинений в плагиате или иных нападок. Могут возникнуть проблемы, так со сроком действия договора. Использованием одних и тех же трудов различными организациями, часто находящихся в жесткой конкуренции друг к другу.
Надо отметить, что при развитии демократичного общества действуют универсальный принцип: свобода человека ограничивается до того предела, когда она начинает попирать свободу другого человека. Точно такой же принцип распространяется и на авторские договоры. Дать возможность свободно творить, не причиняя ущерба другим.
Еще в древнем Риме огромную популярность приобрело творить те или иные художественные произведение за гонорар. И это не считалось позорным. И в значительной степени современное законодательство имеет свой стержень на основе Римского права, пуска и измененного богатырской поступью прогресса.
Основная часть
1 Понятие авторского договора
1.1. Понятие и юридическая природа авторского договора
Гражданские и правовые договоры в цивилистической литературе подвергаются рассмотрению как двух сторонняя сделка. Или действия изменяющие правоотношения в качественных параметрах.
Авторские договора в литературе определяются по-разному, в том числе и таким образом. По сути, договор - своего рода волевой акт, базирующийся на двусторонней конвенции сторон, направленной на зарождение, трансформирование или прекращение юридических отношений. Сходною дефиницию подает Ф.И. Гавзе, с той лишь разницей, что философ нарекает цель договора: оптимальное ублаготворение надобностей всего общества и отдельных индивидов.
Различные установления договора, не столь уже разные по существу от изложенного выше, встречаются и в современной литературе. Например, Н.Д.Егоров, помимо всего прочего, под договором понимает также документ, который закрепляет факт определения обязательственного правоотношения .
В подобных дефинициях гражданско-правового договора главный акцент делается на волевое начало, информационное содержание правоотношения.
Краткая суть - в договоре выражается воля сторон, что делает его реальным учитывающим взаимные интересы соглашением.
Главная цель заключения договора - достичь определенных правовых последствий. И не одной стороны, а со взаимными желательно заранее обговоренными интересами. То есть каждому свое и справедливо.
Охватывают гражданско-правовые договоры весьма широкую сферу. И в первую очередь имущественные отношения различных гражданских субъектов.
Независимую группу гражданских и правовых договоров составляют произведения интеллектуального творчества.
Часть из них может быть заключена юридическими организациями( издательствами, рекламными агентствами, театрами, киностудиями и другими) с авторами по поводу создания и эксплуатации творческих произведении. Есть и другие появляющиеся связи с различными деяниями культурных учреждений, распространяющих и применяющих интеллектуальные труды авторов.
Граждане могут заключать договор и для удовлетворения личных потребностей. В том числе и с использованием разнообразнейших посредников.
Формирование авторский договоров процесс эволюционный. Первой ласточкой в информационном небе стал авторский договор.
Первоначальный подход истолковывал авторский договор лишь как уступку автором своего индивидуального права на то чтобы, и издавать и доносить до читателя или слушателя свое выстраданное произведение.
Даже в советские времена, на излете НЭПА закон далекого 1928 года регламентирующий издательский договор назывался " Уступка авторского права".
Но теорию так называемого "отчуждения" критиковали, Б. С. Антимонов и другой выдающийся деятель Е. А. Флейшиц. Они учили, что права автора нельзя сделать чужими и отвергнуть от личности. Пока он жив, не могут быть перенесены права создателя на другое лицо. Кроме может особых, оговоренных законом случаев.
Альтернативное мнение говорило: права автора не отчуждаются, а наоборот реализуются.
Вот и А.И. Ваксберг полагал, что договор, заключенный с автором разрешает публиковать различные произведения. Значит, передав организации свой труд автор, реализует право и его произведение выходит в свет. Значит, произведение используется, но не отчуждается.
В 1964 году произошла кодификация и включение "Авторского право" как особый раздел, что утвердило боле ценное взгляда авторский договор.
Кроме того оговаривались и условия выплат материального вознаграждения авторам, расписав данный раздел более подробно в различных законодательных актах.
А вот и был принят 7 июля 1993 года Верховным советом Российской федерации фундаментальный закон, что гласил: "Об авторском праве и смежных правах". Права теперь считалось, что все-таки автором уступались, а также возникли договоры, что позволяли передавать и исключительные особые права, на различных основаниях.
Так и возникла особая конструкция регламентирующая уступку прав.
1.2 Права и обязанности вытекающие из авторского договора
Но при этом конструкция стала отчасти и разрешительной: автор выдает согласия только на определенные им самим де действия по приложению к реализации его труда. Что и оказалось, отражено в нормах данного закона.
Так регулировались различные нормы, что автор может разрешать, а что нет, в каких объемах распространять и что публично можно исполнят. Даже в том случае если переданы права. Тогда способы использования произведения автор определяет совместно с организацией.
Да и не могут в определенном смысле стать предметом договора произведения, что автор планирует создать в будущем. А также их параметры и характеристика.
Но вот возникла ситуация, когда автор делегирует той или иной организации свое произведения и сопутствующие права. Правда организация может утратить произведение или довести его до такого состояния, невозможности использования. Вот уже отсутствует произведения, а права вроде бы и есть. А ведь первично не право, а само произведение, он результат созидательных усилий автора.
В данном случае пытали использовать опыт иных стран. В частности в большинстве европейских стран первый пункт договора требует определения предмета. А также произведения, которому присваивается особое название. А сам труд автор предоставляет издательству в полном объеме, а далее идет согласование срока.
При этом что интересно, рукопись остается в определенной мере собственностью самого автора, и он может настоять о её возращении, даже после выхода произведения в свет.
Однако законодательные органы в Российской Федерации не пошли таким путем. И пока по большей части господствует положение именно о делегировании прав. Несмотря на то, что понятия интеллектуально собственности закреплено и в 44 статье Конституции Российской Федерации, и в Гражданском Кодексе.
Предпринимались попытки унифицировать авторский договор и издательский. Потому, что издательский договор более детально урегулирован настоящим законодательством. Да и по нему проводились исследования как научные так и юридически.. Делали выводы, что формулировали базу применения норм, и осуществляли практику, совершенствуя реализацию авторских договоров.
Время шло, и появилась новаторская трактовка так называемого издательского договора. Будто бы это соглашение по оказанию автору особого рода услуг, причем даже не автору, а потенциальному слушателю, зрителю или читателю.
Есть еще договоры, о публикации произведения используя средства автора.
Там издательство оказывает определенные услуги, заставляя автора их оплатить, а затем еще дать тем, кто трудился прибыль в 20 процентов к сумме фактических затрат. Зато изданное автором, является именно его личной, и неотчуждаемой собственностью. Правда попробуй её распространить сам, побегаешь, хотя можно и договориться с торговой сетью.
Однако издательский договор, как правило, иной природы. Тут уже не автор несет расходы, тратя деньги на свой творческий труд, а само издательство, получает разрешение на воспроизводство данного произведения, продажу экземпляров и даже платит по мере реализации вознаграждение.
Есть также целый ряд различный изолированных в юридическом отношении организаций: само издательство, книготорг, типография. Как трудно им стать единым.
Отсутствие достаточно четкого определения для издательского дела, ведет к тому, что на издательство возлагают ограниченную ответственность, чтобы оно выполнило, определенные обязательства, исходящие из их функциональной составляющей.
Кроме того издательство по традиции, поставляет ставшие её собственностью тиражи книготорговым организациям.
Данный подход, правда, оспаривался, может ли в принципе издательство стать собственником тиражей. Ведь художник, тоже не является собственником бессчетных печатных копий картины.
Но зато до изготовления сигнального экземпляра книги издательство может контролировать, созидательный процесс. Но вот сигнальный экземпляр подписан, и вот можно считать, издательство завершило свою часть работы. Будь то оформление или полиграфическое исполнение.
Далее следует заключение об изготовлении тиража с типографией, после чего поставляет напечатанную продукцию конкурирующим книготорговым организациям. Далее идет определение тиража. Издательство же если идет недопоставка плат штраф, который обязана взыскать с типографии.
Сам автор в данном процессе, как правило, не участвует, так издательский договор, это совсем соглашение, как, наверное думают многие об оказании и реализации услуг творящему произведения автору.
То есть по факту обособленные юридические лица вступают в правовые отношения, пусть даже ради общего дела.
Но все равно именно издательство ведущая сила в цепочке реализации авторского произведения. И не столь принципиально важно произойдет ли заключение унифицированного договора, что определит права и обязанности, или договоры станут заключаться по отдельности.
По мнению известного литературоведа С, А. Чернышевой, следует исключить множественность субъектов претендующий на собственность тиража.
В этой связи реальная власть издательства над тиражами сомнительна. Может ли оно вообще управлять изготовление или реализацией книг? Хотя с другой стороны, а ему это надо? Ведь есть соответствующий договор между изготовителем и теми, субъектами кто реализует.
В данном случая именно договор и есть главный регулятор возникающих в издательском процессе экономических связей. Хотя и могут происходить серьезные изменения в условиях, если стороны их сочтут необязательными.
Значит, есть определенная свобода у партнеров по книгоизданию каким образом определять условия договора, и кокой должна быть в этом случае мера ответственности за срыв данных обязательств.
Хотя, например И. Троценко утверждал, вроде бы правом управлять тиражом оперативно обладают, чередуясь пара органов; и типография, когда издание в производстве и книготорговля, если идет реализация.
Так что само по себе понятие такое вещицы как авторский договор очень разнообразное, хотя лишь отчасти устраняет дырища в современном авторском законодательстве.
Что же автору приходиться передавать или брать обязательства передать приобретателю личные права на то что произведения использовали в определенных сторонами пределах. Кои, следовало во избежание коллизий согласовать заранее.
Таким образом, создана особая правовая форма, она задает рамки, в которых автор получает возможность трудиться, создавая различные произведения.
Далее есть возможность творить произведения и границах трудовых и коммерческих отношений с организацией, если у нее есть потребности в данном произведении. Происходит это в форме трудового договора.
А как происходит разграничение столь внешне схожих договоров?
Хотя много сходного между авторским и трудовым договором, даже произведения могут издаваться по сути одинаковые. Но вот содержание в своей сути различно; так регулируется в первом случае нормами гражданского право, а во втором - трудового.
Но у самого автора насколько может ему позволить содержание творцества, есть возможность избрать форму отношения с реализующей его право организацией.
Так что значение в определении границ авторского договора и его отличие от трудового и может иметь в определенном случает. А именно если автор исполняющий работы не является членом штата ( официального состава) организации.
Так как в этом случае приходится подчиняться распорядку, тому что установили в организации. А значит, нет возможности квалифицировать, те отношения, что складываются для автора правовыми. Это вытекает из статьи 15 КЗОТ.
Посему по признаку подчинен автор внутреннему распорядку в своей работе или нет - есть определяющее различие трудового договора, а также договора подряда.
Вот и возникают авторские споры, где выясняется какой из данных трех договоров и заключен. Особенно если стороны привязаны "трудовым соглашением".
Надо сказать, что в целях защиты автора по 80 статье ГПК истцов освободили от возмещения судебных расходов. В том случае если иск связан с защитой авторского права.
А по договору подряда, пришлось бы уплачивать судебные расходы на общих основаниях.
А как это все разграничить и по каким признакам?
По мнению Н.А Клыка, предмет не тот, чтобы признать отношения трудовыми.
То есть при заключении договора, что создает именно творческое деяния, будь это произведение, литературы, искусства или науки, то это в любом случае это именно авторский договор.
Данная позиция защищает в первую очередь интересы и права автора.
Чтобы не ухудшать его положение по сравнению с тем, что зафиксировано в законе.
Так что это по статье 2 ЗОАП, часть гражданского законодательства, это и есть закон о авторском праве.
По сему и автор может использовать и начала, гражданского законодательства, в первую очередь: равноправие участников отношений, что регулируются, собственность неприкосновенная, в договоре есть свобода, нельзя произвольно вмешиваться в личные, частные дела, запрет препятствовать реализации гражданских прав. Так обеспечено восстановление тех прав, что нарушены, гарантии судебной защиты. ( Статья 1 ГК).
То есть авторский договор как гражданско-правовой нельзя нарушить произвольно, в нем есть нормы, в том числе и обязательственного права.
А кто нарушает, тот будет привлечен к ответственности по статье 34 ЗОАП.
В целом есть правила авторские договора должны быть взаимными, консенсуальными, и возмездными по своему общепринятому характеру.
Но вот сам договор, следует заключать обязательно в письменной форме, так гласит статья 32 ЗОАП. Есть лишь исключения, когда произведения используются в периодической печати. Тут уже можно обойтись и устной формой.
В случае если письменная форма договора не будет соблюдена, то в случае возникновения спора уже нельзя будет сослаться на подтверждение сделки, на каких она была сделана условиях. Правда можно приводить письменные и свидетельские показания при наличии таковых.
Кроме того если не соблюдать элементарную письменную форму, сделку могут признать недействительной если это прямо указано в законе или соглашении сторон.
Далее есть отдельные статьи закона, что дают конкретную форму договора, если речь идет о продажах экземпляров используемых в ЭВМ программ и различных баз в которых данные, также предоставляют доступ массовым пользователям экземплярами программ или дискет.
Смысл нормы параграфа 3 статьи 14 Закона России " О правовой охране программ", то получив экземпляр базы данных, а также носителя в материальном виде программы, можно считать, что договор уже подписан. Если его сущность изложена в данном экземпляре.
Таким образом, роль договора значительно выросла, особенно в авторской модификации. Кроме того правовая форма меняет реализуемые отношения.
Некоторые особенности произведения интеллектуальной собственностью, это продукт творчества, а так же некоторые нюансы работы, с правопреемниками ограничиваемые нормами.
2 Классификация авторских договоров
2.1. Основания классификации и виды авторских договоров
Современное законодательство не перечисляет разновидности авторских
договоров. Но практика позволяет их группировать по определенным основаниям.
1) Авторский договор об издании произведения.
2) Авторский договор об публичном исполнении произведения.
3) Как использовать произведение в кинематографии.
4) Каким образом использовать произведение на радио и телевидении.
5) Публичный показ произведения.
6) Каким образом данное произведение использовать в промышленности.
7) Декоративные и прикладные искусства и их произведения.
Но это лишь приблизительный перечень, он может и меняться, в том числе, если модифицировался способ реализации.
Есть и другие мнения по поводу разграничений авторских договоров. Это в данном случае виды произведений. Далее если создаются и реализуются литературные, музыкальные, аудиовизуальные, архитектурные и другие произведения.
Причем если и способ один каким используют произведения, то вид все равно оказывает серьезное влияние на содержание договора.
Интересно также, что стать предметом договора с автором вполне может не обнародованное произведения, или доведенные до доступного сведения.
Дело в том, что не получившие массовой аудитории произведения, гораздо ценнее, чем ушедшие в широкий тираж. И за них полагается особое вознаграждение. Ведь пользователь может ознакомиться с ним первым, а то что уже известно лишилось подобной прерогативы. Правда можно вносить исправления и так существеннее дополнения в сотворенное лично произведение.
Надо сказать что на практике существует подразделение договоров заключаемых с авторами от способа реализации произведения. Весьма распространен среди договоров с авторами - издательский договор. Он позволяет осуществлять как издание так и переиздание различный произведений. Как зафиксированных на бумаге, так и в электроном виде.
Будь это произведения литературы; художественные, научные, учебные и так далее. А также драматические, музыкальные произведения, сценарные и так далее.
Поскольку издательский договор пережил становление раньше, то этим определилось особое место, выделяющее его из остальных договоров с авторами. Поэтому разные вопросы, как общего, так и специального плана решаются по практике, решения возникающих в издательских договорах спорах.
Надо отметить и уникальную универсальность, которую дает именно издательский договор. Его можно использовать для заключения в рамки разнообразнейших произведений литературы, науки и искусства. Средства же также различны.
В частых случаях, когда главный способом реализации произведения этот именно публичное осуществление, то тут приходит на выручку постановочный договор. Идет ли тут речь о музыке, драматических произведениях, балете, либретто оперы, чарующей оперетты и сходных по жанру тем.
Общее - потребитель театрально-зрелищные организации( филармонии, театры, цирки и прочее данного рода.). Где происходят сценические постановки.
А сами произведения могут оказаться и оригинальной премьерой, так быть уже давно известными публике.
Особые сценарные договоры действую в области телевидения и кино. И деление в некотором отношении условно;
1)Художественные
2)Документальные
3)Научно-популярные
4) Видовые
А регламентируется это сценарным договором. Где по необходимости используется текст, в случае съемок кинофильма, или телефильма, в некоторых случаях теле и радиопередача, или иные массовые и зрелищные мероприятия.
Между сценарным и постановочным договорами есть некоторые различия, дело в том, что литературный сценарий может дополняться, изменяться и существенно перерабатываться, в первую очередь, ориентируясь на нужны кинематографа. А постановочный договор при исполнении публичном способен отрегулировать отношения.
Далее происходя передачи произведения для сохранения в особый информационный орган, рукопись по договору, может быть депонирована. Далее отрегулирован порядок и условия обнародования для последующего использования произведения.
Есть еще и договор художественного заказа, он позволяет производить публичную демонстрацию изобразительного искусства запечатленного в произведениях.
Далее произведения искусства делаются по заказам частных лиц или организаций, становясь их собственностью.
Заключаются договоры и на готовый продукт и под заказ. И на различные типовые договоры. В частности по ним автор передавал или брал обязательство сотворить и отдать в руки издательства произведение, для последующей его реализации.
В частности типовой договор о постановке давал автору по закону 1977 обязательства написать и отдать театру, с целью исполнить публично балет, оперу или игривую оперетту.
Но следует отметить, то когда приняли основы гражданского законодательства СССР, типовые договоры перестали быть нормативными актами.
Надо сказать, что цель типовых договоров сочетать и интересы общества, с различной ответственностью и автора с указанием формы договора оптимально раскрывающей содержание.
Однако после законодательных актов 9 июля 1993 года остался по сути одна разновидность авторского договора, а именно договор заказа.
Хотя автор и сохранил возможность и сам обратиться в издательство или театр, со своим произведением.
Так что многое зависит, единственный ли приобретатель авторских прав обладатель или нет. Ведь права бывают: исключительные и неисключительные.
Гражданское законодательство провозгласила свободу договора, что породило большое разнообразие форм и проявлений.
2.2. Договоры о передаче исключительных и неисключительных прав
По уровню обладания правами существуют пара видов авторских договоров: где предлагаются исключительные и неисключительные права.
Обычно исключительность прав автора подразумевает, что их владелец обладает монополией, и имеет абсолютную над ними власть. И вопросы очень интересный, как какова природа исключительный прав автора. Это также изучает юридическая наука.
И уже значительное время кипят по этому поводу бурные дискуссии.
В частности Г. Ф. Шершеневич полагал: "Если предоставить исключительное право это отобьет у всех "приматов" попытки подражать. Хотя в какой-то мере все живущие носители подобия исключительного права".
На протяжении достаточно длительного времени идет его обсуждение.
Другой философ А. П. Сергеев по-другому смотрит на характер исключительности. Автор или тот, кто является правопреемником, решает вопрос об осуществлении авторских полномочий, как и каким образом, использовать произведение.
Однако есть в его позиции и кое-какие нюансы как, например утверждение, что в капиталистических западных странах исключительные права понимают искаженно. Слишком уж заботясь об кошельке различных буржуев, чем образовании и доступности книг народу.
Но вот закон "Об авторском праве и смежных правах" конкретизировал данный термин в более определенном смысле.
Например, по авторскому договору можно использовать произведение при передаче исключительных прав. Но лишь в определенных договором пределах, ограниченным способом, и лишь тем лицом кому данные права переданы. Да еще это лицо может запретить пользоваться данным интеллектуальным продуктам другим.
Да и получается, что издательство может предупредить о эксклюзивных исключительный правах. Да и у самого автора имеется право налагать запреты,
Чтобы другие не пользовались его трудом без спроса.
Но вот параграфы гласят: что предавать права целиком, или частями, разрешено исключительно в случае конкретного договора. Значит не может третье лицо после передачи, по своему усмотрению давать право интеллектуальной собственности кому оно само хочет.
Значит если кто-то и приобрел право, то он как просто не может из уступить иным.
Правда подобная норма закона, относится лишь к тем кто стал правопреемником автора произведения. У самого автора право по статье 16 ЗОАП есть исключительное, абсолютное право на использование своего произведения в какой ему хочется форме. Причем он может это делать и сам и дать разрешение третьим лицам. Хотя данная статья не все положения жизни учитывает.
То есть разница между правами автора-творца и тем что может его правопреемник или наследник. Сам автор-создатель наделен правом разрешать, другим лицам по-разному использовать произведение, а вот кто стал правообладателем, имеет возможность лишь запрещать использование третьими лицами.
Посему если проанализировать изложенное выше, с учетом реалий то нынешнее законодательство нуждается в дополнении и коррективах. Так как само понятие об "исключительном праве" оказалось разным по наполнению смыслом для других лиц. Тут это зависит, сколько передано договором реальных прав.
Но можно также передавать и неисключительные права. Тогда пользователь может иметь возможность реализовывать произведение, как у обладателя исключительных прав, но передавшим возможности использования третьим лица аналогичным способом.
Посему и договор характеризуется, возможностью реализации произведения не только автором, но в равной доле и другими лицами, то добились разрешения на схожий способ. Об этом говорится в параграфе 4 статьи 30 Закона 1993 года; по авторскому договору передаются неисключительные права, с возможными специально оговоренными в законе исключениями.
2.3. Договоры заказа и договоры на готовое произведение
Существуют так же и договоры заказа, расписанные в статье 33 ЗОАП. То есть по ним автор берет на себя обещание создать произведение по заранее оговоренным условиям, а далее им уже пользуется заказчик.
Но надо иметь ввиду, уже в договоре заказа автором не считаются наследники или правопреемники.
Так что условия у договоров заказа, отчасти сходные с стандартными авторскими договорами. Но есть еще добавочное условие о возможности выплатить аванс по параграфу 2 статьи 33 ЗОАП.
Но есть и норма, что предмет не могут в авторском договоре стать права на реализацию тех произведений, что автор имеет возможность сотворить в будущем.
Но договор заказа и должен определить, что может делать юридическая организация с произведения, что автор хочет сделать будущее время.
Но чтобы, на выдаваемое по договору заказа, произведение не распространялся параграф 5 статьи 31 ЗОАП, то нужно конкретизация, таких параметров: жанр, вид, объем, название, сфера применения и тому подобное.
То есть заказывают уже задуманное, вероятно в определенной форме, но не успевшее оформиться в деталях.
Но если заказываемое произведение конкретно оговорено, то оно может состоять из нескольких работ, заключенных на продолжительный срок. Причем возможна и выплата аванса.
Но вот соглашение сторон оставляет свободу с определением и размеров и сроков выплаты аванса. Но в целом это определенный процент от дохода. Определенно аванс включает в себя не только процент до появления дохода у того кто данное произведение использует.
Надо отметить, что возможны выплаты разных форм аванса - как возвратного вытекающего из отнимая суммы от главного вознаграждения, так и безвозвратный поощрительный аванс.
Платежи аванса по договору могут являться и многократными и периодическими, включая командировочные расходы автора, и другие затраты, связанные с процессом творения произведения. Правда в это случае это уже с элементами трудового договора труд может считаться служебного вила по статье 14 ЗОАП.
Есть так же по статье 33 1993 года вид авторского договора, а именно заказа, на еще не созданное произведение автором-исполнителем.
Или если автор и сам предлагает уже готовое собственное произведения тем организациям, кого это может заинтересовать.
Хотя существует риск что организация, не будучи связана, какими либо договорами, не будет в срок рассматривать рукописи и выполнять какие-либо положительные по ним решения.
3 Элементы авторского договора .
3.1. Предмет авторского договора и его условия.
Провозглашенная и дополненная статьей 421 ГК РФ свобода договора отпечатлелась в свою очередь, и на авторских договорах.
В самом договоре предусматриваются;
На какой территории и какой период реализуется произведение и каким путем, с передачей прав, сумма выплаченного гонорара, с дифференциацией способа использования произведений, а так целый ряд других условий зависящих, в том числе и от взаимного пожелания сторон. Например, форма гонорара и много еще другое.
Какие еще условия являются значимыми? Принято считать те, где должен быть четко прописан предмет договора, а также то, что является значимым по закону или другим правым актам, а то что оговорено сторонами в договорах, как имеющее значение.
Хотя надо отметить, что детализированного изложения, что существенно, а что вторично в законодательстве нет. И в договорах реализуется принцип известной свободы. Когда стороны могу и сами определить личные обязанности.
Однако по законам советских времен, нельзя навязывать такие условия, что ухудшают положение автора. Нельзя делать создателю произведений хуже, чем это прописано в законе, или в предусмотренном законодательством типовом договоре. В этом навязанные автору условия подлежат аннулированию. Так в частности гласит статья 506 ГК РСФСР 1964.
Еще точнее это сформулировано законом 1993 года, по установлению в параграфе 7 статье 31: запрещено навязывать автору условия договора, перечащие положениям современного закона. А значит, если договор заключен не по закону, то считается недействительным, и условия должны быть возвращены в рамки закона.
В целом также серьезно изменились и определения того что может стать предметом договора. Права, которые передаются, обязательно должны конкретизироваться . Хотя конечно это еще не имеет в виду, что детализировано следует перечислять все вместе со составными частями правомочия. Обычно их перечисляют в статье 16.
Можно обойтись и более общими формулировками, в частности и упоминанием статьи и запрета при этом отдельного действия. Например, публикации книги в электронном виде или Интернет-издании.
Надо отметить, что все же есть и некоторые в данном случае ограничения, нельзя предоставлять те права, для реализации произведения, что не известны на момент заключения договора. Так гласит 2 параграф 31 статьи ЗОАП. А 5 параграф запрещает включать в авторский договор возможности использовать организацией произведения, создаваемые автором в будущем.
Хотя это и принижает значение самого произведения, ибо все упирается только в его использование.
Но и в этом есть логика, так если не создано произведение, литературы, науки или искусства, о чем прямо гласит статья 9 ЗОАП, какие еще могут быть на не права? Так что сначала творческая работа должна быть сделана, а лишь затем оговорены способы её использования.
В целом современное законодательство предоставило определенную свободу в отношении к требованиям или параметрам тех или иных произведений. Пускай лучше стороны сами определяют параметры произведений, что им конкретно нужно, проводят согласования, по различным вопросам. Тут нет нужды загонять их в "прокрустово" ложе, строгих рамок закона.
3.2. Стороны авторского договора
Автор или тот, кому он передал права это одна сторона и субъекты права, а различного пользователи другие. Физическим лицом является автор творческим усилием создавший произведение.
Достигшие дееспособности и совершеннолетия авторы могут, заключит авторский договор или сами или через посредников или как их еще называют агентов. Если автор недееспособен то могут за него подписать родители, прочие родственники или опекуны.
Тут еще есть дифференциация по возрасту от 14 до 18 лет авторы могут осуществлять личные права при желании самостоятельно. Имея даже право заключить и предусматривающий вознаграждение авторский договор, минуя родителей или тех, кто взял над ними опеку.
Заключать авторский договор следует со всеми соавторами, и только тогда произведение можно будет использовать. Но при этом они могут делегировать право подписания контрактов кому-то одному из своего круга. Если речь идет о сборнике, то авторы всех произведения должны дать свое письменное согласие на договор о реализации.
Но и авторы смертны, но договор можно заключить с теми, кто унаследовал по завещанию, а может и закону, если они имеют гражданскую правоспособность.
При наличии более чем одного наследника, то по закону следует придти к их единому согласию. Ведь в этом случае каждый из них может подать законный иск в суд.
Тот кто реализует произведение является ведущей силой авторского договора, главное предназначение данной организации, это деятельность по изданию, театральных и прочих зрелищных представлений, осуществление выставок или сходной деятельности.
Надо сказать что пользователем может стать и предприниматель, осуществляющий и индивидуальную деятельность, получивший право вести воспроизведение и распространять по различным точками произведения, как особый вид бизнеса или предпринимательской деятельности.
Могут быть реализованы и те договоры что пользователи или отдельные лица, будь это физические или юридические лица, что хотя использовать созданное интеллектуальным трудом автора произведение не для коммерции, для собственных личных целях.
Подобное соглашение не является противоречащим существующему на данный момент законодательству, однако закон дал им определения, что это нее авторских договор, а договор подряда. Но зато нормы существующего авторского права, охраняют творческий результат.
По авторскому договору предусматриваются: различные варианты реализации произведения ( а именно вполне определенные права, что предаются заключенным договором), территория и период времени, которым можно пользоваться правом. Также сумма гонорара и то каким образом определяется награда, по тем или иным способам реализации произведения. В какой срок выплачивают вознаграждение, по тем или иным вариантом реализации интеллектуального труда. И целый ряд других условий, которые стороны договора могут признать существенными.
При этом права на произведение конкретно не переданные специальным авторским соглашением реализовываться не могут.
То есть передавать те или иные интеллектуальные права можно, если, это предусмотрено в том или ином виде частями или полностью договором.
3.3. Сроки действий договоров
Надо сказать, что если в гражданском кодексе РСФСР, есть конкретные сроки реализации тех или иных прав, то ЗОАП не требует от тех организаций что хотят использовать интеллектуальную собственность каких либо конкретных сроков для этого. Посему период времени, в котором реализуется или может быть передано авторское право очень эластичный, так как закон, учитывая специфику интеллектуального труда, не вводит жестких временных рамок.
Хотя наиболее распространенный способ и срок исполнения именно это делать в момент, когда договор заключен, и при быстро прекращении, подобное исполнение называют публичным. Но возможен способ, когда договор заключают на всю продолжительность действия того, что зовут авторским правом.
Но законодательные акты не запрещают заключать договоры и без фиксированного срока.
Однако в том случае когда договор заключен без фиксированного срока в Части 2 параграф 1 статьи 31 ЗОАП к нему выставляются дополнительные условия. В частности у автора есть возможность в какую он хочет дату после того как истекут пять лет с момента заключения соглашения при наличии желания из него выйти.
Правда, при этом нужно предупредить за шесть месяцев ту организацию, что стало пользователем интеллектуального труда. Это должно защитить и интересы организации помогающей автору в реализации.
То есть договор, не предусматривающий ограничения по срокам, то он действует все время пока в силе авторское право.
Надо сказать на практике обе стороны нередко не хотят соблюдать сроки.
Из-за этого условия договора нарушаются. Хотя это и не слишком хорошо, следует подобно избегать тем или иным способом. Не нарушая договора.
Но есть следующие распорядки , по срокам реализации автором взятых обязательств;
а)Сам срок показа произведения издательской организации;
б) Далее срок вторичной сдачи произведения, если сделаны существенные изменения или прошла капитальная доработка, а также проделано техническое оформление уже доставленного издательству произведения.
Но когда речь идет о договоре по иным срокам может быть и известная свобода в установлении.
Хотя надо сказать, что отсутствие письменного фиксирования, в том числе и сроков, может привести к серьезным конфликтам.
В целом если говорить, то предоставить организации произведение автор должен именно в тот срок, в который организации будет удобно его принять, далее следует тщательное рассмотреть, что определить выгодно данный интеллектуальный труд использовать или нет.
Лучше всего данный срок зарегистрировать вы письменной форме, чтобы подтвердить, что будет все исполнено достаточно четко по заключенному договору.
Но если заказчик когда будет рассматривать интеллектуальный труд предоставленный автором, и решит что нужно дополнить и доработать, то по взаимному согласию сторон определяется нужно для этого время.
Следует также предоставить и время автору, чтобы он прочитал, какая проделана корректура. Если его она не устроила, то организация может выпустить данный интеллектуальный труд и без корректуры, или вообще задержать выход произведения.
Есть впрочем, и некоторые достаточно законодательно жестко зафиксированные сроки. В первую очередь следующие сроки;
А)Время, анализа произведения после того как его пришлет автор;
Б) Время, когда после доработки снова рассматривают;
В)Время когда можно реализовывать произведения;
Г) И конкретная дата выплаты гонорара автору.
Если организация начинает нарушать, фиксированные договором сроки, то это создаст, определенны трудности и очень серьезно затруднит исполнение обязательств по договору. Нарушит и интересы автора, что в определенных обстоятельствах, может привести к установленным в законодательных актах санкциям.
Заключение
В заключении надлежит особенно обозначить следующее;
Авторский договор, безусловно, самый важный, хотя есть и другие способы делегирования прав, чтобы использовать творческую работу и интеллектуальный труд автора.
Если рассматривать дело целиком то можно сказать многочисленные законодательные акты неплохо защитили у авторов и тех лиц, что интеллектуальный труд автора использует права. Но отдельные дополнения, внесенные в последние годы вовсе не лишние. Они позволяют учесть реальности современности, когда электронный вид произведений все больше заменяет бумажный.
Несмотря на наличия множество сходств с иными договорами характерными для делового оборота, но в целом в них прописано гораздо больше деталей. А также включено достаточно приличное, большое количество условий являющихся обязательными для признания сделки действительной.
И на общих основаниях можно сделать вывод: законодательство значительно продвинулось в урегулировании авторских договоров. Для чего и принимаются законы, подзаконные акты, международные договора, и отдельные кодификации законов с разъяснением конкретизирующих положения деталей.
Творческая активность граждан все возрастает, и законодательство его стимулирует. Так что авторы получили значительный объем прав. Они могут публиковать свои произведения, реализовывать их, распространять и производить.
Есть также гарантии неприкосновенности, а то чтобы сделать свое имя брендом, получать за интеллектуальный труд достойные гонорары, и целый набор других прав, что возникают в мире современных правоотношений.
Так что законодательные акты направлены на защиту того что нарушено или то что пытаются оспорить, попирая интересы авторов. А это в свою очередь имеет огромное значение, особенно потому что побуждает авторов еще более рьяно трудиться на благо Отечества. А также охраняет общественные интересы, служа научному прогрессу, направленному на конкретное улучшение жизни человека.