В настоящее время вопрос о природе и сущности монархической формы правления не потерял своей актуальности, во все исторические эпохи многие мыслители пытались, предложить наилучшую форму построения государства, которая идеальным образом упорядочивает жизнь людей. Найти золотую середину - между анархией и деспотией! Некоторые из них (Платон, Аристотель, Дж. Локк, И.А. Ильин, Л.А. Тихомиров и др.) видели выход в усовершенствовании единоличных моделей публичного управления.
Со времен Платона и Аристотеля теоретическая политико-правовая мысль пыталась выявить причины, определяли те или иные формы правления. На протяжении многих столетий выдающиеся люди стремились выделить самое основное в формах государства и по возможности спрогнозировать их развитие. В трудах Августина, Гоббса, Монтескье, Руссо, Радищева и многих других были сделаны попытки обобщить и систематизировать знание о формах правления, нащупать самые глубинные начала их возникновения и развития. Чаще всего форму правления пытались определить в ее связи с типом государства, классовой структурой, экономическим направлением развития общества и т.д. И забывали о таких факторах, влияющих на форму правления, как исторические традиции, национальная психология, религиозность, культурная среда, географическое положение и многое другое.
Современная теория государства удерживает все, то позитивное, что было накоплено на предыдущих этапах и вместе с тем учитывает то, чему раньше не придавалось существенного значения. Попробуем рассмотреть формы правления и ее разновидности с современной точки зрения.
Человеческие представления о правде и справедливости находятся в тонкой внутренней связи с верованиями и представлениями религиозными, но наряду с этим фондом верований, в выработке понятий о справедливости, правде и праве играют огромную роль условия исторической национальной жизни. Отношения междуплеменные, социальные и бытовые, никогда не определяются исключительно ими, а имеют своей причиной также влияния и соображения чисто житейские, практические, соображения о возможности и невозможности, пользе или вреде. Весь этот громадный слой влияний и условий чисто политических, социальных, экономических, также играет могущественную роль в определении формы и характера Верховной власти, а в частности отражается и на монархии.
Монархия (лат. monarcha от греч. моносархис -- "единовластие": греч. монос -- "одиночный, единый" и греч. архис -- "властитель, правитель") -- форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу -- монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, халифу, хану...) и в первую очередь обусловлена традициями передачи власти.
Монархия с точки зрения монархистов -- это система власти, непроизводная от каких бы то ни было земных институций и данная свыше. Монарх, в соответствии с такой концепцией, получает власть от Бога по праву рождения. По этому признаку монархисты отличают монархию от республики (где верховная государственная власть дается человеку в результате консенсуса -- всеобщих выборов) и аристократии (где верховная власть принадлежит меньшинству знатнейших представителей общества). Монарх для монархиста -- в первую очередь нравственный авторитет, а не юридический.
Целью данной работы является исследование понятия и видов монархии в современном мире.
Интерес к исследованию проблем монархической государственности поддерживается рядом следующих обстоятельств:
- монархия - одна из древнейших форм правления, берущая свое начало с эпохи египетских фараонов и шумерских правителей (III--II тысячелетие до н.э.). Это свидетельствует о ее способности существовать в различных исторических, экономических, политических и мировоззренческих условиях развития общества.
- на сегодняшний день число монархий в мире довольно велико, среди монархий есть крупные страны - Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень мелкие государства с населением в несколько сот тысяч человек (Свазиленд в Африке), десять тысяч (Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне) и тысячи человек (Тувалу в Океании).
- российское государство большую часть своей истории представляло монархический принцип построения власти. Основателем первой царской династии стал Рюрик. В 1613 году по постановлению Земского собора воцарилась Династия Романов во главе с царем Михаилом, которая правила более трехсот лет. После свержения царя Николая Второго, дом Романовых продолжал существовать в изгнании. По некоторым социологическим опросам: в настоящее время около тридцати процентов респондентов поддерживают идею о реставрации монархии в России. Одним из наиболее весомых аргументов со стороны монархически настроенных юристов является то, что после 1917 года, ни одна власть в России не является легитимной, а, следовательно, монархию формально никто не упразднял.
Основная часть
1 Понятие и сущность монархии
Монархия наряду с республикой является одной из двух основных форм правления, известных теории государства и права.( В виде исключения до недавнего времени существовала: форма ливийской Джамахирии). Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке престолонаследия
Престолонаследие - переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия. Салическая система сводится к тому, что наследование осуществляется только по мужской линии. ( Само название произошло, от салических франков. Именно на их древний еще с дохристианских времен обычай сослался совет пэров, когда французская корона была передана Филиппу Шестому, вопреки более близкому родству Эдуарда Третьего)Женщины из круга престолонаследников исключаются полностью и не могут передавать права на трон (Швеция, Франция, Россия после указа Павла Первого). Кастильская система не исключает женщин из очереди престолонаследия, но отдает предпочтение мужчинам: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания), правда в последнее в Туманом Альбионе по этому вопросу, хотят установить полное равноправие. Австрийская система не исключает женщин, но дает мужчинам и мужским линиям преимущество во всех линиях и во всех степенях родства. Женщины наследуют престол лишь при полном пресечении всего мужского потомства.
В некоторых арабских странах существует так называемая "клановая" форма престолонаследия, когда наследника избирает правящая семья.
Другой важной формой правления является регентство: преходящее коллегиальное или единоличное осуществление полномочий главы государства в монархиях в случае временного отсутствия монарха, его продолжительной болезни, малолетства.
В зависимости от принципа наследования власти монархия может быть династической, родовой и выборной.
В династической монархии действует строгий принцип, в соответствии с которым престол передается от отца к сыну или от брата к брату, так было на Руси .
Гораздо чаще нам встречается родовая монархия, где действовал принцип принадлежности к царскому роду. Царь должен был происходить из царского рода, но это вовсе не означало, что он автоматически наследовал престол. В те жестокие времена, это вело к многочисленным кровавым войнам. В истории Древней Руси, особенно ожесточенные братоубийственные войны, велись при воцарении великих князей Владимира и Ярослава, а также в период раздробленности. Поскольку для отца: естественно передать власть своему потомству, по мерее развития цивилизации, права престолонаследия, становились всё более определенным.
Особая разновидность монархии выборная, сочетающая элементы монархии и республики. Выборная монархия была в Речи Посполитой, в Византии, в Германском Союзе. Она не является редкостью. В Экваториальной Африке до сих пор совет старейшин избирает племенных королей сроком на год, а через год этот совет вновь подтверждает или не подтверждает полномочия избранного короля. В настоящее время выборная монархия существует в Малайзии, где главой государства является монарх: избираемый на пять лет особым совещанием из представителей монархических штатов, входящих в федерацию. Но самый известный пример выборной теократической монархии - Римское папство, что мы совсем недавно наблюдали, когда Бенедикт 16 сменил умершего Иоанна Павла 2.
1.1 Признаки монархии как формы правления
Основными признаками классической( подчеркиваю - классической) монархической формы правления являются:
1 Наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах);
2 Наследственный порядок преемственности верховной власти;
3 Юридическая безответственность монарха.
4 Наличие божественного, харизматического ореола вокруг личности монарха.
Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе. Исключением являются некоторые исламские страны, где и в условиях капитализма монарх сохраняет огромную, формально неограниченную, а фактически нередко тоже, власть.
1.2 Достоинства и недостатки монархической формы правления
Преимуществами монархии как формы правления, обычно называют:
1Монархия считается иногда "богоугодной" формой государственного устройства, в то время как республика - "выдумкой дьявола". Хотя после вознесения Иисуса Христа на небо, апостолы избрали сами себе главу церкви - Иакова. Да и в Христианских общинах длительное время господствовал принцип - выборности.
2 Монархия обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
3 Монарх в силу своего положения выше любой политической партии и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
4 При монархии больше возможности осуществить какие-либо долговременные преобразования в жизни государства;
5 При монархии больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в ближнесрочной; Пример: реформы Петра Великого, Александра Освободителя ( очень сильное сопротивление помещиков - не желающих терять власть над рабами.)
6 Монарх гораздо больше, чем избранный руководитель государства, осознает свою ответственность за управляемое им государство; ( Вот это спорно, когда власть дается без борьбы, как данность: правитель слишком часто воспринимает свою империю, как маленький мальчик военно-экономическую стратегию)
7 Монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему развивать качества, необходимые для такой должности и гарантирует, что власть в ходе псевдодемократических махинаций, не получит человек некомпетентный или злонамеренный. Увы, слишком часто воспитатели из консервативной среды, что в окружении самого монарха и нередко прививают устаревшие взгляды. Кроме того отсутствие жизненных трудностей, в первую очередь материального плана, лишает будущего правителя необходимой смекалки, нужной закалки и трудолюбия.
8 Замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, что снижает возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.
Недостатками монархии называют:
1 Ротация власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей. Таких примеров великое множество, так в истории Франции, правление слабых и недалеких королей: часто приводило к тяжелым последствиям для страны. Особенно при Жане Добром, когда более половины Франции оказались под английской оккупацией, или Людовике Шестнадцатом вовлекшем страну в кровавую революцию. В истории России: наиболее яркие примеры неадекватных монархов: Федор Иванович - слабоумный и безвольный сын Ивана Грозного, Иван Алексеевич - брат Петра Великого. Императрица Екатерина Первая была неграмотной, ну а личность Николая Второго в комментариях не нуждается. Вообще по-настоящему великие, с выдающимися способностями цари; скорее редкость, чем правило. Как правильно подмечено философами - природа отдыхает на детях гениев и отпрыск монарха, далеко не всегда наследует лучшие качества родителя. Кроме того династические браки, препятствуют притоку свежей крови, что ведет к вырождению. Выборная система, по крайней мере, требует дара речи и каких-то заслуг перед народом, страхуя от прихода к власти откровенной бездарности!
2 Монарх не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства. И тут можно привести немало примеров: Петр Третий заключил предательский мир в Фридрихом Вторым, украв у русской армии величайшую победу, уступив имеющие важнейшее значение немецкие земли. Как знать, если бы не это предательство, то Германия возможно не возродилась. Не было бы и Первой мировой войны, и революции, и чудовищной Второй мировой! Александр Освободитель( несомненно великий царь!) продал за незначительную сумму, богатейшую природными ресурсами Аляску, отдал США даром Гавайские острова( хотя еще Ломоносов предсказал, что на Аляске должны быть огромные запасы золота и драгоценных каменьев).
Наполеон Бонапарт ( тоже выдающаяся личность), осуществил: абсолютно не нужное Франции вторжение в России, закончившееся катастрофой!
3 При монархии больше теоретической возможности для возникновения диктатуры. Тут конечно нужно сначала определить, что такое диктатура. Увы, стопроцентных демократий не бывает, но если понимать диктатуру дословно - единовластие, то классический монарх - уже и есть диктатор или деспот. Впрочем, сильная власть всегда лучше анархии!
4 При монархии плюрализм мнений обеспечивается хуже, чем при других формах правления.
Далеко не всегда, самые жестокие тирании были при формально республиканских формах правления( Пол Пот, Гитлер, Мао Дзедун и др.)
5 Прав у родственников монарха намного больше с рождения, что противоречит принципу "все люди рождаются свободными и равными" (впрочем, сами монархисты никогда и не признавали этого принципа). Часто также существует сословное неравенство, т.е. разные люди с рождения обладают разными правами.
6 Наследственная форма передачи власти, часто приводит к тому, что на престол восходит ребенок. В следствие это борьба за регентство, за влияние на наследники, заговоры, интриги, убийства и мятежи. Наиболее значимые в истории смуты: в период детства Ивана Грозного, Петра Первого, во Франции времена Фронды. При республиканской форме правления, как правило, существует возрастной ценз для кандидата во власть.
7 Пожизненный характер правления, ведет к тому, что длительное время страной может править человек пожилого или старческого возраста. Но ведь не просто так, людей отправляют на пенсию( в России с 60лет), с возрастом ухудшается здоровье, самочувствие, снижаются рефлексы, падает работоспособность. Кроме того старики более консервативны, и значительно в меньшей степени склонны к реформам и переменам. Кроме того современная медицина: способна надолго продлить жизнь, даже безнадежному больному и абсолютно недееспособному человеку. Пример: король Саудовской Аравии пролежал десять лет, парализованный после инсульта, а за власть бились различные кланы! Во многих республиках существует верхний возрастной барьер, да и сроки правления президентов ограничены, плюс установленное законом право с помощью специальной процедуры прекращения полномочий.
8 Материальный комфорт с раннего рождения, элитное окружение: отчуждает монарха от простого народа. Ему не понятны страдания и проблемы беднейших слоёв общества, так как он никогда не испытывал их на собственной шкуре. Яркий пример влияния среды, на мышление и мотивы показан в всемирно известном романе Марка Твена: Принц и Нищий. Только вплотную столкнувшись с жизнью и болью простого народа, юный король осознал, что нужны перемены.
9. Монарх, имея право на власть от рождения, как правило, излишне уверен в своей исключительности и гениальности. Это ведет к нежеланию прислушиваться к мнению профессионалов, к ощущению нередко посредственной личности, будто она является специалистом во всех областях. Порождает желание, принимать решения не посоветовавшись с компетентными лицами, нередко на основании голых эмоций и капризов. Всенародно избранный глава государства, имеющий опыт подчинения вышестоящим особам, прошедший труднейшие ступени карьеры, как правило не питает иллюзий по поводу своей исключительности и уникальности. Так его с детства воспитывали бороться за место, под Солнцем и преодолевать трудности, и это учась на ошибках и перенимая опыт более удачливых или талантливых коллег.
2 Виды монархий как формы правления
Форма правления представляет собой отражение способов организации государственной власти конкретного государства. Виды монархий отображены в приложении А. Основными формами правления, которые существовали в разные исторические эпохи, являются монархия и республика. Они приобрели абстрактное значение, но в каждую эпоху, применительно к каждому государству всегда одевались в конкретные одежды. Но самыми распространёнными видами монархий являются абсолютная и ограниченная, а также дуалистическая и парламентарная.
2.1 Абсолютная монархия
Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха. Основной признак абсолютной монархической формы правления - отсутствие, каких-либо государственных органов, ограничивающих полномочия монарха. Государство, по общему правилу, является государством самого могущественного экономически господствующего класса. Абсолютная монархия характеризуется ликвидацией или полным упадком значений сословно-представительных учреждений, неограниченной властью монарха, увеличением аппарата подавления. Облики абсолютных монархий, могут быть различными в отдельные периоды, как это имело место в России: в XVII в. - боярская монархия, в XVIII в.- чиновничье-дворянская, а в начале XX в. - шаг в направлении к буржуазной монархии. В 1905-1917 году появление такого института власти как Госдума: положило конец абсолютизму в России, так царь вынужден был отказаться, от важной части своей власти - издания законов и утверждение государственного бюджета. В настоящее время в мире сохраняются 8 абсолютных монархий: Бахрейн, Бруней, Ватикан, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия. В последние десятилетия в некоторых из этих стран были проведены реформы, но и они пока не изменили абсолютного характера монархий.
Особую разновидность абсолютной монархии представляет абсолютная теократическая монархия - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Примером такой монархии является Ватикан, где законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. Причем власть Папы по католическим догматам, распространяется даже на загробный мир!
2.2 Ограниченная монархия
Способы, формы ограничения власти монарха в различные эпохи неодинаковы. Наиболее типичными из них являются: сословно-представительная (в эпоху феодализма) и конституционная в двух разновидностях - дуалистической и парламентарной (в эпоху капитализма).
Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали корни замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалось сословно - представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно- представительными органами (Земский собор в Росси, парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании т.д.), хотя сословное собрание, как арена легальной борьбы сословий не была предоставлена огромному большинству населения (крестьянам).
Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества и представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха ограничивается представительным органом, что закрепляется, как правило, в конституции, утверждаемой парламентом. Монарх не в праве её изменить.
2.2.1 Дуалистическая монархия
Дуалистическая монархия является исторически переходной формой от абсолютной монархии к парламентарной. Если в абсолютной монархии конституция и парламент отсутствуют, разделения властей не существует, вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха, то в дуалистической государственная власть носит двойственный характер. Фактически и юридически власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом, который законодательствует. Управление страной формально( да и фактически - это зависит от способностей) осуществляет монарх, перед которым (а не перед парламентом) несут ответственность министры. Правительство образуется независимо от партийного состава в парламенте. Дуализм заключается в том, что монарх преимущественно выражает интересы феодалов, а парламент представляет интересы буржуазии и других слоёв населения. Именно как дуалистическую монархию можно охарактеризовать форму правления, существовавшую в Российской империи с 17 октября 1905 г. до февральской революции 1917 г., а также в кайзеровской Германии (1871-1918), Японии (Вплоть до 1945 года). В настоящее время дуалистическая монархия ( в усечённом виде) существует в Марокко, Таиланде, Малайзии, Иордании, Непале.
В настоящее время такая форма правления практически себя изживает, хотя в условиях нарастающего мирового кризиса, число сторонников именно такой формы правления постоянно возрастает.
2.2.2 Парламентарная монархия
Парламентарная монархия более прогрессивный вид конституционной монархии. Характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои функции.
В парламентарной монархии король царствует, но не правит; правительство формируется парламентом из представителей определённых партий, получивших большинство голосов на выборах, и ответственно только перед ним. Лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мандатов, становится главой правительства. Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом. В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически символична. И это объясняет то, что даже если конституция наделяет его большими полномочиями (как напр., в Нидерландах, Дании), он не может ими самостоятельно воспользоваться. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров. В ряде парламентарных монархий (Япония, Швеция) монарх по конституции даже формально не имеет каких-либо значительных полномочий.
Теократическая монархия -- монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. В таких странах отсутствует свобода совести, господствующая религия является обязательной и является частью общества, нормы религии становятся главным законом. Выделяют христианскую (Ватикан) и исламскую теократическую монархию.
2.3 Исторические разновидности монархий
В историческом аспекте монархии можно подразделить на древневосточные (восточные деспотии), основанные на азиатском способе производства (Вавилон, Индия, Египет), рабовладельческие античные (например, древнеримская монархия), феодальные (раннефеодальные, сословно-представительные, абсолютные), и буржуазные. Патриархальная монархия (традиционная). Она характерна для традиционных обществ и прямо происходит из развития семейного принципа, традиционный монарх воспринимается как отец своих поданных.
Патриархальная монархия, так же как и сакральная, имеет один древний обычай - принесение царской жертвы. Царь добровольно приносит себя в жертву, во имя спасения своего народа. Серьезность царской жертвы, память о которой сохранялась в сознании людей в течение тысячелетий, наилучшим образом подтверждает царская жертва, принесенная Иисусом Христом - так она и воспринимается в христианском богословии. Сакральная монархия - это монархия, где первенствующие функции монарха жреческие. Она нередко связана с патриархальной монархией. Из библейского и римского материала явствует, что глава патриархальной семьи был и семейным жрецом. Сакральные монархии часто связаны с традиционными обществами. Такова сакральная монархия в Древнем и Среднем царстве Египта, где основной функцией фараона была жреческая. Многовековая история сакральных монархий привела к относительной сакрализации любой монархической власти: сложению принципа священности особы царя и даже королевской крови. В Средневековье у французов королевская кровь считалась настолько священной, что даже не законнорожденные королевские потомки признавались принцами крови. И наплодили они этих принцев крови видимо-невидимо. Впрочем, среди них бывали и очень достойные люди. Для монархической традиции это не свойственно.
Древневосточная монархия
Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.
Деспотия - (греч. despot(ia - неограниченная власть, в Новом завете относится к Богу) форма самодержавной неограниченной власти, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.
Следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных государств была иногда ограничена элементами республиканского правления:
1 В древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль принимаемых решений со стороны народного собрания и совета знати;
2 В древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже отдельных государств, основанных на республиканской форме правления.
3 Сделав, таким образом, оговорку, можно дать следующее определение: Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей.
Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.)
Выступавшая в форме империи, имеет в своем развитии два периода:
1 Принципат;
2 Доминат.
1) Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку-принцепсу (первому в списке сенаторов).
2) Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.).
Феодальная (средневековая) монархия
Феодальная монархия последовательно проходит три периода своего развития:
1 раннефеодальная монархия;
2 сословно-представительная монархия;
3 абсолютная монархия.
Раннефеодальная монархия - как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).
Раннефеодальное государство характеризуется следующими признаками:
1 Раздробленность территории;
2 Слабость центральной власти;
3 Непрочность государственного устройства;
4 Наличие остатков родового самоуправления.
По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные крестьяне попадали в зависимость от феодалов-землевладельцев, которые выступали, уже как носители верховной власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли; личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне.
Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.
Вследствие завоеваний слабо организованных народов, возникли разновидности более могущественного раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных империй (империи Карла Великого, Арабского халифата и Чингисхана).
Создававшаяся в центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом.
Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти. Король теперь воспринимается не как повелитель, а лишь как первый из равных!
Таким образом, с развитием крупного землевладения: постепенно подрываются корни раннефеодальной империи, и она распадается на отдельные изолированные государства.
Сословно-представительная монархия - это централизованная феодальная монархия, в которой формально полновластный монарх, осуществляя власть, вынужден привлекать для решения важных вопросов в качестве совещательного органа собрание представителей господствующих сословий. Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.
Сословно-представительные собрания, состоявшие из духовенства, дворянства, представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев), представляли собой, как правило, совещательные органы, занимавшиеся законодательской деятельностью, контролем за финансами.
В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в XII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.