"А проблема заключается в том, что импортозамещение в России находится если не на грани провала, то имеет массу очень глубоких и системных проблем. И можно долго вспоминать 'черное крыло' МС-21, российские двигатели ПД-14, но надо говорить и о десятках и сотнях позиций, работа по которым была, фактически, провалена. Или изначально не могла быть решена в срок. Вот о некоторых из них мы сегодня и поговорим.
Есть такое замечательное предприятие 'Микрон' - ныне дитя Ростеха и АФК Система. То самое, которое уже почти 10 лет пытается начать производить на территории России процессоры по технологиям 20-летней давности.
...
Процессор Baikal-M под топологию 28 нм производился в Тайвани. В прошедшем времени, потому что тайваньский TSMC прекратил отгрузки в нашу страну в марте. В России сейчас можно серийно делать 90 нм процессоры и ограниченно - 65 нм. Все, что меньше - только экспериментальные образцы. Планы по созданию фабрики по производству 28 нм процессоров были озвучены еще в 2015 году. Для понимания, полгода назад Минпромторг выделял несколько миллиардов рублей на отечественную фотолитографию в топологии 130-65 нм для зеленоградского ЗНТЦ. Нет, конечно лучше так, чем вообще никак, но с 2014 года было сделано катастрофически мало.
...
Где-то рядом лежат проблемы с телекоммуникационным оборудованием. Можно сколько угодно вспоминать планы Минцифры по локализации производства (то есть сборки из импортных компонентов) оборудования, про 4G и прочее, но надо понимать: в основном это будет отверточная сборка из чужих компонентов.
...
Идем дальше, и вспоминаем про производство двигателей. ПД-14, если его серийное производство не будет включать западные компоненты - это действительно большая победа. ПД-8 для 'Суперджета' находится на стадии стендовых испытаний. Но что кроме них? С вертолетами просто беда: на 'Ансате', например, стоит пара ТВД от Pratt & Whitney, причем российская замена им появится не раньше 2024 года. На Ка-226 ставят двигатели французского производства. Ситуация с судовыми двигателями еще сложнее, но там хотя бы есть Китай, работу с которым можно будет поддерживать даже в условиях санкций. Про двигатель для проекта легкого транспортного самолета я просто промолчу - там все и так известно.
...
Вот простой пример: еще в 2019 году зашел разговор о том, что все производство современных кассетных подшипников в России контролируется иностранными компаниями. Без таких подшипников невозможно строить современные вагоны повышенной грузоподъемности (роликовые подшипники для них не подходят, если коротко), и даже национализация заводов здесь не поможет.
....
Хорошо, идем в строительство. Казалось бы, ключевая отрасль, на поддержку которой тратятся миллиарды и миллиарды из государственного бюджета, которая является стратегически важной для нашей страны. И, казалось бы, доля импортных строительных материалов составляет всего 4%, в основном это фасадная плитка, крепеж и герметики. Тот же керамический кирпич на 95% производится в России - только происходит это исключительно на импортном оборудовании. Что будет через год - сейчас никто не знает.
Так что проблемы Ростеха - это только вершина айсберга. Приведем простой пример: в 2019 году Минсельхоз, озабоченный зависимостью России от импорта куриных яиц для производства курятины, собирался выделить 5 миллиардов рублей на выведение российской породы мясных кур. Проходит 3 года и внезапно выясняется, что 95% российских кур - 'импортного' происхождения. При этом мясо произведено на территории России, и вроде бы как все хорошо, цифры отличные, если не задумываться, что за ними скрывается.
...
За пять лет наша страна потратила на импортозамещение около 2 триллионов рублей (для сравнения, совокупные расходы федерального бюджета в 2021 году составили порядка 22 триллионов, из которых треть - это различная социалка, здравоохранение и образование). И это - без учета, например, расходов на Роскосмос и другие госкорпорации. Это очень и очень много".