Правосла́вие (калька с греч. ὀρθοδοξία[1], букв. - "правильное славление (прославление)", исторически, по смыслу - "правильное мнение"Перейти к разделу "#Происхождение и богословский смысл термина"[2]) - одно из основных и древнейших направлений в христианстве, сложившееся на протяжении первого тысячелетия в Византии, в эпоху семи Вселенских соборов[3][4][5][6]. Занимает третье место по численности (около 300 млн человек)[7][8] среди христианских направлений после католицизма (1,25 млрд) и протестантизма (800 млн).
Православие, по смыслу слова, рассматривающее себя - в отличие от ересей - как исповедание истинной апостольской веры, запечатлённой в Священном Писании и Священном Предании, есть вероучение Православной церкви, под которой понимается сообщество административно независимых друг от друга автокефальных поместных церквей[4].
Православная церковь исповедует Никео-Цареградский Символ веры без филиокве, признаёт догматические определения и постановления семи Вселенских соборов, рассматривает себя как единственную, кафолическую церковь, основатель и глава которой - Иисус Христос[9][10][11].
Православие[комм 1] в настоящее время является преобладающей конфессией в следующих странах: Россия, часть стран Балканского полуострова (Греция, Сербия, Болгария, Румыния, Северная Македония, Черногория), Украина, Белоруссия, Молдавия, Грузия, Кипр[12].
Содержание
1 Происхождение и богословский смысл термина
1.1 История термина на территории Руси
2 История формулирования вероучения
3 Основные догматические и канонические положения
3.1 Догматика
3.2 Устройство и основные канонические нормы
4 Богослужение
4.1 Общие сведения
4.2 Таинства в Православной церкви
5 Распространение
5.1 Официальный статус
5.1.1 Государственная религия в исторических государствах
6 Православная церковь
6.1 Поместные автокефальные и автономные церкви
6.2 Старообрядческие церкви
6.2.1 Поповство
6.2.2 Беспоповство
6.3 Истинно-православные церкви
6.3.1 Старостильные церкви (старостильники)
6.4 Автокефалии, стремящиеся к легитимизации со стороны Вселенского православия
7 Возможность спасения инославных, еретиков и раскольников
8 Отношение к современной Римско-католической церкви
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки
Происхождение и богословский смысл термина
Исторически, а также в богословской литературе "православие" обозначает официально одобренное кафолической церковью учение - в противоположность ереси. Термин появляется как антоним к слову "гетеродоксия" ("инославие"), которым обозначались "иные", или нецерковные, богословские взгляды разного рода еретиков и тех учителей, мнения которых Церковь по каким-либо причинам отвергала[13]. В христианском контексте слово "православие" (греч. ὀρθοδοξία) встречается уже в сочинениях апологетов II века (в частности, Климента Александрийского[14]). Терминологическое значение за ним закрепляется у Евсевия Кесарийского (III в.), официально впервые фиксируется в актах Халкидонского (IV Вселенского) Собора (451 год), а со времени Юстиниана (VI век) слово "православие" употребляется достаточно широко для обозначения богословских взглядов, относительно которых существует мнение, что они точно соответствуют Евангелию и учению Церкви[13]. В доктринальных документах термин иногда употреблялся как синоним термина "кафолический" (греч. καθολικός). В этом смысле он применяется также римско-католической церковью, в том числе и в её литургических текстах[15], а для нехалкидонских древневосточных православных церквей даже является частью их общепринятого названия[16].
По определению профессора Императорской Санкт-Петербургской Духовной Академии Н. Н. Глубоковского: "православие есть "правое исповедание" - ορθο-δοξία - потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в "правильном мнении" по всему предметному богатству и со всеми особенностями"[17].
Объяснение термина "православие" как "правильный способ славить Бога" (аллюзия к литургической практике) признаётся несостоятельным этимологически[1][2] и ошибочным по смыслу[18], хотя может встречаться в популярной литературе и даже в высказываниях церковных иерархов[19] как выражение принципа Lex orandi, lex credendi.
История термина на территории Руси
Слово "православие" встречается в наиболее раннем сохранившемся списке "Повести временных лет", входящим в состав Лаврентьевской летописи, датируемой 1377 годом[20]. Также оно встречается в наиболее раннем полностью сохранившемся списке "Слова о законе и благодати" (1037-1050) митрополита Илариона, датируемым второй половиной XV века:
Хвалить же похвалныими гласы Римьскаа страна Петра и Паула, имаже вѣроваша въ Исуса Христа, Сына Божиа; Асиа и Ефесъ, и Патмъ Иоанна Богословьца, Индиа Фому, Египетъ Марка. Вся страны и гради, и людие чтуть и славять коегождо ихъ учителя, иже научиша я́ православнѣи вѣрѣ[21].
Согласно И. И. Срезневскому, термин "православие" в XIV-XVI веке употреблялся в таких значениях как "благочестие", "православная вера" и "православная община"[22].
В русском языке, в научной литературе, термины "православие (православный)" и "ортодоксия (ортодоксальный)" употребляются как синонимы в исконном значении - для обозначения сторонников Никейского символа веры ("никейцев") как противопоставление арианам[23], а также для ортодоксальной стороны в дальнейших церковных спорах - монофизитском, иконоборческом. Для обозначения "православия" в узком смысле, после XI века, как вероучения Православной церкви, в русском языке слова "ортодоксия", "ортодоксальный" не используются[24], хотя такое словоупотребление иногда встречается в светской и переводной литературе[25].
История формулирования вероучения
Семь Вселенских соборов, с Сотворением мира и Собором двенадцати Апостолов (икона XIX века)
Православная церковь рассматривает всю историю единой Церкви до Великого раскола (1054) как часть своей истории. Православное вероучение восходит к апостольским временам (I век). Впоследствии формулировалось о́росами (дословно - границами, вероучительными определениями) Вселенских, а также некоторых Поместных соборов. Православие не признаёт постановлений Соборов, которые созывались Римской церковью после раскола, включая и те, где присутствовали представители Восточных патриархатов, например Ферраро-Флорентийский собор.
Первые два Собора созывались правившими в Константинополе императорами единой Римской империи, а остальные - Ромейскими (Византийскими) императорами, после ликвидации Западной Римской империи в 476 году считавшими себя единственными законными римскими императорами, и обычно проходили под их административным председательством.
Год Событие Итоги
325 Первый (Никейский) Вселенский собор Составлен Никейский Символ веры, утверждающий, в частности, догмат Единосущия Сына с Отцом и Святым Духом; осуждено арианство и другие учения, отрицающие Никейский символ веры. Важную роль сыграл святой Афанасий Великий.
381 Второй Вселенский собор Подтверждено равенство Святого Духа с Отцом и Сыном; сформулирована окончательная в Православии[26] редакция Никео-Цареградского Символа веры.
431 Третий (Ефесский) Вселенский собор Осуждены ереси Нестория и Пелагия, осуждённого ранее на Карфагенских соборах 416 года; утверждено именовать Деву Марию Богородицею (греч. Θεοτόκος).
451 Четвёртый (Халкидонский) собор Осуждены ереси несторианства и монофизитства (ересь архимандрита Евтихия). Утверждён догмат о том, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек, во всём подобен нам, кроме греха; Он имеет только одно Божественное Лицо-ипостась (Бог Сын) - в воплощении два естества (Божественное и человеческое) соединились в Нём "неслитно и неизменно, нераздельно и неразлучно" - томос папы римского Льва[27].
553 Пятый Вселенский собор Осуждено учение об апокатастасисе, персонально осуждён один из авторитетов Антиохийской школы - учитель Нестория Феодор Мопсуестийский, осуждены все его сочинения, осуждены также как близкие к несторианству некоторые написанные до Халкидонского собора сочинения блаженного Феодорита Кирского и одно из писем Ивы Эдесского, а также персонально осуждены Платон, Ориген, многие их последователи из Александрийской богословской школы.
680 Шестой Вселенский собор Осуждено монофелитство. К Собору примыкает Трулльский собор, составивший кодекс канонического права Церкви на Востоке.
Середина VIII века Иоанн Дамаскин составил "Точное изложение Православной веры" - первую богословскую систематизацию христианского вероучения[28].
787 Седьмой Вселенский собор Восстановлено иконопочитание (ранее анафемствовавшееся на Константинопольском соборе в 754 году, его решения были отменены); честь, воздаваемая образу, переходит к первоо́бразу (т. е., к лицу, изображённому на иконе), и почитающие икону почитают личность, изображённую на ней.
11 марта 843 Торжество православия После Поместного собора в Константинополе, созванного императрицей Феодорой для окончательного восстановления иконопочитания, состоялись церковные торжества, получившие название "Торжество православия". Были произнесены анафемы на иконоборцев и других еретиков. Данный чин по настоящее время совершается ежегодно в Неделю Торжества Православия (первая Неделя Великого поста). Анафематизмы и многолетия чина могут рассматриваться в качестве формулы Православия как веры Церкви (греч. πίστις τῆς εκκλησίας).
879 Поместный (у греков часто именуется Восьмым Вселенским) собор в храме Святой Софии Восстановление на патриаршем престоле Фотия; осуждение Filioque и каких бы то ни было изменений в Символе веры.
1335-1341 Полемика святителя Григория Паламы с Варлаамом Подтверждение возможности созерцания человеком нетварного Фаворского света и непосредственного общения человека с энергиями Бога, единения с Ним и бесконечного Обо́жения.
Основные догматические и канонические положения
Отцы Первого вселенского собора (325) с текстом Символа Веры (381)
Догматика
Вероучение базируется на Священном Писании (то есть Библии) и Священном Предании, которое включает, в частности, постановления Вселенских Соборов. Основной, используемый в богослужебном обиходе, догматический документ - Никео-Цареградский Символ веры (без филиокве), утверждающий[29]:
Спасение через испове́дание веры "во единаго Бога" (1-й член Символа).
Равенство Лиц Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Духа Святого и одинаковое поклонение Им и прославление Их (2, 8‑й члены Символа), единосущие Бога-Отца и Бога-Сына.
Исповедание Иисуса - Христо́м, Го́сподом и Сыном Божиим, рождённого от Бога Отца прежде начала времени (2‑й член Символа).
Боговоплощение (3‑й член Символа).
Веру в распятие за людей, телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и "жизнь будущего века" (5, 6, 7, 11, 12‑й члены Символа).
Исповедание Святого Духа Господом, дающим жизнь и исходящим от Бога Отца (8‑й член Символа).
Веру в единство, святость и кафоличность Церкви (9‑й член Символа). Глава Церкви - Иисус Христос (Еф. 5:23).
Необходимость единократного крещения для оставления грехов (10‑й член Символа).
Кроме того, на I Вселенском соборе был утверждён Никейский символ веры, утверждающий единосущие Святого Духа Богу-Отцу и Богу-Сыну, а также истину, что Бог-Отец - Свет, а Бог-Сын - Свет от Света, на IV Вселенском соборе был утверждён догмат о двух естествах Иисуса Христа: божественном и человеческом, на VI Вселенском соборе - догмат о двух волях и двух действиях Иисуса Христа: божественных и человеческих. На VII Вселенском соборе был провозглашён догмат об иконопочитании.
Устройство и основные канонические нормы
Основные канонические нормы и институты:
Иерархическое священство (клир), имеющее 3 степени: епископ, пресвитер, диакон[30]. В настоящее время клирики в православии - всегда лица мужского пола. В древней церкви женщины служили в чины диаконисс[комм 2]. Необходимое условие законности иерархии - прямое канонически законное апостольское преемство через непрерывную последовательность рукоположений. Каждый епископ (вне зависимости от титула, которым он обладает) имеет полноту канонической власти в пределах своей юрисдикции (епархии). Хотя каноны запрещают лицам священного сана "вдаватися в народныя управления" (81-е[31] и 6-е Правила святых Апостолов[32], а также 11-е Правило Двукратного Собора и др.), в истории были отдельные эпизоды, когда православные епископы стояли во главе государства (наиболее известны православные римские папы I тысячелетия нашей эры, новгородские архиепископы, владыки Негоши в Черногории, Президент Албании Фан Ноли, Президент Кипра Макарий III) или обладали значительными полномочиями гражданской власти (Константинопольские Патриархи в Оттоманской империи в роли милет-баши, то есть этнарха православных подданных султана).
Институт монашества. Включает в себя так называемое чёрное духовенство, играющее ведущую роль во всех сферах жизни Церкви с IV века. Представители чёрного духовенства могут избираться на епископское служение в Церкви[30][33].
Установленные календарные посты: Великий (предпасхальный 40-дневный[34]), Петров, Успенский, Рождественский, вместе с праздниками, составляющие литургический год.
Богослужение
Общие сведения
См. также: Христианское богослужение
Икона "Христос Пантократор", VI век, монастырь Святой Екатерины, Южный Синай. Древнейшее из известных иконописных изображений Христа
Исторически православие допускало использование различных обрядов, но после раскола в Церкви утвердилось почти исключительное использование византийского обряда. Литургия - главное богослужебное последование, во время которого совершается таинство евхаристии, как и в других христианских традициях, состоит из литургии оглашенных и литургии верных (их главные элементы - чтение Евангелия, и Анафора соответственно). Причащение совершается под двумя видами (Телом и Кровью Иисуса Христа). Для таинства используется вино (в русской традиции - кагор) и квасной хлеб - просфора[35].
Исторически сложившееся в Византии общественное (церковное) богослужение заключает в себе четыре богослужебных круга: суточный, седмичный, неподвижный годовой и подвижный годовой круг, сформировавшийся вокруг праздника Пасхи[36].
С первой половины XX века в США и некоторых других странах существуют православные приходы (преимущественно в Антиохийской православной церкви и Русской православной церкви заграницей), практикующие западные обряды.
Таинства в Православной церкви
См. также: Таинство
Сформулированное вычленение из богослужения семи таинств было сделано в латинском схоластическом богословии: учение о семи таинствах было соборно утверждено в римо-католичестве на Флорентийском[37] и Тридентском соборах Римской церкви (Тридентский собор принял канон, согласно которому предаются анафеме все, кто учит, что таинств больше или меньше семи[38]). В конце XVI века это учение стало печататься в книгах, изданных православными авторами, что было вызвано тем, что православные учились в католических учебных заведениях и копировали это учение, а также начавшейся в Константинополе богословской полемикой с протестантами[39][40], а в Москве - сильным влиянием киевской школы (Киево-Могилянская академия) на зарождающееся академическое богословие. Однако традиция различения таинств от других священнодействий церкви (монашеский постриг, отпевание, великое водоосвящение и пр.) имела место в позднейшем школьном богословии (это учение вошло в состав различных, изданных православными вероучительных книг).
Так, изъясняя 10-й член Символа веры ("Исповедую едино крещение во оставление грехов"), имевший широкое хождение в России в XVIII и XIX веках катихизис под названием "Православное исповедание" (первоначальная редакция была написана под руководством Петра Могилы; первое полное издание на греческом в 1667 году) гласит:
Поелику он упоминает о Крещении, первом Таинстве, то дает нам случай рассмотреть седмь Таинств Церкви. Они суть следующие: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, честный Брак и Елеосвящение. Сии седмь Таинств соответствуют седми дарам Духа Святаго. Ибо чрез сии Таинства Дух Святый изливает дары Свои и благодать на души тех, кои пользуются ими надлежащим образом. О сем предмете пространно рассуждает Патриарх Иеремия в книге, которую написал для обращения Лютеран[41].
Примечательно, что, например, Иоанн Дамаскин говорил о двух таинствах, Дионисий Ареопагит, Феодор Студит - о шести, а митрополит Эфесский Иоасаф (XV) - о десяти, трое последних погребение и монашеский постриг считали таинствами. В отличие от Католичества, учение только о семи таинствах всей соборной полнотой Православной церкви никогда не утверждалось, по причине того, что отличие священнодействия от таинства никем не было никогда определено.
Распространение
Распространение православия в мире
Основная статья: Православие по странам
Православие распространено среди ряда народов на Балканах - греков, болгар, сербов, черногорцев, македонцев, румын и части албанцев; в восточной Европе - среди восточнославянских народов, грузин, гагаузов, молдаван, а также народов Леванта, наряду с русскими и кряшенами, среди ряда иных народов Российской Федерации: чувашей, марийцев, удмуртов, коми, карел, мордвы, якутов, части осетин и многих других (см. также в статье Православие в России).
Карта, демонстрирующая распространение православия в Европе
Численность приверженцев точно установить невозможно, так как в ряде стран традиционного распространения православия государственные и церковные органы не ведут учёта членов Церкви. Численность верующих канонических православных церквей оценивается в 225 млн (2007 г.)[42] и 227 млн (2013 г.)[43]. Вселенский Патриарх Варфоломей и другие источники дают оценку общей численности православных порядка 200-250 млн[44][45]. Вместе с Древневосточными православными церквами число православных составляет 260[46] - 270[47] млн человек.
Наибольшее число православных проживает в России: около 40 % от численности всех православных (в том числе приверженцев древневосточных православных церквей) в мире[46]. В современном мире к странам с большинством православного населения, по данным переписей и опросов, также можно отнести: Белоруссию, Болгарию, Грецию, Грузию, Кипр, Македонию, Молдавию, Румынию, Сербию, Украину, Черногорию. Православие также заметно присутствует в Боснии и Герцеговине, Эстонии, Латвии, Литве, Албании, Финляндии, и в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Туркмении, на Алеутских островах американского штата Аляска. Кроме того, православие исповедует часть населения Ливана (8 % населения страны[48]), Сирии, Иордании, Израиля.
Миграционные процессы в XX веке, а также православное миссионерство, повлекли становление православных общин и епархий в странах всех континентов за пределами традиционного распространения православия, в частности быстрому росту числа его приверженцев в США, где сосуществует множество православных юрисдикций[49]. С конца XX века одной из зон сравнительно быстрого распространения православия становятся Африка южнее Сахары (см. Православие в Африке), а также Юго-Восточная Азия[50] и Южная Корея.
По состоянию на 2010 год, количество православных в Австралии составляет 3,3 % населения страны, Австрии - 2,3 %, Испании - 2 %, Германии и Канаде - по 1,4 %, Великобритании - 0,9 %, США и Франции - по 0,6 %[12], Италии - 0,2 %[51]. В 2011 году в Ирландии православие стало самой быстрорастущей религией, в основном, за счёт большого количества трудовых мигрантов из Восточной Европы[52].
Официальный статус
Флаг Болгарии В Болгарии, согласно пункту 3 статьи 14 главы I Конституции Болгарии, "восточно-православное вероисповедание" является "традиционной религией".
Флаг Греции В Греции статья 3-я Конституции (1975 с позднейшими поправками): "Господствующей в Греции религией является религия Восточной Православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно вероучительно связана с Великой Церковью Константинополя и со всякой другой единоверной Церковью Христовой <...>"[53][54].
Флаг Грузии В Грузии, согласно статье 9 главы I Конституции Грузии, "государство признаёт исключительную роль Грузинской православной церкви в истории Грузии и вместе с тем провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, независимость церкви от государства".
Флаг Румынии В Румынии, светском государстве, законодательство признаёт "важную роль" Румынской православной церкви[55].
Флаг Финляндии В Финляндии православие, наряду с протестантизмом, является государственной религией. Отношения государства и Православной церкви Финляндии регулируются Законом о Православной Церкви.
Флаг БельгииВ Бельгии православие является одной из шести официальных религий, пятая по числу последователей после католичества, ислама, протестантизма и иудаизма.
Государственная религия в исторических государствах
Nuvola apps important recycle.svg
Эта статья или раздел нуждается в переработке.
Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
Болгария
Болгария Княжество Болгария - согласно Статье 37 Главы IX Конституции Княжества Болгарского[56].
Болгария Царство Болгария - согласно Статье 37 Главы IX Конституции Царства Болгарского[57].
Дон
Всевеликое Войско Донское Всевеликое Войско Донское - согласно Статье 10 Закона Всевеликого Войска Донского (4 мая 1918 года)[58]; Статье 43 Раздела IV Главы VIII Основных законов Всевеликого Войска Донского (15 сентября 1918 года)[59].
Россия
Российская империя - согласно Статье 62 Главы 7 Раздела I Свода основных государственных законов Российской империи[60].
Румыния
Румыния Объединённое княжество Валахии и Молдавии - согласно Статье 21 Раздела II Конституции Объединённого княжества Валахии и Молдавии[61].
Румыния Королевство Румыния - согласно Статье 22 Раздела II Конституции Королевства Румыния (1923 года)[62]; Статье 19 Главы 2 Раздела II Конституции Королевства Румыния (1938 года)[63].
Украина
Украинская держава - согласно Статье 9 Законов о временном государственном устройстве Украины[64].
Православная церковь
Основные статьи: Православная церковь и Православные церкви вне общения со Вселенским православием
Учение Православной церкви содержится в Священном предании, которое включает в себя кроме Священного Писания, определения Вселенских и некоторых поместных соборов, принятые всей Церковью, каноны (своды правил апостолов, Вселенских и некоторых поместных соборов), утверждённые Церковью литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также обычаи Церкви[65]. При этом Предание, в понимании святоотеческой литературы, "есть жизнь Святого Духа в Церкви". Священное Писание для православных христиан является наиважнейшей формой Священного Предания[66].
Православная церковь составляется сообществом поместных церквей - автокефальных и автономных[67]. Каждая автокефальная церковь полностью самостоятельна и независима в делах своего канонического и административного управления. Автономные церкви находятся в канонической зависимости от той или иной автокефальной (кириархальной) церкви.
Поместные автокефальные и автономные церкви
Существующий порядок старшинства чести (официальная очерёдность в диптихе) поместных церквей возник после Великого церковного раскола: прежде признаваемое на Востоке за Римской кафедрой первое по чести место (primus inter pares) перешло престолу Патриархов Константинопольских. Во II тысячелетии н. э. возник ряд новых автокефальных церквей, идущих в диптихах после Иерусалимского патриархата. С 2019 года[68] существует 14 общепризнанных автокефальных церквей и две, признаваемые только некоторыми церквями.
Диптих Московского патриархата Диптих Константинопольского патриархата[69]
Автокефальные церкви:
Антиохийская
Иерусалимская
Русская
Грузинская
Сербская
Румынская
Болгарская
Албанская
Польская
Чешских земель и Словакии
в Америке
Македонская
Константинопольская
Александрийская
Антиохийская
Иерусалимская
Русская
Сербская
Румынская
Болгарская
Грузинская
Кипрская
Элладская (Греческая)
Польская
Албанская
Чешских земель и Словакии
Украины[68]
Автономные церкви:
Синайская
Финляндская
Японская
Китайская
Синайская
Финляндская
Эстонская (апостольская)
Американская и Канадская церковь в автокефальном статусе признана Московским патриархатом и некоторыми иными славянскими церквями. Православная церковь Украины признана Константинопольским патриархатом, Элладской, Александрийской и Кипрской церквями.
Пределы поместных церквей традиционно имеют тенденцию сообразовываться с границами национально-государственного размежевания, но определённой нормы в отношении данного вопроса нет. Так, Московский патриархат (РПЦ), исторически всегда имевший юрисдикцию в пределах Российского государства и Российской империи, после распада СССР в 1991 году простирает свою исключительную юрисдикцию на все страны бывшего СССР, кроме Грузии и Армении, а также некоторые иные страны, как то Япония[70]. Однако, в 1943 году решение Синода РПЦ о восстановлении "молитвенного и евхаристического общения между обеими автокефальными Церквами-Сестрами, Русской и Грузинской" (признание автокефалии Грузинской церкви, односторонне провозглашённой в 1917 году) обосновывалось ссылкой на 17-е правило Халкидонского собора с разъяснением, что, "по церковным правилам (Всел. IV, 17 и др.), церковные границы должны следовать за государственными"[71][72].
На основании некоторых канонических положений (Правила 9-е, 17-е и 28-е Четвёртого Вселенского собора, 34-е Правило Святых апостолов) Константинопольский патриархат с 1920-х годов полагает, что вся православная "диаспора" должна находиться в его окормлении (церковной юрисдикции), а православные общины на территориях, вышедших из-под гражданско-политической юрисдикции государств (то есть ставшие суверенными государствами), имеют право на организацию в составе автономной церкви под её верховной юрисдикцией. Так, на основании, в частности, указанных канонов Константинопольский патриархат в феврале 1996 года совершил "Патриаршее и Синодальное Деяние o возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года касательно Православной Эстонской Митрополии", которое, в частности, гласило: "проявив осторожное поведение и предусмотрев всё необходимое, в соответствии с канонической традицией с незапамятных времён, когда Святейший Вселенский Престол получил право изменять и обеспечивать устройство Церквей и существо дел в соответствии с потребностями времени и благостоянием всего сонма, всегда стремясь к согласному и благоприятному образу и правлению местного и вселенского, снова провозглашаем восстановление Патриаршего и Синодального Томоса 1923 года в отношении Православной Эстонской Митрополии во всех его деталях"[73]. Примечательно, что эпиграфом к указанному Деянию было изречение Патриарха Фотия: "Это обычное дело - менять границы Церкви, когда меняются политические образования и правительства" (см. также Варфоломей и Русская Православная Церковь и в статье Русская Православная Церковь при Патриархе Алексии II). Официальный представитель Московской патриархии в августе 2008 года заявил: "Политические решения не определяют вопросы о церковных юрисдикциях и сферах пастырской ответственности. Эти вопросы должны решаться на каноническом поле в ходе диалога между двумя Церквами"[74].
В начале 2008 года юрисдикционный конфликт между Московским и Константинопольским патриархатами возник вокруг территории Китайской Народной Республики вследствие реорганизации Константинопольским патриархатом своей Гонконгской митрополии с включением в её состав территории Китайской Народной Республики, что Священный синод Русской православной церкви на своём заседании 15 апреля 2008 года расценил как "посягательство на права Китайской автономной православной церкви"[75][76], которая де-факто ныне не существует, но исторически рассматривается Московским патриархатом как находящаяся в её канонической юрисдикции. Выступая 26 июля 2008 года перед собравшимися представителями различных (канонической и неканонических) украинских юрисдикций в Киеве, в рамках торжеств в связи с 1020-летием "Крещения Киевской Руси" Вселенский патриарх Варфоломей I отметил, что уступка Киевской митрополии Московскому патриархату в 1687 году была обусловлена "аннексией"[77][78] Украины Московским Царством.
Ряд церквей (в частности, Константинопольский, Антиохийский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский патриархаты) имеют епархии и приходы вне территории своей основной юрисдикции - в так называемой "диаспоре"; другие же церкви (Александрийская, Иерусалимская, Кипрская, Элладская) таких структур не имеют. Практика распространения юрисдикции на этническую диаспору создаёт ситуацию, при которой "нарушается принцип канонических территорий и вмешательство одной поместной Церкви в дела другой становится неизбежно"[79].
По вопросу о порядке дарования автокефалии также не существует ясно сформулированных общепризнанных норм[80][81], что порождает конфликтные ситуации как между самопровозглашёнными автокефалиями и их кириархальной церковью, так и между Константинопольским патриархатом и Московским патриархатом, который настаивает на праве всякой автокефальной церкви самостоятельно даровать автокефалию своей части[82]. В Констатинопольском патриархате придерживаются мнения, что подтверждение автокефального статуса поместной церкви есть прерогатива вселенского собора (а в их отсутствие - константинопольского патриаршего престола), и рассматривают все позднейшие автокефалии (после 787 года) как подлежащие утверждению таковым[82][83][84].
С сентября 1961 года[комм 3], когда состоялось I Родосское Всеправославное совещание[85], с перерывами, ведётся практическая подготовка Всеправославного собора, который бы разрешил ряд общецерковных вопросов и проблем. Запланированный и подготовленный всеми Церквами под председательством Вселенского Патриарха[86][87][88] Святой и Великий Собор, состоявшийся в июне 2016 года на Крите, бойкотировался рядом поместных Церквей[89] и не рассматривал спорные вопросы, как то календарь, диптихи, порядок провозглашения автокефалии[90], которые ранее предусматривалось разрешить[91].
После 1991 года, несмотря на численный рост и возрастание влияния внутри России, Московский патриархат в плане мирового влияния стал уступать лидирующие позиции Константинополю, поддерживаемому Соединёнными Штатами Америки[92]. Так, когда 9 октября 2007 года делегация Московского патриархата покинула заседание Смешанной комиссии по православно-католическому диалогу в Равенне[93][94] ни одна из делегаций других православных церквей не последовала этому примеру[95][96][97][98][99], поддержав линию Константинопольской церкви[100]. Ослабление влияния Московского патриархата происходит также и на территории бывшего СССР (без Грузии и Армении)[101], которую он, как и территории Японии, КНР и Монголии, считает своей "канонической территорией".
Предпринятые в начале 2000-х годов попытки Московского патриархата подчинить своей юрисдикции приходы Западноевропейского экзархата во Франции[102][103][104][105], а также предотвратить переход в Экзархат (в составе Константинопольского патриархата) значительной части приходов Сурожской епархии закончились неудачей.
Старообрядческие церкви
Церкви русской традиции, отвергшие реформу Патриарха Никона (XVII век) и не имеющие евхаристического общения со всемирным сообществом поместных православных церквей. После признания Поместным собором Московского патриархата в 1971 году "не бывшими" "клятв" Большого московского собора 1666 года на дореформенные русские обряды и придерживающихся их, церковное общение восстановлено не было. Русская православная церковь (Московский патриархат) не признаёт действительность епископата Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкого согласия)[106].
Поповство
Поповство - течения, имеющие священство и хиротоническую преемственность, но не признанные вселенским православием. К ним относятся:
Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия);
Русская древлеправославная церковь (Беглопоповское согласие).
Беспоповство
Беспоповство - течения, считающие, что хиротоническая преемственность пресеклась со смертью последнего епископа, не признавшего реформу патриарха Никона. К ним относятся: