В первой книге Библии - Бытие - рассказывается о том, как в шесть дней бог сотворил небо, землю и "все что на земле": растения, животных и человека. И каждый день по окончании своих трудов бог отмечал, что все, созданное им, - "хорошо". Но если все созданное богом "хорошо", то откуда же взялось зло? По учению христианства, иудаизма и других религий, все зло в мире - от дьявола.
Откуда же взялся сам дьявол, кем и зачем он был сотворен? Идеологи разных церквей на протяжении веков изощрялись в выдумывании ответа на этот вопрос, весьма для них, щекотливый. Действительно, по учению религий, все в мире создано богом. Отсюда следует, что и дьявол создан богом.
И если так, значит, за все зло, что дьявол творил и творит в мире, отвечает бог, ибо он, "всемогущий и всезнающий", не мог не предвидеть, к чему приведет появление на земле дьявола. Если же он это знал и не препятствовал появлению и действиям дьявола, значит он попустительствовал ому или, проще говоря, поощрял дьявола в его злой деятельности. Такие выводы не устраивают богословов и церковь: бог выглядит здесь в весьма непривлекательном виде.
litnet.com
РЕКЛАМА
В первый же день попала в переплет, украв чужой дар
153 ₽
За каждое доброе дело ты будешь лично целовать меня! Ну? Как тебе условие Тьмы?
Читать книгу
Современный любовный роман
Узнать больше
Как же церковь отвечает на все эти вопросы? Авторитетный православный богослов митрополит Макарий опубликовал в прошлом веке трехтомную книгу "Православно-догматическое богословие", в которой изложил основы вероучения православной церкви. Во втором томе своей книги Макарий излагает учение церкви о "злых духах" - о дьяволе и другой "нечистой силе". Прежде всего он, ссылаясь на Библию, настойчиво уверяет, что дьявол реально существует. Он, дескать, не раз являлся вместе с ангелами перед богом, он - "существо личное и действительное", а не "воображаемое"; дьявол и бесы - "существа разумные и мыслящие". "Церковь христианская всегда и несомненно признавала бытие диавола и ангелов его..." - пишет Макарий[53].
Откуда же взялись дьявол и его армия бесов? На это митрополит Макарий отвечает: злые духи сотворены богом; сотворены они "добрыми, но сами сделались злыми"[54], созданы они безгрешными, но сами согрешили. В доказательство он приводит ссылки на Библию и особенно на писания отцов церкви Иринея, Татиана, Кирилла Иерусалимского и других. И они утверждали, что дьявол и все злые духи сотворены богом хорошими, по "по собственному произволу" "уклонились в грех": сперва впал в грех один главный, а потом он увлек за собой и других. "Этот главный, - пишет Макарий, ссылаясь на блаженного Августина и Тертуллиана, - был до падения своего, по мнению некоторых, самым первым и совершеннейшим из всех сотворенных духов, преимуществовавшим пред всеми воинствами ангельскими"[55]
Современные богословы с небольшими изменениями повторяют то, что столетия до них в процессе борьбы с еретиками писали о дьяволе отцы церкви.[56]
Еретики считали, что в мире имеется два начала: доброе - бог, который создал все духовное, и злое - дьявол, который сотворил все телесное, вещное. Иначе, говорили они, невозможно объяснить одновременное существование добра и зла. Такие дуалистические взгляды, естественно, расходились с учением о боге - творце всего, что есть во Вселенной. Церковь же настойчиво пропагандировала учение о том, что в мире есть одно начало - бог и что дьявол был создан богом, но дерзко возмечтал быть равным ему. Это учение церкви о сотворенном богом дьяволе отстаивает и Макарий, который не упускает при этом случая внушить верующим необходимость покорности властям, "установленным богом". Он пишет: падение ангела - "урок для всех существ разумных, как опасно противиться воле всемогущего, восстать против того чина и порядка, какое он устрояет и на небе и на земле..."[57] Закономерен вопрос: как же случилось, что "первый и совершеннейший ангел" сбился с пути истины, увлек за собой многих других, ангелов и стал их предводителем в противовес богу? И как же бог не предвидел этого? Богословы стараются выгородить бога. Он-де, пишут они, не отвечает за деятельность дьявола и бесов, так как создал их хорошими, а то, что они впали в грех, - их вина. Однако митрополит Макарий заявляет: "злые духи не могут ничего совершать в мире иначе, как только по допущению бога".
Значит дьявол действует все-таки "по допущению бога", т. е. с молчаливого его согласия.
Почему же бог допустил "успехи дьявола", почему же с самого начала - при искушении Адама и Евы - дьявол оказался победителем и бог этому не препятствовал?
Этот вопрос поднимался многими мыслителями давно Так, двести лет назад французский материалист и атеист Мелье, ставший по настоянию родителей католическим священником, писал: "...Бог при своем всемогуществе и предполагаемой бесконечной мудрости мог бы, не лишая людей свободы, руководить их умом и направлять их сердце, мысли и желания, наклонности и волю таким образом, чтобы они никогда по желали зла и греха. Таким путем он мог бы легко предупредить все пороки и грехи без ущерба для свободы людей и свободы волн..."[58] Почему бог этого не сделал?
Церковники не любят, когда перед ними ставят такие вопросы. Митрополит Макарий приходит от них в гнев: "Кто дерзнет, - пишет он, - разгадывать планы бесконечно-премудрого?"[59] Но митрополит понимает, что на этот вопрос надо все-таки ответить. Он пишет: бог знал, что Адам "падет", но он создал его свободным, а для того чтобы помешать Адаму и Еве послушать дьявола, ему "надлежало стеснить их свободу или даже отнять ее у них". Этого бог позволить себе не мог, так как он, "не изменяемый в своих определениях, даровавши однажды свободу каким-либо тварям своим, не может ни стеснять, ни отнять ее". Оказывается, что только из-за того, чтобы не нарушить "свободу", данную Адаму и Еве, бог допустил, чтобы они подчинились дьяволу и обрекли этим на страшное несчастье? псе последующее человечество.
Более того, оказывается, что из тех же побуждений - не нарушать свободы - бог допустил, чтобы дьявол сделал свое зловредное дело. Вот что пишет об этом митрополит Макарий: бог "попускает злую деятельность падших духов... потому что не хочет стеснять их свободы"[60]. "Попуская злую деятельность падших духов, чтобы по лишить их свободы, господь бог, как бесконечно-праведный и премудрый, ограничил II ограничивает ее, по так, чтобы она произвела по возможности добрые последствия"[61]. Таким образом, получается, что бог "стоит на страже свободы" дьявола и других злых духов, а потому не мешает им свободно творить зло; но при этом старается, чтобы зло, творимое дьяволом, имело "добрые последствия".
Церковные идеологи изворачиваются, отвечая на коренные вопросы своего вероучения. Им нужно обязательно сохранить веру в дьявола и в грехопадение "первых людей", посмевших нарушить запрет бога - не есть плод с "древа познания добра и зла". Ведь последствия этого грехопадения, по учению церковников, отразились на судьбе всего человечества, с этого грехопадения началось все зло в мире. "Первородный грех", как учат богословы, оскорбил бога, и для того чтобы примирить людей с собой, он послал своего сына Иисуса Христа на землю, и тот своей смертью искупил грехи людей. Однако тяжесть "первородного греха" продолжает тяготеть над людьми (даже и над новорожденными детьми). При крещении священник спрашивает: "Отрицавши ли ся сатаны и всех дел его и всех ангел его и всего служения его и всея гордыни его?" Тот, над кем совершается этот обряд, должен ответить: "Отрицаюся". Если же это младенец, за него отвечает восприемник[62].
Яндекс Гульнi
РЕКЛАМА
Сделайте перерыв! Сыграйте "Викторина Кто Это"
Играйте в развлекательную антистресс викторину "Кто Это?" с тысячами вопросов.
Головоломки • Викторины • Без скачивания • Без регистрации
Узнать больше
Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал: "И что может быть безнравственнее того ужасного учения, по которому бог, злой и мстительный, наказывает всех людей за грех Адама и для спасения их посылает своего сына на землю, зная вперед, что люди убьют его и будут за это прокляты, и того, что спасение людей от греха состоит в том, чтобы быть окрещенными или верить, что все это так именно и было, и что сын бога убит для спасения людей, и что те, кто не верит в это, тех бог казнит вечными мучениями"[63].
На догмате о "первородном грехе" построено все христианское учение о спасении. Это признает и митрополит Макарий. Он пишет: "Учение о первородном грехе, распространившемся от Адама и Евы на весь род человеческий, чрезвычайно важно в христианстве. Если в людях нет первородного греха и природа их не повреждена... в таком случае искупление для них не нужно; сын божий напрасно приходил на землю и вкусил смерть и христианская вера подрывается в самых основах... Потому-то и доказывал блаженный Августин, что грех адамов и искупление, совершенное Христом-Спасителем, суть как бы два средоточия, вокруг которых вращается все христианское учение"[64]. Если отпадает вера в существование дьявола, то отпадает и библейский рассказ о грехопадении, а если не было грехопадения, то теряет основу и учение о приходе Спасителя, о его страданиях, смерти и будущем его пришествии, т. е. все ядро христианского вероучения. А этого церковь допустить не может. Потому-то и нагромождают христианские богословы всевозможные доказательства существования дьявола.
Сохранить веру в нечистую силу нужно церковникам и для того, чтобы найти "козла отпущения" за все то зло, которое существует в мире. Ведь если, как учит церковь, зло принес дьявол, то, значит, и страдания людей от социального зла - нищеты, эксплуатации, безработицы, господства капитала и т. д. - тоже результат козней дьявола.
Некоторые идеологи церкви, заглядывая с опаской в будущее, задают себе вопрос: как же быть со сказкой об Адаме и Еве - единственной паре, от которой, по Библии, произошло человечество, если наука докажет, что человек появился одновременно во многих местах Земли? Как быть тогда с учением о "первородном грехе", якобы совершенном этой парой? Такой вопрос ставила перед собой и комиссия кардиналов, которой папа римский поручил рассмотреть и оценить новый Голландский катехизис[65]. Комиссия приняла такое решение: если наука докажет полигенетическое происхождение человека, тогда "вероучение, которое до этого было сформулировано моногенетически, должно быть освобождено от своей кажущейся моногенетической оболочки"[66]. Уже теперь некоторые теологи на случай победы теории полигенизма выдвигают гипотезу, но которой под Адамом и Евой надо понимать не первую пару людей, а первый народ, который можно будет назвать "адамитским народом". И тогда получится, что дьявол (опять-таки тот же дьявол) соблазнил на первородный грех не двух человек, а целые массы людей. Роль дьявола, таким образом, будет выглядеть еще внушительней.
По учению церкви, бог допускает, разрешает или не возбраняет дьяволу творить злые дела. Для чего? На это митрополит Макарий отвечает: "Цель же, для которой попускает Господь все ухищрения исконного обольстителя, ищущего погибели нашей, есть наша нравственная польза, наше спасение. Действия дьявола доставляют нам удобнейший случай достигать больших наград от бога". Выходит, что бог сотворил дьявола для блага самих же людей.
Митрополит Макарий опубликовал "Православно-догматическое богословие" более 100 лет назад. Что изменилось в позиции церкви по этому вопросу за прошедшее время? Ничего. Вера в дьявола, в грехопадение Адама и Евы до сих пор остается одной из основ вероучения христианства и иудаизма.
Глава 63. Старец сотворил молитву, и нечистый дух исчез
Глава 63. Старец сотворил молитву, и нечистый дух исчез Рассказывали нам еще о нем, что он однажды сидел в своей келье и читал, и вот снова видимым образом явился ему демон и сказал:- Уйди отсюда, старик, здесь тебе не будет пользы.- Если, как я хорошо знаю, ты желаешь моего
Глава 1. Как возникла вера в дьявола
Глава 1. Как возникла вера в дьявола Вера в существование злых сверхъестественных существ (чертей и бесов) столь же древнего происхождения, как и вера в существование добрых - богов.Для ранних форм религии характерны представления о существовании в природе множества
Глава 2. Вера в дьявола в Ветхом завете и иудаизме
Глава 2. Вера в дьявола в Ветхом завете и иудаизме Древнейшая часть Ветхого завета восходит к XIII в. до н.э. Собирание и систематизация материала, вошедшего в ветхозаветную часть Библии, начались в VI в. до н. э. В том виде, в каком эта книга дошла до нашего времени, она была
Глава 4. Вера в дьявола в Коране и исламе
Глава 4. Вера в дьявола в Коране и исламе Ислам возник в начале VII в. н. э. В доисламских религиозных верованиях арабов занимала большое место вера в духов - джиннов, добрых и злых. Известный советский арабист Е. А. Беляев пишет: "...Почти повсеместной была вера в джиннов,
Глава 5. Как создавался современный образ дьявола
Глава 5. Как создавался современный образ дьявола Библейский образ дьявола (ветхозаветный и новозаветный) получил дальнейшее развитие в средние века. Богословы, монахи, римские папы, раввины и муллы выдумывали все новые и новые подробности о дьяволе и его "помощниках". Их
Глава 10. Таксиль, папа Лев XIII и вера в дьявола
Глава 10. Таксиль, папа Лев XIII и вера в дьявола Немаловажную роль в разоблачении фанатизма и обскурантизма церковников сыграло нашумевшее в конце XIX в. дело Лео Таксиля.Лео Таксиль (Габриэль Жоганд Пажес, 1854-1907) - французский журналист, в течение ряда лет выступавший как
Глава 11. Изгнание дьявола (экзорцизм)
Глава 11. Изгнание дьявола (экзорцизм) С верой в злых духов и дьявола связано представление о том, что эти существа могут внедряться (часто в большом количестве) в человека, вызывать болезнь, смерть. Тех, в которых, по мнению церковников, "вселился дьявол", называли
Глава 13. Современная церковь и вера в дьявола
Глава 13. Современная церковь и вера в дьявола В октябре 1958 г. в Лондоне на очередном собрании (конвокации) духовенства Кентерберийской церковной провинции, в котором участвовали епископы и другие представители государственной в Англии англиканской церкви, разгорелся
Зачем Создатель сотворил дьявола?
Зачем Создатель сотворил дьявола? Творец создал всё живое, в том числе и змея, т. е. дьявола, провокатора. В результате сразу возникли беды у первых людей. В течение всей истории появляются последователи змея: Ленин, Сталин, Гитлер, Бин Ладен, и конца им не предвидится. В
Глава 63. Старец сотворил молитву, и нечистый дух исчез
Глава 63. Старец сотворил молитву, и нечистый дух исчез Рассказывали нам еще о нем, что он однажды сидел в своей келье и читал, и вот снова видимым образом явился ему демон и сказал: "Уйди отсюда, старик, здесь тебе не будет пользы". "Если, как я хорошо знаю, ты желаешь моего
Глава 2 ДУХ ДЬЯВОЛА И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ
Глава 2 ДУХ ДЬЯВОЛА И СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИЯ 1. Усиление роли духа дьявола с началом христианской эры Еще раз напомню, что до сотворения, гибели и воскресения Иисуса Христа, как высшего духовного посредника Отца Небесного и духа Саваофа, сам дух Саваофа мог передавать свои
ГЛАВА III. ВТОРЖЕНИЕ ДЬЯВОЛА
ГЛАВА III. ВТОРЖЕНИЕ ДЬЯВОЛА Нападение Ахримана на мир Духа провалилось, и он был отброшен назад во тьму произнесением священной формулы. И три тысячи лет он лежал в оцепенении, неспособный двигаться. Демоны напрасно пытались вдохнуть в него силы: "но проклятый Дух
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их
27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его..." В самом повторении параллельных понятий - "по образу Своему", "по образу Божию" нельзя не видеть
1. Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, 2. мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их
1. Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, 2. мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их "Вот родословие Адама..." Это - заглавие целого нового раздела (toldoth), подобно предшествующему (2:4) и
14. Зачем умирают молодые, хорошие люди? Зачем умирают дети?
14. Зачем умирают молодые, хорошие люди? Зачем умирают дети? Вопрос: Зачем умирают молодые, хорошие люди? Зачем умирают дети?Отвечает священник Александр Мень:Вопрос, конечно, вечный. Потому что в мире царствует зло. Оно царствует. Царство Божие - не в этом мире. В этом мире