"человек-паук: Паутина вселенных" - изобретательный сиквел революционного мультфильма Аттракционов стало еще больше, но сюжет стремительно приближается к подростковому ромкому
"Человек-паук: Паутина вселенных" - изобретательный сиквел революционного мультфильма Аттракционов стало еще больше, но сюжет стремительно приближается к подростковому ромкому
06:01, 5 июня 2023Источник: Meduza
Sony Pictures Animation / CTMG
В мировой прокат вышла анимационная картина "Человек-паук: Паутина вселенных" - продолжение первой части "Через вселенные". В новом фильме подросток-супергерой Майлз Моралес и его подруга Гвен Стейси отправляются в путешествие по мультивселенным и встречают еще нескольких Человек-пауков. Визуально этот фильм еще более насыщенный, чем предыдущий, но сюжетные повороты в этот раз не такие уж смелые. Кинокритик Антон Долин рассказывает о премьере.
Пять лет назад полнометражный мультфильм "Человек-паук: Через вселенные" перевернул жанр кинокомикса, получил "Оскар" (плюс множество других призов) и доказал, что внутри голливудской системы еще возможно создать новаторское, по-настоящему неординарное произведение. Самый растащенный на клише супергерой, Человек-паук обрел новое дыхание, переродившись в обличье подростка Майлза Моралеса, а заодно десятка его двойников из параллельных вселенных. Сама концепция мультиверса полностью преобразила жанр, а год назад шагнула за пределы комиксов благодаря независимому хиту "Все везде и сразу".
Сиквел был неизбежен, к 2024-му готовится и третья часть. Видимо, столь же неминуемым было усложнение и без того многослойной и запутанной структуры (разработать и нарисовать несколько вселенных как-никак труднее, чем одну). Но не это главная проблема. "Человек-паук: Паутина вселенных" доказывает, что машина Голливуда способна переварить, адаптировать, присвоить и коммерциализировать самую прорывную концепцию. Это очень качественный и классный мультфильм, но чувство свежести и нонконформизма - кстати, чрезвычайно важное для персонажа Человека-паука, архетипического подростка, бунтующего против взрослых, - утрачено.
Sony Pictures Entertainment
Парадокс в том, что тема конфликта с родителями выходит здесь на первый план. В нарисованной акварельными красками вселенной Гвен Стейси (там она играет в рок-группе на ударных и зовется Гвен-паук, а Питер Паркер - не супергерой) противостоит своему печальному отцу. В мире Майлза, ярком и визуально тяготеющем к стрит-арту, он спорит с обоими своими родителями. При этом отцы Гвен и Майлза, живущие в разных вселенных, - полицейские. Будто сам персонаж-нонконформист внутри структуры фильма борется с уголовным кодексом мейнстримного кинематографа, не позволяющего слишком далеко заходить за флажки, если хочешь преуспеть.
На визуальном богатстве это почти не сказалось. Франшиза по-прежнему потрясает способностью перепрыгивать из одной эстетической системы координат в другую, часто шокирующе контрастную. Впечатляют столкновения персонажей, нарисованных буквально в разных техниках, - например, бой со Стервятником, залетевшим к Пауку из ренессансной вселенной и будто сошедшим с рисунков Леонардо или Микеланджело.
Sony Pictures Animation / CTMG
Акцентированная комиксовая графика, напоминающая картины Роя Лихтенштейна, отошла на второй план. Но совмещение в одном экранном пространстве двух десятков анимационных стилей, отражающее сложное устройство мультиверса - и жизни как таковой, - остается ноу-хау "Человека-паука" Фила Лорда и Кристофера Миллера, неизменных продюсеров и создателей мультфильма. Это напоминает прорывную креативность диснеевской "Фантазии" 1940 года. И одновременно утомляет виртуозной механистичностью. Иногда даже начинает казаться, что за холодным совершенством тасующихся образов и техник скрыта не талантливая команда, а некий антиутопический искусственный интеллект.
Если в первом мультфильме бурлящее разнообразие формы и содержания приводило на экран таких неординарных персонажей, как нуарный черно-белый Паук или нигилистический Свин-Паук, то во втором этот парад супергероев упорядочен и строго подчинен идеям представленности: пришедший из далекого будущего Паук-2099 мексиканец, Женщина-паук - беременная афроамериканка, повзрослевший белый Питер Паркер воспитывает дочь.
Sony Pictures Animation / CTMG
В какой-то момент к ним присоединяется самый привлекательный герой нового фильма - заглянувший из Великобритании Паук-Панк, не расстающийся с электрогитарой, - он будто сошел с обложки неизданного альбома Sex Pistols. Но задерживается ненадолго: ему явно претит "товарищеский" паучий суд над Майлзом, посмевшим нарушить иерархию и сломать принятый канон. Рокер сливается, и отныне тон задает Паук-2099, начисто лишенный чувства юмора и поэтому очень скучный. Его противоположность - самый неопасный и милый из злодеев, ученый-неудачник по прозвищу Пятно. Его тело лишено личных примет и состоит из сплошных пятен - своеобразных черных дыр, меняющих форму и ведущих в параллельные миры. Не персонаж, а ходячий тест Роршаха.
Столь прихотливому психологическому инструменту в структуре мультфильма тоже не место, недаром его так настойчиво пытаются изгнать. При всех многочисленных наворотах "Человек-паук: Паутина вселенных" построен на двух обескураживающе кондовых стержневых сюжетах. Первый - единоборство то одного Паука, то нескольких с суперзлодеями, которых в конечном счете побеждают не умением, так числом. Второй - драма взросления и попытки Майлза или Гвен оспорить авторитет старших, не только мамы с папой, но и более зрелых Пауков из соседних измерений. Еще есть едва намеченная, традиционно несмелая романтическая линия. Не случайно же двое равноправных героев - одинокие, не понятые родителями и социумом юноша и девушка. Юмора стало заметно меньше, зато уровень подросткового сентиментального драматизма повысился. Иногда "Паутина вселенных" интонационно начинает походить на "Сумерки".
Sony Pictures Animation / CTMG
Несомненно, решающую роль сыграла смена постановочной команды. Некоторые ключевые участники творческого процесса обеспечивают преемственность - кроме Лорда и Миллера, это британский композитор Дэниел Пембертон и актеры, озвучившие центральные роли: Шамик Мур (Майлз), Хейли Стайнфилд (Гвен), Джейк Джонсон (взрослый Питер). Но у фильма три новых режиссера - Жуаким Душ Сантуш (прежде работал над "Аватаром: Легендой об Аанге"), Кемп Пауэрс (сорежиссер "Души") и Джастин Томпсон (трудился как художник над "Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек" тех же Лорда и Миллера). Судя по всему, им поставили задачу превзойти достижения предыдущего фильма, и формально они справились, по дороге расплескав что-то очень важное.
Возможно, не окончательно. Все-таки "Паутина вселенных" обрывается на полуслове, впереди завершение трилогии - и шанс поработать над ошибками. А несомненная лояльность аудитории поможет в этом.
В прокат вышел "Человек-паук: Через вселенные", самый сумасшедший супергеройский фильм в истории (главный герой - не Питер Паркер!)