Тейлор Свифт уже изменила музыкальную индустрию, а теперь принялась за кино Фильм-концерт "taylor Swift: The Eras Tour" стал самым кассовым в истории жанра. Вот как певица этого добилась и почему ее примеру теперь следует Бейонсе
Тейлор Свифт уже изменила музыкальную индустрию, а теперь принялась за кино Фильм-концерт "Taylor Swift: The Eras Tour" стал самым кассовым в истории жанра. Вот как певица этого добилась и почему ее примеру теперь следует Бейонсе
02:22, 4 ноября 2023Источник: Meduza
Тейлор Свифт во время выступления на "Eras Tour" на стадионе в калифорнийском Инглвуде
Michael Tran / AFP / Scanpix / LETA
В середине октября по всему миру (но не в России) в прокат вышел фильм "Taylor Swift: The Eras Tour" - кинематографическая визуализация шестого концертного тура американской певицы Тейлор Свифт. Продюсером фильма выступила сама Свифт и ее родители. Они заключили беспрецедентное дистрибьюторское соглашение: обошли студии и начали сотрудничать напрямую с кинотеатрами. Теперь по этой модели свой концертный фильм планирует выпустить другая суперзвезда - Бейонсе. Журналистка Ксения Миронова по просьбе "Медузы" рассказывает, как Тейлор Свифт меняет мир, а ее фильм - киноиндустрию.
Шестой концертный тур Тейлор Свифт уже стал легендарным. Каждое шоу идет почти четыре часа, за это время зрители погружаются во все "эры" ее творчества: от первых кантри-песен до дерзкого альбома "Reputation", от лиричных "Evermore" и "Folklore" к сияющему "Midnights". Фанаты певицы - они же "свифтис" - обвалили сайты, где продавались билеты на концерт; в кинотеатрах по всему миру, где показывали его киноверсию, они устроили невероятный прием - с танцами и хороводами перед экранами.
"Мы сделали знаменитым правильного человека" - так в тиктоке подписывают многочисленные видео с нарезками из выступлений и интервью Тейлор. Уходящий год действительно принадлежит Свифт: в 2022-м вышел ее десятый альбом "Midnights"; она продолжает перезаписывать альбомы, украденные бывшим менеджером Скутером Брауном; она поехала в очень успешный тур и выпустила в прокат собственный концертный фильм.
Картина "Eras Tour" предельно близко повторяет концерт - и смотрится при этом как мюзикл или спектакль. Режиссером выступил Сэм Ренч, ранее снявший документалку о Билли Айлиш "Billie Eilish: Live at the O2".
Фильм идет почти три часа. Из экранной версии вырезали пять песен ("Wildest Dreams", "The Archer", "Invisible String", "Cardigan" и "'Tis the Damn Season"), не увидят кинозрители и некоторые переходные моменты шоу. Здесь нет закулисных съемок или приглашенных гостей. Но зато есть эффект присутствия - благодаря работе оператора зритель будто тоже выходит на сцену: лежит вместе с певицей на поросшей мхом крыше, ныряет под подмостки и танцует на движущейся платформе.
Максимальное погружение в миры, придуманные исполнительницей, обеспечивают во время просмотра и сами свифтис. Для похода в кино они выбирают наряды, соответствующие одному из периодов творчества певицы: ковбойские шляпы и сапоги для дебютного альбома, золото и блестки для "Fearless". Фиолетовый фатин для "Speak Now", футболки с надписями для "Red", число "1989" для одноименного альбома. Имитация змеиной кожи - в честь "Reputation", блестящие боди и ожерелья - для поклонников альбома "Lover". Корсеты и мантии для "Folklore" и "Evermore" и много, очень много блесток для "Midnights". Обязательное условие: "браслеты дружбы" - зрители приходят с ними в кинотеатр, обмениваются или просто дарят другим фанатам.
Подростки фотографируются перед концертом Тейлор Свифт в кинотеатре AMC
Подростки фотографируются перед концертом Тейлор Свифт в кинотеатре AMC
Gina Ferazzi / Los Angeles Times / Getty Images
Свифт призывала поклонников не стесняться в кино: петь, танцевать, использовать фонарики на телефонах. В итоге кинопоказы нередко превращаются в полноценные концерты: люди в залах выходят к экрану, устраивают хороводы под песню "Willow" и прыгают под "Shake it off".
Все, что делает Тейлор Свифт, подкупает сочетанием искренности и правильного маркетинга. Она мастер отсылок и пасхалок, тонко чувствующий свою аудиторию. Билеты на фильм в США стоили 19,89 доллара для взрослых (отсылка к перезаписанной версии альбома "1989", название которого, в свою очередь, - отсылка к году рождения Свифт), и 13 долларов для детей и пенсионеров (ее счастливое число).
"Тейлор Свифт и есть музыкальная индустрия", - пишет Bloomberg. Теперь она может изменить и индустрию кинопроката. Фильм сняла собственная кинокомпания певицы Taylor Swift Productions без привлечения какой-либо крупной киностудии. Специализированные СМИ пишут, что бюджет картины составил от 10 до 20 миллионов долларов, - при участии крупных студий она стоила бы гораздо дороже.
Съемки проходили в августе 2023 года на трех калифорнийских концертах на стадионе "Соу-Фай Стэдиум" в Инглвуде. Профсоюз артистов и сценаристов SAG-AFTRA, несмотря на забастовку, разрешил команде продолжить производство. Профсоюз решил, что съемки фильма Свифт "соответствуют тем же стандартам, которых профсоюзы добиваются в своих переговорах со студиями".
Андердог одерживает победу В Голливуде закончилась забастовка сценаристов, ставшая одной из самых громких в истории. Ее организаторам удалось добиться невероятных результатов
месяц назад
Свифт и (что часто умиляет поклонников) ее родители, создавшие картину, заключили беспрецедентное дистрибьюторское соглашение. Они решили обойтись без посредников - и договорились с сетями кинотеатров AMC и Cinemark о показах напрямую. Руководители крупных дистрибьюторов недовольны тем, что Свифт вступила на их территорию, и - кажется, небезосновательно - опасаются, что ее примеру последуют другие.
В первый день предварительных продаж в США фильм собрал рекордные 37 миллионов долларов. К 22 октября 2023 года его мировые сборы составили уже 178 миллионов - это самый прибыльный концертный фильм в истории кино. По данным Forbes, команда Свифт получит примерно 57% от продаж билетов, оставшиеся доходы останутся у кинотеатров, а AMC возьмет небольшую комиссию за показы - намного меньшую, чем взимали бы дистрибьюторы.
Другая суперзвезда, отправившаяся в мировое турне летом 2023 года, Бейонсе тоже объявила, что в декабре выпустит свой фильм-концерт. Она пошла по тому же пути - и общается без посредников напрямую с кинотеатрами.
Taylor Swift
Бейонсе, которая давно поддерживает Тейлор, пришла на премьеру ее концертного фильма - она состоялась 11 октября 2023 года в кинотеатре The Grove в Лос-Анджелесе. На время премьеры торговый центр и прилегающий к нему район Западный Голливуд перекрыли, туда стянули дополнительные наряды полиции. Фанаты не знали, что Свифт приедет в кинотеатр и выступит перед началом показа с приветственным словом. Обошлось без беспорядков - певица вместе с поклонниками танцевала под собственные песни.
В ожидании высокого зрительского спроса сеть кинотеатров AMC специально модернизировала свои системы для кинопоказа и временно приостановила онлайн-продажу билетов на большинство других фильмов. Компания не хотела повторения "Ticketmaster-фиаско": в 2022 году из-за небывалого спроса на билеты на концерты Свифт сайт не справился с количеством пользователей. Тем не менее вскоре после начала продаж на концерт Свифт у AMC тоже произошел сбой из-за наплыва покупателей.
1 сентября 2023 года AMC сообщила, что за три часа зрители купили на ее платформе билетов на 26 миллионов долларов - это рекорд продаж за один день, такого никогда не было в истории 103-летней компании. Предыдущий рекорд - 16,9 миллиона долларов за день - был у фильма "Человек-паук: Нет пути домой".
Фанаты Тейлор в тиктоке часто делятся моментами из тура, на которых видно, как она гордится собой. Свифт не раз говорила, что, хотя ей бывает трудно справиться с большим вниманием, она благодарна за него. Потому что это то, о чем она мечтала с детства.
Бейонсе - чемпионка по количеству "Грэмми" Рассказываем, как она стала главной поп-звездой мира, уничтожив границу между музыкой и политикой