Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Владимир Урин больше не директор Большого Под его руководством театр сотрудничал с Метрополитен-оперой и приглашал работать Серебренникова. А потом началась война

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Владимир Урин больше не директор Большого Под его руководством театр сотрудничал с Метрополитен-оперой и приглашал работать Серебренникова. А потом началась война
  09:39, 1 декабря 2023Источник: Meduza
  
  Dimitar Dilkoff / AFP / Scanpix / LETA
  Владимир Урин покинул пост генерального директора Большого театра после 10 лет работы - его место займет дирижер, художественный руководитель и директор Мариинского театра Валерий Гергиев. Распоряжение об этом подписал премьер-министр России Михаил Мишустин, в сообщении правительства сказано, что Урин ушел по собственному желанию. 30 ноября теперь уже бывший директор Большого попрощался с театром после премьеры спектакля "Сын мандарина. Соловей", которая прошла на Камерной сцене. По просьбе "Медузы" оперный критик Полина Дорожкова рассказывает, как Урин, который никогда не стремился к переменам, изменил Большой театр.
  
  Смена власти в Большом неизменно остается поводом для политической дискуссии. В предыдущий раз она возобновилась в 2013 году, когда на место Анатолия Иксанова - директора, который выбрал слишком стремительный темп для модернизации театра и пытался изменить его консервативный уклад - пришел Владимир Урин.
  
  То назначение выглядело форс-мажорным: обычно будущее оперно-балетного театра дробится на крупные временные отрезки, смена руководителя готовится несколько лет. Отставка Иксанова произошла внезапно - кандидатуру преемника заранее не объявляли. Урину пришлось подбирать театр буквально на ходу. Большой в 2013-м нуждался в умеренном и рачительном руководителе - после утомительной реконструкции, которая затянулась на шесть лет и обошлась госбюджету в 35 миллиардов рублей, а также громких балетных скандалов и спектаклей, оскорбивших чувства некоторых зрителей. Урин, который на протяжении всей своей карьеры искал баланс, был осмотрительным и не делал резких движений, оказался подходящим кандидатом.
  
  Свой первый административный пост он занял достаточно рано - в 26 лет стал директором ТЮЗа в родном Кирове. В 1981-м перешел во Всероссийское театральное общество, где возглавил кабинет детских и кукольных театров. Во время перестройки Урин стал секретарем правления в Союзе театральных деятелей (СТД) - со временем эта театральная институция превратилась в одну из самых влиятельных в России. На базе СТД при непосредственном участии Урина появилась "Золотая маска" - одновременно и всероссийский театральный фестиваль, и престижная театральная премия. Для разобщенного российского ландшафта "Маска" была невероятно ценным проектом, открывающим новые возможности для региональных коллективов.
  
  
  Чиновник с рождения Кто такой Владимир Мишарин - будущий директор "Золотой маски"? Вот только одна деталь: в 2018-м он предлагал исправлять "девиантное поведение" подростков патриотическими песнями
  3 месяца назад
  Опера и балет до определенного момента не играли особенной роли в биографии Урина. В человека музыкального театра успешный функционер превратился в середине 1990-х, когда ему предложили пост директора в Московском музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко (МАМТ). Важную роль в этой трансформации сыграла жена Урина - музыковед и театральный менеджер Ирина Черномурова, которая выстраивала сеть международных контактов сначала в МАМТе, а позже уже и в Большом - в качестве руководителя отдела стратегического планирования.
  
  Спокойный священный Большой
  В отличие от многих оперных интендантов, Урин не заявлял о себе как о руководителе с мощной индивидуальной позицией - он всегда исходил из интересов самого театра, святилища со своим особенным укладом, который не стоит нарушать.
  
  Репертуарный театр с внушительным количеством исторически ценных спектаклей и инерцией в традиционное прошлое, Большой в лице Урина обрел бережного администратора, который чувствовал разницу между публикой Новой и Старой сцены - и мог развести эти противоборствующие лагеря по разным сторонам поля. Для зрителей, которые ждали от театра шагов к современному искусству, появились партнерские проекты: прежде всего, копродукции с фестивалем в Экс-ан-Провансе и несколько барочных спектаклей, перенесенных на российскую сцену из Английской национальной оперы.
  
  Самым ценным и впечатляющим завоеванием Урина стал контракт с Метрополитен-оперой, заключенный на период с 2019 по 2022 год. Часть совместных проектов удалось воплотить до начала полномасштабного вторжения России в Украину - в каждом из трех спектаклей ("Аиде" Верди, "Саломее" Штрауса, "Лоэнгрине" Вагнера) должна была петь оперная дива Анна Нетребко.
  
  
  В 2014-м Анна Нетребко ездила в Донбасс, а весной 2023-го осудила войну. Но ее выступления в Европе продолжают отменять Почему ей не верят?
  2 месяца назад
  Событием стало и возвращение в 2020 году на сцену Дмитрия Чернякова - самого известного российского оперного режиссера - с "Садко" Римского-Корсакова. В 2011-м Большой перестал работать с Черняковым после премьеры "Руслана и Людмилы" Глинки; тогда его радикальное решение для только что отреставрированной Исторической сцены - перенести действие классической оперы в Россию 1990-х - оценили далеко не все. Возвращение Чернякова девятью годами позже создавало ощущение, что умеренная экспериментальность на сцене Большого все же допустима. Подкреплял это впечатление и сам Урин, пригласивший режиссеров драматического театра - Римаса Туминаса, Тимофея Кулябина и других - поработать над оперными спектаклями.
  
  Для новых экспериментов Большой обзавелся отдельной площадкой - в 2018-м в состав театра вошла Камерная сцена, то есть бывший Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского. То, что нельзя было делать в исторических залах Новой и Старой сцены, можно было в этой лаборатории, где успели поработать молодые режиссеры Владислав Наставшев, Александр Хухлин, Роман Феодори, Александр Молочников.
  
  Экспансия Большого при Урине вышла за пределы Москвы - в 2023 году в Калининграде началось строительство филиала театра, который по плану должен превратиться в инфраструктурный кластер с несколькими сценами. В истории Большого это первый подобный прецедент: на постсоветском пространстве так расшириться мог только Мариинский театр - с тремя сценами в Петербурге и отдельными филиалами во Владивостоке и Владикавказе.
  
  Сопоставления Большого с Мариинкой избежать невозможно - особенно после новости о том, что Урина на посту сменит Валерий Гергиев. Жизнь Мариинки подчинена художественной воле Гергиева - тут сложно не увидеть авторитарный подход. Урин же последовательно убеждал всех, что не хочет становиться символом Большого. Его интересовала экономика, логистика, в то время как творческие решения оставались за соратниками директора - музыкальным руководителем Туганом Сохиевым, пришедшим в театр в 2014 году, и директором балетной труппы Махаром Вазиевым, приглашенным на эту должность в 2016-м.
  
  
  Новый глава Большого театра - Валерий Гергиев. Он сменил Владимира Урина, который в начале российского вторжения в Украину подписал антивоенное письмо Гергиев уже занимает посты директора и художественного руководителя Мариинского театра
  день назад
  Турбулентность
  До ковида Большой театр Урина почти всегда жил спокойно - единственным острым моментом стала премьера балета "Нуреев", над которым работали композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов и режиссер Кирилл Серебренников. Для театра эта история стала медийным испытанием, в котором предстояло справиться с двумя непростыми нарративами: сексуальной идентичностью Рудольфа Нуреева, главного героя балета-байопика, и уголовным преследованием Кирилла Серебренникова в рамках дела "Седьмой студии". Закон 2013 года об "ЛГБТ-пропаганде" усложнял ситуацию - объяснения Урина, почему премьеру перенесли (он отказывался называть это цензурой), звучали не вполне убедительно. Впрочем, "Нуреев" все-таки вышел в 2017-м и оставался в репертуаре театра еще четыре года.
  
  Принципиально театр стал меняться вместе с началом полномасштабного вторжения. Уже весной 2022 года значительная часть копродукций и совместных постановок Большого с западными партнерами практически растворилась. Самая заметная утрата - амбициозный оперный блокбастер с Нетребко, созданный совместно с Метрополитен-оперой. Мет отозвала все обязательства перед российской стороной после премьеры, которая прошла 24 февраля 2022 года. Урин никогда не давал эмоциональных комментариев, но на этот раз свою позицию он выразил в одном простом жесте - подписал письмо российских деятелей культуры с призывом остановить войну.
  
  
  Bolshoi Theatre
  Режим импортозамещения - еще один вызов для театра, прежде зависимого от совместных постановок с зарубежными партнерами, а также от иностранных солистов и дирижеров. Дополнительным ударом стал уход музыкального руководителя Тугана Сохиева, который покинул театр после начала войны. Эта должность в Большом по-прежнему свободна. Впрочем, с приходом Валерия Гергиева этот вопрос наверняка решится предельно быстро.
  
  
  Москвичи сутками стоят в очередях за билетами на балет "Щелкунчик" в Большом театре Только за место в очереди перекупщики просили 15 тысяч рублей (их в итоге задержали)
  23 дня назад
  Полина Дорожкова
  
  Телеграм
  Фейсбук
  Твиттер
  В закладки
  PDF Напишите нам
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"