Рыбицкая Марина Борисовна : другие произведения.

Отстрел киллеров от литературы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    Об эльфах, сидхах, ангелах и неевклидовой геометрии с точки зрения двумерного существа


   Отстрел киллеров от литературы.
  
   Часть первая
   Об эльфах, сидхах, ангелах и неевклидовой геометрии с точки зрения двумерного существа
   "....Многие понятия непонятны нам просто потому что не входят в круг наших понятий... "
  
   Совсем недавно случилось так, что я стала свидетельницей очередного потока умудренных сентенций одного весьма уважаемого в узких кругах критика. Там было что-то насчет того, почему в книге, описывающей истории про эльфов, не может быть ангелов и бесов. Немного раньше сей же критик подробным же образом громил саму идею машины времени - но это уже другая история... По этому поводу рекомендую почитать сишника Аливердиева.
   Поскольку в наших узких кругах каждая мысль таких "специалистов" становится непререкаемой догмой, а я ко всем догмам отношусь со врожденным скепсисом, придется сказать свое веское "хмык" по поводу данной позиции обтесывания чужих мозгов.
   Итак, кто сказал, что эльфы никак не совместимы с мистикой и религией? Надо понимать, очередной писатель-фэнтезист высказал точку зрения на свое творчество. Нет?
   Ну... тогда не менее почитаемый философ выказал свое философское понимание нашего мира. Тоже нет?
   Хм... тогда приступим по-новой. Почему по-новой?
   Потому что все вернется на круги своя. Давным-давно, в далекой галактике, на просторах бывшего СССР один критик изобрел серию догм. Догмы эти оказались столь прилипчивы и живучи, что калечат свободу мышления авторов и по сей день. Вполне успешно. С нескрываемым умилением я читаю все те же постулаты 12-летней давности в очередной раз, когда мне попадается очередной разгром очередного талантливого писателя критиком "старой" школы.
   А я могу и смею утверждать, что все в нашем мире относительно, новое - давным-давно забытое старое, а гений - это человек, который просто не знает, что так нельзя.
   Приступим?
   Что такое эльфы? Что нам о них известно, кроме изрядно переработанной версии человека энциклопедических познаний - профессора Толкиена?
   (Причем, я знаю, что есть религии и направления, в которых утверждается, что Толкиена в свое время посетило озарение сродни религиозному, видение о событиях, которые случились много веков назад, в эпоху появления разумной расы людей и угасания прочих волшебных рас).
   Одно из имен эльфов - сидхи. Сидхэ. Этим именем назывались волшебные существа у ирландцев и валлийцев. Точную датировку, когда в упомянутых странах - Ирландии и Уэльсе (имеются в виду современные территории) начали так называть эльфов, указать сложно. Предположительно, более 2000 лет тому назад. Тогда же эти существа были крепко-накрепко связаны с бытующим религиозным мировоззрением, и даже считались теми, кто имеет собственный путь в мир умерших. Их считали чем-то вроде проводников, некоей связью с потустронним миром.
   Хорошо, ладно... поскольку я, к примеру, не такой большой знаток верований жителей указанных местностей - Шотландии, Ирландии и Уэльса, я указываю на данное обстоятельство в общем. Не сомневаюсь, что знатоки этого вопроса смогут добавить куда больше подробностей.
   Мы выяснили, что эльфы-сидхэ были неотъемлемой частью верования, и, соответсвенно РЕЛИГИИ.
   Доказательств по Ирландии мало, т.к. письменные источники почти не сохранились. слишком тшательно уничтожались христианством. Только легенды и предания.
   Но название - "сидхэ", "сидхи" в человеческой истории религий у протоирландцев, пиктов и валлийцев встречаются отнюдь не впервые!
   Сейчас мы перейдем к еще более интересному открытию: оказывается, сидхи - по описанию, могущественные существа-полубоги, встречаются в древнейших индийских эпосах. К примеру, "Деви Махатмиям" датируется 8000 - 10 000 лет. Как минимум. Для тех, кому интересно, выдержки оттуда с перечислением номера стиха и санскритского оригинала я могу подыскать и разместить временно у себя на сайте во избежание малейших сомнений в истинности моих утверждений.
   Опять-таки, сидхи упоминаются в разрезе именно РЕЛИГИИ. Одно из разъяснений понятия слова "сидхи" в индийских источниках - существа, наделенные экстрасенсорными или магическимим сверхспособностями.
   Что интересно, на санскрите слово "сидхи" имеет также второе понятие - так называются сами экстрасенсорные сверхспособности, даруемые при прохождении определенных этапов духовного развития. Упоминаются в йоговских трактатах 4000 летней давности. Сами эти силы - "сидхи" не хороши и не плохи, а просто своего рода дар, награда или испытание, в зависимости от того, как к ним отнесется и распорядится йог, или посвященный. Аналогичное понятие под другими названиями существует в других религиях, в том числе и православии.
   Поскольку "Деви Махатмиям" среди индусов популярна не менее, нежели среди христиан - Библия, вы можете расспросить их, обратиться к ведантам, они подтвердят.
   Продолжим.
   Вот тут-то мы и приходим к самому интересному: по древнеиндийским верованиям, таких разнообразных магических существ, добрых и злых, было много. Сидхи, якши, асуры, ракшасы, даитьи, данавы, гандхарвы и наги, апсары. И это еще далеко не окончательный список. О всех этих расах есть упоминания в "Деви Махатмиям", других древнейших санскритских источниках. К примеру, упоминаются бхуты и еще немалое количество всевозможных магических эфирных или вполне материальных существ. Повторяю, вся эта система мировоззрений увязана в РЕЛИГИЮ.
   Тем не менее, кроме сакральных священных гимнов и текстов, у тех же индусов имеется огромное количество народных сказочных историй с данными персонажами (можно смело называть данный жанр фэнтези) - с ракшасами, сидхами, якшами, апсарами и гандхарвами.
   Чаще всего, в древних сказках идет речь о соединении мира божественного и человеческого.
   Мы вновь вернулись к тому, что сидхи, хотя и существа магической природы, но оказались увязаны в систему религии и философии, что, кстати, для всех культур, кроме иудейско-христианской, вполне нормальное явление.
   Хорошо, а что ангелы?
   При чем тут ангелы и черти к основам индийской и ирландской религии?
   Давайте исследовать дальше.
   Единственная древняя книга, известная мне, где хоть сколько-нибудь внятно и полноценно ведется речь об ангелах, их классах и подклассах, серафимах, херувимах и прочих ангельских чинах - древнееврейская Каббала. Причем, как источник, Каббала неизмеримо позднейший документ - если сравнивать с санскритскими аналогами.
   Там же, как я припоминаю, дается классификация и дьявольских легионов. Впрочем, последнее уверенно утверждать не буду. Не помню.
   Кстати, чертей, кроме славян и европейцев, ни у кого больше в христианстве нет - тоже пережиток древнеславянского прошлого. Черный Черт, Чернобог, Черный - темное божество древних славян, аналог Сатаны. У всех остальных используются термины "бесы", "сатана" и "дьявол".
   Теперь интересный вопрос: могло ли статься так, что в одной религии сияющие существа зовутся так, а в другой - иначе? Или названы по-разному близкие роды эфирно-материальных существ? (А нам доподлинно известно, что и ангелы принимали иной раз материальную форму, с легкостью!)
   Ответ: почему нет? Нет никаких оснований утверждать обратное. Все возможно. Данные непостижимые и малоизученные существа в равной степени относятся как к сказкам, легендам, так и к области религии. Следовательно, ангелы и эльфы могут и даже ДОЛЖНЫ пересекаться, так или иначе. Это логично. Нелогично предполагать обратное!
   Временами наблюдается смешные вещи. Когда в одном из своих рассказов я привела ГГ в рай, некая "продвинутая" писательница тут же мне сделала замечание, мол, как общеизвестно, стражем райских ворот является святой Петр, Петр-ключарь.
   Меня подмывало спросить: скажите, а иудеи тоже так думают? Мусульмане? Зороастрийцы? Индусы? Представители других религий?
   Им тоже известно, что имя сего стража непременно Петр, и никак иначе?
   Вот вам пример стандартизации и узости мышления. Когда человек даже не задумывается о иной трактовке. Когда свою привычную зашоренность распостраняет на все окружающее.
   Надо бы похихикать над чьей-то эрудицией, но хочется плакать. Знаете, почему?
   Потому что в истории с эльфами та же картина. Человек, вполне образованной в одной области и своей системе координат, пытается повязать весь мир своей узкой системой мировоззрения, стереотипов мышления и догм. Дерзкое утверждение, даже в чем-то нахальное, да?
   Но справедливое. Скажите, историки, такая уж большая редкость, когда одна религия поглощает другую, но при этом и приобретает новые черты, прежде характерные для поглощенной? Или персонажей прежней?
   Тут и думать нечего - сплошь и рядом. Не нужно далеко ходить - Ивана Купала в православии, Иванов день, множество иных религиозных праздников, те же черти, католические святые Латинской Америки, их религиозные праздники.
   Является ли это основанием для утверждения, что православие - это "плагиат" язычества?? Или католичество в Латинской Америке?
   Кто сказал, что литература как-то выпадает из развития мировой культуры?
   Во всяком случае, не я!
   Теперь переходим к Сишным баранам.
   Попытки судить о произведениях фэнтези по принципам исторической достоверности прошибают у меня скупую слезу. Это ж надо такое!!! Нарочно даже не придумаешь! Ответить на это могу просто. Когда вы найдете в исторических письменных летописях датировку исторически известной личности хоть ОДНОГО эльфа, тогда будем привязываться к точным историческим событиям и реалиям того времени.
   А пока - критики, хоть бы постыдились, что ли?! Неужели вам самим неясна ваша глупость? А ангелов и бесов к историческим эпохам привязать вы еще не додумались? Или додумались, но скромно не упоминаете? А что, в будущем ангелы и бесы испарятся?
   Когда я читаю критику к произведению начинающих авторов, и там оставляют комментарии: "Вот у тебя есть магия и техника, так ты технику убери", - мне хочется орать в полный голос: Почему?! Ну почему?
   Люди добрые, оглянитесь по сторонам!!!
   Какая-нибудь жрица Вуду после окончания сеанса черной магии преспокойно достает мобилку, едет на такси или выходит в Интернет. Почтенный кардинал после сеанса экзорцизма ходит в кино и даже на дискотеку, летает на самолетах и пользуется услугами спутникового телевидения. При желании, шаману-эскимосу доступны как мир духов, так и биржа ценных бумаг в Лондоне и Нью-Йорке.
   Здания и облики многих городов приобрели необыкновенно противоречивые черты - вплоть до того, что какой-нибудь храм в Японии может располагаться на крыше стоэтажного небоскреба.
   Это эклектика?
   Возможно.
   Вам не нравится?
   Ваше дело.
   Но это есть, от жизни никуда не убежишь. Вся наша жизнь - сплошная эклектика. В лингвистике, религиях, в быту, в постепенном сближении науки и эзотерики. Во всем.
   Так может, кто-то решил добиться полной чистоты от окружающей жизни в литературе? Самолично указывать, чего там быть может или не может? Или он обладает гениальным предвидением, способностью узнать наперед будущие глобальные открытия в области науки и техники?
   Два шага вперед.
   Мы с удовольствием посмотрим на новоявленного демиурга.
  
  
  
  
  
  
  
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"