Рыбицкая Марина Борисовна : другие произведения.

Жанр Фэнтези Как Опиум Для Народа, Или Немного О Ветряных Мельницах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками


   ЖАНР ФЭНТЕЗИ, КАК ОПИУМ ДЛЯ НАРОДА, ИЛИ НЕМНОГО О ВЕТРЯНЫХ МЕЛЬНИЦАХ
  
  
   В последнее время на Си (а, воможно, и на ряде других литературных порталов) появилась серия статей о необходимости борьбы с нереалистическими жанрами в литературе. Как-то: с фантастикой, фэнтези и, несколько меньше, - мистикой (просто жанр из этой когорты менее популярный, потому и пользующийся меньшим вниманием подобных критиков).
   Причины, толкающие писателей и критиков создавать подобные статьи очевидны: личная неприязнь к этим жанрам, разжигаемая дополнительно обидой на невостребованность тех жанров, которые прежде пользовались большей популярностью и были более издаваемы.
   Личные обиды, неприязнь и причины их возникновения, в этой статье я рассматривать не буду. По той причине, что они ясны, понятны и имеют под собой вполне веские основания. Действительно, написать роман или повесть в форме традиционной прозы так, чтобы из книги получился бестселлер - вещь по нынешним временам почти невозможная.
   На то есть объективные причины: в старом и прочно устоявшемся жанре, который обогащен творениями классиков, на самом деле, архисложно создать нечто такое, что бы превосходило все, прочитанное в этом жанре, так остро поднять какую-либо тему из современных реалий, которая бы заставила читателей одержимо покупать книгу именно этого автора. Пока что с этим заданием успешно справляется журналистика. Это так.
   Есть ряд и субъективных причин - прежний читатель и покупатель устойчиво переметнулся на другую сторону баррикад, предпочитая приобретать и читать легкую литературу жанров детектив (мужчины и, несколько в меньшей степени, - женщины), женский любовный роман, либо фэнтези и фантастику (что интересно, к фэнтези неожиданно обратилась часть той интеллигенции, которая традиционно являлась поклонниками жанра НФ, в равной степени мужчины и женщины).
   Можно долго вопить о падении нравов, плебейском вкусе и ширпотребе, упрекая издателей в потакании низменным вкусам толпы.
   Но я не буду делать этого на страницах статьи. Я предлагаю немного исследовать причины этого явления с другой точки зрения - с точки зрения истории и психологии.
   (Нет-нет, я не буду утомлять читателя непомерно громоздкими конструкциями на тему архетипов с цитатами из Юнга & К, не буду поднимать из могилы также отца-основателя психоанализа господина Фрейда. Пусть себе спокойно спит дальше.)
   Мы попробуем рассмотреть явление коллективного пристрастия к фэнтези и фантастике людей 20-45-летнего возраста на более простом и доступном уровне, не прибегая к избыточности терминологии и заумным фразеологическим оборотам, способным ввести в остолбенение простого инженера или студентку.
   Итак, с чем же связаны причины такого поголовного пристрастия?
   Ответ: первая волна фанатичного пожирания фэнтези и, несколько меньше, - фантастики, в нашей стране пришлась на вторую половину 80-х, начало 90-х гг., когда на бескрайние просторы СССР хлынула литература того жанра, который в советские времена по ряду причин, в основном, идеологических, почти не издавался в сравнении с потребностью читателей. Те поклонники НФ, которых с 60-х гг 20 века немерянно развелось на территории страны, сидящие все это время на "голодном пайке" навязшего в зубах соцреализма, с воодушевлением кинулись глотать литературу ранее неизведанного жанра и неизвестных авторов.
   Некоторые довольно быстро с ужасом и отвращением оборотились прочь от фэнтези наподобие Муркока, некоторым пришлись по вкусу романы Желязны, а некоторые с избытком переели Андрэ Нортон, широко издаваемой в тот период.
   Те, кому предложенная литература не подошла, вернулись в лоно НФ (благо, незнакомых западных произведений и авторов осталось огромное количество). Некоторые "подсели" на западную фэнтези, все же, по-большей части щедро замешанную на насилии, крови и суперменстве. Те же тенденции в отношении детективов и любовного женского романа.
   Эра эта продлилась по меркам литературы недолго, где-то 10-15 лет. Вскоре, у издательств появилась головная боль в виде копирайтов и необходимости высоких гонораров западным писателям.
   Опять-же, западные фэнтези и НФ в своем роде однообразны и до некоторой степени приелись российскому и постссоветскому читателю, которому подсознательно хотелось все-таки родного колорита и узнаваемости имен и ситуаций (то же с детективом и любовным романом). Поэтому, в этот же период постепенно возникает востребованная незаполненная ниша.
   Свято место пусто не бывает. Нашлись отечественные писатели детективоного жанра и любовного женского романа, НФ, отыскались и популярные продолжатели жанра незабвенного Толкиена. Фамилий называть не буду - вы и так их все знаете.
   И вот пришел 1999 - 2000год. Джоан Роулинг явила миру свой роман-фэнтези про маленького, бесправного, всеми забытого и притесняемого ребенка, ставшего волшебником в школе чародейства.
   И тут выясняется, что не только в России - во всем мире (подчеркиваю!) оказалась незаполненной ЦЕЛАЯ НИША читателей - потребителей именно такого жанра фэнтези. Который сочетал бы в себе реальность и фэнтезийный мир одновременно, позволял глубоко сопереживать ГГ, идентифицировать себя с проявленным могуществом. А еще оказалось, что тяга к этому явлению затрагивает равно как детей, так и взрослых.
   Интеллигентных, развитых, с богатой фантазией... (Что там было в статьях про дебилов???)
   Конечно, издательства кинулись заполнять эту нишу, тем более, что она оказалась Клондайком, золотыми, нет, алмазными приисками.
   Теперь второй вопрос: как это сделать? Купить романы западных авторов?
   Да. Часть издательств так и поступила. Они приобрели права на аналогичные истории у ряда западников, в продаже появилось еще некоторое количество подобных версий. Более дешевый, и, к тому же, как оказалось, гораздо более эффективный способ - вырастить своих Джоан Роулинг и Желязны с Андрэ Нортон, оказался более удачным.
   И вот, спустя некоторое время, в книжных магазинах и на рынках страны появляются В.Камша, О.Громыко, А.Парфенова, О. Панкеева, Пехов...
   Да! Это то, что требовалось! То, чего ждали русскоязычные читатели: фэнтези со своим ярким колоритом, узнаваемостью языка и персонажей, ну и так далее...
   Будет ли кто-либо оспаривать закономерный успех этих авторов и издательств, взявших на себя труд их издать?
   Нет.
   Конечно, я не упомянула огромную плеяду других авторов, того же или более раннего периода. Пусть меня простят: я никого не хотела пропустить или обидеть, я всего лишь привела несколько примеров очевидного успеха вопреки, во многих случаях, полному отсутствию какой-либо рекламы.
   Я не указала Олди, И. Эльтерруса, Белянина, Перумова, Лукъяненко, Дьяченко, Иващенко, Остапенко и десятки других звездных более или менее имен...
   Странно ли, что издательства не прекращают поиски в коммерчески успешных направлениях?
   Ответ: нет.
   Действительно ли подобное явление в нашей литературе останется навеки (в смысле, коллективное умопомешательство на фэнтези и фантастике всех разновидностей, как и на мистике)?
   Ответ: нет. Всему свое время, во всем природой в обществе заложен баланс. Не рано-поздно, в ближайшее время на свет Божий всплывут авторы иных жанров и направлений, народное внимание переметнется на них.
   Стоит ли из-за очередного приступа желчной зависти, обиды на собственную невостребованность или злости на "таких невоспитанных читателей" активно нападать на жанр в мировой литературе?
   Ответ: дайте его сами.
   Теперь, давайте же перейдем к самому интересному - к предпосылкам нынешнего фанатичного увлечения литературой жанров НФ и фэнтези в мировом масштабе начиная с 90-х годов (а не только у нас!)
   Так вот, если причины советского пристрастия к этой болезни еще можно объяснить заполнением прежнего дефицита литературы и т.д., то в остальном мире ни о каком дефиците речи быть не может. Да и нынешнюю молодежь, сутками сидящую в Интернете, тоже чем-то удивить сложно.
   В чем же дело?
   В коллективном отупении, как обвиняют читателей огорченные прозаики? - возможно. В желании уйти из неприятных реальностей окружающего мира в придуманный? - не исключено. Но ко всему жанру прозы это относится в равной степени.
   Так в чем же дело?
   Правда заключается также и в том, что сознание международного сообщества - это живой, дышащий организм, тонко реагирующий на все изменения ноосферы. А они идут, глобальные.
   Опять-таки, причины этих процессов выходят за рамки этой статьи...
   Это ощущается в движении тела планеты Земля: вспомните участившиеся землетрясения, тайфуны, наводнения... Это ощущается в биении политической жизни. (Примеры даже приводить не буду!)
   Это ощущается в изменении экологии (то же самое...)
   Это ощущается в резком скачке развития экстрасенсорики и сознательного отношения к религии...
   С людьми планеты Земля что-то происходит, что-то творится с самой планетой, ее ноосферой.
   А что же коллективное бессознательное?
   Оно что же, неизменно?
   Нет. Оно тоже трансформируется, извещая, предупреждая человечество о грядущих переменах и катаклизмах.
   КАК?
   Оно спит и видит сны. Сны-фантазии, сны-антиутопии, сны-намеки, сны-пророчества.
   Итак, мы возвращаемся к жанрам фэнтези и фантастики. Что есть произведения этого жанра? Проявленное коллективное подсознательное. Разное - от снов на сытый и пьяный желудок, до снов антиутопических и пророческих.
   Теперь вопрос: как выглядят люди, воюющие с проявлениями коллективного подсознания??
   Ответ: они, по-меньшей мере, уподобляются Дон-Кихоту, воюющему с ветряной мельницей.
   Действие правильное и абсолютно осмысленное в его воображении, но абсолютно бесполезное и бессмысленное в реальности...
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"