В качестве эпиграфа предлагаю цитату из этимологического словаря, касающегося слова тетива.
"Тетива. Общеслав. Происхождение неясно. Предпочтительнее всего объяснение слова как суф. Производного (суф. -iva) от той же основы, что лит. TampЩti "тянуть, натягивать", лат. Tempus "время" (исходное -- "натянутое"). В таком случае тетива буквально -- "натянутая" (струна, жила). Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. -- М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004."
С точки зрения кабинетных филологов и лингвистов, которые пытаются застолбить за собою "единственно верную научную точку зрения на этимологию слов", происхождение слова тетива неясное. Хотя стоит вспомнить И. Даля, который, составляя словарь живого великорусского языка, очень плотно общался с народом, непосредственным носителем этого самого языка, так сказать работал с первоисточником, а не с учёными его толкованиями. Археология языка порою более информативна, чем археология на вещественном плане.
В студенческие годы я читал художественную книгу о князе Владимире, так вот там запомнилась сноска "хрпнэ - мелкий кустарник". Казалось бы, прочитал и забыл, но лет через двадцать, довелось пожить в Тверской области, в деревне Корено Княжево. И каково же было моё изумление, когда сосед пошёл нарвать хрыпняка для коровы. Хрыпняком оказался иван-чай. Я спросил, а почему хрыпняк. - Так ведь хрыпит, когда его ломаешь. Кому не понятно слово хрыпит, пожалуйста иная, более распространённая сейчас огласовка того же корня - хрупает, хрумает.
Я недавно интересовался работами А. Драгункина, которого низко оценивают кабинетные филологи, и подход-то у него не научный, и результаты его трактовок, соответственно, не заслуживают внимания. И в ходе этих поисков наткнулся как раз на этимологию слова тетива, и сразу в сознании раскрылась его исходная, чисто утилитарная суть, не имеющая никакого отношения ни к слову тянуть, ни тем более к мёртвой по своей природе латыни.
Для нужного настроя хочу привести строки из песни иеромонаха Романа.
Заклинаю живых, обратитесь в детей,
Обратитесь в детей и услышите голос Отца.
Не стоит сразу отрицать такой подход, ибо проведённые научные исследования доказали, что в состоянии искренней молитвы в мозгу устанавливается дельта-ритм, который характерен для младенцев первых месяцев жизни. Так что есть повод серьёзно отнестись, к, казалось бы, несерьёзным словам, например тем, которые взрослые и поныне слышат от тех же самых маленьких детей и тетешкающих их матерей. Как раз в этих незамысловатых словах часто проявляется археология языка, причём самые её глубинные слои. Мы не будем ставить перед собою цель услышать Бога, а всего лишь попытаемся уловить информацию, идущую к нам из глубины веков от наших прародителей.
Ну, и ещё, тетива исходно относилась именно к луку, а не к самострелу (арбалету), и тем более лестнице, которая тоже имеет тетиву. При стрельбе из лука есть свои тонкости, в том числе весьма важные для этимологии разбираемого слова. Поэтому считаю необходимым добавить строки из студенческой песни по данной теме.
Стрельба из лука это, брат, такая штука.
И загогулина тебе, и закорюка,
И, как считает наша славная наука,
Нам в мире равных нет, а там до Бузулука.
Охотничий, а тем более боевой, лук, - это довольно мощное устройство для метания стрел, имеющее, как и любое иное устройство, кроме прямого ещё и побочные действия. Основные побочные действия творит как раз тетива, она способна сорвать кожу на пальцах, удерживающих стрелу, поэтому применяли специальное кольцо на большой палец, которое не только защищало его, но и позволяло с меньшим сжимающим усилием удерживать стрелу. Кроме того тетива пребольно бьёт по предплечью руки, удерживающей собственно лук, может даже снести кожу до мяса. Поэтому на это предплечье (у правшей это левое) надевался наруч из толстой кожи, он защищал кожу и одежду от разрушительного действия тетивы. Для того, чтобы усилить бой лука, его растягивали как можно больше, то есть не в упор натягивающей руки в грудь, а аж до подмышечной впадины, при этом доворачивая корпус.
При различных поворотах корпуса, что бывает необходимо при стрельбе по подвижным целям, удар по груди может быть от нулевого до весьма сильного, но... Вот именно, что но. Это относится только к стрельбе из лука мужчинами. Но из лука часто стреляли и женщины, враги не переводились, и всякий защитник был на счету, а лук не требовал таких же усилий как копьё, меч, топор. Но у женщин имеются молочные железы, которые порою имели весьма знатные размеры. Ведь в те времена худосочные люди были не в чести, в жёны выбирались по дородности, род-то надо было продолжать.
И вот у женщин при стрельбе из лука возникала постоянная проблема из-за той груди, точнее молочной железы, которая попадала под удар тетивой, а место это весьма чувствительное, и тем более к ударам. Это была знатная проблема, и решить её накладкой типа наруча весьма проблематично. Как пишут историки, женщины-войны - амазонки, удаляли одну молочную железу, ту самую, которая попадала под удар тетивы.
А теперь обращаемся в детей, грудь - титя, а боль - ва, вава. Это вовсе не детский лепет, это древние корни. С учётом чередования согласных получаем ва, вава, вавка, ба, бо, боба, боль. В итоге имеем двухкоренное слово тити-ва, тити (молочные железы) и ва (боль). В этом слове нет суффиксов и приставок, обычное двукоренное слово. А титива (тетива) - это та самая штука, что больно бьёт по груди - тите. Ну, а замена гласной - это филологическая мелочь, не требующая пояснений, особенно при том, что на письме исходно фиксировались преимущественно согласные, а последующая огласовка слова проводилась, как Бог даст. В случае с титивой, он дал устоявшуюся, но неверную от исходной огласовку, в которой и, заменено на е, вот и потерялся смысл для кабинетных учёных, которые в тети не признали тити, знакомые им с голопузого детства. И заметьте, никакой латыни, которая появилась много позже праславянского языка, хотя и много раньше, чем кабинетные умники текущего времени.
Этимология слова тетива проста и сводится к одному из её побочных действий - болезненному удару по груди, собственно, это касается, как женской, так и мужской груди, так как сосок является весьма чувствительным участком тела, поэтому и мужчина, если получает удар по соску, испытывает знатную боль. Кстати, при потере сознания щипок за сосок приводит в чувства с большей вероятностью, чем похлопывание по щекам - это уже из врачебных практик.