Аннотация: Попытка изложения в доступной форме того, что в момент озарения было так ясно.
Знания человечества.
Каждому устойчивому сообществу людей даётся оптимальный объём знаний, который позволяет сообществу выжить, не причиняя опасного ущерба окружающему Миру.
1
В своей повседневной жизни мы не часто задумываемся над теми знаниями, которыми владеет человечество, а если и задумываемся, то вряд ли достаточно глубоко. Это происходит потому, что объём индивидуального человеческого сознания весьма скромен, и он просто не способен оперировать информацией, которая превышает некий индивидуальный предел. У некоторых людей этот предел существенно превосходит средние показатели, таких людей называют способными. У человечества имеется определённый горизонт освоенных знаний. Правда, возможности сознания не определяют степень одарённости человека, то есть люди с высокими показателями работы сознания вовсе не обязательно будут гениями. Одарённость, то есть способность воспринимать информацию из-за горизонта освоенных человечеством знаний, далеко не всегда связана с возможностями сознания конкретного человека.
Что такое знания, философы, наверняка, определили довольно подробно и туманно. Я попытаюсь дать своё определение, которое вовсе не претендует на универсальность и полноту. Знаниями можно считать воспринятую, осознанную, запомненную информацию, которая извлекается из памяти и используется повторно в подходящих ситуациях. Важная для жизни информация вкладывается в нашу память исходно, при этом используется опыт предшествующих поколений, порою по всей эволюционной лестнице. Я имею в виду инстинкты и бессознательные рефлексы, которые являются следствием всего эволюционного развития видов. Это настолько важная информация для выживания вида и отдельной особи, что повторять каждый раз опыт, способный дать либо знания каждой особи, либо смерть её, а то и привести к вымиранию вида, настолько рискованно, что эти знания "зашили в виде безусловных рефлексов и инстинктов". Порою у отдельных людей срабатывает подключение канала индивидуальной памяти к памяти его рода или иной группы людей, и он, не сознавая источника знаний, начинает себя "правильно вести", его руки выполняют незнакомую работу, как привычную.
В наше сознание информация поступает, как минимум, от трёх источников. Первый источник - наша воспринимающая система, вернее системы: телесная и духовная, которые во многом дублируют друг друга. В результате их работы в сознание поступает текущая информация, то, что происходит здесь и сейчас. О работе этих систем можно подробнее почитать (http://zhurnal.lib.ru/r/rytow_w_g/w.shtml). Текущая информация обрабатывается сознанием - осознаётся, в результате чего появляются некие суждения и выводы по её поводу, которые могут стать знаниями, если будут использоваться в практике. Например, вы попробовали пиво из банки (текущая информация), вынесли суждение - "Отстой!", сделали вывод - "Клинское" больше не покупать. Если вы будете следовать этому выводу, то значит в результате опыта, (питья нехорошего напитка), вы приобрели знания. Если же вы этот опыт не учтёте, то будете повторно наступать на те же грабли, пока знания не будут вбиты этими граблями вам в сознание.
Второй источник информации наша живая память, та, которая присуща живому человеку, и после его смерти утрачивается для других людей. Живая память может быть, как индивидуальной, так и коллективной, которая более продолжительна по времени, так как включается механизм передачи её значимого содержимого от одного человека другим людям, в том числе и подрастающим поколениям. Собственно процесс обучения и есть механизм работы живой коллективной памяти.
Третий источник информации для нашего сознания это информационные каналы, которые волею Создателя подключаются к различным областям общего (не только человеческого) информационного поля, откуда нам в голову собственно и приходят различные мысли, идеи, озарения. К сожалению для человека, управлять процессом подключения этих информационных каналов он практически не в состоянии. Именно подключение этих каналов определяет наши интересы к тем или иным областям информации, наши хочу и не хочу, интересно и неинтересно.
Кроме живой памяти имеется и "неживая" (овеществлённая) память, вернее это "консервированная" память, та, сохранность которой не зависит от наличия живого человека или цепочки поколений сменяющих друг друга, и сохраняющих эту информацию. Носителями неживой памяти являются различные вещественные объекты от стен жилищ через пергамент, бумагу и далее к лазерным дискам и прочим достижениям цивилизации.
Правда, кроме осознаваемой всеми памяти, о которой я уже говорил, существует ещё полевая память объектов мира она самая значимая, хотя и не осознаваемая, она жизнеоберегающая, работает с нашим подсознанием. Но эту память в данной работе мы рассматривать не будем, о ней можно прочитать там же (http://zhurnal.lib.ru/r/rytow_w_g/w.shtml).
Для повторного восприятия информации кроме носителей информации необходимы ещё системы её кодирования, позволяющие сохранить преобразованную ими информацию на данных вещественных носителях. Мы, часто не задумываясь, используем эти системы кодирования, например буквенное письмо. Хотя когда осваиваем эту систему кодирования, порою проливаем слёзы и имеем различные неприятности из-за не очень хорошего освоения этой системы, я имею в виду оценки в школе за правописание, чтение, знания грамматики и синтаксиса. Одной из задач общеобразовательной школы является как раз обучение нескольким системам кодирования информации: графически-смысловой (письменной речи), звуко-смысловой (устной речи) и их объединению графически-звуко-смысловой, то есть восприятию смысла при сочетании устной речи и письменной речи. Кроме этих, самых распространённых систем кодирования информации существует и множество специализированных систем кодирования в каждой отрасли знаний, освоенных человечеством. Например, в математике кроме цифр и знаков, обозначающих действия над числами, важным элементом являются формулы. Осваивая новую область знаний люди, неизбежно, создают систему кодирования информации для вещественных носителей, адаптированную именно к этой области знаний.
Сознание людей весьма гибкая и легко приспосабливаемая система обработки информации, компьютеру до неё далеко, так как в его основе лежит жёсткая машинная логика обработки определённого вида информации - двоичная система счисления, в которой лишь нули и единицы. Всевозможное программное обеспечение в компьютерах служит в принципе для перевода информации из одной системы кодирования в другую, и какой-то обработке информации в системе понятной процессору этого компьютера.
Пока книга закрыта, мы не знаем, что в ней написано и не можем считать, хранящуюся в ней информацию, знаниями. При чтении или ином восприятии информации с вещественных носителей сначала эта информация переводится человеком в текущую информацию при помощи наших воспринимающих систем, затем осознаётся и запоминается. И только после этого, вложенная в вещественный носитель информация может стать знаниями, если мы её извлечём в нужное время из памяти и применим на практике, то есть оживим. В итоге получается, что знания, это оживлённая (применённая на практике) человеком или иным живым существом хранящаяся в его памяти информация.
До этого знания и иная информация, зафиксированная на вещественных носителях, являются информацией, которая может стать, а может и не стать знаниями. Информация на любом вещественном носителе оказывается ничем, если её не удаётся перевести в доступный к восприятию вид. Многие древние письмена оказываются нерасшифрованными, поэтому информация, которая в них хранится, не может иметь практического применения, а значит, она не может стать знаниями. Так же, не владея многими языками, мы не в состоянии воспринимать информацию в оригинальном изложении её автора, при этом неизбежно теряется часть информации. В таком случае уместно было бы говорить, что Шекспир в переводе Маршака говорил следующее..., но мы привычно утверждаем, что он говорил именно так, не смущаясь того факта, что русский язык ему был не ведом. Но ведь в переводе Пастернака он говорил совершенно иные слова.
И так подведя некоторый итог можно сказать, что знания есть информация в памяти индивидуума, которая используется в подходящих случаях. Знания по своему преимущественному приложению бывают телесными (инстинкты и навыки) и умственными, которые реализуются через работу сознания. Следует так же напомнить, что умственные знания бывают теоретические и практические. Теоретические знания образуются в результате обучения или иной формы получения информации, которая "по здравому размышлению" должна срабатывать на практике. Но, как гласит пословица, "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Когда теоретические знания проходят через все эти овраги, они становятся практическими знаниями. Ещё на что следует обратить внимание, на то, что знания могут быть, как истинными, так и ложными, это подтверждается довольно частыми сменами различных научных теорий на "новые" и "революционные", большинство из которых ждёт та же участь. Кстати замене могут подвергаться, как истинные, так и ложные знания, тут уж "как карта ляжет", ведь в человеческом обществе прав не тот, кто прав, а тот, у кого больше этих прав.
Для чего я излагаю прописные истины, конечно для того, чтобы обоснованно перейти к главному, просто это трудности перевода с языка мысли на язык слова. Размышляя над существованием и развитием нашей цивилизации, я вдруг ясно увидел некоторые важные моменты, которые сделали всю картину ясной и понятной. Но потом ясность мысли пришлось окунуть в хаос слов, чтобы потом из него выуживать достаточно понятные формулировки, из которых я и пытаюсь выстроить логическую картину, хотя бы отдалённо напоминающую то, что ясно высветилось за какие-то секунды. Думаю, что многим приходится работать подобным способом. Правда есть и иной способ - сначала практика, потом её анализ, и подведение под практику теории, что вовсе не гарантирует от ошибок. Например, модель движения небесных тел Птолемея отменно согласуется с практикой в одной отдельно взятой Солнечной системе, но теория Коперника оказывается верной и за пределами этой системы.
2
Так вот я задумался о том, что наши предшественники на дороге цивилизации были достаточно адаптированы к окружающему миру, и их знаний им хватало для того, чтобы род людской не перевёлся. То есть текущие знания человечества всегда были достаточны для его устойчивого существования в довольно агрессивном мире. Но если в начале своего цивилизованного развития люди использовали для хранения и передачи знаний только живую память, значит, хранились и передавались лишь самые важные - сакральные знания, ведь объём живой памяти ограничен. Но со временем были освоены вещественные носители информации, в каждом устойчивом сообществе были разработаны свои системы кодирования информации, и информация благодаря этому стала накапливаться, её объём превысил объём живой памяти. Это превышение с годами лишь увеличивалось, и через века стали доступны знания предков, исчезнувшие из живой памяти данного сообщества. Можно наивно воскликнуть, да это же просто замечательно, но это только на первый и именно наивный взгляд.
На самом деле объём доступных текущих знаний строго регулируется, дабы он не нарушил баланса возможностей влияния на окружающий мир со стороны людей. Вы, конечно же, знаете, что малых детей не зависимо от пола взрослые берут с собою в баню, а когда они подрастают и меняются их способности и возможности, такие действия уже ограничиваются. Так и с человеческим сообществом, на каждом этапе его развития у него совершенно определённые способности и возможности, чтобы обеспечить баланс слабого по природе человека с окружающим миром, ему открываются совершенно определённые знания, обладание которыми и обеспечивает текущий баланс с миром. Если возможности не велики, то дополняющие их знания должны быть существенными, когда же возможности возрастают, эти же знания могут оказаться излишними, а порою и опасными.
Одним из факторов сдерживания развития возможностей людей является страх, который может быть как неосознанным, так сказать первобытным, а может быть и сознаваемым, основанным на опыте. Первобытный страх перед разного рода стихийными проявлениями - грозой, чумой, тёмным лесом и так далее. Страх сдерживает освоение указанных стихий, но при этом объём текущих знаний позволяет жить в балансе с миром и преодолевать по необходимости проявления этих самых стихий.
Страх осознанный - это страх от "работы" собственных творений, например, ядерной бомбы.
Но по мере развития человеческого сообщества в нём находятся люди, которые утверждают, что "не так страшен чёрт, как его малюют" и убеждают других людей в том, что их страхи всего лишь страхи и не более. Проходит время, и люди преодолевают какие-то из своих страхов, но к той поре по разным причинам утрачиваются знания, которые ранее позволяли жить в балансе с миром и его "страшными" проявлениями и нивелировать их влияние на человеческое сообщество. Живут в Африке племена пигмеев, и рост у них маленький, и совсем-то они не знакомы ни с высшей математикой, ни с законом Ома, а, поди же, одолевают в борьбе диких африканских слонов при помощи палок и камней. А какой либо "цивилизованный человек", даже вооружённый знанием общей теории относительности и прочими достижениями цивилизации даже с ружьём, скорее всего на слона не пойдёт. Что в этом примере важно, то, что по ходу развития одни знания утрачиваются, а вновь обретённые знания оказываются не способными решить насущные проблемы с наличествующими ресурсами на уровне каменного века.
Возьмите, к примеру, великие пирамиды на территории Египта, вовсе не обязательно, что их построили древние египтяне, но их возвели люди, жившие на нашей планете. Их объём знаний, уровень развития производства были достаточны для возведения этих мегалитических строений. Я умышленно не говорю развития техники, так как вероятно, что их техника могла быть принципиально иной, построенной на иных принципах, а потому не сравнимая с нашей современной техникой. Вполне вероятно, что глыбу весом в тысячи тонн перемещали безо всяких подъёмных кранов, просто усилием воли одного или нескольких человек. Ну и как же сравнивать мощность козлового крана с мощностью волевого усилия способного человека.
А то, что знания были именно адекватны для освоения окружающего Мира, говорит и тот факт, что рудные, нефтяные и угольные месторождения достались нашей цивилизации практически в целости и сохранности. Для перемещения грузов массой в десять тысяч тонн нужно кран, имеющий массу, которая заметно превышает массу груза, а такой железный монстр требует развитой металлургической и металлообрабатывающей промышленности. А такие производства имели бы шанс сохраниться в виде следов материальной культуры, но их нет, а пирамиды есть. Следовательно, предшествующие цивилизации "брали не числом, а умением", то есть знаниями, теми самыми о которых мы и говорим.
Факторами, способствующими обретению новых знаний, является наличие неудовлетворённых потребностей человека, его любопытство и любознательность, агрессивность, соответствующая зрелость человеческого сообщества для конкретного уровня знаний. Факторами, сдерживающими обретение знаний, являются страх различной природы и направленности, леность души и тела, несоответствие уровня духовного развития общества или цивилизации в целом уровню конкретных знаний, а потому опасность этих знаний, как для самой этой цивилизации, так и для окружающего мира.
Факторами, способствующими накоплению и сохранению знаний, является развитие систем кодирования информации и способов сохранения знаний на всех видах носителей. Факторами, препятствующими использованию ранее накопленных знаний, являются уничтожение или предание забвению систем кодирования информации и полное или частичное уничтожение носителей информации вместе с хранящейся информацией. Ну, что толку от того, что имеется множество текстов на камнях Египта изложенных иероглифами, если система кодирования не доступна современному человеку. Но тот факт, что носители информации (камни) вместе с хранящейся на них информацией сохранились до наших времён и не уничтожаются, говорит о том, что возможно эта информация сохраняется для наших потомков. Система кодирования "случайно" возьмёт да и откроется кому-нибудь в будущем, так же, как это произошло с вавилонской клинописью. Ведь не зря же "вдруг" открылась система шумерского письма одному из сотрудников археологической экспедиции. В результате стало известно много новой и важной информации, не только сказание о Гильгамеше, но и информация о жителях планеты Нибиру, которые "явились на землю и сотворили людей", так же открылась информация и о некоторых ранних этапах существования планеты Земля и её спутника Луны. Следовательно, данная информация в руках человечества не является опасной для мира. А вот многочисленные книги американских индейцев, так называемые кодексы в большинстве своём утрачены, в них информация весьма существенная. Но, какая-то часть информации в этих кодексах представляла опасность в руках грядущих поколений человечества, поэтому конкистадоры и их потомки преуспели в уничтожении этих кодексов ещё в средние века.
В сущности, как сообщают посвящённые, никакая информация не исчезает ("рукописи не горят"), она накапливается в мировой памяти, которая называется буддистами Хроники Акаши. То есть уничтожение информации на вещественных носителях ограничивает лишь широкий доступ к информации, часть из которой потенциально является знаниями. Но получить доступ к этому "банку Мировой информации" даже среди посвящённых может далеко не всякий, а это люди, которые отличаются от обывателей гораздо большей духовной чистотой, и со всей очевидностью не станут использовать эту информацию ни во зло, ни "для красного словца", ни для иных неправедных действий.
Процесс регуляции объёма и содержания текущих знаний весьма тонкий, он согласованно растянут во времени. Возьмём, к примеру, книги - величайшее изобретение человечества. Ведь древних авторов, как и современных, просто разрывало от потребности поделиться имеющимися знаниями. Кто-то играл в великого человека, например, разного уровня правители, за которыми ходили писцы с пергаментом и чернильницей и записывали за ним всякую всячину, подобострастно придавая ей значение великой и важной. А кто-то просто был великим человеком, хотя мог прозябать в нищете, но ему было что поведать людям, и он, ущемляя себя во многом, писал книги, например, К.Э.Циолковский, который писал о космосе, когда семья голодала и бедствовала.
И вот книги написаны по религии, магии, алхимии и многим другим направлениям знаний, в этих книгах излагаются прямо или в зашифрованном виде знания, обретённые различными путями, но эти знания "работают" лишь при соблюдении определённых условий, при чём работают эффективно. Для реализации каких-то определённых тонко- и грубополевых эффектов необходимы определённые компоненты, как вещественные так и невещественные. Невещественные компоненты зафиксированы в книгах, и они неизменны, а вещественные компоненты могут меняться и меняются. Понятно, что в древности набор таких компонентов был один, а по мере развития цивилизации стали появляться такие компоненты, сочетание которых с определёнными тонкополевыми компонентами может вызвать эффекты опасные для мира. Если заклинание или молитву произнести над корнем резеды или копытом горного барана, то получится определённый эффект, а если то же заклинание произнести над ядерным реактором, эффект может оказаться совершенно иного уровня.
Знания открываются людям чаще всего далеко не случайно, но по мере их открытия и освоения человечеством, возникает необходимость уничтожения определённой информации, которая в сочетании с вновь обретёнными знаниями может вызвать эффекты опасные для мира. Как же происходит процесс уничтожения информации, той, которая доступна широкому употреблению. Способов, как вы понимаете, существует много. Уничтожение живой памяти и вещественных носителей информации происходит при различных природных катаклизмах, эпидемиях, а если эти средства по каким-то причинам не применимы, то происходят войны, репрессии и преследование за инакомыслие. Мне помнится, как лет 10-15 назад была передача о старом печнике, который владел мастерством кладки храмовых и монастырских печей, он, не взирая на его усилия, так и не смог найти себе ученика, желающего перенять его мастерство. Вот так и прерывается живая память.
Природные катаклизмы затрагивают ведь не только человеческое сообщество, достаётся всему живому в зоне катастрофы, следовательно, это самое мощное средство и используется относительно редко. Преимущественно людей затрагивают войны, но это тоже весьма сильное средство со множеством эффектов, помимо уничтожения какой-то информации, значит оно используется часто, но не всегда. А вот пожары - это средство часто весьма целенаправленное. Вспомните, что во все цивилизованные времена, то тут, то там вспыхивали костры из книг. Вовсе не обязательно, что истинная причина этого была именно та, о которой нам сообщают историки или желание согреть атмосферу этими кострами. Если нет в данный момент времени условий для природного катаклизма или войны, например, численность людей не слишком велика, или среди них подрастает человек, через которого будут открыты актуальные знания для данного сообщества людей, то некоему Герострату в голову приходит идея собственной славы, и вот запылала библиотека с бесценными книгами. И сколько их было на веку таких вольных или невольных Геростратов. Другой пример, человек только подошёл в своих исканиях к пласту знаний, могущих представлять опасность, а к нему уже послан ангел смерти, и происходит какой-нибудь несчастный случай, но как говорил поэт, случай тоже не слепой.
Начинаем счёт потерь.
Говорят, нелепый случай.
А какое средство лучше?
Всё равно в итоге цель.
Случай тоже не слепой,
Где в основе боль и нежность.
Случай - это неизбежность
И диктуется судьбой.
Тот же Эйнштейн подошёл вплотную к иному, чем он изложил в теории относительности, пониманию гравитации, и его не стало, а система кодирования знаний, применявшаяся им в его расчётах, не разгадана до сих пор. И таких примеров множество. Возникновение психической болезни у гениального человека, это тоже способ остановить поток информации идущий через него. Это тем более просто, что природа гениальности и некоторых разновидностей шизофрении одна и та же - подключённость человека не к средним, обыденно-серым зонам общего информационного пространства, а как раз за их пределами. Ярким примером такого пресечения потока информации является Н.В. Гоголь, который, не взирая на то, что проник в такие глубины нашего сознания и подсознания, которые Фрейду с его бюргерским мышлением и не снились, сумел продержаться в периоде адекватности довольно долго, и всё равно ушёл в болезнь. Раньше ведающих знания людей (ведьм и ведунов, от слова ведать) без затей сжигали на кострах, сейчас немного другие времена, но средства не менее эффективные.
И не к терновому венцу колесованьем,
А как поленом по лицу - голосованьем!
3
Если информация не несёт в себе угрозы и может быть необходима в будущем, то она может сохраниться в любых катаклизмах, мало того сохранится и система кодирования данной информации. Чтобы информация прошла сквозь время, она может быть превращена в достаточно обыденную, а потому не вызывающую удивления, с которого начинается осмысление информации. Например, её включат в систему школьного обучения, при этом поколения учителей будут передавать её новым поколениям учеников, пока не созреют условия для повторного постижения её глубинного смысла. Ведь многие учителя, преподавая науки, не являются их осмыслителями, они лишь трансляторы знаний через время, в том числе и скрытых. Но без таких учителей знания могут уйти в забвение и не дойти до адресата - ученика, который "вдруг" осмыслит всю глубину "известных" знаний.
В последние 30-40 лет очень усердно взялось наше министерство образования за коренную переработку программ обучения. Пишутся новые учебники, в которых старую информацию, которая несла определённую специальную и дополнительную смысловую нагрузку, изъяли, заменив её новой, лишённой этой дополнительной информации. При этом просто забыли, что человек, постигая информацию, всегда в ней подспудно ищет смысл, важный лично для себя, и именно этот смысл, как путеводная нить приводит, в конце концов, человека к осмысленному и прочномуосвоению определённых знаний. Информация, способная стать знаниями, но не несущая дополнительной смысловой информации, у большинства обучающихся вызывает неприятие, и знаниями чаще всего так и не становится, её просто зубрят, но не для жизни, а для сдачи экзамена, что вовсе не одно и то же. Ведь ребёнку, как не уверяют себя учителя, решительно непонятно, что значит икс в его обыденной жизни, а то, что Маше дали три яблока, два из которых она отдала друзьям, понятно, так как это про жизнь.
Иногда в молодые годы у меня возникал вопрос, а для чего, собственно, живут люди, вот одни стали какими-то выдающимися, а другие остались незаметными, а сейчас я, кажется, нашёл ответ на этот вопрос. Во-первых, все эти люди участвуют в сохранении цепочки жизни, во-вторых, у них родятся дети, которые очень может быть, что станут выдающимися, ведь порою, пастух на селе является более искренне и заслуженноуважаемым человеком, чем иной член-корреспондент Академии Наук.
Мы весьма часто и охотно принимаем желаемое за действительное, удовлетворяясь поверхностным и не отыскивая глубокое. Мысль может быть изложена самыми обычными, простыми и понятными словами, но понятно, далеко не всегда означает ещё и посильно для постижения. Люди чаще страшатся глубины мысли, чем активно стремятся к ней, это им в основной массе чуждо, поэтому глубокомысленные люди выжимаются из сообщества всеми доступными средствами. Иной наивный человек идёт к людям с новыми знаниями: "Люди, я принёс вам новые знания!", так же как Горьковский Данко принёс людям своё сердце. Но в ответ человек натыкается на глухую стену неприятия, при чём часто активного, хотя и не осознанного. Я не имею в виду осознанное неприятие, когда новое отвергают, оберегая свою кормушку, это как раз понятно. Я имею в виду то глухое неприятие, когда человек подвергается насилию знаниями, это более жестокое насилие, чем физическое насилие, оно входит глубоко в душу, внося в неё смятение и дискомфорт. Людям уютно в их незнании, полу-знании, искажённом и неверном знании, и этот уют гораздо важнее любой истины.
Многие люди, в меру своих возможностей, довольно поверхностно рассуждают о глубоком, не осознавая всей глубины, заложенной в озвучиваемой ими мысли, но у каждого свой предел, в том числе и в способности к познанию и осознанию. Некоторые люди, особенно находящиеся в состоянии включения "выдают на-гора" такие мысли, глубину которых сами не осознают. Так смысл многих стихов М.Волошина стал понятен только через 80-90 лет после их написания, а до этого в них большинство видело лишь сюжет, тот, который на виду. "И раб, уставший от свободы, возропщет, требуя цепей", и возроптал и потребовал и возрадовался, когда их вновь обрёл. Мы становимся зрячими зачастую лишь тогда, когда глубинная пророческая информация уже сбылась, а до этого мы её просто не воспринимаем. Прав был другой поэт, сказав: "Тиранов делают рабы, а не рабов - тираны". Рабам в цепях и ограничениях по-своему уютно, это тело его страдает, а дух меж тем скован ленной дремотой. Нельзя насиловать знаниями рабов, их спящий дух того не терпит. И ещё пару слов о свободе, о которой так любят кричать те же рабы. Она всегда возможна только в рамках дозволенного, любое раздвигание этих рамок обязательно происходит за счёт ущемления кого-то другого и возможно до тех пор, пока этот кто-то или что-то позволяют. Но здесь идёт речь только о свободе действий, свобода мысли доступна всегда и везде, но большинству не нужна и не интересна, и как свобода просто не воспринимается.
В большинстве религиозных учений информация изложена так же многопланово и многомерно, там нет теорем и формул, там есть притчи и высказывания, но за их незамысловатым сюжетом часто стоит не один пласт информации. Самый поверхностный пласт информации - сюжет притчи, доступен для понимания любому человеку, а другие пласты информации доступны далеко не всем. Вон, "Библия" читается на разных языках третью тысячу лет, а секретов в ней не счесть, сколько было и ещё будет богословских и научных споров и различных трактовок одних и тех же её фрагментов. А кто-то взял, да вычленил каждую пятидесятую букву, и получил предсказания, которые уже сбылись, в том числе информацию о близких нам днях, а что ещё в ней сокрыто.
Наша цивилизация пошла преимущественно грубо материалистическим путём, ориентированным на жизнь тела, при чём настолько преимущественно, что люди, отличающиеся высокой духовностью, считаются просто "не от мира сего". Путь развития наш высоко затратен и мало продуктивен. Для того чтобы поднять человека весом в 70килограммов в космос необходимо сотни тонн ракеты-носителя и несколько тонн собственно космического корабля поднимать вместе с ним. А люди предшествующих цивилизаций использовали совершенно иные принципы перемещения в пространстве, возможно, те же, которые используются для движения НЛО. Да и достижения нашей затратной цивилизации пока не позволяют повторить строительство великих пирамид или Баальбекской веранды.
Подавляющая часть усилий нашей цивилизации направлены именно на обеспечение благополучия тела, духовность идёт необязательным атрибутом у большинства людей, вспомните известное выражение "хлеба и зрелищ". Однако, духовность необходима человеческому сообществу, так же, как необходимы радиоактивные изотопы сообществу атомов в природе, их роль организующая, без них не может быть устойчивости сообщества.
И страна превращается в пепел и хлам,
Если сеятель думает только о хлебе.
Главное в нашей цивилизации это сила, лучше грубая физическая, потому что сильный всегда прав. В соответствии с этим основным посылом развития и строилась наша цивилизация, естественно, что духовность по мере её развития только снижается, общество становится всё более прагматичным и чёрствым, особенно это касается населения городов, где деньги становятся единственным идолом, которому поклоняются охотно, без принуждения. Но цель наших рассуждений - знания, меняются ли они от, того каким богам поклоняются люди, какая у них в жизни шкала ценностей. Меняются, ой как меняются. Человеку, алчущему знаний, они откроются в той или иной мере, но каких он знаний алчет, да и знаний ли? Многие обретают знания вовсе не из желания знать, а с целью эксплуатации этих знаний для решения главной цели - телесного комфорта, и это большинством считается оправданным и правильным. Вы обратите внимание, сейчас главная забота у матерей, чтобы дитя было одето и накормлено, а какой человек вырастет из этой дитяти - дело десятое. Конечно же, дети должны быть сыты и одеты, но ведь главное какие из них люди вырастут.
Все имеющиеся знания можно разделить на две большие группы, знания фундаментальные, те без которых человечеству, как виду просто не выжить, а другая, несомненно, большая часть знаний следует назвать искусственными, они появились благодаря развитию цивилизации. Цивилизация - это путь ухода от естества к выдуманным искусственным целям и ценностям часто конфликтующим с естеством и разрушающим его. Мне могут возразить, что достижения цивилизации велики и грандиозны. А скажите, пожалуйста, как отразилось решение теоремы Пуанкаре или создание теории относительности на процессе продолжения рода. В целом никак, но конкретные люди причастные к этим открытиям бездетны, так как они вложили всю душу в эти открытия, их род прервался этим открытием. Просто это ещё один механизм пресечения поступления значимой информации людям. Этот же механизм, но в щадящем виде, работает и на тех гениях, которые сумели родить и воспитать детей, - "На детях гениев Природа отдыхает "
Интересный момент, все искусственные знания сложны и трудно постигаемы, а знания фундаментального плана достаточно легко постигаемы, во всяком случае, доступны постижению. Искусственные знания суетны, а фундаментальные знания вечны, в них можно найти ответы на "вечные вопросы", будоражащие умы всех поколений людей. Конечно, важно вычислить параллакс орбиты какой-нибудь планеты, или свести годовой баланс, но куда важнее познать любовь, вырастить хорошего человека, дать счастье ближнему, самому не пройти мимо собственного счастья. И когда столкнутся любовь и математика, то, наверняка, верх одержит любовь, она самая главная в нашей жизни, именно ей, так или иначе, подчинено всё в человеческом сообществе.
Поэты, те, которые от Бога, они наделены даром видеть глубину различных явлений, но глубину не суетную, а ту самую фундаментальную, вечную. Им дано "в каждой луже видеть отражения небес". Поэты редко бывают ещё и математиками, или иного рода людьми глубоко преданными какой-нибудь из отраслей искусственных знаний, потому что, "служенье муз не терпит суеты". Именно поэтам чаще всего открывается суть каких-то важных и насущных проблем, они умеют видеть проблему в целостном единстве, присущему Миру. Учёные же пытаются узреть эту суть, но она не открывается им, обрастает частоколом формул, статистических и иных расчетов на базе проводимых экспериментов, а суть всё равно от них ускользает. А поэт, возможно даже не осознавая всей глубины собственной мысли, выразит в одной фразе то, на что учёные тратят годы своей работы, и поэта поймут, он ведь от жизни, а учёного смогут понять лишь такие же научные работники.
Но нас ежедневно и ежечасно убеждают в том, что суетные знания много важнее знаний вечных. Это от части верно, так как путь цивилизации, частью которой являемся и мы с вами, тот самый затратный, суетный, мало продуктивный. Почему так много людей и с таким интересом смотрят "мыльные сериалы", да потому, что они о вечном, и в понятной и приемлемой форме. Проповедь или научная беседа тоже проводятся в понятной форме, только не для всех она приемлема. Чтобы человек пошёл в храм или на познавательную лекцию, у него должен быть соответствующий настрой, а это труд души, который не всем по силам.
Изучая наследие прошлых лет, учёные пришли к выводу, о том, что знания, особенно сокровенные и важные в тяжёлые времена не только прятались, но и зашифровывались, при чём преимущественно в стихах. К этому выводу пришли потому, что в стихах при их внимательном прочтении находили скрытые знания. Как мне кажется, это не верный вывод, так как поэтам во все времена открывались и открываются знания более глубокие и значимые, чем их современникам - учёным, творя стихи, поэты в них сознательно, или не сознавая того, вплетали и те самые важные, сокровенные знания, которые разглядели потомки. И этот процесс продолжается всё время, только академическим учёным то ли не хочется, то ли не можется постигать эти знания, извлекая их из готовых текстов. Те же фантасты многие достижения цивилизации "предвосхитили". Да ничего они не предвосхищали, им просто дано было увидеть будущее в состоянии вдохновения, а дальше увиденное они излагали понятным их современникам языком с применением, известных на то время, аналогий. Но кто из "серьёзных учёных" взял за ориентир мнение фантаста? Учёные любят использовать знания своего собрата учёного, но с поэтическим даром, то есть имеющего такие же каналы подключения за пределами освоенных знаний.
Вообще-то, стихи, музыка, проза, живопись и другие виды человеческой деятельности - это алфавит, с помощью которого человек пытается выразить посетившие его мысли в форме, которая понятна другим людям. В том числе и в творчестве проявляется наша стадность (коллективизм), человек, ставший обладателем знаний или иной информации, стремится поделиться её с более или менее широким кругом людей. Творчество - генерация новых знаний, проводится через отдельных людей, но в интересах всего сообщества, поэтому у автора появляется яркое желание поделиться вновь обретённой информацией.
Чаще всего научно-технические и прочие искусственные знания при достаточном старании можно постичь и освоить для пользования. Знания житейские даже выученные наизусть могут не открыть своего смысла, до его понимания необходимо дорасти. Не зависимо от внешних условий, путь познания, проходимый членами одной семьи практически не меняется. Как говорил по этому поводу Ю.Визбор, мы думаем, что идём своим путём, а на самом деле след в след повторяем своих родителей. Прожив 50 лет, понимаешь, что он прав, мало того, наши дети идут тем же путём, хотя у каждого поколения свои условия жизни, у каждого своя профессия и жизненные интересы. Выходит, что пастырем по "житейскому морю" у человека является не духовная компонента, а кровные узы.
Вот, пожалуй, и всё, что следует сказать по тому моменту ясности и стройности понимания того, что человечество всегда обладает адекватным для бытия объёмом знаний, и этот объём тонко и точно регулируется по ходу жизни. Таким способом нивелируется бездумное человеческое любопытство и иные побудительные мотивы в его далеко не всегда разумном поведении.