Рыжков А.В. : другие произведения.

Строительные машины

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Министерство общего и профессионального

образования Российской Федерации

  
  
  

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра "Строительных и дорожных машин"

  
  
  

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА N2

Тема: "Строительные машины"

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Выполнил студент 05

  
  
  

Проверил ...................

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Томск

  

Задача N1

   Исходные данные:
   Модель автомобиля - КАМАЗ-5511;
   Тип покрытия - грунтовая дорога после дождя;
   Масса перевозимого груза - 8200 кг;
   Скорость движения автомобиля, м/с - V1=10, V2=40, V3=50.
  
   Основные характеристики автосамосвалов:
   Мощность двигателя - 132 кВТ;
   Масса - 9000 кг.
  
   Коэффициенты сопротивления качению f и сцеплению ?с
   f=0,05-0,15
   ?с=0,2
  
   Вращение коленчатого вала двигателя автомобиля создает при помощи силовой передачи
   Движение ведущих колес автомобиля, которые благодаря сцеплению с покрытием дороги
   Сообщают автомобилю поступательное движение. Силы, под действием которых происходит движение, называют силами тяги, а расчеты, в которых фигурируют эти силы- тяговыми расчетами.
   Основные тяговые расчеты автомобильного транспорта заключаются в решении двух задач - установлении максимального подъема, по которому может двигаться автомобиль, и определении скорости его движения.
   Сила тяги на ведущих колесах автомобиля, даН(кгс), должна быть равна силам сопротивления движения, т.е. при его движении с равномерной скоростью:

F=Gfcos? +Gsin?=G(f Ђtg?)cos?.

   Поскольку при небольших углах подъема cos? -1, формулу можно записать так:
  

F=G(fЂi),

Где G - вес автомобиля с грузом, даН(кгс);

i - уклон пути (плюс при подъеме и минус при спуске);

f - коэффициент качения.

F=17200(0,10+0)=1720

   Сила тяги F автомобиля может быть реализована, если сцепление между колесами и покрытием дороги достаточное, в противном случае сила тяги не будет уравновешиваться с силой сцепления Fсц и колеса начнут скользить по дороге(буксовать).
   Следовательно, условие, предупреждающее буксование,

Fсц™ F,

или

?Gсц™G(fЂi),

где ? - коэффициент сцепления, характеризующий прочность контакта колеса с дорогой;

Gсц - сцепной вес автомобиля, т.е. та часть его полного веса, которая приходится на ведущие колеса.

0,2*11467™17200*0,1

2293,4™1720

   Из этой формулы следует, что максимальный подъем, по которому сможет двигаться автомобиль,

iмакс=?(Gсц/G)- f.

iмакс=0,2(11467/17200)-0,1=0,04

Задача N2

   Исходные данные:
   Масса поднимаемого груза Qгр - 6,5 т;
   h1=16 м, h3=2,68 м, h4=4,0 м;
   Продолжительность ручных операций - t1=1,0, t6=7,5, t7=0,5;
   Угол поворота ?1 - 50 град;
   Длина пути передвижения крана Lпер - 10 м.
   При расчетах необходимо исходить из следующих положений.
      -- Высота подъема крюка крана определяется по формуле:

H=h1+h2+h3+h4,

Где h1- заданная высота уровня монтажа;

h2- высота подъема груза над уровнем монтажа из условий техники безопасности h2=2,5-3,0;

h3- высота изделия;

h4- длина строп.

H=16+2,5+2,68+4,0=25,18 м

      -- По найденной высоте подъема крана H и массе поднимаемого груза выбрать кран.
   Выбираем кран КБ-308.
   Техническая характеристика башенного крана КБ-308:
   Грузоподъемность - 3,2-8 т;
   Вылет - 4,5-25 м;
   Вылет при максимальной грузоподъемности - 4,5 м;
   Максимальный грузовой момент - 1000 кН м;
   Высота подъема - 32,5-42 м;
   Скорость 10-2 м/с подъема и опускания - 30-60;
   Посадки - 8 4;
   Передвижение крана - 30 м;
   Передвижение грузовой тележки - 27;13;
   Частота вращения -0,6 мин -1;
   Масса крана общая - 84 т.
      -- Вычислить продолжительность рабочего цикла крана без совмещения операций и с совмещением операций рабочего цикла.
  
   Продолжительность рабочего цикла tц грузоподъемной машины складывается из машинного времени tмаш и времени, затраченного на выполнение монтажных операций tмонт.
   Длительность монтажных операций включает в себя время, тре­буемое для операций, выполняемых вручную специальными рабо­чими (строповка груза, установка, отцепка).
   Машинное время учитывает продолжительность всех операций, выполняемых машиной: подъем груза, поворот стрелы, изменение вылета стрелы, передвижение крана и др.
   Машинное время вертикального перемещения крюка, мин, опреде­ляется полной длиной его пути по вертикали и скоростью движения:

tв = H'/V1 + H''/V2 ,

   где Н' и H'' -- длина пути крюка при подъеме и опускании, м; V1 и V2 -- скорости подъема и опускания, м/мин.

tв=25,18/18+9,18/36=1,7 мин

   Машинное время горизонтального перемещения крюка может состоять из продолжительности поворота и передвижения крана, передвижения грузовой каретки по стреле и крюка при изменении вылета стрелы. Машинное время поворота стрелы tпов , мин, опре­деляют по формуле:

t пов =2? /360® n ,

   где ? -- угол поворота стрелы в одну сторону, град; п -- частота вращения стрелы в минуту.

tпов=2*50/360*0,6=0,5 мин

   Машинное время передвижения крана, каретки или крюка при изменении вылета стрелы, мин,

tпер = 2S/V,

   где S -- путь передвижения, м; V -- скорость передвижения, м/мин.

tпер=2*10/18=1.1 мин

   Общее машинное время цикла:

tмаш =tв+tпов+tпер.

tмаш=1,7+0,5+1,1=3,3 мин

   При совмещении операций полная длительность цикла, мин,

tц =?tмаш +tмонт,

   где ?-- коэффициент, учитывающий совмещение операций и рав­ный примерно 0,6--0,8.

tц=0.7*3.3+(1+7.5+0.5)=11.31 мин

      -- Эффективность совмещения операций при работе крана характеризуется повышением производительности:

Экрана=(Псм.совм см)/Псм*100%,

Где Псм.совм - сменная производительность с совмещением операций;

Псм - сменная производительность без совмещения операций.

   Эксплуатационная сменная производительность машины

Псм = Птехн nсм ,

где Птехн -- техническая производительность;

nсм -- число часов чистой работы машины в смену;

Птехн=3600Q/t,

Где Q - продукция, выдаваемая за один цикл, м3 (или т);

t - продолжительность цикла, с.

Птехн=3600*6,5/678,6=34,5 т/ч

Псм=34,5*0,06=2,07

Задача N3

   Исходные данные:
   Разрабатываемый грунт - рыхлый грунт;
   Марка погрузчика - ТО-7;
   Марка автомобиля - ЗИЛ-ММ3555;
   Грузоподъемность ЗИЛ-ММ3555 - 4,5 т;
   t1=4 c, t2=4 c, t5=8 c;
   l1=6 км, l2=15 км, l3=20 км.
   1. Эксплуатационная часовая производительность погрузчика, м3/ч:

Пэ.погр.=(3600/Тц.п )*q*(Кнр),

Где q - геометрическая вместимость ковша погрузчика, м3 (q=1,0 м3);

Кн - коэффициент наполнения ковша (Кн=0,8-0,9);

Кр - коэффициент разрыхления грунта, принимаем 1,16-1,3;

Тц.п. - время рабочего цикла погрузчика, с.

Тц.п.=t1+t2+t3+t4+t5+t6+t7 ,

Где t1 - время наполнения ковша;

t2 - время отъезда от забоя;

t3 - время на подъезд к транспорту;

t3=l1/v.

здесь l1 - длина пути перемещения к транспорту, м;

v - соответствующая скорость, км/ч (v=3,55-19,2 км/ч);

t3=0,6/10=0,06 ч=216 с;

t4 - время загрузки (t4=2...3 с);

t5 - время на подъезд к забою;

t6 - время маневрирования транспорта (t6=5...10 с).

Тц.п.=4+4+216+3+8=235 с.

Пэ.погр.=(3600/235)*1,0*(09/1,3)=15,32*0,69=10,57 м3/с=0,003 м3/ч.

   2. Эффективность использования погрузчиков зависит от совместной работы с транспортными средствами, в качестве последнего используется автомобиль-самосвал.
   Транспорт к работающему погрузчику должен подаваться бесперебойно. Грузоподъемность транспортной единицы должна быть в целое число раз больше массы грунта, заполнившего ковш:

nр=QКр/qКн? ,

где nр - целое число разгрузок ковшей в кузов автосамосвала;

Q - грузоподъемность автосамосвала, т;

? - плотность грунта, т/м3 (?=1,6 т/м3).

nр=4,5*1,3/1,0*0,9*1,6=4,06-4.

   Количество транспортных единиц, обслуживающих погрузчик:

nобс.=[Пэ.погр.tц'/(QКв')]+1 ,

где tц' - время цикла автосамосвала без учета времени простоя под погрузкой:

tц'=l2/vгр+l3/vxx+tp+tпов.

Здесь l2 , l3 - длина пути движения груженого и порожнего автомобиля, км;

vгр , vxx - средние скорости движения груженого и порожнего транспорта, км/ч

(vгр=20-25 км/ч, vxx=30-35 км/ч);

tр - время разгрузки транспорта (tр=0,005-0,02 ч);

tпов - время поворота транспорта (tпов=0,009-0,013 ч);

tц'=15/25+20/35+0,02+0,013=1,203.

Кв' - коэффициент использования транспорта по времени (Кв'=0,85-0,9).

nобс.=[0,003*1,203/(4,5*0,9)]+1=1,0009-1.

Контрольные вопросы.

   76. Опишите устройство и область применения башенных кранов с поворотной головкой и поворотной колонной. Приведите их конструктивные схемы и дайте им сравнительную оценку.
   Условия выполнения подъем­но-транспортных и монтажных работ при помощи башенных кра­нов влияют на всю организацию работ на строительной площадке, так как вылет стрелы крана и длина путей для его перемещения определяют размеры складской площадки, расположение подъезд­ных дорог, растворных узлов и других временных сооружений и устройств.
   Г-образная несущая конструкция башенных кранов позволяет сохранить наибольший полезный вылет стрелы по мере роста со­оружения и обеспечивает наилучший охват обслуживаемой зоны строительства.
   Башенные краны выполняют полезную работу по перемещению и монтажу конструкций за счет трех рабочих движений *: переме­щения крана по рельсам; подъема и опускания груза; поворота стре­лы с грузом. Эти рабочие движения дают возможность башенным кранам взять изделие непосредственно с прибывшей на площадку машины или со склада и переместить его на место укладки в соору­жении без промежуточной перегрузки.
   Положительные качества башенных кранов позволяют исполь­зовать их не только в жилищном и гражданском строительстве, но и в самых разнообразных условиях промышленного строительства.
   Башенные краны классифицируются по грузовому моменту (про­изведению величины груза на вылет стрелы, тм), по способу уста­новки на строительной площадке, по типу башни и стрелы.
   По грузовому моменту краны согласно ГОСТу разделяются на шесть типоразмеров: 25, 60, 100, 160, 250, 400, 600 и 1000 тм. Соответственно этим группам марка крана будет: К61, К62 и т. д.
   По способу установки -- передвижные, оборудован­ные ходовым устройством на рельсовом пути, стационарные, уста­навливаемые на фундаменте и обслуживающие площадку с одной стоянки, и самоподъемные, устанавливаемые на конструкциях воз­водимого сооружения и перемещаемые по нему собственными меха­низмами подъема.
   По типу применяемых башен -- с поворотной башней при размещении опорно-поворотного устройства на ходо­вой части и с неповоротной башней, у которой вращается только стрела, оголовок и противовесная консоль, находящиеся на верху башни.
   По типу стрелы -- с подъемной стрелой, вылет которой изменяется подъемом, и с балочной стрелой, по которой перемеща­ется тележка с грузом, а вылет изменяется ее передвижением по стреле.
   Положительные качества башенных кранов позволяют использо­вать их не только для возведения жилых и гражданских зданий, но и в самых разнообразных условиях промышленного строитель­ства.
   По технологическому принципу башенные краны можно разде­лить на три группы:
   1) краны общего назначения для гражданского и промышленно­го строительства;
   2) краны для высотного строительства;
   3) специальные краны для промышленного строительства.
   В первую группу, которая охватывает четыре первых типоразме­ра по грузоподъемности (25--250 тм), входят передвижные краны с поворотной башней и, обычно, с подъемной стрелой; во вторую группу (пятые и шестые типоразмеры -- грузоподъемность 600 и 1000 тм) -- стационарные и самоподъемные краны с неповоротной башней и балочной стрелой. Первая группа кранов обслуживает здания высотой до 16 этажей, а вторая (стационарные краны) -- сооружения высотой до 70 м. Третья группа -- специальные краны для промышленного строительства отличаются большой грузо­подъемностью при значительном вылете стрелы (до 80 т. X 50 м = = 4000 тм), что обусловило их специфические особенности (см. ниже).
   Кран общего назначения (рис. 106) состоит из опорно-ходовой части /, передвигающейся по рельсам при помощи механизма 2, на которую через специальный упорный шариковый подшипник 14 опирается поворотная платформа 3. Она вращается механизмом 13 вокруг центральной оси /--/. На платформе установлена башня '11, уложен балласт 4 и смонтированы стреловая 5 и грузовая 12 лебедки. Башня имеет шарнирное крепление в точке Л, используе­мое при ее подъеме и опускании.
   Стрела 10 шарнирно крепится непосредственно к башне и под­держивается канатными тягами 7, которые через направляющие блоки 8 соединены с подвижной обоймой стрелового полиспаста 6.
  

0x01 graphic

   Изменением длины стрелового полиспаста лебедкой 5 можно менять вылет стрелы.
   Подъем и опускание груза выполняются грузовым полиспастом 9 при помощи лебедки 12.
   Рабочее движение поворота стрелы осуществляется вращением платформы с башней, балластом, механизмами и др. Специаль­ный упорный шариковый подшипник 14
   (рис. 106, в) состоит из трех колец, между которыми располагаются стальные шары. Наружное кольцо 15 укреплено на неподвижном основании крана, а внутрен­ние -- соединены с поворотной платформой 3. Наружное кольцо имеет зубья или цевки, по которым обкатывается ведущая шестер­ня механизма поворота 13, установленного на поворотной платфор­ме. Конструкция колец такова, что шариковое опорно-поворотное устройство воспринимает вертикальные нагрузки, направленные вниз и вверх, а также горизонтальные нагрузки. В этих кранах лю­бой груз Q и вес стрелы Gстр (рис. 106, б) всегда уравновешиваются усилием Т в канатной тяге стрелового полиспаста, т. е. cохраняется равенство:

Та = Ql + Gстрl1.

   При параллельности канатной тяги и оси башни последняя испытывает только сжимающее усилие Gсум и разгружается от из­гибающего момента.
   Нижнее расположение всего балласта крана и механизмов дает возможность снизить общий центр тяжести крана и центр прило­жения суммарной ветровой нагрузки, а также уменьшить сжимаю­щее усилие Gсум, воспринимаемое башней. Все это позволяет зна­чительно уменьшить конструктивный вес крана.
   Самоподъемный кран представляет собой такую конструкцию, которая, будучи установлена непосредственно на строящемся зда­нии, по мере увеличения его высоты может быть переставлена по вертикали. В связи с этим обычная опорно-ходовая часть крана заменена специальным опорным устройством, позволяющим уста­навливать кран на каркас или стены здания и переставлять его.
   Самоподъемный башенный кран (рис. 107) состоит из неподвиж­ной башни 5 с поворотным оголовком, к которому прикреплены стрела 3 с грузовой кареткой, противовесная консоль 1 с механиз­мами и кабина управления 2. Башня установлена на опорной раме 6, снабженной выдвижными консольными балками 7, которыми кран в четырех точках опирается на каркас или стены возводимого t здания, а для восприятия отрицательных (отрывающих) опорных реакций балки соединяются винтовыми тягами 9 с дополнительными анкерами 8, заводимыми в проемы кладки стен этажом ниже.
  

0x01 graphic

   Для подъема крана служит устройство, состоящее из обоймы 4, охватывающей башню, полиспастов 11 для подъема крана и лебедки 10. Во время работы обойма находится в верхней части башни, а когда надо поднять кран, она опускается на возведенные стены зда­ния, опираясь на них своими балками. При помощи лебедки 10 и подъемных полиспастов 11 башню крана подтягивают вверх по на­правляющим обоймы. На время вертикального перемещения башни опорные консольные балки и анкеры убирают, а затем вновь вы­двигают, закрепляя башню на новом месте.

0x01 graphic

   Механизм передвижения стреловой тележки по балочной стре­ле самоподъемного крана (рис. 108) состоит из тягового каната 3, направляющих блоков 2 и электрореверсивной лебедки 1. Тяговый канат навивается на барабан лебедки, а два свободных конца кана­та проходят через направляющие блоки 2 и крепятся к тележке с противоположных сторон. Вращение барабана в ту или другую сторону заставляет перемещаться тележку 5 на колесах 4 по моно­рельсу 8 вдоль стрелы. Тележка несет на себе блоки 7, через кото­рые проходит канат грузового полиспаста 6. При перемещении те­лежки блоки обкатываются по грузовому канату 9 и крюк с грузом, не изменяя своего положения по высоте, перемещается вдоль стрелы вместе с тележкой.
  

0x01 graphic

   Горизонтальное перемещение груза вдоль стрелы при помощи тележки требует меньше энергии, чем перемещение этого груза изменением вылета.
   Поворотный оголовок / (рис. 109) вращается (перекатывается) по укрепленным на башне роликам 2 при помощи механизма пово­рота, состоящего из двигателя, колодочного тормоза 4, червячного редуктора 5, муфты предельного момента 6, открытой зубчатой пе­редачи 7, шестерни 8 и цевочного колеса 3. Механизм располага­ется на неподвижной башне.
   Самоподъемные башенные краны могут обслуживать строитель­ство зданий и сооружений любой высоты. Однако краны рассмотрен­ной конструкции при грузоподъемности 3--5 т и вылете стрелы 22 м и более имеют вес, допустимый только для зданий, сооруженных с металлическим каркасом.
  
   53. По каким признакам классифицируют строительные машины?
   Различают машины-двигатели, преобразующие энергию в механи­ческую работу, и рабочие машины, преобразующие механическую работу, получаемую от двигателя, в работу по выполнению техно­логических операций.
   Строительные машины являются рабочими машинами. Поэто­му при их изучении целесообразна классификация по технологии рабочего процесса, для выполнения которого машина предназначена.
   Строительные машины, непосредственно работающие на строи­тельстве (на строительной площадке), подразделяются на следую­щие классы: транспортирующие машины; погрузочно-разгрузочные машины; грузоподъемные машины; машины для производства земляных работ; оборудование для свайных работ; дробильно-сортировочные установки; машины для приготовления, транспорта и укладки бетонной смеси и растворов; механизированный инстру­мент для строительства; оборудование для отделочных работ.
   Современные строительные машины состоят из шести основных частей: рабочего оборудования, непосредственно осуществляющего технологическую операцию, например, перемещение материала, разработку грунта, перемешивание бетонной смеси и т. п.; ходового оборудования, служащего для передвижения машины; сило­вого оборудования, т. е. двигателя, являющегося источником энер­гии для осуществления движения элементов машины; передаточных механизмов, связывающих силовое оборудование с рабочим и ходо­вым оборудованием; механизмов управления, служащих для вклю­чения или выключения отдельных механизмов машины; рамы (ста­нины, платформы), на которой устанавливается оборудование, ме­ханизмы управления и другие части машины.
   У некоторых машин отдельные части могут отсутствовать, на­пример силовое оборудование у прицепных машин, ходовое -- у стационарных.
  
   56. Какие различают категории производительности строительных машин? Дайте определение каждой категории и приведите расчетные формулы.
   Производительность машины, определяемая количеством про­дукции, произведенной машиной в кубических метрах, в тоннах, штуках, тонно-километрах в единицу времени (час, смена, год), подразделяется на техническую и эксплуатационную.
   Техническая производительность обычно подсчитывается за один час, а эксплуатационная -- за смену и за год.
   Часовая техническая производительность Птехн -- это наивыс­шая производительность за час непрерывной работы машины, ко­торая может быть достигнута в конкретных условиях рабочими, полностью овладевшими передовыми методами управления маши­ной и ее обслуживания.
   В сменной эксплуатационной производительности Псм учиты­ваются необходимые в течение смены перерывы как конструктивно-технического, так и технологического характера.
   Конструктивно-технические перерывы зависят от конструкции машины и связаны с техническим уходом за нею (пуск, смазка и прочистка машины), питанием машины топливом, водой и пр.
   Технологические перерывы зависят от технологии строительного производства и условий использования машины в строительстве. К ним относятся: перерывы во время передвижения самоходных машин в преде­лах участка работы (например, передвижение экскаватора вдоль забоя); перерывы, связанные с подготовкой рабочего места машины (например, очистка погрузочной дороги, дна и бровок выемки); перерывы для смены транспортных средств (например, трактор­ных прицепов у экскаватора) и т. д.
   Таким образом, эксплуатационная сменная производительность машины:

Псм = Птехн nсм - Птехнс-?tп ),

Где Птехн -- техническая производительность;

nсм -- число часов чистой работы машины в смену;

Тс -- полное время смены, ч;

?tп -- время сменных перерывов работы машины, ч.

   Часто сменную производительность машины записывают так:

Псм = Птехн Тс Кв,

где Кв -- коэффициент использования сменного времени,

Кв=(Тс -? tп)/Тс.

   В годовой эксплуатационной производительности Пгод учиты­ваются: конструктивно-технические перерывы, связанные с ремон­том машины; технологические перерывы, связанные с переброской машины с объекта на объект и с климатическими условиями (напри­мер, прекращение работы в зимнее время вследствие промерзания грунта при маломощных экскаваторах); организационные перерывы, связанные с праздниками, выходными днями при непрерывной ра­бочей неделе и нерабочими сменами при работе в одну или две смены, и т. д.
   Таким образом, годовая эксплуатационная производительность машины:

Пгод = ПсмN,

где N -- число смен работы машины в году.

   При подсчете технической производительности следует учиты­вать вид машины -- прерывного действия или непрерывного.
   Машины прерывного действия характеризуются тем, что процес­сы их работы состоят из чередующихся рабочих и нерабочих движе­ний (так называемых циклов). Например, цикл одноковшового экс­каватора включает рабочее движение -- черпание ковшом грунта и отгрузка его в тракторный прицеп и холостые движения -- возвращение порожнего ковша в забой.
   Процесс работы машин непрерывного действия характеризуется совмещением во времени рабочего хода с нерабочим. Поэтому нера­бочий ход совершенно не влияет на производительность машины. Машины непрерывного действия могут выдавать материал непрерыв­ным потоком (например, ленточный конвейер,) или от­дельными порциями (например, ковшовый конвейер,).
   Для машин прерывного (цикличного) действия техническая производительность, м3/ч (или т/ч) определяется по формуле:

Птехн=3600Q/t,

где Q -- продукция, выдаваемая за один цикл, м3 (или т);

t -- про­должительность цикла, с.

   У машин непрерывного действия, выдающих материал непре­рывным потоком, техническая производительность, т/ч,

Птехн=3600Fv, м3/ч, или Птехн=(3600Fv?)/1000,

где F -- сечение перемещенного материала, м2;

v-- скорость дви­жения этого материала, м/с;

? -- насыпная масса, кг/м3.

   Если же машины непрерывного действия перемещают материал отдельными порциями q, м3, расстояние между которыми а, м, то техническая производительность, т/ч,

Птехн = 3600 vq/Q , м3/г, или Птехн = (3600qv? )/1000 а

   Для повышения технической и эксплуатационной произво­дительности машин наряду с конструктивными мероприятиями особенно важно внедрять передовые методы работы новаторов произ­водства. Эти методы характеризуются: достижением высоких коли­чественных и качественных показателей путем сокращения просто­ев, тщательной подготовкой рабочего места, отличным уходом за оборудованием и совершенствованием приемов работы; повыше­нием производительности труда за счет сокращения времени на вспо­могательные операции и увеличения времени на основную работу; улучшением работы благодаря внедрению рационализаторских предложений.
  
   91.Как исчисляют производительность одноковшовых экскаваторов при разном сменном оборудовании? Какие основные мероприятия позволяют увеличивать производительность одноковшовых экскаваторов.
   Производительность экскаватора. Технической производитель­ностью экскаватора является его призводительность при непрерыв­ной работе, высококвалифицированном управлении и при конкрет­ных условиях разработки грунта.
  

0x01 graphic

  
   Эти условия характеризуются наполнением ковша в зависимости от разрабатываемого грунта, углом поворота экскаватора при раз­грузке, существенно влияющим на длительность рабочего цикла ма­шины, а также особенностями разгрузки ковша. Угол поворота при разгрузке ? зависит от схемы расположения экскаватора и транспор­та. Например, при расположении транспорта на уровне стояния прямой лопаты этот угол обычно составляет 70--90® (рис. 166, а), в случае расположения транспорта выше уровня стояния лопаты 80--90® (рис. 166, б), при тупиковом забое с применением автомобиль­ного транспорта 80--100® (рис. 166, б), а при тупиковом забое и рельсовом транспорте -- 120--140®.
   Техническая производительность одноковшовых экскаваторов, м3/ч, вычисляется по формуле:

Птехн =(3600qкнап)/tцкр =(3600qКн)/tц,

где q -- емкость ковша, м3;

кнап --коэффициент наполнения ковша грунтом в разрыхленном состоянии;

кр -- коэффициент разрыхле­ния грунта в ковше;

Кн -- коэффициент наполнения ковша грунтом в плотном теле;

tц -- продолжительность рабочего цикла, с.

   Величину коэффициента наполнения в плотном теле Кн можно легко определить в условиях строительства. Для этого объем вы­нутого грунта, замеренного в массиве, делят на число черпаний экс­каватора, сделанных при выемке этого объема грунта, и на емкость ковша экскаватора. Например, в легких грунтах при прямой лопа­те Кн = 0,9, а при драглайне -- 0,8; соответственно в тяжелых -- 0,7 и 0,6.
   Рабочий процесс экскавации грунта складывается из ряда опе­раций: копания, вывода машины из грунта, подачи его на разгрузку, разгрузки, поворота в забой и направления ковша в грунт.
   При достаточной квалификации машиниста рычаги переклю­чаются до конца следующей операции. При работе на средних выле­те и высоте разгрузки, если угол поворота прямой лопаты не меньше ? = 45 - 50®, опытный машинист подает ковш на разгрузку во вре­мя поворота. Вывод ковша из грунта он также совмещает с оконча­нием набора грунта. Таким образом, при правильно запроектирован­ной схеме и месте подачи транспорта продолжительность рабочего цикла слагается из времени копания tкоп, поворота на разгрузку tпов , разгрузки tраз и поворота в забой tп.з..
   Опыт показывает, что необходимость выбирать место в забое для черпания замедляет обратный поворот tп.з , на который теорети­чески должно быть затрачено меньше времени, чем на поворот с гру­женым ковшом. Поэтому tп.з. может быть принято равным tпов.
   Следовательно, при совмещении операций длительность рабоче­го цикла экскаватора, с,

tц=tкоп+2tпов+tраз.

   На продолжительность разгрузки влияют как емкость ковша и свойства грунта, так и соотношение емкостей транспортных средств и ковша. Как показывает практика, это соотношение не следует принимать менее 3--4. При меньшем соотношении удлиняется вре­мя разгрузки, так как ковш надо более точно устанавливать над кузовом, чтобы часть грунта не высыпалась мимо него.
   Например, при работе прямой лопаты в транспорт емкостью не менее 3--4 емкостей ковша с поворотом на 90® в средних грунтах, если q= 0,5 м3, то tц = 13 с, если q= 2 м3, то
   tц = 20 с, в тяже­лых грунтах tц соответственно равен 15 и 22 с.
   При работе драглайна в отвал с поворотом на 135® соответствен­но с теми же емкостями ковша в средних грунтах рабочий цикл ра­вен 19 и 22, а в тяжелых 22 и 25 с.
   На основании технической производительности экскаватора определяется его сменная эксплуатационная производительность,

Псм = ПтехнКтрКперnр ,

   где Ктр -- коэффициент, учитывающий перерывы на смену транс­портных средств у экскаватора; Кпер -- коэффициент, учитывающий время на передвижку экскаватора; nр -- число часов работы экскаватора в смену, исключая время на пересмену, смазку машины, крепежный ремонт, очистку ковша, подготовку забоя, а при разра­ботке скальных пород -- также и взрывы.

КтрКперnр=nсм, т.е. числу часов чистой работы экскаватора в смену.

   В свою очередь,

Ктр=tпогр/(tпогр+tобм)=(Q/Птехн)/(Q/Птехн+tобм),

где Ппогр -- время погрузки транспортных средств емкостью Q (автосамосвала, тракторного поезда и т. п.), ч;

tобм -- время на их обмен у экскаватора, ч;

Кпер=tэл/(tэл+tпер)=[(V/(ПтехнКтр))/((V/(ПтехнКтр))+tпер),

где V-- объем элемента забоя, разрабатываемого с одной стоянки экскаватора, м3;

tэл-- продолжитель­ность разработки этого элемента, ч;

tпер - время передвижения экскаватора, ч.

   Новаторы-машинисты одноковшовых экскаваторов достигли очень высокой производительности на отечественных экскаваторах.
   Методы работы новаторов основываются на следующих условиях:
   1) освоении машины; уменьшении продолжительности рабочего цикла благодаря максимальному совмещению операций; увеличе­нии наполнения ковша за счет работы в легких и среднеплотных по­родах коротким ходом ковша, а в плотных -- подбоем с обрушением породы; обеспечении сохранности машины (тщательный уход, сво­евременный профилактический ремонт и т. п.);
   2) правильном выборе транспортных средств, соответствующих емкости ковша экскаватора;
   3) хорошей организацией транспорта -- непрерывной подаче поездов и автомобилей;
   4) правильном установлении размеров забоя и положения транс­портных средств с тем, чтобы средний угол поворота экскаватора был наименьшим, а производительность его -- наибольшей;
   5) отличной подготовке забоя -- тщательно подобранной подош­ве уступа, а при скальных породах -- и хорошо раздробленном материале;
   6) применении в средних и легких грунтах сменных ковшей уве­личенной емкости, т.е.
   при увеличении его сменной производительности Псм и при работе с ковшом увеличенной емкости снижается себестоимость разработки грунта.
  
  
  
  
  
   13
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"