Рыжков Владимир : другие произведения.

Артефакт

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками

  Самое непостижимое в этом мире - это то, что он постижим
  
  Альберт Эйнштейн
  
  
  Он был археологом, а она - его студенткой. Он раскапывал историю, а Мария искала Бога.
  - Эх, девочка, легко ль душе с 'Происхождением видов' ладить? - говорил Роман Семёнович, выводя очередную высшую оценку в зачётке огненной златовласки, чья земная красота отравно и неистребимо рвалась из христианских пут.
  - А я как Джордано Бруно на костре уже атеистической инквизиции...
  - Ну, лапочка, вам хотя бы в моём прошлом веке позубрить истмат-диамат-научный коммунизм, тогда и инквизициям фигу в кармане не слабо показывать. Ведь сейчас уже все, кто не топчется по Дарвину, еретики и есть. А все продвинутые археологию скандальными артефактами засоряют.
   Архинепродвинутая по нынешним временам двадцатитрёхлетняя девушка - уникум универа - божественно-лениво уронила зачётку в сумочку и встала, потянув взгляды и всё прочее в аудитории, мгновенно забывшей, а зачем мы все здесь собрались...
   'Вот же бестия: ну не научный ли парадокс - истовая баптистка в дьявольски соблазнительном теле?' - отрешённо думал Роман Семёнович, невольно подсчитывая эпохальную разницу лет и не замечая солнечного зайчика на лицах более молодых, но вряд ли более удачливых собратьев.
   Бесшабашные университетские индианы джонсы напрочь проигрывали все пари: не то что соблазнить - вызвать хотя бы видимую симпатию отличницы-монашки было нереально. Всё свободное время она проводила в своей общине, обучая детей в воскресной школе, организовывая миссионерские лагеря и встречи, толкуя библейские изречения в интернет-блоге. Служение это и было личной жизнью.
   Но любому праведнику или отшельнику, мимолётно попавшему под взгляд бездонной синевы, открывалась такая её недостижимость, которую не утоляет и небо.
   Роман жалел не о том, что по привычной уже подлянке судьбы эта иконописная девочка встретилась ему на излёте мужской охоты, а о том, что молодость и жизнь проходили мимо Христовой невесты, прячущейся за порогом своего фанатизма. Не обижаясь на усмешки и ересь и ни словом не подвинув к знакомству с источником веры, воспринимаемым им лишь культурным наследием, она ненавязчиво вынудила его повторить прежние свои неудачные заходы, прорвавшись, наконец, через бесконечное родословие, пределы уделов, тошнотные шпаргалки Закона о жертвах-всесожжениях, деталюшечки скинии, списки обязательных приношений-обираний, перечисления поражённых Израилем царей, женские уставы и запреты смешанных браков, завет обрезания, почитание бездельной субботы - скрупулёзную значимость мелочей дотошного и поэтического народа, сюрреалистически уложившего под одной обложкой Екклесиаста, Песнь песней и притчи Соломоновы с гневливо-праведным и вздорным Богом.
   Так же непостижимо уже почти аспирантка, видящая космогоническую бредь 'боговдохновлённого' Бытия, верила в каждую елейную букву Писания.
   Однажды, пригласив своего преподавателя на молитвенное собрание, она со всеми прихожанами была ошеломлена проповедью молодого пастора, раздвинувшего жалкое библейское время и пространство Творения миллиардами световых лет и более чем триллионом известных галактик, но сведшего, правда, непонятную для паствы картинку к восcлавлению Всемогущего, которому все эти числа что семечки...
   Выразив своё удивление, препод задал несколько вопросов, на которые пастору отвечать было недосуг, и они договорились, что о продолжении разговора Романа Семёновича известят через Марию. Ещё пару месяцев студентка смущалась от ожидающих взглядов, пока он не обронил: 'Ладно, Мария, проехали...'
   Но позволил себе под ником Фомы процитировать на сайте общины, который она вела, ничтожную часть самохарактеристики Высшего Разума. Недостойного второго понятия.
  Быт. 6:7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их.
  Быт. 8:21 И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своём: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого - зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал.
  Быт. 19:24-25 И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастения земли.
  Исх. 20:21 И стоял народ вдали; а Моисей вступил во мрак, где Бог.
  Исх. 3:22 Каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме её вещей серебряных и вещей золотых, и одежд; и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберёте Египтян.
  Исх. 9:14 Ибо в этот раз Я пошлю все язвы Мои в сердце твоё, и на рабов твоих, и на народ твой, дабы ты узнал, что нет подобного мне на всей земле.
  Исх. 12:12 ... это Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской, и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
  Исх. 20:3, 5 Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня.
  Исх. 23:23 Когда пойдёт пред тобою Ангел Мой, и поведёт тебя к Аморреям, Хеттеям, Ферезеям, Хананеям, Евеям и Иевусеям, Я истреблю их.
  Чис. 25:12, 17 Посему скажи: вот, Я даю ему Мой завет мира: Враждуйте с Мадианитянами; и поражайте их
  1 Цар. 15:3 Теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.
  Втор. 2:25 С сего дня Я начну распространять страх и ужас пред тобою на народы под всем небом; те, которые услышат о тебе, вострепещут и ужаснутся тебя.
  Втор. 19:21 Да не пощадит его глаз твой: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу.
  Втор. 32:22, 25, 42 Ибо огонь возгорелся во гневе Моём, жжёт до ада преисподнего, и поядает землю и произведения её, и попаляет основания гор. Отвне будет губить их меч, а в домах ужас - и юношу, и девицу, и грудного младенца, и покрытого сединою старца. Упою стрелы Мои кровию, и меч Мой насытится плотию...
  Исх. 32:27-28 И он сказал им: так говорит Господь, Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро своё, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трёх тысяч человек.
  2 Пар. 15:13 А всякий, кто не станет искать Господа, Бога Израилева, должен умереть, малый ли он или большой, мужчина ли или женщина.
  Чис. 15:32, 35 Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы. И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьёт его камнями всё общество вне стана.
  1 Цар. 6:19 И поразил Он жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег Господа, и убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек...
  Лев. 24:16 И хулитель имени Господня должен умереть, камнями побьёт его всё общество.
  Лев. 25:55 Потому что сыны Израилевы - Мои рабы; они - Мои рабы...
  Лев. 25:44 А чтобы раб твой и рабыня твоя были у тебя, то покупайте себе раба и рабыню у народов, которые вокруг вас.
  Ис. 14:1-2 ... и присоединятся к ним иноземцы, и прилепятся к дому Иакова. И возьмут их народы, и приведут на место их, и дом Израиля усвоит их на земле Господней рабами и рабынями...
  Иер. 27:8 И если какой народ и царство не захочет служить ему, Навуходоносору, царю Вавилонскому, и не подклонит выи своей под ярмо царя Вавилонского, - этот народ Я накажу мечём, голодом и моровою язвою, говорит Господь, доколе не истреблю их рукою его.
  Отк. 22:3 И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему.
  Иер. 48:10 Проклят, кто дело Господне делает небрежно, и проклят, кто удерживает меч Его от крови!
  Иез. 7:9 И не пощадит тебя око Моё, и не помилую. По путям твоим воздам тебе, и мерзости твои с тобою будут; и узнаете, что Я - Господь каратель.
  Ос. 5:12,14 И буду как моль для Ефрема и как червь для дома Иудина. Ибо Я как лев для Ефрема и как скимен для дома Иудина; Я, Я растерзаю, и уйду; унесу, - и никто не спасёт.
  Лев. 26:15-31 И если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами... то и Я поступлю с вами так: пошлю на вас ужас, чахлость и горячку... и побежите, когда никто не гонится за вами... Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши... Пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш, и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши... пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага. Хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас... И будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть... и возгнушается душа Моя вами... и не буду обонять приятное благоухание жертв ваших.
  2 Цар. 6:6-7 И когда дошли до гумна Нахонова, Оза простёр руку свою к ковчегу Божию и взялся за него; ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу; и поразил его Бог там же за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия.
  2 Цар. 21:1, 10, 15 Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду. И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так... И послал Господь язву на Израильтян... и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек.
  2 Цар. 12:13-14 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь. Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрёт родившийся у тебя сын.
  3 Цар. 21:29 Видишь, как смирился предо Мною Ахав? За то, что он смирился предо Мною, Я не наведу бед в его дни; во дни сына его наведу беды на дом его.
  Иез. 20:33 Живу Я, говорит Господь Бог: рукою крепкою и мышцею простёртою и излиянием ярости буду господствовать над вами.
  1 Пар. 17:21 И кто подобен народу Твоему Израилю, единственному народу на земле, к которому приходил Бог, чтоб искупить его Себе в народ, сделать Себе имя великим и страшным делом - прогнанием народов от лица народа Твоего...
  Ис. 40:17 Все народы пред Ним как ничто; менее ничтожества и пустоты считаются у Него.
  Иер. 44:27 Вот, Я буду наблюдать над вами к погибели, а не к добру...
  Иов. 7:19 Доколе же Ты не оставишь, доколе не отойдёшь от меня, доколе не дашь мне проглотить слюну мою? 9:17-18, 22-23 Кто в вихре разит меня и умножает безвинно мои раны, Не даёт мне перевести духа, но пресыщает меня горестями... Он губит и непорочного и виновного. Если этого поражает Он бичём вдруг, то пытке невинных посмеивается. 10:3, 6 Хорошо ли для тебя, что Ты угнетаешь, что презираешь дело рук Твоих, а на совет нечестивых посылаешь свет? Что ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне 13:15 Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!
  Плач. 2:20-21 'Воззри, Господи, и посмотри: кому Ты сделал так, чтобы женщины ели плод свой, младенцев, вскормленных ими?.. Дети и старцы лежат на земле по улицам; девы мои и юноши мои пали от меча; Ты убивал их в день гнева Твоего, закалал без пощады'.
  Ам. 5:20 Разве день Господень не мрак, а свет? он - тьма, и нет в нём сияния.
  
  Яблоко от яблони...
  
  4 Цар. 2:23-24 И пошёл он оттуда в Вефиль. Когда он шёл дорогою, малые дети вышли из города, и насмехались над ним, и говорили ему: иди, плешивый! иди, плешивый! Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из леса, и растерзали из них сорок два ребёнка. (святой пророк Елисей)
  2 Цар. 5:8 И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьём и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдёт в дом Господень.
  2 Цар. 12:29-31 И собрал Давид весь народ , и пошёл к Равве, и воевал против неё, и взял её. А народ, бывший в нём, он вывел, и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими.
  2 Цар. 23: 10 ... И даровал Господь в тот день великую победу, и народ последовал за ним для того только, чтоб обирать убитых.
  Чис. 31:7,9-10,15-18 И пошли войною на Мадиама, как повелел Господь Моисею, и убили всех мужеского пола. И прогневался Моисей... И сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? Итак убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; А всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя.
  Чис. 28:1-2 И сказал Господь Моисею, говоря: Повели сынам Израилевым и скажи им: наблюдайте, чтобы приношение Моё, хлеб Мой в жертву Мне, в приятное благоухание Мне, приносимо было Мне в своё время.
  Иис.Н. 11:14 А всю добычу городов сих и скот разграбили сыны Израилевы себе; людей же всех перебили мечем, так что истребили всех их; не оставили ни одной души.
  Суд. 9:1-2, 5 Авимелех, сын Иероваалов, пошёл в Сихем к братьям матери своей, и говорил им и всему племени отца матери своей, и сказал: Внушите всем жителям Сихемским: что лучше для вас, чтобы владели вами все семьдесят сынов Иеровааловых, или чтобы владел один?.. И пришёл он в дом отца своего в Офру, и убил братьев своих, семьдесят сынов Иеровааловых, на одном камне.
  2 Пар. 25:12 И десять тысяч живых взяли сыны Иудины в плен; и привели их на вершину скалы, и низринули их с вершины скалы, и все они разбились совершенно.
  Пс. 67:24 Чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов.
  Пс. 136:9 Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!
  Авв. 3:1, 5, 12 Молитва Аввакума пророка , для пения. Пред лицем Его идёт язва, а по стопам Его - жгучий ветер. Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.
  Иоанн Златоуст. Если убьет кто по воле Бога, убийство это лучше всякого человеколюбия. Если и помилует кто из человеколюбия вопреки тому, что угодно Богу, - недостойнее всякого убийства будет это помилование.
  
  
   На пассаж она ответила двумя фразами: 'Обсуждение замыслов Божьих является богохульством. Но Вас я всё равно люблю!'
   Строго говоря, атеистом Роман не был. Всё-таки Вселенная столь грандиозна и соразмерна во всех своих физических законах, столь математически и духовно-чувственно прекрасна, что огулом отрицать Разумный Замысел некорректно. Но слепая фанатическая вера, возводящая бездоказательность в догму, а на пьедестал узурпатора Яхве, проклинающего все гораздо более древние религии и потянувшего космическое одеяло только на себя, не равна ли 'аксиоме': банан удобно держать в руке, значит его Бог создал для нас... Если бы религия врачевала только души и нравы, не пылала миссионерским зудом, насаждаясь кострами и виселицами и во многом являясь катализатором человеческих распрей, то есть не вела бы себя по образу-подобию людскому или наоборот... Да и людская пятерня в потяге одеяла не ленилась: ещё в XIV веке до н.э. Аменхотеп поклонение десяткам богов заменил культом бога Солнца. Заодно и имя взял поновей - Эхнатон (Действенный дух бога Атона). Великий цесарь, равный апостолам, Константин установил в своем государстве закон, предающий насильственной смерти того, кто не верит в Святую и Животворящую Троицу, а собственность его - наградой в разграбление. Попутно решив, какие Евангелия станут каноническими, а какие еретическими.
   Поэтому Роман склонялся, скорее, к агностицизму. На лесенке познания мозг определённо развивался не для того, чтобы стать рудиментом по прихоти веры. А глобальный замысел и глобальность случая, может, и не отменяют друг друга.
   Богов как проявлений энергий и стихий можно понять. В каждом народе - по его сути, истории и фантазии. Многобожие древних - не отзвук ли цивилизации богов или модели множественности миров? Разнообразие более приличествует и природе. Евангелие от диктатуры вряд ли всеубеждающе. И первым примером - Израиль: то ли придумавший Единого под себя, то ли получивший Его на свои выи. То ли слямзили богоборцы Яхве из пантеона шумеров, хананеев, вавилонян, египтян, заодно с потопом и многими библейскими событиями, то ли, творчески обобщив, влили в Него свою неукротимую волю быть всегда и во всём первыми. Конечно, иудаизм и христианство не единственны, кто свиреп своими богами и резнёй, но в перевёртывании понятий и освящении кровожадности фиговым листком милосердия равных им нет.
   Если Новый завет коробил Романа, пожалуй, лишь неблагодарной подставой Иуды, оскоплённой седьмой заповедью в варианте Христовом, непротивлением злу и подставлением щёк, фальшивым огнём той истины, что в духе Яхве требует служения только ей и отвержения родных, то мерзости людские Ветхого завета, по сути, от божественных отличались лишь трубою пониже да дымом пожиже... Многие библейские следствия объяснимы человеческим незнанием, но есть особо циничные: зачем жертва искупления, если она ЗАДУМАНА от вечности за ЗАДУМАННЫЕ грехи людские? В чём вина перед Богом детей, пришедших в Его мир с врождёнными болезнями? После потопа "грешное" человечество исчезло, но Бог не успокоился и через святое семейство перенёс "первородный грех" на новые народы (кстати, всех - уже евреев как потомков Ноя)... И не понимал Роман, как умудрялись христиане в своём святом источнике веками в упор не видеть прямых посылов прямым текстом на вражду народов, на торгашескую мораль 'ты мне - Я тебе', насаждение страха и раболепствия, божественного воспитания провокациями, изгнанием от знаний, проклятиями, потопом, казнями Египетскими - всё цветочками перед людоедским апокалипсисом... Опасна Библия для верующих: не дай бог им читать её внимательно...
   И толкования осанствующими адептами лютых детских смертей непостижностью Божьего Промысла самим Замыслом - ревнителем и карателем до энных колен - тупо безнаказанно и опровергаются. Гениальность со злодейством, увы, вещь совместная, но зло Абсолюта аморально по определению. И все припевы, что раз создал, то вправе и уничтожить, что все божественные убийства как бы и не убийства, а возмездие осужденным и профилактика от греха, что поскольку наши проступки оскорбляют Его бесконечную святость, наказание также должно быть бесконечным, что для Бога есть вещи поважнее, чем жизнь человеческая или существование народов - не просто воспитательское бессилие, но бессилие невсемогущества. Жестокость Бога и присных - жестокость хирурга или садиста? Хирург, беря скальпель, вряд ли ставит целью прирезать пациента... К терапевтической практике Тетраграмматон-Яхве-Иегова-Элохим-Адонай-Саваоф-Шемхамфораш-Шалом... вроде и пытается две тысячи лет перейти, да ремесло кровопускания не отпускает. Мера за всё - смерть. С неё и началось. Параллелью к 'не убий, не укради' Эталон допускает и геноцид, и рабство, и расизм, и обирание неродственных соседей... Пусть христианство и задолбало всех 'первородным грехом', перманентно отягчающим поколение за поколением, но главный смертный грех - жертва не Ему, а мелким соперничкам. Тут даже палочка-выручалочка покаяния ('нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются') не срабатывает: милосердие камнями, серой и скрежетом зубовным движимо божественным глаголом 'истреблю!' И что нам трёп о свободе воли и терпимости - 'нельзя терпеть еретиков!' * Единый Бог - скрепа народов? Силовое поле Вселенной? Или и здесь чеканка: 'Любая власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно'? И выдержит ли Бог собственный закон: воздастся каждому по делам его...
   Понятно, что Бог - не человек, точнее - не человечен. И нам мораль Его пока не по размеру. Как, впрочем, и наоборот. Но если создал разум и ведёшь к Себе, применимо ли обращение как с компьютерной программой: стёр и выбросил... И не к умалению ли Творца такая Ему осанна от истинно уверовавшего: 'Даже геноцид нравственен, если его приказал осуществить Бог'.
   Вера в Абсолюта и должна быть абсолютной, всё остальное - от лукавого. После такой аксиомы служкам всё через губу: тварному человеку не положено достоинство и право на выбор и сомнение. Безропотно бездумен - угоден, а бормочешь 'Eppur si muove' ('И всё-таки она вертится!') - еретик.
   В общем, прочтение Писания породило вопросы - под присказку, что задают их только атеисты, а верующие знают ответы. И если космогонические прописи древних вполне укладываются в вопрос, зачем нужна чудовищно безразмерная Вселенная при создании жизни только на Земле, то ответы 'зло - прививка от зла; нет зла - нет и добра' на 'что помешало Богу создать мир, в котором по физическим, моральным - любым законам - нельзя было бы уничтожать живое?' Романа не убеждали абсолютно.
   Верой он не насыщался. Хотел понимания.
  
   За пару месяцев до лета 2010 года с Романом Семёновичем неожиданно связался его бывший аспирант - сириец Мурад аль Нассер. Он был очень взволнован и просил о помощи. Ещё не был разворочен арабский муравейник, но гул человекотрясений уже шатал государства. У горной цепи Антиливан, идущей по границе Сирии и Ливана, скотовод, родственник Мурада, провалился на невысоком холме в странную полость. Хорошо, что сообразили его вызвать: спрятанное в пласте городище тянуло на археологическую сенсацию. Опыта у молодого учёного было маловато, и никого из профессионалов ближе учителя он не нашёл. Чтобы остановить утечку информации и нежелательную заинтересованность сопредельной стороны, Мурад пробил приглашение двух-трёх русских экспертов и повязал молчанием своих родственников, взяв их рабочими на раскопки и пообещав награду от государства. Охваченный охотничьим азартом, он торопил Романа Семёновича с определением спутников и, смущаясь, просил взять с собой Марию. Но лёгкий на подъём профессор выговорил ему, что эта экзотическая затея вряд ли подходит для девушки да вдобавок христианки.
   Назавтра преподаватель попал под такие штурм-плач-уговоры своей лучшей ученицы, такие неожиданные ходатайства за неё уважаемых людей, что понял: община - не только молитвы.
   - Как ты смогла практически за ночь такую волну на меня погнать? - изумлялся Роман Семёнович, а она отвечала, что ему ни о чём не надо хлопотать - всё сделает его самая преданная и послушная ученица.
   За неимением практики она и сама не подозревала о силе взрывного своего обаяния. Искушённый и независимый мужчина только и удивлялся, не обучалась ли она параллельно гипнозу у небезызвестного проповедника из Галилеи?
   - Не зря же имя мне Мариам... - полыхнула влажным взглядом дщерь магдалинова, и повергнутый Фома истинно вдруг ощутил в триединстве христианского Бога четвёртую ипостась...
  
   ***
  
   В самолёте Мария кое-что прояснила. Оказалось, что её семья - потомки древнейшей секты ессеев, с которыми каким-то боком соприкасался Иешуа бен Иосеф, он же Иисус. Спасаясь от десятого римского легиона и спасая, что могли унести из Кумранской библиотеки, ессеи бежали по векам и странам. А по фрагменту свитка, переданного ей Мурадом на мобильный, она почти с уверенностью может сказать, что пергамент - из легендарной библиотеки. И, может, не зря она самостоятельно штудировала древнееврейский и арамейский, не зря её род и община сейчас благословляют их миссию...
   Такой вдохновенной и взволнованной свою недотрогу-студентку он не видел никогда. И вновь жалел поправившего седьмую библейскую заповедь новатора-Иисуса, не въехавшего в недостойную Его земную жизнь...
   Самолёт прибыл в Дамаск вечером, и знакомство с ним отложили на обратный путь. Мурад погнал машину по дороге на Бейрут и после часа езды недалеко от границы повернул направо к селению Кфер Ябус. Жёлтые и серые, изредка зелёные, тона пустых каменистых холмов, за которыми виднелась более высокая гряда, распустились в котловине белоснежным цветком двухэтажных, приплюснутых друг к другу кирпичных домов.
   Практически вся семья Мурада работала на археологических раскопках, и их встретили патриарх-дедушка с женщинами и детворой.
   Национальные блюда с обилием специй были невозможно вкусны. Марии понравилась Баба Гануш - запечённые и размолотые до пасты баклажаны с перцем и соусом тахини и тефтельки из турецкого гороха в хлебцах питта - фалафель, а Роман к удовольствию хозяев по-русски уминал котлеты киббех. А когда Мария перешла на лепёшки и экзотические сладости, мужчины смешали с кофе золотистый арак.
  
   Утром встали удивительно отдохнувшими и сразу заторопились на раскоп. Джип Мурад заменил транспортом более высокой проходимости, Марию сразу признавшим, а Роману Семёновичу выказавшим тысячелетнюю пустынную упёртость. Уговоры и понукания хозяев дурашная животина невозмутимо игнорировала, и дедушка Мурада распорядился привести другого осла. Но Мария вдруг что-то нашептала в уши-семафоры, - и транспорт резво побежал за собратьями под восхищённые прицокивания мурадовой родни.
   Около трёх часов пропетляв по тропам предгорья, подъехали к стану. Палатки и шатры стояли у бьющего из-под земли родника под уже почти обнажённым холмом. Маленький оазис прятался в кипарисовой роще с вкраплениями дуба и похожих на грибы сосен. Нетерпеливо соскочив, Мария бросила умоляющий взгляд на Романа Семёновича и Мурада и метнулась к раскопу.
   Поднявшись за ней, Роман похвалил Мурада и себя за то, что не зря ел свой учительский хлеб: раскоп был аккуратным и грамотным. Почтительно приветствуя учителя Мурада, рабочие не отрывали глаз от заморской пери, с благоговением гладящей ладонями шершавые стены вечности. Терпеливо и обыденно несущие время в себе, скотоводы и пахари этой древней земли мгновенно подпали под магнетизм волшебного создания.
   Остановив танец Марии, Мурад похвастался собранным материалом. Один найденный свиток оправдал часть затрат, но в его шатре хранились и парочка керамических тарелок, и серебряные подвески, и винный кувшин, и осколки предметов быта.
   Они уточнили ближайшую очерёдность работ и распределили участки. Внимательному хозяину достались самое большое прямоугольное строение (возможно, общинная трапезная) и хозяйственные пристройки, Мария выпросила похожий на склеп и оглаженный ею домик, в разломе которого Мурад нашёл кувшин с пергаментом, а Роман Семёнович, при общем руководстве, приглядывал за пятью семейными жилищами со сросшимися стенами. Землекопы остались при своих объектах, хотя произошла маленькая ссора и кидание жребия за право попадания в команду девушки.
   От семейных жилищ, трапезной и хозпостроек остались только фундамент и куски стен. Объект Марии оказался, на удивление, почти неподвластным тарану времени, и Мурад добавил ей рабочих. По общему предварительному мнению возраст находки тянул не менее чем на 18 веков.
   Убедившись в тщательности своих помощников, Роман Семёнович кружил вокруг источника, острым длинным щупом протыкая почву. И в соответствии с предположением наткнулся на каменное основание сразу же ниже по течению. Наметив контуры и соорудив временный желоб для отвода воды в сторону, он привёл сюда своих землекопов и сам очистил семь ступенек ритуальной купальни ессеев - микве.
   Повариха - тётка Мурада - позвала на обед. Приятная женщина сорока лет сразу же взяла Марию под опеку, осаживая чересчур ретивых искателей её внимания. Маленькая палатка Марии стояла между палаткой Романа Семёновича и шатром Мурада, а с тыла прикрывалась Вафой.
   Запечённую фасоль с рисом и жареную баранину, которая ещё недавно паслась в небольшом стаде поодаль, запили родниковой водой и, отложив отдых, по просьбе рабочих бросились на котлован проступившей из земли купальни. И уже к позднему вечеру, выворотив несколько кубометров грунта, вычистили прекрасно сохранившуюся кладку, прорыли тонкий водоотвод вниз по течению и пустили воду.
   Мурад прочёл короткую молитву, повторенную всеми, кроме Романа, и две пары женских ножек, пересчитав семь ступенек разной высоты и ширины, символизирующих, как полосата жизнь, подарили своё тепло заждавшейся купальне. Женская нагота почему-то вызывала у Романа меньшие эмоции, чем полуприкрытость, допускающая эротическое домысливание. Но полумрак смазал силуэты, и все вдруг увидели двух земных богинь, выходящих из освящённой ими купели.
   - Вот же зацепила меня сестра по вере, - услышал Роман Семёнович голос своего ученика. - Три года прошло от дня, когда увидел её на вашей лекции, а всё не стряхнуть наваждения.
   - Да, брат, ты в нём не одинок: нет, наверное, в университете ни одного не полонённого, но нет и победителя. Однако, пора и нам смыть толику грехов.
   После жаркого во всех смыслах дня вода целила и услаждала, вливая в тело всю нерастраченную многовековую энергию и умиротворяя душу.
   А за оглушающе беззвучной ночью пошли размеренные и безавральные будни полевой экспедиции. Шатёр Мурада пополнился живописной пасторалью из керамики: пастушок, дрессирующий коз-приверед танцевать вместе с ним. Вещица была исполнена такого очарования и улыбки, что любой музей ухватился бы за раритет. Добавились ещё несколько чаш и подсвечников и небольшая, но тяжёлая ваза из тёмнофиолетового камня.
   Как девочка куклам, радовалась Мария каждой находке, но было видно, что это не то, что она ожидала: главное пряталось за неприступной броневой кладкой склепа, одной стеной которого была гора, а в трёх остальных не было ни окон, ни дверей. Не удалось расширить даже ту узкую дыру, в которой Мурад нащупал на пределе руки и выудил свиток: кайло и лом оказались бессильны перед тысячелетним монолитом стен и крыши, да и четвёртую стену можно было вырубить лишь взрывом.
   - Что надо замуровывать, чтобы не использовать ни в культовых, ни в бытовых целях? - удивлялась Мария. - Где-то в горе, сросшейся с холмом, должен быть тоннель или лаз. Придётся искать. И не с ливанской стороны, а гораздо ближе.
   Отправив рабочих Марии дочищать другие участки, археологи подобно козам начали обнюхивать каждый квадратный метр. Но в радиусе ста метров ничего не обнаружили. В середине второго дня, возвращаясь на обед, Мария присела у можжевелового куста между валунами. Роман с Мурадом уже увидели лагерь, когда услышали её крик. По застывшей тридцатиградусной жаре так рванули, что она едва успела застегнуть шорты.
   - Ой, Мурад, взгляни, есть ли стена за кустом?
   Мурад, сжимая можжевельник, прорвался сквозь него и завопил:
   - Да! Есть проход!
   Мария рванулась сквозь колючки, но Роман Семёнович поймал её и крикнул Мураду, чтобы вернулся.
   - Ну ты же опытнее этой кладоискательницы: куда же без фонарей и снаряжения! Всё, идём на обед, не забудешь и свой пистолет прихватить, тогда и нырнём... А ты-то как сообразила?
   Покраснев, девушка призналась, что, сидя на корточках, почувствовала, как нежную попу гладит вкрадчивый сквознячок, скользящий из куста. Поскольку воздух был плотнее парного молока, это насторожило...
   - Вот, Мурад, каким местом делаются великие открытия, - посмеивался Роман, и они согласились, что учёным может стать лишь тот, кто сигналы мироздания ловит не только мозгом...
   Взяв всё необходимое для разведки и предупредив Вафу, проводившую их до лаза, они протиснулись сквозь куст и осветили известняковые стены неширокого, но в человеческий рост хода. Уже через десять метров в стене обнаружилась естественная полость размером с небольшую комнату. Определённо, древние ессеи позаботились о вентиляции, и за отсутствием внешних жара и пыли дышалось довольно сносно.
   Если бы не притормаживания Романа Семёновича, Мария бы - птичкой. Но облететь внушительного препода было невозможно, да и флегма-Мурад осаживал. Терпеть ей пришлось недолго: через полсотни метров они уткнулись в заветную дверь. Под страстные девичьи стоны мужчины неторопливо осматривались, прикидывая возможные сюрпризы. Коротко поспорив, Роман отвёл подпрыгивающую искательницу, и Мурад медленно отворил дверь.
   Они зачарованно стояли у входа, и бегающие лучи выхватывали из спрессованной темноты полки с запечатанными глиняными кувшинами, характерный восьмичашечковый масляный светильник из мрамора - ханукию, похожий на светильник кувшин с хрустальным шаром в цветке горлышка, ритуальный духовой музыкальный инструмент из рога барана - шофар, кружку для омовения рук, указку для чтения Торы - яд, коробочки с отрывками из Торы - охранные амулеты тфилин, четырёхгранные детские волчки - дрейдл, курильницу, непостижимо сохранившую аромат сандала, керамические бочонки с окаменевшими пряностями...
   Половину смогли унести в сумках и до темноты успели бегло осмотреть свои сокровища. К 850 ранее найденным в 1947-56 годах Кумранским свиткам можно было добавить ещё пару десятков неизвестных науке апокрифов и не обнаруженную в Кумранских пещерах Книгу Эсфири.
   Мария ахала, а Роман с Мурадом качали головами, боясь поверить в то, что нашли. Какое-то интуитивное волнение отрывало их от благоговейного разглядывания и заставляло бегло просматривать, сортировать и упаковывать находки. Загадкой было, куда и когда исчезла община ессеев, оставив в замурованном, но не скрытом склепе спасённые реликвии. Но однозначно надо было консервировать раскопки и, свернув выполнившую свою задачу экспедицию, вывозить раритеты в безопасное место.
   И здесь Мария достала из сумки странную керамическую пластину размерами 30х20х5 сантиметров. Гладкий и цельный футляр от тепла её рук засветился и вдруг распался, обнажив холст в рамке из красного дерева, с которого смотрела... Мария. Это было не видео и не голограмма: девушка на холсте была живая. Стоящее над ущельем и тянувшееся к кому-то изображение УВИДЕЛО Марию и улыбнулось ей и остолбеневшим мужчинам. Эманация любви была столь неодолимой, что вздрогнула Мария во плоти, прозревая и отвечая на их чувства. Невидимый художник поражал не фантастической техникой и красками, а мгновенным прониканием в душу и установлением родства.
   Внизу холста струилась арабская вязь, и Мария прошептала, переводя: 'я здесь дышал Твоими небесами...'
   - О Господи... - она вся дрожала, - неужели нашла?
   Мария с восторгом обнимала взглядом своего двойника, и та, казалось, удивлена была не меньше.
   - Если я, боюсь надеяться, догадываюсь - это моя тёзка и праматерь... уроженка Мигдал-Эль,- голос Мари понизился на пол-октавы. - Вот вам, Роман Семёнович, нерукотворное чудо: художник - Христос... Мурадушка, милый, я не могу отдать, прости: ну ты же видишь - кто там!
   - Она права, Мурад, кажется, ситуация выше национальных приоритетов. Всё остальное с лихвой им возместит.
   - Так тому и быть,- неожиданно легко согласился Мурад, и Роман подумал, что любовь, пожалуй, последнее сокровище этого раздрайного мира.
   Полог шатра приподнялся, и покрытый пылью бородач в чёрном мусульманском уборе стволом автомата показал им на выход.
   Перед шатром стояли три моджахеда в пустынных пятнистых камуфляжах.
   - Кто такие и что здесь делаете? - перевёл быстро Мурад и ответил, что он работник департамента древностей и музеев, с ним двое русских учёных , остальные местные - повариха и рабочие археологической экспедиции.
   Главарь шагнул к Марии и протянул руку к картине. Испуганная девушка перестала дрожать и спрятала свою святыню за спину. Левой лапищей верзила ухватил её за грудь и, притянув к себе, правой вырвал картину. Мурад оторвал лапу от груди Марии и упал от удара прикладом карабина.
   Роман заслонил Марию, его тоже сшибли с ног и сковали наручниками с Мурадом охранники главаря, который, удивлённо уловив сходство портрета и женского трофея, отошёл к стоящим под дулами его коммандос Вафе и рабочим. Гортанную и короткую речь, еле шевеля губами, перевёл очнувшийся Мурад: воины ислама объявили джихад неверным, и крестьянам предлагается встать под чёрное знамя. Родственники Мурада молчали, а Вафа ответила, что они мирные люди и у них другая вера. Её отвели в сторону, приказали мужчинам встать на колени и экономно-деловито выстрелили им в затылки. Затем отправили Вафу заканчивать с готовкой и, издевательски повесив на шею обнажённой Марии её портрет, долго и безжалостно насиловали девушку. Вафа кричала: не трогайте - возьмите меня, Мария кричала, мальчики, не смотрите, а Роман и Мурад дрались ногами так яростно, что уложили троих бандитов, пока их не измесили прикладами. Оттащив к лазу и срубив можжевеловый куст, их бросили в карман стены, сковав и ноги.
   Насытившись телом потерявшей сознание жертвы, джихадисты потребовали продолжения банкета. Прежде чем приступить к еде, Вафу заставили попробовать все приготовленные ею блюда. Молча исполнив приказ, она перетащила Марию к роднику и, омыв и вытерев, перенесла на руках в палатку. Когда девушка, так и не выпустившая из рук картину, застонала, выкарабкиваясь из спасительного забытья, Вафа легла рядом и обняла, утешая. И почувствовав резкую боль, поняла, что первый бой со зверьём, начавшим терзать её страну, она выиграла...
   Через две минуты посланный притащить на закуску повариху, судорожно схватился за грудь и, падая у палатки, увидел, что воины ислама предпочли неверной райских пери.
   В мёртвой тишине из мрака появился коренастый мужской силуэт и осторожно приподнял полог. Фосфоресцирующим светом навстречу ему полыхнул маяк картины.
   Мужчина приподнял голову Вафы и, достав из сумки пузырёк, вылил жидкость ей в рот. Затем положил свои ладони на её лоб и под левую грудь, и сразу же усилился световой поток. Через несколько минут первая судорога тряхнула мёртвое тело, и мужчина перенёс ладони на затылок и живот. Судороги пошли волной, и Вафа вскрикнула как новорождённая от глотка воздуха. Мужчина прижал пальцы к вискам и дождался ровного и сонного дыхания.
   Осторожно высвободив картину, он коснулся её лбом, заряжаясь. Затем вернул амулет на грудь девушки и, обняв ладонями её голову, начал изгонять боль, шок и память о злодействе. Напоследок легко помассировал всё тело, стирая ушибы и щипки правоверных, и задержал ладони на лобке и животе Марии.
   - Кто ты? Как смог воскресить? - услышал он нащупывающий звуки голос Вафы.
   - У вас когда-то прозывался Иудой Искариотом. Прости, что не могу помочь твоим соплеменникам. И не говори Марии, что с ней сотворили нелюди. Пусть не помнит.
   - Надо помочь двум мальчикам.
   - Да. Спите. Сейчас приберусь здесь и пойду к ним.
   Иуда погладил её по голове, снимая беспокойство и непонимание. Потом сложил тела джихадистов поперёк двух сухих стволов деревьев и, ослабив под ними гравитацию, толкнул катафалк к бывшему отхожим местом оврагу. Когда он подходил к лазу, в овраге взметнулся огненный столб, и пери Аллаха брезгливо стряхнули вонючий пепел со сладчайших колен и пальчиков.
  
   ***
  
   Дети материального мира и сбросить оковы могли лишь с помощью какой-нибудь проволочки. Но обшарив в скальной темноте пол вокруг себя, ничего подобного не нашли. Из изломанных тел уходили последние силы, когда им показалось, что в пещере кто-то кашлянул - и железо на руках и ногах разомкнулось само собой.
   - Кто здесь? - спросили Роман и Мурад, каждый на своём языке.
   - У вас был зван Иудой. Портрет Марии Магдалины, найдя её потомка-двойника, вызвал и меня.
   - Что с Вафой и Марией?
   - Вафа - героическая женщина: она сделала то, что должен был успеть я. Отравила этих шакалов, съев и сама отравленную пищу, чтобы не заподозрили. Я успел возвратить её к жизни. Потом излечил душу и тело Марии, которая, проснувшись утром, не будет помнить о насилии над ней. Вафа будет молчать, вы, надеюсь, тоже. Сейчас же подстегнём ваши иммунитет и жизненные силы.
   Две свечи затеплились над их головами, выхватив из мрака рыжебородого странника в бедуинском бурнусе. Иуда положил их головы себе на колени и прикоснулся к лбам. Сеанс был гораздо более стремительным, и даже сквозь пелену анестезии Роман и Мурад, стиснув зубы, чувствовали, как срастаются кости, вправляются вывихи и рассасываются синяки и гематомы.
   Выйдя из лаза, Иуда повёл их не направо к лагерю, а в левую сторону, где в небольшой лощине паслись стреноженные кони.
   - Исламисты шли из Ливана на северо-восток, в Ракку. Везли деньги на разжигание и подпитку надвигающегося мятежа. Всё начинается, как всегда - с нетерпимости. Мы пытались изменить сознание детей Земли, но...
   - Вот-вот: создать самую-самую из всех идей и тысячи лет смотреть, как мы спотыкаемся о её догмы, - горько ответил Роман. - Высший разум...
   - Учитель, Иуда не просто дремал в бенуаре, а спас нас! - не согласился Мурад.
   - Всё так, и всё иначе, - не стал спорить Иуда и, погладив коней, направил их к лагерю.
   Убедившись в безопасности женщин, разместились в шатре Мурада. Но плескавшаяся в них энергия и осознание, с кем они встретились, не давали уснуть.
   - Прости, Иуда, и спасибо! Но если возможно, не мог бы ты поведать, откуда все мы и зачем, за что погибли родственники Мурада и в чём смысл всей этой пьесы? - попросил Роман.
   - Ну, что ж... С этого момента Мария увидит мой рассказ во сне. Вафе незачем занозой ранить веру, и так будет нелегко помнить, через что ей пришлось пройти.
   В памяти людей, их эпосах и религиях рассыпаны знания. Но от россыпей остались крупицы: можно сказать, что прежде чем начать подъём по лестнице эволюции, люди успели деградировать.
   Извечна пустота. В ней было всё: вакуум-поле-вещество, частица и волна, предопределение и случай, инстинкты, мысль и разум, живое в неживом...
   Но бесконечность не знала расстояний, путей и идущих по ним; вечность не обременялась движением и потерями, и ритм не флиртовал с музыкой; живое и мёртвое не размыкали объятий, все измерения толкались в коммуналке, где ответы не нуждались в вопросах.
   В истоке творения лежала скука. Её зуд растревожил замкнутую нирвану, и в одной из своих областей пустота квантовым скачком родила Протовселенную. Целое разъединилось на части, чтобы познать себя со стороны. Проявились свойства и состояния материи, вы воспринимаете ничтожную их часть. Природа многолика, но её творец безличностен. И в каждой из проявляющихся вселенных, экспериментируя, он создаёт её структуру и константы, не вмешиваясь на своём уровне в дальнейший ход событий.
   Мы - ваши предтечи - цивилизация столь древняя, что уже тяготимся грузом бытия. Мы, по сути, руки творца, наша цель - создавать пути разума, наше существование - энергетические плазмоиды с любой степенью метаморфоза, практически вечны, но можем захотеть стать смертными. Возможности, с человеческой точки зрения, божественны: чтобы создать звезду и разумное существо размерами поменьше, не обязательны шесть дней, а межвселенские расстояния - всего лишь миг.
   После рождения вашей Вселенной последней галактикой, куда пришли наши искатели и сеятели, стал Млечный путь. Надо сказать, что Мать-пустота каждому своему ребёнку давала всё больше ограничительных законов и проблем, тщась между молотом и наковальней (через тернии - к звёздам!) выковать расу, которой можно передать своё дело, которая, может быть, единственная сделает себя сама. Как ни странно, мы, старшие дети, в нашей маленькой Протовселенной всесильные с рождения, тоже не без изъянов: нравственность и мудрость от местечкового до космического уровня растёт явно медленнее силы необъятной. Что и приводит иногда к божественным ляпам.
   Отыскав в одном из узлов Орионова рукава, на краю галактики, прелестный уголок - третью от светила планету, расположенную в зоне обитаемости белковой жизни, сеятели решили проскочить этап колыбели и с двойника Земли за сотни световых лет доставили на юную планету высокоразвитых гуманоидов - титанов и атлантов. На своей планете эта раса, вырождаясь, приближалась к тупику, и сеятели решили дать колонии шанс.
   Гиганты вполне прижились, создав цивилизацию, вышедшую в космос системы. Но какая-то нравственная и физическая генная поломка-червоточина, не увиденная сеятелями, сработала опять, и добрые и мудрые существа начали молотить себя ядерными дубинами.
   С самого начала критиковавший идею переселения сеятель Сатанаил потребовал предоставления полномочий для исправления ситуации.
   Утопив в океане Атлантиду, заковав в ледяной панцирь Антарктиду, повышением гравитации, ледниками и землетрясениями стерев Гиперборею, он, посчитав, что очистил генный материал титанов от мутации, скрестил его с пронырливым обезьяньим народцем и, выгнав из лаборатории, велел плодиться и размножаться. 'Колоссов создал ты сперва, великий Боже, а муравейник сотворил гораздо позже' **...
   Вначале Сатанаил не вмешивался, а присматривался к повадкам своих подопечных. Когда же те стали придумывать по роду-племени себе богов, он ревниво понял, что командировка несколько затягивается. Пытаясь вернуть народам память об истинном Создателе, он, догадываясь, что одновременное низвержение всех языческих богов приведёт к хаосу, сделал ход конём: выглядел настырный, склонный к догме, но своенравный и непреткновенный в смиренномудрии кочевой народ и объявился под личиной Единого и Сущего. Усилив образом Яхве свою эгоцентричность и нетерпимость, он вскоре понял, что коса нашла на камень. Положив своему избранному народу роль Троянского коня и тучу прописей и заветов, нарцисс и солдафон Сатанаил-Яхве и т.д. придирчиво вколачивал их в жестоковыйных ропотников.
   Славословя и попрошайничая, детки обременялись не светом, а грехами. Он уставал их вразумлять, косил тысячами и городами, топил потопом, но всё больше убеждался, что раковую опухоль титанов вырезать не может. Забывая о милых чертах собственной сущности по образу и подобию, ожесточался и ожесточал тысячекратной карой до воплей и скрежета зубовного. Кромсая детей прокрустовым ложем своих уставов, нарвался на земную присказку: 'Хотел как лучше - получилось как всегда'...
   Пошедший в разнос Сатанаил готов уже был потушить земной драчливый гибрид, но Совет Протовселенной посчитал этот путь уникальным и отправил нас с Иисусом отстранить бога и выправить положение.
   Конечно, были варианты. Вплоть до силового - на уровне физических законов Вселенной - исключения зла из вашей реальности. Но... как у вас говорят, дьявол прячется в деталях: зла и добра нет в природе - это лишь градуирование этики, да и то далеко не точное. Добро для льва есть зло для антилопы, и, исключив её зло, стираем из природы весь львиный род. Конечно, можно и льва попытаться приучить к травке, можно всех посадить на солнцеедение да стерилизовать мораль под белых и пушистых, но это уже другая планета и иной путь.
   От титанов люди получили и некоторые 'чудодейственные' способности (точнее, малую толику Знания): подключение к инфополю планеты, предвидение, понимание языка животных и растений и способность принимать их облик, дар целительства, способность к минимуму жизнеобеспечения, изменение скорости собственного времени, концентрацию своей биоэнергии, пси-воздействие на чьё-либо сознание, телепатию, телекинез, левитацию, регенерацию (залечивание ран и выработка противоядий), отведение взгляда (невидимость)... И жили перволюди под тысячу лет, что практически сравнимо с бессмертием. Но испугавшись, что его резвое создание , развив свою магическую составляющую, ещё больше станет перечить, Сатанаил-Яхве и прочая эту часть человеческой сущности и притушил, подтолкнув человечество к техногенному развитию. Надел узду-регулятор и на бессмертие.
   Было ясно, что разъединённое, разноязыкое, раздрайное человечество также топает в тупик. Как их половинки-титаны, как многие ветви вселенского разума. Может, при последнем своём творении Мать-пустота перегнула с условиями задачки, но в предыдущих мирах дисбаланса было меньше. Создав Мультивселенную, пустота взяла паузу и, поставив нас няньками, ждёт результата. Наивная вера в возможность потрепаться с Творцом и поплакаться в жилетку - всего лишь издержки детства. Мы тоже не сидим на связи и вмешиваемся по катастрофической необходимости. Да и то не всегда: путь лишь тогда идёт в зачёт, когда собственными ножками, ползком-катком ли, но без наших костылей.
   В общем, собери мы всепланетное вече, низложи Яхве с прочими богами, открой нашим братьям-несмышлёнышам жёсткую правду Мироздания, - хорошо, если б только пинка получили... Право выбора есть, но как говорили древние, никто не обязан пользоваться своим правом. Вот и пришлось не сносить старое административное здание, а латать. Продлили сюжетные линии и пророчества древних, объявили Иисуса сыном человеческим и божьим, поведав о его предсуществовании, набрали рыбацкую артель по уловлению человеков - и начали изнутри очеловечивать человечество. С 'чудесами' и массовыми иллюзиями было просто, тут, главное, не пережать. Обманом, пожалуй, стало внушение Марии, что она родила Иисуса, и Иосифу, что он здесь ни при чём. Переборщили, пожалуй, и со следованием Ветхому завету: многое не стоило продления...
   Иисус проповедовал, притчи доходили далеко не до всех. Евреи ждали обещанного Машиаха-освободителя, их первосвященники держались за власть - так что Иисус всем был не ко двору. Ученики хоть и смотрели ему в рот, но тоже не понимали, когда же всех побьём и воцарим еврейский рай.
   И настолько въелся в сознание образ Сатанаила и обезьяны, что слова Иисуса, входившие в уши, в душах не всех задерживались, из рта и евангелий вылетая на потребу дня и сильных мира сего. Иисус не звал в загробную вечность: царство небесное - это совершенствование духа на земле, принявшего в себя естественный закон и образ бога - совесть: воздаваться должно на земле; не призывал подставлять щёки для битья возлюблением ближнего своего, а говорил: 'Люби того, кто достоин любви'; терпимость Христа никому не желала страданий и к ним не призывала, а 'рабы божьи' сделали крест, то есть виселицу, и вечные муки символом веры и ключом к раю: чем больше здесь терпишь, тем легче там - верблюдом в ушко иголки; не по лезвию меча показывал он путь, а ему приписали "Не мир пришёл Я принести, но меч"; не сотвори себе кумира, повторял он, а идола сделали и из него; Христос был влюблён и любим, и радость его существования открыла ему именно земная жизнь, а фанатическая экзальтация при умерщвлении плоти и самоистязании, уход от мира и из мира - это религиозное мученичество от кастратов; не покорности и покаянию за спасение, а тяжкому труду самосовершенствования учил сын человеческий, открывая бесконечность разума и познания, а паразитирующая на нём церковь слишком часто впадала в мракобесие, вопя "низ-зя!"; небо и всё небесное у него - это мера человеческой высоты, он поднимал братьев с колен показом человеческих возможностей, а церковники ставили на каждом клеймо 'раба божьего'; видеть по Иисусу в мире, где всё выглядит не так, как кажется, где видишь вещи, но не себя - это видеть духом своего 'я', своей божественной духовной сутью - и увидев себя, различаешь реальность мира; не телесное непорочное зачатие - по учению церкви, а второе, духовное, - рождение по-Иисусу; и не женщина породила 'первородный грех', спихнутый на неё божком-провокатором и угодливыми служками, ибо она - божественный храм и лоно вселенной; Бог не свыше, а во всех, и все - Боги, и все - творцы; проповедь 'каждому - по делам его' Иисус связывал с понятием реинкарнации - законом перевоплощения сущностей, - иудаизм вообще это понятие не вводил, а христиане изъяли: под индульгенции и торговлю раем-адом не подходило...
   В общем, не ставил мой друг своё учение выше жизни, и все его максимы - творчество летописцев. Что-то подчистили, что-то присочинили - воз людских страстей и ныне там. Попытавшись эволюционно, сохраняя мудрость и искры добра древних, показать путь к единству Земли, мы не обольщались: времени после Евангелия должно быть не меньше, чем до него. Уже два тысячелетия Земля на карантине: Вселенные ждут. Не забывая своей колыбели, человечество - пока черновой набросок - должно найти и выдержать свой путь.
   Слово Иисуса впитывалось столь медленно, что он решился на более кардинальный сценарий. Я сыграл роль предателя, загнав учеников в апостольскую миссию и подтолкнув трусливых первосвященников ввести в действие Пилата под людоедский вопль народа Господнего: 'Распни!' А крест, Голгофа и, главное, кровь стали фундаментом веры и самопожертвования (из всех апостолов только Иоанн умер собственной смертью. Да и то его ранее варили в котле с кипящим маслом...). Но правильно поставив на жестоковыйных упрямцев, мы жестоко просчитались с фанатизмом христиан: Иисус никого не убил, но именем Христа убиты миллионы... Толкнули камешек - сошла лавина. Чуть перефразируя поэта,
  
  
   Но вера - это Рим, который***
   Взамен турусов и колес
   Не читки требует с актера,
   А полной гибели всерьез.
  
  
   Режиссёр сам так решил: в земном теле испытать земную боль. И не столько 'смертью смерть поправ', сколько в попытке изгнания зла из человека. Ночью мы с Марией Магдалиной отвалили камень склепа и помогли воскреснуть Христу. Затем Мария опять нам подыграла: оповестила учеников и собрала их на прощание и уход. Она была его земной и единственной любовью. Он показал ей Вселенную и свой дом, но перешагнуть в энергетическую жизнь она не захотела. Он вновь и вновь предлагал Марии продлить её земную жизнь, посмотреть, что выйдет из христианской затеи, но она, увидев мученическую гибель апостолов, женской своей интуицией прозрела кровавое шествие-ответ порождённой ими религии и не смогла оставаться ни её движителем, ни её оболганной иконой. Иисус до конца дней, неузнанным, трудился с ней благовестником, идя за ней в Константинополь, Рим, Александрию, Францию... В Эфесе она помогала Иоанну писать Евангелие, там же как бы и окончила свои дни. В первые века по Средиземноморью повсюду возникают её культы. Как обычно, объявилось много мест, где 'находятся' и мощи. Но христианство считало женщину изначально греховной, и ревнивые апостолы не могли принять её как равную. После энциклики папы Григория I в VI веке, окрестившего Марию мерзкой блудницей, спекулятивное искусство композицию 'кающаяся грешница' отработало по полной. Лишь в 1969 году Католическая церковь изволила признать, что Магдалина не была блудницей (православие это и не утверждало), но краеугольным своим камнем положила всё-таки труса и интригана Петра - столпа идей Святой инквизиции, которая именем Христа лгала и принуждала. Ушли в своё завселенское путешествие Иисус и его миндаль, Башня рыб его из родной Галилеи. Помогая в других мирах выбирать путь разума и света, они уже не дают вовлечь себя в запрограммированный поток событий. Двигаясь к Началу, они возвращаются к Земле. Свою дочь - 'легендарную чашу Грааля' - мать поручила близким в Провансе. Ей мать и передала портрет, написанный Иешуа Ха-Ноцри, когда он махнул бессмертие на любовь. Через чьи руки картина попала в эту общину ессеев, неизвестно, но ваша Мария и портрет нашли друг друга, и я счастлив, что в ней опять увидел своих друзей.
   - Неужели для тебя это неожиданность? - удивился Мурад.
   - В Мироздание не заложено предопределение. Есть цель - любовь и выбор к ней пути. Смысл движение - познание и восхождение. Но не самоцелью, а преображением мира. Не уничтожение хаоса, но его гармонизация. А гармония - постижение себя как части истины. С каждыми идеей, шагом, поступком сУдьбы человека и человечества ветвятся, и комбинации истории бесконечны: природа даёт вероятность различных будущих и прошлых, а не определяет единственно-узаконенное - Бог тоже кидает кости. В одну реку дважды не войдёшь. Библейская история - не факт, а версия. И события несли иную реальность или не случились вообще, и записывались по испорченному телефону. У вас опять пошло трагическое время, но уже рождаются дети-индиго, и в них - надежда на скачок. Технологически ещё можно развиваться. Не слишком далеко. Человечеству пора поворачивать к человеку. Не мнить себя избранным у местечкового Сатанаила-Яхве с заманушкой рая - вязанкой сена перед мордой осла, а среди равных рас и планет строить Мироздание, открывая его сверхизмерения своим магическим биоключом. И стать гипермерным существом, живущим в материальном и духовном мирах, - стабилизатором существования своей Вселенной. Чаша ещё не наполнена и есть куда восходить: ощущаемая и воспринимаемая вами материя составляет 5% от вещества Вселенной, всего на 5% работает ваш мозг, всего 5% генома хватает для существования вашего организма. Нет закрытых дверей - так идите и стучитесь!
   - И получилось, что один бог стал Сатаной, другой - Христом, а третий - Иудой?
   - Можно и так. Хотели как лучше...
   - Всё, что ни делается - к лучшему, но худшим из способов, - хмыкнул Роман. - Наши ребятки...
   - Иуда, а как вы перемещаетесь во вселенных и между ними? - не отставал Мурад.
   - Ну, постройте 'кротовую нору' или чёрную дыру: искривите пространство-время сжатием объекта с массой Земли до размера в сантиметр. Всего-то энергии потребуется 1033 киловатт-часов, а человечеству, в сравнении с энергией, произведённой за всё время существования, около 1019 лет, что в миллиард раз больше возраста Вселенной... Или укорачивайте путь через иные измерения пространства и времени, или просто скажите формулу переноса сознания в нужные координаты, а плоть нарастите по прибытии, или, ещё проще, найдите построенные нами порталы...
   - Так физические законы одинаковы во всех вселенных?
   - С какой стати? Творение - это причина рождения разума, чтобы осознать смысл мироздания и его пути. А чёрно-белым зрением унифицированных законов и форм всей мировой радуги не увидишь. Может быть мир, в которой физические константы меняются. При каком-то их сочетании возникает разум. Может быть Вселенная с антиматерией и невообразимыми значениями её антиконстант. При благоприятных условиях неотвратимо возникает разум. Но не обязательно по щелчку. Сосуд без вина - форма без содержания, мироздание оживает разумом, и все не дураки выпить... Смешно ли-нет, но все миры и инопланетяне, придуманные земными фантастами, - лишь малая толика бесконечного их разнообразия.
   - Ну ладно: со спектаклем и вашим бессмертием прояснилось, а каково наше существование после смерти - раю-аду-вечности каюк? - без особого интереса спросил Роман.
   - Надеюсь, сыграли мы хотя бы мистерию... Страшилки апокалипсиса и бесконечных (сковороду возлюбишь или от скуки снова сдохнешь) ада-рая выворачиваются своим стационарным состоянием в бессмыслицу. До них додумались только ваш Всемилостивый со церковниками. В официальном христианстве полно двуличия: смерть всем за непослушание двух деточек (Райское Древо - дерево знания. Жлоб Иегова...); страх перед вечными муками, но спасение души через страдание; религия - узда на звере в человеке и... благочестивая старушка , подбрасывающая хворост в костёр инквизиции... Кнут и пряник, крест и кровь - символ веры, как всегда... Как сказал ваш Станислав Лем: "Мне кажется, было бы лучше, если бы мы существовали в космосе одни. Потому что худшее состояние, чем человеческое поведение, уже недостижимо".
   Но истинно сказано о естественном изначальном законе: будет по делам их... Жизнь - ответ на вопрос "Кто мы?" Смерть - зеркальный отскок её подачи, суть переход в иные измерения. Кто-то становится пророком, кто-то - навозом; кто-то задерживается на пересылке, ожидая новую материальную или полевую одёжку; воин становится философом, философ - мудрецом, а мудрец магом - и в связке они творят миры...
   Во вселенной невпроворот работы, чтоб тратиться на сиропную благость осанн и аллилуй. Таки и за отсутствием адресата.
   У нас в Протовселенной тоже напряг с вариантами. Когда решаешь уходить, можешь разделить сознание и энергетическое поле на несколько сфер, дав жизнь детям, или излучиться сверхновой, или стать разумной планетой и запустить эволюцию... Но перейти грань бытия и слиться с Матрицей пустоты, сохранив свою личность, нам не дано. Возможно, ещё не нашли путь. Ещё и поэтому Христос пошёл в обход: добраться до Начала с ТОЙ стороны бытия, чтобы из первых рук получить ответ на 'Зачем мы?' И чтобы рядом была его любимая.
   Полог шатра колыхнулся, и Мария, давно стоявшая у входа, скользнула внутрь и поцеловала Иуду: 'Спасибо...' Перекрестив всех сияющим обликом своей праматери, она вышла, и Иуда замолчал. А Роман молитвой перед сном проговорил строки великой и трагической женщины:
  
  
  О путях твоих пытать не буду,****
  Милая! - ведь всё сбылось.
  Я был бос, а ты обула
  Ливнями волос -
  И - слёз.
  
  
  Не спрошу тебя, какой ценою
  Эти куплены масла́.
  Я был наг, а ты меня волною
  Тела - как стеною
  Обнесла.
  
  
  Наготу твою перстами трону
  Тише вод и ниже трав.
  Я был прям, а ты меня наклону
  Нежности наставила, припав.
  
  
  В волосах своих мне яму вырой,
  Спеленай меня без льна.
  - Мироносица! К чему мне миро?
  Ты меня омыла
  Как волна.
  
  
   Наутро в авральном режиме собрали лагерь, вынесли оставшееся из склепа и, упаковав, навьючили на ослов. На коней положили убиенных сирийских крестьян, посадили женщин. Перед этим попрощались с Иудой. Мария и Мурад не хотели брать оружие и деньги, но Иуда велел взять всё, сказав, что война уже на пороге. Он отозвал Марию и, что-то быстро ей сказав, исчез, не всколыхнув воздуха.
   Скорбный караван вёл Мурад, Роман с автоматом шёл сзади. К ночи плакали оставшиеся родственники Мурада и скорбел весь посёлок. Жара не тронула хранимые Иудой тела, и, словно живые, новые мученики смотрели в мирное бездонное небо.
   После похорон Мурад отдал трофейные деньги и обещанную оплату семьям погибших и распределил по клану оружие. Вафа проводила их до окраины и долго крестила вслед.
   В Дамаске они разобрались с найденным, и Мурад выправил разрешение на вывоз из страны нескольких артефактов. Перед отлётом он водил друзей по самой древней столице мира. Чем-то милым веяло от первого названия города во времена фараонов - Димашка... Где как не в 'глазе Востока' могли поселиться Адам и Ева; ужаснувшись, вскрикнула каменная глотка пещеры Макам аль Арбейн, где Каин убил Авеля; построена первая после потопа Дамасская стена; где на вечное хранение сдал свою голову Иоанн Креститель и гонитель христиан Савл вдруг переродился в рьяного апостола Павла... Глаза и души не успевали впитывать намоленное время мечетей, медресе, мавзолеев, минаретов, часовен, дворцов и крипт, и хаос узких улочек Старого города обволакивал мистической аурой. Мурад буквально силой притащил Марию на суматошный километр тысячелетнего рынка Сук аль-Хамидия в кафе Бакдаш угощаться знаменитым мороженым из порошка высушенных клубней орхидей и смол мастикового дерева, посыпанного фисташками, пока некурящий Роман торговался с продавцом кальянов и скупал разноцветье пряностей...
  
  
   ***
   Через две недели после возвращения Романа скрутила лихорадка. Врачи оказались бессильны перед неведомой заразой, и его начала выхаживать Мария. Она сутками не отходила от бредящего учителя, засыпающего Иуду бесконечными вопросами. Ответы ли его целили или Мария, непонятно когда словно прошедшая стажировку у Иуды и с помощью портрета вливающая силу в больного, но приговор врачей был отменён.
   - Выздоровел? - спросила она, не утруждаясь реверансами перехода на 'ты', и лукаво добавила, что теперь как честный профессор он обязан взять студентку, скомпрометировавшую себя столькими ночами с одиноким мужчиной, в жёны.
   Что он тут же и сделал, даже не удивившись подарку Иуды: Мария оказалась девственницей. Перед тем, как уснуть у него на груди, она призналась, что ей сказал при прощании Иуда: портрет усилит твои врождённые способности целительства, но не отдавай его своей общине и не используй в качестве иконы или евангелия в религиозных делах - не возрождай мессианство художника, а возьми примером его последний спектакль: взгляни в души Мурада и Романа и услышь свою тональность.
   - И знаешь, какой у него взгляд: не по-божественному - сквозь, а по-человечьи - внутрь...
   Мария окончила аспирантуру и стала работать ассистентом Романа. Однажды, уложив малышку, она прикатила столик с ужином мужу, смотрящему новости.
   Когда показали истерзанную 'невесту пустыни' Пальмиру, Роман резко схватил голову жены и прижал к своей груди. Бородатые вандалы ХХI века, взорвав тысячелетний римско-восточный, впоследствии христианский храм, деловито отрезали головы новым неверным. Вторым в шеренге стоял Мурад. Как будто прозревая своих друзей, он улыбнулся им и вскинул прощально руку...
   И на этот миг Роман не смог удержать Марию.
   ____________
  
  
  * Фома Аквинский
  ** В.Гюго
  *** Б.Пастернак
  **** М.Цветаева

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"