Аннотация: "Дом-машина" Ле Корбюзье - известный образ, почти нарицательный. Своего рода клише. Но все ли знают, что у этого образа имеется вполне конкретный проект-прототип?
Биографические записки о Ле Корбюзье.
Четвертый фрагмент
(Популярно - для школьного возраста)
|
Дом-машина Ле Корбюзье (1921 - 1927)
1921-й год. Русский антрепренер Сергей Дягилев выпускает в Париже два новых модернистских балета в сценографии Пабло Пикассо - "Пульчинелла" и "Cuadro Flamenco". Сам "король кубистов" как раз в это время пишет своих знаменитых "Трех музыкантов" - картину, ставшую позже иконой для художников авангардного направления. Похоже, новизна открытия - в живописи, в архитектуре, в литературе - становится в это время едва ли не главной ценностью всякого нового произведения. Во всяком случае, одним из важнейших критериев. Что бы ты не создавал - роман, картину или здание - это обязательно должно быть нечто сногсшибательное, не виданное прежде.
Что до Эдуарда Жаннере, то он полностью поглощен своим новым увлечением - журналом "Эспри Нуво", который выходит под патронажем меценатствующего коллекционера Ла Роша. Дает частные уроки рисования... Остальное время почти все отдано живописи, - этим он занят или у себя в мастерской (теперь она помещается на улице Асторж, 29) или в мастерской его приятеля Амеде Озанфана.
Ш.Э. Жаннере. Натюрмрт. 1919
Наработавшись, друзья отправляются поразмяться - пройтись по улицам, а заодно заглянуть в какой-нибудь кабачок, выпить вина, немного передохнуть. Разговоры в кафе за бутылкой божоле, непритязательный наигрыш тапера у фортепиано, какая-нибудь неожиданная сценка из жизни, мимолетный флирт с разносчицей или моделью, ночные прогулки по городу - все это, что ни говори, сообщает парижской жизни неповторимый вкус и аромат.
Париж 20-х годов 20 века. фото Пьер-Ив Пети \ Pierre Petit
Парижские кафе совершенно разные, о многих сложены мифы и легенды, связанные,в частности, со знаменитостями, которые там успели побывать. Как-то однажды Жаннере с Озанфаном зашли в заведение, где им раньше бывать не приходилось. Как оказалось позже, и этому кафе суждено было войти в историю, - правда, несколько неожиданным образом.
Едва оказавшись внутри, Жаннере был заинтригован. Привлек его внимание сам зал для посетителей - действительно своеобразный.
Помещение - довольно узкое, вытянуто от входа в глубину, - как это часто бывает с магазинчиками или кафе в Париже. К тому же и довольно высокое, практически в два этажа. Этакий "пенал", одним словом. Наверху - балкончик, где посетители могут пить свой аперитив и разглядывать сидящую внизу публику. Стена, обращенная в сторону улицы, - стекло во всю высоту.
Едва друзья уселись за столик и сделали заказ, Жаннере начал восхищаться:
- Ты только взгляни на это пространство, Амеде! Что за шик! Как будто ты на пароходе. Настоящая кают-компания!
Озанфан огляделся.
- Да, здесь неплохо.... Представь, что это кафе наше собственное. Скажем, мы его приобрели или взяли в аренду. Что бы ты здесь предложил?
- Хм... Можно было бы устроить здесь художественное ателье. Или магазин офортов. А впрочем, - Жаннере покрутил головой во все стороны, - если сделать таким вот образом... могла бы получиться недурная квартирка! На втором этаже вполне можно устроить спальные - перекрыть такое узкое пространство ничего не стоит.
- Квартирка? - Озанфан изумлен.
- Точно, апартаменты! Причем шикарные - в двух уровнях...
Вернувшись домой, Жаннере сразу направляется к чертежному столу. Делает несколько быстрых набросков, затем прикрепляет большой лист ватмана к доске.
Проходит совсем немного времени, и у Жаннере созревает новый проект, - только уже не квартирки, а вполне приличного жилого дома. Он настолько прост и в то же время оригинален по своему виду и внутреннему устройству, что способен вызвать оторопь у непосвященного. И все же при его довольно суровых формах в нем есть свой стиль, своя эстетика.
- Смахивает на машину. - снисходительно говорит Озанфан, едва увидев рисунки и чертежи приятеля. Действительно, сходство с автомобилем несомненное. План компактный и вытянут в длину, словно настоящий лимузин. Наверху у дома имеется большое "лобовое стекло" - окна крыши-террасы. Есть и "радиатор", - большие оконные проемы гостиной, забранные вертикальными решетками переплетов.
- Это и есть дом-машина, - соглашается Эдуард. - Образно говоря. Как видишь, он очень простой, рациональный, ничего лишнего, никаких карнизов и пилястр. Совершенная машина - для жизни, для обитания.
Он с интересом вглядывается в чертеж, тогда как Жаннере наблюдает за его реакцией.
- В самом деле, обычным твой дом не назовешь. Этакий форд-хаус...
- Форд-хаус? Отлично, Амеде! Название что надо, - Эдуард расцвел улыбкой.
- Берем патент? - шутит Озанфан.
Но Жаннере вновь становится серьезным.
- А что, если и в самом деле назвать его как-то так...
- Например?
- Например, "дом-ситроен"...
- В честь нашего автомобильного короля?
- Ну да! Чем он хуже Форда?
Шарль-Эдуар Жаннере в своей квартире на рю Жакоб. 20-е годы
Андре Густав Ситроен - с начала двадцатых годов это имя известно любому парижанину. Незаурядная личность, крупный магнат, наследник миллионного состояния, производитель с поистине американским размахом. В 1919 году в мастерских на набережной Жавель, под вывеской "Акционерное общество Ситроёна" он начал выпуск своих машин, а к концу 1920-го года по дорогам Франции бегало уже 15 000 "ситроенов". Ни французские, ни даже немецкие производители не могли соперничать с предприимчивым французом. "Ситроен" был по сути первым автомобилем в Европе, выпускаемым серийно.
В 1922 году проект "дома-ситроена" был показан на ежегодной выставке Осеннего Салона. Специально к выставке Шарль-Эдуар совместно со своим кузеном Пьером Жаннере изготовил внушительный макет (см. в самом верху). Чем-то он напоминает греческие или марокканские дома, белые, прямоугольные, с гладкими поверхностями стен и плоскими крышами-террасами, предназначенными для отдыха в прохладные вечерние часы. Похожие дома Жаннере видел - да и зарисовывал - во время своих юношеских путешествий по Средиземноморью - Средней Азии и Балканам.
Дом-ситроен. Современный макет
Свой проект Жаннере не уставал дорабатывать и видоизменять. С 1919 по 1924 годы он создал несколько разных его вариантов. Что же конкретно собой представляет "дом-ситроен"?
Давайте посмотрим.
Во первых, в нем - 3 или 4 этажа. Жилые помещения начинаются со второго, на который ведет наружная (а также и внутренняя) лестница. В доме обязательно имеется:
- встроенный гараж,
- 3 или 4 спальни, с ванной комнатой в отдельном узле (ванные по тем временам в общем-то были роскошью, привилегией богатых),
- плоская крыша-терраса с удобным выходом на нее (совершенно необычная вещь для Европы того времени).
- и наконец, роскошная двухсветная гостиная, пространство которой, - с открытой антресолью наверху или без нее, - освещалось огромным окном. Эта гостиная, собственно, и была главной изюминкой проекта.
В свое время Жаннере был очарован футуристическим "Индустриальным городом" Тони Гарнье. В этом проекте Гарнье, в его одинаковых домиках-призмах с плоскими крышами и белыми стенами, разбросанных среди зелени садов, есть что-то от средиземноморской иддилии. "Дом-ситроен" был, повидимому, попыткой Жаннере создать свой собственный вариант типового семейного гнездышка для такого вот города-сада.
Индустриальный город Тони Гарнье (1869 - 1948).
"Дом-ситроен" и сегодня восхищает своей оригинальностью, остроумием находок. Он был настолько нов и неожидан, что стал для Жаннере неким рубежом, за которым лежал уже другой мир, совершенно другая, ослепительно новая реальность. О возврате к прошлому не могло быть и речи. Все, что было им сделано до сих пор, - в Швейцарии и в Париже, в "Обществе по применению армированного бетона", - отвергнуто без сожалений. Теперь для Жаннере все начиналось, что называется, с чистого листа. Первые "белые виллы" в стиле пуризма, построенные им в Париже - дом Кук, вилла Ла Роша, дом-ателье Озанфана, - это уже совершенно новая архитектура. Именно с этих зданий, в которых так или иначе интерпретируются находки "дома-ситроена", Жаннере получает широкую известность в Европе, становится тем самым знаменитым Ле Корбюзье, которого все знают.
Однако построить "дом-ситроен" Жаннере удалось не сразу, а лишь несколькими годами спустя. В 1927 году, в Германии, под Штутгартом проводилась международная архитектурная выставка "Wohnung" - "Жилище". Жаннере был приглашен одним из почетных ее участников. Известные архитекторы - в их числе Мис ван дер Роэ, Ганс Шарун, Питер Ауд, - выстроили там по "образцовому" дому, каждый свой вариант. Эдуард Жаннере построил два здания, одно из них и есть тот самый "дом-ситроен". Хотя дом был представлен как образец "экономичного жилища" для одной семьи, по сути это небольшая комфортабельная вилла в броском, лаконичном модернистском стиле, вполне актуальном и сегодня. (с)