Ржепишевский Юрий: другие произведения.

Мой дом - моя крепость._Дома Жауль (Jaoul Houses by Le Corbusier)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс "Мир боевых искусств. Wuxia" Переводы на Amazon!
Конкурсы романов на Author.Today
Конкурс Наследница на ПродаМан

Устали от серых будней?
[Создай аудиокнигу за 15 минут]
Диктор озвучит книги за 42 рубля
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Архитектура домов Жауль совершенно необычна для Корбюзье. Здесь он вроде бы изменяет своему неизменному кредо модерниста во имя новых, более экзотических ассоциаций.

  
  ДОМА ЖАУЛЬ В НЕЙЛИ-СЮР-СЕН, ПАРИЖ
  (проект 1951-54; окончание строительства 1956)
  
   Дома Жауль.  Общий вид []
  
  
   Дома Жауль в Нейли-сюр-Сен, под Парижем - это два небольших индивидуальных дома, своего рода двухэтажные таунхаусы, с третьим этажом в виде надстройки; расположены перпендикулярно один к другому на общей платформе цокольного этажа. Под этой платформой находится гараж. Построены эти дома для Андре Жауля, промышленника, с которым Корбюзье познакомился еще до войны, во время своей первой поездки в Соединенные Штаты, на борту корабля, следующего в Нью-Йорк. Именно тогда месье Жауль и заказал ему проект, ну, а до реализации дело дошло, как видим, только к середине 50-х. Да и проект был уже, скорее всего, совершенно другим. Один из домов предназначался для самого Андре Жауля, второй - для его взрослого сына, успевшего к тому времени обзавестись семьей.
  
   Как можно видеть на снимках, здания выполнены в формате утрированно брутальных форм и упрощенной (до полного ее отсутствия) отделки, и на первый взгляд совершенно лишены какого-либо внешнего лоска. Тяжеловесные, грубые, как бы даже нарочито примитивные - прямо какие-то архитектурные динозавры. Это безусловно виллы, но в них нет ничего от сияющей пуристской чистоты и изящества вилл того же Корбюзье 20-х годов. В сравнении с ними, дома Жауль - словно какой-то внезапный скачок в прошлое, возврат к каким-то доисторическим архетипам. Чего стоят кирпичные сводики в интерьерах - вместо ровной железо-бетонной плиты потолка. Или земляной настил на крыше - вместо современного покрытия из рубероида и жести. Нарочитая брутальность внешнего облика и крестьянская непосредственность и простота внутри дома наводят на мысль скорей о крестьянских домах. Возможно, этот стиль стоило бы назвать рустикой, крестьянским стилем? Заявление отчасти даже крамольное по отношению к Ле Корбюзье.
  
   Но откуда же взялись сводики? Не с неба же свалились. У модернистов 20-30-х годов эта тема и не ночевала. Корбюзье мог видеть подобные вещи в Провансе, на крестьянских фермах; или же в Индии, в традиционных индийских домах (к тому времени он уже успел побывать в Индии, в связи с проектом Чандигарха).
   На мой взгляд, объяснение здесь гораздо проще. Такие сводики - довольно распространенный прием в строительстве конца 19-го, начала 20-го века. Кирпичные своды по продольным металлическим балкам применялись в те времена всюду, где не подходили обычные деревянные перекрытия: в промышленных постройках, например, или в подвалах многоэтажных жилых домов (из-за повышенной там влажности). Каждый, кто бывал в старых городских заведениях-погребках - пивных, винных подвальчиках - легко припомнит эти сводики. Так что у Корбю мы можем видеть просто их своеобразную пластическую интерпретацию. Обратите внимание, декоративная облицовка этих сводиков изнутри керамической плиткой представляет собой прямую имитацию кладки свода из обычного кирпича. Так или иначе, налицо обращение вспять, к архитектурному арсеналу прошлого.
  
   Дома Жауль. Интерьер с лестницей []
   Интерьер с лестницей.
   Лесенка в духе хай-тек контрастирует с архаикой сводчатых потолков. Необычная комозиция, своего рода архитектурный коллаж.
  
   Насколько монументально и брутально выглядят дома Жауль снаружи, настолько деликатно и даже изысканно решены они внутри. Все эти допотопные мотивы - сводики, кирпичная кладка стен - находятся в самом любопытном взаимодействии с общим представлением интерьеров, решенных в роскошном, пластически свободном "мондриан-стиле". Как мы знаем, цвет Корбюзье применял почти во всех своих проектах - он ведь был еще и художник, и к цвету у него было отношение особое. Красный кирпич, грубо обработанный бетон, белая и окрашенная в яркие тона штукатурка, деревянные панели в отделке стен - все эти материалы, примененные здесь синхронно, звучат легко, гармонично, и по настоящему красиво. Любопытно, что подобный подход вообще характерен для того времени, 50-60-х годов. Он был общей тенденцией - в кино, в фотографии, в дизайне: выразительные шероховатости, разнообразие фактур, аппетитные контрасты.
  
   Дома Жауль. Вид со двора []
   Фасад одного из домов со двора
  
   Середина пятидесятых - это время, когда любая новая постройка Корбюзье, большая или маленькая, принималась "на ура" и становилась событием в архитектурном мире. Дома Жауль не были исключением. Это был совершенно новый, непохожий на себя Корбюзье. Обнаруживающий какой-то новый уровень простоты и непосредственности в архитектуре. Некая англичанка, архитектурный критик, высказалась даже в том духе, что мол, если предыдущие виллы Корбю могли нравиться, возможно, лишь некоторым, то дома Жауль нравятся всем и каждому. Так это или нет, но совершенно очевидно, что дома Жауль - гораздо более демократичный тип частного особняка, нежели к примеру вилла Савой или вилла Штейн.
  
   Идеи, заложенные в архитектуре этого небольшого комплекса, сразу же были подхвачены и интерпретированы на все лады. Особенно эта броская брутальная манера пришлась к месту в Англии, с ее приверженностью ко всему традиционному, в особенности к традиционному красному кирпичу. Постройки подобного стиля получили там большое распространение, особенно, если говорить о жилых многоквартирных зданиях - например жилой комплекс Хэм-Коммон (1955) арх-ра Стерлинга. Можно не сомневаться, что дома Жауль оказали большое влияние на эту архитектуру.
  
   У домов Жауль много общего с домом Сарабхаи, построенным Корбюзье в Индии примерно в это же время, а именно: аналогичный принцип планировки и конструкций - ряд продольных стен, перекрытых сводами, простые исходные материалы, грубоватая бруталистская пластика архитектурных форм. Композиция правда иная. Можно взглянуть здесь на мои старые сообщения о доме Сарабхаи:
   http://corbusier.livejournal.com/46808.html#cutid1
   http://corbusier.livejournal.com/46887.html#cutid1
  
  
   *****
  
   Интерьер []
   Интерьер.
   Гладкие белые стены рядом с плоскостями, окрашенными в яркие
   локальные цвета. Синкопированные ритмы композиции камина - перекличка с ритмами
   джаза, музыки 50-х.
  
  
   Дома Жауль. Общий вид со стороны улицы []
   Вид со стороны улицы. На первом плане блок А
  
  
   Интерьер в блоке Б []
   Интерьер в блоке Б - пространство увеличивается за счет надстройки-фонаря.
  
  
   Интерьер блока Б []
   Интерьер гостиной
  
  
    []
   Планы домов Жауль
  
  
  
   ****
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Гончаров "Образ на цепях"(Антиутопия) И.Коняева "Академия (не)красавиц"(Любовное фэнтези) О.Гринберга "Невеста для герцога"(Любовное фэнтези) Л.Свадьбина "Секретарь старшего принца 4"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) Н.Малунов "Л-Е-Ш-И-Й"(Постапокалипсис) Д.Маш "Искра соблазна"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 4: Спецназ навсегда"(Боевик) Hisuiiro "Птица счастья завтрашнего дня"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список