Ржепишевский Юрий : другие произведения.

Консультант "Общества По Применению..."

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Биографические записки о Ле Корбюзье.
    Второй фрагмент
    (Популярно - для школьного возраста)

  
   КОНСУЛЬТАНТ "ОБЩЕСТВА ПО ПРИМЕНЕНИЮ..."
  1917-1919
  
  
  Эдуард Жаннере прибыл в Париж осенью 1916 года, в октябре. Ему уже пришлось побывать здесь, это было почти десять лет назад. Тогда он только лишь начинал свой путь в искусстве - неофитом, полным романтических надежд, готовый впитывать, познавать. Сейчас ему уже почти тридцать. Не то чтобы он избавился от своих прежних честолюбивых мечтаний, скорей, наоборот. В Шо-де-Фоне Жаннере ясно почувствовал свою силу, осознал меру своих возможностей (он успел спроектировать и построить там несколько больших частных жилых домов, кинотеатр, богатый особняк для местного часового магната). Теперь же, с приездом в Париж, для него, похоже, пришло время настоящего экзамена.
  
  
   []
  Париж. Башня Эйфеля.
  
  
  Однако между Парижем прошлых лет и Парижем нынешним разница большая. И какой разительный контраст с благополучным, далеким от войны Шо-де-Фоном! Парижская жизнь изменилась, многого не узнать. Беспечная атмосфера довоенных лет ушла в прошлое, праздник жизни если не исчез совсем, то стал другим, наполнился иными ритмами, красками, иными звучаниями. Так или иначе, Шарлю Эдуарду предстояло найти здесь свою новую судьбу.
  
  Прежде всего, ему нужно было как-то устраиваться. Профессия у него была, и неплохая. Однако получить заказы на проектирование в это время практически невозможно: строительство во Франции почти полностью остановилось. На дворе 17-й год, война все еще продолжается. И потом, достаточно ли у него квалификации, чтобы соперничать с искушенными парижскими архитекторами-асами?
  Что действительно важно для приезжего, так это завязать знакомства, - и для пользы дела, и хотя бы затем, чтобы не чувствовать себя одиноким. Обстоятельства сложились для Жаннере благоприятно, он почти сразу оказывается в знакомом кругу лиц. Это, во-первых, его земляки, живущие в Париже - издатель Даниэль Эстле, инженер-строитель Макс Дюбуа, его старый приятель по школе Шо-де-Фона. Это и коллеги по ремеслу, архитекторы: Огюст Перре, бывший его патрон (все эти годы Жаннере не прекращал с ним переписываться), и пользующийся репутацией новатора Анри Соваж, и Франсис Журден, прославленный автор универмага "Самаритен".
  Журден известен не только в архитектурной среде, он и влиятельный художественный критик, он же - директор Осеннего Салона независимых. Своими эмоциональными выступлениями в прессе в защиту новой живописи и новой архитектуры снискал себе лавры прогрессивно мыслящего деятеля. Именно Журден встретил когда-то приехавшего в Париж молодого Жаннере, обласкал его и дал ему первые рекомендации.
  Однако времена таковы, что работы для архитекторов нет и не предвидится. Но не сидеть же сложа руки, в ожидании, пока обстоятельства соизволят измениться! Эдуард предпочитает рискнуть и открывает собственное ателье. Это небольшое помещение на улочке Бельзюнс, 20, седьмой этаж, с окнами во двор. Он не слишком презентабельный, этот первый его офис, фактически это бывшая комната служанки. Впрочем, для начала сгодится и это. В ожидании заказов Шарль-Эдуард проводит здесь время в разнообразных занятиях - рисует, пишет, размышляет... Квартиру он снимает по адресу: улица Жакоб, 20.
  
   []
  Первая картина, написанная Жаннере в своей мастерской на ул.Бельзюнс,20 - "La cheminée" ("Камин". Изображена каминная полка с лежащими на ней предметами).
  
  Надежды стать "архитектором для толстых" быстро испарились. Заказов нет, и вряд ли они появятся в ближайшее время. "Действительность - вещь неумолимая", по выражению самого Жаннере, с ней приходится считаться. Эдуард решает бросить вызов обстоятельствам. Вместе с Максом Дюбуа, он основывает предприятие под звучным названием "Общество по применению армированного бетона" ("La Société d'Application du béton armé").
  
  
   []
  Шарль-Эдуард Жаннере в своей квартире на рю Жакоб, 20
  
  
  Собственно говоря, это что-то вроде обычной строительной конторы, на акционной основе. Дюбуа - директор, Эдуард - архитектор-консультант. Работа в "Обществе..." далека от синекуры, как могло бы показаться на первый взгляд. За время работы в нем - с апреля 1917 по январь 1919 - Жаннере выполнил несколько серьезных проектов. Это в основном здания утилитарного назначения: водонапорная башня в Подензаке, арсенал в Тулузе, скотобойни в Шаллюи и Гаршизи, электростанция на реке Вьен и т.д. Можно добавить к этому еще проектирование рабочего поселка в Сен-Николя д`Альермоне.
  
  Некоторые из этих проектов были осуществлены. Но был ли сам Эдуард удовлетворен тем, что выходило в это время из-под его карандаша? В "Общем собрании проектов Ле Корбюзье", составленном им самим в конце жизни, не упоминается ни одно из построенных в это время зданий. Такого рода архитектура обычно не привлекает к себе внимания, а уж тем более не пользуется популярностью у широкой публики. И все же технические сооружения того времени нередко заставляли говорить о себе, и именно в отношении их красоты, - как например, изумительные арочные мосты из железобетона швейцарца Роберта Майера, или грандиозные ангары для дирижаблей под Парижем француза Фрейсине. Жаннере отлично понимал, что технические постройки могут нести в себе смелые и в то же время экономичные конструктивные идеи. Понимал и то, насколько важна роль инженера в создании современного дизайна - будь то дом, водонапорная башня, морской лайнер или автомобиль.
  
  Стоит специально сказать об одном из этих ранних парижских проектов Шарля-Эдуарда, он любопытен, поскольку демонстрирует эволюцию социальных представлений у будущего Ле Корбюзье. Это жилые дома в поселке Оврьер, близ Дьеппа. Всего в поселке построено двадцать таких зданий. Каждый дом рассчитан на две семьи, все дома ничем, по сути, не разнятся - то есть, это своего рода "жилая единица", типо-дом. Подобные поселки, с типовыми домами, были в то время в Европе довольно распространенным явлением - в Швейцарии, Германии, в северных странах. Строились они в основном для рабочих семей. Стоит добавить, что это самый первый проект жилища, разработанный Ле Корбюзье на территории Франции.
  
   []
  Шарль-Эдуард Жаннере на Эйфелевой башне, 20-е годы.
  
  В 191? году открывается дочернее предприятие "Общества...", опять же под громким названием - "Общество индустриального предпринимательства и исследований". На правах менеджера этого нового отдела Жаннере закладывает фабрику по производству шлакового кирпича в Альфортвилле (городок-спутник Парижа, в юго-восточном направлении). И становится ее директором.
  
  Трудно представить Корбюзье руководителем подобного предприятия. Совсем еще недавно архитектор богатых вилл, с большими амбициями - и вот тебе! Впрочем, как мы знаем, его отец тоже руководил производством. Возможно и Эдуард, устав надеяться на что-то лучшее, сказал себе: "Ну, что ж, наверно стоит попробовать"...
  Для своих тридцати Жаннере выглядел довольно молодо. Пользовался ли он авторитетом? Почему бы и нет? Высокий, деловой, всегда тщательно одетый, в своих неизменных круглых очках-велосипедах, педантичный, во все вникающий... Настоящий швейцарский инженер, любимый герой его писаний. И всегда при галстуке - тут уж никаких сомнений не должно было возникать:)
  
   []
  Жилой дом в поселке Оврьер, близ Дьеппа. Арх. Ш.Эд. Жаннере
  
  Изготовление на фабрике поточным способом небольших элементов из бетона заставило Жаннере задуматься. Ведь, по сути, точно так же, на конвейере, можно производить и целые дома. И в самом деле: на заводе легко изготовить все необходимое - лестничные марши, блоки для стен, несущие стойки, балки перекрытий. Все, что нужно для этого, тут имеется: лебедки, краны, разнообразные механизмы. После этого останется доставить эти элементы в нужное место. А затем лишь точно, быстро и без проблем собрать их воедино - примерно так же, как собирают часы в его родном Шо-де-Фоне.
  Любопытная, причем, совершенно новая мысль!
  Эти размышления привели Шарля-Эдуарда к созданию системы ДОМ-ИНО, теоретической разработки сборного дома, элементы которого соединялись бы так же легко, как ложатся друг к другу костяшки домино в игре. Система ДОМ-ИНО была запатентована Жаннере совместно с его компаньоном Максом Дюбуа.
  
  И в самом деле, строительство по тем временам - дело чрезвычайно долгое и муторное. Здание в несколько этажей могли возводить годами, причем зимой работы полностью останавливались. Все приходилось делать на месте, почти полностью вручную, без всякой механизации - класть стены из кирпича (в высоких зданиях толщина их в основании порой достигала двух метров), собирать по частям лестницы, укладывать дощатые перекрытия по деревянным балкам, из огромных деревянных брусьев строить сложные конструкции под крышу. Подъемных кранов, какими мы их знаем сегодня, не существовало. Кирпич, как правило, подносили наверх сами рабочие, на специальных козлах, которые надевались на спину. Тяжелые деревянные стропила втаскивали наверх с помощью блоков.
  
  (Во времена Жаннере на больших стройках, правда, уже применялся электрический подъемник. Можно вспомнить Чарли Чаплина, усердно строящего небоскреб в одной из своих картин - там как раз показан такой подъемник. С ним Чарли вступает в комическое взаимодействие, заставляя зрителей то смеяться, то ахать от ужаса. Кстати, этот фильм киностудии "Кистоун" как раз в то время появился на киноэкранах Европы, так что его вполне мог видеть и Шарль-Эдуард в каком-нибудь парижском "синема".)
  
  Что ж, работа в "Обществе по применению армированного бетона" была довольно своеобразным опытом для Жаннере. У него была возможность проверить себя в новом качестве - администратора, управляющего, возможность потереться в коллективе, среди своих новых сограждан. Наверняка он сделал для себя здесь тоже какие-то открытия. Вдобавок он пытался экспериментировать со строительными материалами. Не все его эксперименты были удачными, но тут, как говорится - не попробуешь, не узнаешь.
  Эти знания очень пригодились Жаннере позже, когда он начал проектировать свои первые парижские постройки - дом-ателье Амеде Озанфана, виллу Ла Роша, виллу Штейн в Гарше. Все они выполнены на совершенно новой конструктивной основе, с применением нового материала, армированного бетона. Там уже, надо думать, он чувствовал себя полностью в своей стихии, опытным спецом, хозяином положения.
  Как можно видеть, первые шаги в Париже на архитектурной ниве оказались для Жаннере не слишком обнадеживающими. О каком-то триумфе не было и речи. А ведь Эдуард Жаннере приехал в Париж, чтобы завоевать его! Разочарование было настолько глубоким, что Жаннере уже подумывал - а не бросить ли ему все это? Отказаться от честолюбивых надежд, от архитектуры, сменить профессию...
  
  Об этом читайте в следующем отрывке.
  
  
  *****
  
  _
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список