Ржепишевский Ю.: другие произведения.

Шедевр элегантной простоты (Villa Stein by Le Corbusier)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь рассказывается о вилле Штейн, одной из замечательных ранних построек Ле Корбюзье. Она была спроектирована им для Михаила Штейна, двоюродного брата Гертруды Стайн.
    (Много фотографий).

  
  
  Вилла Штейн в Гарше (сейчас Вокрессон), Париж.
  
  передний фасад []
  
  
  Заказ - 1925
  Проект - 1926-27
  Построена - 1928
  Архитекторы - Шарль-Эдуард Жаннере (Ле Корбюзье), Пьер Жаннере
  
  Вилла Штейн расположена в Вокрессоне, районе богатых особняков под Парижем (ранее Гарш). Ле Корбюзье считал ее этапной в своем творчестве. Действительно, постройка эта принадлежит к наиболее представительным его созданиям довоенного периода, или "героической" (как принято теперь говорить:)) эпохи модернизма. Как и гораздо более известная вилла Савой, вилла Штейн отнесена к историческим памятникам Франции (в 1975 году). Однако, если Савой давно уже является общественным достоянием и открыта для всех, то вилла Штейн находится в частном пользовании и увидеть ее практически нельзя. А посему представляет собой в некотором роде загадку, terra incognita. Недавно было объявлено, что вилла выставлена на продажу. В связи с этим появилась возможность увидеть, наконец, ее интерьеры и террасы, - по крайней мере, на фотографиях.
  
  У виллы Штейн любопытная история. Ее первоначальные владельцы, супруги Штейн, Михаил и Сара, были приезжими, американцами из Сан-Франциско, обосновавшимися в Париже задолго до 1914 года. Михаил Штейн приходился двоюродным братом известной писательнице Гертруде Стайн, которая тоже тогда жила в Париже (Стайн и Штейн, похоже, одна фамилия, по разному прочтенная). У Штейнов водились деньги, и они предпочитали вкладывать их в картины современных художников. С Корбюзье они познакомились, скорей всего, через художника Анри Матисса, картины которого в основном и покупали. Не исключено, что Матисс и рекомендовал им Корбюзье-архитектора. Дело в том, что Матиссу очень нравилась супермодная вилла, построенная Корбюзье для Ла Роша, богатого бизнесмена и коллекционера. Это здание приводило его в восторг.
  
  Впрочем, настоящим заказчиком виллы были, скорей всего, не Штейны, а Анатоль де Монзи, тогдашний министр культуры Франции. Во всяком случае, без его финансовой поддержки здание вряд ли было бы построено. Он также был горячим поклонником Ле Корбюзье - именно благодаря его протекции Корбюзье смог возвести свой знаменитый павильон "Эспри Нуво" на парижской Всемирной выставке 1925 года. А затем и эту самую виллу. Разведенная супруга министра, Габриэль де Монзи, была близкой приятельницей Сары Штейн, они познакомились в каком-то теософском кружке. Таким образом, Габриэль де Монзи с дочерью тоже оказались жильцами виллы Штейн; они занимали второй этаж дома, а Штейны - верхний третий, с террасой. Сейчас в литературе виллу чаще именуют "вилла Штейн/де Монзи", что в общем и правильно.
  
  файл1 []
  Подъезд к дому и интерьеры
  
  
  Гостиная на 3-м этаже []
  Гостиная на 3-м этаже. Главная ее особенность - это ленточное окно
  во всю ее длину; оно обращено к главному подъезду.
  
  Вилла Штейн - безусловно, одна из наиболее интересных у Корбюзье. И одна из самых дорогих: вместе с устройством сада и прилегающими постройками, которые тоже выполнены по проекту Корбюзье, она обошлась в полтора миллиона франков (в исчислении конца 20-х годов). Однако богатство ее, пожалуй, не в роскоши декора или внутренней обстановки, а в необычной пространственной структуре, которая сама по себе создает впечатление роскоши. Ее фасадам - вызывающим, казалось бы, в своей простоте, свойственна утонченная и очень своеобразная пластика. Одно из главных украшений виллы Штейн - открытые террасы в задней части дома (отсюда еще одно название - вилла "Террасы"). Глядя на эти открытые прихотливо связанные между собой площадки, лестницы и переходы, без труда угадываешь, чем именно вдохновлялся здесь Корбюзье: конечно же, формами трансатлантических лайнеров-пароходов. Они всегда были для него бесконечным источником архитектурных идей и образцом рациональной организации.
  
  Дю Паскье, один из молодых сотрудников Ле Корбюзье, после посещения стройки, которая уже подходила к концу, писал своему патрону (Корбюзье в это время находился в отъезде):
  "Что за чудо эта верхняя терраса! Там испытываешь такое удовольствие, что поневоле оттягиваешь момент спуска... Сегодня после обеда я снова побывал в Гарше вместе с господином и госпожой Штейн и госпожой де Монзи. Над террассой развевались французские и американские флаги... Лестница, которая ведет наверх к обзорной площадке, уже установлена. Мадам де Монзи уверяет, что вряд ли решится когда-либо подняться по ней..."
  И не без юмора добавляет:
  "Поговаривают, что дом будет называться "Все наверх!".
  
  персонажи []
  "Капитанский мостик" виллы Штейн. Фото 20-х гг.
  Внизу у лестницы - Ле Корбюзье, мадам де Монзи; наверху справа - Пьер Жаннере
  
  Утилитарное назначение террас (или функция - известно, в архитектуре у всего должна быть функция, не иначе), так вот, функция этих террас по Корбюзье - это, прежде всего, спортивные упражнения, солнечные ванны. Спортивные занятия в 30-х годах получали все большую популярность, ну и конечно были на повестке дня у архитекторов. А загорать на солнце, сняв верхнюю одежду, - вообще только входило в моду, в основном среди элиты. Так что большие террасы виллы Штейн, как говорится, вполне "функционально обусловлены". На практике же они служили в основном для разных вечеринок и парти, которые устраивали у себя хозяева. Наверняка частенько бывали на этих приемах американские писатели и журналисты (напр. Гертруда Стайн со своим братом Лео, журналист Вильям Кук, тоже построивший позже виллу с помощью Корбюзье), парижская богема, художники, дипломатический корпус, представители французской правящей верхушки. Да и сам Ле Корбюзье, можно не сомневаться, тоже бывал здесь - со своей прелестной супругой Ивон Гали (кажется, это она на фото, на верхней площадке).
  
  В тридцать шестом году Штейны покинули Париж и возвратились в Штаты, а их часть дома выкупил некий богатый бельгиец, c типично бельгийской фамилией - Стеен [Steen]. (Как вам эта преемственность фамилий: Стайн - Штейн - Стеен?) Говорят, что вскоре после того как он въехал в свои апартаменты, у Ле Корбюзье раздался телефонный звонок: "Уважаемый, - спросил у архитектора господин Стеен, - скажите, в чем дело? Что за дом я купил? Каждый выходной вокруг него собираются какие-то люди, располагаются на моей лужайке и удивленно на него таращатся..."
  Как можно видеть, вилла Штейн собирала вокруг себя зевак чуть ли не десять лет спустя после того, как была возведена. Да, Корбюзье явно опередил свое время :))
  
  встроенная мебель []
  Элементы встроенной мебели (здесь - стеллаж для книг
  под подоконником) - характерная черточка интерьеров Корбюзье.
  
  кухня []
  Кухня большими окнами смотрит в парк.
  (стол и стулья - дизайн "а-ля Корбю")
  
  Вилла Штейн многократно описана и интерпретирована. Некоторые исследователи считают, что она близка к классике - благодаря своей симметрии, применению "золотого сечения" и тщательному пропорционированию фасадов. Что ж, вполне возможно, - пропорционированием Ле Корбюзье занимался постоянно и неизменно - еще с 1916 года, со времен проекта Турецкой виллы в Ла Шо-де-Фоне. Позвольте процитировать: "Британский критик Колин Рув сравнил геометрическую модульную сетку дома, с ее чередующимися широкими и узкими пролетами, с планом виллы Малькотента архитектора Палладио, и обнаружил многочисленные совпадения". (Жан Луи Коэн)
  Или вот еще, другого автора: "Вилла в Гарше - это классический каталог тонких риторических фигур и объединяет в себе аномалии и подготовленные парадоксы".
  Как говорится, и хотел бы сказать лучше, да не сможешь :))
  
  файл2 []
  Южный фасад, терраса, интерьер кухни
  
  
  Проектируя виллу Штейн, Корбюзье был уже популярным, преуспевающим архитектором, имел заказы, ездил на собственном автомобиле (у него был "вуазен-С12", двухместный). В документальном фильме 30-х годов "Архитектура сегодня" можно видеть его в своем авто, с шиком подкатывающим к подъезду виллы Штейн.
  Это самое здание послужило реквизитом для французской кинокомедии 1957 года "Оскар". Там вилла Штейн - якобы частный особняк месье Бертрана Барнье, богатого фабриканта, которого играет Луи де Фюнес. Что касается интерьеров, показанных в фильме, то они к вилле Штейн никакого отношения не имеют, это просто красивая декорация, выстроенная в студии.
  
  из фильма []
  Кадр из фильма "Оскар" - вступительные титры.
  
   _
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Миленина "Ректор на выданье"(Любовное фэнтези) К.Леола "Покорители Марса"(Научная фантастика) A.Влад "В тупике бесконечности "(Научная фантастика) В.Пылаев "Видящий"(ЛитРПГ) F.(Анна "( Не)возможная невеста"(Любовное фэнтези) Н.Любимка "Академия драконов"(Любовное фэнтези) С.Росс "Апгрейд сознания"(ЛитРПГ) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Мета-Игра. Пробуждение"(ЛитРПГ)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список