Ржепишевский Юрий : другие произведения.

Жилище или дом художника? (Villa La Roche by Le Corbusier)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А здесь идет речь об одной из первых парижских построек Ле Корбюзье, положивших начало его международной известности - о вилле Ла Роша/Жаннере. С фотографиями.


ЖИЛИЩЕ ИЛИ ДОМ ХУДОЖНИКА?
Вилла Ла Роша/Жаннере
Местонахождение: Париж,  Отёй, улица Сквер Д-ра Бланш, 10  
Проект, исполнение: 1923-25,  
архитекторы: Эдуард Жаннере (Ле Корбюзье) и Пьер Жаннере

Вилла Ла Роша/Жаннере - одна из первых построек, возведенных Ле Корбюзье в Париже, после того, как он переехал сюда из своей родной Швейцарии. Она спроектирована уже в совершенно новой манере, подчеркнуто современной - то, что на Западе именуется "modern" (не путать с русским модерном!). Представительный и довольно обширный комплекс можно, без сомнения, отнести к числу безусловных удач Корбюзье. Это его первый настоящий гран-дизайн в современной стилистике.
Дом рассчитан на две семьи,проектировался для богатого бизнесмена из Лозанны Рауля Ла Роша и для Альберта Жаннере, старшего брата Ле Корбюзье. Альберт, как и Эдуард, успел к тому времени тоже перебраться в Париж. И даже жениться и наделать детей, их было у него четверо. Его жена Лотти Рааф, собственно, и была инициатором и финансовым спонсором проекта: на ее деньги построена часть здания с апартаментами семьи Жаннере.


Вилла Ла Роша/Жаннере. Вид со стороны подъезда []
Вилла ЛаРоша/Жаннере.
Вид со стороны подъезда; под выступающим эркером - вход в апартаменты Жаннере.
(Фото Фонда Ле Корбюзье)

Интересно, что вилла Ла Роша представляет собой лишь уцелевшую часть плана, поначалу гораздо более грандиозного. По замыслу Эдуарда Жаннере (будущего Ле Корбюзье) в парижском районе Отёй, в те времена еще деревенском пригороде, предполагалось построить нечто вроде "улицы вилл" для состоятельных заказчиков. Каждое из зданий предназначалось для двух семей, общее финансирование проекта предполагалось обеспечить путем подписки (на паях). В связи с этим "прожектом" Эдуарду Жаннере пришлось выступать одновременно и архитектором, и агентом по торговле недвижимостью, и менеджером-организатором. Дело почти выгорело, однако позже пайщики один за другим отсеялись, и от всего замысла уцелело одно единственное здание - именно это.
Своей ассимметрией и своими "абстрактными" формами вилла напоминает ультрамодернистские макеты жилых домов Ритвельда и Тео ван Дуесбурга, архитекторов из голландской группы "Де Стейл" (Стиль). Они были выставлены в то время в какой-то галерее в Париже и вызвали у молодого Жаннере немалый восторг. Похоже, что именно эти макеты и повлияли на окончательный вид виллы Ла Роша.

Вилла Ла Роша [] Жилая часть дома, слева - большое окно входного холла апартаментов Ла Роша
(Фото Фонда Ле Корбюзье)

В композиционном отношении здание виллы непростое, состоит из двух основных блоков, связанных между собой входным парадным холлом апартаментов Ла Роша. Направо от холла - с его огромным витражным окном во втором этаже - собственно жилая часть, трехэтажный вытянутый корпус с горизонтальными окнами и изящными "палубными" надстройками на крыше-террасе. Он симметрично разделен надвое: левую (от нас) половину занимают апартаменты Ла Роша, правую - апартаменты семьи Альберта Жаннере. Слева от холла, перпендикулярно к основному объему - приподнятая на стойках студия-ателье.

Стоит обратить внимание на изысканный контрапункт окон и проемов на фасаде жилого блока - разных форм и размеров. Что до ленточного окна, прорезающего весь фасад из одного конца в другой, то в те времена оно выглядело совершенно сенсационно. Действительно, конструкция, казалось бы, полностью разрушена (разрезана по горизонтали), а дом не падает! О возможностях железобетонных структур тогда, по большому счету, еще и не подозревали.

Присутствие в составе помещений художественной студии (или "ателье", как говорят французы) - факт сам по себе любопытный. Ведь вилла Ла Роша это, в общем-то, обыкновенный жилой дом, и художников среди его жильцов вроде бы не было. При чем же тут ателье? Это отдельная история. Когда в 1918 году Эдуард Жаннере появился в Париже, никакими особо интересными заказами в плане архитектуры он похвастать не мог. Живо интересуясь живописью, он сблизился с художниками, понемногу стал писать картины и сам. В конце концов увлекся этим по-настоящему - настолько, что принял даже "твердое" решение стать профессиональным художником. Но ведь архитектором при этом он не перестал быть? В результате у него стали возникать один за другим проекты "дома художника", со специальным помещением для живописи, студией. Проекты эти были в общем-то отвлеченные, "бумажные". Хотя уже в 1923-м году по его чертежам был построен в Париже первый реальный "дом-ателье" - для Амеди Озанфана, его приятеля-живописца. А позже подобные дома-ателье были построены для скульпторов Жака Липшица и А.Мещанинова, (выходцев из России, кстати).


 []
Необычный объем студии-ателье, приподнятый на стойках, парит над землей.
(Фото Фонда Ле Корбюзье)


Вид из окна холла на блок ателье. [Фото И.Хагендорн]
Вид из окна входного холла на крыло со студией.
(Фото - И.Хагендорн)

И вот - та же тема в вилле Ла Роша. Рауль Ла Роша интересовался современной живописью, был коллекционером, так что у Жаннере был прекрасный повод включить в проект и студию. Она служила для экспонирования коллекции кубистов Ла Роша, довольно обширной и известной в Париже. В коллекции имелись, в частности, произведения Матисса, Пикассо, Липшица, Леже, самого Жаннере. Жаннере с Озанфаном способствовали расширению этого собрания, они были у Ла Роша чем-то вроде личных экспертов по закупке картин.
Парящий в воздухе, слегка выгнутый наружу объем студии сразу привлекает к себе внимание, и действительно, внешне напоминает современный выставочный зал. Внутри пространство развивается в двух уровнях, пологий пандус повторяет очертания плавно изогнутой наружной стены и ведет наверх, на открытую галерею. Как и положено в художественных ателье, свет здесь падает сверху, из горизонтальных окон под потолком - идеальное освещение для выставочного помещения.


 []
Студия-ателье, интерьер.
Эта часть дома открыта для посетителей - как музей Ле Корбюзье.
(Фото - П.Кузнецов)

Входные холлы в богатых домах всегда делались большими и по возможности роскошными. Корбюзье в каком-то смысле продолжает эту традицию. К сожалению, фотография не в силах передать все богатство пространственного решения холла виллы Ла Роша - c его динамичной ассиметрией, лестницами, мостиком-переходом, балконами-галереями, различными окнами и проемами. Вся структура дома обнажена и находится у вас перед глазами - фантастический интерьер в духе минимал-арт. Этот огромный экстравагантный холл, который неожиданно открывается взгляду изумленного посетителя, входящего с улицы через маленькую скромную входную дверь - один из сюрпризов этого дома.
Другим сюрпризом можно назвать большую открытую лоджию, расположенную в задней части дома на втором этаже. Она служит естественным развитием жилых апартаментов Ла Роша и Альберта Жаннере. Лоджия вписана в общий объем здания, являясь таким образом предшественницей изумительной лоджии второго этажа виллы Штейн, построенной Корбюзье несколькими годами спустя.


 []
Входной холл апартаментов Ла Роша. Здесь Рауль Ла Роша тоже экспонировал
свои картины.
(Фото - Т.Сааристе)


 []
Галерея и библиотека на 3-м этаже.
Встроенная мебель - характерная черта интерьеров Корбюзье.
(Фото Фонда Ле Корбюзье)


 []
Интерьер столовой. Светильники на стене и на потолке - оригинальные, относятся к той эпохе.
(Фото - П.Кузнецов)

Заказ архитектор получил в 1923 году, строительство виллы закончено в 1925-м. Хотя дух авангарда в то время уже витал в воздухе - в полотнах Пита Мондриана, в "проунах" Эль Лисицкого, в макетах Ритвельда, да и в готовящихся подобных проектах других архитекторов, - по-настоящему постройки современного стиля были в Европе еще весьма редки. Господствующим стилем оставался неоклассицизм (один из популярных тогда "неостилей", имитирующих разные исторические эпохи). Вилла Ла Роша-Жаннере оказалась среди первых заметных построек "нового движения". В архитектуре начала 20-х годов ее можно сравнить, к примеру, с модернистскими зданиями архитектора Малле-Стевенса или датчанина Петера Ауда, также члена "Де Стейл".

На вилле Ла Роша/Жаннере сейчас располагается Фонд Ле Корбюзье (основан в 1968 году). Он создан специально для сохранения и популяризации творческого наследия Корбюзье. Здесь имеются архивы, служебные помещения, библиотека и, собственно, музей Корбюзье. Естественно, что здание находится в весьма хорошем состоянии. Часть дома, относящаяся к апартаментам Ла Роша, полностью открыта для посетителей. Какое-то время вилла была закрыта на капитальную реставрацию, теперь она вновь открыта и сияет свежепокрашенными стенами - как внутри, так и снаружи.

****


Оценка: 8.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список