Аннотация: все , в общем сыро...ломало перечитать и поправить...
След на стене.
Иллюстрации автора же...
" Здесь прежде висел картина -
След на стене."
Мацуо Басё
Заводская окраина города из утробы ,коего я вышел в мир была так постоянно погружена в какую ту сонную одурь будто куталась в холодную пустоту нищеты.
Благотворительность и наука, открытия и изобретения ,обилие новых идей - всё это проникало в сонный желудок этого приморского захолустья , переваривалось и доходило до сознания местных обываталей уже в удобоваримом виде , в форме ни к чему не обязывающих , затасканных слов.
Новые направлений художественной жизни тщательно и брезгливо обходили этот город вызывая интерес в одном ряду с улучшением или ухудшением торговли на местной барахолке разросшейся ,как гигантская мокрица, до национальных размеров ,новостями о контрабандных товарах,сведеньями о новых налётах господствующих в городе воров - то есть не входили в категорию множества полезных вещей помогающих не только выживать, но и сохранять барахло личного пользования.
Всё же город был славен несколькими учебными заведениями - тупиками в которых художественная мысль уныло и слепо толклась головой в грязные стены этих бывших портовых борделей расписанные розовыми белокурые пажами, красавицами в высоких прическах и голубых туфлях, маркизами в жабо, со шпагами и лютнями, посылающими друг другу обворожительные, навеки застывшие улыбки.
Таким образом над всеми входящими и выходящими из храма искусств , разбрасывая гирлянды цветов, кувыркались толстенькие амуры .
В эти заведения обучающие поверхностно - изящной живописи,как ,впрочем , и в частные мастерские провинциальных мэтров не стекались толпами ученики со всех концов земного шара, но лишь жидкие ручейки начинающих художников окрестных сёл и небольших приморских городков - соседей .
В преподаваемых стилях разнообразие не приветствовалось - в первую очередь становились , как то видно из географического положения города и основной профессии немногочисленных клиентов - моряков торгового флота , - морские пейзажи подразумевающие идею , разнообразные в положении волн , корветов, чаек и пейзанок со связками бычков, которые , почему то , во всех названиях картин нарицаются "рыбачками Сонями".
Разумеется, в большом количестве бури ,громы, девятые валы, как напоминание о пропитанном морском солью мужестве будущего хозяина . Даже очень может быть бухты.
Мода на живопись , которые впрочем для доходчивости называли "картинами ручной работы" , могла изменяться по желанию фантазии или мошны клиента сюжетом , рисунком , материалом , блеском лака или отсутствием такового , но чаще толщиной и шириной рамок .
Рынок назначал свою произвольную цену, на разный покрой картин , но в кайме обязательна было все одно и то же настроение " под обои в залу".
Из двух , согласно статическому учению Канта о присущих искусству формах свойственных природному человеку, пишущая , рисующая , лицедействующая "богема в тельняшках" выбирала направление комическое, тщательно обходя непопулярное и невостребованное трагическое. Театральные афиши с надписями жирными шрифтами неудержных ироний
" Классика - шмасика" , "Гоголь- моголь" были гарантами аншлагов и комплиментов критиков , чьими стараниями и превратились все труды муз в этом городе в некие подозрительные дисциплины .Да и музы всё время рылись в кухонном шкафу , пахнущем голодом и мышиным помётом.
Справедлив ли я ? Не знаю , не уверен.
Отпечаток оборотной стороны нельзя угадать по лицу медали. В зеркале памяти всегда на первом плане видно отражение того, кто смотрит.
Наверное я имею право говорить только о том что лично мне не нравится, или кажется что нравится , а то что кажется - всего лишь суть фантом, дуновение настроения , цветы , которые быстро вырастают и так же быстро увядают, съеживаются, оставляя после себя полупрозрачный аромат иллюзии.
Только тогда что то становится близким мне когда я вижу ЭТО изнутри не задавая себе вопроса -что между нами общего? Почему я это так люблю что оно становится частью моей сущности , моего мира . и , самое главное ,этим хочется делиться.
Мне недоступен честный анализ чужого творческого акта в той же степени как вам недоступно знать, как я ощущаю свою работу изнутри.
Только я знаю это.
Та картина , подписанная мной , которую знаете вы, не моей работы .Автор - ваше сознание , ваш вкус и, возможно ваше сиюсекундное настроение.
Произведение искусства может быть объективно известно всем, критик может исследовать его сидя на буковом венском стуле в своей лаборатории .
Его вердикт даже может совпадать с мнениями домашних, папы, тети , ночующего на раскладушке в ванной младшего брата из стольного града Бердычева.
Но его оценка , как и оценка его десяти тысяч братьев по цеху , не сможет стать объективной .
Только личное знание может вести вас внутрь понимания творческого акта , произведения Общедоступное этого не может. Внутреннее ощущение - вот единственная почва в которой могут произрастать зёрна красоты и мудрости .
А внешнее ощущение не является даже чувством , это узда за которую нас удобно вести в нужную сторону. Это просто мода, критерий,
навязанный извне.
Скульптура , прекрасная в одном времени, социальном слое, условии в другом может быть уродливым. Только теплота сокровенного чувства - всегда ощущение красоты и отблеск Божественной мудрости ; и если бы не было внешних критериев все художники были бы титанами а их картины не подвержены были бы превращению в мятые рулоны холстов..
Всё деление на красивое и безобразное из за косности нашего фиксированного образа красоты .
Если бы мы все ослепли, то не было бы уродов. Все были бы красивыми.
Вот почему ни физиологи, ни психологи, занимающиеся наблюдениями извне, не привели и не приведут , поверив гармонию алгеброй ,к истинному пониманию значимости художественного произведения.
Из-за этого возникло столько дилемм. Художника легко можно приручить при помощи "классических" палки и банана , он может знать что его работы прекрасны,
но мы можем заставить его поверить в то, что они уродливы.
Если мы всем миром так считаем, то ему тоже придется согласиться с этим.
Но, впрочем , никто не ощущает себя бесталанным изнутри.
Так что тумбы с афишами выставок, в моих оценках не нуждающимися , да воспоминания об опавших каштановых листьях на булыжных мостовых , о зрелом винограде, продававшемся на перекрёстках, и о первых осенних заморозках у моря -- быть может, вся эта совокупность смутных воспоминаний как-то связанных для меня с местом рождения , вводит в заблуждение мою память делая желанным даже в своей недостаточности и несовершенстве то что я люблю.
Так устроен человек Мудростью Господа , что Любовь остается Любовью, какой бы искаженной она ни была.
Пришлось задуматься о завтрашнем дне , работа на заводе была потеряна .Подведя итоги я убедился , что при мне лично было все мое земное достояние и все фазы паденья в никуда пройдены .
Разве только в число приобретений можно было зачислить и сумерки , и тоску , и костлявое одиночество там , где уже за болевым порогом , когда еще теплится мысль, уже исчезает осязанье.
И наконец когда затухающая надежда переплелась своими корнями с отчаяньем , пришёл страх выпасть наружу из кокона своего бессильного одиночества , где потусторонний озноб сплина терпеливым ожесточением исполняло свое таинственное дело .
Боль происходящая от трения Души о мир - проблема всех кто хочет спрятать голову в песок сладких снов внутренней жизни.
Это не значит, что они не заняты мирской жизнью, это не значит, что они не интересуются этим миром.
На самом деле именно такая же сила к внешней жизни притягиваґет к ней душу как та что заставляет выпадать из гнезда неоперенных птенцов .
Если бы душа не интересовалась миром, она бы не спустилась со сверкающих чистотой семирижды семь раз отмеренного золота высот , ее сманивает любопытство . Но для такой души внешняя жизнь хотя и представляет интерес, но одновременно приносит и разочароваґние , в этом извечный дуалистический закон диаметрально - противоположных начал .
Все, что интересует ищущую душу в этом мире, интересует ее до той поры, пока она с не соприкоснется оголёнными нервами с особой агрессивной холодностью окружающей действительности, в скользких тюремных стенах которой каждую ночь собаки в борьбе за кости воют не столько от гнева, сколько от страха.
Естественной реакцией на этот маскарад, не радующий своим изяществом , становится самоустранение , бегство или поиск убежища .
Так и иллюзорные ценности мира , в кружении своего "данс макабра " не могут удержать на своих уютных , пахнущих коммунальной керосинкой, котлетами и суточными щами , орбитах душу инициированную достижениями восхождения . Они лишь могут мучить её , ещё смутно помнящую о своей потерянной природе , извращенными отражениями внутреннего , суррогатами вечных ценностей .
И просыпающаяся в Божественной реальности душа отдёргивая руку от прикосновения теней чёрных козлов , прячется от улавливающих взглядов манекенов с ржавыми ключами для бездействующих сердец .
На них , никогда не знавших радости следовать дорогой свободного человека декорация этого мира в собственном лабиринте овеществляемого и отождествляющего мышлении вполне равна живой вышней природе. Бессмысленное шуршание лапками означает развитие и движение, а движение и смена, подразумеваемые в идее , костенеют неподвижностью и плоскостностью схематической пустыни .
Начертанный или описанный предмет только отдалённо передает суть и образ живого существа и воспроизводит то самое главное ,живое , что рядом сосуществует в действии. находящимся за гранью восприятия физическими органами чувств .
Наша искренность в творчестве суть выражение наших взаимоотношений с Богом - это динамичное явление высокой вертикали , процесс одновременно , подверженный непрерывным изменениям и статичный в своём назначении - ежеминутном подтверждении своего истинного статуса .
Он совершается по инициативе Бога и в результате нашего ответа - ответа, выражающего доверие Богу.
Артистический мир , древняя разновидность наполовину храма, наполовину театра - раек и кукольный театр ,с творцами - петрушками , дрессированными медведями, акробатами и фокусниками , шутами, остроумниками продающими с пылу - жару свое искусство.
Тут же парами и в свалку борются прямо в пыли атлеты издатели , продюсеры , галлерейщики.
Представления даются под открытым небом , лишены ворот и поэтому "непосвящённые" в нем превращаются из тихо - пришибленных профанов , старающихся незаметно прошмыгнуть перед картиной или тихо заснуть на галёрке , в судей - заказчиков , организаторов и чиновников цеха искусств.
Храм муз сплетается корнями с торговлей так неразрывно , что трудно уже сказать, какое из этих двух предназначений преобладает: качаются качели, или воскуряется фимиам.
В артбизнесе , как в гольфе: главное - участие .И я налюбовамшись на чемпионов тоже побежал , скорее побрёл , жмуря глаза , боясь кривизны вытянутого в мою сторону указательного пальца слов - - ты посмотри, как тащится эта скотина!
Зачем надо было наступать на пятки и мешать настоящим стайерам без надежды на приз и не принимая правил массового помешательства ? Только дурак пустится в объяснения, почему четыре тысячи японцев неслись на предельной скорости к Пирл Харбору.
Отчаянные личные попытки получить подёнщину - а я подрядился написать два , исполненных иронии и покаяния всей страны , портрета Сталина для продажи на туристических дунайских пароходиках , кончились монументальным скандалом .
Беспечные , тихо икающие от сытости , туристы с номерами на мятых майках упорно не покупали усача с трубкой в зубах на фоне сверкающих снегом кавказских вершин величественно попирающего расшитую золотом ткань, которую расстилали перед ним , под радостные клики верноподданных .
Усилить эффект не помогло даже механическое усовершенствование - в гроте под ногой священной особы вождя , не уменьшая , впрочем, величия торжественной сцены ,находилась щель , основа и гордость всего предприятия , при попадании в кою монет играл , немилосердно скрипя и фальшивя , гимн Советского Союза.
Может быть , непуганые в своём девичьем неведении , австрийские оздоровляющиеся боялись восточного дурного предзнаменования и я уже внутренним взором видел как женщины и евнухи, никогда ничего подобного не видевшие, дрожали и испускали жалобные крики при виде ущелий и страшных пропастей изображенных мной на картине.
Возможно уже мерещилось им за бортом ржавого круизного корыта , навеянные моим шедевром , грозный рев вождя мирового пролетариата, сверкающие глаза тигров или дьяволов, хрустящие кости, раздающееся в воздухе ужасающее хлопанье крыльев коршунов принявшихся за дело.
Как бы там не было а небольшая группа мелких аферистов от дунайского морского пароходства от моих услуг отказались , и , увы, мягкие хлебы, которые пеклись в серебряных печах моего воображения, вкусные воздушные пирожные, душистые розовые варенья, фиалы ширазского вина, фарфоры со снегом, превосходный виноград с берегов Тигра - все исчезло, всё...!
Так я понял, - концепция победы через поражение уже пустила во мне корни, и я с удовольствием решил что она не лишена смысла.
Что ж, если в саду нет ни цветов, ни деревьев, то вода в бассейне остаётся чистой от мертвых листьев и отцветших лепестков .
А в это ,самое что ни наесть осеннее время , хорошо задать себе вопрос - как я приду к финишу ? Ответа я не знал, ...но вопрос был хорошим и , как то даже , бодрил.
Полил дождь - легкий теплый дождь, но достаточно плотный, чтобы улицы не
высыхали, так что можно было слышать каждый шаг на тротуаре .
Туман полностью сгладил все формы и цвета в один серый фон .
В порту надрывно , как тоскующий доисторический монстр , завыл , отозвавшись во мне эхом выходящей из под контроля жизни , маяк .
Отсутствие хотя бы скромного вознаграждение наделяют человека причудами и этот вопль означал для меня только одно - , пора , пора было всерьез приниматься за давно задуманное предприятие, которое в наиболее скромной словесной упаковке звучит как штурм мира .
Вывалившись из кокона вагона я рухнул в круговорот столичной жизни став в очередь тех художников, которых беспощадно отвергло жюри окраин , а равно и тех, кто не пожелал ожидать приговора этого жюри.
В сплетении маленьких боковых улочек , в одном из тупиков которых я снимал квартиру купно с работницами рынка, можно было обнаружить множество молодых художников, поэтов, философов, ученых, актеров и прочих талантов, неизвестных толпе, но жаждущих завоевать мир и озарить его светом новых откровений .
За тонкой перегородкой я мог беспрепятственно слышать разговоры , кашель , чувствовать запах сигаретного дыма и холодного пепла .
Шаркая босыми ногами по скрипящим половицам , в соседней комнате беспрестанно сновали люди , судя по голосам, большей частью -- сильно подвыпившие женщины. Рассаживаясь, они долго препирались из-за мест, не уступая друг другу самое почетное; потом суета умолкала и , с бряцаньем бутылками, откупоривалось вино , наверное , расставляли , шурша газетами , на скрипучем столике закуски.
Потом , постепенно оживляясь , вновь говорили все о всём одновременно и сразу, жонглирую темами и настроениями , перебивая одна другую.
Речь шла о разделке рыбы, о цене на мясо , о распространённой породе бессовестного покупателя, о падении заработков на рынке , о кознях некого злодея - начальствующего над ними , вдовами , на которого им, вдовам, трудно найти управу.
О сне при таком соседстве не приходилось и мечтать .
Я ворочался на скрипучих пружинах ветерана - дивана ,ощущая тяжесть усталого тела , и как бы я не старался не слушать , но смысл беседы в соседней комнате то и дело доходил до меня.
Так , созерцая полудрёмно в небольшое оконце застывший пейзаж, становился бессонным свидетелем их горечей , радостей , обид ,маленьких побед и надежд. Никто в моем присутствии не стал бы говорить о жизни с такой откровенностью, как эти женщины промёрзшего рынка , собравшиеся отметить вечерней радостью ещё один прошедший день .
Но, пожалуй, именно в тот вечер я осознал, какой непроницаемой стеной еще скрыт от нас внутренний мир окружающих людей .Как мы , соприкасаясь локтями , бесконечно далеки друг от друга .
Много ли толку было понимать их слова и фразы, если при этом я с горечью чувствовал, что сам строй их мыслей мне непостижим, что их души для меня еще потемки.
Люди эти не только иначе говорят; они по?иному чувствуют, у них свой подход к жизни, иные формы выражения забот и радостей.
Смогу ли я когда-нибудь понять , полюбить живущее рядом но чужое существо , смогу ли почувствовать его боль как ожог собственной кожи , или пожертвовать чем то , находящемся в пределах моей межи , ради него , - непонятного и пугающего ?
Была, правда, минута, когда все вдруг стало понятным и близким, когда охмелевшие женские голоса нестройно подхватили знакомую универсально выражающую радость и горе , мелодию: "..мой милый с горочки спустился .
Наверно пьяненький идёть...".
Снова звякали за перегородкой сменяемые бутылки; то утихала, то оживлялась беседа . Но я уже безнадежно потерял ее нить - ночь уводила меня в свои ворота сновидений тихо и плавно , как уходили в море яхты в городе моего детства.
Там , там , теряющие уже очертания и рассыпающиеся в тумане памяти за выгоревшей от знойного южного солнца пёстренькой ситцевой занавеской воспоминаний остались мои первые выставки в столовках, буфетах, заводских клубах и фойе кинотеатров.
От них в памяти не осталось ничего кроме тяжелейших похмелий выраженных в самых странных , подобных испытанию при отбору космонавтов , физиологических формах и досады на отсуствие ожидаемых зрителей.
Умных , желанных, внимательных необходимых , как мне казалось самой логикой целесообразности работы художника.
Тогда я возложил на себя епитимью присутствовать первые три дня на экспозиции своих иллюстраций у входа в столовку завода на котором я добывал себе пропитание , наблюдал ,общался , слушал несвоевременные прения праздношатающейся публики , состоявшей в основном из проходящих на обед умственных пролетариев , пока укоры совести не уступили доводам самосохраненья рассудка .
Трое фронтовых суток прений с администрацией заводского клуба о влиянии моих иллюстраций к Эдгару По , Ростану и Сэн Виктору на повышение производительности труда закончилось предъявлением мне прямо в морду лица " постановления партии и правительства о борьбе с Богоискательством в искусстве " , выданьем строгим завхозом под роспись в школьной косой тетрадке , тачки ( в количестве одной штуки) для сбора со стен работ экспонирующихся и лопаты( одной штуки )для сбора стёкол тех работ , которые были уже на полу .
У меня до сих пор есть подозрение что администрации завода и пролетариату рабочей интеллигенции больше всего не понравился именно Сэн Виктор .
Не знаю почему ..я , например, люблю его... великолепный и тончайший эссеист, о котором братья Гонкуры сказали что он изысканнее бриллианта ... впрочем о вкусах , как известно ,не спорят.
Одновременно пришёл отказ в членстве из некого весьма сомнительного разлива творческого союза художников, именуемого , как вы сами можете догадаться "Творчество".Наверное всё таки полным его названием было конечно же соответствующее политической обстановке " Творчество пчёл трудовых".
Этот клуб , с явственным запахом слабого и , в общем то если ты не художник , довольно безвредного безумия , объединял в основном немолодую , напоминающую пальто перешитые из старых шинелей , пайковую публику твёрдо наученную нелёгкой жизнью , что лучше махать кистью в своих творческих лабораториях чем вилами и лопатой в огороде .
Возможно их профессиональный выбор определён был болезной спиной , или ломотой коленей .
Помню вот ещё - увидев их впервые , подумал с надеждой что в молодости они были симпатичней.
Мытарил вопросами меня некто , являющийся центром композиции с мольбертами, античными гипсами и строительной трухой в ящике из под бананов , рябое лицо которого в незамутнённой простоте свидетельствовало об отсутствии практик мучительных раздумий в глубинной подоплеке вещей и поступков.
После невыносимо длинной и вялой чреды ненужных и неинтересно - мёртвых вопросов , по легкому дрожанию влажной нижней губы и по нехорошему свету желтых глаз я угадал его усталость и понял - он уже отыграл на мне весь дежурный порцион тонкого удовольствия и спектакль закончен.
На облезлом рояле в свёртке протекшей жиром газеты угадывалось хлипкое селёдочное тельце.
Подновлённая сиротливыми латками , соблазнительная угадывающимися в ней формами поллитровых бутылок , матерчатая "торба " , к которой время от времени надолго прилипали исполненные вожделения взгляды комиссии , и порезанный , начавший подсыхать "кирпич" серого хлеба, всё говорило о том что это моё мучительное кружение вокруг собственной оси ,немножко напоминавшее пытку гнилой водой из "Молота ведьм", по счастью, кончился.
Мой исход из тошнотворной зелени подвальной сырости по крутой , скрипящей ржавыми сочленениями , лестницы , вверх к солнечному свету , мимо последнего атрибута союза творцов - картонного стенда с обязательными кодексами норм, параграфов и эталонов организации, ознаменовался всё очищающим звоном колоколов близкого монастыря.
В чём я и увидал знак.Каждому человеку хоть раз в жизни встречается знак , который указывает ему нужное направление.
Иногда напрямую, как было со мной.
Иногда косвенно и тогда , что бы прочесть его потребуется чуткое сердце и чистый разум .
Но чаще всё таки этот знак трудно разглядеть и понять. А это необходимо .
Знак дается каждому. Но далеко не все принимают его в расчет, даже он понят.
Чаще легче и проще продолжать жить, как жил.
Предназначение имеет холодное лицо , оно никогда не станет брать за шиворот и ставить паруса судьбы по ветру. . Прислушаться к нему или нет -- личное дело каждого. Так что каждому надо решать самому -- менять свою жизнь или нет.
Я поверил знаку , шагнул за межу и оказался вне привычной колеи.
Так , с рулоном холста под мышкой ,как с трофеем своего же поражения , с первой же попытки покинул навсегда так вожделенный мной уютный административно-художественный мир в сытных садах которого водятся сытые стада харчевых пайков и стаи уютных мастерских .
Впрочем , по- чести ,и не мудрено.
Собственно яблоком раздора послужил представленный мной опус из серии "Мескалиновый лубок" .
Работа представляла собой характер развитого полноценного рекламного текста с визуализацией идеи в виде псевдо лубочной картинки , призывающей население вообще и членов творческого союза "Творчество" в данном конкретном случае предотвратить или хотя бы уменьшить опасность эпидемии оспы.
Полотно размером два метра на полтора , сшитое из старой простыни , рекламировало необходимость приґвивок и пользовалось , как мне казалось по замыслу ,богатым и изысканным набором рекламных средств.
На одной из двух действующих на фоне соплеменных полей , персонажей -- две крестьянки: одна -- здоровая, румяная, пригожая и задумчиво -мечтательная , другая -- в меру моего человеколюбия , обезображенная оспой но бодрящаяся в надежде . К подолу каждой из них прильнули по трое не вполне здоровых ребятишек , с наглыми ,возможно от осознания собственного несовершенства физиономиями , , . Далее шли стихи:
"Какой позор рябым уродливым мальчишкам,
Смотрите, как они хорошим ребятишкам
Дурными кажутся; и как от них бегут,
Товарищи!
В игрушку не зовут...
С уродами ж играть как будто все боятся
И так спешат от них скорее прочь убраться ".
Завершающим аккордом экспозиции стал летучий листок , размноженный вручную и розданный членам остолбеневшей коллегии , в котором подробно излагались наставления о прививании оспы.
Да ..именно тогда , в первую же минуту по окончании презентации я чётко прочёл в лицах сидящих за столом красного сукна явственное желание видеть во всем окружающем покой, меру и порядок и своё безработное будущее.
Смерть слабой и беззлобной надежды на получении какого нибудь подвала под мастерскую и ,как следствие ,возможности писать .
Солнце тогда , я помню, пригревало на припеке, и при пустых воскресных трамваях не стоило тащиться по жаре.
Мерно поскрипывающий вагон давал возможность обняв рулон холста закрыть глаза и не растравлять себя поминутной оглядкой. О том что граждане продолжали заниматься деятельностью, направленной к дальнейшему устроению жизни , я догадывался только по коленно-локтевым тычкам , иногда затрещинам , предложениям уступить место хворым и перехожим и поиметь совесть.
Я слышал голоса не вслушиваясь в смысл - голоса людей стали спасательным кругом каким -то мостом пронзительно холодного и безжалостного круга самости обратно к миру людей, они объединялись в хоры самых хроматически неожиданных композиций странной , этой , трамвайной оперы .
Сквозь неровные фразы мадригалов музыка слов следовала своим курсом, никогда не оставаясь в какой-то одной тональности на протяжении нескольких тактов. Она блуждала над головами быстро меняющих направления круговоротов обилеченных и безбилетных пассажиров , билась в грязные и треснутые стёкла чертя без конца возобновляемые круги.
Путалась, в каких то магических параболах и спиралях безвыходных лабиринтов своего полета, сверкая обломками капризно возникшей мечты , сверкающим пеплом своей мудрости , превращаясь в ливень призматических звезд, в фейерверки драгоценной влаги, в круги очерченные Благодатью и Тайной.
Так постигал свой первый урок любви к непроявленной красоте окружающего брутального мира , просочившийся каплями в бездонные колодцы времени.
Тогда ..в раскалённом трамвае , в пёстром вареве пассажиров я понял - если влага, которую тебе подносят освежит тебя - благодари источник.
Не сетуй что не можешь искупатся но ощути благодарность за возможность смочить губы.
Это тайна тайн счастья и, быть может, истинный смысл любви.
Надо помнить что сумерки нашей жизни сгущаются очень быстро и когда они окутают нас окончательно придётся продолжать пустынный путь только при неясном свете звезды-надежды , утоляя жажду у редких пробивающихся ключей чистой и прохладной воды , мечтая и моля о встрече с Великим Источником воды жизни.
Потом , много лет спустя , я получил ещё один урок любви и сочувствия - этого суть хлеба для душ употребляемого каждым торопливо или медленно,много или мало , смотря по голоду сердца.
Осенние ливни почему то особенно охотно проносились всякий раз над городом. Через несколько дней после начала их очередного холодного и шумного вторжения я узнал что тихо умер любивший меня друг.
Когда то он - по сути случайный человек взял на себя заботы о моём художественном образовании и воспитании моего вкуса.
Так годы моей молодости во многом прошли в заваленной книгами м рисунками тесной коммунальной квартирке , где жил он , аскет и и ипохондрик,в мире своих архитектурных и гидравлических сооружений одинаково очаровательных и меланхолических ,чертежей беседок и фонтанов которым никогда не суждено было материализоватся.
Он учил меня рисунку просветов между деревьями... несуществующиму вне нас. Он создавал на бумаге причудливые жилища, комнаты и дворцы и мы вместе придумывали подходящие к ним сады с мраморными аллеями, торжественно строгими лужайками, где на солнце должны были бы распускать фонтаны своё волшебное водяное кружево.
И что нам было в эти часы до того, что трухлявые ставни не защищают больше окон , а на полусгнившем от вони керосинок кухне , в желтом свете единственной сиротской лампочки с отвращением отдававшей свет сквозь вечный ядовитый чад , сновали тени уродливых старух.
Я, дождавшись пока останемся одни, попрощался с ним. Печаль смерти не изменила дорогого лица , даже улыбка доброго лукавства не покидала его до самой смерти.
Какой был сильный дождь в этот день.
Городское кладбище ощетиневшее крестами свою спину на фоне свинцового неба сгорбилось под ударами холодного ливня у позеленевшего болота, возле желтых тростников.
Рабочие которые несли гроб находились в хорошем расположении духа выровняв градус внешний градусом внутренним, наполовину увязли в тине, в которую , с весёлыми восклицаниями и комментариями, чуть и не покатились.
Грязные и глубокие отпечатки ног тянулись за ними, словно жабы .
Пахло гниющим деревом, мохом, водой.
Дождь смывал с бредущих вдоль могил "провожающих" неискренность объятий, болезненную неловкость банальности и несвоевременность речей и ...словно наши грехи следовали за нами грязные следы наших ног.
На следующую ночь я улетел...
Самолёт тогда приземлился без дурных последствий, если не считать гадкой тошноты, легкой одури ,и принципиальных раздумий о благе случившегося , которые, как всегда при посадке самолёта в тумане ,приключались у меня .
В мокром , странном до болезненной нереальности ,аэропорту, гордо несущему на своём облупленном фасаде скульптуры четырех гениев, поддерживавших своими золочеными ртами по треснутому фонарю с тусклым, неверным светом.
Это здание показавшееся мне трещиной в запредельное, которая бессонно принимала в себя и отправляла в полёт чемоданные души бескрылых странников , как оказалось не изобиловало такси , и мне совсем не по джентельменски , пришлось проявить древние инстинкты выживания.
Кто -то ,"типичнокомандировочный", с маленьким чемоданчиком в руке уже делал шоферу как раз в этот миг появившегося свободного такси ,знаки с противоположного тротуара. .
Но я , сгорая от стыда и старясь не смотреть на конкурента , поспешил воспользоваться тем, что таксист уже направлявший было машину к нему , посмотрел в мою сторону, быстро шагнул на мостовую и остановил его, опередив своего оппонента.
Я попросил водителя убавить звук радио и поудобнее устроился на ветхой коже заднего сидения, сонно наблюдая летящие мимо машины и сиротливо оголенные изгороди, ограждающие бесплодье каменистых полей.
Всякий раз после трудного перелёта и суеты аэропортов , когда за мной захлопывалась дверца такси, я погружался в чрезвычайно приятное состояние блаженного покоя.
Выработанным условным рефлексом в это время мне всегда удавалось прерывать все контакты с внешним миром и я получал передышку - жизнь за окном на время пути замирала и обесцвечивалась покоем равномерного движения. После получаса езды даже наступило такое дремотное чувство умиротворения, когда прощаешь таксисту даже полную окурков пепельницу.
В узоре пробегающего за мокрым стеклом однообразно-дорожного фона я уже угадывал провалы некой магической спирали и бледно-золотой свет полусна начал окрашивать окружающие предметы .
И тут я увидел её. Большая, рыже-тигровая , она бежала , видимо уже смертельно устав, по обочине шоссе покачиваясь от усталости и вытягивая в судорожном напряжении вперед морду, точно любой ценой должна была догнать нечто невидимое за изгибом длинной темной полосы асфальта.
Собака, бегущая по обочине шоссе, - зрелище не столь уж редкое, но в этой было что-то такое, отчего я не смогу забыть никогда больше её устремленные вперед глаза. Промелькнувший мимо, её бег , казалось бы ,был уже далеко позади меня и вне мей жизни .
Но ...казавшийся таким близким сон уходил всё дальше и в конце концов рассыпался, как соломенная хижина ленивого поросенка из сказки .И я открыл папку с эскизами иллюстраций , которые предполагались для нового издания "Религиозной меланхолия" моего любимого Аристотеля Меннипа , надеясь ещё поработать над концепцией всей серии работ.
Но сосредоточится, не получалось. Что-то случилось с желаемым током жизни, что то было не так - подобное случается, когда смотришь на картину с пейзажем, написанным с неудачной точки. Что-то еще...ощущение некого укола было так реально больно , что я судорожно вздрогнул.
Машина успела несколько раз подолгу постоять на перекрестках перед красным светом, прежде чем я понял , что в моё сознание неотвязно вплетается образ этого мокрого и отчаявшегося существа.
Шоссе пролегало далеко от города , от ферм по пустынным высотам, и в это неуютно-промозглое утро было таким пустым что нигде не было видно стоящих у обочины машин. Откуда она взялась измученная в крайней степени , бегущая в упорной надежде нагнать невидимое нечто ,на дороге .
Да и в любом случае она сбежала не просто так - все ее движения свидетельствовали о крайней исступленности спешки.
Оставалось одно - её выбросили из машины! Мне представилось что какое-то время назад люди которых она любила , которым беззаветно доверяла, открыли дверцу, вышвырнули его в неведомый мир .
Мне стало тошно - физически тошно и больно. Но потом родилась жгучая ненависть . Может быть, они хохотали, эти мерзавцы, представляя, как растерявшееся беспомощное существо пытается их догнать?
Как они могли? И почему? Что их толкнуло на такую жестокость?
Гадать было бессмысленно , а список слишком длинен. Почему, квартируя на такой до банальности ничтожном тельце, люди не находят объектов достойными для местопребывания иной, сознательной жизни.
Признавая безоговорочно душу во многих гадких, вполне бесполезных, а порой и явно вредоносных прямоходящих телах, человек ,утверждающий своё превосходство в этом мире ежесекундной гибелью младших и слабейших особей своего же вида , отказывает в праве на её существование животным , деревьям или прекрасным минералам. Хотя бы в пределах холодного уважения.
Возможно секрет в нашей, уже одряхлевшей у нас на службе, претензии на знание состояния материи на всём протяжении ее далеко неравномерного пробега. В позорной и несправедливой уверенности что мы уходим из этого мира в разные , возможно диаметрально противоположные ,стороны ?
Весь остаток пути я думал, о том как трудно мне будет теперь всё забыть, о том что при других обстоятельствах - будь у меня прелести устроенного быта , прочное будущее , или просто достойная сила любви и сожаления- эта собака сидела бы сейчас со мной , тут ,на заднем сиденье.
Возможно она спала бы а возможно лежала, вопросительно поглядывая на меня дружелюбными глазами.
И ,может быть, дальше сопровождала бы меня в этом приключении, которое мы зовём жизнью только никогда не стала бы моей.И , наверное , при виде каждой проезжающей машины она будет всегда настораживаться и смотреть в её окна с прежним отчаявшимся выражением , ждать счастья увидеть лицо хозяина...и время её жизни, любви, прощения и надежды лист за листом будет падать в настороженную воду времени.
Каждому, кто был готов сойти с торных путей, столица предоставляла неограниченную возможность изучить замечательные течения новой мысли в самом их первоисточнике и погрузиться в захватывающий водоворот революционных концепций. Я старался выровнять свой финансовый баланс подрабатывая в оформительской мастерской одной из самых больших галерей города.
Директор галереи , поразивший меня эрудицией в области живописи , пользовался багажом наименований ,дат, контактов , известных фамилий и названий как кватроченто - венецианский браво шпагой , разя наповал новых "меценатов" и "борджиа" одним ударом сверкнувшей стали эрудиции.
Неуспевший ещё стряхнуть с ботфорт пыль необозримых художественных прерий империи , он , выполняя довольно энергично и успешно функцию отбора второстепенных художников , теперь на стационарной должности , маялся , не зная, куда девать свою энергию и , главное отточенное мастерство инспекторского достоинства .
Встречаясь с вновь рекрутируемыми он не позволял себе иметь право ни на выражение восторга, ни на чрезмерное осуждение нового дарования.
По своей должности он должен был лишь констатировать самоё качество работы с никогда не изменяющимся выражением холодной брезгливости.
И должен был оставить надежду нервно теребящий непокорные кудри , одетый в исконно - запачканную красками толстовку , живописец надеющийся на рукопожатие , или каламбур ,и совместный кофе с коньяком в небольшом , призывно пахнувшем дорогой кожаной мебелью офисе.
Впрочем , наши с ним отношения были прозрачны и искренни. Ведь я был частью аппарата галереи , и стало быть почти " галлерейщик " .
Иногда в виде благорасположения и воспитания чувств ради , он приглашал меня на просмотр картин нового эшелона штурмующих метрополию рядовых армии муз .
Моего мнения , впрочем не спрашивал ,довольствуясь просто моим присутствием , слова тоже особо не давал , а на редкие кивки головой в мою сторону - я с дивана , по сложившейся традиции , отзывался междометьями так что казалось что умный дедушка говорит с глупым внуком .
Я не любил эти акции мытарств , избегая встретится глазами с автором заведомо слабой работы , преодолевшем тысячи километров везя завёрнутый в газеты или самодельные матерчатые сумки холст . ведомым неким сигналом оповестившим ему о приходе в одной отдельно взятой галерее эпохи Афины Паллады.
Отказники потом долго бродили в пахнущих свежей краской коридорах галереи оттягивая свой отъезд , безучастно рассматривая висящие на стенах картины более удачливых коллег, с видом медведей несвоевременно проснувшихся в голодной и ледяной тайге .
На челе же их лежала приличиющая теме традиционная печать нерешенной проблемы гения и толпы .
Обычно я наблюдал их ещё несколько дней , уже сбившихся в небольшие стайки у обворожительно дорогого бара , выкачивающем их последние деньги .
Потом они уже растворялись во времени и пространстве на орбитах своих жизней , сброшенные с диска видимой художественной жизни безжалостным биологизмом центробежной силы естественного отбора.
А судьба , подготовившая очередной сюжетный ход, продолжала поставлять из чрева вокзалов , целые очереди новых живописцев ,скульпторов , графиков , более подходящих для канвы причудливого сплетения художественной жизни .
Получившие , после напряжённого ожидания , свои счастливые билеты , - места в годовом плане выставок галереи напоминали "вперёдсмотрящего" висевшего в корзине на самой высокой мачте.
Волны шатают корабль, и корзина раскачивается, как судьба.В хаосе тёмной бездны океана , в безумствующей формами пене угадываются левиафаны , спруты ,призраки Матрос сидит в корзине, озябший , испуганный , вглядываясь в даль и стараясь заметить землю.
Так его одинокого в центре столкновения стихий , не живого не мёртвого , начинает покидать надежда.
Но вот наконец Ангел Хранитель поворачивает его голову в нужном направлении и он замечает он на горизонте синюю туманную полосу. Стремительно спускался он вниз, на палубу, радостно крича во все горло:
-- Земля!
Думается мне , что всю правду о том насколько фальшивы были гирьки судеб на мерилах физической жизни художников можно узнать только у Престола Всевышнего.
Часто я наблюдал несправедливость, вызванную брутальным вмешательством протеже губернских депутатов, волосных советников и прочая разношерстной чинушечьей сволочи.
В этом случае выставки менялись очередностью а художники тасовались в рейтингах в зависимости от душистости клизмы - взятки , подарка или одолжения.
Такие соискатели обычно представляли собой особую шутку натуры - некий вид победившей формы над заблудшим духом , их видовое отличие - откровенно - истеричный моветон в живописи , нагло-испуганные глаза , чад провинциальной экзотики ,
и особо - явный налёт нездешнести свидетельствующий о тонком художественном прозрении .
.Почти всегда этот вид , к которому и надо , по сути , относится с жалостью , как к больному ребенку ...( ну , таков, во всяком случае, мой опыт )..сопровождают героические жёны .
Зачастую они не были представителями цеха , брак с человеком своей специальности вообще бесперспективен , а брак двух художников - чистой воды "эль шкандаль". Древний материнский инстинкт умноженный на весьма расплывчато усвоенные моральные заповеди , профессиональные чулки - сапоги , ядовитые цвета шубок из " пуха горных пчёл " с вопиющим лисьими воротниками и щедрость декольте , творили чудеса карьер .
Впрочем , желание считать ненормальным цунами "блатных" художников было бы примитивной клеветой на исторический процесс, заключающийся в нормальном чередовании приливов и отливов.
Мне запомнился визит в офис некой пары , - нежного , с лицом обрамленным непокорными локонами , с парой блаженных , слегка подкрашенных глаз , неуловимой печатью лёгкой грусти и неудержимой улыбкой внутреннего мира , портретиста и суровой , стриженной " а ля котовски" , модели из тех , кто в солдатстве умеет мотать портянки быстрее и качественнее всех и первым во взводе становится ефрейтором .
Не взирая на некоторый антагонизм во внешнем виде весь их счастливый вид говорил нам о том что мы , возможно , присутствуют при начале одного из самых счастливых совместных путей .
Портретиста я видел в первый раз , а модель уже где то видел... на мой вопрос -" кто сей есть ?" ,- директор сделал страшные глаза и прошипел - "ты , что , газеты читаешь..ш.ш.ш ..?" .
К стыду своему я действительно газет не читал , не читаю ихнего брата и поныне , а возраст подаёт надежду что читать уже не буду никогда .
Да и вообще как существо сущеглупое , и не познавшее имена и титулы тех, кто правит королевствами этого мира, я стал делать сложные вычисления, вначале при помощи комбинаций пальцев и мимики , затем в уме.