|
|
||
2009 |
Не верю в женскую прозу. Плохую прозу, если она вышла из-под мужской руки, обычно называют просто плохой.
Верю в творчество.
Хорошая "мужская" проза всегда психологична, лучшая "женская" - всегда хоть немного, но поднимается над "просто мелодрамой".
Конкурс только начался. Я решила написать десяток отзывов на десяток первых рассказов и, может быть, позднее добавлю еще, по произвольному выбору.
"Частный случай из личной жизни" Сцена раскапывания ямы.
Тут перед автором стоят, как минимум, две цели: нужно убедить читателя во-первых, в том, что найти труп будет непросто, во-вторых, в том, что ГГ осилила тяжелую работу. Поэтому прямым текстом даются точные размеры ямы и указано на то, что земля была мягкая. (Не знаю, есть ли смысл обозначать точную ширину, длину и глубину в женской прозе.)
Мягкая земля? Насколько мягкая? Городской женщине такую глубокую яму за несколько часов не раскопать. Автор, без сомнения, об этом знает. Кожа на ладонях у городской девушки стерлась бы за час-полтора -- максимум. (Не уверена, знает ли автор об этом.) Скорее всего, ГГ быстро выдохлась бы, присыпала труп какой-нибудь травкой и смылась. Женщина она или нет?
Но если уж делать героиню твердой, упорной и последовательной, то копать пришлось бы пару-тройку дней. Жить можно было бы в холодном доме без еды (а пусть из грибов что-нибудь приготовит). Вот тогда, может быть, она эту яму и осилила. Да и новых опасностей, голода, страхов и кровоточащей кожи за эти пару дополнительных дней можно было бы ей чуть-чуть добавить.
"Зависть"
Из нескольких поданных на конкурс, у "Зависти" пока самый сильный потенциал. (С момента написания этих строк ситуация перекосилась и, видимо, еще будет меняться.) Нет, речь не о потенциале выиграть (гламура не хватит). Речь о сильной позиции главной героини.
Рассказ не о зависти, хотя и о ней - тоже. Очень хорошо, что героиня сама призналась в дурной этой мотивации, поскольку способность видеть себя со стороны - весьма ценное качество. Тем не менее читатель чувствует, что Эрикой движет совсем иное, гораздо более благородное чувство. (Чувство несправедливости, разочарование от глупости толпы, досада на полное бессилие что-либо исправить и т.д.) Героиня получилась живая, и на протяжении рассказа она развивается - в коротком рассказе это бриллиантик очень даже достойный. И образ Селины раскрыт весьма неплохо. Узнаваема и толпа: и тупая масса, и отдельные взрослые/детские лица.
Cоциальная тема расскрыта через тонкую, личную. (Есть еще порох в наших пороховницах.:)
В "Зависти" поднято несколько серьезных тем. Не одна, не две - несколько. Все перечислять не буду. (Время - деньги.)
Рассказ пока не вычитан, есть корявости - дело поправимое, но меня, как читателя, интересует, есть ли автору что сказать.
"Пьяница"
Вот так бывает: ответственный/безответственный выбор делается однажды, но от него зависит вся оставшаяся длинная жизнь, и не только своя, но и детей. В рассказе трезвое, разумное решение противопоставлено неясным велениям сердца.
К слову, типичным сюжетом мелодрамы считается ситуация, когда предназначенные друг для друга двое встречаются и пытаются преодолеть препятствия на пути к своей любви. Рассказ пьяница вполне можно считать мелодрамой по классической схеме, но с оригинальной развязкой.
"Во Франкфурте идет снег"
Описанные ощущения, чувства, впечатления, воспоминания -- очень правдоподобны, но уникального образа не сложилось, потому что вся эта грусть-печаль у всех одинаковая. Язык -- живой, читать приятно, но штампованным в этом рассказе получился сам по себе созданный образ (средневековый городок, воспоминания о любви, писательский успех, заграница). Рассказу не хватает самобытности.
"Просто не с той ноги встал
"
И в мелких бытовых ситуациях, и, когда дело касается принятия серьезных решений, - очень чистоплотная и аккуратная героиня. Я бы даже сказала, "героиня" нашего времени (почти без иронии). Мне лично не хватило психологичности, и совсем не разработанными показались типичные, мертво-стереотипные подружки и лучший друг главных героев. Они очень портят эту хорошую вещицу. Если их оживить, сделать реальными и разными (т. е. показать каждого - индивидуальностью), то рассказ поднимется до уровня "настоящей вещи." И ведь интересно, что кроме двух главных героев рассказа, все остальные, включая секретаршу - стандартные стереотипы, их бы перерисовать? И гламур этот до того скучен - в ушах сидит!
Язык легкий. Я, если честно, нового для себя ничего не открыла, но читать было приятно.
"Желтый ирис"
Идея рассказа понятна, читать смешно (после того, как продерешься через затянутое начало). Но осталось ощущение, что читателю подсунули набор штампованных шуток. Впрочем, авторская идея просматривается, значит, она там есть.
"По лужам босиком"
Стереотип "с милым рай в шалаше" наполняется свежим смыслом. Герои рассказа толком еще не осознали, но в глубине души уже чувствуют, что суть жизни - в самом ее процессе, каков он есть - плохой, хороший. И иногда получается любопытный парадокс: чем хуже - тем лучше.
"Cухие цветы"
Самым удачным в рассказе получился образ старика. Он вышел как в жизни. Видимо, потому, что вовремя умер. Старушке повезло гораздо меньше. Она протянула чуть дольше, попала под авторское перо, и вышла оттуда вся такая из себя картонная.
"Седьмое свидание"
Катастрофа. Каждый непременно слышал о похожих происшествиях. Существует ли статистика? Судебные процессы? Нет, серьезно, можно ли предъявить иск фабрике-изготовителю? Ах, это не фабрика, а маленький сарайчик в далекой Азии?
...Читатели не дадут умереть этому произведению. В комментариях уже появились первые исповеди. Аминь.
"Не уходи"
Рассказ, по сути, о том, что любви нет, а есть привычка. Или нет, не так, по-другому: любовь есть, но она как-то незаметно переходит в привычку. Но самое интересное вот в чем: если себе в этом не признаваться, то жить можно. Но уже если однажды признаешься, то придется делать переоценку. Мне кажется, главная мысль в рассказе: жить все-таки можно.
Со второй птичкой все нормально: залетела-отпустили. Но с первой что-то там не так: пристрелили- подобрали-обогрели-замордовали. Чтобы понять природу, нужен какой-то совсем другой подход. А пока, на основе рассказа, так и хочется сравнить героев с маленькими мальчиками, которые ломают будильники, чтобы узнать, как они устроены.
Рассказ все-таки подкупает своей искренностью. Несколько дней спустя после того, как был написан отзыв (выше), замечаешь, что миниатюра запомнилась, не смотря на свою простоту. Удачи автору.
"Стёртая жизнь или забытое счастье"
Настоящая женская проза. Ужасный всемогущественный злодей, горячо полюбивший добродетельную домохозяйку с двумя детьми и без свободного времени. Беда таких рассказов не в сказочном сюжете, нет. Ну слюни, ну эмоции, ну и ладно бы, но вот это что такое: "Тебя послушать, так мы все на тебя молиться должны, благодетель ты наш"? читатель, небось, подумал, что это Марина с соседкой по балкону перебранивается. А вот и нет! Это кульминация рассказа, обличительная речь героини.
В этом рассказе есть места с хорошим потенциалом, реалистичные нотки, напр. в начале.
Понравилась дилема, перед которой автор поставила героиню, когда надо было выбирать между первой семьей и второй. В мелодраме такой выбор может показаться простым и однозначным: естественным должно было бы быть ее стремление назад, иной выбор - предательство. Но это только так кажется. В реальности выбор перед ней стоит либо очень сложный, либо его вообще нет. Она ведь прошлого не помнит вообще, т.е. его как бы не было, у нее есть настоящее, да и оно вдруг рассыпалось. У нее по сути нет ни прошлого, ни настоящего.
"Незабываемый вечер"
Сюжет простенький (что само по себе не всегда плохо), решение позитивное, но героине просто повезло в том, что она так легко отделалась. Чуть-чуть покричала? Ну и что? А мораль истории в чем? Чтобы сделать из подобного простенького сюжета конфетку, можно, например, поработать над образом шофера маршрутки. Скажем, он бросает женщин на дороге, а потом совершенно случайно проезжает мимо коттеджа и спасает главную героиню от насильника. Вот тогда была бы для читателя дилема и повод для размышлений.
"Современная женщина или несколько слов о счастье"
Сколько сумбура в таком коротком тексте...
"Мы, советские женщины старой закалки, умели крутиться, как белки в колесе." Читала и думала: от постоянного кручения мысли суровых советских женщин превратились в хорошо взбитый гоголь-моголь.
Бросились в глаза ошибка в названии (нужна запятая и еще одна заглавная) и опечатка в английском слове (неправильное число).
"Язык любви"
В чем заключается суть "объективной точки зрения психиатра"?
Роль психиатра в этом рассказе совершенно непонятна. Немножко даже страшно стало.
По поводу языка любви -- была надежда, что герой его не изучал, а просто так наобум нарвал и подарил одуванчики, но финал избавил читателя от этой надежды.
"Вокзал на двоих"
Название "украдено". (Читай: как минимум неоригинально.)
Рассказ не вычитан вообще. (Читай: написан крайне небрежно.)
Возможно, в нем и есть какой-то (глубоко зарытый среди стилистических оплошностей) смысл, но я успела прочитать реплики в лентах обсуждений, и у меня осталось впечатление, что "конструктивный" разбор частично уже сделан в комментариях.
"Два билета"
Один из экспериментов, который можно и стоит сделать над своим рассказом, это прочитать первое предложение и вслед за ним, сразу же -- самое последние... Прочитать первый абзац и сразу же -- последний. Между ними не должно быть резкого смыслового разрыва.
БЕЗЖАЛОСТНЫЙ РАЗГРОМ РАССКАЗОВ УВАЖАЕМЫХ ЧЛЕНОВ ЖЮРИ
"Спать хочется..."
Погремушка для читателя: розовые слоники -- образ, символизирующий гламурную женскую истерику.
Пустышка для читателя: домашнее задание -- самому придумать для главной героини парочку добродетелей, ради которых, собственно, муж ее и прощает.
Колыбельная для читателя: мораль истории -- ерундой надо меньше заниматься; и то, что в последних строчках рассказа написано, как раз она самая и есть...
"Улыбка"
(Начало получилось слишком сумбурное.)
Хаос воспоминаний в первой половине рассказа - это сама жизнь, через которую очень-очень трудно пробираться (и через жизнь, и через текст). Финал рассказа скрашен драгоценным воспоминанием из прошлого, за которое героиня ухватилась как за соломинку и вытянула себя из печально-безнадежной рутины. Вот только, я боюсь, что хаос всей остальной ее жизни так и останется хаосом, через который можно, конечно, попробовать продраться с улыбкой на губах. Ничего другого, наверное, не остается.
"Румба на Крещатике"
Кто-нибудь упрекнет: каштаны не воркуют. Я не буду этого говорить, пусть себе воркуют. Я скажу только, что, читая, запинаешься: текст сбивает с толку на каком-то почти интуитивном уровне. Например, воркующие каштаны совершенно не сочетаются с образом трезвомыслящей героини. Похожее случилось и в начале: на переходе от вальса и румбы к застывшим в пробке машинам. Слишком резко и неожиданно: движение-стоп! Так же и "эйфория-пощечина" -- это нарочно? Если нарочно, то мне понятно, что автор этим хотела сказать, но эффект тем не менее получился очень странный.
Описанная ситуация узнаваема, но авторский взгляд на нее так и остался неразгаданным. Что тут главное: радость короткого счастья? Или, наоборот, осадок от... нет, даже не от непрочности, а от того, чего они друг другу недодали? При первой встрече в гостинице -- почти чужие. А когда, наконец, "носом к носу - интимнее, чем поцелуй", то уже пора прощаться.
Героиня очень симпатична тем, что ясно представляет себе, чего она хочет/не хочет. И никакой суеты.
" " "
*
Чтение файла открыто: через ссылку в конкурсном разделе.
Доступ на чтение: "автор и модератор"
Суть этого трюка: читать можно всем, но для статистики файл закрыт
Всего прочитано: почти все
Заявки: не принимаются
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"