чистым и пустым. Но прислони глаза к его глазницам
и увидишь, как мерцают и тихо поют в нём демоны"
Вместо эпиграфа.
"Как умирать сладко!"
предсмертные слова Гоголя.
Д е й с т в у ю щ и е л и ц а:
ЛЕНА ЗАЦЕПИНА, 13лет
ПЕТЯ ЛАЗУТКИН, 13 лет
МАРЬЯ ПЕТРОВНА, 57 лет
ЗИНОВИЙ ЛАЗУТКИН, 40 лет
РИММА ЛАЗУТКИНА, 40 лет
ЭЛЕКТРИК, 30 лет.
ПАОЛО, 80 лет
ТАДЖИК. 30 лет
СТАРУХИ,ШКОЛЬНИКИ, РАЗВЕДОТРЯД СЛУЖБЫ ГОСБЕЗОПСНОСТИ. МАЙОР. СЕРЖАНТ ШКРАБА. БОЕЦ.
март 2004, март2009г
Д Е Й С Т В И Е П Е Р В О Е
К А Р Т И Н А 1
Москва. Наши дни.
Зимняя предутренняя ночь.
Двор дома Полярников. Здесь же стоит памятник ГОГОЛЮ.
Свет из окон дома падает на уныло опущенное лицо памятника.
Из дома выходит старик ПАОЛО. На грязную пижаму накинута тяжёлая лысая шуба. На ногах тапки. Ноги старика увязают в мокром снегу, но он не замечает этого.
ПАОЛО тревожно бродит по двору, по снежному месиву.
Во дворе появляется дворник-таджикв оранжевой куртке. Это ШАМШИД. На спине его крупно написано: РЭУ-5.
Таджик смотрит на мокнущего старика, жалеет его и начинает расчищать мокрый снег у ног его.
Визгливый скрежет лопаты болезненно мучает Паоло. Он хочет уйти, убежать от этого звука, но дворник неотступно следует за ним.Спасая ноги старика, он отбрасывает и отбрасывает снег от них.
ПАОЛО. Замри, таджик! И слушай!
Оба вслушиваются. Но город ещё спит. Далеко гудят водоотсосы, откачивающие воду Москвы-реки, подтопляющую Дом Полярников, и гремят мусорные контейнеры - их выгружают в соседних дворах.
ПАОЛО. Водоотсосы. Их каждую ночь включают - Москва-река подтопляет Кремль и Дом Полярников, оба эти строения дрейфуют на чёрных водах московской ночи, они больше не могут, они хотят уйти из города. Смотри, таджик, город ещё спит, о, страшный, о древний! Полярный город моей жизни! Теперь и твоей жизни, таджик... С мечтой об огне ты пришёл сюда, на свет его алых звёзд пришёл, но они не светят и не греют, ха-ха! Они кровенят ночной мрак тусклым мерцанием и всё. Страшный мертвец сосёт жизнь этого города! Но человек несёт сюда мечту свою и кладёт её к красногранитным ногам мавзолея. Беги, таджик, беги в свой Хульбук, листай обратно страницы истории своего исчезающего народа. Чем глубже назад, тем светлее и жарче, тем сильнее разгорается древнее солнце, опалившее смуглотой тебя и через тысячи тысяч лет. Ты глуп, голоден и жалок, ты жесток, коварен и доверчив, ты пришёл в Москву за добычей, но здесь давно уже нет солнца, здесь только ночные водоотсосы. Знай, глупый дворник, тьмы народов пройдут и канут, но этот город стоять будет! Убиваемый и бессмертный. Унижаемый и надменный. Злопамятный, как старая дева. Недоступный, как весна. Удивительно то, что твой мир канул навек, и вот - мой мир кончается, но кого мне жальче, вот вопрос? За что мы - столь совершенны, ядовито-чувственны, прелестны, но неумолимо рассыпаемся в прах? Но чу! Этот предутренний миг, им владеют лишь дворники и старики... Абсолютная тишина в абсолютной Москве!
Абсолютная тишина.
И вдруг вдалеке, слабый, но манящий зазвучал голос.
ПАОЛО. Древний зов. Но бояться нельзя. Страх их привлечёт и они разорвут.
ПАОЛО задумчиво направляется к своему подъезду.
ШАМШИД. Старик!
ПАОЛО. Чего хочешь, таджик?
ШАМШИД. У тебя есть очаг?
ПАОЛО. Идём.
Шамшид торопливо следует за Паоло.
ШАМШИД (бормочет) Булка есть? Чай есть?
Оба скрываются в подъезде.
Через минуту во двор вбегает отряд вооружённых мужчин. Озираются, выставив перед собой автоматы. И так же молча отступают обратно, во мрак. Начёрное месиво дворового снега ложится золотой квадрат света - зажглось окно в доме Полярников.
К А Р Т И Н А 2.
Комната Паоло в Доме Полярников. Паоло отходит от окна, задёрнув оконную штору. Идёт через старинную интеллигентскую комнату: полки с книгами, обшарпанный письменный стол. На потолке лепнина. На столе глобус, на стене карта СССР.В углу комнаты, главная роскошь, всех поражающая - чучело белого медведя.
Шамшид стоит, нависнув над накрытым к чаю столом, зачарован до верху полной сахарницей... кажется, вот-вот потеряет сознание.Тайно кладёт кусочек за пазуху.
ПАОЛО.(задёргивая шторы).В сорок первом нам запрещалось зажигать свет, не используя при этом оконные затемнения. Привычка с тех пор. Освещённые окна служили отличной мишенью немецким бомбардировщикам. В 91 я видел красную полосу трассирующей пули. Как будто она все эти годы летела, ещё с той войны и вот, дотащилась. Она шла вдоль этого окна. На уровне глаз. Чаровало. Сил не было отвести лица. Было рукой подать. А я ведь уже столько пожил. Кажется, имел право на мирную жизнь. Но пули у них на нас остались. Их запас на нас.
ШАМШИД. (бормочет по- таджикски) Мешок. Мешки. Много мешков.
Но, как только Паоло отворачивается на минуту,Шамшид вновь быстро крадёт кусок сахара, бросает его за ворот рубахи. И сразу ему намного лучше - румянец заиграл на щеках, глаза мягко заблестели, чёрные волосы завились колечками на шее и висках.
ПАОЛО. Вижу, тебе уже лучше. Вот и славно! Пей чай! Зимняя ночь длинна, но одиноким спешить некуда! Но вернёмся к 90-тым, друг-таджик. По телевизору смотрел взятие Белого Дома. Нравилась стремительность показа - прямой эфир! но звук отставал - вначале реальный взрыв за окном, а потом звук этого, уже канувшего в лету взрыва - на экране. Здесь ведь рукой подать до всего! Такое тут место! Дворник, знай, этот окаянный Дом Полярников в миллиметре от всякой чистой - нечистой власти и в одном поцелуе от яремной жилы великой Родины моей.
Шамшид трёт белоснежную рубаху на груди, тревожно взглядывает на окно.
ШАМШИД(по-таджикски) Мешок. Мешки. Много мешков.
ПАОЛО.(ободряюще) Ободрись, они ушли. Они ничего не заметили. Они даже не очень знают, чего хотят. Здесь на каждого кто-нибудь охотится. Так прочерчен этот город. Все тропы испещрены. Но это не значит, что каждый будет пойман. Смотри веселей! (замечает жадность Шамшида к сахару). Клади сахар. Клади два куска. Клади три. Да вали, сколько хочешь! Ладно уж! Набей карманы! Люблю смотреть, как голодный и замёрзший оживает и приободряется.
ШАМШИД.Набат. Нишалло. Набат. Нишалло. Нишалло!
Шамшид, смеясь, целует сахар, грызёт его белыми зубами.
ПАОЛО. Вижу, вижу, ты промёрз, ты растерян в чужом городе. Кушай и пей, кушай белую булку и пей огненный сладкий чай. Это и есть счастье. после холода - счастье. Когда кажется - никто тебя не любит. Играй спичкой с великой Вьюгой, не дрогнет никто. Но всмотрись, всмотрись в это мельтешение жизни: вот уж налито тебе, и в кирпично-красное питьё радостно рушится потолок, всем своим смехом- сияньем, размешивай, звеня, сколько хочешь - огоньки только круче завертятся. Ты под оранжевым абажуром, на венском (он вальсирует?) стуле, а миловидная типа Марья Петровна в драконах уж несёт из кухни гору оладушек тебе, смуглый красавец, лихорадочно соображая - то ли нож она получит в спину, то ли корень твоего мужества вонзится ей меж дрожащих лягвей. Но острого, острого она ждёт в свою сдобно-жертвенную тушку! О, ты не знаешь ещё, девственник на что способны зрелые русские женщины. Ведь она только что сдала своего мужа в эНКАВЭДе. Впрочем, не знаешь ты также, на что способно зрелое эНКАВЭДЕ. Но вернёмся к чаю. Точно так же в 41-ом в засекреченной полярой экспедиции. я замерзал до смерти, но всё обошлось -. Меня отогрела самка белого медведя. Спасла от голодной смерти своим молоком. Про неё написала "Правда". Белая потеряла детёныша, и рухнула с нежностью на меня. Это и был мой горячий чай, друг таджик!. Только не спрашивай, что мы искали в том году во льдах крайнего Севера. Это есть государственная тайна. За разглашение - расстрел!!! На веки веков. (лукаво) Тем более, мы не нашли. И тем более - любые веки можно поднять.
ШАМШИД пытается изобразить мешок. Он берёт одеяло с кровати и связывает его, как мешок.
ШАМШИД (по-таджикски) Мешок. Это мешок. (По-русски) Скажи, старик, вот - это что по-твоему?
ПАОЛО. Положи одеяло. Отгадай лучше, что я люблю больше всего на свете? Правильно - я люблю искать обмороженными губами тугие соски в тяжелопахнущей, рыжеватой от потёков мочи шерсти, слышать тяжёлый стук крови в висках и нежный рык матери-медведицы, которую сосут. Потом сладко дрыхнуть носом в мамину пухлую шерсть, а - пускай - мама тушой не надавит на рану в груди и - сквозную, в животе. Носом смажет кровь со снега и в глаза поцелует. Мать моя белая медвежиная оторопь. Знала ведь всё. Взяла ж. Примирилась великодушно медвежьей душой. Такая зверино-снежная мать. Наш лётчик увидел с полярного неба - из-под белого медведя торчат ноги в чёрных ботинках. И, как высшее существо, спас подмятого. Прошил шкуру пулемётом. Рыдал!!! Весь Советский Союз снял шляпу. Восторг единения.
Шамшид рассматривает одеяло.
ШАМШИД. Хорошее одеяло.
ПАОЛО. Последнее. Мне уж за восемьдесят, последняя осьмушка жизни, я его износить не успею. Новое покупать не имеет смысла. Так в магазинах я в одеяльный отдел даже не захожу - время и силы даром не трачу. К полезному тянусь, насущному - носки, мыло детское, горчичники, сигареты "Памир". А спать ложусь - перебираю все его цветочки - хочу последнее одеяло своё помнить наизусть.
ШАМШИД(кивает) Большое дело - одеяло. У меня в деревне был дом. Было восемь стёганых курпачей. Будешь говорить, что я бедный? (осторожно) Скажи, старик, что ты думаешь про мешки?
ПАОЛО. Я про мешки не думаю. Я думаю про одеяло. Тело, некогда буйное и горячее, жадно мчавшее меня по жизни, засыпает - засыпает - засы-па... одеяло знает всё. Каждый всхлип, каждый пук. Одеяло - последний друг человека. Вот я и думаю - как это? - последнее одеяло моей жизни.
ШАМШИД На стенах не было пустого места - сюзани в узорах, ковры. Кошма была на весь пол. Под каждой стеной курпачи. На каждый день свой дастархан! было! Чайный сервиз был. Посуда была разная.. Два кованых судука. Две дочки - два сундука с приданым. У жены коробочка с бусами была. Марджон был у жены такой древний, что в нём кораллы умерли. Дочки английский язык изучали. Будешь говорить, что я бедный? Тебе никто не поверит.
ПАОЛО. Таджик, почему ты не спросишь, что искала наша полярная экспедиция 41 года? Нас даже отпустили с войны ради этого! Ради нас даже построили этот дом, Дом Полярников, чтобы семьи наши жили в условиях повышенного комфорта. По личному проекту товарища Сталина. И - дом до сих пор прелестен, советско-барский, с закутками для прислуги, с ответвлениями гулкими в подъездах, с гордым парадным и продувным чёрным ходом, с групповыми портретами полярников в холлах, с фикусами по углам, с неозначенными нигде комнатками и ниоткуда глядящими узенько хитренько окошками... а в сумерках милого дома застряло эхо напольных часов, а вентиляционные шахты заставляют замирать чистильщика. А недавно здесь под паркетом при евроремонте нувориш из Армении выковырнул ржавый наган. Спроси, спроси про экспедицию! Хотя я не отвечу. Я слово давал генсеку, ослепительному товарищу Сталину. Давал слово молчать, молчание типа тьмы. Чернота и бездна так молчат. Только чуть-чуть мигают рубины кремлёвских звёзд в молчании в этом. Но тот ли он господин, что навеки запечатывает уста нам? Тот ли?! Ух, прямо не знаю! Запотеваю от мыслей. Вот, что мучает меня порой.
ШАМШИД. Я механизатор. Обслуживал ирригационные системы Канибадамского района. Но системы разрушились. И хлопок поливает дождь. Жена сказала, Шамшид, езжай в Москву, заработай денег. Я и дочки руками собираем хлопок на плантациях с другими таджикскими женщинами и девочками, потому что комбайны тоже разрушились.. Теперь я убираю здесь снег. Летом поеду домой. Спасибо, Паоло. Мне пора. Снова падает снег, когда рассветёт, ЖЭК увидит безупречную белизну двора, заругается, выгонит Шамшида замерзать.
ПАОЛО. Бери одеяло. Я без него посплю. Здесь центр, здесь отлично топят.
Шамшид берёт одеяло, садится обратно, за стол.
Хорошо-то оно, хорошо, когда есть одеяло. Тем более в такой стране продувной Одно бы пошить такое одеяло, чтоб всю мою зимнюю Родину укрыть, наконец. Я, видишь ли, патриот. Но силы мои на исходе.
ШАМШИД.(теребит угол скатерти) Моя жена теперь на Памире Она приедет летом, продавать бусы из индийских камней, здесь у вас на Арбате. На Памире нужны одеяла. Жена кашляет на Памире, ей там холодно. Лёгкие жена застудила не там, не в наших горах, а у вас, под землёй, в московском метро, когда продавала бусы из индийских камней. Теперь кашляет на Памире у родни. Ваш подземный кашель в наших горах гремит. Больше не будет хлопок убирать. Мало платят Раньше я хорошо знал русский язык. Теперь забыл. Ты очень быстро говоришь. Говори медленнее. Какой у тебя хороший дастархан. Это таджикский хлопок.
ПАОЛО. Возьми дастархан. Думай, что всё вернётся.
ШАМШИД. Не плачь ни про что. Паоло, скажу тебе. Рискую работой, но ты добрый старик, Павел Иванович. и я скажу. В ЖЕКЕ говорят, ты не пускаешь слесаря к себе, а сам течёшь на нижних жильцов. На Зухру-апу течёшь и сына её, чеченского головореза Гыгыза. Не сокращай себе дни жизни, Паоло. Пусти слесаря к трубам своим. Я тебе просто так сказал, я больше ничего не возьму. Ты и так много мне подарил. (встаёт)
ПАОЛО. Нет, нет, подожди, Шамшид. Ещё темно. Рассветёт не скоро. Не очень-то тебе можно выходить в тёмный двор. Хочешь, я расскажу тебе что-нибудь про моих соседей? Что-нибудь весёлое, увлекательное и дикое?
ШАМШИД(вежливо) Зачем?
ПАОЛО. Пойми, не могу я сказать тебе, что искала наша экспедиция. Это тайна государственного значения.
ШАМШИД. Про конкретных людей? Про жильцов?
ПАОЛО. Ну да! Ну да!
ШАМШИД. Хорошо. Я должен знать их нравы. Я дворник у них под ногами. Узнать всё равно придётся.
Паоло берёт сигарету и зажигает спичку. Шамшид зачарованно смотрит на огонь.
ПАОЛО.(поводя зажжённой спичкой) "Чтоб вы знали, уроды - химия первооснова всех знаний человечества".
КАРТИНА 3
Московская школа. Кабинет химии.
МАРЬЯ ПЕТРОВНА, ПЕТЯ, ЛЕНА, ЭЛЕКТРИК
Марья Петровна у стола с ретортами показывает опыты по химии.
Искра от реактива падает на подол её платья и тот начинает медленно тлеть.
Лена и Петя сидят за партами.
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. Чтоб вы знали, уроды - химия первооснова всех знаний человечества! Химия изучает соки металлов! Соки, это вещества, питающие всю материальную сторону мироздания. Это любой идиот знает. Ну да ладно. К доске пойдёт... Зацепина, что ты так пялишься на меня?
ЛЕНА Я не пялюсь.
МАРЬЯ ПЕТРОВНА А что же ты делаешь?
ЛЕНА. Не знаю...
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. Не смейтесь, дети. (Никто и не смеётся). У Лены Зацепиной папа безработный дальнобойщик, а мама вообще неизвестно где. Лена у нас голодная ходит всю дорогу и сапоги у неё рваные. Она даже читает по складам, очень тупая девочка. И как человек неприятная: в голове туман, в глазах вечная мерзлота. Скоро её отдадут в детдом, а в детдоме, дети, с сиротами такое вытворяют, и пожаловаться некому. Так, Зацепина?
ЛЕНА. Так.
МАРЬЯ ПЕТРОВНА А ты знаешь, Зацепина, что сирот на органы продают?
ЛЕНА . Знаю.
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. Знаешь... Так что готовься, Зацепина, никто за тебя не заступится. Советская власть кончилась. И обратной дороги нет! Да шучу я! Хоть бы улыбнулась, хоть из вежливости! Нет, ты кончишь пялиться на меня, а? Что, думаешь, самая красивая? Лазуткин. Петя, скажи, красивая у нас Зацепина?
ПЕТЯ. Зацепина страшная.
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. На себя посмотри, Лазуткин. Тихонький, сладенький, сопельки жуёшь, губу до пупа отвесил, а твои товарищи от тебя шарахаются. Как думаешь, кудряш, почему?
ПЕТЯ. Не знаю.
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. Родители у тебя богатые, а ты сутулый, и шею гнёшь. У тебя что, шея без костей совсем?
ПЕТЯ. Не знаю.
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. "Не знаю" - на том свете не зачтётся. Ха-ха-ха! (ржёт своей старой шутке. дети мрачно слушают). Зацепина, ну какого лешего ты пялишься на меня? Только не говори - "не знаю"!
ЛЕНА. На вас платье горит...
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. Думаешь, я поверила?
ЛЕНА. Не знаю.
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. Думаешь, я сморгну? Думаешь, я вниз посмотрю, руками начну хлопать по ногам, крутиться начну сама вокруг себя?
ЛЕНА.(тоскуя) Не знаю.
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. Думаешь, я сдамся? Опыты!!! Лазуткин, быстро повтори мне вчерашний урок!
ПЕТЯ. Аш два эс о четыре плюс натрий о аш получится натрий эс о четыре плюс аш два о!
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. Опыты! Мне нужны опыты! Повторяем пройденное! Золото добудь!
ПЕТЯ. Я забыл, как!
МАРЬЯ ПЕТРОВНА Тогда фил. камень, идиотик!
ПЕТЯ. Мы взорвёмся!
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. Кретин! Смешай элементы и брось, что получится в окно! Смелей, мальчуган, я рядом!
Петя подбегает к столу с препаратами, начинает переливать жидкости по колбам-ретортам. Из колб валит дым, потом густые белые хлопья, сыплются чёрно-красные искры.
Лена же достаёт из-под парты лодочку с парусом и играет ею, гоняя её по парте, как по волнам. Лену застилает то дымом, то густым снегом, то осыпает красными искрами - так она втянута в Петины опыты.
Вылетишь из школы, Зацепина, вылетишь, я говорю! Не сметь застилаться дымом! В метель не заворачиваться! Ручонкой мне там не махай из вьюги, кораблём не кивай! Не искрись, сволочь. Дети, дети, Зацепиной тринадцать лет, а она в игрушки играет! Ты и в тридцать будешь такая же дура?
ЛЕНА. Не знаю.
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. Ну почему идиотство такое? Почему облако? Почему парус? Это химия, гадина, пойми, это не речка!
Марья Петровна летит к парте и отнимает кораблик у Лены. Лена в отчаянии рвёт на себе волосы.
ЛЕНА. Это дедино. Деда мне подарил. Мой деда подарил лодочку. Деданька мой.
ПЕТЯ(об опытах) Ух ты!
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. Врёшь, Зацепина, нет у тебя дедушки родного никакого. . Ты в буфете булки обкусанные доедаешь. Ты от голода синяя. Никто об тебе не заплачет.
ЛЕНА. Он сгорит, мой корабль.
МАРЬЯ ПЕТРОВНА. Ты хоть стихии не путай, дочка лимитчиков. Корабль принадлежит стихии воды.