Сафо Светлана : другие произведения.

Фальшивые нотки Музыкальной шкатулки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Фальшивые нотки, издаваемые Музыкальной шкатулкой
  
   -Чего тебе? - недобрым голосом вопросила Прекрасная фея.
   Оборвашка на пороге шмыгнула носом. Не удовольствовавшись этим, она провела пальцем и на грязном лице заблестели сопливые усы.
   - Дык, я того, крёстная... пришла за Сказочным прынцем на Белом коне.
   Прекрасная фея тяжело вздохнула.
   - С принцами у нас хорошо, а вот с конями напряжёнка. Может, возьмёшь в некомплекте? Есть у меня на примете один славный юноша, подающий большие надежды...
   - Очередного нищеброда хотите всучить? - Оборвашка накуксилась. - Ну, уж нет! У меня таких прынцев без вашей помощи до фига! Только успевай принимать их высочеств на сеновале. Нет уж, крёстная, раз обещали, то подавайте Сказочного прынца на Белом коне и точка!
   Прекрасная фея осуждающе поджала губы.
   - Какая, право, ты капризуля! - воскликнула она и, отчаявшись, предложила: - Слушай, а может, тебе демон подойдёт? Он парень не привередливый. Согласен даже на тебя.
   На физиономии Оборвашки появилась подозрительная мина. С налётом слабой надежды.
   - Красивый и богатый? - уточнила она.
   - Сказочные принцы со всеми их конями в подмётки ему не годятся! - Прекрасная фея подмигнула крестнице и с заговорщицким видом понизила голоc: - Адского темперамента парень! Бери, пока я добрая, а то себе оставлю.
   ***
   К чему эта сказочка, спросите вы.
   А для создания нужной атмосферы, отвечу я. ))
   ***
   Итак, на СИ-шном столе очередное блюдо, призванное утолить духовный голод. Называется оно: "Музыкальная шкатулка" (http://samlib.ru/g/golxshanskaja_s/music_box.shtml), а сварганила его Светлана Гольшанская. Посмотрим на компоненты блюда и оценим, насколько оно съедобно в целом и по частям.
   Поскольку рассматриваемый рассказ заявлен как фэнтези, мистика и сказки, значит, эта смесь должна удовлетворить нашу потребность в романтике. Так сказать, десерт для мечтательных гурманов - полная противоположность грубой прозе жизни, символизирующейся стаканом водки, хвостом селёдки и перетрахом в подъезде.
   Конечно, иногда заявленный жанр не соответствует содержимому блюда, но вроде бы автор нас не обманывает и представленный рассказ - действительно романтическая сказка. С налётом мистики. Здесь есть трепетная барышня и зловещий тип, а также присутствует изделие безымянного художника, измалёванное загадочными символами, которое и дало название рассказу.
   Вот и замечательно.
   На первый взгляд содержимое Музыкальной шкатулки выглядит вполне съедобно. Многословные авторские завитушечки так и пестрят красивыми прилагательными, обещая, что будет вкусно. Что ж, значит, пора вооружаться десертной ложкой и приступать к непосредственной дегустации.
   Н-да... стоило только ковырнуть и сразу же обнаружилось, что компоненты духовного блюда нарезаны абы как и пестрят многочисленными ошибками, в основном, стилистического свойства (если ошибаюсь, пусть филологи поправят). Вот несколько примеров, чтобы не быть голословной.
  
   В ярком свете фонаря он разглядел молодого юношу,
   Мастерская наполнилась удивительными звуками механической музыки.
   Широко распахнутые кристально-голубые глаза воспалились от бессчетно пролитых слез.
   Старший брат Ланы, едва вернувшийся со службы офицер, узнав о поруганной чести сестры и захворавшем отце, тотчас рванулся в погоню за мерзавцем, оставив девушку наедине с собственным горем.
   Лана повернулась, как безвольная, подвешенная на нитках марионетка и зашагала прочь. Скрипач долго глядел ей вслед, пока тонкая изящная фигурка не скрылась за углом улицы.
  
   Ладно. Компоненты выглядят неуклюже, но может общая композиция спасёт положение. Бывает, что автор коряв на язык, но гениальные "пёрлы" так и прут из-под пера. Сейчас посмотрим, что имеем в данном случае.
  
   Ну что ж, завязка выглядит затейливо. Она трехходовая, что несколько необычно для небольших форм. В первом отделении сюжетной менажницы находится старый часовщик. во втором - девушка, брошенная возлюбленным; в третьем - безымянная оборвашка на сносях. Правда, она проходной персонаж. Борцом со злом будет её ребёнок. Связующим звеном для троицы является демон, чья игра на скрипке действует на корыстолюбцев всех мастей, как дудка небезызвестного Крысолова.
   Итого в наличии четыре основных персонажа.
   Сюжет. В общем-то, он незамысловат. Демон строит козни, троица героически борется с ним. Как и следовало ожидать, зло наказано, добро победило. Правда, хэппи-энд довольно сомнительный. Ведь город начисто вымирает от чумы - за исключением героини и мальчика.
  
   Поскольку мне намекнули, что нужно показать, насколько удачны герои в своих амплуа, сейчас попробую это сделать.
  
   Первым на тарелке появляется часовщик, потому начнём с него. Леонардо да Вин... нет, никаких довинчиваний! Просто Леонардо. Леонардо и всё. Никаких добавок. Конечно, имечко не уникальное, особенно, для Италии, но уж очень перекликается с именем всемирно известного гения. Да и действие происходит в средневековье. Не скажу, хорошо это или плохо. Главное, что ассоциация возникает и это накладывает свой отпечаток на оригинальную физиономию героя.
   Что ещё сказать? Персонаж как персонаж. Пожалуй, симпатичный. Правда, кто-то скажет, что это старый сентиментальный дурак, одержимый бесом честолюбия, но я не согласна с таким определением.
  
   Далее у нас идёт героиня. Лана. Просмотрела итальянские женские имена на букву "л", но такого имени не встретила. Видимо, оно возникло как сокращение от имени Светлана. Кстати, такой вид авторского тщеславия встречается достаточно часто - вспомним ту же Лейну Петровой.
   Лана - единственный женский персонаж Музыкальной шкатулки. Оборвашка не в счёт. Бедняжка глазом не успела моргнуть, как оказалась в развеянном состоянии.
   Лично моё отношение к барышне с кристально-чистыми глазками, мягко говоря, неоднозначное. Вопреки авторской задумке, образ героини пронизан ханжеством и не располагает к себе. Слишком сильно себялюбие (по большому счёту, полное равнодушие к умирающему мужу) и неразборчивость в средствах для достижения цели (эпизод с кражей из церкви).
  
   Последний в героическом трио - мальчик по имени Люк. Опять же странное имя для итальянца. Хотя не исключено, что его предполагаемый папаша, демон Белех, горячий поклонник Люка Бессона... или Люка Скайуокера?
   Сказать о юном герое практически нечего - кроме того, что он рыжий, сирота и играет на скрипке.
  
   Ну и чётвёртый персонаж - сосредоточие тёмных сил, демон Белех. В первоисточники заглядывать не стала, понадеявшись, что автор взяла его не с потолка.
   Ну что сказать об этом герое? Он в своём традиционном амплуа - искушает и запугивает. Вот только бедный демон абсолютно не убедителен в роли адского злодея. Вдобавок своим слюнтяйством он обесценивает подвиг старого дур... то есть часовщика Леонардо.
   Нет харизматичного злодея - нет напряжённости действия. Конечно, психологически сложный персонаж мог украсить повествование, но не в рамках рассказа. Королевство маловато - разгуляться негде.
   ***
   В общем и целом у автора была неплохая задумка. Вот только исполнение подкачало. Такое ощущение, что Музыкальная шкатулка состоит из разнородных кусков.
  
   ... освобождая дорогу, и из черноты широкой поступью вышел Белех. Его светлые глаза пронзительно сверкали, губы сжались в узкую полоску, а рыжие волосы, будто танцующие языки пламени, развивались на ветру.
   - Что ты творишь, неблагодарная? Смерти хочешь? - прошипел он сквозь стиснутые зубы, приблизившись вплотную к Лане.
   Вот вам кусок, вырванный из любовного романа.
  
   Грустно вздохнув, девушка зашагала к церкви. Туда доставляли тяжелобольных со всего города. Внутри стоял тошнотворный смрад гниющей плоти. Одетые в черные мантии и похожие на птичьи клювы маски из белой кожи между рядами больных ходили лекари.
   А это так называемый хоррор... или нуар? Не суть.
  
   Глядите, у него появились бубоны вот здесь и здесь, - лекарь указал на темно-фиолетовые нарывы на ногах и возле подмышек больного. - Похоже, в городе начался мор. Это уже шестой больной за сегодня. Вчера было еще с два десятка.
   - Но можно ведь что-то сделать?
   - Я могу попробовать вскрыть бубоны и прижечь их раскаленной кочергой.
   Лана кивнула, с трудом сдерживая слезы отчаяния. Она заставила себя смотреть, как лекарь вырезает гнойный фурункул, как из глубокой раны сочиться мутная кровь и застывает густой массой.
   Вообще гадость, не вызывающая ничего, кроме омерзения.
   Нет, в страшилке этот кусок смотрелся бы вполне уместно, но ему нет места в романтической сказке с налётом мистики. Поначалу решила, что "чумная добавка" навеяна Боккаччо, но теперь я в этом не уверена.
  
   Ещё несколько словесных перлов.
   - Чтобы ты утопила его в речке за городом, как утопила троих до него? - скептично заметил музыкант. - Чего ты на самом деле желаешь?
      Воровка испуганно сглотнула. Слова вырвались сами против ее воли:
   - Хочу, чтобы он не рождался.  
   И, пораженная, замолчала.
   Какое чувство вызвало ступор у воровки, что она поражённая замолчала? Жалость к ещё не рождённому ребёнку? Что-то не верится.
  
   Всем видом выражая сочувствие, Люк достал скрипку и заиграл. Наслаждаясь сладкой музыкой, Лана отрешенно глянула в окно.
   Всё бы ничего, но пока крайне набожная жинка наслаждается музыкальными экзерсисами и глазеет в окно, рядом с ней находится умирающий муж, когда-то любовь всей её жизни. Это к вопросу о ханжестве ГГ.
  
   Старик без устали продолжал мастерить часы и музыкальные шкатулки, хотя покупателей не было уже почти месяц. Поэтому он был очень удивлен, увидев у себя на пороге двух странных посетителей.
   Что странного он увидел в молодой женщине и десятилетнем мальчике?
   ***
   Несмотря на хорошие задатки, сказка пока не складывается. Полнейший "сыряк", от которого в читательском желудке полнейшее несварение. Да и автор заявляет, что у неё наготове куча исправлений. Короче, не имело смысла в таком виде выставлять рассказ.
   ***
   Удивляет, что предыдущие работы автора имеют чёткий стиль и внутреннюю логику. Это свидетельствует, как минимум, о набитой руке в сочинительстве. Куда же делся весь этот опыт при написании Музыкальной шкатулки? ))
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"