Один мой знакомый сказал на уход прошлого Губернатора Рязанской области Георгия Шпака со своего поста:
- Он запомнится тем, что памятники нужные поставил, патриотизм рязанцам повысил...
Рязанский патриотизм, на мой взгляд, сродни патриотизму червяков из бородатого анекдота. Все - и жители города, и особенно его власти - прекрасно знают, где они обитают. Но вместо того, чтобы предавать недостатки рязанского уровня жизни огласке (не говоря уж о том, чтобы пытаться их искоренить) власть "повышает патриотизм" рязанцев, взывая к их героическому прошлому - залогу достойного будущего и превращая проигрышные стороны здешней житухи путем официальной пропаганды в фирменный брэнд Рязанского края. Взять хоть вышеупомянутые памятники...
Конечно, о вкусах не спорят. Лично мое эстетическое чувство оба новых монумента оскорбляют - очень уж эти "медные всадники" рязанские, "косопузые"! Евпатию Коловрату отвели почетное место в центре города, напротив областной Думы, которая "поглощает" вид этого памятника с юга. С востока его столь же успешно съедает без остатка стеклобетонная конструкция рязанского почтамта, детища позднесоветской официальной архитектуры. Олег же Рязанский напротив ТЮЗа расположен, вроде бы, удачнее... Но сама идея памятника предателю для знающих историю весьма сомнительна.
Коловрат - Бог бы с ним, герой освободительного движения. А вот Олег Рязанский действовал на Куликовом поле исходя из соображений местного патриотизма и... местного самолюбия. Рязанские бояре в средние века любили повторять: "Рязань первее (старше. - Е.С.) Москвы! Рязани под Москвой не ходить!" Князь Олег думал так же. Напомню наиболее распространенную (и до сих пор убедительно не опровергнутую!) версию истории Куликовской битвы. Великий князь Московский Дмитрий Иванович созывал войска русских князей на решающую битву с Золотой Ордой, в которой Олег Иванович не пожелал принять участие. Более того, большинство историков сходятся на том, что он тайно сносился с Мамаем, бывшим темником из Золотой Орды, ведшим войско на Русь в 1380 году, и обещал ему военную подмогу - в обмен на целость-невредимость своего княжества. В итоге Олег не привел войско на поле брани ни на одну сторону, "прокрутился на пупе" до окончания битвы, спас ненадолго свое княжество от татарских нападок, а с Дмитрием Ивановичем долго мирился - примирение удалось, князь Рязанский даже женил своего сына на дочери Дмитрия, если память мне не изменяет, в 1389 году. Однако сразу после Куликова поля Олег Иванович был разбит дважды, тем же Дмитрием и Тохтамышем, ровно через два года (1382 год) шедшим на Москву. Потерял едва не половину населения княжества убитыми и полоненными. И под конец жизни ушел в монастырь, замаливать собственный тяжкий грех. Казалось бы, очевидно, что он должен быть изображен не полководцем на коне, а монахом во власянице. Ибо не победоносно отступничество от всенародной освободительной войны! Его метод "двойного уклонения" дальновиден, мудр, "политичен" - но его никак нельзя назвать геройским. И в таком контексте непонятно, что символизирует опущенный меч в бронзовой руке великого князя Рязанского (именно из-за звания "великого князя", противопоставленного великому княжению Московскому, по мнению старейших родов удельных князей со всей Руси, самовольно узурпированному Долгоруковичами, и разгорелся сыр-бор).
Но фокус в том, что оба памятника рязанским полулегендарным героям поставлены с целью продекларировать в веках самодостаточность Рязанской земли - недаром их воздвижение приурочено было к 70-летию вычленения Рязанской области из огромной Московской области. Тем политическим актом в 1937 году завершилась многовековая традиционная борьба Рязани с Москвой за самостоятельность, в ходе которой так двусмысленно прославился Олег Рязанский. В Советском Союзе, естественно, о подлинной самостоятельности области как "удельного княжества", говорить не приходилось - Госплан был один на всех, как и руководящая роль КПСС, как и Уголовный Кодекс, и Конституция СССР... Не знаю, происходило ли выделение Рязанской области в "автономию" по желанию ее тогдашнего руководства, или по желанию руководства Московской губернии... Но около тридцати районов выкинули из Московской области - все равно что за черту оседлости. Потом эта цифра трансформировалась в большую и меньшую сторону, пока не остановилось на нынешних двадцати пяти. Двадцать пять районов, соседствующих с московскими географически и отстающих по качеству жизни, как палеолит от неолита... С древним и славным городом Рязанью во главе. Городом, который было не жалко Совету Министров СССР, и потому сюда напихали предприятий тяжелого машиностроения, оборонки и химической обработки выше крыши - тогда как одного ушедшего в прошлое завода "Центролит" (обработка цветных металлов) было достаточно, чтобы обеспечить всю тогдашнюю Рязань онкологическими заболеваниями и патологиями дыхательных путей на каждую душу населения, включая младенцев в утробах... Кто бывал в Рязани, тот знает: этот более чем полумиллионный по населению город состоит из множества микрорайонов, каждый из которых тяготеет к определенному заводу. Точнее, тяготел в советское время, когда промышленные гиганты поддерживали и обеспечивали социальную инфраструктуру своего поселка. Теперь заводское содержание дорог, школ, детсадов и парков кануло в Лету, а дырявый городской бюджет не справляется с нуждами микрорайонов - впрочем, так же, как и с нуждами центра, что видно невооруженным глазом. Каждый из заводов - нефтеперерабатывающий, станкостроительный, комбайновый, оловозавод, филиал московского "ЗИЛа" и прочая, и прочая - способен был стать градообразующим предприятием. Как в большинстве областей европейской части России - один крупный завод, серия мелких и гармонично развитая социальная сфера. И жителей в городе уровня Владимира не более четырехсот тысяч. Рязань выделяется из этого ряда. Народу в ней живет много, но мегаполисом стать - сил не хватает... Сразу после Миллениума, по всероссийской статистике, Рязань занимала одно из последних мест в стране по уровню благоустройства города - кажется, по три рубля с копейками в месяц расходовал городской бюджет на обеспечение комфорта каждого горожанина... Тогда как даже не столицы доводили эту цифру до ста рублей.
И, владея такой информацией, любой обыватель, думаю, признает: ох, зря была обособлена Рязанская область!.. Особенно тот обыватель, кто на автомобиле ездит по Рязани. Рязанский патриотизм "подпитывается", в числе прочих прелестей, насмерть убитыми дорогами. В любой подмосковной деревне состояние асфальта в разы лучше, чем в областном центре Великого княжества Рязанского. До Луховиц (населенный пункт в направлении Рязани, последний райцентр в Московской области на отрезке трассы Москва - Челябинск) - нормальное асфальтовое покрытие. Сразу за стендом "ГИБДД Рязанской области приветствует дисциплинированных водителей!" асфальт сменяется стиральной доской. Только очень дисциплинированный водитель способен проехать по нему без ущерба для личного автотранспорта. Все равно что на цыпочках пройти надо умудриться... Более или менее поддерживаются в христианском виде лишь трассы федерального значения, пролегающие через Рязанскую область. Горьковская, например...
О прелести дорог в областном центре говорить скучно и нудно. Все журналисты рязанских газет клавиатуры разбили на теме состояния проезжих частей городских улиц... А тем, от кого оно зависит - хрен по деревне! По большой деревне под названием Рязань. Нам не указ города с нормальными мостовыми, вроде Липецка - мы лучше на главном проспекте города будем рессоры из "Газелей" на выбоинах терять. С законным чувством: у рязанских собственная гордость!..
Кстати, если бы губернатор Георгий Шпак отремонтировал рязанские дороги, вместо того, чтобы воздвигать бронзовых истуканов, - это ему и был бы памятник нерукотворный! Вот ведь Надежду Чумакову (с 1963 года в течение 23 лет она избиралась и работала председателем исполнительного комитета Рязанского городского Совета народных депутатов. - Е.С.) до сих пор вспоминают рязанцы с умилением - при ней чистота царила в Рязани, и мостовые не рушились.
А теперь под моими окнами третьим слоем упоенно кладут асфальт, хотя тут было сносное по рязанским меркам покрытие - дыры не на каждом метре, а метров через пятьдесят друг от друга. А на улице Чапаева, связывающей исторический центр города с микрорайонами советской планировки, автомобили по-прежнему играют в ралли, объезжая густо рассеянные в шахматном порядке ямы и выбоины. Правда или красивый миф, что у "колесницы" нового Губернатора Олега Ивановича Ковалева (возглавляет Рязанскую область с марта 2008 года, "направлен" на эту должность из Москвы. - Е.С.) на одной из таких рытвин оторвало колесо, когда он объезжал с инспекцией столицу вверенного ему региона? И разгневанный глава приказал начать реконструкцию дорог?.. Даже если это и неправда, то как хорошо найдено! И как, главное, правдоподобно выглядит!
Лестно, должно быть, для самосознания коренных рязанцев и то, что железнодорожный экспресс "Рязань - Москва", некогда органично звавшийся "Березкой", а теперь помпезно "Сергей Есенин", с некоторых пор причислен к лику поездов дальнего следования, и, чтобы купить на него билет из Москвы, надо отстоять в соответствующем зале возбужденную очередь рыл в пятнадцать-двадцать, жаждущих отъехать в Ташкент, Уренгой и Барнаул. При этом купить на него билет, скажем, из Украины невозможно - хотя на другие "дальние" маршруты по России легко! Не знаю, чем вызвано такое новшество, но ОАО "РЖД" очень польстило рязанским патриотам... и очень затруднило жизнь нечестолюбивым рязанским пассажирам, желающим побыстрее отвалить к своим пенатам, куда ехать-то, тьфу, два с половиной часа... какое уж тут дальнее следование!
И, кстати, почему фирменный ростовский поезд называется "Тихий Дон", а не "Михаил Шолохов"? Почему не существует ни одного поезда дальнего следования, носящего личное имя - кроме нашего? Зачем рязанским патриотам нужно, чтобы рязанский поэт на своем последнем пристанище - Ваганьковском кладбище - в гробу переворачивался при каждой покупке билета: "Девушка, мне два места на Сергея Есенина, класс второй, завтра утром"?
А как, интересно, рязанские патриоты относятся к закономерности, что 9 мая в Рязани всегда дождливо? А День Победы в 2008 году выпал ну исключительно мерзким. "Вести.ру" довольно издевательски, на взгляд немосквича, предрекли: "На День Победы природа подарит москвичам и гостям российской столицы теплую и сухую погоду... Атмосферное давление начнет расти, облачность станет переменной, ночью и утром осадков в Москве не ожидается, а днем короткие дожди могут собраться, но наиболее вероятны они в южной половине Подмосковья".
Не природа, ясное дело, расщедрилась на теплую и сухую погоду ради парада на Красной площади. Секрет хорошей погоды раскрыл телевизионный сюжет. Мэрия Москвы произвела серию традиционных самолетных вылетов. Дорогостоящей аэрозолью насыщают тучи, чтобы они пролились дождем "где стоят". Естественно, за столько лет московские метеорологи прекрасно изучили, куда "срикошетит" разгневанная стихия. Южная половина Подмосковья - это и есть граница рязанских угодий...
То есть рязанские патриоты могут сколько угодно утешать себя тем, что "Рязань первее Москвы", и "Нам Москва не указ" - как относятся к этому аутотренингу москвичи, ясно без очков. Самолеты выпалили аэрозолью как раз над великим Рязанским княжеством!
Конечно, любовь к своей земле не должна базироваться на материальных основаниях. Как говорится, любят не за что-то, а просто потому что. Однако гордость за свою малую родину должна быть сознательной - иначе это гордость туземца, отдавшего за стеклянные бусы золотой слиток и похваляющегося перед племенем новообретенной красотой! Когда над благоустроенной улицей Липецка видишь плакат: "Липецк - лучший город России, мы хотим здесь жить!" - то в улыбки детей с этого плаката сразу верится. А вот в пафосный слоган: "Рязань: славная история - достойное будущее!" над изрытой оспой главной улицей города, Ленина-Астраханской, как-то не очень веришь...
Относительно славной истории - это неприкрытый цинизм. История сохраняется не только в преданиях и мифах, но и в вещественных ее свидетельствах. А Рязань планомерно лишается того, чем могла бы по праву гордиться. В культурно-историческом плане это был старинный центр города с памятниками деревянного зодчества. Где он? Я, наравне с другими рязанскими журналистами, писала о том, как много исторических зданий на моих глазах сменились новыми "евростандартными" особняками или таунхаусами, перед этим загадочно сгорев или бесстыдно развалившись... Это был действительно редкостный Кремль. Чувствуется, что полемика "музей или монастырь" (ведомая с 2006 года между Рязанской епархией и Историко-архитектурным музеем-заповедником "Рязанский Кремль" за владение комплексом строений Кремля. - Е.С.) складывается не в пользу научного учреждения и светского культурного объекта. Скоро рязанский Кремль, как Ипатьевский монастырь в Костроме, будет доступен для обзора только богомольцам или притворяющимся таковыми.
А ведь какой мог бы быть музей "Рязани Салтыкова-Щедрина" - законсервированный в историческом облике кусок Соборной улицы, ведущей к Кремлю! Брусчатка на земле, полосатые кабинки будочников, шлагбаум с двуглавыми орлами на входе в Кремль, статуя Угрюм-Бурчеева при всех регалиях... Ведь город Глупов, воспетый Салтыковым-Щедриным, по одной из версий, прозвучавшей даже по центральному телевиденнию, - это отчасти Рязань, где знаменитый сатирик дважды исполнял обязанности гражданского вице-губернатора. Туристы валом бы валили смотреть на такое диво! Но нет - мы что имеем, не храним, где уж вести разговор о создании улицы-музея... Пусть ими всякие Мински да города Золотого Кольца козыряют... Крохотный волжский город Мышкин из своего неблагозвучного названия сделал предмет поклонения тысяч туристов и зарабатывает в туристические сезоны немалые (правда, лично мною не считанные) деньги на культе Мыши. Помимо музея грызуна, в Мышкине еще есть музей валенка, музей устаревшей автомобильной техники. На пристани гостей встречают Кот и Мышь - статисты в масках гуляют там допоздна, фотографируются с туристами... Голословно утверждать "Мы любим свой город!" просто. Не худо бы любить его действенно. Как минимум - не позволяя застраивать современным элитным жильем исторические кварталы и последние зеленые оазисы. Но это намного сложнее и затратнее... Поэтому у нас вечным поводом для гордости останутся два памятника советского разлива Сергею Есенину!
И о какой говорить культуре, когда на центральных улицах Рязани нет элементарщины - туалетов?! Прекрасен город, благоухающий всеми подворотнями! Да и подворотен-то становится все меньше и меньше в силу помянутого интенсивного жилищного строительства класса люкс в центральных микрорайонах... Если так будет продолжаться, скоро всем рязанцам и гостям надо будет выдавать памперсы для прогулок по нашему высококультурному граду. Первая пара - бесплатно, за счет администрации области, вторая и последующие - за деньги. Продаваться они будут в специализированных киосках... Опять же сколько рабочих мест откроется!..
Слышала, якобы одна московская предпринимательница хотела поставить в Рязани сеть биотуалетов, да не сошлась с местными чиновниками в сумме отката... Видимо, заезжая бизнес-леди не поняла, что столкнулась с рязанским патриотизмом! От Москвы нам ничего не нужно! Тем более - сортиров!
А еще пошла по Рязани легенда о грядущих переменах в областном центре. Что оба железнодорожных вокзала объединят в районе Дягилева, там же реанимируют аэропорт для скоростных авиарейсов в Москву, а на месте вокзалов пустят легкое наземное метро... И пойдет тенденция к слиянию Рязани с Москвой в рамках одного мегаполиса... Наверное, это предложение внес новый губернатор? Знаете - а я бы обрадовалась такому исходу, случись он при моей жизни! Пусть Рязань войдет в черту города Москвы на правах рабочего предместья, эдакой Вороньей слободки... Зато хоть дороги - продолжение московских - станут похожи на дороги.
Там, на задах мегаполиса, нашему гордому городу самое место. Раз уж выпало в империи родиться, лучше быть окраиной Московской области, чем центром Рязанской!