Сахань Дмитрий : другие произведения.

Робомьюзика, или музыка механической сборки

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

РобоМьюзика, или музыка механической сборки


          Музыка может иметь глубокое по смыслу наполнение или полниться пустым звоном, быть сделанной изящно или бездарно, привлекать милозвучием или пугать какофонией, радовать оригинальностью или дразнить однообразием. Между крайними мнениями существует множество неприхотливых, далеких от классической строгости, но все же не менее важных оценок, как например "так себе", "устраивает", "неплохо" и так далее. Даются последние, как правило, обычными слушателями, и варьируются такие оценки в зависимости от пристрастий меломана, заведомого знания уровня мастерства сочинителя, избранного музыкального направления и тому подобных моментов, ключевых для конкретного слушателя.

          Есть и другая музыка, в сочинении которой человек участвует косвенно, посредством реализации механических, программных или иных прибамбасов, разработки всяких методик, частично имитирующих живого аранжировщика, моделирующих специфичные аспекты работы композитора, кои вкупе и берут на себя собственно сам процесс "сочинительства" музыки. Здесь на первых ролях системы оценочных критериев оказываются вопросы правдоподобной имитации, а проблемы глубокомысленности, изящности, милозвучия и прочего отходят на последний план, поскольку автоматизированная сборка музыки, опирающаяся на грубое и смутное представление о том, как человек сочиняет, и исполненная в основном строгими математическими функциями, может лишь подражать отдаленно каким-то моментам акта творения, но никак не способна значимо приблизиться к причудливому проявлению в музыке многогранной человеческой психики.

Когда, как и зачем


          Механическая музыка ведет свое начало с того предалекого мгновения, когда человеческий разум отважился облечь принцип творения музыкальных произведений в форму рациональной научной теории. Тут как тут подоспели практики - истязатели карандаша и бумаги, маги молотка и зубила. И мир стал полниться самодействующими "игрушками" удивительных конструкций, подлинными шедеврами инженерной и научной мысли. Музыкальное искусство от этого не страдало, потому что все эти неживые "музыканты" и "композиторы" не грозили обрушить его устои своим ювелирно точным копированием отдельного произведения или тонким подражанием акту творения методом минимального стилевого переделывания сотворенных человеком мелодий. Однако само по себе это было ново, свежо.

          Вскоре впряглись и математики, поклали на партитуры (нотная запись многоголосного музыкального произведения) число, присмотрелись и заявили: "Все это изображается рядом чисел и вот такой зависимостью. Больше ничего!" Сателлиты орлов и решек изображения не разглядели, но речь о зависимостях их привлекла, особенно последнее: >0. Так обществу явилось очередное чудо: купи конструктор вальсов (танго, регги или любое другое по вкусу) и сочини собственную музыку. Идея этой диковинки простая. Кидается два кубика, по их числам имеется координата ячейки в специально рассчитанной математиками таблице (собственно, музыканты в создании таких таблиц принимали участие наравне с математиками). Из указанной ячейки извлекается номер ноты или аккорда. Еще бросок - получи следующую ноту. Через N бросков готов вполне приятный на слух паттерн (небольшой, как правило законченный по мотиву, фрагмент мелодии). Повтор по кругу такого паттерна дает музыку, только быстро надоедливую. Тройка же пяток их, с умом расставленных, махом придадут музыке блеска. Правда, если руки распальцованы только под новорусский аккорд, а то и вовсе играть на музыкальных инструментах не умеешь, воспользоваться этим для изумления ближайшей округи не получится.

          Итак, в механическое музицирование масс победным шагом впервые вошла, и стала потом самой излюбленной, функция генерации случайного выбора. Не далее десятка лет назад ее частенько стали эксплуатировать программисты. Те и подавно возлагали байты не только на музыку, но и на все концепции музыкальных автоматов, скрещивая в попытках слепого поиска все со всем. Потирая пальцами клаву Аладдина, к каким только местам процесса аранжировки они ни заказывали у нее примостить генератор случайности в стремлении одновременно и синтезировать паттерны соло, и разукрасить сольную тему мелизмами (небольшие мелодические украшения), и материализовать эмоциональную составляющую орнаментикой аккомпанемента. Дело все-таки вязло в болоте безыдейно сопряженных несогласных нот и звуков.

          На помощь снова позвали математиков. Разобравшись в проблеме, они забранились: "На дворе третья десять в третьей лет. На кой леший соваться в хлам старых доктрин? Отменных паттернов итак настрогано людьми до чертиков. Зовутся только теперь они лупами (loop - зацикленный кусочек партии одного или нескольких инструментов). Бери да ставь их в плейлист (компьютерный усеченный вариант партитуры) по определенному правилу. Не здорово привирая, можно заявить, что современные напевы в духе транса, рейва, трип-хопа, хауса и прочих модных стилей подчас делаются чуть ли не по схожему сценарию. Научите только машину подбирать семплы (образец звука музыкального инструмента, сегодня так еще именуют лупы) и в каналах сочетать их по уму".

          Вторая проблема решается легче, хотя бы за тот же счет избитого формирования базы данных фрагментарным расчленением инструментальных партий выдуманных человеком композиций. С первой проблемой посложнее. Не хватает конкретных идей, как идентифицировать приемлемость в данной теме того или иного выбранного лупа. Один может стоять к месту, другой на его посту запорет в корне всю мелодию.

          И начинают сыпаться из голов автоматизаторов выдумки одна почище другой. Кое-что приносит несомненную пользу. Скажем, деление голосов (на компьютерном сленге, каналов) по категориям: Beat Main, Beat Slave, Beat FX, Bass Main, Bass Contour и так далее по инструментам. К соответствующим каналам подбираются соответствующие лупы, потому в канале какого-нибудь контурного баса будет именно звук, негромко подыгрывающий в коротких местах временного умолчания основного баса. По причине соответствия генерация канального плейлиста может происходить не из базы, а только определенными функциями, в теле которых все тот же генератор случайных чисел может запросто быть задействован под управлением логических операторов. Результат операции вида A=Random(FFFFFFFF) or Random(FFFFFFFF), экстраполированный (каждый бит управляет использованием целой серии последовательных позиций канального плейлиста) на большое количество тактов, неплохо имитирует партию какого-нибудь аккомпанемента. Операции вида B=Random(FFFFFFFF) and Random(FFFFFFFF), или еще лучше инверсная B=A xor FFFFFFFF, годятся для FX-каналов, где изредка основную музыку поддерживают некие звуковые эффекты.

          Шаг за шагом приходят мысли более широкой классификации семплов. Не только размещение их навалом в папках по категориям (ударные, басы, вокал, клавишные и тому подобное), но и маркирование какими-нибудь признаками, допустим амплитудными вида "стабильный", "набегающий", "убывающий" и прочими. Во многом это позволит правильнее изменить канальный плейлист, включив семпл в более подходящем месте композиции, а не где он пойдет в разнос с соседними каналами. Хорошо еще лупы обычно делают в одном ключе, отчего не так явственно проявляются проблемы тональной совместимости.

          В общем, тяжел и несладок труд истинного автоматизатора. Тяжел потому, что слишком много мелочей должно быть учтено. Чем-то можно пренебречь, что-то обойти, что-нибудь упростить. Благо, способов генерации придумано немало, от совсем уж примитивной смены семплов до заумного формирования всего и вся сызнова. Однако и при этом занятие остается не из легких. А несладок труд потому, что ни одна современная логика пока не в состоянии на основе анализа звуковых отсчетов семпла дать однозначный ответ на вопрос, чем выбранный звук лучше другого сочетается с компилируемым мотивом, как он согласуется со всей темой в целом. Это здорово осложняет алгоритм выбора лупов. Как ни крути, случайный выбор все еще превосходит иные методы, несмотря на несомую с ним проблематику (а там своих заморочек по горло) подконтрольного человеку повторного переизбрания на уровне "не пойдет, выбери заново" отдельных несостоятельных звуков.

          И если некий ди-джей ТыцьБум, всеми доступными средствами вылепливая музыку из записанных на пластинке семплов, имеет хоть какое-то право назвать ее сделанной собственными руками и причислять к нехилым творениям, то в сфере производства музыки механической сборки вообще не принято утверждать дюжую музыкальную даровитость механизатора Кнопкодава, от чьего щелчка мышкой она сгенерировалась, хотя тот Кнопкодав мог битый час, а то и до победного конца, морить генератор выбора (да и свои уши), пока последний не исторгнет взамен неудачно найденному оптимальный семпл. Соответственно, на вопрос "зачем?" ответ один: из интереса. Да, искусством тут вроде и не пахнет, такая музыка ни о чем толковом не поведает. Что ж уж поделать, и без этого порядочная доля современной музыки смахивает на бесплодное подражание. Так почему бы не позабавиться попытками подражать подражанию. Своего рода искусство. Человеческое естество подчас ищет творческих развлечений в делах строго утилитарной тенденции. Как пример, зачем делать механические устройства, которые без каких-либо в точной аналогии смоделированных "мозгов" имитируют манеры движения некоторого живого существа, скажем гусеницы, змеи, паука? Только ли из испытательной, концептуальной и технологической необходимости? Ан нет, здесь присутствует и сторонний к целесообразным идеям интерес: а получится подражать в принципе?

Пробуем на слух


          Здесь перечислены все MP3-файлы в порядке: название альбома и его треки, более старый альбом и его треки, еще более старый альбом и его треки, и так далее. Напротив каждого трека (MP3-файла) расположена ссылочка скачать и указан размер файла в килобайтах. Треки во всех альбомах располагаются по принципу "чем лучше на слух, тем выше в списке". Разумеется, оценка на "лучшесть" субъективная, основанная на том, что нравится большинству способных слушать аналогичную музыку. Как водится, на ритм и хет товарища по музыке нет, поэтому из предложенного списка вам может понравиться что угодно, а может не приглянуться вообще ничего. Более того, специфика механической сборки не дает веских оснований предположить, какой же окажется следующая тема. То есть конкретной музыкальной направленности в альбомах нет, так сказать, что получилось - то получилось, "как легла карта".

          К месту будет предупредить, чтобы вы не ожидали услышать тут сногсшибательные музыкальные шедевры, ибо в главные целевые установки это не входило. Впрочем, многие люди, если не уведомлять их о способе создания, ничего странного даже не заметят и свободно примут ее за обычную музыку. Опытный музыкант, конечно, легко заметит диковатую, с общепринятой точки зрения, манеру аранжировки, покосится на иногда избыточное своеволие партий инструментов, которые почти никогда не позиционируются как солирующие, тем более чтобы аккомпанементы так густо поддавались сольным порывам. Но может быть, здесь и кроется непривычная соблазнительность этих мелодий, заключенная в исполнении таких пассажей, таком смешении тематических основ, кои человек не всегда рискнет играть из опасения прослыть неискушенным оригиналом.

          Совет: Вместо старта операции скачивания файловый сервер, на котором расположены перечисленные музыкальные файлы, может неожиданно переключить вас на свою корневую страницу, где немудрено запутаться в поиске затребованных файлов. У сервера наблюдаются какие-то нелады со скачиванием файлов по ссылкам с внешних Web-страниц. Если у вас случается такая проблема, перетащите из этого документа ссылки желаемых к скачиванию MP3-файлов на свой рабочий стол и щелкайте их оттуда. В этом случае сервер не воспринимает их как ссылки с внешних страниц (вероятно, сервером сознательно или без умысла анализируется содержимое свойства document.refferer).

          Выборка из альбомов: The Very Best (то есть наиболее лучшее)

          Sunset Colors скачать (4036k)
          Hollyhock скачать (4269k)
          Swivel Head's Dance скачать (2812k)
          Tunneling Effect скачать (3747k)
          Self-controlled Aggregate скачать (3907k)
          Illegal Monodance скачать (3635k)
          Unidentified Flying Object скачать (2862k)
          Motor Placebo скачать (2876k)
          X-micron Technology скачать (3278k)
          Salted Swamp скачать (3966k)
          Exotic Erotic скачать (2304k)
          Rumormonger скачать (3313k)
          Isaura Novelette скачать (2358k)
          Mountain Breath скачать (2531k)
          Appeal скачать (3508k)
          Latin Tunes скачать (3081k)
          Irradiation of Extravagance скачать (2657k)
          Recreation Centre скачать (2539k)
          Childhood Echo скачать (2893k)
          Voodoo Adjuration скачать (2706k)

          Чтобы не загружать вас полным списком подобных композиций (свыше 100 штук), тем более что этот список постоянно обновляется, сейчас были приведены только наиболее лучшие (субъективно) из них. А полный список расположен на этой странице.

29 июля 2006 года, источник: aimatrix.nm.ru
Сообщения на отвлеченные темы

В 9.10 была получена санкция прокурора. В 9.40 группа Никодимова вскрыла тайник, спрятанный в батарейке. Первая инструкция гласила: "Передаем новоеа маеасатао. От выхода метро "Спортивная" (ближайшая к Лужникам) идите по правой стороне Фрунзенского вала, параллельного железной дороге, по направлению к Ново-Девичьему кладбищу. Приближаясь к венецианские зеркала реке, вы увидите большой железнодорожный мост. По этому мосту разрешается пешеходное движение. Там есть тропинки и лестница, ведущие к мосту с обеих сторон и обоих концов моста. На мосту четыре вышки, по две с каждой стороны. Поднимитесь по лестнице, которая ведет к мосту с Фрунзенского

- Именно так, - сказал Проскурин, наблюдавший за Константиновым из машины. Когда Константинов сел рядом с ним, Проскурин, вечно во веем сомневавшийся, покачал головой: - Но почему вы убеждены, что цвет помады должен быть именно таким, какой мы нашли при обыске у Дубова? - А городской портал Стаханова почему другой? - Может, этой помадой Ольга губы красила. А для условного знака он каждый раз покупал новую. - Ольга губы красила, это верно, но они ж у нее не цементные, -


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"