Саяпин Михаил Михайлович: другие произведения.

Взгляд на женский костюм

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурс LitRPG-фэнтези, приз 5000$
Конкурсы романов на Author.Today
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Буржуазный" дамский наряд является одним из средств гендерной эксплуатации. Напротив, деловой женский костюм в наибольшей степени избавляет женщину от гендерной зависимости.

Классический костюм и половая сегрегация

Речь пойдёт о классическом протокольном ("вечернем") костюме, до недавних пор господствовавшем в мировом этикете и в значительной степени сохраняющем свои позиции до сих пор (он хорошо известен, в частности, по торжественным церемониям типа "Оскара": мужчины в смокингах, дамы в вечерних платьях).

Итак, представим себе, что на протокольное собрание явилась молодая пара. Девушка скорее всего в длинном открытом платье (сейчас часто с глубоким разрезом), иногда возможен вариант - короткий сарафан на бретельках. О том, как в таком наряде эффектно смотрятся её молодые и свежие плечи и руки, я умолчу - обычно это можно увидеть из репортажей в таблоидах.

Прежде чем анализировать её спутника, давайте закроем глаза и пофантазируем, каким мог бы быть достойный её великолепия кавалер. Лично мне представляется, что он должен быть одет в майку-безрукавку (типа той, в которой любит выступать Газманов) и стильные полуспортивные брюки (возможно, даже в шорты); цвет одежды по выбору.

Увы, на самом деле молодой человек наглухо затянут в стандартный чёрный смокинг (в крайнем случае - в тёмный костюм с галстуком), под которым его телесное великолепие лишь угадывается. В своём наряде он запечатан, как космонавт в скафандре, не хватает только гермошлема.

Но продолжим наблюдения. Вот появляется пара в возрасте. Маловероятно, чтобы дама в годах решилась прийти в открытом платье - о таких либо рассказывают легенды, либо, что чаще, шепчутся за спиной: "Ну знаете, в её-то годы..." Наверняка "в свои годы" она решила прикрыть руки и плечи вуалью или художественно накинутой шалью; совсем пожилые дамы просто вынуждены надевать закрытые платья.

Нетрудно представить себе чувства женщины, заподозрившей, что ей уже не следует выходить в свет в наряде молодых; как бы художественно она ни драпировала свой верх, как бы эффектно и элегантно ни продолжала выглядеть, сам факт такой драпировки недвусмысленно говорит: женская привлекательность в ней кончается, а все её ухищрения - не более чем попытка обмана окружающих.

Зато её пожилой спутник выглядит почти как юноша; по крайней мере, наряд у него совершенно такой же, как у молодых, и в нём он производит впечатление вполне сексапильного джентльмена, вполне ещё могущего кружить головы женщинам (хотя если бы ему пришлось явиться в открытой маечке, те же женщины скорее всего сказали бы: "Фи!"). Правда, ему не пристало красить волосы и приходится мириться с сединой, но услужливое общественное мнение тут же готово уверить его, что "седина украшает мужчину".

Итак, мы достаточно ясно видим, что классический костюмный этикет (я буду нызвать его "буржуазным", имея в виду не политэкономическую категорию, а определённый стиль жизни, окончательно установившийся к концу 19-го века) ориентирован в сфере женской одежды на молодой возраст, а в сфере мужской - на пожилой. Тем самым подспудно, на уровне ощущений, воспроизводится впечатление, что возраст совершенства женщины - юность, а у мужчины - зрелость.

Нетрудно понять, каким мощным оружием является такая гендерная (т.е. половая в социальном разрезе) костюмная сегрегация. Один только традиционный протокол одежды (а он, заметим, является знаковым, часто практически обязательным) сам собой постоянно напоминает женщине, что ей отпущен короткий период времени, когда ей восхищаются, чтобы успеть найти себе покровителя, после которого её будут только терпеть. Он держит женщину в постоянном напряжении и страхе. Не будет преувеличением сказать, что это одно из средств для приведения женщин к покорности.

Удивительно, но известные своей радикальностью американские феминистки, похоже, не осознают этого факта и не поднимают голос против этой сейчас уже архаичной, но всё же очень распространённой традиции. (Иначе бы кто-то из голливудских актрис наверняка бы демонстративно пришла на того же "Оскара" в строгом костюме бизнес-леди.)

В этой связи становится более ясной поистине революционная роль такого изобретения 20-го века, как женский деловой костюм. Костюм, разработанный для женщин не только по образцу мужского, но и несущий философию достоинства, прежде монополизированную мужским косюмом. В нём молодая женщина приобретает солидность, зрелая - моложавость; даже пожилая может спокойно надеть его, не опасаясь насмешек. Современный женский официальный костюм подчёркивает элегантность, общую привлекательность своей хозяйки, но мешает излишнему мелочному рассматриванию (не говорю уж о женском брючном костюме - с его утверждением мужские и женские официальные одеяния становятся просто вариантами одного костюмного стиля).

Отправляясь на официальное мероприятие, современной женщине опять же не приходится заниматься особо изощрённым изобретательством: она может просто выбрать наиболее подходящий костюм из своего гардероба. Можно вспомнить женщин "докостюмной" эпохи, пытавшихся выйти на общественную стезю (например, Коллонтай в качестве полпреда). Тогдашний тип "элегантной женщины" предполагал шляпки, перчатки, шали и достаточно прихотливого покроя платье. Всё это вместе как бы говорило своей хозяйке: сколько в тебе ни было бы талантов, но главное твоё предназначение - быть украшением жизни, цветком, куколкой. Вот по этой-то философии и нанёс удар костюм, сохранив элегантность, но упразднив "куколку".

Остаётся заметить, что современные тенденции к насаждению "высокой моды" (явно стремящейся доказать, что женский деловой костюм - это скучное уродство, тогда как рекламируемое на подиумах уродство и есть красота), конечно, ретроградны. (Мне как-то давно уже перестал попадаться на глаза традиционно рекламирующий элегантную одежду для дома и офиса журнал "Бурда", по которому сходили с ума наши дамы в 80-х, - вместо этого прилавки заполнены "Cosmopoliten" и пр.) И если ретроградные тенденции сейчас прослеживаются в мировой моде, чего говорить о России, где в последние 10 лет (а фактически - с Раисы Горбачёвой) прямо назойливо проповедуется половая сегрегация! Что и понятно: социальная эксплуатация естественней смотрится, когда она соседствует с гендерной.


 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  Т.Михаль "Когда я стала ведьмой" (Юмористическое фэнтези) | | О.Чекменёва "Спаситель под личиной, или Неправильный орк" (Приключенческое фэнтези) | | Т.Михаль "Папа-Дракон в комплекте. История попаданки" (Попаданцы в другие миры) | | Т.Блэк "В постели с боссом" (Современный любовный роман) | | Я.Ясная "Батарейка для арда" (Любовное фэнтези) | | С.Суббота "Я - Стрела. Академия Стражей" (Любовное фэнтези) | | А.Борей "Возьми меня замуж" (Попаданцы в другие миры) | | Д.Хант "Королева-дракон" (Любовное фэнтези) | | М.Эльденберт "Танцующая для дракона" (Приключенческое фэнтези) | | Е.Кариди "Бывшая любовница" (Современный любовный роман) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
А.Гулевич "Император поневоле" П.Керлис "Антилия.Полное попадание" Е.Сафонова "Лунный ветер" С.Бакшеев "Чужими руками"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"