Аннотация: Собственно данный законопроект, создан по мотивам не так давно фактически принятого Думой Закона о коллекторской деятельности.
Проект
Закона
об экспроприаторской деятельности
Краткий комментарий к будущему Закону об экспроприаторской деятельности
Древнее армейское правило "Если пьянку невозможно предотвратить - возглавь её" давно уже взято на вооружение далеко не только военными и около того командирами и их заместителями по политической части, но находит более чем широкое применение также и в гражданской сфере, причём также и за пределами родных осин с прочими ягелями. Применительно к законодательству его целесообразно понимать и применять согласно его адаптированной для медленно и плохо (по сравнению с военными) соображающих юристов формулировке, а именно: "Если некий вид преступности оказывается неискоренимым (а в особенности если искоренять не очень то и хочется, точнее, очень не хочется), то его надлежит легализовать. Например, когда в непоколебимой основе краеугольного камня преткновения демократией поняли, что без лоббирования им ну совсем никак, там просто-напросто приняли закон о лоббировании - и с тех пор конгрессмены вкупе с сенаторами более не страдали коррупцией, но дружно наслаждались ею - чинно, благородно, в строгом соответствии с параграфами применимого законодательства, вполне безопасно и с чувством глубокого удовлетворения. По мере прохождения капиталистического ликбеза данный подход начал небезуспешно практиковаться и у нас. Естественно, сразу выходить на думский уровень показалось рискованным, несмотря даже на богатый зарубежный опыт, столь охотно перенимаемый выпестышами гнезда Гайдарова из ВШЭ, да и невыгодным, поскольку беззаконие поначалу всё же удобнее и прибыльнее любого закона, в связи с чем благоразумно решено было сначала провести эксперимент на подопытных животных. За неимением иной подходящей скотины решено было использовать в данном качестве безропотное население наше, благо, далеко не в первый раз, да и передохнем если - невелика потеря, не соль земли, чай, биомасса постылая. Для начала решено было упорядочить коррупцию в сфере обеспечения этого самого на хрен никому не нужного народонаселения всякой дурацкой ерундой посредством "страховой" медицины, которая на самом деле не страховая, да и не медицина по сути своей, запредельно мутных пенсионных фондов и непонятно чем и как управляющих, но определённо не страдающих отсутствием аппетита компаний в сфере ЖКХ. Эффект произвёл на исследователей (и, главное, их кошельки) превесьма приятное впечатление (а мышек с собачками кто спрашивает-то), поэтому решено было примерно тем же Макаром (или Анатолием) покончить с некоторыми видами вымогательства посредством принятия Закона о коллекторской деятельности. Тоже вроде как нормально всё прошло, без баррикад на улицах и иных неприятных побочных эффектов, вследствие чего теперь непонятно, отчего глубокоуважаемые власти наши медлят с дальнейшим распространением столь удачного и передобредового опыта? Время-то уходит чёрти куда с концами, а ведь можно уже сейчас буквально одним махом, покуда не иссяк импульс предыдущего добродеяния, заодно покончить ещё и с одной из основных составляющих уличной преступности, а именно уличным грабежом! И всего-то лишь навсего приняв предлагаемый мною здесь Закон об экспроприаторской деятельности. Итак:
Закон
О защите прав и интересов физических и юридических лиц
при осуществлении деятельности по экспроприации
их собственности
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц устанавливает правовые основы деятельности по экспроприации их собственности, то есть осуществлению действий, состоящих в совершении нападений с целью хищения чужого имущества, совершённого с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (см. также ст. 162 УК РФ).
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на действия, направленные на сравнительно или почти честную экспроприацию собственности как физических, так и юридических лиц, осуществляемые на высшем государственном уровне посредством:
1) деноминаций и девальваций национальной валюты;
2) установления дополнительных или повышения имеющихся сборов, равно как и налогов с заработной платы и доходов физических и (или) юридических лиц, включая сборы на так называемое медицинское страхование.
3) инфляции;
4) иных деяний, сочтённых целесообразными и (или) полезными руководством Российской Федерации, субъектов федерации и (или) местными органами власти.
3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность по экспроприации государственной собственности, осуществляемую как физическими, так и юридическими лицами в рамках мероприятий приватизации.
4. Настоящий Федеральный закон не распространяется на экспроприационную деятельность, осуществляемую в отношении физических лиц в сферах здравоохранения, образования, ЖКХ, ритуальных и юридических услуг, а также автосервиса и страхования.
5. Настоящий Федеральный закон не распространяется на экспроприационную деятельность, осуществляемую государственными правоохранительными и иными органами или структурами, подпадающую под действие Федерального закона о крышевании (который, вне всякого сомнения, будет принят в самом ближайшем будущем).
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем
Федеральном законе
1. Используемые в настоящем Федеральном законе понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в соответствующих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) экспрориация - безвозмездное отчуждение собственности экспроприируемого (см. часть 3 настоящей статьи) , осуществляемое без каких бы то ни было законных, подзаконных или иных оснований в пользу экспроприатора (см. часть 2 настоящей статьи);
2) экспроприатор - юридическое или физическое (индивидуальный предприниматель) лицо, зарегистрированное в Государственном реестре в качестве юридического лица, осуществляющего экспроприации в качества основного вида деятельности, а также любое лицо или группа лиц, являющийся(ихся) сотрудником(ами) экспроприатора или выступающий(ая) от его имени и (или) в его интересах;
3) экспроприируемый - физическое или юридическое лицо, подлежащее экспроприации порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с ограничениями и исключениями, предусмотренными частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;
4) государственный реестр - государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по экспроприации в качестве основного вида деятельности.
Статья 3. Способы воздействия на экспроприируемого
1. При совершении действий, направленных на экспроприацию собственности, экспроприатор вправе воздействовать на экспроприируемого, используя:
1) личные встречи (непосредственное воздействие);
2) сообщения по стационарному телефону или средствами подвижной радиотелефонной связи, включая текстовые, телеграфные, голосовые и иные сообщения, а также телеграфные и почтовые сообщения, направляемые по месту жительства, месту пребывания и (или) на адрес электронной почты экспроприируемого (предварительное воздействие).
2. Экспроприатор обязуется осуществлять воздействие на экспроприируемого в удобной и приемлемой для экспроприируемого форме, включая:
1) товарищеское увещевание;
2) ласковый уговор;
3) убедительную просьбу;
4) искреннюю укоризну;
5) заверение в глубоком уважении, но без настырной настоятельности в требовании аналогичного ответного чувства;
6) в качестве крайней меры, подробное разъяснение обстоятельств, вследствие которых экспроприируемый по жизни обязан удовлетворить требование экспроприатора.
Статья 4. Ограничения воздействия на экспроприируемого
1. Воздействие на экспроприируемого, направленное на отчуждение его собственности, способами и средствами, предусмотренными статьёй 3 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять только:
1) персонально экспроприатор;
2) лицо или группа лиц, надлежащим образом уполномоченное(ая) экспроприатором действовать от его имени и (или) в его интересах.
2. Воздействие, направленное на экспроприацию, может быть оказано на любое физическое лицо, оказавшееся на момент оказания воздействия в пределах юрисдикции Российской Федерации, за исключением действующих (равно как и бездействующих):
1) Президента Российской Федерации;
2) членов Правительства Российской Федерации;
3) депутатов Государственной Думы Российской Федерации;
4) судей, прокуроров и следователей Российской Федерации, а также
5) прочих лиц, официально признанных недееспособными или ограниченно дееспособными на момент оказания означенного воздействия.
3. Привлечение к воздействию на экспроприируемого лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, государственной власти или общественной безопасности не допускается.
Статья 5. Общие требования к осуществлению действий,
направленных на экспроприацию
1. При осуществлении действий, направленных на экспроприацию, экспроприатор обязан действовать добросовестно и разумно.
2. Не допускаются направленные на экспроприацию действия экспроприатора, связанные, в том числе, с:
1) применением к экспроприируемому и иным лицам физической силы либо угрозой её применения, угрозой убийством или причинением вреда здоровью;
2) уничтожением или повреждением имущества либо угрозой таких уничтожения или повреждения;
3) применением методов, опасных для здоровья и жизни людей;
4) оказанием психологического давления на экспроприируемого и иных лиц, с использованием выражений и совершением иных действий, унижающих честь и достоинство экспроприируемого и иных лиц.
3. Запрещается совершать действия по экспроприации без предварительного предупреждения экспроприируемого не менее чем за два и не более чем за четыре рабочих дня до экспроприации с использованием методов и средств, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Статья 6. Условия осуществления воздействия
на экспроприируемого
1. Не допускается осуществление действий по экспроприации в малолюдных и (или) безлюдных местах, в условиях неудовлетворительной видимости, а в тёмное время суток также и в плохо освещённых местах.
2. По инициативе экспроприатора не допускается направленное на экспроприацию воздействие на экспроприируемого порядком, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона (непосредственное воздействие):
1) в рабочие дни в период с 22 до 8 часов и в выходные и нерабочие праздничные дни в период с 20 до 9 часов по местному времени по месту фактического пребывания экспроприируемого;
2) общим числом:
а) более двух раз в сутки;
б) более четырёх раз в неделю;
в) более шестнадцати раз в месяц.
3. Перед каждым случаем непосредственного воздействия, направленного на экспроприацию, экспроприируемому должны быть в сроки, предписанные частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, сообщены:
1) место и время осуществления непосредственного воздействия;
2) характер и способ непосредственного воздействия;
3) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, осуществляющего воздействие;
4) способ, порядок осуществления и объёмы предполагаемой экспроприации.
3. Воздействие на экспроприируемого должно осуществляться на русском языке и (или) ином языке, понятном как экспроприатору, так и экспроприируемому, по предварительной обоюдной договорённости, выполненной в письменной форме; если же такого языка не существует, экспроприатор обязуется обеспечить наличие переводчика, зарегистрированного в Государственном реестре в качестве юридического лица (включая индивидуальных предпринимателей), осуществляющего переводы в ходе экспроприации в качестве основного вида деятельности.
5. Экспроприатор обязан обеспечить опрятный и приличный внешний вид лица, непосредственно воздействующего на экспроприируемого.
6. В случае отказа экспроприируемого передать свою собственность или часть собственности экспроприатор обязан, вежливо извинившись, спокойно и тихо удалиться в направлении, указанном экспроприируемым.
7. Экспроприации могут подлежать, как полностью, или частично:
1) наличные денежные средства, имеющиеся у экспроприируемого на момент осуществления экспроприации;
2) имущество экспроприируемого, имеющееся у экспроприируемого при себе или на себе на момент осуществления экспроприации;
3) любое иное имущество и финансовые платёжные средства в случае, если экспроприация проводится по месту жительства или пребывания экспроприируемого.
7. Не допускается доведение внешнего облика экспроприируемого до состояния, способного представлять угрозу его здоровью и (или) оскорбляющего общественную нравственность, в частности, экспроприации ни при каких обстоятельствах не подлежат:
1) нижнее бельё;
2) колготки, чулки, гольфы или носки, а в холодное время года также и обувь;
3) при изначальном отсутствии у экспроприируемого нижнего белья или отдельных его элементов, иные предметы одежды, прикрывающие интимные части тела, включая волосы на голове и лицо у физических лиц женского пола, заявивших о своём мусульманском вероисповедании;
4) в случае, если предметы одежды, указанные в пунктах с 1 по 3 настоящей части данной статьи, представляют особый интерес для экспроприатора, то он имеет право экспроприировать и их, однако лишь при условии предоставления экспроприируемому их заменителей, способных удовлетворительно выполнять аналогичные функции.
Статья 7. Ограничение или прекращение взаимодействия с экспроприируемым
1. Экспроприируемый вправе направить экспроприатору заявление, касающееся воздействия на него способами, предусмотренными статьёй 3 настоящего Федерального закона, посредством направления способами, указанными в пункте 2 части 1 статьи 3, ответного уведомления с выраженным в вежливой и не унижающей достоинства экспроприатора форме отказом от экспроприации в форме приглашения к совершению пешего или иного путешествия по одному или нескольким популярным в Российской Федерации эротическим маршрутам совместно с экспроприируемым или в гордом одиночестве.
2. Означенное заявление должно быть направлено экспроприатору не менее чем за неделю до назначенной им даты оказания воздействия, направленного на экспроприацию.
Собственно говоря, остальные статьи рассматриваемого Федерального закона можно без особого ущерба для здравого смысла и пользы дела взять из Федерального Закона от 03.07.2016 Љ 230-Ф3 о коллекторской деятельности, с заменой в нём терминов "должник" на "экспроприируемый" и "кредитор, или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах" на "экспроприатор", а также внесением ряда минимальных изменений, сообразно некоторой малосущественной специфике, всё же отличающей деятельность экспроприаторов от действий, обыкновенно предпринимаемых коллекторами.
Уверен, что данный законопроект будет, разумеется, после надлежащей доработки и осмысления, уже в самое ближайшее время внесён на обсуждение Государственной Думой, благо, у её депутатов уже имеется достаточно внушительный опыт рассмотрения и принятия законопроектов аналогичного плана.
Надеюсь, что честь внесения данного законопроекта в Думе будет предоставлена фракции от партии Единая Россия, давно уже и недаром прозванной в народе Партией кристально честных и изумительно порядочных людей.