Сфинкский : другие произведения.

Бд-21: Рычечьатынъегыргын

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

 []


Рычечьатынъегыргын*


"Дежурная смена" моего мозга, настроенная "приготовиться ко сну" по программе, сработала раньше времени. Недостающих минут могло бы не хватить окончательно освободиться от бодрствования, но за несколько лет жизни в детдоме, работе в Арктике и двадцати семи лет космического полёта к кротовой норе любой бы разумный человек оказался подготовленным к любым условиям достижения условия непрерывности.

Вот и в этот раз - достаточно было отменить стандартизированные Центром управления полётом водные процедуры: в детдоме и полевых условиях Арктики - подобные "трудности" выглядели бы нормальными условиями проживания и выживания, соответственно.

...Теперь - за работу. Для прохождения кротовой норы необходимо выполнение "условия непрерывности" - все вытесненные в процессе топологической и психической адаптации "особые точки" пространства-время необходимо соединить непрерывной кривой, если существует такая непрерывная кривая.


В моём тайном миру, в который я попадал, отправляясь в царство Морфея, говорили на разных языках - на всех языках и наречиях тех мест, в которые забрасывала судьба до космического полёта. Сегодня во сне появился олень.

Без оленя не будет яранги. Во-первых, потому, что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей такой дом не нужен. В третьих, чукча-старик с белесыми глазами, окуривавший оленей, изгоняя из них злых духов, как бы таким образом, присоединяя животных к яранге, - следил за мной и при первом "подвернувшимся" случае предупредил:

   - Мой совет - держись подальше от скошенной тени оленя. Отправишься, как дым очага, обратно в Верхний мир... Туда! - он указал пальцем на звёздное небо.

В ответ я пожал плечами: "С чего бы бояться? Чукчи живут среди звезд"

Для этого народа с древних времён существует великое множество миров, и наш - всего лишь один из них. А смерть для чукчи - всего лишь переход из одного мира в другой.

Звезды всегда были одухотворены и представлялись живыми существами в чукотских мифах. Например, звезду Ориона чукчи называют "кривоспинным" лучником Руль-тегнын, созвездие Льва - его женой. А созвездие Плеяды у них - это "шесть женщин, ожидающих мужей". Себя самих чукчи считают пришельцами с Альтаира. По этой причине особое место в чукчанской мифологии отведено звезде Альтаир - самой яркой звезде в созвездии Орла. Чукчи именуют её Пегитгеном и почитают как родоначальника всех чукчей. В его честь устраивают праздники и приносят своему великому предку жертвы - оленей, забитых определенным образом. Этот Верхний мир, если и не осязаем, но видим людьми. Его можно созерцать длинными северными ночами - это звездное небо.

Бригадир оленеводов, мужчина в широкой, с просторными в области плеч рукавами кукашке, как и старик, тоже следил за мной. И к моему удивлению знакомым мне голосом диспетчера из Центра управления полётом в одной из "точек" сна посоветовал:

   - На видимом изображении фона должна находиться темная область, из которой свет не может прийти к наблюдателю.

Инструкциями нам разрешается входить только во вращающиеся червоточины Эдварда Тео. Но, если какая беда овладевает астронавтами, диспетчер неизбежно возвращается к притче о бесах, вошедших в стадо свиней.

   - При любых твоих амалван' вальын оральатгыргын (пространственные отношения) "штучках" я зажгу рядом с тобой светодиодную вывеску "Бес попутал".

Потом мне снилось само строительство.

Начиналось оно с определения сторон света, на луораветланском - "амалван' вальын оральатгыргын". Это важно потому, что вход всегда должен быть с востока. Потом были поставлены три длинных шеста. Затем вокруг них небольшие деревянные треноги, скреплённые между собой горизонтальными шестами. От треног к вершине яранги наставили жерди второго яруса и скрепили друг с другом при помощи ремней из оленьей кожи. После установки каркаса самые сильные мужчины натянули покрышку из шкур, оставив в вершине дырку для выхода дыма из очага - к огню каждый праздник прибавляется искра, вытертая из всех переходящих по наследству деревянных приборов для добывания огня. Зимой покрышка должна быть идеальной, иначе в маленькую дырочку во время пурги внутрь чоттагина надует огромный сугроб.

Внешне яранга была готова. О чём и сообщил бригадир наставляющим голосом диспетчера:

   - Хотя это выглядит бессмысленным, на самом деле польза есть. Бывают времена, когда реальность не приносит ничего, кроме неопределенности, и чтобы от нее уберечься, разум вынужден бежать от реальности.

...Вскоре внутри яранги появилось большое подшатровое пространство - чоттагин, хозяйственная часть яранги. Теперь оставалось доделать только помещение для жилья.

На противоположной от входа стенке при помощи жердей мужчины прикрепили каркас прямоугольной формы, который женщины покрыли шкурами шерстью вовнутрь. Это был полог, в котором спят, сушат одежду посредством естественного испарения влаги. А в зимнее время - и едят. Если же в семье появились взрослые дети, у которых свои семьи, на первое время в яранге ставится второй полог. Третий... И четвёртый...

Думая о пологах, я вспомнил: когда-то в детдоме появился сувенир - статуэтка добродушного старика с "секретом". Кто-то из усыновителей привёз из Японии. Фигурка изображала мудреца Фукуруму с вытянутой от долгих раздумий головой - одного из японских богов счастья. Помню, оказалась она разъемной, и внутри были спрятаны статуэтки меньшего размера - пять вложенных одна в другую и состоявших символично из двух половинок.

В строящейся яранге тоже оказалось несколько пологов. И в одном из них сидела...

Молодая чукчанская женщина с младенцем.

Однако я не мог понять - в каком именно пологе по счёту: втором, третьем или четвёртом. Не зная сколько пологов в яранге - я просто осязал от непосредственного соприкосновения своей кожи - "их много", "в одной из них"...

Сидевшая в пологе чукчанка обратилась ко мне по-русски (возможно для того, чтобы подчеркнуть важность иноговорения).

   - Лишенные прикосновений, младенцы умирают, - сказала она.

И это было верно. То, что осязание, как правило, ставится на последнее место в перечне органов чувств (после зрения, слуха, обоняния, вкуса), с одной стороны, несправедливо, с другой, подтверждает именно то, что осязание является самым обиходным и привычным из всех чувств. Поэтому - менее всего выделяется, артикулируется. Мы можем закрыть глаза, уши, заткнуть нос, не брать ничего в рот, но мы не можем содрать с себя кожу.

Наступила ночь, и закончилось строительство яранги. Я лежал, укрытый шкурой, рядом с очагом, и хотел было прикоснуться к женщине с младенцем, но неожиданно опять появился старик, уставил на меня свои глаза - оба неподвижных покрытых белесою странною мутью, и пригрозил:

   - При любых твоих к'лявылтэ ынкъам н'эвыск'этти (отношения между мужчинами и женщинами) "штучках" отправишься, как дым костра, обратно в Верхний мир, - и указал пальцем на звёздное небо. - На Луну.

   "Куда же ещё? - рассудил про себя я. - Солнце у чукчей ассоциируется с богатеем, который ездил на красиво убранной упряжке оленей. Зато Луну, которая светит мертвецам и злым духам, они связывают с миром мертвых".

...Наступала ночь. Луна светила из отверстия в центре яранги, существенно уменьшая "тяжесть" ее замкнутого пространства. Лучи света, проходя через него, образовывали хорошо заметный столб света. По мере того как источник лунного света перемещался, изменялось и освещение внутри яранги: одни элементы её интерьера и людей, включая чукчанку с младенцем, выходили на первый план, другие - старик, бригадир и другие оленеводы с их жёнами и детьми, - напротив, погружались в тень.

...Молодая чукчанка с младенцем придвинулась ко мне. Потом - ещё ближе. И совсем близко. Как будто две яркие звезды в Орле - олениха с олененком шли к Пегитгену, чтобы стать его пищей. Наконец, она наклонилась надо мной. И, постепенно приподнимая шкуру, которой я укрывался у очага, посмотрела в мои глаза, дотронувшись до шеи.

Я ощутил тень, выражанною зрительно уловимым силуэтом и повторяющую контуры преграды света.

Дотронулся до тени. Потом прикоснулся к тому месту на себе, к которому прикоснулась чукчанка.

...Было как-то странно - осязающее оставалось за пределом осязания. Даже, если кожей своего пальца я осязал кожу своей же шеи и одновременно кожей шеи ощущал кожу пальца, мой палец не ощущал в шее того, чем шея ощущает палец.

Прикоснулся к себе ещё раз. Но то, что в шее прикасалось к пальцу, по-прежнему оставалось неприкосновенным для пальца, и наоборот - осязание только сгущало моё переживание самоинаковости и чужести себя, по сравнению со зрением, поскольку я не мог глядеть в собственные глаза, но зато мог осязать осязающее. Потирая руки, сплетая пальцы, складывая ладони, я постоянно осязал в себе то, чем осязают себя. Но оставался некий зазор, "слепая" точка в моих осязательных ощущениях. То неприкасаемое, что, касаясь меня, все-таки не поддавалось прикосновению...

Это неприкасаемое во мне открывалось только прикосновению кого-то другого, "вненаходимого". И в свою очередь, касаясь другого, я мог прикоснуться через него к тому, что оставалось до сих пор неприкасаемым во мне самом.

Я понял: "Мама с ребёнком!"

...И проснулся. Один, как и засыпал, - никого в модуле двадцать седьмой год. Кроме меня и "чёрной дыры" моих страхов, успевших "срастись" с относительно пустыми участки Вселенной. Проверил email из Центра. В почте оказалось сообщение от диспетчера - по форме тени рассчитана траектория, по которой перемещались лучи света с учетом топологии горловины червоточины. Теперь, когда определены все точки и тени, я был готов проверить гипотезу**.

Конец полёта! Я возвращаюсь обратно домой. И перед тем, как приступить к заключительному этапу исследований в "последний" раз - прислонился к иллюминатору, дотронувшись до стекла лбом, чтобы убедиться в реальности происходящего... - из космоса, из чёрных дыр и ассиметричных червоточин переставала испускаться ночная тьма, которая ещё очень короткое время окутывала модуль, но вскоре ускоренно поползла вниз, к светлому побледневшему небу. Заканчивалась ночь со своими мыслями и снами.

*Рычечьатынъегыргын - с чукотского языка переводится "осязание".
**Исследователи предложили способ поиска червоточин или, по-другому, кротовых нор. В основе лежит специфическая тень, оставляемая этими гипотетическими топологическими особенностями пространства-времени. Особенность или сингулярность в математике - это точка, в которой объект (обычно функция) не определён или имеет нерегулярное поведение и обеспечивает непрерывность преобразований в ней. Если таких точек много, то если бы сложили лист точка к точке (с математической точки зрения лист бумаги можно сложить неограничено конечное количество раз) и проткнули его, сквозная дыра в точках и будет представлять червоточину. Существует предположение, что с помощью такого объекта можно моментально попасть из одной точки пространства в другую, физически не преодолевая расстояние между ними. "Тень" представляет собой темную область, окружающую вход в червоточину, и её в теории можно наблюдать: при нахождении стороннего источника света только у одного конца кротовины часть света будет рассеиваться, а часть - уходить в туннель. Наблюдатель, который находится на планете, расположенной относительно недалеко от входа в кротовую нору, увидит своеобразное расположение светлых и темных пятен. В случае, если имеет место низкая скорость вращения червоточины, ее тень окажется похожей на тень вращающейся черной дыры Керра - будучи почти идеально круглой формы. При увеличении скорости вращения тень от кротовой норы станет более асимметричной и непроходимой. Может ли черная дыра оказаться проходимой, а кротовая нора - построенной высокоразвитым инопланетным разумом, как это показано в фильме "Интерстеллар"?


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список