Сфинкский : другие произведения.

Противоречия Классики и Авангардизма - суть противоречия Общего и Частного

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    На основе разных материалов. Соответствует личной точки зрения.


   Противоречия Классики и Авангардизма - суть противоречия Общего и Частного
  
   В качестве введения: Классическое стало нарицательным для обозначения всего образцового, всё остальное - не более чем изящная или ненормативная словесность. Классика - это своего рода система непреходящих законов и отказ от допущения, что сложные системы обладают высокой чувствительностью по отношению к флуктуациям или, говоря метафорично, - это Сотворение мира с первой попытки и взгляд на него под одним углом зрения. И, никак иначе!
  

***

  
   Классика - это описание методов сосуществования людей для общих задач и целей. Авангардизм же может считаться прямым продолжением тех усилий, которые человек с незапамятных времен затрачивал на то, чтобы организовать для своих целей окружающий мир. Сегодня, в том числе, литература приводит к трагическому метафизическому выбору. Человек вынужден отдать предпочтение одной из альтернатив и, либо, поддаться сулящему вновь обрести потерянную было уверенность, иррациональному искушению видеть в литературе гарантию общих человеческих ценностей, либо, усматривать в ней знак, указывающий на существование фундаментальной взаимосвязи Общего и Частного.
  
   Одни усматривают в классической литературе своего рода эталон количественного экспериментирования с темами и героями, результаты которого допускают описание на т.н. "литературном языке". Для них - литература обрела своих гениев в лице Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, положивших начало применению общей психологии, общей семантики и общей лексики в литературном творчестве. Это были решающие шаги в становлении литературы, избравшей закон сохранения Общего своей нитью Ариадны. По мнению других, стратегия классиков состояла в вычленении некоторых центральных твердо установленных и надлежаще сформулированных фактов и в последующем использовании их как основы дедуктивных построений относительно известного круга явлений. С этой точки зрения гений классиков заключается в прагматизме - не пытаться объяснить Частное. Авангардисты строят своё мировозрение инным образом. За ее исходную точку мировозрения они принимают некоторый необъяснимый или спорный факт и пытаются обьянить его или, по крайней мере, описать его. Смысл авангардистской позиции,- как очень точно определил В. Руднев, "в активном и агрессивном воздействии на публику. Производить шок, скандал, эпатаж - без этого авангардное искусство невозможно". Авангардист не может работать "для себя" ради достижения идеальной "чистой формы". "Реакция должна быть немедленной, мгновенной, исключающей долгое и сосредоточенное восприятие эстетической формы и содержания. Авангард - порождение абсурда, несоответствия духовного смысла реальности искусства и жизни. Отсюда и возникает "новая прагматика", в которой художественные ценности последовательно подменяются эстетическими, а эстетические - спекулятивными. Такова суть инсталляций, акционнизма и поп-арта... Суть авангардизма в авторитарности, агрессивности и обмане. При этом, авангардизм отнюдь не является результатом принятия произвольного решения. Внимательно наблюдая за авангардными процессами, происходящими в современном искусстве, нельзя не заметить склонность к изображению вещей и явлений, которые являются противоположностью общим представлениям о прекрасном. Существует определение эстетики как науки о прекрасном, поэтому проблема разрушения общего образа, на мой взгляд, и является сейчас одной из самых важных в авангардизме.
  
   Соотношение классического и авангардного - это не больше, чем простое соотношение категорий Общего и Частного. Не больше! Специальное и уникальное или повторяющееся и общее, универсальное, конкретное или абстрактное, движение или покой, внутреннее или внешнее, качество или количество, зависимость от культуры или вневременные принципы, борение духа и самоизменение как постоянное состояние человека или возможность (и желательность) покоя, порядка, гармонии и удовлетворение всех общих разумных человеческих желаний - таковы некоторые аспекты этой противоположности.
  
   Я не хочу априори осуждать или отвергать любые взгляды. Но замечу - литература - это один из способов познания мира, и классическая - не в состоянии не только объяснить этот мир, но даже оправдаться, назвав его "субъективным". Моя критика классической концепции нацелена не на пределы рациональности этой "смирительной рубашки", а лишь на неспособность классической литературы справиться с некоторыми фундаментальными аспектами окружающего нас мира. Нельзя не признать, что жизнь ежедневно приводит оба мира - Общее и Частное в соприкосновение. Что же касается теории, то их разделяет бездонная пропасть знаний. Они - кажутся постоянными в течении человеческой жизни, но единственное их постоянство заключается в том, что в течении существования человечества они постоянно изменяются. Главным образом потому, что со временем невероятное становится очевидным.
  
   По сути дела в обыденном проявляется классическое, в неординарном - авангардное. Природа последнего - случайность. Как можно преодолеть явное противоречие между детерминированным и случайным?
  
   По своему характеру наш Мир плюралистичен и комплексен. Художественное восприятие может исчезать, но может и возникать. Одни художественные образы при существующем уровне знаний допускают описание с помощью класического восприятия, другие требуют привлечения авангардных соображений. Они соотносятся друг с другом как детерминистическое и вероятностное мировозрения.
  
   Мировозрение которым занимается классическая литература и её производная, соответствуют, как я сейчас понимаю, лишь предельным ситуациям. Их можно создать искусственно, поместив мировозрение в ящик и подождав, пока оно не придет в состояние равновесия. Искусственное может быть детерминированным. Естественное же мировозрение непременно содержит элементы случайности. Мировозрение авангардизма - более не пассивная субстанция, ей свойственна спонтанная активность, выводящая Общее из равновесия в Частное.
  
   Для описания классического и авангардного можно ввести различие между Первичными и Вторичным литературными средствам. Первичные литературные средства применимы к Частному, в то время как вторичные - к Общему. Подчеркивание роли вторичности означает, что общего описания недостаточно для понимания Целого, необходимы описания Частного, они же и достаточны для описания Целого. Сущность методов Авангардизма в литературе заключается в применении нетрадиционных способов усиления внимания к Частным способам мироощущения и литературным средствам его описания. То есть, суть авангардизма есть - внимательность к миро - возрению - и - описанию Частного.
  
   Внимательность - штука посредственная, посему и может развиваться не только посредством себя самой. Более того, поскольку под вниманием понимается лишь направленность, то оно, само по себе не может рассматриваться в качестве хоть сколько-нибудь самостоятельного процесса. Это является причиной правомерности методологии авангардизма.
  
   Элемент непосредственности при этом, разумеется, присутствует. Он определяется случайностью (понятие случайность - это ужо очень сложно, и я пас - обьясняться здесь, то есть она в науке, вообще, пока - тёмный лес). И всё же содержание направленности внимания определяется в зависимости от того, стороной какого психического процесса оно выступает: восприятия, мышления или воображения. Например, для усиления внимания в случае воображения (способность сознания создавать образы) можно эксплуатировать тему спонтанности ассоциаций, мышления (способность припоминать образы опосредовано и обобщённо) - стабильность ассоциаций, восприятия (способность сознания пользоваться готовыми образами) - не ясность образных ассоциаций.
  
   Восприятие в теории психики:
   Согласно ЭСБЕ: "В психологии чувствований впечатлением обыкновенно называется общий результат воздействия на данный субъект известного сложного явления или совокупности явлений (например, картины, вида природы, лица, события); способность к особенно быстрому интенсивному восприятию таких воздействий называется впечатлительностью".
   Восприятие - сложный психологический акт, посредством которого мы узнаем, усваиваем то, что нам дано в ощущении.
   Различия между ощущением и восприятием отличаются в соответствии с тем, как определяются эти термины.
   Общее разграничение состоит в том, что ощущения - это простые сенсорные знания, в то время как восприятия являются комплексом, построенным из простых элементов, объединённых посредством ассоциации.
   Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
   Если ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов, то синтез множества ощущений объекта создаёт целостную картину, в которой в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его свойств. Эта картина называется субъективным восприятием объекта.
  
   Свойства восприятия
   1. Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущения, а составляют образы конкретных предметов.
   2. Апперцептивность - на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.
   3. Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.
   4. Контактность (константность) - на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит.
   5. Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу
   Осмысление состоит из этапов:
   a. Селекция - выделение из потока информации объекта восприятия
   в. Организация - объект идентифицируется по комплексу признаков
   c. Категоризация и приписывание объекту свойств объектов этого класса
  
   Традиционный ещё в недалёком прошлом русский коллективизм и авторитаризм является основной причиной сильных позиций Классики в "русской литературе". Понимая это и оценивая Коллективизм и Индивидуализм как проявление Общего и Частного, соответственно, следует отметить, влияние классической литературы на человека - как типичное проявление атрибуции.
   Атрибуция - это приписывание характеристик себе или другому человеку. В частности, интерпретация поведения литературных героев в различных ситуациях путем выдвижения предположений о их мотивах, намерениях, эмоциях, причинах поведения, качествах личности. Атрибуция классики тем больше определяет восприятие, чем больше дефицит информации о ситуации. Атрибуция авангардизма также имеет место. Атрибуция авангардизма тем больше определяет восприятие, чем больше дефицит информации о героях.
  
   Результаты приписывания могут стать материалом для формирования социальных стереотипов. Стереотипизация восприятия приводит к двум различным следствиям. Во-первых, к упрощению познания другого человека (людей) и ситуаций. Во-вторых, к формированию предубеждений по отношению к представителям иных социальных групп (ментальных, социо-экономических, и т. д.)
  
   Рассмотрим более подробно особенности атрибуции Классики:
  
   Этапы атрибуции:
   1. Наблюдение за поведением человека
   2. Логический вывод о намерениях человека
   3. Приписывание человеку мотивов поведения
  
   Стили атрибуции:
   1. Внутренняя (диспозитивная) атрибуция - связывание поведения человека с его характеристиками.
   2. Внешняя атрибуция - связывание поведения человека с ситуацией.
  
   Факторы, определяющие стиль атрибуции:
   1. Консенсус - поведению, присущему многим чаще приписываются ситуационные мотивы, а нестандартному -- личные.
   2. Преднамеренность - обдуманному поведению чаще приписываются личные мотивы, а необычному - ситуационные.
   3. Последовательность - последовательному поведению чаще приписываются личные мотивы, а единичному -- ситуационные.
  
   Фундаментальная ошибка атрибуции Классики
   Фундаментальная ошибка атрибуции Классики - склонность объяснять поведение диспозиционными причинами в ущерб ситуационных.
  
   Причины фундаментальной ошибки:
   1. Ложное согласие - представление о своём поведении как типичном, а отличающемся от него как ненормальном.
   2. Неравные возможности - игнорирование особенностей, обусловленных ролевой позицией.
   3. Игнорирование информационной ценности неслучившегося - несделанное должно также быть основанием для оценки поведения.
   4. Большее доверие к фактам, чем к суждениям - это обусловлено механизмом "фигура - фон"
   5. Лёгкость построения ложных корреляций - черты ошибочно соединяются как обязательно сопутствующие друг другу.
  
   Индивидуализм, как новый западный, так и новейший отечественный, в большей степени создаёт склонность к личной атрибуции в ущерб ситуационной, чем коллективизм. На неё также оказывает влияние локус контроля (экстернал менее склонен к фундаментальной ошибке атрибуции).
  
   Б. Вайнер предложил три измерения локуса (сосредоточение) причинности:
   1. внутреннее - внешнее
   2. стабильное - нестабильное
   3. контролируемое - неконтролируемое
   Восемь моделей, составленных различными сочетаниями этих измерений, позволяют мотивированно оценить событие.
  
   Социальному восприятию присущи некоторые особенные проявления неточности восприятия, называемые законами, эффектами или ошибками восприятия.
  
   Эффекты стереотипизации:
   1. Галоэффект (эффект ореола, эффект нимба или рога) - общее благоприятное или неблагоприятное мнение о человеке переносится на его неизвестные черты.
   2. Эффекты последовательности:
   3. Эффект первичности (эффект первого впечатления, эффект знакомства) -- первая информация переоценивается по отношению к последующей.
   4. Эффект новизны - новой информации о неожиданном поведении хорошо-знакомого, близкого человека придаётся большее значение, чем всей информации, полученной о нём ранее.
   5. Эффект роли - поведение, определяемое ролевыми функциями, принимается за личностную особенность.
   6. Эффект присутствия - чем лучше человек чем-то владеет, тем лучше он делает это на глазах у окружающих, чем в одиночестве.
   7. Эффект авансирования - к разочарованию приводит отсутствие приписываемых ранее несуществующих достоинств.
   8. Эффект снисходительности - руководитель гипертрофирует позитивные черты подчинённых и недооценивает негативные (характерно для руководителя попустительского и, в какой-то мере, демократического стиля).
   9. Эффект гипервзыскательности - руководитель гипертрофирует негативные черты подчинённых и недооценивает позитивные (характерно для руководителя авторитарного стиля).
   10. Эффект физиогномической редукции - вывод о присутствии психологической характеристики делается на основе черт внешности.
   11. Эффект красоты - внешне более привлекательному человеку приписывается больше положительных черт.
   12. Эффект ожидания - ожидая от человека определённой реакции, мы провоцируем его на неё.
   13. Внутригрупповой фаворитизм - "свои" кажутся лучше.
   14. Эффект отрицательной асимметрии начальной самооценки - во времени есть тенденция к противоположному внутригрупповому фаворитизму.
   15. Презумпция взаимности - человек считает, что "другой" относится к нему так, как он относится к "другому".
   16. Феномен предположения о сходстве - человек считает, что "свои" относятся к остальным людям также, как он.
   17. Эффект проекции - человек исходит из того, что другие обладают такими же качествами, как он.
   18. Феномен игнорирования информационной ценности неслучившегося - информация о том, что могло бы произойти, но не произошло игнорируется.
  
   Формирование впечатления у читателей:
   Формирование впечатления - процесс создания читательских впечатлений о героях и теме.
   Впечатления составляют:
   1. Образцы поведения
   2. Абстракции, связанные с образцами поведения
   В Классике преобладают Образцы поведения, в Авангардизме - Абстракции.
  
   Тактики управления впечатлением:
   1. Усиление позиции имплицитного автора
   2. Усиление позиции эксплицитного автора
   В Классике преобладает Усиление позиции имплицитного автора, в Авангардизме - Усиление эксплицитного автора.
  

***

  
   В качестве заключения: Мир классической литературы был миром, в котором могли происходить только события, выводимые из состояния героев. Объекты классической литературы как бы были замкнуты в себе. Каждая точка классической литературной системы в любой момент времени знала все, что ей необходимо знать и в конце-концов содержало всю истину о всех состояниях. В этом смысле описание, предоставляемое классикой, тавтологично, так как и прошлое, и будущее содержится в настоящем. Идеалом классической литературы была "прозрачная" картина Всего и в центре внимания - сознание - тоже "прозрачная" деятельность. Для большинства представителей классической литература, сама литература была попыткой выйти за рамки мира наблюдаемого. В Авангарде - иная позиция - наблюдение из внутреннего мира. Коренное изменение во взглядах авангарда - это переход к множественности и неопределённости внутреннего. Чтобы понять суть, вспомним Эдипа, ясность его ума при встрече со сфинксом и непрозрачность и темноту при столкновении с тайной своего рождения. Контраст классики и авангардизма: внешний мир в противоположность испытываемой нами внутренней спонтанной активности. Для этого деятельность писателя авангардиста нарушает временную симметрию наблюдаемого. И тогда из обратимого, почти циклического уровня шума, в котором мы живем, возникает новая "музыка", она пишется заново. И возникшая флуктуация - изменяет всё!
   А что изменилось?
   Представьте, что Сотворению мира предшествовало какое-то бесконечное число попыток, и все они окончились неудачей. И тогда мир возник из Хаоса. "Будем надеяться, что на этот раз получилось", - воскликнул бог, сотворив мир.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"