Сфинкский : другие произведения.

По ту сторону шаббата

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  "Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем". - Фридрих Ницше "По ту сторону добра и зла".
  
  До большинства из нас эта мудрость пришла из киносценария Захарова и Горина фильма "Убить Дракона" (1988). Но туда она попала из пьесы Шварца "Дракон" (1943 год!!!) - "Убив дракона, рискуешь стать драконом сам".
  
  1943 год и 1988 год параллели очевидны - дракона Сталина победил дракон Хрущева. Того - дракон Брежнева. Того - дракон Горбачева. Дракона Горбачева - дракон Ельцина. Ельцина и Горбачева под условным названием "дракон либерализма" - дракон Путина..
  
  Разным покалениям с привязкой к эти драконам казалось, что достаточно выдавить из себя раба (царизма, большевизма, либерализма) по капле. Потом - убить дракона. Потом - дракона убить в себе.
  
  Сегодня народхолит и лелеет нового дракона, который уже решил:
  
  "Для каждого уважающего себя рыцаря неотъемлемой частью долга является сражение не только с соперниками-людьми, но и с жуткими созданиями, терроризирующими округу" .
  
  Он возможно читал Шварца (впрочем пьесу мало кто читал), но точно - смотрел кино. А потому - знает:
  
  "Чтобы убить дракона, надо самому стать драконом".
  
  И конечно же стал. Получилось!
  
  А почему так всегда получается?
  
  Ответ думаю не один. Их - много. У каждого человека - свой или - из своего "круга". Такое положение дел придаёт глубину, ширину, высоту и т.д образу дракона. У людей - разные представления о добре и зле. И разные - в разное время, при разных обстоятельствах, в разных географических точках.
  
  А помните особое дерево, посаженное Богом наряду с Древом жизни посреди Эдемского сада. Символизирует познание, в том числе этических категорий, способность осознанно решать, что добро и что зло? Оно становится центром сюжета грехопадения - "но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь". Понимаете? Решение убить дракона - это смертный приговор, который подписывает сам себе каждый дракон.
  
  Кто он такой вообще дракон, чтобы решать где добро, а где зло? Когда Бог насадил Древо познания добра и зла, то насадил Он его, как необходимое условие для спасения человека. То есть, мы всегда должны соизмерять свои поступки и решения с волей Божьей.
  
  И тут мне вспоминается фраза из кино. На вопрос о росте дракона, кот отвечает: "С церковь". А кот, между прочим - тот который Кот, который любил помалкивать на тёплом и мягком кресле, и который спасает Ланцелота от быстрой расправы тем, что обещает всем рассказать, что дракон - трус.
  
  Что же делать с драконом-то?
  
  "На вашем месте я бы убил его" - отвечает Ланцелот.
  
  А как умер он?
  
  Ланселот, в кельтской мифологии один из благороднейших рыцарей короля Артура по прозванию Озерный - в детстве Владычица озера окунула его в волшебные воды. А умер он из-за баб. Ланцелот был возлюбленным Джиневры, супруги короля Артура. В Ланцелота же была влюблена волшебница Моргана, но он не отвечал ей взаимностью. Из мести Моргана оклеветала Ланцелота перед сэром Мардредом и своими чарами помогла Мардреду одолеть Ланцелота на поединке.
  
  Мораль проста: не ешь Запретный плод. Оставайся по ту сторону добра и зла. Во всяком случае до наступления шаббата. В иудаизме считается, что ограничение на вкушение плодов с Дерева познания добра и зла действовало до субботы - если бы Адам и Ева подождали и вкусили бы от дерева в шаббат, они имели бы силы души (в шаббат люди воосоединяются с Богом - из объединяет ничегонеделание) отличить добро от зла даже внутри себя. И это логично - ничего не делая не согрешишь. Разумеется, если все ничего не делают. Напоминает дзен-буддизм. Человек дзен-буддизма ни к чему не привязывается, и ничего не отвергает. Он, словно облако, которое движется, куда... надо.
  
  Среди историй о дзене есть такая: ученик приходит к Учителю и просит показать ему путь к освобождению. "Кто же тебя неволит?" - спрашивает Учитель. "Никто", - отвечает ученик и тут же достигает просветления. А вот "наш" человек ответил на тот же вопрос: "Дракон". Почему? Подозреваю ответ - потому что русские сразу родятся просветленными. Такова уж природа русской реальности по ту сторону шаббата!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"