Сфинкский : другие произведения.

Культ бессмертия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Парад Победы 9 мая 2023 года оказался самым скромным за последние годы. Я подумал: "Пора бы!"...
  
   Пора бы "отпустить" и вовсе память предков.
  
   А то будет (а то и уже есть) как с Иваном Царевичем, победившем Кащея!
  
   Всем нам в детстве родители-бабушки-дедушки читали сказку об Иване Царевиче и Марье Маревне. И все было просто и очевидно: Иван Царевич - добро, Кащей - зло и его надо убить.
  
  А дальше что? Ну убили бы Кащея, победили бы зло... А дальше?
  
  Я сразу отвечу без зла нельзя. Никак. А точнее нельзя без страха. Понятно - это очень важный психологический механизм, оберегающий нас от опасности. А раз так, то страх наше общество культивирует. Как впрочем и бессмертие, которое контролирует страх смерти. Например, культ приписывания бессмертия подвигам.
  
  Избавляться нужно только от избыточного страха и неосознанного страха.
  
  Но хотите или нет - от неосознанного бессмертия тоже надо избавляться. Страх, как бессмертие манипулирует нами. Если эмоции страха у человека связаны с изменением вегетативных функций, направленных на мобилизацию ресурсов организма. Кровь отходит к мышцам и сердцу, вследствие чего поверхность кожи остывает (выступает холодный пот). В организм выбрасывается гормон адреналин, сердце начинает усиленно работать. Появляется поверхностное дыхание, цвет лица сереет, глаза широко раскрываются, зрачки расширяются. Отсутствие страха имеет те же самые "симптомы". Даже есть такое заболевание - Болезнь Урбаха - Вите - это редкое генетическое заболевание. У пациентов, миндалевидное тело которых оказалось разрушено вследствие болезни Урбаха - Вите, наблюдается полное отсутствие страха. В природе противоположные причины часто производят одинаковые действия: лошадь равно падает на ноги от застоя и от излишней езды. (М. Лермонтов)
  
  К чему я это говорю? Я хочу отметить, что к культивированию страха и бессмертия следует относиться внимательнее. Иначе... от них можно избавиться. И тогда рулить будет гнев и обида.
  
  В упомянутой сказке говорится, что Кащей - бессмертный, однако у него есть смерть, хоть она и спрятана. По одной из версий, смерть его находится на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц спрятан в ларце, ларец висит в цепях на дубу, который растёт на чёрной горе или на далёком острове Буяне.
  
  У человека смерть находится тоже в в яйце - в сперме. Сперматозоиды, которые служат для оплодотворения женской гаметы - яйцеклетки, вырабатываются в яичках. И вот что удивительно, сперматозоидам есть что бояться - яйцеклетка ведет себя агрессивно, а генетический набор "избаранного" сперматозоида должен быть максимально противоположным генам самой яйцеклетки. Яйцеклетка выбирает "избаранного" (по сути - врага), притягивает к себе и втягивает крошечного сперматозоида внутрь себя, выделяет из него хромосомы, и так начинается процесс ее превращения в эмбрион.
  
  ТОчно также поглощает человека страх.
  
  Видимо на биологическом уровне без психической составляющей есть аналогия поведения при страхе. Ипа - бей или беги.
  
  И вот теперь я хотел бы отметить, что память предков тоже поглощает человека как страх. Это очевидно, когда посещаешь кладбище, но вот чтобы представить, что это характерно для памяти предков вообще!..
  
  Для чего (считается) необходимо хранить память о своих предках?
  
  Ответ прост: по аналогии с Верой. Вера облегчает существование. Вера экономит время и мозговые ресурсы при принятии решений. В природе хорошо решает тот, кто решает не столько верно, сколько быстро. Она не требует доказательств, а значит, не нужно искать факты, тратить силы на бесконечные рассуждения об истинности или ложности убеждения, решать проблемы. Нужно просто создать собственный факт - факт своей веры.
  
  Вера видит за случайными явлениями некую создавшую их силу и пытается на эту силу влиять. Это спасает от развития выученной беспомощности. Когда все плохо и ничего нельзя изменить, можно держаться за иллюзии и ритуалы как за соломинку, и эта воображаемая соломинка реально поддерживает.
  
  И, наконец, вера превращает нашу экзистенциальную тревогу в страх. Отличная замена, не правда ли? Правда, отличная. Страх смерти есть уже у животных. Отсюда известные ритуалы прощания и погребения у слонов, обезьян и дельфинов. Страх - самый надежный поставщик кайфа. Сам страх живет в амигдале, или миндалевидном теле. Эта древняя постройка в височной доле хранит память обо всем, чего мы боимся, и с готовностью предъявляет по первому требованию. Если разрушить или блокировать миндалину, страхи исчезнут, но вместе с ними исчезнет и радость, и чувство удовольствия, потому что все они - оппозиции страху. Страх нужен. И он - в основе Веры.
  
  Как мы вообще приобретаем страхи? Был такой печально знаменитый бихевиористский (бихевиоризм - одно из направлений в психологии, которое изучает поведение. - Прим. ред.) эксперимент "Маленький Альберт": младенцу показывали белую крысу, и когда он радостно тянул к ней руки, раздавался громкий звук. Младенец пугался и начинал плакать. Через несколько повторов он стал пугаться и плакать просто при виде крысы. Во второй части эксперимента ученые собирались вернуть все как было, но родители испытуемого спохватились и забрали его от греха подальше. О дальнейшей судьбе маленького Альберта ничего не известно, но можно предположить, что с крысами у него отношения непростые.
  
  Этот эксперимент считается одним из самых жестоких в истории психологии, но на самом деле жизнь проделывает такое практически с каждым. Когда нам много раз скажут о чем-то, что это очень, очень страшно, мы начинаем верить. Верить и бояться.
  
  Для этого и нужна Вера.
  
  В современном человеке скрыто множество индивидуализированных примитивных форм религии:
  
  тотемизм, фетишизм, ритуализм, культ чистоты и т. д. Культ предков - одна из них. В основе её лежит поклонение умершим прародителям и сородичам, и вера в то, что предки магически участвуют в жизни потомков. К числу культов предков относится праздник 9 МАЯ.
  
  Праздник 9 МАЯ - это память предков.
  
  Память предков существует. Или, во всяком случае, то что подразумевается под термином. Передается по мужской линии со спермой. И таким образом наследуется, способствуя появлению в мозгу структур, потребных для реализации опыта предков.
  
  Эксперименты показали, что травмирующие события в жизни, судя по всему, изменяют активность генов путем химической модификации ДНК в в сперматозоидах, и это вносит изменения в работу мозга и поведение последующих поколений. Т.е травмирующие события как то свзаны с повреждение ДНК сперматозоидов. Точно также на спему влияют дефицит протаминов, а также воздействие активных форм кислорода некоторые заболевания, среди которых и инфекции мочеполовых путей, и лихорадки, и другие патологические процессы неправильное созревание сперматозоидов.
  
  "Строгого" объяснения феномену пока нет, но имеется гипотеза, что в передаче опыта задействованы механизмы эпигенетики. Они включаются в зависимости от степени метилирования тех или иных фрагментов ДНК. А это, в свою очередь, приводит к тому, что меняется структура нейронов в некоторых участках мозга. Их новая конфигурация и обеспечивает ту или иную реакцию на происходящие события.
  
  Основа сказки о Марье Маревне, вообще говоря, - древнерусские сказания о Марене, богине смерти, зимы и ночи. Именно ее чучело сжигают во время масленичных гуляний в преддверии весны. Сжег ее саму, кстати, первоначально супруг ее, Дажьбог. Впоследствии, в сказках, его поименовали Иваном Царевичем. Да-да, сжег, оказывается, добрый Иван Царевич супругу свою, Марью Маревну, вызволив от злого Кащея.
  
  Всё это гнев!
  
  С бессмертием, как и со страхом нельзя переусердствовать!
  
  И так как прощаются с одеждой усопших, снимают со стенок их фотографии, точно также надо избавляться от культа предков и культа их бессмертия. По православной традиции вещи покойного нужно раздать до 40 дней с того момента, как он ушел из жизни. В иудаизме принято раздавать имущество покойника. А вот вся одежда, которая находилась на человеке в момент смерти, должна быть упокоена вместе с ним. Мусульмане также в большинстве случаев раздают практически все вещи умершего нищим. Делать это также стараются в течение 40 дней. Психологи же, не опираясь на религию, часто советуют вовсе не прикасаться к вещам покойного в течение 40 дней, по возможности убрать их с видных мест. Это требуется потому, что это может вызвать негативные эмоции, спровоцировать сильный стресс и душевную боль.
   Подводя итоги этого эссе я, бы хотел высказать гипотезу, что с майским культом бессмертного подвига советского народа в годы ВОВ, возможно, переусердствовали, как и Иван Царевич.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"