Сфинкский : другие произведения.

Александр Невский, я, мы и коллаборационизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Похоже вышло длинное и нудное эссе. Сам не читал его. Читать не советую. Но есть пара интересных мыслей.

  Александр Невский ведь герой?
  
  Патриот? И, вообще...
  
  О нём: патриотизм - это эмоциональное и ментальное переживание своей принадлежности к определенному обществу, способ идентификации себя в нем, определяющий готовность к гражданским социальным действиям в интересах общества.
  
  Осмысление патриотизма как социального феномена вели ещё Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Конфуций и другие.
  
  Определение государственного патриотизма дал Г. Гегель в работе "Философия права" . Он заметил, что под патриотизмом понимают чувство, проявляющееся в критических для государства ситуациях, когда проявляются героические составляющие народного характера [5, с. 70].
  
  Если формализовать слишком общий язык Гегеля, то патриотизм - это такая величина экстремали, которая независима от того, что происходит в отношениях, потому что к ней происходит стремление.
  
  По сути патриотизм - это проективное пространство.
  
  Проективное пространство, в первоначальном смысле - евклидово пространство, дополненное бесконечно удалёнными точками, прямыми и плоскостью, называемыми также несобственными элементами (см. Бесконечно удалённые элементы).
  
  Бесконечно удаленный элемент - это герой.
  
  Каждая прямая дополняется одной несобственной точкой, каждая плоскость - одной несобственной прямой, всё пространство - одной несобственной плоскостью; параллельные прямые дополняются общей несобственной точкой, непараллельные - разными; параллельные плоскости дополняются общей несобственной прямой, непараллельные - разными; несобственные точки, дополняющие всевозможные прямые данной плоскости, принадлежат несобственной прямой, дополняющей ту же плоскость; все несобственные точки и прямые принадлежат несобственной плоскости.
  
  Уславливается, что все прямые, параллельные прямой а, имеют одну общую бесконечно удалённую точку А, а бесконечно удалённые точки непараллельных прямых считаются различными.
  
  То есть патриотизм это некое касательное преобразование, несобственным бесконечно удаленным элементом.
  
   Проективное пространство можно определить аналитически как совокупность классов пропорциональных четверок действительных чисел, не равных одновременно нулю.
  
  По сути это уравнение более высокой степени относительно четырех точек, в которых выполняется требование операций вращения объектов в пространстве.
  
  То есть мы говорим о кватернионе.
  
  Концепция кватернионов была придумана ирландским математиком сэром Уильямом Роуэном Гамильтоном в понедельник 16 октября 1843 года в Дублине, Ирландия. Гамильтон со своей женой шёл в Ирландскую королевскую академию, и переходя через Королевский канал по мосту Брум Бридж, он сделал потрясающее открытие, которое сразу же нацарапал на камне моста.
  
  Математически кватернион - это комплексное число с 4 измерениями.
  
  Я объясню, как можно визуализировать кватернион, а также расскажу о разных операциях, которые можно выполнять с кватернионами, не коммутативных относительно умножения.
  
  
  Для описания. его было изобретено новое понятие в математике - мнимое число, которое можно использовать для решения таких уравнений.
  
  Мнимое число - это просто некая величина, квадрат которой равен (- 1).
  
  Смысл, для того чтобы описать вращение необходимо мнимое число. И на него надо умножить три из четырех измерений.
  
  Кватернионы можно определить как сумму
  q=a+bi+cj+dk
  где a,b,c,d - вещественные числа, i,j,k- мнимые единицы со следующим свойством: i в степени 2=j в степени 2=k в степени 2=ijk=-1, при этом результат их попарного произведения зависит от порядка следования (не является коммутативным).
  
  Теперь это можно обьяснить: обращение бесконечно удаленного элемента на собственные элементы. Сделать это можно только мнимо. Как и при обращении в обратном направлении.
  
  Представьте себе, что нечто не совсем определенное вращается...
  
  Чтобы представить потребуется вынести за пределы неопределенного пространство определенную точку (если вращение относительно точки ). И определить эту точку. Если вращение относительно прямой или плоскости, то вынести соответственно прямую или плоскость.
  
  Прямая, дополненная бесконечно удаленной точкой, называется проективной прямой. Проективную прямую следует представлять себе в виде замкнутой линии. Плоскость, дополненная бесконечно удаленной прямой, называется проективной плоскостью. Пространство, дополненное бесконечно удаленной плоскостью, называется проективным пространством.
  
  Теперь, когда есть проективное простраство, у всего, что неопределено и принадлежит пространству есть общие элементы к которым они стремятся и при этом возвращаются к самое себя.
  
  Чтобы несобственные элементы обращались в собственные, необходимы мнимые единицы.
  
  То есть героизация и ещё три мнимых преобразования над личностями (три потому что речь о трехмерном пространстве).
  
  А какие именно? И что значит мнимое? Это значит обратное естественному. Например - соответствующее инстиктам. Инстинкты придают нам собственное значение.
  
  Человеком движут три основных его инстинкта, это сексуальный инстинкт, инстинкт власти и инстинкт самосохранения. Используя эти инстинкты, можно подчинить себе волю человека и манипулировать им. А также можно с их помощью стимулировать себя на достижение больших целей.
  
  Сексуальный инстинкт, инстинкт власти и инстинкт самосохранения.
  
  Вот вам и ответ. Любовь к родине, подчинение себя власти общества и готовность к самопожертвованию. Плюс герой.
  
  a+bi+cj+dk
  
  Тогда с вращением пространства, которому принадлежишь всё срастается.
  
  Свойства взаимной принадлежности расширенного множества геометрических элементов должны быть таковы, что каждые две плоскости имеют общую прямую, каждые прямая и плоскость имеют общую точку, а также имеют общую точку каждые две прямые, расположенные в одной плоскости.
  
  Идея бесконечно удаленных элементов возникла довольно давно.
  
  Чтобы придать понятию проективного пространства точный смысл, оказалось необходимым полностью изгнать из проективной геометрии все, что связано с измерением. То есть нужна неопределенность предела.
  
  Это легко представить:
  
  Нужно проколоть проективную точку. Представьте что вы едете в Ленинград, а в нём дырка. И вот вы едете по кругу дырки, а в Лениград не приезжаете. А ещё вам нужно все время ехать в Ленинград, а не по окружности дырки. Для этого то и нужны касательные преобразования относительно четырех точек, в которых выполняется требование операций вращения объектов в пространстве. По сути оказываясь в дырке, становишься касающимся героя, а себя выворачиваешь наизнанку. Дошел до предела и вывернул себя в трех измерениях наизнанку: готов полюбить Родину (не важно какая она) , готов подчиниться ее власти (не важно какому приказу), готов отдать жизнь. Все движущие человеком инстинкты выворачиваются наизнанку. При этом герой - неопределеность. Неопределённость - отсутствие или недостаток определения или информации о чём-либо.
  
  Это параметр, относящийся к результату измерения и характеризующий разброс значений, которые могли бы быть обоснованно приписаны измеряемой величине.
  
  Потому проективная геометрия, освобожденная от метрики, превратилась в дисциплину, изучающую только свойства взаимного расположения геометрических образов.
  
  Это и является основным в психологии патриотизма.
  
  Неопределенность в психологии (подобно мнимости в математике) задается когнитивным диссонансом.
  
  Когнитивный диссонанс - состояние психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений: идей, верований, ценностей или эмоциональных реакций.
  
  Самый простой пример когнитивного диссонанса: столкновение в мышлении представлений о родине и власти, ее представляющей.
  
  Допустим сменилась власть. Допустим к власти пришла враждебная политическая сила. Как рассматривать сотрудничество с новой властью? Как коллаборационизм?
  
  Нет, конечно же. А если "враг" не внутренний, а внешний? А если сотрудничество необходимо, чтобы выбрать между двумя злами меньшее в надежде, что и оно будет преодолено?
  
  Вопросы стремные!
  
  И как в этом случае поступает мозг?
  
  Когнитивный диссонс! Отличный механизм стирания неопределенности.
  
  Теорию о когнитивном диссонансе выдвинул американский психолог Леон Фестингер, когда изучил слухи, распространившиеся после землетрясения в одном из штатов. Изучив причины распространения слухов и веры в них, он сделал вывод, что люди пытаются таким образом восстановить внутреннее равновесие.
  
  Леон Фестингер сформулировал две основные гипотезы:
  
  Если у человека возникает когнитивный диссонанс, то он всеми силами стремится снизить степень несоответствия между личным восприятием и новой информацией.
  
  Это происходит из-за "психологического дискомфорта", то есть внутреннего состояния неудобства.
  
  Вторая гипотеза подчеркивает первую. В ней утверждается, что человек, у которого случился когнитивный диссонанс, будет обходить стороной ситуации, вызывающие еще большие дискомфорт.
  
  Я думаю, что обе гипотезы верны. Для разного типа людей - разные механизмы.
  
  Первый тип - "ничего не вижу, ничего не слышу". Вторрй тип - "умный в гору не пойдет, умный гору обойдёт" .
  
  Человек всегда будет стремиться уменьшить степень когнитивного диссонанса, чтобы не испытывать стресс. И делает это тем или иным спосом введения мнимой единицы, которая выносит его за пределы дырки, в которой ему наносится травма. Человек или идет в другую сторону или не доходит до "дырки".
  
  Психологи выделяют четыре способа для его регуляции:
  
  Нужно изменить поведение
  
  Изменить мнение, то есть убедить себя в обратном
  
  Доверять новой информации выборочно, то есть фильтровать ее
  
  Довериться новой информации и поступать, отталкиваясь от нее, как от истины.
  
  Пример: история, с Александром Невским.
  
  Кэрол Пирсон в книге "Пробуждение героев внутри нас" развивает идею архетипа героя, предлагая полезные разновидности - невинная жертва, сирота, мученик, скиталец, воин, сиделка, искатель, любовник, разрушитель, созидатель, правитель, маг, мудрец и дурак.
  
  Воин, маг, мудрец и дурак - хуя се?!
  
  Но я читал и что архетип героя соответствует тому, что Фрейд называл сознательным эго. Хотя доктор Хаос уверяет нас, "что мы, как снежинки, - уникальны, но на деле мы все хотим одного и того же: любви, прощения... шоколада".
  
  Так вот герой в конечном счете как раз и способен преодолеть эго.
  
  К чему я это?..
  
  Я бы хотел доказать (с меру своей... поставьте нужное слово на собственный вкус), что героизация имеет прямое отношение к когнитивному диссонансу, в результате непреодоления эго - состоянию психического дискомфорта индивида, вызванное столкновением в его сознании конфликтующих представлений. То есть в контексте разговора о героизме, это состояние, в котором человек не заметит в герое то, что не хочет замечать в себе, ибо это вызовет состояние психического дискомфорта.
  
  Пример - Александр Невский. Святой благоверный князь Александр Невский. В этом году в России прошёл Открытый урок, приуроченный к празднованию в 2021 году 800 лет со дня рождения князя: "Александр Невский:наследие".
  
  Продолжим... Архетип героя олицетворяет стремление эго к самоидентичности и целостности. На этапе личностного становления все мы герои, которые сталкиваются с внутренними привратниками, чудищами и помощниками. Исследуя самих себя, мы встречаем учителей и проводников, богов и демонов, товарищей и союзников, слуг и господ, козлов отпущения, соблазнителей и предателей. Все они - стороны нашей собственной личности и персонажи наших снов. Всех злодеев, плутов, возлюбленных, друзей и недругов героя можно найти в самих себе. И психологическая задача, с которой все мы сталкиваемся, состоит в том, чтобы собрать эти разрозненные элементы собственной личности в гармоничное целое. Герой, эго, считает, что он существует отдельно от всех частей своей личности, и он должен инкорпорировать их в себя, чтобы стать "Я".
  
  От героя ждут универсальных человеческих чувств и порывов, которые в тот или иной момент испытывает каждый из нас: жажда мести, злоба, страсть, соревновательный азарт, желание защитить свою территорию, патриотизм, идеализм, цинизм или отчаяние.
  
  Но при этом герой - уникальная личность. В его образе, как в любом настоящем произведении искусства, универсальность должна сочетаться со своеобразием.
  
  Вот теперь смотрим на своеобразие Александра Невского... И собираем разрозненные элементы собственной личности в гармоничное целое.
  
  "Александр Невский был первым из великих князей русских, который вместо сопротивления татарам пошел на прямое сотрудничество с ними. Он наказывал русских - в том числе и новгородцев - за неповиновение завоевателям, да так, как монголам даже не снилось (он и носы резал, и уши обрезал, и головы отсекал, и на кол сажал)... Он сказал татарам: я вам соберу дани больше, чем вы сможете. Но за это подмогните побить моих соседей. Подмогли и побили. И дали ему титул великого князя..."
  ЮРИЙ АФАНАСЬЕВ
  
  Александр Невский был названым сыном хана Батыя и это можно было бы сравнить с ситуацией активного пособника во времена Великой Отечественной. Разумеется, активных коллаборационистов, служивших в полиции и других нацистских вооруженных формированиях, участвующих в карательных акциях, можно считать изменниками и предателями, а Александар Невского нет. А почему?
  
  Итак... Александр Невский - герой или коллаборационист? Имидж Александра Невского отполирован веками. Мнения экспертов разделились практически диаметрально.
  
  Популярная легенда о том, что Александру Ярославичу удалось объединить народ в борьбе с иностранными завоевателями имеет мало общего с действительностью.
  Русской нации в привычном понимании этого слова, в XIII веке не существовало. Территория, позднее ставшая Россией, представляла собой конгломерат княжеств и городов-государств типа Пскова и Новгорода. Они не просто были разрознены. Они вели абсолютно самостоятельную политику, воспринимали друг друга как конкурентов и регулярно воевали между собой.
  
  Ничего уникального в этом нет. Любая европейская страна в это время существовала в таком же режиме. И будущая Франция, и будущая Германия, и будущая Италия, - в эпоху Средневековья представляли собой территории, на которых ожесточенно сражались между собой феодалы и богатые города.
  Александр Ярославич был умелым командиром, которого новгородские купцы временно пригласили на должность кондотьера. В задачу его входило выгнать представителей Ливонского ордена меченосцев из Пскова.
  
  Поставленную задачу Александр Ярославич выполнил блестяще. Изгнав немцев из Пскова, он двинулся дальше. На берегу Чудского озера ему встретились объединенные войска Ордена меченосцев и дерптского епископа. Разгром ордена на Чудском озере вошел не только в отечественные летописи, но и в европейские хроники и надолго запомнился современникам.
  
  Историческая значимость и число участников Ледового побоища, пожалуй, главный камень преткновения в спорах историков. В исторических кругах довольно популярно мнение, что в те годы Западная Европа русским княжествам серьезно не угрожала, в связи с чем, значимость европейских побед Александра не так уж и велика. Согласно данным "Старшей Ливонской рифмованной хроники", в сражении погибло всего 20 рыцарей. Лаврентьевская летопись тоже не рассматривает Ледовое побоище в качестве серьезного исторического события. Весь рассказ о битве укладывается в три строчки без указания количества участников и убитых. Под командованием Александра Ярославича собрались его дружина, новгородский "городовой полк", а также войско, которое привел с собой его брат Андрей Ярославич - всего около 800 человек. Войско рыцарей было как минимум в два раза меньше.
  
  Абсолютным вымыслом является и тот факт, что княжеская дружина загнала облаченных в тяжелые доспехи, немецких рыцарей на тонкий лед, который под ними проломился. Как утверждают эксперты и исторические реконструкторы, воины Невского носили примерно такие же по массе доспехи и так же ездили на конях. Лед Чудского озера треснул бы и под ними.
  
  Впрочем, и с местом битвы не все ясно. Некоторые историки полагают, что Ледовое побоище произошло на Псковском озере. Другие называют местом битвы Теплое озеро.
  
  Патриарх Кирилл считает, что Святой благоверный князь Александр Невский сделал все для того, чтобы ни одно нашествие с запада не завершилось победой. В бытность его князем дважды были такие попытки: один раз со стороны шведов, второй раз со стороны Ливонского ордена.
  
  Существуют сведения о двух посланиях папы римского Иннокентия IV Александру Невскому. В первом папа предлагает Александру последовать примеру отца, согласившегося (папа ссылался на Плано Карпини, в трудах которого данное известие отсутствует) перед смертью подчиниться римскому престолу, а также предлагает координацию действий с тевтонцами в случае нападения татар на Русь.
  Во втором послании папа упоминает о согласии Александра креститься в католическую веру и построить католический храм в Пскове, а также просит принять его посла - архиепископа Прусского. В 1251 году к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой. Почти одновременно во Владимире Андрея Ярославича с Устиньей Даниловной венчал митрополит Кирилл - сподвижник Даниила Галицкого, которому папа предлагал королевскую корону ещё в 1246-1247 годах. В том же году литовский князь Миндовг принял католическую веру, тем самым обезопасив свои земли от тевтонцев.
  
  Но с другой стороны служил он Батыю, а различия между православием и католицизмом относятся к разряду бредовых - так в православии отсутствует догмат о непорочном зачатии Девы Марии и догмат о чистилище, не принимается католическая формулировка символа веры с филиокве, где речь идёт об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и "от Сына". Римско-Католическая Церковь считает благодать следствием "Божественной Причины", подобным акту творения, в то время как Православные церкви - непосредственным действием Бога. Святой Дух в католицизме может трактоваться (не догматически) как любовь (связь) между Отцом и Сыном, между Богом и людьми, в то время как в Православии любовь есть общее действие (энергия) всех Трёх Лиц Святой Троицы, поэтому Святой Дух терял бы ипостасный облик при Его отождествлении с любовью. И т.п.
  
  
  Отсюда - вывод: "Один из способов популяризации - это героизация наших героев". Сказано, между прочим, Путиным. Для популяризации власти, для укрепления устойчивости государства в сложных ситуациях необходимы определенные действия. Иногда нужна "маленькая победоносная война", иногда - реформы. И очень необходим Герой. Героизация - это отчасти и вымысел в интересах решения неких тактических задач.
  
  И вот тут есть один момент.
  
  Одним из критериев классификации героев является их тактическая социальная позиция. Подобно первым сказителям - древним людям, занимавшимся охотой и собирательством на равнинах Африки, герои в большинстве своем коллективисты: в начале истории они ощущают себя частью общности, которую им приходится покинуть, отправившись странствовать по далекому особенному миру. Встречая их впервые, мы видим перед собой членов клана, племени, сельской или городской общины, семьи. История начинается с того, что герою приходится покинуть группу (действие первое) и одиноко скитаться вдали от нее (действие второе), чтобы в финале наконец-то с ней воссоединиться (действие третье).
  
  Социально ориентированным героям часто предлагается выбор: вернуться домой (или вернуть себе дом) или остаться в особом мире. Персонажи, которые предпочитают второе, - редкость в западной культуре, но достаточно часто встречаются в сказках народов Азии. И вот Александа Невский со своим явным коллаборационизмом - он такой.
  
  А вот почему мы то не хотим видить в герое коллаборациониста?
  
  Потому что мы сами по своей природе - коллаборационисты. - это осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом. Термин "коллаборационизм" применяется в узком смысле: сотрудничество с оккупантами. Однако понятие - более широкое и разделяется на:
  
  вынужденный коллаборационизм (нежеланное признание ситуации);
  сознательный коллаборационизм (попытка извлечения выгоды из ситуации).
  
  Разумеется все они рассматриваются как осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом.
  
  Но кто враг?
  
  Вот есть такой вид коллаборационизма - хозяйственный, он же бытовой, еще есть политический коллаборационизм. Его еще иногда называют государственно-политическим.
  
  Может не зря в российском законодательстве понятие "коллаборационизм" в настоящее время не используется ни в одном нормативном законодательном акте. Ведь эдак и пособников "красных" во времена Гражданской можно назвать "коллаборационистами" и вообще - инакомыслящих.
  
  Так Путин назвал коллаборационистами сторонников "переписи истории". Президент России Владимир Путин заявил, что тех, кто соглашается с инициаторами "переписи истории" Второй мировой войны, можно назвать коллаборационистами. Он не уточнил, кто именно пытается "переписать историю" и кто поддерживает эту идею.
  
  А если мы не дописываем историю или искажаем историю, ну это... в интересах решения неких тактических задач.
   Нет... Мы не коллаборационисты! Ну что вы!!! И Александр Невский тоже - не коллаборационист. Ни на грамм! Хотя мы можем приживаться и при одной Власти и при другой. Для нас главное - правильно сделать выбор: вернуться домой (или вернуть себе дом) или остаться в особом мире. Но Александр Невский - не коллаборационист!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"