Сфинкский : другие произведения.

Дьявол патриотизма в деталях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Булат Окуджава в одном из своих газетных интервью 80-х годов обронил такую фразу: "Патриотизм - чувство несложное, он есть и у кошки". Я с ним не согласен. Если у одних чувство патриотизм проявляется определенно, а у других - в неопределенных формах, а у третьих и вовсе... Нет. Механизм тут сложный.
  
  "Сложность" обычно используется для характеристики эмерджентного поведения систем. Согласно энциклопедии Британника, научная теория сложности направлена на изучение таких поведенческих явлений некоторых систем, которые невозможно объяснить посредством анализа элементов этих систем. Эмерджентность (англиц. от emergent "возникающий, неожиданно появляющийся") в теории систем - наличие у системы свойств, не присущих её компонентам по отдельности; несводимость свойств системы к сумме свойств её компонентов.
  
  Итого для разговора о "деталях патриотизма" - имеем научные и методологические концепцию сложных систем и, в частности, сложных адаптивных систем (киберенетика) и концепцию исследования объектов, представляющих собой системы
  
  "Дьявол кроется в деталях"/Il diavolo sta nei dettagli, как известно, восходит к другой фразе - "Бог в мелочах"/"Le bon Dieu est dans le détail" - "добрый Бог в деталях" - распространенное идиоматическое выражение, означающее, что в любом явлении есть малозаметные составляющие, которые тем не менее сильно влияют на его суть. Я же так скажу: любой, кто хоть раз садился жопой на "Лего", знает: дьявол и/или Бог кроются в деталях.
  
  Среди общесистемных закономерностей и принципов функционирования сложных систем традиционно принято выделять следующие "детали":
  
  "Гипотеза семиотической непрерывности". Согласно этой гипотезе, система есть образ её среды.
  
  "Принцип обратной связи". Положение, согласно которому устойчивость в сложных динамических формах достигается за счёт замыкания петель обратной связи:
  
  "Принцип организационной непрерывности, принцип актуализации функций, принцип прогрессирующей механизации... Деталей много.
  
  Вообще, деталь - это выразительная подробность, с помощью которой создается образ. Я бы хотел бы дифференцировать способы выражения на два вида:
  
  По образу
  и
  По подобию
  
  Кстати, что значит образ и подобие Божии в человеке?
  
  - Господь сказал: Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему (Быт. 1, 26), и дальше мы читаем: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1, 27). О подобии уже ничего не говорится. Господь, создавая человека по Образу и Подобию, наделил его всем, кроме способности справляться со своими демонами. Бог создал всё, проявившись во всём по образу своему. Строго говоря... Подобие - это преобразование имеющее неподвижную точку и сохраняющее ориентацию.
  
  Ориентация, в классическом случае - выбор одного класса систем координат, связанных между собой "положительно" в некотором определённом смысле. Каждая система задает ориентацию, определяя класс, к которому она принадлежит.
  
  В элементарной математике ориентация часто описывается через понятие "направления по и против часовой стрелки".
  
  Итак, похерим мнение Булата Шавловича. Допустим сказанное им - ситуативно.
  
  Давайте о патриотизме... рассмотрим образ его и "направления (развития) по и против часовой стрелки"...
  
  Это инстинкт?
  
  Инстинкт, в отличие от рефлекса, запускается только при наличии мотивационного состояния. Та же собака, оказавшись на новой территории - не будет ее защищать, а будет исследовать - и даже если в этот момент тот же "враг" пройдет рядом - инстинкт защиты территории не сработает - нет мотивации. Другое дело - активное инстинктивное поведение. Оно подразумевает, что инстинктивное исследование становится целесообразным. А это значит инстинкт приобретает ориентацию. Активность подразумевает целевое поведение. А целевое поведение подразумевает более сложную систему включенных в поведение инстинктов. Будет инстинктивное поведение защитным (территориальный патриотизм) или иным - зависит от целеполагания. В психологии постановка цели иногда рассматривается как свойство личности - действовать в соответствии с выбранным путем, осознанно и разумно. "Рефлекс цели" - так сформулировал это наше свойство физиолог И. П. Павлов. Какое поведение - " пошли на хуй" или "добро пожаловать" - зависит от многих факторов, определяющих личность или народ. Агрессия или альтруизм.
  
  Вспоминаем как первоначальные жители земли Ханаанской, которые не имели над собой одного общего главы - царя (в книге Судей говорится о 70 царях ханаанских), поселившиеся прежде израильтян в означенной земле. Эти сыны и потомки Ханаана, сына Хамова, разделявшиеся по числу сынов его на 11 племен, встретили евреев из Египта совсем не агрессивно. Во всяком случае это объясняет господство более агрессивных израильтян над более альтруистичными хананеями. Забавно отметить, что
  
  Рефлекс цели - это двигательный инстинкт. Он толкает любое живое существо на активные действия. Суть рефлекса цели не в том, чтобы уметь ставить перед собой цели, а в том, чтобы уметь удерживать их в поле своего внимания и непрерывно продвигаться к конечному результату. Данный рефлекс означает способность к целеполаганию, с последующим целеустремлением к результату. Этот механизм аналогичен автоматической системе наведения на цель, используемой в теории управления полетами ракет. Адаптивное управление.
  
  Формы поведения и динамики адаптивных систем весьма разнообразны. В частности, они проявляются в изменении поведения системы в условиях флуктуаций среды с целью поддержания существенных переменных в определенных границах или сохранения основных свойств и т. д. (то есть осуществляют гомеостаз).
  
  И вот тут важно понять, что по способу изучения объекта адаптивные системы делятся на
  
  поисковые
  беспоисковые
  
  Как известно, равновесие делят на: устойчивое, неустойчивое и безразличное. Поисковые рассчитаны на устойчивое, неустойчивое равновесия, беспоисковые - не безразличное.
  
  Равновесие тела называют устойчивым, если при небольших смещениях, действующие на него силы, стремятся вернуть его снова в положение равновесия.
  
  Положение равновесия называют неустойчивым, если при малых смещениях силы, оказывающие воздействие на тело уводят его из положения равновесия еще больше.
  
  Если при небольших смещениях из положения равновесия силы, действующие на тело и их моменты, уравновешиваются, как и прежде, то такое равновесие называют безразличным.
  
  В группе поисковых особенно известны экстремальные системы, целью управления которых является поддержание системы в точке экстремума статических характеристик объекта. В таких системах для определения управляющих воздействий, обеспечивающих движение к экстремуму (максимальное или минимальное значение функции на заданном интервале), к управляющему сигналу добавляется поисковый сигнал. Поисковая активность повышает устойчивость организма к стрессу в условиях устойчивого и не устойчивого равновесия.
  
  Беспоисковые адаптивные системы управления по способу получения информации для подстройки параметров регулятора делятся на
  
  системы с эталонной моделью
  системы с идентификатором (или системы с настраиваемой моделью).
  
  Эталонная модель - это модель по образу действий. По порядку или образу действий.
  
  Системы с настраиваемой моделью - это модель по подобию для сравнения образов в разных точках многообразия. Подобие есть взаимно однозначное отображение евклидова пространства на себя.
  
  Без подобия - это как при отсутствии критического мышления, т.е некритичности к себе.
  
  Вот что такое критическое мышление своими словами?
  
  Критическое мышление - это способность самому управлять своими когнитивными процессами, а не воспроизводить готовые паттерны.
  
  Как обьясняется наличие и отсутствие этой способности?
  
  Присутствием или отсутствие предпорядка, а предпорядок задается ориентацией отражения на себя.
  
  И тут мне вспоминается Карлос Кастанеда - "Отдельная реальность":
  
  - Представь, например, что кто-то поджидает тебя с мощной винтовкой, снабженной оптическим прицелом. Он может уложить тебя с расстояния в полкилометра. Что ты сделаешь в подобной ситуации?
  
  Дон Хуан недоверчиво взглянул на меня и расхохотался.
  
  - Так все-таки, что ты сделаешь? - настаивал я.
  
  - Если кто-то ждет меня с винтовкой?
  
  - Да, если кто-то спрятался и ждет тебя. У тебя не будет ни единого шанса. Ты ведь не сможешь остановить пулю.
  
  - Нет, не смогу. Но я все равно не понимаю, к чему ты клонишь.
  
  - Да к тому, что в подобной ситуации никакая стратегия не поможет.
  
  - О, еще как поможет! Если кто-нибудь будет ждать меня, вооружившись мощной винтовкой с оптическим прицелом, то меня просто там не окажется.
  
  Почему?
  
  Всё дело в ориентации - в выбор одного класса систем координат, связанных между собой "положительно" (по часовой) в некотором определённом смысле.
  
  Вот давайте разбираться с системой координат в деталях (я бы просто разделил на две категории - система животная и система человеческая):
  
  Отличие человека от предка-животного в развитости потребностей.
  
  Вспоминаем теорию иерархии потребностей...
  
  Пирамида Маслоу.
  
  Потребности Маслоу распределил по своей мере убывания важности, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах. В основании - физиология (утоление голода, жажды, и тому подобных лишений). Ступенью выше разместилась потребность в безопасности, над ней - потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Следующая ступень - потребность в уважении и одобрении, над которой Маслоу поставил познавательные потребности (жажда знаний, желание воспринимать как можно больше информации). Далее следует потребность в эстетике (жажда гармонизировать жизнь, наполнить её красотой, искусством). И наконец, последняя ступень пирамиды, наивысшая, - стремление к раскрытию внутреннего потенциала (она и есть самоактуализация). По Маслоу, самоактуализация - это стремление стать всем тем, что возможно.
  
  Эстетических потребностей и потребности самоактуализации у животных не развиты.
  
  И есть один нюанс - сознание. Человек - сознательный. В Большом энциклопедическом словаре сознание определяется как "высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку". В чем проявляется исследовательский инстинкт человека сознательного? Конкретно изучать общество - это значит сообразовываться с обществом как целым. Ибо только при таком сообразовании конкретное сознание, которое имеют люди относительно своего существования, проявляются потребности.
  
  А теперь - ключевой момент. Если стремление стать всем тем, что возможно, не реализуется, а воля как сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий, того требует как "вынь да положь", происходит что?
  
  Масштабирование системы! Известен принцип масштабирования избыточной энтропии. Энтропия (мера нашей неопределенности в отношении системы) - это обширное свойство, означающее, что она масштабируется в зависимости от размера или степени системы.
  
  То есть - вот так самоактуализация реализуется - носитель воли перемасштабирует систему под себя. Он в ней - самоактуализируется.
  
  Так собственно и появилась государственность, а с ней и нарушение подобия по связности. Ибо при перемасштабировании, нарушается обратная связь с целым. Она устанавливается - с частью целого. То есть не по подобию государственность!
  
  Обращает здесь на себя внимание также и то, что государства с государем сотворены по образу (действия) Бога, власть Которого составляет врожденное свойство его природы, богоподобие же - нечто отличное в степени подобия власти Первообраза. Получается - не та система координат! В принципе не та. Порядок может и тот, а вот связность по ориентации нарушена. Нет подобия!
  
  И что получается тогда?
  
  Вспоминаем...
  
  Эталонная модель - это модель по образу действий. По порядку или образу действий.
  
  Системы с настраиваемой моделью - это модель по подобию для сравнения образов в разных точках многообразия. Подобие есть взаимно однозначное отображение евклидова пространства на себя. По ориентации.
  
  Итак у кого чувство патриотизма агрессивно?
  
  У людей, которые перемасштабировали систему потребностей в среде. И создали новую систему, которая есть образ её среды.
  
  Вот эту новую систему то и нужно уже охранять.
  
  Подобна ли эта система Образу (любого Абсолюта)?
  
  Нет.
  
  А почему?
  
  Причина в некритическом мышлении.
  
  В психологии есть понятие когнитивной легкости. Это механизм адаптации, который помогает не находиться в постоянном стрессе. Мозг считает, что все знакомое - это хорошо, а незнакомое - плохо. Поэтому мы должны насторожиться и напрячься, если столкнемся с чем-то новым.
  
  В состоянии когнитивной легкости вы чувствуете себя комфортно, вам нравится то, что вы видите и вы верите тому, что слышите. Это легко и приятно, но иногда мешает критически оценить ситуацию. Так легче! Таким образом мера неопредлености (энтропия) меньше.
  
  Например, если вы приходите в магазин в новой стране и видите много незнакомых товаров, вы, скорее всего, неосознанно выберете тот, который встречали на рекламных постерах. И не важно, что другие марки могут быть лучше.
  
  Так же и с информацией: если мы слышали какой-то тезис несколько раз, он кажется нам верным - так формируются предубеждения и стереотипы (
  системы с эталонной моделью).
  
  Возьмите пример патриотического эталона - Александр Невский...
  
  Если в поисковой строке Интернета вбить "Александр Невский", то отклик будет такой: "Александр Невский - это пример государственного мужа, патриота, человека, который беззаветно любил свой народ и свою страну, защищал нашу Родину. Вся его жизнь - это служение Отечеству. Его имя стало одним из символов не только России, но и всей русской цивилизации."
  
  Тот же Путин на открытии мемориала Александру Невскому назвал того "хранителем веры и традиций".
  
  А, между прочим, Александр Невский, заключив союз с Ордой, подчинил Новгород ордынскому влиянию. Он распространил монгольскую власть на Новгород, который никогда не был завоёван монголами (во время ордынского нашествия Невскому повезло: монгольское войско не дошло до Новгорода). Причём выкалывал глаза несогласным новгородцам, и много за ним грехов всяких.
  
  Хуя се традиция!
  
  "Наследием Александра Невского стало созданное потомками сильное, централизованное Российское государство, где народ осознал себя единым целым. А его подвиги были и остаются нравственной, духовной опорой, примером всепобеждающего патриотизма" - так сказал Путин, а Патриарх Московский и всея Руси Кирилл освятил после этого монумент.
  
  А я вот говорю: хуево как с подобием Государя Российского - Отцу Небесному.
  
   Вспоминаем Великое разделение - Великую схизму - церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение христианской Церкви на Римско-католическую церковь на Западе, с центром в Риме, и Православную на Востоке, с центром в Константинополе в 9-ом веке. Константинопольскую патриархию в это время возглавлял патриарх Фотий (858-867, 877-886), во главе Римской курии был Николай I (858-867). И был личный конфликт между двумя иерархами по вопросам догматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера, а также влияния на епархии Балканского полуострова. А вообще название "православная" укрепилось за Восточной церковью после церковного раскола 1054 г., когда Западная церковь присвоила себе название "католической", т. е. "всеобщей". Окончательное же разделение между востоком и западом произошло после захвата и разорения Константинополя крестоносцами в 1204 году, аккурат время княжества Ярослава Всеволодовича - отца Александра Невского. Он, кстати, после монгольского завоевания дважды ездил в Золотую Орду, а также в Монголию. И первым получил там ярлык на великое княжение Владимирское. Если копаться глубже, то стоит вспомнить про Вселенские соборы. Соборы Вселенские созывались по особо важным церковным вопросам, имеющим значение для всей Церкви. На них присутствовали по возможности представители всех Поместных Церквей, пастыри и учители со всей Вселенной. Вселенские Соборы являются высшей церковной властью, они совершаются под водительством Святого Духа, действующего в Церкви. Но... Пацаны не смогли полностью самоактуализироваться в масштабах семи Вселенских соборов - произошел разрыв канонического единства между Восточной Церковью и Западной. Перемасштабировали высшую церковную власть.
  
   Вот почему Александр Невский шведов и немцев с датчанами бил, а Орде поклонился? Ради личной власти! Простите ни хуя никакой нет семиотической непрерывности типа ради самоактуализации народа - Новгород никогда не был завоёван монголами - зимой 1237-1238 года на Русь обрушиваются полчища Батыя. Рязань, Владимир, Суздаль разграблены и сожжены, жители убиты или уведены в плен. До Новгорода, где правит шестнадцатилетний Александр Ярославович, прозванный впоследствии Невским, ордынское войско не доходит. Однако тогда объединились три силы западноевропейского рыцарства: шведы, немцы и датчане - по приказу Папы формируется антирусская коалиция для нападения на русские земли. Вот чего боялся Александр Невский - Папу Римского. А сотрудничество с монгольскими правителями не представляли серьёзных угроз для позиций доминирующей в данном регионе православной церкви. А княжеская власть дана Богом. Власть монголо-татарского хана была расценена православным Невским, как власть земного царя, которому Бог покорил Русскую землю. Это очевидно из слов князя Михаила Черниговского, сказанных им Батыю а Орде: "Тебе, цесарю (интересно, что здесь употреблен даже не царский, а императорский, т.е. высший, титул земного правителя), кланяюся понеже Богъ поручил ти есть царство света сего". Власть земного царя Невский покорился, а власть небесного - сохранил.
  
  И кто сие оспорит - у того определенно хуевенько с критическим мышлением. Оттого такие засранцы как Путин, вьебенивают народу без критического мышления адаптивную систему управления ими с эталонной моделью засранца патриота Невского (а также не меньшего, а пожалуй и большего невротика Ивана Грозного).
  
   Никакой он не патриот! Просто невротичное стремление стать всем тем, что возможно.
  
  
   На этом моменте Дон Хуан уссался бы и заметил:
  
  - Если кто-нибудь будет ждать меня, вооружившись мощной винтовкой с оптическим прицелом, то меня просто там не окажется.
  
  Это к вопросу об эмигрирации. Кто сказал, что Божий мир надо делить?
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"