Сфинкский : другие произведения.

Призраки постмодернизма

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

     []

   Призраки Постмодернизма
  
   Предисловие: Призраки Постмодернизма бродят по Си. О них говорят все, но никто не видел. Призраков, лишённых тела, увидеть невозможно. Они не могут никак найти себе покоя в головах и их постоянно влечёт наружу. Однако, чтобы действовать, призракам нужно физическое тело - носитель...
   Идей.
   Каких?..
   Всё по-порядку. О сексе - тоже.
   Вначале постмодернистическая ситуация захватила сферу науки. Первым из ученых (вернее говоря - ученых мужей), отличившихся в общении с призраками, был Плиний Младший. Племянник знаменитого государственного деятеля оставил подробное описание контакта с привидением человека, убитого в своем доме. Примечательно, что призрак указал ему место захоронения своего тела.
   Внимание!
   Важный момент для постмодернистов.
   Определиться где покоится тело призрака Постмодернизма!
  
   По порядку...
   Термин "постмодернизм" уже охватывает целый мир, правда плохо определенный.
   Даже такие известные интеллектуалы, как Лакан, Кристева, Иригарэй, Бодрийар и Делез, неоднократно злоупотребляли научными концепциями и терминологией. К сожалению, у каждого имеются иллюзии, которые он не хотел бы разрушать. Собственно, именно они и являются причиной призрачности Постмодернизма.
   Разумеется, на Си найдётся много писателей, которые не согласятся вводить постмодернизм в список "привидений", не являющихся для них таковыми, поскольку они уверены, что постмодернистические взгляды возникают в результате сумасшествия, болезни, капиталистического фанатизма, злоупотребления алкоголем, иллюзий и прочих подобных причин. Отношению к этому факту будет определяться пониманием (или непониманием) тех атрибутов, которые в свою очередь, включают в себя соответствующие многочисленные концепции -- определенные способы понимания и трактовки каких-либо предметов, явлений и процессов объективного мира, существующие в каждой отдельной науке. Знания и незнание, несоответствие их -- всё это заставляет пересматривать имеющиеся представления и создавать новые представления о постмодернизме.
   В дискурсе постмодерна часто встречается идея, что все более или менее современные научные открытия не только преобразили наше представление о мире, но коренным образом изменили и философию и природу научного знания. Среди наиболее часто приводимых примеров для подкрепления этого тезиса - квантовая механика, теорема Геделя, теория хаоса, теория квантовых переходов, квантовая гравитация, теория струн, теория комплексных чисел...
   Ученые сами используют множество понятий, еще не совсем ясных, как, например, понятие закона, объяснения или причинности. И философское исследование этих понятий будет, разумеется, полезным. Но, чтобы говорить о предмете, надо хорошо знать эти научные теории, вместо того, чтобы целыми страницами излагать свое собственное непонимание. Более того, даже в физике есть столько явлений, до конца не понятых, по крайней мере, на данный момент, что нет никаких оснований копировать точные науки при изучении комплексных проблем гуманитарных наук. Совершенно обосновано обратиться к интуиции и литературе, чтобы найти не научную форму понимания тех аспектов человеческой деятельности, которые ускользают от более точного понимания. Если гуманитарные науки хотят использовать несомненные достижения точных наук, они вместо того, чтобы экстраполировать специальные понятия последних, могли бы заимствовать все лучшее из их методологических принципов.
   Истоки постмодернизма не являются чисто интеллектуальными. Философский релятивизм, а также работа некоторых проанализированных здесь авторов были своеобразным образом втянуты внутрь тех политических тенденций, которые можно определить в широком смысле как левые или прогрессистские. Наука постмодерна, интересуясь неопределенностью, пределами допустимости, квантами, нелинейностью, конфликтами неполноты, "фракталами", катастрофами, парадоксами прагматики, - она создает теорию собственной - разрывной, катастрофичной, не дифференцируемой, парадоксальной - эволюции. Она изменяет смысл слова "знание" и говорит, как это изменение может происходить. Она производит не известное, а неизвестное. Это главное.
   Принято считать,что нет принципиальной разницы между научной теорией и художественным вымыслом. Они равно легитимны по сути своей. Это есть первый призрак Постмодернизма.
   На самом деле, противопоставляясь естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода, неупорядоченное постмодернистическое мышление не приводит ни к какому конкретному результату, а самовоспроизводиться может бесконечно долго, не оказывая какого-то воздействия на порядок вещей.
   Призрак второй - принято считать, что физическая "реальность", точно так же, как социальная, в основе своей является лингвистической и социальной конструкцией.
   На самом деле, в квантовой науке пространственно-временное многообразие перестает существовать в качестве единственной физической объективной реальности; геометрия становится реляционной (т.е. существующей только в процессе) и контекстуальной (т.е. существующей только в среде).
   P.S.
   ... я тут подумал и решил, что больше не буду ловить призраков постмодернизма, а перейду к Телу...
  
   Ниже речь пойдёт о научной революции в первой трети ХХ века - той, что в естествознании и называется постмодернистической, в ходе которой был выдвинут новый - по отношению к классической картине мира, характеризовавшей стадию классической науки, - неклассический идеал рациональности. Для классической науки эти критерии предполагали ориентировку построения научного знания как объективного на классический "идеал рациональности". Он был связан с тем пониманием принципа причинности, который сложился в естествознании и благополучно просуществовал до проникновения физиков в законы микромира, когда развернулись споры о природе неопределенности, и принцип неопределенности тогда же связали с принципом дополнительности.
  
   Квантовая механика. Возникла из-за формального логического противоречия: для объяснения одних явлений надо было считать, что свет имеет волновую природу, для объяснения других - корпускулярную. Разрешение этого противоречия и привело к созданию физических основ квантовой механики. Квантовая механика описывает законы движения микрочастиц. Однако поскольку свойства макроскопических тел определяются движением и взаимодействием частиц, из которых они состоят, постольку квантовая механика применяется для объяснения многих макроскопических явлений.
  
   Принцип неопределенности. Что сделала квантовая механика? Разрушила наивную ньютоновскую веру в объективный долингвистический мир, состоящий из материальных объектов, vкоторый находится вон там"; как сказал, Гейзенберг, мы больше не можем спрашивать "существуют ли эти частицы "сами по себе" в пространстве и времени".
   Окончательное формирование квантовой механики как последовательной теории связано с работой Гейзенберга 1927 года, в которой был сформулирован принцип, утверждающий, что любая физическая система не может находиться в состояниях, в которых координаты ее центра инерции и импульс одновременно принимают вполне определенные, точные значения. Этот принцип получил название "соотношение неопределенностей". И недаром употребляется слово "неопределенность" -- не ошибка, не незнание, а именно неопределенность. Ведь принципиальная невозмож ность измерить означает, согласно принципу наблюдаемости, неопреде ленность самого понятия.
   Буквально принцип неопределенности означает количественное соотношение, связующее воздействие измерительного средства на объект измерения, причем в рамках допустимой его величины (так называемая постоянная Планка), и допустим только по отношению к микромиру, но не к классической картине макромира.
   Более общими словами, принцип неопределенности Гейзенберга: Больше нельзя говорить о поведении частицы без учета процесса наблюдения. И перефразировать: Нельзя говорить о Боге без учёта процесса его "наблюдения". Все знания о нём, относятся уже не собственно к Богу, а к знанию о Нём, которым мы обладаем. Процитирую Бора: Полное объяснение одного и того же объекта может потребовать различных точек зрения, которые не поддаются единому описанию. Следовательно, вопрос о том, существует ли Бог "сам по себе" или "Истина" уже не может быть поставлен в такой форме.
  
   Принцип дополнительности. Принцип дополнительности, о котором сейчас пойдет речь,-- вершина боровской диалектики. Частица-волна (все помнят этот пример!) - две дополнительные стороны единой сущности. Классическая логика оказывается недостаточной для описания внешнего мира. Пытаясь осмыслить это философски, Бор сформулировал свой знаменитый принцип дополнительности, согласно которому для воспроизведения в знаковой системе целостного явления необходимы взаимоисключающие, дополнительные классы понятий. Это требование эквивалентно расширению логической структуры языка физики. Бор использует, казалось бы, очень простое средство: признается допустимым взаимоисключающее употребление двух языков, каждый из которых базируется на обычной логике. Они описывают исключающие друг друга физические явления, например непрерывность и атомизм световых явлений.
  
   В 1969 г. немецкий ученый Г.Хакен ввел понятие синергетики для обозначения направления, изучающего процессы самоорганизации в физических, химических и биологических системах. Существенный шаг в сторону понимания саморазвивающихся систем как исследовательской парадигмы был сделан лидером брюссельской школы междисциплинарных исследований И.Р.Пригожиным, который проанализировал нелинейный характер мышления в науке и искусстве и обосновал новое понимание принципа детерминизма, включающего телеономичность, то есть целевую составляющую, в анализ развития этих систем с точки зрения преодоления хаоса. В работах этого нобелевского лауреата идея неопределенности как ведущего принципа бытия, а не только познания, была разработана применительно к макромиру, где законы природы описывают уже не регулярные ньютоновские орбиты, а хаотические движения, нерегулярности, описываемые понятием "детерминированного хаоса". Неопределенность как характеристика развития макросистем выступила в новой трактовке понятия: сдвиг равновесия в неустойчивой системе приводит к тому, что из множества возможностей развития системы реализуется лишь одна, что означает необратимость развития системы и ведущую роль случайности в факторах, которыми будут направляться те или иные изменения.
  
   Теперь проведём некий культорологический мост в психологию и литературу и посмотрим каким образом Принцип неопределённости проявляется в постмодернистических тенденциях. Отмечу только, что именно благодаря научности этого принципа, первые атрибуты постмодернистического мировозрения не превратились моментально в разновидность привидений, называемую "кризисной", или "предсмертной". Эти призраки, официально считающихся живыми, появляются перед своими близкими, а потом становится известно, что они умерли именно в этот день. 
  
   Истоки признания неопределенности как специфики бытия именно человека в мире обнаруживаются - без всяких дополнительных оснований - уже в философии Р.Декарта, точнее, в его образе Бога, мира и причинности в нем. Как известно, он полагался на идею невозможности непрерывного творения (онтологическое доказательство Августина Блаженного и Ансельма Кентерберийского). Идея непрерывного творения мира не выдерживает критики с точки зрения постулата, что не может быть ничего совершеннее божественного промысла. И нельзя представить, что Бог сотворил мир, а потом улучшал его. Бог не может себя улучшать, он Логос, для которого не могут быть установлены лучшие образцы, чем он сам. Значит, Бог лишь поддерживает однажды сотворенный мир, и причинность в нем действует уже без божественного промысла (это к тому, что Бог еще и не играет в кости, как подчеркивал А.Эйнштейн.). Но человек - не Бог. Человек творит себя своими поступками. Поступок - это самоопределение - преодоление неопределенности - на уровне нравственных ориентиров. Дело в том, что самому разуму человека (в любых его трактовках - рацио, рассудочности, интеллигибельной материи, гегелевского самопознающего себя-самого-в-самом-себе духа или др.) не может быть поставлено предела. И неопределенность в том, что будет им построено, снимает проблему ограничений в понимании психологических закономерностей. Это добавление к тем проблемам в психологии деятельности и психологии творчества, которые также свидетельствуют о невозможности ограничивать психологическое познание раскрытием структур и прочих "определенностей" в их самоосуществлении.
  
   После публикации культорологических работ И.Пригожина обращение к проблематике самоорганизующихся и саморазвивающихся систем стало уже обязательным общим местом в характеристике специфики психологических систем, работающих со смыслом. Проблема смысла раскрылась таким образом - в психологических постановках вопроса о свободе выбора - стала рассматриваться в многообразии его путей, что включало полагание многоуровневости и саморегуляции в анализе поступков и решений человека.
   Психология осваивает принцип неопределенности в той мере, в какой он оказывается необходим для понимания (психологического объяснения) своей проблематики, где с этим принципом в первую очередь оказываются связанными исследования мышления и творчества (в регулятивном единстве интеллекта и аффекта), смыслообразования и самосознания личности (в регуляции свободных действий и свободы выбора).
   Ю.М. Лотман применил расширенное понимание принципа дополнительности к описанию семиотики культуры. Вот что он пишет: "...механизм культуры может быть описан в следующем виде: недостаточность информации, находящейся в распоряжении мыслящей индивидуальности, делает необходимым для нее обращение к другой такой же единице. Если бы мы могли представить себе существо, действующее в условии п о л н о й информации, то естественно было бы предположить, что оно не нуждается в себе подобном для принятия решений.
  
   Нельзя сказать, что атрибуты от квантовой физики когда-то появились в литературе, они были всегда. Другое дело, что только с появлением соответстствующего мировозрения о природе, н неопределенность стала одним из важнейших понятий в постмодернистических текстах. До этого, множественность психологической причинности, а значит и необходимое многообразие теоретического мира психологии, еще не обосновало естествознание. А значит было - "призрачно всё... ". Но ведь, и в самом деле "всё", ибо единого объяснительного принципа нет ни в одной науке, а наука, объединенная вокруг такого принципа, выглядела бы очень догматично, нежизнеспособно и вообще больше напоминала бы не науку, а религиозный фундаментализм.
  
   Теперь, что такое неопределённость постмодернистического текста? Постмодернистский текст избегает жесткой смысловой однозначности в любом высказывании. Как хорошо сказал В. Курицын, "постмодернизм -- опыт непрерывного знакового обмена, взаимопровокаций и перекодировок. Этим вполне объясняется пресловутая постмодернистская центонность и интертекстуальность: постоянный обмен смыслами стирает различия между "своим" и "чужим" словом, введенный в ситуацию обмена знак становится потенциальной принадлежностью любого участника обмена". В сознании постмодерниста любой текст выглядит не как конечный результат творческой деятельности субъекта, не как реализация авторского замысла, но как бесконечно изменчивое, текучее пространство вербального общения. Простым критерием того, чтобы литература считалась постмодернистской, является ее полная независимость от понятия объективной истины. Согласно Бору, проблема свободы воли решается дополнительностью мыслей и чувств -- пытаясь анализировать переживания, мы их изменяем, и наоборот -- отдаваясь чувствам, теряем возможность анализа.
  
  
   Теорема Геделя. В определенном смысле Бор сформулировал принцип дополнительности благодаря тому, что Куртом Геделем была доказана так называемая теорема о неполноте дедуктивных систем (1931). В соответствии с выводом Геделя система либо непротиворечива, либо неполна. Из результатов Геделя следует, что обычно используемые непротиворечивые логические системы, на языке которых выражается арифметика, неполны. Существуют истинные утверждения, выразимые на языке этих систем, которые в таких системах доказать нельзя. Общий вывод из теоремы Геделя - вывод, имеющий громадное философское значение: мышление человека богаче его дедуктивных форм. Тут надо сделать остановку и зафиксировать - принцип дополнительности имеет фундаментальное значение в методологии культуры ХХ века, обосновывая релятивизм познания, что в культурной практике закономерно привело к появлению феномена постмодернизма, который идею стереоскопичности, дополнительности художественных языков возвел в главный эстетический принцип. Другой фундаментальный принцип постмодернизма - отказ от истины. Текст вместо истины. Главный объект постмодернизма - Текст с большой буквы. Потому что текст - это способ интерпритации реальности. Причём не важно, с цитатами он или нет. Мнение, что в постмодернизме одним из его главных принципов стала "культурная опосредовавность", или, если говорить кратко, цитата, а основной вид и способ построения художественного текста в искусстве постмодернизма, состоит в том, что текст строится из цитат и реминисценций к другим текстам - это призрак. (не удержался! ). Основа постмодернистического текста - это гипертекст, текст, устроенный таким образом, что он превращается в систему, иерархию текстов(интертекстов), одновременно составляя единство и множество текстов. Понять связь постмодернизма с гипертекстом просто, так как гипертекст - это нелинейный лабиринт, своеобразная картина мира, и выйти из него, войдя один раз, труднее, чем может показаться на первый взгляд. Понятие гипертекст тесно связано с компьютерными виртуальными реальностями. Здесь мы подходим к понятию гиперреальности, которое придумал французский философ, властитель умов современного мира Жан Бодрийар. Для того чтобы понять, что такое гиперреальность, надо отождествить реальность с текстом . Вспомним, Льва Толстого - хотел уйти из Ясной Поляны почти на протяжении 30 лет - как будто бы все уже чужое - и не мог - все-таки все родное. Он только описывал эти попытки в своих произведениях (творчество писателя тоже можно представить как своеобразный гипертекст). Так, в рассказе "Отец Сергий" блестящий офицер вдруг уходит в скит замаливать свои светские грехи. К нему в скит приходит женщина, чтобы соблазнить его. Соблазн так велик, что отец Сергий отрубает себе палец, как бы символически себя кастрирует, но он понимает, что проблема, от которой он ушел, осталась при нем.
   Гипертекст - это нечто вроде судьбы: человек идет по улице, думает о чем-то хорошем, предвкушает радостную встречу, но вдруг нажимается какая-то кнопка (не будем задавать бесполезного вопроса, кто эту кнопку нажимает и зачем), и жизнь его переворачивается. Он начинает жить совершенно иной жизнью, как бы выходит из дома и не возвращается. Но потом кто-то опять нажимает кнопку, и она вновь возвращает его к тем же проблемам, к той же улице, к тем же хорошим мыслям. Это, по сути, история Иова. Человек чувствует, что совершил какую-то ошибку, и сам не понимает, как это вышло, его будто бес попутал, новая жизнь, казавшаяся ему такой нужной, такой творческой, теперь кажется просто западней. И тогда он может либо сойти с ума, либо действительно попытаться возвратиться на эту улицу и к этим мыслям. Но ему будет труднее, чем раньше, - новые кнопки, которые он научился нажимать в новой жизни, будут мешать ему в старой.
  
   Теория Хаоса. Классическим образцом хаоса является турбулентность, над созданием теории которой трудились такие великие умы советских ученых, как академики А. Колмогоров и Л. Ландау. Сейчас создана теория турбулентности: в турбулентности хаос строит очень упорядоченную и тонкую структуру -- странные аттракторы, представляющие собой двойные, строго упорядоченные и самоорганизованные спирали, соединенные между собой и осуществляющие взаимодействия.
  
   Аналогичные нелинейные модели конструирует и постмодернизм. А мы,соответственно, отметим два типа призраков хаоса в постмодернизме: те, что относятся к философскому значению теории, и те, что связаны с метафорическим употреблением слова "линейный" (и "нелинейный").
  
   Философский смысл нелинейной связи заключается не просто в единстве всеобщности связи всех вещей в мире: при всем бесконечном множестве многообразия и разнообразия явлений во Вселенной в основе своего бытия они едины, поэтому они взаимопереходимы и взаимопревращаемы, т. е. не линейно (т. е. плавно, монотонно, равномерно), а нелинейно (скачкообразно, катастрофически, со взрывом). Всё гораздо сложнее! Нелинейностью называется свойство системы иметь в своей структуре различные стационарные состояния, соответствующие различным допустимым законам поведения этой системы. Одно и то же стационарное состояние такой системы при одних условиях устойчиво, а при других - неустойчиво, т.е. возможен переход в другое стационарное состояние. Поэтому поведение таких систем в области неустойчивости нельзя прогнозировать, опираясь только на предшествующий опыт. В этом смысле социализация постмодернистических текстов, безусловно, нелинейный процесс и ее результаты не сводятся к выработке условных рефлексов на происходящее. В понятии "нелинейность" имплицитно заложено существование потенциальности как свойства (характеристики) данного типа систем. Для таких сложных систем характерно "наличие множества устойчивых состояний, в противоположность близким к равновесию ситуациям, где имеется всего одно устойчивое состояние". Качественные разные состояния одной и той же нелинейной системы альтернативны, т.е. не могут актуально существовать в одной и той же системе одновременно. Например, если к вам в пустыне Сатана подает стакан воды, то это стакан воды или стакан воды от Сатаны? Значит, это вопрос, на который два ответа. Это стакан воды или стакан воды от Сатаны, спрашиваю я. Ответа два. Но может быть, это стакан воды. И то, и другое. Множественность!
   Постмодернизм и теория хаоса сходятся в базовой гипотезе, согласно которой невозможно описать реальность в линейных терминах; только нелинейные- и значит неразрешимые задачи являются единственным возможным способом описания комплексной, хаотической и недетерминистской реальности. Этот подход, что весьма значимо, оказываются метакритическими в том смысле, что он представляет себя, скорее, в качестве метафор, а не в качестве "верных" описаний реальности. Если использовать термины, которые более знакомы теоретикам литературы, чем физикам, то мы могли бы сказать, что эти попытки развить новые стратегии описания представляют собой наброски, говорящие, как репрезентация - математическая, экспериментальная или вербальная - будучи сложной и проблематичной, оказывается не решением, а частью семиотики исследования.
  
   Призрак Квантовой гравитации - физическая "реальность", точно так же, как социальная, в основе своей является лингвистической конструкцией.
   На самом деле, в квантовой гравитации пространственно-временное многообразие перестает существовать в качестве физической объективной реальности; геометрия становится реляционной (т.е происходящей только с событиями, а сущность их образно говоря - "херится") и контекстуальной (т.е. связанной со средой, в которой существует объект). Идя в том же самом направлении, Нильс Бор писал: "Физической реальностью, независимой в обычном физическом смысле, не могут .... быть наделены ни феномены, ни средства наблюдения... Полное объяснение одного и того же объекта может потребовать различных точек зрения, которые не поддаются единому описанию".
  
   Теория квантовой гравитации пока не построена. Она только пытается описать материальный мир, как виртуальное возбуждение структуры вакуума. Приводит к концепции "струн", которые можно интерпретировать как "параллельные реальности". Интригующим предсказанием теории струн является многомерность Вселенной. Ни теория Максвелла, ни теории Эйнштейна не дают такого предсказания, поскольку предполагают число измерений заданным (в теории относительности их четыре).
  
   Квантовая гравитация говорит нам, что положение и скорость частицы существуют только благодаря акту наблюдения. Она утверждает, что пространство и время сами являются контекстуальными, а их значение определяется лишь относительно определенного способа наблюдения. В этом смысле постмодернистские науки деконструируют и трансцендируют метафизические картезианские различения между человечеством и Природой, Наблюдателем и Наблюдаемым, Субъектом и Объектом. Как бы то ни было, больше мы не можем говорить о поведении частицы без учета процесса наблюдения. Следовательно, вопрос о том, существуют ли частицы, истина, "сами по себе" уже не может быть поставлен в такой форме. Нельзя говорить также о Боге без учёта процесса его "наблюдения". Все знания о нём, относятся уже не собственно к Богу, а к знанию о Нём, которым мы обладаем. Следовательно, вопрос о том, существует ли Бог "сам по себе" уже не может быть поставлен в такой форме.
  
   Всё!...
   Потом допишу...
   Может быть.
  
   ...вот разве что, как обещал, пару слов о призраке секса в эпоху постмодернизма:
   Не так давно, говоря о времени постмодернизма, смене парадигм и об изменение отношения к тексту, Фуко делал это на примере секса: "когда исчезает пространство для нормального секса - современный секс не имеет ни метаисточника (идеи предка), ни результата (идеи потомка), происходит стирание субъектности, то есть моделирование подходящих к ситуации гениталий". 
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список