Сфинкский : другие произведения.

О метафорическом мышлении в Пм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Я уже упоминал, что эриксоновский гипноз основан на метафорах. Лично я, убежден, что языковой основой и гипноза и ПМ описания является метафорическое мышление.
  
  В чем же специфика и структура художественно-метафорического мышления в культуре?
   Чем этот язык отличается от языка мифа, миметических копий и логических структур науки?
  
  По большому счету - метафорическое мышление - показатель межполушарного взаимодействия. В этом смысле его язык неделим, ибо его мера не сводима ни к совокупным, ни к интегративным, ни к единичным формам, составляющим целостность левого и правого, логического и образного.
  
  Вот такая полярная симметрия*, на самом деле - внутренняя симметрия. То есть без нее нет человека.
  
  *Симметрия - соразмерность в размещении точек или обьектов в пространстве.
  
   Но логическое мышление и образное - не единственные симметрии, более того не обобщающие иные. Из 32 классов симметрии полярные единичные направления могут существовать лишь в 10 классах симметрии, а именно в тех, где есть либо одна-единственная ось симметрии, либо одна ось и продольные плоскости симметрии.
  
  Это раз.
  
  Два - есть полярные ассимметрии.
  
  Асимметрия - отсутствие или нарушение симметрии. Одно из близких понятий - аритмия.
  
  Важно понять, что и нарушение симметрии отнтсительно.
  
  Относительно чего?
  
  Если симметрия относительно чего то единичного и конкретного - точка, ось, плоскость, то нарушение симметрии - относительно обобщенного и абстрактного. В случае асимметрии относительность условна привязывается к внешнему (неустранимый предел (условно в конце не принадлежит функции ) и к внутреннему - неустранимый предел (условно в начале не принадлежит функции ).
  
  Почему неустраним предел, как вы думаете? А он содержит элементы, которых нет. Это трансцендентные величины. Что они значат? Он значат, что содержат все возможные значения. Как Бог, как число Пи или число е. Только вот в чем фокус. Можно говорить обо всем имея ввиду целое, а можно иметь ввиду и часть. Все одновременно является и целым и частью чего. Трансцендентные велечины имеют все в остатке. Чисор Пи например - 3,1415926535..., число е - 2, 71828... Одно содержит в остатке от трехмерного (внутренее) , другое в остатке от двухмерного (поверхность, внешнее). То есть что то может быть в целых значениях, а что то в остатке. Отсюда трансцендентальность. Как тоьько мы перестаем рассматривать возможрость частности, как оставляем часть информации трансцендентному.
  
  И вот тут важно понять, что если симметрия имеет отношение к пространственным отношениям, то ее отсутствие к временным - к трансцендентному. Время - это интервал между (пространственными изменениями) . И что самое смешное время разное для того что внутри и для того что снаружи. Чувства - внутреннее длятся дольше. Эмоции - внешнее. Длятся меньше. То есть время, конечно же одно, но разным в проявлении его делает мера.
  
  Соответственно мера замены неопределенного и делает мышление метафорическим. При этом нужно еще иметь достаточно философичности, чтобы признать неопределенность.
  
  Другой момент:
  
  Образность (пространственных измененений) - это все же следствие отсутствия логических операций и замещение конкретного абстрактным.
  
  И это очень важно понять, потому что значение времени отсутствия логики само по себе это временное значение и потому, когда обобщается отсутствие последовательности пространственных изменений, временные изменения эту последовательность сохраняют, но в безразмерных величинах. И это сказывается на метафорическом мышлении.
  
  Назначение метафоры - дополнять отсутствие чего-либо в аппарате мышления.
  
  Представьте себе ситуацию: вы мыслите, появляется разрыв в мышлении (неопределенность знаний), наглядно это выглядит как разрыв в точке. А теперь представьте себе треугольник в качестве трех мер мышления и в одной из вершин его - разрыв, мышление и две меры продолжаются пересекшись в вершине... Но уже с обратной мерой. Что образуется в пересечении? Угол. Это угол сохранится как бы долго ваше сознание с обратной мерой двух размерностей не продолжалось дальше. Угол это инвариант. И он нужен для начала отсчета изменений двух размерностей относительно не только друг друга, но и третьего - общего для них. Вот это третье поисути есть то, что между пространственными измерениями. Как ни странно покажется, но образным носителем информации между является миф.
  
  Что может быть общего между двумя различающимися измерениями? Только отсутствие их.
  
  Миф сохраняет то, что отсутствует.
  
  А что отсутствует в нашей жизни?
  
  Идеалы!
  
  Мы верим, что они есть. В прошлом, в будущем. Но в настоящем их нет. Отсюда стремление нашего мозга сохранить их как левый и правый пределы в виде веры в мифы (мифологическое мышление, направленное на прошлое, фантастическое (новый миф) на будущее) и веры в иконы (иконическое мышление, направленное и в будущее и в прошлое, мистическое относится к этой же категории, но только как менее определенное).
  
  Итак, миф и икона сохраняют то, чего нет. А общее у них - начало отсчета, инвариант, угол между измерениями идеала (предела) в прошлом и измерениями идеала (предела) в будущем. Настоящее это разрыв между прошлым и будущим и мы заменяем мышление в разрыве образным мышлением соединяющим левый и правый предел.
  
  Т.е в разрыве у нас обратная мера сознательного. И она имеет природу метафоры - оборота речи, состоящем в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения.
  
  Природа метафоры имеет синкретно*- синтезированную целостность, существование которой состоит из взаимодополнительности мифического, иконического и инвариантного аспектов.
  
  *Синкретность - объединение в одной форме нескольких значений, слитность, нерасчленённость, характерная для первоначального состояния в развитии чего-нибудь.
  
  Это очень грамотное заключение, которое я случайно нашел в статье о метафорическом мышлении. Ее явно писал грамотный лингвист или философ**.
  
  **Видгоф В.М. Метафорическое мышление в культуре: структура и специфика // Парадигма: Очерки философии и теории культуры, Мелос и Логос: Диалог в истории. , Выпуск 2 / Материалы Третьей Международной конференции "Метафизика искусства" , 19 - 20 ноября 2004 года. 
  
  Рассмотрим отдельно каждый из аспектов метафорического мышления:
  
  мифический
  иконический
  инвариантный
  
  Мифический аспект:
  Вспоминаем Карла Юнга и его учение, в котором архетипы и коллективное бессознательное не просто сами по себе, как у Фрейда, они выступают основанием для рождения мифа, в коллективном бессознательном они сохраняются в виде мифов...
  
  Если мы говорим о метафорическом мышлении, содержащим образы, заменяющие логические операции, появление мифических конструкций также необходимо как сказки детям.
  
  Иконический аспект:
  
  Иконические знаки, или знаки-копии - это такие знаки, у которых означающее структурно или качественно похоже на обозначаемое. Они лишены внутреннего устройства. Это черные ящики. Они, как правило, искусственно создаются так, чтобы их внешний вид отражал облик обозначаемых ими вещей, хотя изредка возможно в качестве иконического знака использовать и естественно образовавшийся объект, если он очень похож (случайно или неслучайно) на то, что нам хотелось бы им обозначить.
  
  Инвариантный аспект:
  
  Инвариант - это понятие, означающее независимость физических закономерностей от конкретных ситуаций, в которых они устанавливаются, и от способа описания этих ситуаций. 
  
  Что в мышлении инвариантно?
  
  Логика. Есть определенные логические операции и даже определенная их последовательность. В четкой логике. Но есть ещё и нечеткая логика. Разница между ними в наличии разрывов. Но разрывы можно описать безразмерными значениями. Точно также как точки разрыва функции. Точка разрыва первого рода. Точка разрыва второго рода. В каждом роде парочка типов классификаций.  У каждого типа разрыва есть свои характерные особенности, связанные с возможностью устранимости разрыва. Если он устраним, то функцию можно доопределить и склеить. Как? Фантастическими элементами, магическими, сюрреалистическими. А что если нельзя устранить? Появляется парадоксальные элементы или абсурдистские. Парадокс и абсурд - это то, чего нет, потому что не имеет ни логического описания ни описания разрывов. А вот логическое описание можно сравнить уже с пространственными симметриями, а разрывы - с тем, что в математике называется интервальным анализом или интервальными вычислениями. По идее это обычная математика, но только херется свойство дистрибутивности. И коммутативность есть и ассоциативность есть, а распределительный закон - свойство согласованности двух бинарных операций, определённых на одном и том же множестве прос о херется. Не согласуются две следуюшие друг с другом операции и все. Вместо полноценной дистрибутивности имеет место так называемая субдистрибутивность:
  
  Это типа как считать если умножить на два сумму дураков и апельсины, то будет в два раза больше дураков и в два раза больше апельсинов.
  
  Чушь! Не будет. Абсурдно складывать дураков и апельсины. Ничего общего не получится. Нельзя, согласовать не логичное и логичное.
  
  Но в интервалах складываются безразразмерные величины и для них субдистрибутивность это не абсурд. Пример: умножим на два (суммирование много и красиво) (много красивого текста, например). Может быть больше красивого в два раза. А почему нет?!
  
  Вот что такое интервальная арифметика. То есть речь о безразмерных величинах.
  
  Короче...
  
  Будем исходить из того, что природа метафоры имеет синкретно- синтезорованную целостность, существование которой состоит из взаимодополнительности мифического, иконического и инвариантного аспектов.
  
  И именно ту же природу имеет ПМ мышление и метафорический эриксоновский гипноз.
  
  Вот здесь есть книга о метафорическом гипнозе:
  
  https://psy.wikireading.ru/11033
  
  Выдержка оттуда:
  
  "Один раз я спросил у Д-ра Эриксона:" Можете ли вы сказать, что признаете все представленные симптомы и жалобы за метафоры, которые содержат историю о "реальной" проблеме, и что ваш основной метод заключается в том, что выстроить метафоры, содержащие в себе возможность решения?" Лицо Д-ра Эриксона просияло, и как маленький мальчик, нашедший сюрприз, он воскликнул:" Точно! Одно из моих главных убеждений - это то, что системы веры человека - это метафоры, что человек действует и реагирует на мир метафорически!"
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"