Сфинкский : другие произведения.

Постмодернизм Б-га или почему Моше разбил скрижали

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

 []

Постмодернизм Б-га или почему Моше разбил скрижали


История известная, но непонятная. Зачем Моше понадобилось разбивать скрижали? Тем более, согласно Устной Торе, когда Моше горевал о разбитых скрижалях, Б-г утешил его: "Молодец, что разбил!".

По этому поводу, разумеется, еврейские мудрецы вставили свои пять копеек: "Порой уничтожение Торы обращается базисом для ее роста". Порой лишь потеряв Тору, лишившись ее, мы в состоянии ощутить важность ее для нас и вернуться к ней с жаждой, которую невозможно испытать до потери. И для понимания "пяти копеек" осталось лишь сообщить одно общее правило в подходе к Торе и классифицировать его как постмодернизм и объяснить по-человечески.

Короче... Для того, чтобы воспринимать Тору не как очередной академический предмет у евреев существует предварительное условие для верного понимания. Этим условием являются два показателя состояния души человека, приступающего к изучению Торы. На иврите они называются шифлут и битуль.

Что такое шифлут? Описывают это состояние слова молитвы: "Пусть душа моя будет прахом пред каждым". Т. е. для того, чтобы сердце открылось Торе, необходимо оказаться в неинерциальной системе, в которой он является определяющей причиной своих действий и только своих.

Что такое битуль? Дословно это слово переводится с иврита как "растворение", "исчезновение". Состояние, в котором человек не рассматривает себя как самостоятельную, самоценную и самодостаточную единицу. Иными словами, когда целью и смыслом жизни является не удовлетворение страстей, а реализация воли Творца. "Растворение в Б-ге". То есть оказавшись в неинерциальной системе человек взаимодействует с полем, порождённым им самим же, при этом он порожден Богом.

И причём тут тогда постмодернизм?

Суть постмодернистского текста раскрывается благодаря известным местам из Второзакония, но предполагает знание свойств и графиков основных элементарных функций: "...сказал мне (Моисею) Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег" (Второзаконие 10:1-2), Когда же Моисей приблизился к стану и увидел тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом и бросил из рук своих скрижали и разбил их: "и взял я обе скрижали, и бросил их из обеих рук своих, и разбил их пред глазами вашими" (Второзаконие (9:17). Отныне, говоря математическим языком, Господь прекращает решать дифференциальные уравнения и начинает проводить постмодернистические исследования поведения различных функций на границе области определения при приближении к критическим точкам слева и справа.

Немного семантики. Что в широком смысле обозначает глагол "дифференцировать", потому что его нет в словарном запасе библейских мудрецов? Дифференцировать - это значит выделить какой-либо признак. Господь должен знать, что если у предела есть границы (т.е. он конечен), возможно дифференцировать функцию в точке. Вот он это и делает в критических точках (точек перехода порядок-хаос). Критическими точками функции называют внутренние точки области определения (перехода порядок-хаос), в которых производная функции равна нулю или не существует (скрижали разбиты). Что говоря языком философским, в котором термин модернизм означает "непрерывное обновление форм", постмодернизм Господен начинается тогда, когда "непрерывное обновление форм" равно нулю или не существует. Вообще говоря, критическое поведение того или иного типа тут может реализоваться на поверхностях, отделяющих хаос и порядок, на линиях, ограничивающих эти поверхности, в точках на этих линиях. И потому под сценарием перехода от порядка модернизма к хаосу постмодернизма понимать следует последовательность бифуркаций, наблюдаемых при медленном изменении управляющего параметра в динамической системе. Теоретическим аппаратом, позволяющим исследовать критическое поведение, служит метод ренормализационной группы в квантовой теории поля. Суть этого метода заключается в умении задать расположение критической точки, в которой применяется итеративный метод перенормировки, в котором переход от областей с меньшей энергией к областям с большей вызван изменением масштаба рассмотрения системы. Это условие эквивалентно раз - пониманию "Почему Моше разбил скрижали?", два - пониманию, что обращение в ноль дифференциала функции в данной точке вызывает возможность перенормирования. А перенормирование заключается в том, что величины, которые вначале вводятся как внешние параметры задачи (испытания), сами изменяются в результате уравнений движения и становятся параметрами внутренними. Вот, в этом и заключается суть постмодернизма (после того как "непрерывное обновление форм" заканчивается, начинается обновление внутреннего устройства), а в этом вся суть влияния Б-га на всех и каждого.

Обьясню техническим языком. Пусть мы имеем зависящий от параметров оператор эволюции динамической системы на некотором временном интервале. Используя его, можно построить оператор эволюции на некотором большем интервале. Предположим, что удается подобрать параметры исходной системы так, что посредством масштабных замен переменных можно добиться, чтобы новый оператор эволюции совпадал или почти совпадал со старым. Процедура перехода от старого к новому оператору называется преобразованием ренормализации группы (форм), а набор значений параметров задает расположение критической точки. В квантовой теории поля дело обстоит так: из-за того, что любая частица существует за счёт какого-либо взаимодействия (иначе бы она просто никак не проявлялась в нашем мире), она непрерывно испускает и поглощает виртуальные частицы, в частности кванты-переносчики этого взаимодействия. Другими словами, исходная частица находится не в покое, не в абсолютном вакууме, а в постоянном взаимодействии с нулевыми колебаниями других полей. Такое явление можно назвать и самодействием частицы, то есть взаимодействием с полем, порождённым ею же самой, и поиском скрижалей.

Вот потому-то и не была дана Тора в полном объеме (Письменная и Устная). Евреи попросту были не в состоянии верно воспринять ее. Они нуждались в перенормированиию.

Разумеется, разбивая скрижали, Моше не руководствовался этим (Моше горевал так как не рубил в математике бесконечностей - проблема бесконечностей впервые возникла в классической электродинамике точечных частиц в XIX и начале XX века.), но цель Творца была достигнута. Такое изменение носит название перенормировки во внешних полях. Эта проблема долго стояла перед физиками, и только к концу 1940-х годов усилиями Фейнмана, Швингера и Томонаги удалось понять - они построили теорию, вообще свободную от бесконечностей. Суть их подхода состоит в следующем. Квантовая механика нас учит, что не все величины, для которых можно написать формулы, являются наблюдаемыми. Какие-либо требования можно налагать лишь на наблюдаемые величины, а ненаблюдаемые могут быть произвольными. Для этого в процессе перенормировки вводится процедура регуляризации, которая делает все промежуточные вычисления конечными. После получения окончательного ответа регуляризационный параметр устремляют к нулю, и ответ при этом стремится к конечному значению.

Однако не всё так просто. И перенормировка не приводит ни к каким видимым изменениям. Так как бесконечно большое подобно бесконечно малому, что чем-то напоминает известную фразу Гёте:"Бог - в мелочах". Так и есть.

Кстати, первым психиатром, который начал придавать значение бесконечно малым величинам: оговоркам, опискам, ослышкам и т.п был Зигмунд Фрейд - его знаменитая работа "Психопатология обыденной жизни" была опубликована в 1901 году (то есть догадался раньше чем физики, но позже чем Гёте:))). "Два фактора, кажется, играют определённую роль в замене слов в нашем сознании: во-первых, усилие внимания, во-вторых, внутренний фактор, связанный с психической материей", - предположил Фрейд в своей книге. - "Помимо простого забывания имеет место еще и забывание, вызванное подавлением", - объяснил Фрейд, также, впрочем, как и Моше, ничего не рубивший в квантовой теории поля. В квантовой же теории поля дело обстоит не то чтобы иначе, чем предполагал Фрейд, но выглядет все же по прличнее: из-за того, что любая частица существует за счёт какого-либо взаимодействия (иначе бы она просто никак не проявлялась в нашем мире), она непрерывно испускает и поглощает виртуальные частицы, в частности кванты-переносчики этого взаимодействия. Другими словами, исходная частица находится не в покое, не в абсолютном вакууме, а в постоянном взаимодействии с нулевыми колебаниями других полей. А, вообще, в среднем, на 1000 произносимых слов у нас вырывается одна-две оговорки. Но чем более стрессовой является ситуация, тем больше "бессознательного" прорывается в словах. А бессознательное, как вы понимаете - это базисное поле, которое вводит процедуру регуляризации после того как уже не происходит непрерывное обновление сознательных форм.

То есть подведем итоги - как уже было сказано, эволюцию можно проследить с помощью методов ренормгруппы. Более конкретно, перенормировки случаются при описании фазовых переходов. А они происходят, когда система пересекает линию, разделяющую две фазы. То есть в критических точках, в критических состояних, в крайне-неустиойчивом равновесии... Одним словом в состоянии субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий. А это определение в равной степени относится к определению свободы и хаоса (из которого порядок). И тогда возникает чисто постмодернистический (когда уже не происходит непрерывное обновление форм) вопрос: Верно ли, что Господь не дает человеку испытания, которые ему не по силам?


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список