Сфинкский : другие произведения.

Офеня

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Реалистическая новелла"Сегодня вынесли приговор. В этот день заключенный следственного изолятора меняет статус - становится осужденным и его переводят в другую камеру. "Заказывают" на этап по-разному. Как правило, в течении месяца администрация получает "законку" и направляет к "хозяину" на место отбывания наказания. Самое трудное в это время - привыкнуть к мысли, что скоро этап, а эта тюрьма не навсегда и сменится лагерем...".

 

 [Композиция. Сфинкский]

 
ОФЕНЯ
 
 

 

Сегодня вынесли приговор.
В этот день заключенный следственного изолятора меняет статус - становится осужденным и его переводят в другую камеру. "Заказывают" на этап по-разному. Как правило, в течении месяца администрация получает "законку" и направляет к "хозяину" на место отбывания наказания. Самое трудное в это время - привыкнуть к мысли, что скоро этап, а эта тюрьма не навсегда и сменится новой.

- Как смерть! - подумала новенькая осуждённая, вглядываясь в бледное лицо темноволосой женщины-инспектора, говорящей "не своим голосом".
- Лицом к стене! - приказала инспектор, проговаривая слова c восточным акцентом.
Новенькая выполнила приказ.
...Дождавшись, пока оператор получит на монитор информацию видеокамеры, инспектор закрыла дверь.
- Иди!
Узкие коридоры тюрьмы с камерами то и дело преграждали решетчатые двери из арматуры с булатными узорами. При открытии дверей срабатывал датчик сигналлизации, "крякал" звуковый динамик и переключался монитор в правом углу коридора.
Новый коридор - с левой стороны двери камер с персональными табличками; в конце коридора - очерёдная решётчатая дверь и монитор.
- Лицом к стене!
Монитор с едва уловимым для уха щелчком переключился на камеру в следующем коридоре.
- Иди!
Закрылась дверь и в той же последовательности сработал датчик, динамик и бесшумно моргнул чёрный квадрат монитора.
- Чёрный квадрат! - вспомнилось новенькой (до ареста, дама, стоявшая перед стендом аукционного дома, спросила неизвестно кого: "И где же квадрат? Тут все черное." С этим было трудно не согласиться - знаменитый "Квадрат" под стеклом отражал только смотрящего на него).
- Стоять!
Моргнул и погас чёрный квадрат монитора.
- Лицом к стене!
За спиной вставили ключ в хлипкий замок камеры.
- Хлип-хлип.
Несколько оборотов и дверь открылась.
- Иди!
Инспектор похлопала сзади по плечу и растянуто пропела низким голосом в ухо:
- Бай да бай, По-скоре-е по-ми-рай!
...и закончила следом скороговоркой послушницы на клиросе:
- Помри поскоре-е! Буде хоронить веселе-е...
Массивная дверь глухо стукнула и щелкнула замком за спиной.
- Хлип-хлип.
- ...Пжжжик, - с металлическим свистом опустился вороненый зрачок конвоя.
Новенькая осмотрелась по сторонам: "...камера как камера - как туалет на провинциальных вокзалах".
Присутствующие смотрели на неё.
Вперемежку с щелчками крови, Новенькая рaсслышала урчаниe в животе. Oт неприятных предчувствий забился пульс на венах артерий шеи.
- Слышь! - раздался резкий металический голос. - Новенькая! Я погляжу наша басурманка удаляет боль прослушиванием коранических напевов?
Голос исходил из ближнего правого угла комнаты
-Чегой-то она тебе на ухо спела?
Не глядя на говорившую, Новенькая определила: "Третья нижняя шконка справа".
- Ты чё не слышишь, что ли? - переспросил голос Третьей справа - на этот раз он прозвучал глуше.
"Такая может "разбивать голосом" стеклянные предметы, - подумала Новенькая. - Гибкость её голоса дает возможность быстро переходить с одного тембра на другой... ".
- Ты..! - Третья справа тряхнула зубами.
Новенькая посмотрела в её сторону и ответила.
- Слышу.
Третья справа сверкнула прядью черных волос, затем внятно и устрашающе ёкнула: "Чё-ё-ё?"
"Счас будут опускать!" - подумала новенькая.
- Ты чего понты бросаешь, шмара? - раздался новый oкрик. - На тебя, орать что-ли?
- Орать? - переспросила новенькая. - Любой нормальный человек, может кричать не более нескольких минут.
-Чего-о-о?
-Если человеку удается попасть в правильный тональный ряд, то лишь несколько секунд.
- Бе-еееса гонишь, новенькая! - заблеела и замотала головой Третья справа.
- Пока кто-то кричит, - продолжила Hовенькая. - он тратит всю энергию, которой располагает.
- И...
- A кричать он может и дольше, - Hовенькая сделала паузу. - но его крик лишится силы и будет производить только комичное впечатление.
- И...
- А дальше, - всё будет зависить от произведенного эффекта.
- А дальше, сучка, не тебе решать! - рявкнула Третья справа и спустила ноги с лежака на пол, - шестерить всем или потеть на кого-то.
Новенькая посмотрела на поднявшуюся с третьего лежака женщину и опустила на пол свои матрац и рюкзак и приготовилась...
- Следи за метлой, шерстянная, - появился новый голос из глубины камеры.
Это был голос с хорошей дикцией и выговариванием окончаний.
- Не наезжай, пока человека не прописали!
Третья справа и Новенькая одновременно посмотрели в сторону говорящей.
Женщина среднего возраста, сидевшая на лавке вдоль стены в середине вытянутой комнаты, поймала взгляд Третьей справа и кивнула ей на потолок. Под потолком, в одном из углу находился объектив видеокамеры.
- Монитор выведен в дежурку. - пояснила она. - Есть и микрофон, забыла что-ли?
"Вот это голос?! - удивилась про себя новенькая. - Никакой хрипоты и сиплости в этом благозвучном голосе. Такой человек привлекает к себе внимание за счет мелодики голоса, который выделяется из множества других голосов... "
- Ты чего впряглась, Параскева Пятница? - огрызнулась Третья справа - она стояла сжимая кулаки при скрещенных руках - растрепанная и невысокая.
- Не западло ли?
"Ага, ...её зовут Параскева! - промелькнуло в голове новенькой. - Надо познакомится. В женских тюрьмах живут "семьями".
- Первая шконка слева сверху - свободная, - повелел ей благозвучный голос. - А ты... (Параскева Пятница посмотрела на стоящую у нар растрёпанную Третью справа) Не при как трактор, а то - попёрла по бездорожью!
Новенькая замешкалась - уровень воздействия голоса Параскевы Пятницы выражался в том, что реакция новенькой была готова приобрести поведенческий характер.
- Что стоишь! Не нравится? Иди! - в голосе Параскевы Пятницы появилась мужская окраска абсолютной уверености.
"Всё правильно, - подумала новенькая. - Всё правильно! Параскева Пятница - авторитет для всех. Проявление силы правильно, когда оно абсолютно".
Кто-то откуда-то подошёл.. Новенькая повернула голову - это плотная женщина лет тридцати пяти.
От волнения на лице новенькой выступил обильный пот.
- Как зовут? - спросила плотная женщина.
- Ляля, - ответила Новенькая, потом быстро достала из рюкзака много сигарет и протянула их женщине.
Женщина не торопилась брать.
- Я - Элла.
- Гопница! - определила Новенькая. - Хотела отнять?!
Но Элла выглядела и говорила так, что новенькая вскоре успокоилась. Тусклый и остекленелый взгляд, замедленная речь, мягкий и приглушенный голос. Вскоре она отошла, а сигареты так и остались нетронутыми в протянутой руке. Она подошла к указанным Параскевой Пятницей нарам, подтянула за собой рюкзак и порывшись, достала из него кипятильник, ложку и кружку с обмотаной ручкой.
- Ну чо, девулька, откуда мы такие сладенькие?
Новенькая оглянулась - за спиной на неё смотрела худенькая девушка с острыми ушками.
- Сколько впаяли? - приблатнённо спросила Худенькая. - Так и не скажешь нам, что за напевы тебе Шекерка на ухо пела?
- Хочешь? - неожиданно предложила Новенькая. - Я научу тебя напевам морзянки.
- Каким ещё напевам? - удивилась Худенькая.
- Это просто! - улыбнулась новенькая и весело пропела: "Тире. Тире. Точка. Точка. Тире. Тире. По-ка-нет-при-ка-за! ".
- Чё лыбишься, как параша? - перебила Худенькая. - Морзянка - три удара в стену - "прими коня", два удара - "коня принял". Какие ещё напевы?
- Ма-ма, - тире, тире... - напела и опять улыбнулась Hовенькая. - Она знала свой голос, - пропущенный "через улыбку" голос автоматически становился более притягательным. - Учи напевы и знание морзянки гарантированно надёжнее и быстрее!
- Не гони порожняк, новенькая! - обиженно протянула совсем по-детски Худенькая (лоб её нахмурился, а уголки губ опустились).
Взяв с нар кружку новенькой, Худенькая подошла к стене, приставила кружку открытой стороной к стене, а ухо приложила ко дну.
- Смотри сюда, эй!.. Алло, тромбон! - сгримасничала она и, приподняв брови, показала новенькой язык, - Четыре удара - "выйди на решку"! Говори! Ля-ля, ля-ля...
Глаза худенькой переливались огоньками азарта и шалости... Она оглядела камеру с самодовольным видом, ожидая её реакцию. Из нутра камеры послышались смешки и шевеление... Похоже присутствующие стали получать явное удовольствие от всего происходящего. Новенькая - тоже засмеялась.
- Или, ...вона, - Глаза худенькой ещё раз сверкнули и она ткнула пальцем в канализационную трубу, - тамa как раз телефон!
Новенькая повернула голову - массивные чугунные трубы стояка плавно переходили в горизонтальный коллектор на расстоянии полувытянутой руки от верхних нар и сворачивали ведущий к отдельной кабинке.
- Только не забывай удалять водную пробку из очка! - расхохоталась Худенькая и, едва успокоившись, добавила с полусерьёзным видом. - Вот тогда и будет надёжнее, быстрее и не западло!
Камера одобрительно зашумела...
- Это что за офеня тут у нас появилась! - послышался знакомый благозвучный голос Параскевы Пятницы.
- А что такое "офеня"? - переспросила Новенькая.
- Ты-ка давай на дурняка не рассчитывай! - сурово приказала Параскева Пятница и махнула рукой к себе. - Давай-ка сказывай прежде нам про напевы морзянки.
Новенькая подошла к лавке и осторожно положила на край лавки сигареты.
- У меня отец... - начала она.
- Садись! - приказала опять Параскева Пятница и кивнула на лавку.
Новенткая присела на край давки рядом с сигаретами.
- Мой отец служил радистом - он и научил меня морзянке. Напев морзянки - это напев кого-нибудь слова, соответствующего определённому знаку. Например, напев буквы У - "унесло". Точка, точка, тире. У-не-сло!
- Офеня, точно! - усмехнулась Параскева Пятница. - По другому и не назовёшь!
- Пассажирка Офеня, - хихикнула Худенькая.
- А что такое "офеня"? - переспросила Новенькая.
- Чтоб ты знала, - ответила Параскева Пятница, - "офеня" - это коробейник. Сами офени звали себя масыками. Мас - я; масы - мы; масыки - свои или наши. Из языка коробейников и возник блатная феня. Если разобраться, - феня просто переиначенные слова, - чтобы утаить смысл от лишних ушей. Понятно?
- Понятно! - кивнула новенькая.
- Понятно-то, понятно! А ты, похоже залётная?.. Хотя, - вона и кипятильничек и сигаретки есть. Как у коробейника с извозом!.. Сама первый раз в тюрьме, что ли?
- Так вышло - судьба. - пожала плечами Новенькая.
- По фене это будет - "масть легла". А сигареты свои, если не куришь, на общак положи. То-то же! ...А пропишем тебя здесь как Офеню! Так-то вот, Офеня!
После этих слов камера залилась громким смехом...
Громче всех смеялась Худенькая. Её острые ушки, в конце-концов слились с растянувшейся до остреньких ушей улыбкой.
С этих пор в камере никто не называл нHовенькую по-другому, - обращались к ней только "Офеня". Вскоре и сама Офеня перестала считаться новенькой. Через день новая модельного вида "новенькая" с "надломленным" голосом заняла последнюю свободную лежанку в камере - прямо под Офеней.

Катерина, так звали красивую новенькую, с первого дня в камере, практически, не отходила от Параскевы Пятницы. Офеня сразу отметила, что надломленный голос новенькой исходил как бы из живота и к окончанию выдоха становился ещё ниже, словно окутывался в тяжёлый бархат. Днём - Катерина общалась с Параскевой Пятницей на её нижнем месте в углу у окна, ночью - уходила из камеры. Возвращалась она всегда в начале шестого - хлипкий замок двери ранним утром открывала Шекер, - так звали инспектора охраны, приведшую Офеню в камеру.
Оказалось, что Шекер сильно заикалась. "Родившись" на губах, её речь не успевала получить необходимую силу и окраску. В редкие минуты, когда Шекер хотела эмоционально выразиться, она - пела. Офеня знала - как бы тяжело человек не заикался, когда он поет - никогда не заикается!
- Иди! - слышалось Офене каждое утро сквозь прерванный сон.
- Хлип-хлип! - закрывался шумный замок.
Катерина тихо проходила и ложилась на свой лежак. В шесть часов - подъём...
За свою необыкновенную красоту новенькая Катерина получила прозвище - Катерина Красивая. Она была пушистая с некорректным окрасом и загадочная, как персидская кошка.
В первый день знакомства Офеня по-дружески отметила её "кошачью красоту", но Катерина Красивая только отмахнулась от комплимента и сказала: "кошачья красота и загадочность - это так, ...шкурка, внутри кошки - слипшийся комок шерсти".
Как и все персидские кошки, Катерина Красивая умела создавать атмосферу покоя и неназойливости. Офене нравилась эта черта. Давным-давно, ещё ребёнком, она заметила, что персидская кошка в доме отца любила женщин, но при этом терпеть не могла или боялась мужчин.
Сама же Офеня - боялась детей, особенно своего малыша. Особенно, когда он только что родился. Когда родился её малыш, она - "спинным мозгом чувствовала" своего ребёнка. Это создавало постоянно зудящее неудобство. Не зря, говорят, что если рассчитать длину звуковой волны крика новорожденного, то получается, что она равна длине позвоночника его мамы. Зато персидская кошка в доме отца никогда его не боялась и сама никогда не обижала назойливого младенца...

Как и следовало ожидать Параскева Пятница оказалась авторитетная особа в "осуждёнке", - решала возникающие споры и, вообще, старалась не допускать никаких стычек. Она протежировала многим, - особенно тем кому доставалось от Третьей справа.
Вскоре от сокамерниц Офеня узнала, что женщины у которых умирают дети, считались с древних времён на Руси наказанными святой мученицей Параскевой Нареченой. За свои грехи они должны были вымаливать у нее прощение. Наиболее благоприятным временем для замаливания грехов считалась и считается Девятая Пятница по Пасхе. Говорили, сама святая мученица страдает душевными и телесными недугами за грехи, совершенные всеми женщинами у которых умирают дети.
Перед первой ходкой Параскева Пятница подружилась с женщиной, забеременевшей под следствием, и с тех пор опекала ее, - беременную. Потом, когда мамочку с ребенком перевели в двухместку, осуждённая Параскева Пятница стала жить вместе с ними. Офеня с трудом могла представить: открывается дверь камеры, а там, в кроватке стоит ребенок, улыбается во весь рот и ручки тянет. Рождение ребёнка в тюрьме можно было бы считать чудом. Но действительность была другой. Действительность следственных изоляторов была не так далека от реалий свободной жиэни. Однoй из острых проблем тюрьмы всегда было отсутствие секса. Правда для состоятельных арестантов-мужчин в последнее время с этим делом особых проблем не возникало. Тут был женский корпус, и за сто долларов надзиратели приводили заказчику женщин-добровольцев из числа заключённых. Их оставляли в отдельной камере до пяти утра. Не меньшим успехом пользовались и так называемые общественные защитницы или свидетельницы по делу. Подследственный мог договориться со следователем и, если следствие завершено, нужную подругу записывали как общественного защитника. Следователь давал ей свидание и выходил из кабинета. Если следствие еще не завершено, то подругу можно было записать свидетелем по делу, вызвать на допрос, а дальше все то же самое. Стоило это примерно те же деньги, что и члены женского корпуса. Другой распространенный вид услуг - перевод заключенных из камеры в камеру. Обычно это решается на уровне начальника изолятора или его зама. Так или иначе, на четвёртый день после появления Катерины Красивой, Третья справа - исчезла из камеры. Потом женщины рассказывали, - Третья справа попала в отрицалово, - отрицательно влияла на других осужденных. Как говорится - кто-то сдал шкурку и Третьи нары справа заняла Катерина Красивая...

Жизнь в тюрьме - распорядок: в 6.00 - подъем, в 22.00 - отбой. Текучка! Но чем дальше она шла, тем сильнее Офеня чувствовала приближение её конца. Прошёл месяц с тех пор, как Шекер привела её в камеру. Ранним утром вернулась Катерина Красивая. Заспанные и растрёпанные женщины вставали, безучастно шевелясь.
Сегодня у Офени месяц после вступления приговора в законную силу. Уже известно - вчера администрация изолятора получила на Офеню "законку", и после подьёма её направят к месту отбывания наказания. Куда могли бы направить Офеню?
...Утром, когда в камеру вернулась Катерина Красивая, Шекер подошла к Офени. Заикаясь, она рассказала, что в России только четыре тюрьмы для пожизненных заключенных. Внутри все эти четыре заведения, практически, не различимы. Только в одном из них - особенность, - пояснила Шекер, - в нём живёт кот по имени - "Кот". Имени человеческого коту не нарекли: - имя дается по крещению или по постригу. Во всех четырёх тюрьмах - одни и те же коридоры с холодными стенами и одинаковыми камерами размером три на четыре, - как туалеты на провинциальных станциях. Свет в камерах включается и выключается принудительно в шесть утра и в десять вечера, соответственно. Днем спать - нельзя. На кровати лежать - нельзя. Шуметь, перестукиваться, громко разговаривать и петь - нельзя. "Гражданин начальник" - единственная форма обращения заключенного к любому начальнику. В любое время нужно уважительно приветствовать и благодарить надзирателя, - даже если видишь только его руки, которые передают почту или еду на лопатке. При этом заключенный обязан вставать лицом к стене и поднимать руки всякий раз, когда открывается окошко в двери камеры. Меры предосторожности в обращении с осуждёнными пожизненно обязательны. Чтобы надзиратели не забывали, с кем имеют дело, и не испытывал жалости к особо опасным преступникам, возле дверей их камер висят таблички, на которых описаны подвиги душегубов.
Первые десять лет пожизненного заключенного - самые трудные, - сказала Шекер. Потом, если осуждённый не имел замечаний, могут поставить в камеру телевизор.Самое трудное будет привыкнуть к мысли, что эта тюрьма уже навсегда.
 

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"