Сфинкский : другие произведения.

Собаки Селигмана

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Любовь к "сильной руке" точно так же может быть символом беспомощности, как и разбитое окно. "Мужчины делают женщин беспомощными, когда берут на себя все решения, давая им указания" - писала Ингрид Бергман. "Женщины любят беспомощных мужчин. Это их сокровенная тайна" - писал Эрих Мария Ремарк.
  "В России чтут Царя и кнут, в ней царь с кнутом, как поп с крестом: Он им живет, и ест и пьёт" - писал Александр Полежаев. "Организаторы оставляют за собой право изменять или уточнять любые пункты Правил (прим. моё - во время конкурса!! ) " - написано в правилах одного из конкурсов на Си". "Если отсутствие надежды - твоя единственная надежда, а отсутствие желаний - единственное приобретение, то в твоей пронзительной беспомощности вдруг все сущее начинает тебе помогать" - написал Ошо.
  
  Пять" цитат", имеющих отношение к выученной беспомощности.
  
  Выученная беспомощность - психическое состояние, при котором живое существо не ощущает связи между усилиями и результатом.
  
  На самом деле, выученная беспомощность - это даже не синдром, а просто особенность характера (ситуативная или постоянная), которую человек приобретает после нескольких неудачных попыток изменить ситуацию к лучшему. Он начинает верить, что у него все равно ничего не получится, и лишь пассивно взирает на происходящее.
  
  Небольшой экскурс в историю:
  
  В шестидесятых годах прошлого века американский психолог Мартин Селигман открыл явление, которое назвал "выученной беспомощностью" .
  
  Селигман разместил две группы собак в разных комнатах. Каждая собака помещалась в отдельном боксе, к полу которого был подведен слабый ток.
  
   Собаки из первой комнаты могли ткнуться мордой в некую точку бокса и вырваться на свободу.
  
  У собак во второй комнате не было никакой связи между их действиями и свободой (их ящики открывались в зависимости от действий собак из первой комнаты).
  
   Была еще и третья, контрольная группа собак, которых вообще не били током.
  
  Если очень кратко формулировать последствия эксперимента, то собаки из первой комнаты быстро восстановились после мучений, вернулись к своим социальным привычкам и физическим характеристикам.
  
  А собаки из второй комнаты впали в депрессию и апатию. Это было выяснено следующим образом: после основной части эксперимента все три группы собак были помещены в одну комнату, где по полу шел ток. Чтобы выбраться, собакам необходимо было перепрыгнуть через небольшую перегородку. Вот только если собаки первой и третьей группы быстро приходили к этому решению, то собаки второй группы какое-то время метались от боли, скулили, а затем ложились на пол, причиняющий им боль. Потому что за время травмирующей вынужденной беспомощности они разуверились в своих силах настолько, что даже физическая боль не возвращала им жажду активных действий.
  Селигман и коллеги были в шоке, потому что это поведение собак полностью противоречило тогдашним бихевиористским представлениям о природе мотивации. Эксперимент (без тока, разумеется) было решено провести на людях. И его результаты были подтверждены - если человека помещать в ситуацию вынужденной беспомощности, где от его решений и действий ничего не зависит, человек вскоре выучится этой беспомощности и перестанет что-либо делать. К этому выводу пришли после работы с двумя группами участников в доме престарелых, одна из которых сама принимала решение относительно своего меню, свободного времени, формата ухода за садом и комнатой, а второй группе лишь предписывались указания, хоть и в вежливой форме. Удивительно, но уже через три недели участники из первой группы демонстрировали меньшую депрессию и лучшее здоровье, чем участники второй группы. Еще более удивительно то, что результаты эти сохранились через год после окончания эксперимента.
  
  По идее, собаки Селигмана должны были бежать, как только открыли клетки, но этого не произошло. Тогда психолог выдвинул революционный тезис: собаки остаются в клетках не потому, что не боятся удара током, а потому, что привыкли к неизбежному: в ходе эксперимента они не раз пытались убежать, но у них это не получалось. Поэтому собаки смирились - проще говоря, "научились беспомощности" .
  
  Так и на конкурсах Си...
  
  В  определенном смысле авторитаризм Власти стимулирует выученную беспомощность, потому что качество их и их содержание не в полной мере зависит от усилий одного человека.
  
  Увы - в России выученная беспомощность формировалась в масштабе государства веками.
  
  Многие считают: "так лучше". А у психологов есть термин - "каузальная атрибуция" , то есть субъективное объяснение самим себе причин того, почему мы достигаем успехов или терпим неудачи. Этот феномен межличностного восприятия, заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека . Если говорить простыми словами, то каузальная атрибуция представляет собой интерпретацию слов или действий другого человека через призму собственного опыта и восприятия. Это происходит в условиях невозможности узнать истинную мотивацию другого человека.
  
  Пример с правилами на Си, на самом деле, - свидетельство "предпочтимой/единственной" реализации Организатора. Защитная атрибуция. Эти правила - пример консервативно-реакционные идеи, представляющие собой идеологически оформленную защитную реакцию на отклонение культуры и социума от некоей идеализированной социокультурной модели, представляющей собою общий устойчивый порядок.
  
  Нейроученые пока не знают, каким образом формируется выученная беспомощность, почему одни люди подвержены ей меньше других и почему у одного и того же человека она может в одних ситуациях проявляться, а в других - нет. Однако психологи выяснили, что на формирование выученной беспомощности влияет стиль мышления. 
  
  Но какова перспектива?
  
  Стоит указать на эволюцию когнитивного контроля -
  наши древние предки практически не контролировали какие-то нежелательные события, вызванные внешними обстоятельствами. У них не было возможности прогнозировать угрозу на расстоянии и не было комплексных реакций по развитию контроля. Негативные события для живых существ поначалу по определению неконтролируемы, а эффективность защитных реакций заведомо низка. Но по мере того, как в процессе эволюции животные становятся все более развитыми, появляются возможности распознавать угрозу на расстоянии. Развиваются поведенческие и когнитивные навыки контроля. Контроль становится возможным в ситуациях, когда угроза длительная. То есть постепенно возникают способы избегать негативных воздействий разных явлений.
  
  Эволюционно контроль появился сравнительно недавно. Префронтальные зоны больших полушарий отвечают за те механизмы, которые связаны с преодолением негативных эффектов от непредвиденной ситуации и обеспечивают формирование надстроечных структур, которые выводят регуляцию наших реакций на совершенно новый уровень. 
  
  Я вот недавно (вчера) слушал радиопередачу о Дитрихе Бонхёффера - лютеранском пасторе, которого по праву можно назвать одним из отцов политического богословия - он считал, что мир стал совершеннолетним, и поэтому он может обходиться без священного.
  
   Пастор задался вопросом: "Совершеннолетен ли мир?"
  
  Пока слушал - сделал краткие записи. Захотелось связать этот вопрос с темой "выученной беспомощности".
  
  Короче - вот мои пометки. А дальше пусть каждый сам:
  
  "Дитрих Бонхёффер"
  
  "Совершеннолетний мир"
  
  "Требуется порядок вносимый извне, нуждается в "старшем""
  
  "Коммунизм, фашизм, представительная демократия - грехи впадания в детство" .
  
  "Человек должен быть готов отвечать за себя сам"
  
  "Нужен этнарх, большая личность, большой писатель, большой артист, старец, гуру"
  
  "Человек несамодостаточен отсюда тяга к "сиське", "сильной руке"... "
  
  " При переходе от одного возраста к другому не нужно бояться трудностей, надо знать, что так было и с другими".
  
  " Взрослый тот кто усыновил своих родителей, простил их, как они в детстве прощали его. Для него нет "старших". Взрослый - он."
  
  А совершеннолетнен ли Самиздат? Россия? Мы? Я?  Собаки Селигмана, поднимите лапы.
  
   Псы: В Госдуму внесён проект нового закона:" Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру.". Нюансы в процедуре снятия неприкосновенности. В нем участвует законодательная Власть. На что расчёт? На "Организаторы оставляют за собой право изменять или уточнять любые пункты Правил"? На вынужденную беспомощность? Или на то и другое? Угадываем с одного раза.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"