|
|
||
Болезнь - "пятый элемент"
| Пятый элемент в алхимии и натурфилософии - эфир, тончайшая пятая стихия, пятое измерение. Эмпедокл создал учение о четырёх стихиях (элементах) - воде, земле, огне и воздухе. Аристотель добавил к ним тончайшую пятую стихию, пятый элемент - эфир, который он противопоставлял остальным четырём. Четыре стихии, из которых состоит весь подлунный мир, совершают движение по вертикали и горизонтали и могут преобразовываться друг в друга. Небесные тела, которые находятся в сферах космоса на уровне Луны и выше (надлунный мир), состоят из эфира, который вечен, не переходит в другие стихии и совершает круговые движения, как будто он недифференцируем. Опять же, Душа - пятый элемент. По Парацельсу, 5-я стихия Эфир является квинтэссенцией всех стихий. Парацельс и другие античные и средневековые натурфилософы считали, что при смерти тело разлагается на 4 стихийных первоэлемента, а пятый элемент Дух продолжает некоторое время жить, по инерции навещая места, бывшие ему привычными при жизни. Или вот любовь. Помните фантастический боевик, снятый Люком Бессоном Земные - The Fifth Element? Учёные собирают на месте крушения останки некоего существа, от которого сохранилась одна рука в рельефной бронированной перчатке. Им удаётся выделить ДНК и воссоздать Пятый Элемент. Им оказывается красивая девушка по имени Лилу (Милла Йовович), говорящая на непонятном языке и обладающая невероятной силой. Признание ей в любви запускает в небо древнее оружие в виде луча света, так как пятая стихия - Любовь. Сфера Зла, едва не войдя в земную атмосферу, окаменевает от луча в 100 км от поверхности Земли и, заняв орбиту, становится ещё одним спутником Земли, внешне похожим на Луну (намёк, что предыдущая попытка закончилась так же, и первая Луна - её след). Так вот - этот пример - это пример того, как вечное Зло приобретает со временем форму. Точно также, кстати образуются кисты в организме. Сначала образуется дырка с поверхностью, которую ничем нельзя заполнить... пока. Потом со временем она начинает заполнять свой внутренний мир всякой аномальщиной, которая опять же со временем озлокачественеет. А озлокачествование - это типичное инверсионное искривление пространственно-временного континуума. Те из вас, кто читал про перемещения во времени, знают какую важную роль в них играет искривление пространственно-временного континуума. В принципе, искривление - это пятое измерение - именно в нём "сгибается" четырёхмерное пространство-время, чтобы сблизить две какие-то точки на этой прямой. Без этого путешествие между этими точками было бы слишком длительным, или вообще невозможным. Тоже самое представляет из себя хроническое заболевание. Хотя, есть нюансы. Точнее кое что надо отметить - когда мы искривляем некий объект в пространстве мы, на самом деле, не искривляем само пространство. Мы лишь изменяем форму объекта расположенного в пространстве. Не важно, какой при этом задействован объект (плоский, линейный или объемный). Но горе теоретики подменяют термин "место занимаемое объектом" на термин пространство. Так вот, место занимаемое хроническим заболеванием, искривлено, так как в самом обьекте - хроническое заболевание, что то перестало быть связанным, и потому надо сблизить две какие-то его точки, между которыми - дырка. Напоминает это разложение на ручки в топологии, когда где-то есть дырка, а ручка - это поверхность дырки. Т.е дырка - это потеря связности, а ее ручка - дополненительное пространство, которое связывает то, в чем дырка. Разложение на ручки многообразий возникают из теории Морса связывающей алгебро-топологические свойства многообразий и поведение гладких функций на нём в критических точках. Критические точки - дырки. Вот скажем, психика - типичная ручка. Внутренний мир человека - совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.) связывает те бесконечномерные многообразия, что не имеют физического выражения ручка. Мышление - ручка. Не хватает рефлексов - дырка обрастает мышлением. Тоже самое хронические заболевания. Это еще одни ручки. В принципе, все с положительной кривизной устроено как сфера с некоторым количеством ручек. Будь то чашка, ложка, вилка, компьютерная мышь, человек или модели его заболеваний. Эта теорема, кстати, доказана. А дело всё в топологических фазовых переходах и топологических фазах материи, за которые Таулессу, Данкену и Костерлицу вручена нобелевская премия. Если упростить и примерить суть нобелевской "штучки" к заболеваниям: это когда бублик изоморфен (от др.-греч. ἴσος - " одинаковый, подобный" и μορφή - "форма") кофейной чашке, а больной человек - здоровому. Вроде бы это совершенно разные на вид вещи, да и люди себя чувствуют поразному, но бублик и кофейная чашка - обе имеют по одному отверстию, и поэтому легко превращаются друг в друга без разрыва материи, тоже самое - больной и здоровый, например, запором - с помощью последнего превращаются друг в друга. Но математическую теорию, разработаная сто лет назад Марстоном Морсом, связывающая алгебро-топологические свойства многообразий и поведение гладких функций на нём в критических точках, в медицине так и не доперли применять. Хотя патогенез - механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений - это типичное разложение на ручки. А вот модификация структур ручек тесно связана с теорией Серфа, которая изучает семейства гладких вещественнозначных функций на границе дифференциальной топологии и теории особенностей. Особенность же, или сингулярность в математике - это точка, в которой математический объект (обычно функция) не определён или имеет нерегулярное поведение (например, точка, в которой функция имеет разрыв или недифференцируема). Простейший пример особенности - кривая, пересекающая сама себя. Запор, кстати, - это типичная особенность. Даже не глаз. Человек вроде должен просраться, а не может - функция опорожнения имеет разрыв или недифференцируема. Собственно, и медицина наша чем то напоминает сферу с ручками и дырками. Чтобы лучше понять, что имеется в виду представьте себе кусок швейцарского сыра в форме шара. Можно, рассматривая этот сырный шар как единое трехмерное пространство, попробовать завернуть его в полиэтиленовую пленку. Но внутри этого шара, тем не менее, сотни дырок - подповерхностей в пределах большей поверхности, - которые тоже можно чем-то покрыть или что-то через них пропустить, например резиновую ленту, для того, чтобы получить информацию о связности, хотя на самом деле, всё связано будет не лентой, а кривизной ручек. Ведь что из себя представляет ручка - путь, который соединяет начало и конец дырки. Заболевания тоже самое. Это - особенности, кривые, пересекающие сами себя - ручки дырки. Так и надо к ним относится. А к старению - как к разложению на ручки. А теперь совсем просто - вот исходим из того, что все что имеет положительную кривизну, а это всё что происходит без сюрреалистических штучек - это сфера в некоторым количеством ручек - ноль ручек, одна ручка, две, три и т.д. Что есть ручка - поверхность в дырке. А что есть сфера? Это форма. А что задаёт форму? Предел чего - то, что находится внутри сферы. А вот если предела нет или его невозможно определить - это дырка. Вот тоже самое и есть заболевание. Причина - в дырке, а следствие - в ручке. Некоторые гомеоморфизмы двумерных поверхностей устроены довольно причудливо. Например, можно гомеоморфно отобразить на себя сферу с ручками так, чтобы петля, охватывающая "одну дырку", перешла в петлю, охватывающую сразу "две дырки". Такой гомеоморфизм есть, и он показан на рисунке. Вот так образуется синдромы. А ещё точно также нас лечит фармакологическая медицина. Вместо того, чтобы развязывать петли, охватывающие "дырки", она вяжет вяжет петли на петли, узлы на узлы. Это все равно, что засовывать палец в жопу, а пытаться вынуть его уже из другой дырки в теле.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
|