Люди воюют почти всю свою социальную историю, и неудивительно, что проблема войны порождают теории справедливой войны и политическую пропаганду.
При таком огромном количестве философов (особенно в прошлом), принимая необходимость войны как единственное средство, должно оставаться с чувством, что прошляпил что-то умное. Хотя можно вспомнить и Гераклита - он говорит о том, что война общепринята, что война - это общий порядок вещей, что война - это всем царь. Опять же Платон и Аристотель!
Платон разделяет все войны на два вида. Одни Платон называет "распрями", "раздорами". Он считает, что это болезнь, которая поражает общество. Второй тип войны - это войны, которые ведутся против всех остальных народов. Здесь Платон не видит никаких "болезненныз" проблем - они видятся ему профилактической необходимостью: их можно вести, и нет никаких оснований для того, чтобы придумывать специальные правила, по которым должна вестись борьба такого рода.
Аристотель уже указывает на то, что существуют некие справедливые причины, по которым могут вестись войны. Собственно, здесь мы и видим зарождение того, что сейчас мы называем теорией справедливой войны. Он видит две причины для ведения таких войн: во-первых, необходимость защищать собственный полис, а во-вторых, обязанность при помощи насилия давать ответ на чрезмерную угрозу, которая исходит со стороны твоего соседа, если у тебя нет других способов предотвратить эту угрозу, - то, что сейчас в политической теории и в философии войны называют превентивной войной, упреждающим ударом. Что мы и видим происходящим в Украине.
Цицерон здесь будет наиболее любопытным автором для оправдания Путина. Цицерон явным образом указывает на то, что любая война ведется как некий ответ на правонарушение. Соответственно, цель войны - исправить это правонарушение. Путин видит в выборе Украиной "западного" пути развития и сближения с НАТО Украиной угрозу России. И прямо как Цицерон считает, что будет достаточно того, чтобы виновная сторона понесла наказание за совершенное противозаконие (неписанный закон геополитического равновесия), чтобы и сама эта сторона отказалась от противозакония, а другим сторонам было неповадно поступать противозаконно.
Здесь же необходимо вспомнить сочинения Амвросия Медиоланского и Августина Аврелия (и подсказать российскому Патриарху Киррилу), которые формулируют христианскую теорию наказательной (пунитивной) войны. Её центральным элементом является представление о том, что война справедлива, если она служит средством кары за грехи. Теория, конечно, спорная, так как в ней сам Бог руководит и направляет. Если и в самом деле руководит и направляет, то такую войну нужно вести, накладывая на себя определенные ограничения, помня о любви к человечеству как к таковому. Античные представления о патре заменяются представлением об эклесе, о церкви, в рамках которой есть спасение (но вне которой спасения нет), ради которого необходимо в каких-то случаях применять вооруженное насилие.
А вот для Гроция уже очень важна категория договора. Он исходит из того, что для человека существуют естественные обязанности соблюдать договор. Война становится легитимной в том случае, если она выступает ответом на нарушение договора. Это называется защитой государственного суверенитета. Опять же и тут вспоминается Путин и злосчастное неписанное намерение американцев не расширять границы НАТО. Однако - неписанное!
По большому счету, вся последующая теория справедливой войны будет вращаться в орбите Гроция. Правда место теории суверенитета занимает положение о правах человека и государства.
Как правило, для обоснования что "сам Бог руководит и направляет" используется консеквенциалистский аргумент: государство обладает определенными правами, но в то же время и обязанностями перед гражданами. Оно обязано защищать их безопасность и благополучие. Если государство видит, что для достижения этой цели необходимо использовать военную силу, то оно обязано использовать военную силу.
Но как понять небходимо ли? Как понять достаточно ли пользовались мирными средствами? Как вариант всегда существует возможность, что воюющее государство фактически не справилось с обязанностью, которая была возложена на него. Более того в геополитическом смысле избирательный подход к теории справедливой войны опасен, тем что угроза и выгода осознается самими теоретиками справедливой войны по разному. В геополитическом смысле так и должно быть. Но в геополитике есть и условно "геополитические" способы до военной разрядки.
Вот давайте представим геополитический блок как тепловую машину... Для тепловой машины нужно что, помимо источника энергии? Сброс энтропии. И если экономика и блока развивается, то она вынуждена экспортировать энтропию, тем самым понижая ее внутри себя. А куда сбрасывается? В зоны повышенной энтропии.
Что они из себя представляют?
Нечто вроде подшипника - сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью. Фиксирует положение в пространстве, обеспечивает вращение, качение с наименьшим сопротивлением, воспринимает и передаёт нагрузку от подвижного узла на другие части конструкции.
Можно ли смотреть на Украину как на подшипник?
Конечно! Это и подшипник качения и подшипник скольжения с планетарной передачей. Задачей такой передачи является вращательного движения, за счёт своей конструкции способная в пределах одной геометрической оси вращения изменять, складывать и раскладывать подводимые угловые скорости и/или крутящий момент. В природе так работают тектонические узлы. Но всё дело в числе степеней свободы.
С точки зрения теоретической механики планетарная передача - это механическая система с двумя и более степенями свободы. Украина была системой с двумя степенями. Как избушка на курьих ножках она поворачивалась к Западу и России то, передом то задом. Всего две степени свободы. А вот если разделить Украину на 4 или на 8 самостоятельных федеративных частей, то те же две степени свободы получают свободу в степени проявления себя - 1 к лесу передом, 3 - задом или наоборот. 4-х мерная алгебра федеративного деления зоны повышенной энтропии избавляют от проблем, отягощающих поворот в те моменты, а они имеют место во время системных кризисов, когда все хотят избушку или передом или задом одновременно. 8-ми мерная алгебра федеративного деления - это и вовсе не просто подшинник обеспечивающий поворот, но и полное воащение. В результате имеет место отличный групповичок, которым "руководит и направляет сам Бог".
Так что - хуевые все эти философы, о которых я говорил, а другим философам я бы советовал присунуть в Философию осмысление Алгебры над полем, а именно той алгебры, в которой существует нейтральный относительно умножения элемент бинарной операции.
Алгебра над полем - это векторное пространство, снабжённое билинейным произведением. Это значит, что алгебра над полем является одновременно векторным пространством и кольцом, причём эти структуры согласованы. Обобщением этого понятия является алгебра над кольцом, которая, вообще говоря, является не векторным пространством, а модулем над некоторым кольцом.
А Нейтральный элемент бинарной операции - элемент, который оставляет любой другой элемент неизменным при применении этой бинарной операции к этим двум элементам. Нейтральный элемент принято называть единичным элементом или просто единицей. А я бы его ещё назвал The One. Вообще говоря, это - множество, состоящее из одного, но двухстороннего элемента. Один конец - Альфа, другой - Омега. Причем без всякой метафоры. Начальный и терминальный обьекты этого множества. Ну вы поняли... В лингвистике - такое называется морфема - двусторонняя единица, одна её сторона - семантическая, то есть план содержание (означаемое), вторая - фонетическая или графическая форма, то есть план выражение (означающее).
А что значит альфа и омега в православии?
Альфа и Омега - названия первой и последней букв греческого алфавита. Сочетание этих знаков символизирует Бога, как начало и конец всего существующего. Ебёнать! Это надо же! В 4-х и 8-мерной алгебре есть такая штука. Хуй ли бы Кириллу, набожным Путину и прочим набожным, а также просто образованным людям не пороть хуйню с теориями справедливых войн, а в 4-х и 8-мерной алгебре не поискать то, что прошляпили философы.