Самокрутов Павел Владимирович: другие произведения.

Антисибирь

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:


   Антисибирь.
  
   Скажу сразу - патриотам Сибири, Дальнего Востока и всего востока России рекомендую этот текст пропустить. Он вам не понравится.
   Существует стойкий стереотип - чем от столиц России дальше на восток, тем люди лучше. Дескать, суровые климатические условия делают людей добрее, душевнее; сибиряки якобы - люди с широкой, открытой душой, всегда готовые прийти на помощь и очень могущие сострадать, делиться с ближним последним куском хлеба.
   У меня, человека родившегося и выросшего в Иркутске, сложилось совсем другое впечатление. Я бы сказал, диаметрально противоположное.
   Климат действительно влияет на характеры людей. Глупо мерять под одну гребенку, скажем, жителей Юга и жителей Севера. Но почему приняли за аксиому, что суровый климат развивает в людях непременно ЛУЧШИЕ черты характера?
   А я бы сказал, что наоборот. Жесткий климат вырабатывает в людях, увы, не самые хорошие качества. Лично я, живя в Иркутске, замечал, что у сибиряков как раз доминирует не забота о ближнем, а стремление загрести все под себя. "Своя рубашка ближе к телу", "Дружба дружбой, а табачок врозь" -- вот эти русские пословицы лучше всего подходят к сибирским нравам. Еще поговорка: "За нечаянно бьют отчаянно!" (такая очень сибирская, злобная пословица). Знаменитая русская соборность и коллективизм в Сибири как-то размываются. В холодном климате ведь выживет не тот, кто поделится с соседом, а тот, кто в лучшем случае не станет никому помогать, предпочтя все съесть сам. А в худшем - и угробит ближнего, забрав его еду. Конечно, в идеале люди в трудных условиях должны помогать друг другу. Но, к сожалению, в реальности так бывает редко.
   Мне возразят, что есть в России и регионы с более холодным климатом, где нравы куда здоровее. Не спорю. Но здесь следует понять, чем Сибирь длительное время была для России.
   Местом каторги.
   Из русских классиков нравы каторжной Сибири и Якутии лучше всего описал В.Г.Короленко. Этот гениальный писатель много внимания уделил жизни каторжников, бродяг и сибирских переселенцев, а также коренных жителей Сибири. Примечательно, что большинство его героев, находясь в Сибири и будучи русскими, говорят "Я приехал сюда из России", "в России это было" и пр.Словно Сибирь - это не российская земля. Под "Россией" эти несчастные люди понимают европейскую часть страны, и говорят о ней как о далекой загранице. Короленко, в отличие от его знаменитого ученика и последователя М.Горького, напрочь лишен романтики, это беспощадный реалист и в его произведениях нет ни капли идеализации сибиряков. Писатель изображает людей, радикально отличающийся от привычных образов, доминирующих в русской литературе.
   На протяжении нескольких веков в Сибирь ссылали. И, к огромному сожалению, не только декабристов и образованных революционеров. Основная масса ссыльных была, увы, уголовниками. Вспомнился современный анекдот. "Какой-то олигарх сказал, что жители Ханты-Мансийска состоят частично из потомков зеков, частично из потомков конвоиров. На что мэр Ханты-Мансийска приказал фраеру заткнуть хлебало и следить за базаром."
   Другой составляющей жителей Сибири были купцы. И торгаши всех мастей. В свое время огромное количество предприимчивых людей стремилось на сибирские просторы в целях обогащения. Торговали лесом, пушниной и пр. Не все купцы были плохими людьми, но менталитет торговца стал в этой части России весьма распространенным.
   Поэтому что мы имеем в совокупности? Два образа мышления: а) Уголовный. "Человек человеку волк"; б) Торгашеский. "Купи-продай-обмани". Помножь эти две традиции на холодный климат, нездоровую атмосферу жизни в полосе, где девять месяцев в году холодно, из них три - очень холодно, и мы получим...Конечно, здесь, как и везде, есть интеллигентные, воспитанные и порядочные люди. Но ведь проблема в их процентном отношении к дерьму...К сожалению, среднестатистический сибиряк не вызывает у меня симпатии.
   Впрочем, это отвлеченные размышления. Приведу конкретные примеры из своей жизни. Я родился в 1976 году, в советское время. Застал колбасу за 2-20, проезд на транспорте за 6 копеек и тотальный дефицит. И трескучие лозунги. В школу пошел в 1983 году. И началось...
   Школа, в которую меня зачислили, не отличалась ни в лучшую, ни в худшую сторону от всех других советских средних школ.Но сейчас, когда я вспоминаю отношения, которые были в классе с позиции взрослого человека, меня бросает в дрожь.Будто бы эта школа была не простой общеобразовательной школой, а школой для "трудных подростков".Были в СССР такие школы для детей, совершивших уголовные преступления, спецшколы, где нравы не отличались от тюремных. И вот в обычной школе нравы были жуткими.
   Мои родители не имели высшего образования, но воспитали меня правильно. Мягким, интеллигентным мальчиком, любящим книги и стремившимся учиться. Но как себя будет чувствовать воспитанный человек в обществе хамов? Комментарии не требуются. Тогда это казалось почти нормой, но сейчас, с высоты 40 прожитых лет, приходишь в ужас. Почему своего товарища, который слабее тебя, непременно нужно обижать? Почему если тебя обижают, а ты не даешь сдачи, ты получаешь ярлык изгоя, над которым начинают издеваться все, кому не лень? Почему дворовых дебилов-двоечников-хулиганов в классе воспринимают как своих, а тех, кто хорошо учится, дразнят и изводят? Почему я непременно должен ругаться матом, и только тогда тебя признают? Сейчас все ахают, видя кадры издевательств в школах, которые хулиганы-быдло выкладывают со своих камер и мобильных телефонов в Интернет. В моем детстве этого не было? Не было.Фото- и видеокамер не было и Интернета не было. А так было все то же самое. Только без камер. Это не снимали. Поэтому большинство школьных издевательств не становилось публичными.
   Так вот, причина подобных нравов кроется как раз в этом уголовном менталитете. Может быть, в европейской России нравы были помягче. Один человек в интернете рассказывал, как он еще в детские годы в советские времена переехал из европейской России в Иркутск. И ему сразу бросилось в глаза, что на его родине мальчишки тоже дерутся, но по уличному этикету бить лежачего запрещено. "Лежачего не бьют".А в Сибири? Бьют за милую душу. Здесь принцип -- "Лежачего не бьют, лежачего запинывают". То, что я рассказал про свою школу, это еще не самое страшное и мерзкое. Один человек, живший от меня в соседнем районе Иркутска (еще более неблагополучном) рассказывал, что ему в школьные годы приходилось платить дань хулиганам, чтобы его пропустили на другую сторону улицы, где находилась его школа.
   Многие люди говорят, что во времена СССР криминогенная обстановка была лучше. Боюсь, что к Сибири это не относилось. Я однажды зашел на старое иркутское кладбище, где хоронили людей с начала 20 века и до 60 годов. Обилие могил молодых людей поражает. Целое поколение людей родилось в 30-е годы и умерло в 50-е. Я не знаю, отчего умирала молодежь, я понимаю, что причины смерти бывают разными. Но в 50-е годы прошлого века не было такого количества автомобилей, не было разгула наркомании, не так было много несчастных случаев. Да и сам город в те годы был намного меньше. И причина, по которой трагически гибла молодежь тогда, наиболее вероятна только одна - криминал. В начале 50 годов была объявлена амнистия, и возник всплеск преступности. Расказывали, что профессия таксиста во все времена в Иркутске была опасной, таксисты часто ходили на похороны убитых коллег. Поражает мелочность преступления - ну много ли таксист наездит выручки за день, не такие большие деньги, но их все равно зверски убивали. Вероятно, уголовную мразь привлекала уязвимость водителя. Я еще в детстве (советском) наслушался мрачных, трагических криминальных историй с убийствами людей. На том же кладбище я обратил внимание на две соседние могилы 23 летних парня и девушки. Оказалось, моя мама их знала. Это были мастер с их завода и его подруга, которых зверски зарезал уголовник поздно вечером в роще, кода они возвращались из кино (в 1958 году). Мотив убийства был веским - судимому ублюдку не на что было опохмелиться. Одного коллегу моего отца-летчика, тоже классного пилота и отца двоих детей заколол заточкой на улице на глазах у беременной жены малолетний преступник из-за того, что он разнял двух дерущихся хулиганов (один из них его и убил, подло ударив в бок, нагнав его сзади). А до войны бывало еще хлеще. Доводилось читать сибирского писателя Льва Кукуева, он рассказывал про иркутских подростков 20-30 годов, и описания бандитских ужасов довоенного Иркутска леденят душу. Про то, как из деревни Пивоварихи зимними ночами приезжали "кошевочники" -- бандиты на санях, носились по городу, накидывали аркан на запоздалого прохожего, убивали и прямо в санях обдирали одежду и вещи, а голые трупы выбрасывали в сугроб. Про то, как военные из города в Красные казармы опасались ходить по одному - путь лежал через Гору (теперешний район остановки Омулевского, в те годы окраина города), жутко криминальный район, где запросто могли убить и забрать оружие. Про то, что на этой же Горе редкую ночь не гремел где-нибудь выстрел. Про то, как на льду Ушаковки сходились "стенка на стенку" хулиганы с Рабочего предместья с хулиганами с Горы и убивали и калечили друг друга, бросая по льду реки стальные болты, перебивающие ноги. И такие криминальные истории родной Сибири можно перечислять бесконечно...Почему-то мне запал в память эпизод из моей школьной жизни.Однажды я повздорил со своим одноклассником, выросшим на улице. И совершенно беззлобно сказал ему "Козел!" Он так обиделся, чуть не полез в драку из-за слова, казавшегося мне совершенно безобидным.Я тогда не понял, почему он так среагировал. Но уже будучи взрослым, я услышал, что в местах не столь отдаленных это слово является самым оскорбительным, на блатном жаргоне оно означает "доносчик". Для меня козел - это всего лишь животное, а для моих однокашников, выросших во дворе, оно уже имело уголовный смысл, на них уже довлели нравы зоны.
   Ну ладно, допустим, нравы детей еще ни о чем не говорят. Может, у взрослых, зрелых людей иначе? Вы скажете, "что это он о людях судит по сопливым детишкам, вспоминает детские обиды, ведь взрослые умнее и у них такого беспредела нет?" Если бы...
   Учителя?
   Одноклассникам еще можно простить издевательства, их можно списать на детскую глупость. Но когда аналогичным образом ведут себя не просто взрослые, а уже не очень молодые люди, имеющие своих детей, а то и внуков; имеющие высшее образование и призванные по своей профессии учить детей...Не говорю про всех учителей, были среди них и достойные люди. Но встречались такие кадры...
   Лично у меня в школе были очевидные способности к русскому языку, литературе и другим гуманитарным предметам. Учительницей русского языка у нас была некая Софья Соломоновна (имя изменено, а национальность - нет). Так у нее была ко мне какая-то иррациональная ненависть. Это к ученику, чьи способности к ее предмету она сама отмечала. Снижала оценки за малейшие неточности, придиралась к мелочам, никогда не упускала случая поставить "двойку". Норовила дать мне понять, что я совершенно бездарная личность. Что мои успехи по ее предмету обусловлены лишь тем, что я хорошо рассказываю стихи, а анализировать литературные произведения я совершенно не умею. Вроде ничего плохого я ей не сделал, но неприязнь ко мне сквозила в самом ее поведении. Математика...Это вообще моя головная боль, отравлявшая мою жизнь с младших классов до старших. Это прекрасный, интересный и нужный предмет, но не у всех к нему есть способности. Как известно, природа разделила людей на гуманитариев и технарей (как говорили в 60 годы, на "физиков и лириков"). Технари играючи делают архисложные расчеты и на "ты" с высшей математикой, но вполне могут писать с ошибками и не мочь связать двух слов в сочинении. Гуманитарии - наоборот. Вдобавок, математика - такой своеобразный предмет, в котором все разделы жестко сочленены. Например, не понял ты какое-нибудь действие в 5 классе, и потом все последующие разделы связаны с этим, и с каждым годом твое незнание нарастает, как "снежный ком". Даже с хорошим учителем я точно не стал бы математиком. Не дала мне природа такого мышления (может, и жаль, ведь я очень люблю технику, и если бы дружил с точными науками, то стал бы инженером). Но, будь у меня хороший учитель, у меня были бы оценки получше и я сэкономил бы массу нервных клеток. А уж моя учительница математики...
   Не буду даже называть имени этой седой стервы. Ей было немного за 50, но она была седой и казалась нам, детям, вообще старухой. Но она была самодуром. Как сказал герой известного фильма, "сама дура".Такие люди очень часто встречаются в Сибири. По крайней мере, на моем жизненном пути такие сволочи попадались часто. Может, это просто мне так не везло...Самодуры - это люди, у которых, как говорится, есть два мнения - его и неправильное. Этим уродам плевать на окружающих людей,они считают, что всегда правы. Обидно, что порой этим заражены весьма неглупые люди. Наша математичка не утруждала себя хорошим объяснением предмета. Единственно, что умела хорошо - это требовать. Давала на копейку, требовала на рубль. Могла снизить оценку за неотчеркнутые поля или немного грязно написанную работу, даже если все решено было верно.С ней бывали проблемы даже у некоторых учеников, у которых математика шла хорошо. Запросто могла наорать, устроить истерику и отказаться объяснять тему, а потом нас эту же необъясненную тему спросить по полной. Нас в те годы просили на уроке труда делать указки из дерева (в эпоху дефицита фабричных указок не хватало). Мы их делали. Так она, зная об этом, частенько демонстративно их ломала. Однажды на перемене в жесткой форме потребовала у меня дневник и долго махала в воздухе ручкой, даже не зная, какое замечание сделать. Потом написала "Нет тетради, не готовит уроки.2" Абсолютно без повода. А сейчас, постфактум, я догадываюсь, почему. В то время была эпоха дефицита, и импортные шариковые ручки были редкостью. Сейчас-то такие ручки продают на каждом углу, а тогда мало у кого они были, бывали только у тех, кто мог "достать". А у нее эти импортные ручки были всегда, где-то доставала. И ей просто взбрело на ум опробовать новую фирменную красную ручку. А на то, что она доставила ученику моральную травму, наказав без вины, это ее не волнует. Конечно, дети что? Они же безответные. Жаловаться на нее я пойду, что ли? Если и пожалуюсь, никто не примет жалобу во внимание. Это сейчас дети стали умнее и независимее, и даже взрослому могут возразить. И где-то это правильно. А в наши времена считалось, что взрослый всегда прав. А уж учитель тем более. А то, что и взрослый, и даже учитель может быть идиотом, это как-то не принималось во внимание.Взрослый за подобное обращение или жестко ответил бы ей, а то и по морде...Со взрослыми такой номер не пройдет. А уж самый вопиющий случай произошел со мной на годовой контрольной работе по математике за 8 класс. Нас запугали, что эта контрольная очень важная, и ее непременно надо написать, не дай бог получить за нее двойку. Работа состояла из четырех задач. Я жутко боялся, потому что знания по математике у меня хромали. И, как бывает с людьми в сложной ситуации, я запредельно сконцентрировался, собрал в кулак всю свою волю, все свои слабоватые знания и сумел из четырех задач решить три (как потом выяснилось, правильно). То есть работа была выполнена на "четверку". Но задачи были написаны в конце тетради, я вложил дополнительный листок и в конце несколько начеркал. Получаю за контрольную "два"...В задачах ни одного исправления, ехидный вопрос красной пастой "Это контрольная работа?" и пара...Она всегда ставила двойку размашисто, на пол-страницы, яркими чернилами. Эта старая сучка прекрасно видела, что задачи решены верно, но из вредности все же поставила плохую оценку, придравшись к оформлению. Дело дошло до моей мамы, она пошла к сучке и задала неудобный вопрос. Эта корова долго мямлила, потом предложила мне переписать контрольную набело и поставила "четыре"...
   Может, кому-то это покажется нормой. Наверняка многие скажут, что я слишком ношусь с детскими обидами. Но детство - модель жизни, и в детстве особенно болезненно воспринимаешь многие вещи, чувство справедливости обострено.Жалобы на математичку все равно были, в конечном итоге дошло до директрисы, и она сказала родителям, что все понимает, что сами учителя ее не любят, но у них не хватает учителей математики и она очень просит позволить ей доработать до пенсии (видимо, как я понимаю, эта корова раньше работала где-то в НИИ или в университете, ее, по всей видимости, выгнали за паскудный характер, и она вынуждена была дорабатывать в школе, чтобы получить пенсию.) Была бы моя воля, я бы людей с таким характером к школе за километр бы не подпускал. С тех пор я ненавижу самодуров. Были, правда, случаи, когда "находила коса на камень".У нас в школе работала другая математичка, пожилая и заслуженная, завучем была.Даже звание "Отличник просвещения" имела. У меня она не вела, но, говорят, преподавала предмет неплохо. Но такая стерва...Орала на всю школу. И однажды в столовой одна ее девочка-ученица чем-то ее разозлила. Она взяла, и вылила тарелку каши ей на платье. Будь девочка из простой семьи, самодуре это сошло бы с рук. Но мама девочки была...нет, не важной начальницей. Хуже. Она была журналисткой местной газеты. В один прекрасный день в газете, которую читал весь город, вышла хлесткая статья и про эту учительницу, а заодно и про всю нашу школу. Резонанс был бешеный. Дошло до областного управления образования. Из старой стервы, отличника просвещения, чуть не сделали двоечника просвещения. Ее сняли с должности завуча и чуть не уволили на пенсию, она вообще еле удержалась в школе. Долго еще преподавала, но больше не орала, сидела тише воды, ниже травы.
   У советской школы было много достоинств, но если бы меня спросили, что мне не нравилось, я бы ответил, что хамство и вседозволенность отдельных учителей.
   К счастью, когда я перешел в старшие классы, всякая шушера отсеялась в ПТУ, и в старших классах со мной стали учиться более-менее нормальные ребята, которые готовились к поступлению в вузы, и атмосфера в школе стала более здоровой. Я относительно без проблем окончил школу и стал поступать в институт. Но с "сибирским характером" я сталкивался на протяжении всей моей жизни...
  
   Бесспорно, на мою жизнь наложила отпечаток та эпоха, в которую мне, как и всем россиянам, довелось жить. Как гласило древнее китайское проклятие, "Чтоб тебе жить в эпоху перемен!" Никому не пожелаю жить на рубеже двух разных эпох. В нашем случае это эпоха "перестройки". Думаю, все люди моего возраста и старше вспоминают 80-е - 90-е годы с содроганием. Нет ничего более неудобного, чем смена общественного строя.Очень люблю прекрасный роман Ильфа и Петрова "Золотой теленок". В этом романе авторы, сами того не желая, показали многие вещи, которые происходят в эпоху смены одного социального строя другим. Они мастерски показали ломку человеческого сознания, происходившую в первые десятилетия после большевистского переворота. И те сложности, которые испытывает человек в пресловутую "эпоху перемен".Особенно запомнился эпизод, когда Остап Бендер приносит на кинофабрику написанный им сценарий. Когда узнают, что сценарий для немого кино, отказывают на том основании, что немого кино УЖЕ нет. Когда он переделывает сценарий под звуковое кино, отказывают на том основании, что звукового кино ЕЩЕ нет. Когда он бежит к чиновнику, ответственному за организацию звукового кино, оказывается, что этот специалист сам глухой. А потом у Остапа утаскивают сценарий, но деньги за него он все равно получает, потому что кругом полный бардак. Я уверен, что в 90 годы многие вспоминали подобные эпизоды из ильфов-петровых-булгаковых. И моему поколению людей, родившихся в конце 70-х годов и вступавших в жизнь в 90-е, фатально не повезло. Мы попали как раз в ту эпоху, когда немого кино уже нет, а звукового еще нет. Мы не успели воспользоваться некоторыми преимуществами советской системы, к той системе мы уже опоздали, а новая система в нашу молодость еще не успела сложиться. Если бы я мог выбирать себе время, когда родиться, я бы предпочел, чтобы это произошло или лет на десять-пятнадцать раньше, или на столько же лет попозже, чтобы попасть уже к новой, народившейя системе. Но только не в эпоху водораздела, которая сломала множество судеб.
   Очень ярко показывает эту эпоха изменения в системе медицинского образования. Я поступил в медицинский университет в 1994 году, учился в нем в 90 годы и закончил в 2000 г. И на моих глазах происходила "реформа" подготовки врачей.
   Какая система была в СССР?
   Всего в мединституте на лечебном факультете учились 6 лет. Из них 4 года (первые 4 курса) все студенты учились одинаково. На 5 курсе происходило разделение студенческих групп на так называемые "потоки" по трем основным лечебным профилям - терапия, хирургия и акушерство-гинекология. Студенты выбирали себе направление, учебный процесс уже изменялся, начиналась подготовка уже исходя из их выбора. Затем шел 6 курс - субординатура, когда будущие врачи уже проходили по сути первичную специализацию по выбранной врачебной профессии. Субординаторы-хирурги, например, уже на 6 курсе, еще до диплома, делали аппендэктомию. А уже после диплома выпускники шли в ординатуру или интернатуру, уже целенаправленно обучаясь узкой врачебной специальности (ценность была в том, что к ординатуре люди подходили подготовленными). Система вполне логичная и последовательная. Даже в западных странах присматривались к этой системе, не исключая возможности что-то перенять для себя.
   Что произошло в 90-е?
   Началось слепое копирование западной системы. Хотя на Западе как раз больше ценятся врачи-специалисты, но большинство тамошних врачей - это врачи общего профиля, или так называемые "семейные врачи". И нам объявили, что теперь сворачивается подготовка врачей-специалистов, и нас всех будут готовить одинаково, как врачей общего профиля. И с упорством, достойным лучшего применения, начали уничтожать ступени узкой специализации. Вначале отменили потоки. Потом долго и упорно уничтожали субординатуру. Мы к ней уже не успели. Вплоть до того, что наш ректор еще какое-то время не отменял ее в нашем вузе, но ему потом пригрозили увольнением, если он ее не отменит. Мы пришли на 6 курс, на котором нам нечего было делать, все разделы медицины мы уже прошли, и весь последний год обучения занимались повторением уже пройденного. Профессора говорили, что если отменена субординатура, то 6 курс вообще следовало отменить. Резко уменьшилось количество мест(особенно бюджетных) в интернатуре и ординатуре. Уничтожалась система подготовки врачей-специалистов - то, что на Западе хотели позаимствовать у нас. Я еле попал в интернатуру, а многие мои однокурсники вообще положили диплом на полку и пошли менять профессию - получать второе высшее образование или заниматься бизнесом.
  
   ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) А.Тополян "Механист 2. Темный континент"(Боевик) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) О.Островская "Владычица Эббона"(Боевое фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"