Санченя Франтиш: другие произведения.

Jesus, Bye-Bye?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Охлаждение отношений Церкви и Государства на Беларуси. Белорусская идеология станет "научнее".


JESUS, BYE-BYE?

  
   Создавая традицию нашей совместной встречи в этом Храме, мы прошли через непонимание, удивление, настороженность. А укоренится ли эта традиция единства власти светской и церкви? Утвердилась. И сегодня нам многие подражают в нашем православном мире.
  
   Выступление Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска на рождественском богослужении. 2003 г.
  
  
   Не так давно в своем кратком богословском эссе "НОВОСТИ НАУКИ: БЕЛОРУССКИЙ АКАДЕМИК РЕШАЕТ ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ" я восхищался духовному подвигу белорусской теоидеологии, тонкостям её тринитарных догматов, и искренне считал Анатолия Рубинова, первого заместителя главы Администрации Президента Республики Беларусь, академика, идеолога и прочая... полноправным провозвестником (или, по крайней мере, горячим приверженцем) государственного Энотикона. [1]
  
   Но последняя энциклика г-на академика в "Беларуси сегодня" [2], озаглавленная "Наука и общество" ввела меня во искушение. Да и не меня одного!
  
   Вот, чем оскандалился наш идеологический академик в глазах читателей (от либерала-агностика до православного фундаменталиста):
  
   "Несомненно, что церковь и государство не должны быть антагонистичны, напротив, они должны сотрудничать, выполняя свои функции. И в этом отношении сегодняшняя политика государства является весьма взвешенной и мудрой. Вместе с тем не надо забывать, что церковь у нас отделена от государства, и эту линию следует строго выдерживать. Излишняя активность церкви, стремление проникнуть в среднее и высшее образование вызывают озабоченность. Все-таки доминирующими у нас должны быть светское образование и воспитание, основанное на материалистическом мировоззрении". (курсив мой, - Ф.С.)
  
   Ужас у многих вызвали слова о необходимости доминирования "материалистического мировоззрения". Засомневался и я. Тем более, дальше по тексту академик излагает что-то вроде вводного курса в "материализм".
  
   Однако, что интересно, этому "краткому курсу" предпосылается лишь слегка измененный тезис из статьи "Ещё раз об идеологии" [3], послуживший поводом для моего вывода, о том, что Рубинов решает Основной вопрос философии в пользу первичности идеи.
  
   "Отметим, что именно догматическая идеология и ограничение информации в этой области, по нашему глубокому убеждению, в конечном итоге и привели Советский Союз к кризису".
  
   Успокоившись сам, я захотел бы успокоить и соотечественников. Материализма не будет. Академик - социологический идеалист. И именно поэтому в сфере мировоззренческой он пытается бороться идейным оружием против идейных же врагов. Идеология рационализма, материализма противопоставляется идеологии религии. И само временное торжество религиозных, националистических и вообще иррациональных мировоззрений Рубинов относит на счет кризиса идеологии (ведь по его представлениям иного кризиса в СССР не наблюдалось!):
  
   "Разрушение прежней идеологии и наступивший идеологический хаос, приведя к общей дезорганизации общества, больно ударили и по науке. <...> На первый же стали выходить разного рода квазинаучные представления, наукообразные предложения, разного рода верования, магия и всяческое шарлатанство. Народ перестал ориентироваться в окружающем мире и пошел искать спасения в религии и околорелигиозных учениях".
  
   Очень верно. Вообще, у Рубинова в этой статье сказано много верного. Если быть точным, много банального. Но что поделаешь, если в наше время интеллектуального упадка, говоря старчески-тихие просветительские банальности, оказываешься смельчаком и чуть ли не ниспровергателем?!
  
   И всё же, думаю, статья осталась бы практически незамеченной, если бы не бурная реакция Церкви.
  
   А церковь отреагировала Письмом [4], можно сказать почти Нотой, что была с некоторым запозданием передана в Администрацию Президента, но прозвучала увесисто и авторитетно (как будто нарочно была написана для сочного баритона Патриаршего Экзарха Филарета) - требованием разъяснить позицию государства по, как говорится, данному вопросу. Дезавуирована ли "система церковно-государственных отношений" статьей Зампредседателя АП или нет?
  
   В самом деле, данный "программный" текст звучит как провозглашение смены курса, учитывая должность академика и фактически официальный статус печатного органа в котором публиковалась статья. Обозреватель умеренно-либерального "Ежедневника" [5] любопытствует:
  
   "Простым людям тоже хотелось бы узнать, о дезавуировании какой системы церковно-государс-твенных отношений говорит Филарет: о той, кото-рая отражена в Конституции и законах, либо о той, которая существует в реальности?"
  
   Значит ли это конец "единства власти светской и церкви", сего брака Невесты и Агнца, немного сомнительного с точки зрения законнической формалистики, но освященного свыше? Впрочем, при желании, и этому сожительству можно придать некий юридический статус, ведь Закон исходит из
  
   "признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа", [6]
  
   а один из Источников закона продвигается даже дальше:
  
   "...я никак не могу душою воспринять и понять, что у нас церковь как-то отделена от государства. Церковь у нас играет колоссальнейшую роль в государстве и, как я уже сказал, является цементирующим звеном нашего общества. Когда мы потеряли идеологию, мы попросили церковь помочь нам в этом. И тогда, восемь лет назад, - за что я очень благодарен - мы открыто и прямо в основу нашей жизни и морали положили христианские ценности и об этом прямо и открыто сказали". [7]
  
   Да, с самых пламенных чувств начиналась эта история. Разумеется, не наблюдалось такого "скрещенья рук, скрещенья ног" и прочих "скрещений" Православия и Державности как в России. Что было бы странно в стране, где православные составляют меньшинство верующих, а верующие (воцерковленные, хоть от поры до времени соблюдающие заповеди) - ничтожное меньшинство граждан вообще.
  
   После "медового месяца" началась взаимная притирка характеров: меньше стало религиозных передач на телевидение, был отменен второй день Пасхи. Президент, рачительно, по-хозяйски журил подчиненных за излишнее усердие со строительством церквей, даже не обеспеченных "служителями".
  
   Собственно говоря, православие как знамя, как риторическая формула было полезно в эпоху наиболее энергичной имитации интеграционных процессов с Россией. Идеалисты-идеологи полагали, что общая религия - одна из основ единства политических интересов. Во всяком случае, так их учили "великие русские философы серебряного века", которые заступили место непонятых Маркса, Энгельса и Ленина в душах чиновников.. "Наш общий, православный мир" - это был некий гипотетический общий мир-континуум Беларуси с Россией.
  
   "Мы высоко ценим мир и согласие в обществе. И в этом значительную роль играет конструктивная позиция нашей Православной Церкви. Неустанно распространяя христианские нравственные ценности, она противостоит деструктивным силам и той лавине бездуховности, которая хлынула, к сожалению, в последние годы на нашу землю." [7]
  
   Если постоянная юдофобская истерия - это распространение христианских нравственных ценностей, а насаждение русского национализма - конструктивная позиция, то, пожалуй, следует признать, буквально очевидные заслуги православной церкви на этой стезе. Станьте очевидцем, зайдите в центр "Православная книга" на ул. Берестянской в Минске. Это в самом центре, за Филармонией.
  
   В огромном зале растяжки "Православные всех стран, объединяйтесь!" и "Белая Русь, храни веру Православную!". Интересно посмотреть, что на книжных полках. Из газет - "Почаевский листок", проповедующий здоровый образ жизни, предостерегающий против опасности случайно купить кошерную пищу, воздержание вследствие опасности "телегонии"; "Русский Вестник", позволяющий себе сочетать такие вещи как русский национализм, юдофобию и панегирики белорусскому Руководству. Что ещё... Книги о том, как православная церковь победила гитлеровцев во II Мировой войне (святые, ангелы и прочее секретное оружие), немножко о масонах, Кара-Мурза, Кураев...
  
   Возможно, как охлаждение отношений с восточным соседом, так и явственное ощущение неловкости от компании, навязываемой белорусской Администрации религиозными поборниками, могло дополнительно остудить супружеские отношения Государства и Церкви.
  
   Кроме того, сделав за последнюю дюжину лет немало для Тела Христова, хотелось бы получить какие-нибудь дивиденды. Кроме молитв, конечно.
  
   На встрече с членами Синода Белорусской православной церкви сегодня, 21 декабря сего года,
  
   "...он напомнил, что государство оказывает значительную помощь в укреплении материальной базы Церкви. На протяжении многих лет предоставляется финансовая помощь минским духовным академии и семинарии. На реконструкцию их учебных корпусов в 2006 году направлено более Br5 млрд., а в следующем будет выделено еще порядка Br2,5 млрд.
  
   Как отметил Александр Лукашенко, государство помогает Церкви и в возведении Духовно-образовательного центра в Минске. В 2006 году на эти цели было выделено более Br1,5 млрд., на 2007 год запланировано более Br6 млрд.". [8]
  
   Что в ответ? Каков выигрыш общества (ведь инвестировались общественные деньги) или хотя бы самого государства от этой игры в одни ворота?
  
   Зеро! Светская власть (несмотря на хорошую мину) не получила ничего, кроме теплых слов. Ведь это только для учебников идеологии тайна, что православные на Беларуси - явное меньшинство верующих. Притом, меньшинство пассивное и паразитическое. В хозяйстве оно пригодилось мало. Тащить тяжело - выбросить жалко. Поэтому, явственно продолжая мысль своего академика,
  
   "...Президент Беларуси заявил, что во взаимоотношениях между государством и церковью он поддерживает политику прагматизма.
  
   Он подчеркнул важность воздержаться от опрометчивых шагов в этой области. Он высказался против введения в вузах курса религиоведения. Как отметил президент, можно ввести во всех вузах курс религиоведения, настроить храмов, однако это может вызвать в обществе негативную реакцию.
  
   При этом президент добавил, что в Беларуси удалось в плане религии практически за десятилетие пройти тот путь, который другие идут столетиями.
  
   Кроме того, президент ожидает от Белорусской православной церкви большей активности в социальной работе". [8]
  
   Зато активны католики и, особенно, протестанты. Прижатые державой к ногтю в угоду родному православию, они объявляют голодовки, создают шум, привлекают недоброжелательное внимание иностранных "правозащитников". А ради чего, собственно?
  
   Кто активно поддержал и восхвалил Иисуса за победу действующего президента на выборах? Протестантский политик Моргулис. Президент призадумался, и даже поделился неожиданно возникшей мыслью с журналистами на своей пресс-конференции: "Может, прав Моргулис - есть бог?". Характерно, экспертом по существованию / несуществованию бога признан не Его Высокопреосвященство, ни даже Его Эминенция, а суетливый неопротестантский болтун.
  
   Вернемся к "Науке и обществу". Главное, главное точно подмечено Рубиновым:
  
   "Наконец, усиление влияния религии означает одновременно ослабление влияния государства, государственной идеологии".
  
   Всю статью можно, пожалуй, сократить до одного этого предложения. Ещё Геббельс отмечал: "Церкви пора понять, что единственным авторитетом в государстве может быть только само государство". Этим рискованным сравнением я нисколько не пытаюсь представить рубиновскую идеологию тождественной геббельсовой. Кроме популизма и зачарованности государством у них мало общего.
  
   Зато подлинно правую православную метафизику осваивают... либералы. Тем самым показывая, что полная демократия, рационализм и светское государство - отнюдь не главное для них. Либерализм вполне может сочетаться и с иррационализмом, и с православным фундаментализмом. См статью "Коммунизм и образование" "педагога Алексея Куваева" в наилиберальнейшей газете "Беларусы и рынок" [9], посвященную на самом деле восхвалению философии Ильина, Струве, Булгакова и прочих, крайне правых русских философов. Собственно говоря, программа Рубинова может рассматриваться своеобразным ответом на этот выпад христианствующего "педагога". Как апология "коммунизма", или, точнее советизма, причем, именно в сфере образования.
  
   Если ещё в 2001 г. Руководитель Беларуси тоже ссылался на Ильина (цитата явно была подобрана кем-нибудь из придворных идеологов), называя его "замечательным философом"[10], то это быстро прошло. Теперь изречениями фашиствующего православного философа сыплют политики "либеральной" (по белорусским меркам) России.
  
   Итак, среди прочего, ослабление церковно-государственного партнерства означает и ревизию идеологии белорусско-русского "братства", и "чистку" государственной идеологии.
  
   Я бы не стал очень радоваться этому. Удаление церковности из священной триады "семья, церковь, коллектив" не поможет рационализировать господствующее мировоззрение. Не следует забывать, что под материализмом Рубинов понимает свой "материализм" - механистический, или, говоря словами Ленина, "глупый".
  
   Замечательно, что подобным "материалистам", "критических критикам" в свое время Маркс и Энгельс посвятили две блестящие и злые книги: "Святое семейство" и "Немецкая идеология"
  
   Нельзя не признать, что этот механистический материализм, пусть и соединенный с социологическим идеализмом, конечно, менее убийствен для образовательной системы, чем религиозная мифология. В конце концов, в XIX веке многие российские студенты начинали свою духовную эволюцию со Спенсера да Бюхнера... Но тогда - это было проявление умственного роста, это была атака, юная наглость социума. Теперь - это доказательство его импотенции.
  
   Рубинов - старик. Осторожный, более-менее интеллигентный человек советской эпохи. Он идеалистичен, как была идеалистична она, и ограничен - её же ограниченностью.
  
   Искренне жаль его. Он даже не понимает, что проиграл с первого хода.
  
  
  
   [1] Церковно-политический документ византийского императора Зенона (V в.), подписанием которого государство надеялось примирить всех, утихомирить религиозные споры и ввести единомыслие.
   [2] СБ, 12 декабря 2006 г. См.: http://www.sb.by/article.php?articleID=55642
   [3] СБ, 28 июля 2006 г. См.: http://www.sb.by/article.php?articleID=53008
   [4] "Царква", http://churchby.info/rus/news/2006/12/20-1/
   [5] N71, 21 декабря 2006 г. См. www.ej.by
   [6] Закон Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях. Преамбула. См.: http://www.pravo.by/webnpa/text_txt.asp?RN=H10200137
   [7] Выступление Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в Свято-Духовом кафедральном соборе Минска на рождественском богослужении. 7 января 2003 г. См.: http://president.gov.by/press10261.html
   [8] http://churchby.info/bel/news/2006/12/21-1/
   [9] БР, N34(719) 4 - 11 сентября 2006, мм.: http://www.br.minsk.by/index.php?article=28325 и БР, N35(720) 11 - 18 сентября 2006, см.: http://www.br.minsk.by/index.php?article=28348
   [10] Выступление А.Г. Лукашенко на совещании "О мерах по решению проблем развития культуры и искусства" http://president.gov.by/press10266.html

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) В.Лесневская "Жена Командира. Непокорная"(Постапокалипсис) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик) Т.Май "Светлая для тёмного 2"(Любовное фэнтези) В.Кретов "Легенда 4, Вторжение"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "99 мир — 2. Север"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Альянс Неудачников-2. На службе Фараона"(ЛитРПГ) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"