Посреди огромного пустого зала стоял стол. За ним друг против друга сидели два человека. Один - лет двадцати. Другой - совсем старый. Даже не поймешь, насколько старый. Первый - это последний в стране ученик, второй - последний в стране учитель. Второй, кстати, - мудрец, выписанный из Тибета. Он сидел с закрытыми глазами и, похоже, дремал.
Шел экзамен - последний в стране. Вообще последний.
Ученик взял билет и прослушал приложенную к нему аудиозапись. Билет был единственным на столе. На нем было что-то написано. Что именно - ученик и не сделал попытки разобрать. Именно для такого случая билет и был сопровожден аудиозаписью.
На ее звук старец шевельнул губами. Затем он разлепил веки одного глаза, глянул перед собой его блеснувшей щелочкой и снова сомкнул. Наверное, решил поспать. Его можно было понять. Ведь ответ на экзаменационный вопрос ему предстоит услышать нескоро.
Прозвучал один вопрос - всего один. Именно этот вопрос последний в стране ученик изучал все годы своей учебы в школе. Вопрос звучал так: "Что такое ЕГЭ?"
Далее следовало четыре варианта ответа. Первый: "Это слово из четырех букв", второй: "Это слово из трех букв", третий: "Это слово из двух букв", и четвертый...
На четвертом вопросе ученик тормознулся. Он не понял его.
Молодой человек в замешательстве заглянул в билет. Там после множества мелких букафф стояло немного больших. Эти букаффы, видимо, имели какое-то отношение к слову "ЕГЭ". Ведь они были большие, и их было больше, чем две.
Считать до двух его научила бабушка. Дальше обучение у него не пошло. Бабушка впустую потратила на это несколько лет.
Вот и сейчас ученик попытался сосчитать эти букаффы. Однако у него ничего из этого не выходило. Он пытался считать как слева-направо, так и справа-налево. И всякий раз после подсчитанных двух букафф у него оставалась одна лишняя, которая вышибала из ученика пот, поскольку он не знал, что с ней делать.
Экзамен оказался высшей категории трудности.
Когда-то в школах страны учеников было много, и их учили считать не бабушки, а учителя. Но каждому человеку под кожу вживлялся калькулятор, который делал умственный счет ненужным. Поэтому однажды была проведена реформа образования, которая упразднила обучение счету.
Вскоре вживленные компьютеры, да и вообще все компьютеры планеты снабдили аудиокомментаторами, которые озвучивали любые встречающиеся по жизни тексты любого формата и языка. Это сделало ненужным обучение чтению. Следующая школьная реформа упразднила и это.
А однажды российский министр образования заглянул в учебник географии и с ужасом обнаружил, что там Землю называли круглой. Ведь всему миру было известно (и это было задекларировано на самом высшем совещании глав государств в Давосе), что она плоская и держится на трех джинг чан. Правда, в последнем моменте поначалу были определенные расхождения. В Индии, например, считали, что Земля держится на слонах, в США - что она держится на трех ядерных субмаринах, а в России - на воле божьей. Было много и других точек зрения, поэтому накануне Давосского форума было проведено всемирное голосование. В нем приняли участие все жители планеты. Версии о трех джинг чан придерживались только в Китае, никто больше не знал, что это такое, однако китайских избирателей хватило, чтобы большинством голосов верх одержала их точка зрения. Три джинг чан были внесены во все справочники мира, а в России последовала очередная школьная реформа, упразднившая географию.
Так постепенно, один за другим из школьной программы удалялись и все остальные становившиеся ненужными предметы. И так продолжалось до тех пор, пока не стало бессмысленным образование вообще. Оно превратилось в анахронизм. И в самом деле - ведь за человека абсолютно все делали компьютеры. Последнего ученика не стали убирать из школы только потому, что за него начала хлопотать его бабушка. Она дошла до президента РФ, написала в ООН, Гаагский суд, в Нобелевский комитет и министерство юстиции Австрии. Последнего ученика решили не трогать. Неугомонная бабуля требовала также ввести в школьную программу предмет о культуре речи - как бы компенсирующий упраздненные предметы чтения и письма. Однако сделать это ей не удалось, поскольку никто в министерстве так и не смог понять, о чем она вела свой базар.
Вообще, своей настырностью бабушка ученика сильно подпортила ему жизнь. Пока последний ученик страны тратил время на репетиторов, его друзья и знакомые занимались куда более важными делами. Так, его самый лучший друг однажды заклеил в ночном клубе топ-модель местного женского спортивного клуба. Разумеется, никакие букаффы для этого ему не понадобились. Жизнь уверенно двигалась вперед, она постоянно улучшалась, и лишь последнему ученику "повезло" так топтаться на месте.
Вот и сейчас вместо полезных дел ученик искал четвертый вариант ответа. Он бился в отчаянных попытках понять аудиозапись. Каким-то глубоким, подкорковым подсознанием он интуитивно ощущал, что именно этот вариант должен быть правильным...
...Шел две тысячи какой-то год. Какой именно год - люди перестали понимать с того момента, когда однажды при очередной подстройке всемирного времени под астрономическое, произошел компьютерный сбой и во всемирной сети перестал указываться год. Люди спохватились не сразу... Да и, в общем-то, к чему им было спохватываться? Не для того ли были изобретены в свое время компьютеры, чтобы люди не грузили свои головы такой вот ерундой? Две тысячи какой-то - и ладно!
P.S. Последний вариант ответа выглядел примерно так: буквами было написано"ЕГЭ - это...", а дальше следовало просто пустое место...