Ярослав из Киева: другие произведения.

Общение - формы и перспективы

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
Оценка: 4.83*8  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опять таки, методом от противного - сначала логический анализ совершенных ошибок, затем интуитивное понимание некорректности выбранного, но еще не реализованного. И только потом может прийти умение не раздумывать над соответствиями, а естественное ненахождение дурных действий. Почему только отрицательный аспект? - :0) – идеальных решений не существует – материя, в силу своей оформленности неидеальна



Вряд ли кто уже будет сейчас всерьез утверждать, что в спорах рождается что-либо толковое. Современные активные (чтобы не сказать агрессивные) методики ведения спора принципиально не рассчитаны на восприятие чужой точки зрения (разве что для выискивания противоречий), а помноженные на амбициозность противников (НЕ партнеров - противников) приводят к подавлению слабейшего, без учета (чаще - "от щедрот" победителя - минимумом такового) разумной части его точки зрения. Или же все остаются на своих "непоКОБЕЛимых" позициях, уважительно считая друг друга "хитрыми перцами". Устав от таких проявлений каменного века, мы волей-неволей пытаемся найти иной способ общения. Как показательный пример можно вспомнить Квакеров: принципиальное отсутствие голосования, а при наличии разнящихся точек зрения совместное обсуждение и медитативная практика по "утрясыванию" проблемы и нахождению общего знаменателя, когда уже все(!) согласны и все обязуются выполнять решение. Этот метод более-менее успешно используют с середины 19-го века. Несколько позже - в первой половине 20-го - Герман Гессе рождает идею "Игры в бисер": на основе заданной темы (начального расположения специальных символов-иерорглифов) играющие в свою очередь создают новые утверждения (подходящие по смыслу-узору) и вписывают их в общую картину совместного размышления. Как правило, каждый ход предварялся размышлением и, наоборот, "спамо-подобные" методы ведения Игры не поощрялись. Конечно, такое изысканное интеллектуальное эстетство чревато вырождением (что и упомянуто, в частности, в книге), но взяв его конструктивную часть, мы получим, опять таки, нетривиальную форму общения и почти творчества.

Вспомнив Индию, можно выявить влияние трех небезызвестных гун на форму нашего общения: словесное фехтование относится к раджасическоп составляющей, "Игра в бисер" - к сатвическим силам, но при падении качества мысли начинается банальная тамасическая "ненапряжная" болтовня.

Nirguna samadhi


Но пойдем дальше.
Индивидуальная молитва будет естественным развитием "культпоходов" в церковь, но за ней также естественно следует "священномолчание"... Впрочем, в "Малом Добротолюбии" я нашел утверждение, что и это не предельно совершенная форма - есть и поболе.


По аналогии, можно представить следующую после "Игры в бисер" форму общения, кстати, частично описанную у того же Г.Гессе. Молчание. Очень качественное молчание. Когда передается не логическое построение или императив, но само опытное переживание (может помнит кто у Клиффорда Саймака в книге "Город" людям было именно подсунуто устройство позволяющее увидеть то, что стоит за словами, понять глубину и качество переживания говорящего). Тогда и эмпатия со своими более дальними и изысканными родственниками перестанет быть чудом. Тут уже уместно будет вспомнить высказывание одного из героев Урсулы Ле Гуин: "чтобы услышать нужно замолчать".


Само собой разумеется, что требуется успокоить не только тот кусок мяса, который выполняет во рту роль звукового модулятора и в повседневном обиходе именуется языком. Так называемый внутренний диалог тоже весьма и весьма шумен (вообще говоря он составляет основную проблему). Один из психологов называл его Тенью нашего мышления. Не желая ввязываться в риторическую потасовку (то самое словесное фехтование) о Свете и Тени, лишь замечу, что признавать существование крупного недостатка и не прилагать реальных усилий по освобождению от него - значит походить на нищего, специально раздирающего свои язвы, лишь бы не потерять привычного времяпрепровождения. Именно раздирающего, потому как непрестанное, как правило, многократно-однообразное ментальное пережевывание не способствует собственно мышлению. Мало того, как постоянное раздражение попрошайкой своих язв становится привычным и даже приносит некоторое у довольствие, так и болтовня создает некоторую наркотическую привязанность. Не стоит пинать лишний раз словоохотливых бабушек у подъезда, но можно попробовать самостоятельно не поговорить 3-5 дней, или, вообще, побыть в полной (ну, хотя бы без звуков человеческой речи) тишине. Результат может испугать...


Традиционно упоминаются три способа передачи Знания: способ логического объяснения (упоминавшееся "фехтование" является вырождением такого способа), ассоциативно-интуитивный способ (та же "игра в бисер", при желании не только блеснуть эрудицией, но и прийти к взаимному пониманию минуя терминологические лабиринты и необходимость обосновывать всякое второстепенное утверждение) и, наконец, прямая передача (чаще всего - то самое молчание)


Уже логические рассуждения требуют достаточно развитого мышления. Для императивного общения а 1а "Игра в бисер" необходимо умение каждого из партнеров самостоятельно (в уме, не озвучивая) совершать несколько логических ходов и обобщений и понимать соответствующие движения мысли собеседника по немногим озвученным тезисам. Кстати говоря, умение читать "между строк" можно до некоторой степени отнести к "Игре". Вернее, как и словесно-логическое фехтование, к соответствующим "теням" нашего общения. В тех же тенях лежат и различные методики "мягкого зомбирования", когда человек подводится к выгодному мунипуляторам решению без прямой рекламы/пропаганды (примеров тому много) - исключительно с помощью хитро расставленных смысловых бисерин. И если эти ходы не понятны потребителю, то происходит вербовка нового, умеренно инициативного (т.е. готового действовать/голосовать/платить) зомби.

"Но есть что-то лучше и это так просто"

Б.Г.


Условно, можно выделить два полюса общения - "взаимное потребление" и "взаимный дар". Тогда даже пресловутый принцип "ты - мне, я - тебе" приобретает другое наполнение - обмен существовал и будет существовать, весь вопрос в целях. Именно подмена цели является задачей (извините за некоторую тавтологию) любого Теневого проявления.


Ведь воспитатель (и в детском саду и в школе и в семье) тоже манипулятор - он ставит детям задачи и подводит к методам решения (если дает готовые - это вообще конец развития - сплошное потребление готового). Критерием, повторюсь, является цель: отдать, или взять. Тут можно заметить, что известное "цель оправдывает ..." тоже является Тенью, т.е. нарушением меры, переходом за грань. Если хотите, вернее будет сказать: "средства должны соответствовать ". Семантическая, так сказать, разница - что чему подчинено...


Теперь о том, что "поболе".
В общении-молчании внимание уделяется на весь фон человека - жесты, осанку, мимику, качество взгляда, походку,...


Можно резонно заметить, что это вторичные признаки. Да, конечно, когда Арджуна спросил у Кришны о внешних признаках просветленного человека (как стоит, как ходит, как сидит... ?), то вполне справедливо не получил простого ответа. Человек с хорошими пластическими задатками способен воспроизвести манеру движения-поведения большинства людей. Повторю - сымитировать вторичные признаки


Но, главное, - происходит резонанс внутренних, невысказуемых потоков мышления, духовного единения.
Каждый касался такого
Впрочем, теней тут тоже хватает ...

Аритмия в чистом виде.


Прежде всего, т.н. "молитвенная прелесть", когда эйфорические состояния становятся самоцелью, или же "экстатическая влюбленность", с ее утонченно-болезненным чувствованием другого.
Понятно, что подобные формы общения интенсивно истощают психические запасы, собственно - творческий потенциал. Заканчивается это пустотой депрессии, т.н. "душевной ломкой", причем возвращающий к жизни "наркотик" известен, но труднодостижим - естественное наполнение Чаши нескоро еще восстановит сожженный в горячке наслаждения запас, а эмоциональные "возгонки" дают экспоненциально убывающий эффект (с таким же нарастанием "минус-волн").


Что бы не попасть в этот водоворот, прежде всего необходимо избавиться от потребительского (помните "полюса" :0) ) отношения к собственному Внутреннему. В сумерках духа, на малые радости, удовольствия и наслаждения, безоглядно тратится "сокровище Агни". Повторюсь: средства должны соответствовать... Неразумно ловить рыбную мелочь на оторванные от собственного тела куски Хотя и не запрещено...

Куда ты идешь?


И тут, пожалуй, пора описать еще два полюса наших действий - чем отличается совершенствование Мага от совершенствования же Святого - целеполагание - первый ищет личную Силу, второй - Бога (легко заметить связь между описанными выше полюсами и только что приведенными). Не пытаясь вешать на других "полюсные" ярлычки стоит почаще понимать цели своих действий. Зачем, с какой целью ты делаешь это!? Результат очень часто будет плачевен...


Опять таки, "методом от противного" - сначала логический анализ совершенных ошибок, затем интуитивное понимание некорректности выбранного, но еще не реализованного. И только потом может прийти умение не раздумывать над соответствиями, а естественное ненахождение дурных действий.
Почему только отрицательный аспект? - :0) - идеальных решений не существует - материя, в силу своей оформленности неидеальна

Обещанный happy end


Что бы не "печалить без меры", замечу, что именно побуждение читателя к обращению внимания внутрь себя и, как следствие, выростание из текущего (ну, сами знаете какого) состояния и является подзадачей моих статей.
Наполнение действий (в т.ч. и общений) спокойствием "священномолчания" важная, но лишь ближняя из многих ступень. Дай-то Бог, пойдем дальше


Далi буде!

Оценка: 4.83*8  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) Н.Мор "Карт бланш во второй жизни"(Любовное фэнтези) Я.Ясная "Невидимка и (сто) одна неприятность"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала! или Жена для тирана"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) Р.Маркова "Хранительница"(Боевое фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 2. Инициал Спящих"(ЛитРПГ) Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) В.Бец "Забирая жизни"(Постапокалипсис) А.Найт "Наперегонки со смертью"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Институт фавориток" Д.Смекалин "Счастливчик" И.Шевченко "Остров невиновных" С.Бакшеев "Отчаянный шаг"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"