Это логотип группы НИТ. Вы видите шнур, сплетенный из нитей. Это переплетение многих нитей. Я разговаривал с Тамарой Цакичь (вокалистом группы НИТ) об этой символике. И то, что сложилось в результате погружений в этномузыкальную ткань группы, в результате осмысления всего увиденного и услышанного даёт мне возможность передать без искажений философию группы НИТ.
Вы встречали музыкальные группы, имеющие свою философию, например, есть ли философия группы ABBA? Или философия группы Биттлз? Наверное, нет.
Итак, я попытаюсь передать без искажений то, что входит в философию группы НИТ.
Группа воспроизводит музыку различных стилей музыкальных культур практически во всем мире (Западная Европа, Аравия, Россия, Казахстан, Северная Америка, Латинская Америка, Ирландия и др.). Эти молодые люди поют почти на всех языках мира. В дополнение к обработке определенных песен из разных стран, они создают свою собственную, оригинальную музыку, в первую очередь пытаются сохранить дух сербских народных песен. Они используют инструменты: гитару, скрипку, барабаны и перкуссии. Концерты с тремя женскими голосами, с их этнической гармонией вызывают симфонический эффект. Группа "NIT" имеет такой состав: Ивана Мунджиу- вокал, тамбура (а-basprim), Тамара Caki? - вокал, (перкуссия, тамбурин, marakasi), Ана Перишич - вокал, перкуссия (marakasi), Александр Лабус- гитара, Marko Teši? - violina.
Логотип группы НИТ получил новый смысл и другое значение, "нить", "шнур", которая относится к символизму группы, т.е. нить, которая соединяет культуры, языки, жанры, соединяет членов группы любовью к музыке.
Теперь я начинаю изложение философии группы НИТ, которую почерпнул из разговоров с членами группы, из прослушиваний их замечательных произведений.
Всякая культура через вещи и образы, ею создаваемые, рассказывает о своем состоянии, которое связано, прежде всего, с пониманием человеком-творцом культуры своего места и назначения в мире. Последнее накладывает отпечаток на любой продукт культуры, независимо от воли его создателей. Требуется особая полнота взгляда, объединяющего человеческое и общекультурное, взаимодействующие в неповторимой, "эпохообразующей" пропорции.
В "обычном" состоянии культура представляет собой поле сосуществования разнородных форм, создаваемых людьми, имеющими различные ценности и цели, в том числе прямо противоположные. Совокупность схожих устремлений отдельных людей порождает отдельные тенденции культуры. Эпоха как бы "сгущает" их содержание, их существенный смысл. Если верить замечанию С. Киркегора в "Афоризмах эстетика" (в современном немецко-русском словаре это значение не приводится), то по-немецки эпоха - Schnur, шнур, шнурок, что еще раз подтверждает необходимость динамического подхода, взгляда на историю как на поток движений, линий, тенденций. Подобно тому, как шнурок связывает и ограничивает нечто, эпоха концентрирует усилия многих людей в одном ведущем направлении и тем самым ограничивает, очерчивает пространство культуры в ее определенном состоянии, делает более отчетливым и направленным, в особенности для того, кто наблюдает извне. Происходит это случайно или закономерно - вопрос весьма проблемный, бесспорно лишь то, что разные тенденции развития оказываются увязанными воедино в некий исторический неповторимый "узелок". Группа НИТ - часть культуры, часть современной эпохи, исповедует музыкальную связь многих людей и стран в направлении, именуемом "гармония", точнее "духовная гармония".
Придется сделать некоторое пояснение термина "гармония". Величайший гений Пифагор, занимающийся исследованием связи музыки и числа, слышал так называемую "музыку сфер".
Гипотеза пифагорейцев звучит так: Если пространство, в котором движутся светила, не совершенно пусто, то наполняющее его вещество должно находиться в состоянии колебаний, которые сами по себе могут быть слышими.
Вспомним Сараджева с его идеей звучания мирового пространства. Некое звучание мирового пространства, некая гармония сфер слышимая иными, чем наши, органами слуха, прекрасное гармоничное звучание, издаваемое небесными телами, - что может быть прекраснее для пифагорейцев, воспитанных на музыке и теории чисел! Вспомним, что представление о строгом, правящем космосом порядке и закономерности опиралось пифагорейцами только на арифметические, геометрические, акустические музыкальные отношения. Знаменитая Тетрактида, пропорция 4: 3: 2: 1, содержащая основные музыкальные интервалы, являлась прообразом Космоса, а сам Космос представлялся как "музыкальная гармония". Музыкальные отношения обладали простотой, симметрией и гармонией. Силы, приводящие небесные тела в движение, пифагорейцам были неизвестны. По свидетельству русского ученого М. Симакова:
"Пифагорейцы...называли музыку слаженностью противоположностей, единением многого и согласием несогласных звуков"... (Теон Смирнский)..
"Вселенная у пифагорейцев...гармония"... (Аристотель)...
"Космос по мнению пифагорейцев устроен гармонично" ...(Секст Эмпирик)...
"Вселенная, по мнению пифагорейцев, является гармонией и числом" ...(Аристотель)...
"Космос по мнению пифагорейцев устроен гармонично...гармония же есть система из кварты 4:3, квинты 3:2 и октавы"... (Секст Эмпирик).
Итак, связь музыки с Космосом у пифагорейцев несомненна.
Уже из этого извлечения видно все своеобразие пифагорейской теории, в которой так причудливо объединились музыка, математика и астрономия. Платоновский "Тимей" показывает нам эту музыкальную космологию в виде целой системы.
И даже в XXI в. многочисленные "теософы" и "астрологи" черпают отсюда богатый и весьма выразительный материал. Термин "небесная гармония" почти равносилен термину "гармония сфер".
Согласно учению о небесной гармонии или гармонии сфер небесные тела, движущиеся в космосе, через определенные гармонически упорядоченные интервалы издают звуки, которые постоянно воздействуют на нас, однако мы не воспринимаем их.
Планеты удалены друг от друга на дистанции с интервалами семи - или восьмитоновой гаммы. Относительно соответствия высоты тона расположению планет пифагорейцы обозначили такую точку зрения: наиболее отдаленные небесные тела обозначались самым маленьким числом, и с ними были связаны наиболее низкие ступени звукоряда.
Космологическая интерпретация музыкальной гармонии была хорошо известна и Платону. Но если Аристотель относится к этой гармонии сфер отрицательно, то Платон относится к ней не только положительно, а еще и интереснейшим образом помещает на каждой космической сфере поющих сирен (R. P. X 617 b). Как известно из Гомера (Од. XII 158-200), сирены - это страшные существа на отдаленном острове, издающие сладостные и призывные звуки, чтобы привлекать к себе моряков для их уничтожения. Здесь интересно то, что в представлении Платона космические сферы не только настроены музыкально в определенном отношении, но что они наделены также и притягательной силой, то есть действуют не в виде дискретных тонов, но и как непрерывно льющаяся мелодия. Поэтому такого рода античную гармонию сфер надо понимать не только дискретно, но и как нечто непрерывное, то есть понимать надо не просто дискретно, но континуально-дискретно.
Представление о связи музыки и космоса развитое пифагорейцами, показывает, что не только планеты, но и смена времен года, система элементов находятся в гармонической связи. Гармония сфер влияет не только на ступени звукоряда, но и на систему нотации, тональности, вокальные формы. Гармония сфер в узком смысле, т.е. соответствие небесных тел музыкальным интервалам, пифагорейцами была первоначально введена в теологические концепции, впоследствии под них был подведен фундамент физико-акустических теорий (Архит, Евдокс, Платон). В конце концов учение о гармонии сфер было мистически воспринято неопифагорейцами и неоплатониками в периоды раннего и позднего эллинизма, став излюбленной темой их трудов. Христианская мысль через отцов церкви, философов и ученых-теоретиков средневековья также восприняла учение о гармонии сфер. Согласно античным и средневековым представлениям, числовая гармония пронизывает мировое пространство, макрокосм, а также человеческую душу, микрокосм, тогда как чувственно воспринимаемая музыка, производимая звучащими инструментами, является только отражением музыки сфер. Астроном Кеплер пытался научно обосновать гармонию сфер, исследуя соотношения угловых скоростей планет ("учение о гармонии мира", 1619), а поэты - Шекспир ("Венецианский купец"), Гёте (Фауст) и романтики - стремились дать новую жизнь этому учению. В современных представлениях специалистов по теории музыки проблемы числовой гармонии и музыки сфер занимают определенное место. При этом ими выделяются особенно проблемы гармонии.
Группа НИТ сознательно или бессознательно своё творчество строит на философии музыкальной гармонии. Музыкальная связь многих людей и стран в направлении, именуемом "гармония",исповедуемая группой НИТ, даёт плоды в форме удивительной гармоничной полифоничной музыки.
Это проявляется в том, что разрушительные тенденции постмодернизма и действие музыкального влияния западных стран (тяжелый рок, пан-рок, хардкор), проповедующие анархию, насилие, свободу и т.д., не сумели разрушить позитивный настрой лучшей группы сербской музыкальной культуры, не повлияли на её музыкальный стиль.
Теперь вспомним идею о Единстве мира. Её исповедовал К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, а еще раньше представление о законе "Единства мира", о мире, как Едином целом возникали в древних цивилизациях. При чисто этническом различии эти представления встречаются в ушедших цивилизациях Шумерии, Ассиро-Вавилонии, Древнем Египте, Древней Индии, Инков, Майя и Ацтеков и т.д. В начале XX века Макс Планк вывел уравнения квантовой физики, выдвинул гипотезу, которая была экспериментально подтверждена, согласно которой всё в этом мире соединено между собой на микроуровне. Эта гипотеза стала основой множества научных теорий, которые доказывают, что все объекты, когда-либо бывшие частями целого остаются соединенными навсегда. "Речь идет о едином энергетическом поле, способным связать не только все физические массы, но и растительный, животный мир и даже мысли людей с жизнью Вселенной".
А.Л Чижевский в своей знаменитой книге: "Земное эхо солнечных бурь" подчеркивает Единство мира:
Теперь мы можем сказать, что в науках о природе идея оединстве и связанности всех явлений в мире и чувство мира как неделимого целого никогда не достигали той ясности и глубины, какой они мало-помалу достигают в наши дни. Но наука о живом организме и его проявлениях пока еще чужда расцвету этой универсальной идеи единства всего живого со всем мирозданием...А между тем всегда, от начала веков как в бурные, так и в мирные эпохи своего существования, живое связано со всей окружающей природой миллионами невидимых, неуловимых связей - оно связано с атомами природы всеми атомами своего существа. Каждый атом живой материи находится в постоянном, непрерывном соотношении с колебаниями атомов окружающей среды - природы; каждый атом живого резонирует на соответствующие колебания атомов природы. И в этом воззрении сама живая клетка является наиболее чувствительным аппаратом, регистрирующим в себе все явления мира и отзывающаяся на эти явления соответствующими реакциями своего организма.
И еще:
Вся солнечная система является частью системы звезд нашей звездной галактики. Быть может, и эруптивная деятельность на Солнце, и биологические явления на Земле суть соэффекты одной общей причины - великой электромагнитной жизни Вселенной. Эта жизнь имеет свой пульс, свои периоды и ритмы. Наука будущего должна будет решить вопрос, где зарождаются и откуда исходят эти ритмы.
Чижевский А.Л. пишет, что главным возбудителем жизнедеятельности земли является излучение Солнца, весь его спектр, начиная от коротких - невидимых, ультрафиолетовых волн и кончая длинными красными, а также все его электронные и ионные потоки. Они служат "передатчиками состояний" и заставляют каждый атом поверхностных оболочек Земли резонировать созвучно тем вибрациям, которые возникли на центральном теле нашей системы.
В великом разнообразии проявлений этого резонанса, где наша мысль тонет в беспредельности форм, красок и звуков, мы мало-помалу научились понимать связанность и общность разрозненных явлений и представлять их в единой синтетической картине жизни солнечно-земного мира. Великолепие полярных сияний, цветение розы, творческая работа, мысль - всё это проявление лучистой энергии Солнца.
Я зашел в этом анализе далеко. Мы видим всеобщие взаимосвязи везде и всюду. Остановимся и посмотрим с позиций изложенного на творческую природу группы НИТ. Творческая работа, музыкальная мысль, этот шнур, нить группы НИТ охватывает всё человечество. Вместе с этническими различиями музыки стран и эпох нам открываются в их интерпретации безбрежные пространства древней и современной истории этих стран, через язык, через интонационный шнур. Сливается история, эпохи мелькают за эпохой и как бы машина времени переносит нас через музыкальную культуру к тем людям, которые были тогда и есть сейчас. Это воздействие лучистой энергии Солнца, эта удивительная связь всего и со всем, эта способность улавливать в различных этнических субкультурах гармонию- необычайное достижение группы НИТ.
И еще один удивительный момент музыкальной мысли группы НИТ. Смотрите: ведь эти симпатичные люди безусловно талантливы. В их музыкальных устремлениях просматривается взаимосвязь таланта с массой мировых знаний в области музыки. А это по определению "креатология". Они сами, того не понимая, открыли новое направление в искусстве: "музыкальную креатологию". И я всегда готов дать теоретическое обоснование этому новому направлению в искусстве, естественно только по их просьбе.
А теперь отойдет от теории и посмотрим реальную жизнь группы НИТ. В жизни - это милые, хорошие, замечательные люди.
Вот они сидят в ресторане (фото) Gostovanje na "Poetskom ?ošetu" u restoranu Stenka. Они даже в ресторане умудряются работать.
Как Вы уже убеждаетесь: музыкальный стиль группы НИТ - гармония, тонкое изящество в вокальном исполнении мелодии, несравненный, присущей группе НИТ эстетизм и полифония.
К сожалению, Настя больше не поет в группе. Она пела? и играла на гитаре пока жила в Сербии, а когда уехала домой в Москву у нас появились новые члены в группе (комментарий группы НИТ)
Послушайте еще одну песню Grupa Nit - Barso re megha (cover)
Я не закончил тему об этой лучшей в мире группе НИТ, группе имеющую собственную философию, собственный бренд (они называют его логотип), новое направление в искусстве: "музыкальную креатологию". Это - уникальная группа, использующая все достижения всеобщей связи эпох, культур, народов.
Я буду еще и еще раз писать об этом чудесном музыкальном феномене, именуемом "группа НИТ". Сербия может гордиться этими её лучшими представителями на музыкальном небосводе.
В следующий раз попытаюсь показать вам индивидуальность этой группы.